Альтернативные формы брака и семьи

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Альтернативные формы брака и семьи". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Альтернативные формы брака

Несмотря на существование юридических критериев, определяющих, кого можно считать супругами, многие браки отличаются от традиционного моногамного (один мужчина — одна женщина) брака. Ниже будут вкратце описаны некоторые аспекты альтернативных (нелегальных) форм брака, поскольку они связаны с гетеросексуальным поведением.

В триадах, или в браках из трех человек, могут участвовать один мужчина и две женщины или двое мужчин и одна женщина (вторая форма встречается реже). Триады обычно образуются более естественным образом, чем браки с большим числом участников, требующие определенного замысла и планирования, и часто возникают на основе уже существующей дружбы или любви (Constantine, 1978). Иногда они формируются на основе сложившихся ранее сексуальных отношений, хотя во многих случаях секс — не главная причина, определяющая выбор этой формы альтернативного брака. Вот как объясняет это 26-летняя женщина, участвующая в триаде из двух женщин и одного мужчины.

Большинство людей считают наш брак просто оправданием для свободных сексуальных отношений, но это вовсе не так. Если бы нашей главной целью был секс, то для чего нам надо было затевать всю эту мороку с тройственным браком, из-за которого все считают нас по меньшей мере странными? Истинная причина нашего брака в том, что все мы любим друг друга и хотим быть вместе, разделяя радость и горе. Секс — всего лишь часть этой общей жизни, хотя эта часть доставляет нам удовольствие. (Из картотеки авторов.)

Мотивация и динамика формирования триад подробно обсуждается в обзоре Karlen (1988).

В следующем разделе мы обсудим несколько других нетрадиционных форм брака, а целибат как возможная альтернатива гетеросексуального брака будет рассмотрен в гл. 17.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 592 ; Нарушение авторских прав? ;

[1]

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Современные формы брака и семьи

Читайте также:

  1. Choose the correct answerНачалоформы
  2. III. Редкие формы
  3. III. Редкие формы
  4. III.) Общественные формы и их энергетический баланс
  5. IV. Современные методы усиления фундаментов.
  6. Message job: (амер.) Послать сообщение. Перемещение пули в чье-то тело, передав таким образом специфическое сообщение до команды или Семьи. См. MoeGreen Special.
  7. V2: 03.06. Безработица и ее формы
  8. V2: Сущность процесса обучения. Общие формы организации учебной деятельности
  9. А. Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля знаний
  10. Абстрактное мышление и его формы.
  11. Агностицизм и его формы.
  12. Аккумулятивные эоловые формы рельефа

Исторические формы брака и семьи.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брачные отношения – это отношения двух людей: сексуальные, нравственно-психологические, социальные.

В начале существования общества брачных отношений как таковых не было. Были отношения промискутента – беспорядочные половые связи.

С возникновением рода появился групповой брак. Его форма – экзогамия – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода. Вступать в половые отношения можно только с членами другого рода.

К групповому браку относится и полигамия (многобрачие). Группа мужчин проживавших на определенной территории могла вступать в сексуальные отношения с женщинами с другой территории.

Сожительство – на короткое время мужчина и женщина оставались единственными партнерами друг для друга.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки вытеснялись парными браками – в половые отношения вступают определенный мужчина и определенная женщина.

Первичной формой парных браков был дислокальный брак – мужчина и женщина оставались жить в рамках своей группы, но были постоянными половыми партнерами.

Матрилокальный брак – мужчина переходит в социальную группу женщины.

Патрилокальный брак – женщина переходит в социальную группу мужчины.

Только с появлением классов возникает моногамия. При царе Древнего Вавилона Хаммурапи был создан писчий свод о браке и семье: девушка принадлежала своему отцу, пока не была выкуплена своим женихом.

Брак рассматривался как экономическая сделка.

Продолжала существовать и полигамия:

полиандрия – 1 женщина и несколько мужчин;

полигиния – 1 мужчина и несколько женщин.

Возникновение моногамного брака в период рабовладельческого строя сопровождалось экономическим и психологическим порабощением женщины.

Мужчина занимал доминирующее положение над женщиной.

В период цивилизации в Европе, Америке развиваются брачные отношения – как равные между мужчиной и женщиной.

Современное супружество – это добровольное избрание брачного партнера.

1. кровно-родственная – ограничения на сексуальный контакт между родителями и детьми.

2. групповая семья = групповой брак

3. парная семья = парный брак

4. малая патриархальная семья – характеризуется экономическим господством мужчины и юридическим беспрекословным подчинением супруги и детей; жесткость семейных ролей.

Моногамный брак – возник при появлении частной собственности, появился экономический мотив.

Современное супружество – это добровольное избрание брачного партнера.

