Автомобиль некачественно покрасили. что делать

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Автомобиль некачественно покрасили. что делать". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Некачественная покраска автомобиля

Краткое содержание

  • Некачественная покраска автомобиля у ИП без оформления договора. Как вернуть деньги?
  • Какие документы нужны для подачи иска о некачественной покраски автомобиля.
  • Некачественный ремонт автомобиля
  • Возврат некачественного автомобиля
  • Претензия на некачественный автомобиль
  • Автомобиль покраска
  • Некачественный автомобиль

1. Некачественная покраска автомобиля у ИП без оформления договора. Как вернуть деньги?

1.1. Документы на внесенные деньги есть?

2. Какие документы нужны для подачи иска о некачественной покраски автомобиля.

2.1. Документы, подтверждающие оказание данной услуги, заактированный акт и фотоматериалы, свидетельствующие о некачественной покраске

3. Осенью я отдал в автосервис дверь от автомобиля для покраски в другой цвет, договоренность была только в устной форме, по завершении покраски меня все устроило но сейчас зимой я хлопнул этой дверью на авто и часть краски потрескалась и частично отвалилась, можно ли это считать дефектом некачественной покраски и потребовать устранения перекраски двери? Если да то какие действия мне нужно предпринять до этого?

3.1. Неизвестно. Но, скорее всего, дефект не в работе, дефект в материале (краске), не адекватно реагирующий на погодные условия.

4. Какой срок ремонта по осаго? На данный момент автомобиль находится 55 дней на сто. При выдаче авто обнаружились поломки и некачественная покраска кузова. Автомобиль оставили на сто. Что делать дальше?

4.1. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция) определяет, что
ремонт должен выполняться на протяжении не более 30 дней. Каждый день просрочки обойдется СТО в 0,5 процента штрафа о установленной суммы возмещения.
Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, РФ в котором учитываются разные показатели.

4.2. Дальше претензия в страховую компанию, срок ремонта 30 рабочих дней.

4.3. Дождитесь когда отремонтируют, потом претензию в страховую о выплате неустойки, посчитать надо будет ее и просит выплатят, не выплатят обращаться в суд. Посмотрите вам направление на ремонт должны были давать, там обычно все расписано.

[3]

5. Отдал автомобиль в кузовной ремонт (устранение ржавчины, покраска). Спустя три недели после покраски, обнаружил выползающую ржу там, где выполнялся ремонт. Как заставить СТО вернуть уплаченные средства за некачественно выполненные работы? Могу ли привлечь к ответственности в случае отказа устранять недостатки или отказа возвращения уплаченных средств? Договора нет, чека тоже. Есть свидетели. Спасибо.

5.1. Добрый вам день.
Уважаемая Ирина, в данном случае исполнитель должен возместить ущерб либо закончить свою работу. Но, вы без документов. Доказать можно, но очень сложно. И только через суд.

6. Можно ли вернуть деньги за некачественную покраску автомобиля, если договор был устный.

[2]

6.1. Здравствуйте Вам необходимо обратиться в суд где и доказывать факт заключения между вами договора и условия его выполнения а также требовать компенсации за некачественную работу.


7. Нету финансовой возможности сделать экспертизу по некачественной покраске автомобиля. Можно ли заставить чтобы сделал экспертизу автосервис или страховая компания как заинтересованое лицо т.к она давала направление на ремонт по ОСАГО.

7.1. Нет, нельзя. Но стоимость экспертизы можно в будущем взыскать с ответчика в случае удовлетворения ваших требований.

8. Для ремонта (покраске) моего авто я приобрел краску в спец магазине и передал ее для покраски авто. После выполненыых работ оказалось что цвет покрашеннных деталей отличаются, что меня не устраивает.
Скажите пожалуйста несет ли ответственность сто по покраске автомобиля за некачественный ремот, обязаны ли они были меня известить о том, что краска не соответствует необходимой.

8.1. Нет не несут. Не обязаны. Краску Вы приобрели сами и просили ею покрасить Ваше авто.

[1]

9. На автомойке сбили краску керхером с крыла автомобиля. Ссылаются на некачественную покраску. Крыло красилось у официального дилера. Что можно предпринять в данной ситуации?