Современные альтернативные формы брака:

1. неформальные (гражданские)

[3]

2. открытые (допускается супружеская неверность по обоюдному согласию)

3. групповой брак (партнеров больше двух)

4. свингеры (обмен сексуальными партнерами)

5. бездетные браки (либо вынуждены быть без детей; либо специально не хотят иметь детей);

6. гомосексуальные браки (брак между партнерами одного пола; в Германии, Голландии они разрешены. Супруги имеют право брать детей на воспитание)

7. транссексуальные браки (когда один из супругов например имеет мужской пол, а чувствует при этом себя женщиной)

8. церковные браки

9. дислокальные браки (супруги живут в разных городах)

Брачные отношения основа семьи.

1. малая патриархальная семья – включает в себя три поколения родственников

2. неопатриархальная семья – деловой лидер мужчина, а внутрисемейный лидер жена.

3. неоматриархальная – деловой лидер жена, а внутрисемейный — муж

4. детоцентрическая семья – дети приобретают регулируемое положение, т.е. определенное количество детей, которое семья считает возможным и нужным.

5. супружеская семья – интимность отношений, индивидуальность, право быть самим собой, автономность, без детей

6. неполная семья

7. семьи с незарегистрированными брачными отношениями

8. нуклеарные семьи – расширенные семьи – родители, дети и другие родственники

9. гомосексуальные семьи

10. семья не имеющая в своей основе брачной пары (бабушка воспитывает внука)

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 3582 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Альтернативные формы семьи и брака

Альтернативные семейные стили

К альтернативным семейным стилям отнесем единобрачные модели, которым присущи те или иные нетрадиционные характеристики. Строго говоря, имеются в виду фактические браки, «последовательная полигамия» и семья с неродными родителями.

Фактические браки приобретают все возрастающую популярность в западном мире. Не осталась в стороне и Россия. Молодые люди во всех странах полагают, что ни любовные клятвы, ни заверения в вечной верности не делают брак устойчивым, отношения могут быть стабильными в большой мере благодаря рождению желанного ребенка. Исходя из этого, юноши и девушки предпочитают интенсивное общение, которое подразумевает и сексуальную близость, но юридически оформляют свои отношения, как правило, лишь в случае, когда по обоюдному согласию зачинают ребенка. Эти контакты, даже существующие достаточно долго, правовым закреплением могут и не завершиться.

По свидетельству Л. Русселя, проанализировавшего статистический материал по пяти странам (Дания, Франция, Голландия, Швеция и США), широкое распространение фактических браков начинается с середины 70-х годов. В связи с тем что для многих молодых людей сожительство предшествует официальному браку, то его вполне можно охарактеризовать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений.

Читайте так же:  Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации

В России не проводилось в буквальном смысле такого рода опросов. Однако имеется ряд косвенных данных о распространенности сожительства.

Сотрудники Центра демографии и экологии человека под руководством А. Г. Вишневского, обобщив статистику микропереписи 1994 г., впервые смогли с большой достоверностью оценить долю лиц, живущих в незарегистрированном браке в целом по стране. По их свидетельству, сожительствовали 6,5% мужчин и 6,7% женщин, считавших себя состоящими в браке. Среди женщин наиболее интенсивно незарегистрированные брачные союзы формируются в самых молодых возрастах: 16—20 лет. К 26 годам показатель существенно снижается и наименьшее значение имеет в промежутке между 30—33 годами (8, с. 70—72). Нет сомнения, реальное распространение незарегистрированных браков в России превышает уровень 7%.

Повторные браки — вовсе не современное открытие. Они в прошлом проявлялись как реакция на половозрастную асимметрию. Англия, Франция – ок.30% всех браков заключались вдовцами.

С точки зрения американского социолога Б. Адамса, повторные браки в США встречались всегда, но до текущего столетия почти все они были следствием овдовения. Сейчас же иное положение дел: в 1900 г. 3% всех новобрачных приходилось на разведенных; в 1930 г. — 9%; в 1975 г. — 25%. В пределах пяти лет после развода 3/4 бывших супругов вступают в брак. При этом более склонны к последовательной полигамии черные, менее образованные и женщины с низкими доходами.

В России: а) рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин; б) заключение повторных союзов к началу 90-х годов стало событием равновероятным для обоих полов; в) устойчива и незначительна доля вдовых среди вступающих в последовательно полигамные отношения. В то же время нельзя не отметить и определенного своеобразия протекания этого процесса в сельской местности. Сотрудники упомянутого Центра демографии и экологии показали, что тенденция роста последовательной полигамии «корректируется неравномерным вступлением в повторный брак разошедшихся в зависимости от года развода. В течение двадцати пяти лет число повторных браков в условных поколениях снижается, особенно заметно у мужчин и женщин-горожанок». Рост уровня разводимости наряду с постепенным отказом от заключения последовательно полигамных браков — один из показателей изменения ценностей и стереотипов традиционной семьи и поиска новых ее моделей.

Семьи с неродными родителями. Повторные союзы, особенно в тех случаях, когда женщина, имеющая ребенка, рожает еще от нового партнера, сопровождает клубок трудно разрешимых противоречий. Пределы семьи становятся расплывчатыми, характер же отношений женщины с бывшим мужем-отцом и актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев (сестер) между собой — неопределенными и запутанными.

Американские социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей. Во-первых, супруги, прожившие совместно более семи лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее трех лет. Во-вторых, пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и с неродными родителями. В-третьих, отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми. И, в-четвертых, близость во взаимоотношениях между падчерицей-пасынком и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.

Аналогичные проблемы существуют и в российских семьях с «неродными» родителями. Однако отечественные исследователи, в принципе, игнорируют так называемую «сводную» семейную модель.

Единственное исключение — Т. Гурко, которая хотя и мельком, но все же затронула некоторые сюжеты. Согласно ее наблюдениям, девочки из семей с отчимом хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из материнских моделей, чаще курят. Как бы то ни было, определенную целостность «сводной» модели придают дети. Вновь созданная семья расширяется в своих очертаниях, где через детей оказываются связанными несколько взрослых — прежние или новые супруги, их родственники по восходящей и по боковой линиям. Сегменты «мать—дети» образуют наиболее стабильные звенья в этой сложной сети. Таким образом, мы наблюдаем нечто вроде перехода от патрилинейной и нуклеарной системы к модели расширенной семьи при преобладании матрилинейности.

Представленные типы отношений, безусловно, единобрачны. Отличие от классической моногамии в основном стилевое.

Часто сюда же включают и «Годвин-брак» (У. Годвин — английский анархо-социалист — впервые обосновал желательность такой формы взаимоотношений). О частоте распространения раздельного проживания супругов в России можно судить по прямым наблюдениям и переписям населения. По приблизительным оценкам, доля супругов, живущих отдельно, составляла по переписи населения 1970 г. 3,4% мужчин, считавших себя женатыми, 5,8% женщин, считавших себя замужними. По переписи населения 1979 г. мужчин, проживающих без жен, оказалось также 3,4%, жен без мужей — 3,5% . Здесь не обойтись без одного комментария. Раздельное проживание супругов ни в коем случае не должно ассоциироваться с «сепаратизмом».

«Брачный сепаратизм», как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой, путем их временного разъезда; перманентное же раздельное проживание, по замыслу Годвина, предотвращает самую возможность возникновения такого состояния.

Годвин-брак представляет собой маргинальную форму между альтернативным стилем жизни (когда речь идет исключительно о раздельном проживании) и альтернативой единобрачия (когда речь идет в том числе и о соревновательности в экспрессивной сфере). Обратимся к рассмотрению последних.

Возникновение любых альтернатив можно рассматривать как вызов неравенству. По-видимому, в нашем конкретном случае неравноправие полов привело к прорыву самовыражения и как к одному из его последствий — формированию альтернативных (классической моногамии) браков. Если описанные в предыдущем параграфе модели семьи в отечественной специальной литературе мало анализировались, то к изучению генезиса и принципов функционирования альтернативных моделей исследователи, по большому счету, практически не приступали.

Многократно сложнее высветить женскую бигамию. Голод, осознавая терминологическую нестрогость, обозначает женскую бигамию — суаньнантажем (sojgnan-tage — от франкского глагола sunnjon — заботиться, беспокоиться). Суаньнантаж — это устойчивый брачный союз (т. е. приводящий к рождению ребенка) замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства — заботиться о своем ребенке.

На протяжении XX в. во многих странах в периоды социальных катаклизмов в молодежной среде возникают специфические объединения—коммуны, которые претендуют на занятие места семьи. В России они были преимущественно распространены в 20-е годы.

Обобщая опыт российских коммун, можно сказать, что кое в чем он пригодился при организации студенческих и рабочих общежитий. Выполнить же роль нового показательного института коллективной жизни коммуны не смогли.

Нечто подобное наблюдалось особенно широко в 70-е — 80-е гг. в Германии (И. Хайдер), во Франции (Л. Руссель), в Англии (Р. Рапопорт) и США (Р. Вейс).

В Германии в начале 70-х годов коммуны представлялись обывателю ужасным кошмаром. С тех пор наступило определенное успокоение. Они стали менее радикальными, часто менее политизированными и в чем-то «обуржуазились». Общим для всех форм коммун является лишь то, что большое число не связанных родством (часто и браком) людей собираются в квартире (или в доме) для совместного ведения хозяйства. Количество жилищных сообществ, в принципе, незначительно. К примеру, в 1981 г. в ФРГ только 5% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет жили в них. Каждая четвертая или пятая община включала и детей.