Автомобиль некачественно покрасили. Что делать?

Огласите перечень имеющихся доков с кратким содержимым, тут возможны варианты. Скорее, надо согласиться на их экспертизу. Но на обязательных условиях всё фиксировать, фик знает, чё у них на уме. И пусть письменно дадут ответ с предложением провести экспертизу, а также уточнят, хто эти «эксперты», как процедура документально будет оформляться. в общем, копануть, какую халтуру вам хотят подсунуть. Тут вот что. если так развиваются события, возможно, сервис пошёл на попятную, а их а-ля «экспертиза» лишь уловка сохранить лицо.

Но может быть и так

Мы даем гарантию на покраску новой детали, а вам мы перекрасили ваш багажник, так что извините.

шахматистка 16.10.2011 09:42

tabachka 16.10.2011 12:16
А что смущает??

bob63k 27.11.2011 02:53

Юрий917 29.11.2011 01:12

В настоящее время готовлю иск в суд. Если кто подкинет болванку или что нить от себя, буду признателен.
И еще вопрос,если я подам в суд по месту моего жительства(600 км от Москвы) обжаловать решение мирового судьи моего города сервис будет у себя в Москве или в гор. суде моего города.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юрий917 29.11.2011 01:36

# Вы можете предъявить иск в один из судов по Вашему выбору (п.7 ст.29 ГПК РФ) :

* по Вашему месту жительства или пребывания (т.е. по месту жительства или пребывания истца),
* или по месту нахождения ответчика (а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства),
* либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Разъясните пожалуйста что значит по месту пребывания. Ответчик находится в Москве. Я зарегестрирован в Брянской области. Проживаю в Мытищах. Переписка велас на Мытищинский адрес. Могу ли я подать в суд в Мытищах?

Текущее время: 05:20 . Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 — 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot

Автомобиль некачественно покрасили. Что делать?

Многие автолюбители по воле случая сталкивались с таким явлением, как некачественная покраска автомобиля. Причины разные: в поисках удешевления выполнение кузовных работ на сомнительных СТО, попытки произвести окраску своими силами и так далее. Результатом таких действий часто становятся дефекты лакокрасочного покрытия кузова, которые приходится устранять. Силы и средства, которые нужно выделить на исправление, зависят от характера дефектов.

Виды изъянов и причины их возникновения

Качественная покраска автомобиля – мероприятие недешёвое и требующее специальных условий и оборудования. Но если покрасочные работы выполнены и новое покрытие оставляет желать лучшего, нужно определиться с видом дефектов и принимать решение по их устранению:

Методы исправления брака

После того как все дефекты при покраске автомобиля выявлены, необходимо определиться с технологией их устранения. Такое нарушение нового лакокрасочного покрытия, как сетка мелких трещин, невозможно устранить локальными методами.

Учитывая то, что трещины распространяются по всей поверхности по истечении времени, следует всю работу полностью переделать. То есть, удалить бракованное покрытие и нанести новое с соблюдением технологии и всех инструкций к материалам. Если перекрасить авто фрагментарно, матовые пятна будут появляться и дальше по кузову.

«Кратеры» являются дефектом локальным и могут быть исправлены без кардинальных переделок. Участок, на котором они появились, необходимо зачистить наждачной бумагой до полного выравнивания, после чего выполнить весь технологический процесс окрашивания локально, в одном месте. Если таких мест несколько, имеет смысл окрашивать кузов фрагментарно, то есть, целиком крыло или полностью всю дверь и так далее.

Перед тем как убрать шагрень , стоит попробовать вначале обработать мелкой наждачной бумагой и отполировать поверхность на этом участке. Когда краска достаточно свежая, а «апельсиновая корка» очень мелкая, может получиться обойтись малой кровью. Нужно только сделать это оперативно и доверить работу хорошему специалисту.

Если эффект шагрени убрать таким способом не удалось или он изначально был сильно глубокий, то действовать придётся так же, как в случае с «кратерами». Потребуется основательная зачистка и новая окраска участка или целого фрагмента. Тут есть один положительный момент: перекрашивание какой-то области или части кузова автомобиля не будет так заметно, потому что покрытие везде свежее, границы переходов станут невидимы глазу.