Легко предвидеть, что у некоторых обывателей сложится впечатление о кризисном состоянии моногамии. К великому сожалению, так думает даже часть специалистов. Один из них, например, пишет: «Сексуальная революция» XX в. сопровождается ломкой традиционной моногамии, заменой ее «семьей-коммуной», гипертрофированием роли секса в жизни человека». Однако Голод утверждает, что это примитивизированное идеологическое клише. Во всех промышленно развитых странах (разумеется, и в России) базовой семьей, несмотря на существенную ее трансформацию, как и в прошлом, остается моногамия, на ее фоне все альтернативы выглядят небольшими вкраплениями.

Читайте так же:  Вопрос по защите права ребенка

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

Альтернативные формы семьи

За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни.

Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», – именно ее чаще предпочитают шведы и шведки традиционной семье. Самбо не влечет за собой никаких юридических обязательств супругов, предполагает раздельное владение имуществом, сбережениями, заработками, свободу взаимоотношений и выхода из брака. Закон только обязывает супругов, заключивших самбо, заботиться о совместных детях.

В Швеции есть и такая форма полубрачных отношений, как «сербо», предполагающая, что супруги могут навещать друг друга по определенным дням. Различные формы брака могут скрепляться специальным контрактом.

Совместная жизнь без вступления в брак . В России такая форма семьи получила название «гражданский брак». Напомним, что под гражданским браком, в отличие от брака, освященного церковью (церковного брака), со времени Великой французской революции понимались брачные отношения, утвержденные государством (брак, заключенный в мэрии). Более того, церковь, да и государство, долгое время не признавали законность того, что сегодня в России понимают под гражданским браком. По римскому праву, например, не зарегест-рированное длительное сожительство мужчины и женщины (конкубинат) допускалось, но дети от этого сожительства считались незаконнорожденными. За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Так, в США, с 1970 по 1981 г. их число выросло с 523 тыс. до 1 млн 808 тыс. чел., т. е. увеличивалась на 246 %. Большинство таких пар не имеет детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое внимание вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Ясно, что партнеры и их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Коммуны. Это форма расширенной семьи. Члены коммун полагают, что они уходят от узости, одиночества, материализма и лицемерия общества и его семейной основы. Нормы отношений между членами в коммунах разные. Во многих главной задачей считается воспитание детей, при этом каждый из родителей отвечает за всех детей. Однако проблемы все равно возникают. Выявлена нестабильность коммун, хотя некоторые существуют годы. Трудно координировать повседневную жизнь, избежать ревности и конфликтов. Есть проблемы работы и лидерства. Большинство коммун (например, в США их 3000) – сельскохозяйственные и воспроизводят патриархальность. Много проблем возникает в коммунах и с сексуальной свободой.

Растет число так называемых пробных браков, суть которых заключается во временном сожительстве партнеров. Когда они решают иметь детей, оформляется законный брак. Маргарет Мид назвала эту форму «двухшаговый брак».

Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи, давно наблюдаемая на Западе, ныне характерна и для России. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нынешних российских условиях роль института брака возрастает прежде всего в регулировании отношений собственности.

Все отмеченные тенденции не могут не вести к многообразию семейных форм. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о «семье», в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о различных формах семьи. Ответить на вопрос, что такое семья, можно либо сузив объем понятия, как предлагают некоторые западные ученые (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо выделив различные типы семей как особого рода малые группы. Последнее важно при проведении эмпирических исследований.

Будущее семьи

Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке. Следует помнить, что семья как социальный институт прошла длительный путь развития и адаптации к самым различным условиям существования, отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания ее гибели отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

История развития семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Так, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации исполняется не только семьей, но и другими институтами (дошкольными учреждениями, школами). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных взаимоотношений. Но, безусловно, она не исчезнет из современного общества.

Вопросы для самоконтроля

Какие фазы прошла семья в своем историческом развитии?

Назовите разновидности домовой общины.

Дайте определение семьи.

Какие стороны семьи изучает социология?

Каково социальное содержание брака?

Назовите категории семьи.

Раскройте их содержание.

Какие функции выполняет семья?

Каковы особенности современной семьи?

Назовите основные проблемы современной семьи.

Раскройте их содержание.

Дайте характеристику детоцентристского типа семьи.

Раскройте содержание понятия «супружеская семья».

Что такое супружество?

Каковы современные альтернативы семье?

Каково будущее семьи?

Литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 362–391.

Гуманистический подход к охране здоровья. М., 1998.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

Маркович Д. Ж. Общая социология. М., 1998. С. 239–247.

МендраА. Основы социологии. М., 2000. С. 191–214.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения: В 3 т.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 676 | Нарушение авторских прав

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений

Читайте также:

  1. I. История развития информатики
  2. II период развития науки – средневековый.
  3. II. История развития муниципального управления в России
  4. VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЛОРУССКОЙ ССР
  5. Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений
  6. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УР
  7. АНАЛИЗ РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ
  8. Антагонизм — это форма взаимоотношений между организмами, когда одни из них выделяют вещества (антибиотики, фитонциды, токсины) отпугивающие развитие других.
  9. Базовой культуры личности и ее развития
  10. Биологические факторы развития человека
  11. В 1864г.было основаноГенеральное общество для содействия развития торговли и промышленности.
  12. В процессе формирования и развития социологии сложилось

В настоящее время в цивилизованном обществе всё больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений. возрастает количество семей, предпочитающих альтернативные формы устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется.

Западный учёный Р. Зидер основательно изучил этот феномен. Концепция традиционного брака представляется молодым людям слишком тяжеловесной и обязывающей, поэтому они более предпочитают экспериментальные браки, что, по-видимому, обеспечивает лучшие возможности для познания жихни и облегчает разрыв сложившихся отношений.

1. Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.

2. Незарегистрированное сожительство.

3. Сознательно бездетный брак.

4. Повторный брак.

5. Открытый брак.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Договор генерального подряда

6. внебрачный секс и интимная дружба.

7. Свингерство.

8. Гомосексуальные пары.

9. Групповой брак, жилые сообщества, коллективные семьи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте семью как систему и расскажите о тенденции её развития.

2. Проанализируйте роль семьи в арзвитии общества и отдельного человека.

3. Перечислите современные модели организации семейных отношений.

4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции брака и семьи в истории человеческого общества.

5. Охарактеризуйте предназначение семьи и её основные функции.

6. Проанализируйте последствия функциональной дезорганизации семейной жизни.

7. Дайте характеристику каждой стадии жизненного цикла семьи.

8. Приведите примеры разных периодизаций развития семейной жизни.

9. Охарактеризуйте динамику развития отношений в брачной паре.

10. раскройте содержание профилактики супружеских конфликтов.

Список литературы

1. Андрушевич И.И., Советы молодой паре – Л., 1982,

Э. Берн, Секс в человеческой любви – М., 1990.

[2]

  1. Васильев К., Любовь – М.: Прогресс, 1982.
  2. Вислоцкая М., Искусство любви, ч. 1-2, — М.: ФиС, 1992
  3. Владин В., Капустин Д. Гармония брака – Ташкент, 1989.
  4. Дружинин В., Психология семьи – М.: изд. КСП, 1996.
  5. Психология половой жизни – М., 1993.
  6. Ковалев С.В., Психология современной семьи – М.,
  7. Ковалев С.В., Подготовка молодёжи к семейной жизни – М.: Просвещение, 1990.
  8. Кинесса М.,Брак под микроскопом – К.: Зодиак – Эко, 1992
  9. Орлов Ю.М.,Половое развитие и воспитание – М.,
  10. Ременник Л., Искусство быть вдовоём – Ир.:Влад, 1990
  11. Рюриков Ю., Мед и яд любви – М.: Молодая Гвардия, 1989.
  12. Сатир В., Как создать себя и свою семью – М., 1992
  13. Андреева И.С., Гулыга А.В., Семья – М., 1991.
  14. Спичак, Семья глазами психолога (сборник тестов) – М., 1995.
  15. Самоукина Н.В., Парадокс семьи и брака – М.: Русская литература, 1998.

16. Самоукина Н.В., Психология совместной деятельности – М., 1993.

17. Ивин А.А., Философия любви – М., 1990.

18. Э. Фромм, Искусство любви – М., 1996.

19. Хорни К., Женская психология – Сп., 1993.

20. Черников В.А., Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики – М., 1997.

21. Шнабль З., Мужчина и женщина, интимные отношения – Кишинев, 1982.

22. Юнда И.Ф., Половая жизнь и здоровье человека – К.: Здоровье, 1985.

23. Яффе Морис, Секс в жизни мужчины – М., 1990

24. Яффе Морис, Секс в жизни женщины – М., 1990.

25. Васильев К., Любовь – М., 1992.

26. Левит Л., Психология для всех и для каждого – Минск, 1996.

27. Беледа Р.В., Богданович Л.А. Гигиенические советы вступающим в брак – М.: Знание, 1980.

28. Шнейдер Л.Б., Психология семейных отношений – М., 2000.

29. Щербатых Ю., Психология любви и секса – М.: ЭКСМО-пресс, 2000.

30. Куприянчик Л.Л., Психология любви – Донецк, 1998.

| следующая лекция ==>
ПРИЧИНЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ И К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | Семья и брак. 1 страница

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 835 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Альтернативные формы семьи

За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни.

Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», – именно ее чаще предпочитают шведы и шведки традиционной семье. Самбо не влечет за собой никаких юридических обязательств супругов, предполагает раздельное владение имуществом, сбережениями, заработками, свободу взаимоотношений и выхода из брака. Закон только обязывает супругов, заключивших самбо, заботиться о совместных детях.