Зернистость удаляется полированием всего кузова. Предварительно покрытие аккуратно обрабатывается очень мелкой наждачной бумагой с целью удалить частички пыли. После этого с помощью специальной машины и полировочных составов на поверхность наводится глянец. Если всю работу выполнить правильно, то эффект будет такой, как будто сделана качественная покраска. Зернистость – один из самых простых в устранении дефектов.

Устранение изъянов небрежности – потёков краски, хлопьев и разводов заключается в попытке локально удалить дефект с помощью деревянной тёрки, обёрнутой мелкой наждачной бумагой. Здесь нужна аккуратность и терпение, если получится выровнять покрытие, то можно попробовать его отполировать. Зачастую такой способ даёт положительный результат. В противном случае – как и в предыдущих вариантах, потребуется участок перекрашивать.

Приёмка работ по нанесению нового лакокрасочного покрытия

Отдавая своего «железного коня» в руки мастеров автосервиса для проведения кузовных работ, хорошо бы заблаговременно узнать, как проверить качество покраски автомобиля. Вот несколько рекомендаций в помощь автолюбителям, слабо знакомыми с этими вопросами:

Юридическая сторона вопроса

Не столь большой редкостью считаются ситуации, когда исполнитель в лице автосервиса отказывается устранять брак, допущенный при выполнении кузовных работ. Как правило, это мотивируется тем, что заказчик в вашем лице принял авто без претензий, расплатился и уехал. В таком случае есть возможность решить вопрос в судебном порядке.

Что делать в случае, если на станции технического обслуживания выполнена некачественная покраска автомобиля. Вопрос далеко не однозначный. Но вы должны понимать, что судебная практика показывает следующее: положительное решение о компенсации или исправлении брака будет вынесено при условии, что есть доказательства обслуживания именно в этом сервисе.

Идеальный случай – когда автомобиль постоянно обслуживается на одном СТО на договорной основе. Тогда будут на руках все документы, в том числе и акты выполненных работ. Если таких отношений нет, можно заранее заключить с исполнителем разовый договор о проведении определённого объёма работ согласно дефектному акту. Хуже всего, когда нет никаких документов, законодательство возлагает труд по поиску доказательств сотрудничества с автосервисом на заказчика. Кроме этого, потребуется заключение экспертизы о состоянии лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.

Как действовать, если некачественно покрасили автомобиль в сервисе официального дилера?

Добрый день! Отдал машину на покраску крыла в сервис официального дилера своей машины.Машина не на гарантии, делал за деньги. Первый раз делали 7 дней (1 выходной), не попали в цвет, заметил на утро, т.к. забирал уже было темно. Деньги заплатил, акт подписал. Отдал на перекраску(дается гарантия на покраску). Через 6 рабочих дней позвонил, мне сказали что опять не попали в цвет и будут переделывать. Ждать еще 5 дней. Подскажите, если опять не попадут в цвет, что делать?

Если я напишу претензию, они опять заберут машину и если опять не попадут в цвет то идти в суд?

Могу ли я требовать компенсации за то что три недели хожу пешком?

Как быть с крылом, оно же по факту испорчено и обратно цвет его уже не вернуть?

Как поступить, если плохо покрасили машину в нелегально устроенном покрасочном сервисе?

добрый день . у друга покрасили автомобиль в частной неофициальной мастерской (гаражный сервис) при покраске не попали в цвет с не крашенными деталями различия очень видны. на что говорят что это не их вина..как можно добиться возврата денег или переделки работы у неофициально работающей покрасочной и возможно ли это? спасибо

Ответы юристов ( 1 )

Как поступить, если плохо покрасили машину в нелегально устроенном покрасочном сервисе? добрый день. у друга покрасили автомобиль в частной неофициальной мастерской (гаражный сервис) при покраске не попали в цвет с не крашенными деталями различия очень видны… на что говорят что это не их вина… как можно добиться возврата денег или переделки работы у неофициально работающей покрасочной и возможно ли это?
Сергей

Добрый день!
Да это возможно. Есть какие либо документы?
Если документов нет, то факт заключение договора(устный) будет необходимо доказывать свидетелями.