В Швеции есть и такая форма полубрачных отношений, как «сербо», предполагающая, что супруги могут навещать друг друга по определенным дням. Различные формы брака могут скрепляться специальным контрактом.

Совместная жизнь без вступления в брак . В России такая форма семьи получила название «гражданский брак». Напомним, что под гражданским браком, в отличие от брака, освященного церковью (церковного брака), со времени Великой французской революции понимались брачные отношения, утвержденные государством (брак, заключенный в мэрии). Более того, церковь, да и государство, долгое время не признавали законность того, что сегодня в России понимают под гражданским браком. По римскому праву, например, не зарегест-рированное длительное сожительство мужчины и женщины (конкубинат) допускалось, но дети от этого сожительства считались незаконнорожденными. За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Так, в США, с 1970 по 1981 г. их число выросло с 523 тыс. до 1 млн 808 тыс. чел., т. е. увеличивалась на 246 %. Большинство таких пар не имеет детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое внимание вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Ясно, что партнеры и их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Коммуны. Это форма расширенной семьи. Члены коммун полагают, что они уходят от узости, одиночества, материализма и лицемерия общества и его семейной основы. Нормы отношений между членами в коммунах разные. Во многих главной задачей считается воспитание детей, при этом каждый из родителей отвечает за всех детей. Однако проблемы все равно возникают. Выявлена нестабильность коммун, хотя некоторые существуют годы. Трудно координировать повседневную жизнь, избежать ревности и конфликтов. Есть проблемы работы и лидерства. Большинство коммун (например, в США их 3000) – сельскохозяйственные и воспроизводят патриархальность. Много проблем возникает в коммунах и с сексуальной свободой.

Растет число так называемых пробных браков, суть которых заключается во временном сожительстве партнеров. Когда они решают иметь детей, оформляется законный брак. Маргарет Мид назвала эту форму «двухшаговый брак».

Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи, давно наблюдаемая на Западе, ныне характерна и для России. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нынешних российских условиях роль института брака возрастает прежде всего в регулировании отношений собственности.

Все отмеченные тенденции не могут не вести к многообразию семейных форм. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о «семье», в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о различных формах семьи. Ответить на вопрос, что такое семья, можно либо сузив объем понятия, как предлагают некоторые западные ученые (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо выделив различные типы семей как особого рода малые группы. Последнее важно при проведении эмпирических исследований.

Будущее семьи

Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке. Следует помнить, что семья как социальный институт прошла длительный путь развития и адаптации к самым различным условиям существования, отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания ее гибели отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

История развития семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Так, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации исполняется не только семьей, но и другими институтами (дошкольными учреждениями, школами). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных взаимоотношений. Но, безусловно, она не исчезнет из современного общества.

Читайте так же:  Ходатайство о допросе подзащитного с участием адвоката

Вопросы для самоконтроля

Какие фазы прошла семья в своем историческом развитии?

Назовите разновидности домовой общины.

Дайте определение семьи.

Какие стороны семьи изучает социология?

Каково социальное содержание брака?

Назовите категории семьи.

Раскройте их содержание.

Какие функции выполняет семья?

Каковы особенности современной семьи?

Назовите основные проблемы современной семьи.

Раскройте их содержание.

Дайте характеристику детоцентристского типа семьи.

Раскройте содержание понятия «супружеская семья».

Что такое супружество?

Каковы современные альтернативы семье?

Каково будущее семьи?

Литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 362–391.

Гуманистический подход к охране здоровья. М., 1998.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

Маркович Д. Ж. Общая социология. М., 1998. С. 239–247.

МендраА. Основы социологии. М., 2000. С. 191–214.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения: В 3 т.

Альтернативные формы семьи

За последние десятилетия возникало несколько различных альтер­натив семейной жизни.

Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и цер­ковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», — именно ее чаще предпочитают шведы и шведки традици­онной семье. Самбо не влечет за собой никаких юридических обяза­тельств супругов, предполагает раздельное владение имуществом, сбережениями, заработками, свободу взаимоотношений и выхода из брака. Закон только обязывает супругов, заключивших самбо, забо­титься о совместных детях.

В Швеции есть и такая форма полубрачных отношений, как «сер-6о», предполагающая, что супруги могут навещать друг друга по определенным дням. Различные формы брака могут скрепляться спе­циальным контрактом.