Вообще необходимо подать претензию исполнителю исходя из смысла статьей 29-30 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

Претензия подается в 2х экземплярах, что бы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии. Если откажутся принимать — отправляйте по почте на юридический адрес(его можно узнать по ИНН организации на сайте налоговой) заказным письмом с уведомлением и описью.

В случае не выполнения ваших требований или если вам не ответят -обращайтесь в суд!

В случае необходимости могу помочь составить Вам грамотную претензию или исковое заявление, которое поможет решить Вашу проблему.

С Уважением! Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!

Закон и Право

Плохо покрасили машину что делать

С мая 2013 года наш портал расширил тематические разделы форума по обмену опытом: добавлены подфорумы Американцы, Корейцы, Немцы, Французы, Японцы, в связи с увеличением автопарков наших посетителей.

Помимо изменения стиля, наш Чат, Почта, Развлекательные и фото/видео разделы, Литература стали встроенными и не трубеют отдельной регистрации. Кроме этого, есть и другие полезные и приятные новшевства с которыми Вы все можете ознакомиться при посещении портала.

С вопросами и предложениями можете обращаться к администрации в специальном разделе форума или через форму обратной связи.

Сестра по незнанию (тупости) зимой почистила машину (всю) скребком. В итоге всё авто было поцарапанное напрочь… Вобщем месяц назад решили освежить краску и поехали в авто-малярку, договорились облить «вкруг». После покраски авто выглядело отлично, сестре сказали, что неделю-две лучше машину не мыть, т.к. краске нужно окончательно высохнуть. Машину не мыла около месяца, а вчера заехала на мойку, помыли из кёрхера и на задней левой двери образовались «дырки» в краске, плюс начала слоиться по краям этих дырок, при ближайшем рассмотрении было выявлено, что в этих местах были пузыри воздуха (следствие плохой подготовки к покраске), сразу поехали опять на мойку и прошли кёрхером каждый мм машины, дабы выявить остальные больные места, но больше ничего не вылезло, так вот: в праве ли я потребовать с той малярки перекраски двери?

Добрый день!
Да это возможно. Есть какие либо документы?
Если документов нет, то факт заключение договора(устный) будет необходимо доказывать свидетелями.

Вообще необходимо подать претензию исполнителю исходя из смысла статьей 29-30 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

Претензия подается в 2х экземплярах, что бы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии. Если откажутся принимать — отправляйте по почте на юридический адрес(его можно узнать по ИНН организации на сайте налоговой) заказным письмом с уведомлением и описью.

В случае не выполнения ваших требований или если вам не ответят -обращайтесь в суд!

В случае необходимости могу помочь составить Вам грамотную претензию или исковое заявление, которое поможет решить Вашу проблему.

С Уважением! Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!

Вы сдали авто в сервис на покраску, но услуга была оказана некачественно. Можно ли что-то сделать? Закон защищает права потребителей. А клиент сервисов и гарантийных центров как раз является потребителем. Он может на законных основаниях вернуть себе деньги или получить качественную услугу.

Что может помочь в доказывании своей правоты?

О защите своих потребительских прав стоит обеспокоиться заранее. Автосервис не может отказаться от возврата средств на основании того, что клиент не предоставил чек. Основание – пункт 1 статьи 25 ФЗ «О защите прав потребителей» (ОЗПП) №2300 от 7 февраля 1992 года. Но это закон, а есть практика. А на практике человеку без документов обычно отказывают в удовлетворении требований.

А потому имеет смысл заранее обеспокоится о наличии документов, подтверждающих оказание услуги по окрашиванию автомобиля:

  • Договор с автосервисом.
  • Чек об оплате.

Если негативная ситуация уже произошла, а документы потребителем подготовлены не были, заменить их можно свидетельскими показаниями. К примеру, квитанции, подтверждающей оплату услуги по окраске, нет. Нет никаких документальных подтверждений обращения в автосервис. Однако клиент пришел в сервис со своим другом. Именно последний может подтвердить факт оказания услуги.

Первый шаг – обращение в автосервис, в котором была заказана услуга по окраске. Предполагается следующий порядок:

  1. Клиент обращается в автосервис вместе с документами или свидетелем.
  2. Составляется заявление с претензиями. В нем можно сделать ссылку на статью 29 ФЗ №2300 «ОЗПП».
  3. Фирма рассматривает документы, удостоверяется в справедливости претензий потребителя.
  4. Если было признано, что авто окрасили действительно некачественно, человеку или оказывают аналогичную услугу повторно, или возвращают деньги.