Совместная жизнь без вступления в брак. В России такая форма семьи получила название «гражданский брак». Напомним, что под гражданским браком, в отличие от брака, освященного церковью (церковного брака), со времени Великой французской революции понимались брачные отношения, утвержденные государством (брак, заключенный в мэрии). Более того, церковь, да и государство, долгое время не признавали законность того, что сегодня в России понимают под гражданским браком. По римскому праву, например, не зарегистрированное длительное сожительство мужчины и женщины (кон­кубинат) допускалось, но дети от этого сожительства считались не­законнорожденными. За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Так, в США, с 1970 по 1981 г. их число выросло с 523 тыс. до 1 млн. 808 тыс. чел., т. е. увеличивалась на 246%. Большинство таких нар не имеет детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое внимание вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Ясно, что партнеры и их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Коммуны. Это форма расширенной семьи. Члены коммун полагают, что они уходят от узости, одиночества, материализма и лицеме­рия общества и его семейной основы. Нормы отношений между членами в коммунах разные. Во многих главной задачей считается вос­питание детей, при этом каждый из родителей отвечает за всех детей. Однако проблемы все равно возникают. Выявлена нестабильность коммун, хотя некоторые существуют годы. Трудно координировать повседневную жизнь, избежать ревности и конфликтов. Есть про­блемы работы и лидерства. Большинство коммун (например, в США 1 их 3000) — сельскохозяйственные и воспроизводят патриархальность. Много проблем возникает в коммунах и с сексуальной свободой. Растет число так называемых пробных браков, суть которых заключается во временном сожительстве партнеров. Когда они решают иметь детей, оформляется законный брак. Маргарет Мид назвала эту форму «двухшаговый брак».

Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи, давно наблюдаемая на Западе, ныне характерна и для России. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нынешних российских услови­ях роль института брака возрастает, прежде всего, в регулировании отношений собственности.

Все отмеченные тенденции не могут не вести к многообразию се­мейных форм. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о «се­мье», в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о различных формах семьи. Ответить на вопрос, что такое семья, можно либо сузив объем понятия, как предлагают некоторые западные ученые (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены — несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо выделив раз­личные типы семей как особого рода малые группы. Последнее важ­но при проведении эмпирических исследований.

Детоцентристская и супружеская семья

В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции, что, в свою очередь, вызвало новые подходы к ее изучению. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей – общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации (о чем шла речь выше). Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, – это повсеместно происходящий процесс размывания поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.

Одна из таких тенденций – тренд к детоцентристскому типу семьи. Для него характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности. Более или менее равноправные отношения между мужем и женой привели к осознанию необходимости планировать время рождения детей и их количество. В силу этого ограничивается репродуктивный период непродолжительным временем (в пределах 5-10 лет) и рождением одного-двух детей. Желанный ребенок превращается в объект родительской любви и стойкой привязанности. Детоцентристская семья по природе малодетна.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное интимно-эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение со второй половины XX столетия. Даже в деревенских семьях, где в недавнем прошлом детям не уделялось особого внимания, с 60-х гг. XX в. многие родители, в том числе и те, кто сам окончил лишь начальную школу, мечтают дать своим детям максимальные возможности для образования. Дети, судя по высказываниям большинства опрошенных сельских жителей, – главный смысл семьи. В детоцентристской семье, как показывают социологические исследования, сколь бы скромным ни был ее бюджет, изыскиваются средства на покупку одежды детям, посещение ими развивающих кружков и школ, театров, концертов и т. п. Многие родители стремятся дать им образование и специальность.

Стремление заботиться о материальной и духовной стороне жизни своих детей – явление положительное. Однако гипертрофированное чувство долга, дополненное отходом от аскетической традиции, подчас приводит к противоположным результатам. Вредит как избыток нежности, так и излишняя авторитарность. Нередко родители не общаются с ребенком на равных. Они навязывают ему свое мнение, не позволяя ребенку проявить самостоятельность.

Появление детоцентристского типа семьи предопределило новую семейную стратегию – адаптацию (психологическую совместимость) супругов. Совместное проживание мужа и жены в условиях отсутствия ожиданий и однозначно закрепленных ролей требует адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов относительно друг друга. Иначе говоря, должен возникнуть ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей степени оказывает воздействие на стабильность семьи. И действительно, судя по эмпирическим материалам (опросы, проведенные С. И. Голодом[11]), существует семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Эти ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, а сдвиги в ней предопределяются стадией развития той или иной семьи.

В последнее время наблюдается зарождение еще одного типа моногамии – супружеская семья. В такого рода семье взаимоотношения определяется не родством (как в патриархальной) и не родительст-вом (как в детоцентристской), а в большей степени отношениями между мужем и женой, т. е. родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Часть социологов считают, что такая семья определяет лицо современной цивилизации.

Читайте так же:  Договор аренды гостиницы

Супружеская семья – исторически наименее стереотипизирован-ное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для отхода от господства зависимых отношений и раскрытия деятельной палитры по всем структурным составляющим семейных отношений: муж – жена, родители – дети, супруги – родственники, дети – прародители. Иными словами, в границах одного семейного типа возникают разнообразные и богатые отношения между полами и между поколениями, возможности самореализации для всех.

Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

Отсюда следует его институциональный характер, симметричность прав и ответственности обоих супругов. Это, кстати, и указывает на исторически недавнее происхождение данного феномена.

В самом деле, принципы, лежащие в основе супружества в современном его понимании, могли практически реализовываться лишь в результате социальных сдвигов, сопровождающихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, внутренней ответственности, усиление самоконтроля) и распространением обозначенных качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации.

Альтернативные формы семьи

За последние десятилетия возникало несколько различных альтернатив семейной жизни.

Так, например, в Швеции с 1988 г. наряду с гражданским и церковным браком узаконена форма брачных отношений, называемая «самбо», – именно ее чаще предпочитают шведы и шведки традиционной семье. Самбо не влечет за собой никаких юридических обязательств супругов, предполагает раздельное владение имуществом, сбережениями, заработками, свободу взаимоотношений и выхода из брака. Закон только обязывает супругов, заключивших самбо, заботиться о совместных детях.

В Швеции есть и такая форма полубрачных отношений, как «сербо», предполагающая, что супруги могут навещать друг друга по определенным дням. Различные формы брака могут скрепляться специальным контрактом.

Совместная жизнь без вступления в брак . В России такая форма семьи получила название «гражданский брак». Напомним, что под гражданским браком, в отличие от брака, освященного церковью (церковного брака), со времени Великой французской революции понимались брачные отношения, утвержденные государством (брак, заключенный в мэрии). Более того, церковь, да и государство, долгое время не признавали законность того, что сегодня в России понимают под гражданским браком. По римскому праву, например, не зарегест-рированное длительное сожительство мужчины и женщины (конкубинат) допускалось, но дети от этого сожительства считались незаконнорожденными. За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Так, в США, с 1970 по 1981 г. их число выросло с 523 тыс. до 1 млн 808 тыс. чел., т. е. увеличивалась на 246 %. Большинство таких пар не имеет детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое внимание вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Ясно, что партнеры и их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Коммуны. Это форма расширенной семьи. Члены коммун полагают, что они уходят от узости, одиночества, материализма и лицемерия общества и его семейной основы. Нормы отношений между членами в коммунах разные. Во многих главной задачей считается воспитание детей, при этом каждый из родителей отвечает за всех детей. Однако проблемы все равно возникают. Выявлена нестабильность коммун, хотя некоторые существуют годы. Трудно координировать повседневную жизнь, избежать ревности и конфликтов. Есть проблемы работы и лидерства. Большинство коммун (например, в США их 3000) – сельскохозяйственные и воспроизводят патриархальность. Много проблем возникает в коммунах и с сексуальной свободой.

Растет число так называемых пробных браков, суть которых заключается во временном сожительстве партнеров. Когда они решают иметь детей, оформляется законный брак. Маргарет Мид назвала эту форму «двухшаговый брак».

Отмеченная тенденция разделения институтов брака и семьи, давно наблюдаемая на Западе, ныне характерна и для России. В то же время необходимо подчеркнуть, что в нынешних российских условиях роль института брака возрастает прежде всего в регулировании отношений собственности.

Все отмеченные тенденции не могут не вести к многообразию семейных форм. Сегодня, очевидно, более уместно говорить не о «семье», в определение которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о различных формах семьи. Ответить на вопрос, что такое семья, можно либо сузив объем понятия, как предлагают некоторые западные ученые (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо выделив различные типы семей как особого рода малые группы. Последнее важно при проведении эмпирических исследований.

Будущее семьи

Одни социологи считают, что семья достигла состояния глубокого кризиса и этот процесс необратим. Другие полагают, что семья скорее находится в процессе трансформации, чем в упадке. Следует помнить, что семья как социальный институт прошла длительный путь развития и адаптации к самым различным условиям существования, отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания ее гибели отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

История развития семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Так, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации исполняется не только семьей, но и другими институтами (дошкольными учреждениями, школами). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных взаимоотношений. Но, безусловно, она не исчезнет из современного общества.

Вопросы для самоконтроля

Какие фазы прошла семья в своем историческом развитии?

Назовите разновидности домовой общины.

Дайте определение семьи.

Какие стороны семьи изучает социология?

Каково социальное содержание брака?

Назовите категории семьи.

Раскройте их содержание.

Какие функции выполняет семья?

Каковы особенности современной семьи?

Назовите основные проблемы современной семьи.

Раскройте их содержание.

Дайте характеристику детоцентристского типа семьи.

Раскройте содержание понятия «супружеская семья».

Что такое супружество?

Каковы современные альтернативы семье?

Каково будущее семьи?

Литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 362–391.

Гуманистический подход к охране здоровья. М., 1998.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

Маркович Д. Ж. Общая социология. М., 1998. С. 239–247.

МендраА. Основы социологии. М., 2000. С. 191–214.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения: В 3 т.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

  2. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

  3. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
Альтернативные формы брака и семьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here