Решение проблемы на месте – самый быстрый и удобный вариант. Но это не всегда работает. Автосервис может отказать клиенту на этих основаниях:

  • Представители фирмы считают, что окрашивание было исполнено качественно, а потребитель просто придирается.
  • Клиенту незаконно отказывают из-за того, что он не предъявил подтверждающие документы: чек и договор об оказании услуги.
  • Представители компании утверждают, что ущерб окраске потребитель нанес уже после оказания услуги.

Что делать в этом случае? Нужно идти в следующую инстанцию. Это будет суд. Для обращения туда нужно подготовить претензию. В ней излагается эта информация:

  • Вся информация об истце и ответчике: наименование автосервиса, ФИО, адрес.
  • Формулировка претензии, изложение обстоятельств дела.
  • Ссылка на закон (это будет статья 29 ФЗ №2300 «ОЗПП»).

Рекомендуется обратиться за составлением претензии к юристу.

Что дальше? Обычно судом назначается независимая экспертиза, которая позволит получить дополнительную информацию по делу. Назначается она при этих обстоятельствах:

  • Компания, оказывающая услугу по окраске, отказывается признать свою вину.
  • Претензии потребителя вызывают у судьи сомнения.
  • Истец не предоставил все необходимые доказательства в пользу своей позиции.

Экспертиза назначается не всегда. Если обстоятельства дела очевидны, то судья принимает решение без вспомогательной информации.

К СВЕДЕНИЮ! Рассмотрение дела займет примерно несколько недель. Именно из-за длительности процедуры проще решить вопрос на первом этапе – при обращении в автосервис.

Правила подачи претензии в автосервис

Претензию следует направлять в двух экземплярах. На одном из них ставится отметка о принятии. Если претензию откажутся принимать, нужно направить ее на юридический адрес сервиса. Документ отправляется заказным письмом с уведомлением.

Некачественная покраска авто в рамках ремонта по ОСАГО

В 2017 году появился ФЗ «О внесении изменений в статью 12 ФЗ №40 “Об обязательном страховании” от 25 апреля 2002 года». Как очевидно из названия, этот закон внес изменения в ФЗ об ОСАГО. Одно из изменений – теперь вместо страховых выплат автовладельцу предлагается ремонт. В рамках этого ремонта может выполняться покраска авто. Что делать, если она выполнена некачественно? Нужно действовать по этому алгоритму:

  1. Организация экспертизы. Экспертиза проводится независимым обслуживающим сервисом. В рамках нее выполняется диагностика авто и выявление признаков некачественной покраски.
  2. Формирование претензии и отправка ее в страховую. Если ответа на претензию не пришло, следует обращаться в суд.

В течение какого времени нужно ждать ответ от страховой? Законом срок рассмотрения претензий не установлен. Обычно он указывается в договоре со страховой компанией. Если в договоре никакой информации нет, то за срок принимается какой-либо разумный период. Как правило, это 10-15 дней. Для надежности можно подождать до 30 дней. Если в течение этого времени ответа от страховой не поступило, следует направлять претензию в суд.

Составление искового заявления

Недовольный потребитель может обратиться в суд с заявлением. В нем указывается эта информация:

  • «Шапка»: информация об автосервисе (название, адрес) и потребителе (ФИО, адрес).
  • Наименование бумаги: это может быть претензия, заявление.
  • Обстоятельства: изложение обстоятельств дела. Рекомендуется перечислить все подробности, которые подтвердят позицию недовольного потребителя. К примеру, это может быть дата обращения в автосервис, перечень оказанных услуг, их стоимость.
  • Необходимо перечислить все недостатки покраски. К примеру, это может быть осыпающаяся краска, трещины, царапины, неверно подобранный тон.
  • Требования. Нужно указать требования, которые, как предполагается, должен удовлетворить суд. К примеру, это может быть возврат денег, повторная покраска.
  • Приложения. Обычно к заявлению прилагаются документы, подтверждающие аргументацию истца. К примеру, это может быть квитанция, договор, гарантия, чеки о дополнительных тратах. Перечень прилагаемых документов должно содержаться в заявлении.

Для помощи по составлению иска можно обратиться к юристу.

Что можно потребовать?

На что может рассчитывать недовольный потребитель? Предполагаемые требования изложены в статье 1095 ГК и статье 29 ФЗ №2300 «ОЗПП». В частности, это следующие требования:

  • Возврат денег за услугу.
  • Возмещение ущерба, если он причинен в ходе покраски.
  • Оплата дополнительных расходов потребителя, связанных с исправлением последствий некачественной покраски.
  • Повторная покраска автомобиля.

Для повышения шансов на удовлетворение дела нужно быть разумными в своих требованиях. Если они будут слишком масштабными, то судья откажет истцу.

Сроки устранения недостатков некачественной окраски

Итак, недовольный потребитель может потребовать повторного оказания услуги и устранения недостатков (к примеру, трещин). В течение какого времени автосервис должен исполнить требования? Сроки указаны в статье 30 ФЗ №2300 «ОЗПП». Точнее, в этом законе прописано, что сроки устранения устанавливаются потребителем. Однако они должны быть разумными. То есть, если для покраски и последующего просыхания краски нужны сутки, потребитель не может требовать оказания услуги в течение часа.

Если представители автосервиса не успели в установленный срок, за каждые сутки просрочки начисляются пени. Порядок их начисления оговорен пунктом 5 статьи 28 ФЗ «ОЗПП».

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Некачественная покраска автомобиля — Вопрос №20140

Светлана г. Волгоград

Здравствуйте! Посоветуйте пожалуйста что же делать. Отдала машину в ремонт. Требовалась полная покраска кузова. Машину покрасили,но после первой мойки началось частичное отслоение лакокрасочного покрытия. Никаких актов приемки,ни актов выполненных работ не писали,т.е. документальных подтверждений,что именно в данном автосервисе выполнялись работы нет! Сделали экспертизу,экспертиза выявила некачественную покраску автомобиля. Отправила исполнителю,претензию,ответа никакого не последовало. Подготовили иск в суд так как договорных отношений никаких с автосервисом нет, я ссылаюсь на Закон о защите прав потребителей ст.14 Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) п.2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. После чего выяснилось,что данный автосервис работает официально только по такому виду деятельности как : Ремонт двигателей,диагностика. т.е. покраска автомобилей нигде не зарегистрирована. Подскажите пожалуйста есть ли у меня шансы выиграть суд и вернуть затраченные мною деньги и могу ли требовать возмещения морального вреда? Спасибо!

Что делать, если сделан некачественный ремонт по ОСАГО или КАСКО: подробная инструкция

Проведение ремонта транспортного средства за счет страховой компании является одной из наиболее распространенных форм страхового возмещения по КАСКО и ОСАГО. Более того, в 2017 году, после принятия изменений в закон об ОСАГО, денежные выплаты по обязательной автогражданке должны полностью уступить место проведению восстановительного ремонта.

Проведение ремонта транспортного средства за счет страховой компании является одной из наиболее распространенных форм страхового возмещения по КАСКО и ОСАГО.

Более того, в 2017 году, после принятия изменений в закон об ОСАГО, денежные выплаты по обязательной автогражданке должны полностью уступить место проведению восстановительного ремонта.

Страховое возмещение путем восстановительного ремонта представляет собой удобный вариант для автовладельца, и выгодный – для страховщика. Однако здесь имеется одна существенная проблема. Всегда существует вероятность, что СТО выполнит некачественный ремонт по ОСАГО или КАСКО.

Как автовладельцу в этом случае защитить свои права и интересы?

Передача автомобиля в ремонт по КАСКО и ОСАГО

Восстановительный ремонт в рамках страхового возмещения выполняет СТО, с которой у вашей страховой компании заключен соответствующий договор. После оформления страхового случая и определения размера возмещаемого ущерба, страховщик организует и оплачивает проведение ремонта и направляет клиента в СТО. Уже на этом этапе необходимо предусмотреть возможность некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.

Чтобы впоследствии было меньше сложностей, следует проследить за правильным составлением акта приема-передачи транспортного средства. В этом документе должны содержаться следующие основные сведения:

  1. подробные сведения о ремонтируемом транспортном средстве;
  2. перечень и точное описание повреждений авто;
  3. дата и цели передачи транспортного средства в ремонт;
  4. сведения о стороне, принимающей транспортное средство.

Акт должен быть заверен подписями и печатями сторон.

После проведения ремонта автовладельцу необходимо тщательно осмотреть машину. Выявленные недостатки обязательно следует отразить в акте приема-передачи. Если этого не сделать, порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО может быть существенно осложнен. Доказать происхождение многих недостатков и повреждений в связи с некачественным ремонтом бывает очень сложно, если они не выявлены непосредственно после проведения работ.

Порядок действий после некачественного ремонта по КАСКО

Кто должен отвечать?

Чтобы определить порядок действий после некачественного ремонта по КАСКО, необходимо, прежде всего, определиться с тем, кому предъявлять претензии.

На первый взгляд, ответственность за некачественное выполнение ремонтных работ должен нести автосервис. Однако специфика восстановительного ремонта по КАСКО заключается в том, что он представляет собой «натуральную» форму выплаты страхового возмещения. В данном случае действуют взаимоотношения страхователя и страховщика.

Руководствуясь этими соображениями, Верховный Суд РФ указал своим постановлением № 20 от 27.06.2013 г, что ответственность перед автовладельцем за некачественно проведенный восстановительный ремонт по КАСКО несет страховая компания. Поэтому именно к страховщику необходимо обращаться с претензиями.

Порядок действий автовладельца

Любого автовладельца, который столкнулся с подобной проблемой, интересует, что делать после некачественного ремонта по КАСКО . Порядок действий должен быть следующим:

  1. Провести независимую экспертизу у независимых экспертов для выявления недостатков ремонтных работ и определения стоимости их устранения. Позвоните +7 (499) 426-08-23, мы вас проконсультируем.
  2. Составить претензию на имя страховщика для получения компенсации.
  3. Направить претензию с приложением экземпляра экспертного заключения в страховую компанию заказным письмом или вручить представителю страховщика под роспись.
  4. При отсутствии надлежащей реакции на претензию со стороны страховой компании обратиться с иском в суд.

Специфической является ситуация, если при выполнении восстановительного ремонта СТО были допущены недостатки, которые невозможно выявить во время приемки. Примером может быть установка неоригинальной детали вместо фирменной, некачественное исполнение работ, повлекшее поломку другой детали и т.д.

Необходимо учитывать, что подать претензию на некачественный ремонт по КАСКО можно в течение 2 лет после его проведения. При существенных недостатках выполнения ремонта срок подачи претензии увеличивается до 10 лет. Поэтому сразу после выявления проблемы необходимо провести независимую экспертизу, которая зафиксирует наличие неисправностей и установит их связь с некачественным ремонтом.

Чего требовать?

В претензии на некачественный ремонт по КАСКО вы имеете право требовать один из следующих вариантов компенсации:

  • бесплатное устранение выявленных недостатков;
  • уменьшение стоимости выполненного ремонта на соответствующую сумму с выплатой разницы;
  • возмещение расходов на самостоятельное устранение недостатков.

Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вас интересует, что делать после некачественного ремонта по ОСАГО , то в данном случае принципиальной разницы между двумя видами страхования нет. Поэтому порядок действий будет аналогичным КАСКО:

  1. Провести независимую экспертизу . Позвоните +7 (499) 426-08-23, мы вас проконсультируем.
  2. Составить претензию.
  3. Направить претензию страховщику соответствующим образом.
  4. Обратиться в суд при отсутствии реакции на претензию.

Ответственность страховщика за некачественный ремонт по ОСАГО определена в соответствии с постановлением Верховного Суда от 29.01.2015 г. Сроки подачи претензии и возможные варианты компенсации также будут аналогичными.

Проведение экспертизы

Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.

ЦНЭ «Варшавский» оказывает услуги по проведению независимой экспертизы при некачественном ремонте по ОСАГО или КАСКО. Наши эксперты точно выявят все имеющиеся недостатки и помогут добиться полноценного возмещения от страховой компании. Звоните +7 (499) 426-08-23!

Независимую экспертизу проводит эксперт, имеющий соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое в обязательном порядке должно содержать следующие данные:

  • сведения об организации, проводящей экспертизу;
  • время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
  • основания для проведения экспертизы;
  • сведения о заказчике экспертизы;
  • информация о транспортном средстве и его индивидуальные признаки;
  • список использованной литературы;
  • список проведенных исследований;
  • обоснование экспертных выводов.

Данная инструкция поможет вам защитить свои интересы в случае некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Закон «О защите прав потребителей».
  3. Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  4. Закон № 4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ».
  5. Закон № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ».
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 20 от 27.06.2013 г.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 29.01.2015 г.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: На чье имя составлять претензию, если выполнен некачественный ремонт по ОСАГО?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством, ответственность за проведение восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения по ОСАГО (как и по КАСКО) несет страховая компания. Поэтому претензию необходимо составлять и подавать на имя страховой компании.

Вопрос: Что делать, если недостатки восстановительного ремонта по КАСКО были обнаружены через полтора года?

Ответ: Вы можете подать претензию в течение двух лет после выполнения некачественного ремонта по КАСКО. Поэтому, не затягивая время, выполняйте экспертизу.

Вопрос: Что делать, если страховая компания согласна оплатить только ремонт, а специалисты автосервиса утверждают, что требуется замена поврежденной детали?

Ответ: В этой ситуации вы можете выполнить ремонт, после чего провести независимую экспертизу, которая выявит недостатки. По результатам экспертизы можно составить претензию страховой компании на некачественный ремонт после ОСАГО или КАСКО.

Вопрос: Как можно компенсировать моральный ущерб за некачественное выполнение ремонта по КАСКО?

Ответ: Для компенсации морального ущерба необходимо обращаться с иском в суд.

Как определить крашена ли машина?

Здрав­ствуй­те доро­гие чита­те­ли бло­га kuzov.info!

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

В этой ста­тье рас­смот­рим, по каким при­зна­кам мож­но опре­де­лить “кра­ше­на” ли маши­на, то есть про­из­во­дил­ся ли кузов­ной ремонт на авто­мо­би­ле и име­ет ли кузов или его отдель­ные дета­ли не завод­скую покрас­ку.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Завод­ская покрас­ка и сбор­ка авто­мо­би­ля име­ет опре­де­лён­ные стан­дар­ты каче­ства. Новый авто­мо­биль име­ет ров­ные, оди­на­ко­вые зазо­ры меж­ду дета­ля­ми кузо­ва, глад­кое лако­кра­соч­ное покры­тие с оди­на­ко­вым оттен­ком на каж­дой дета­ли, а так­же хоро­шо закры­ва­ю­щи­е­ся две­ри, капот и крыш­ку багаж­ни­ка. Смысл рас­по­зна­ва­ния сле­дов кузов­но­го ремон­та и не завод­ско­го окра­ши­ва­ния, сво­дит­ся к тому, что нуж­но поста­рать­ся най­ти дефек­ты, кото­рые ука­жут на то, что над авто­мо­би­лем про­из­во­дил­ся кузов­ной ремонт. Если ремонт был сде­лан очень каче­ствен­но, то ино­гда даже про­фес­си­о­на­лу быва­ет слож­но опре­де­лить «кра­ше­на» ли маши­на. В боль­шин­стве слу­ча­ев, сове­ты, при­ве­дён­ные ниже, помо­га­ют рас­по­знать ава­рий­ное про­шлое авто­мо­би­ля.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Отличие оттенка

Самый замет­ный при­знак пере­крас­ки дета­ли авто­мо­би­ля – это несов­па­де­ние оттен­ка цве­та. Нуж­но обой­ти маши­ну и вни­ма­тель­но осмот­реть все ли дета­ли име­ют оди­на­ко­вый отте­нок. Нуж­но смот­реть под раз­ны­ми угла­ми. Под одним ракур­сом отте­нок может выгля­деть прак­ти­че­ски оди­на­ко­вым, а под дру­гим отли­чать­ся (см. фото).

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

На нашем при­ме­ре (см. фото), перед­няя дверь пере­кра­ше­на. Она име­ет более тём­ный отте­нок, чем при­ле­га­ю­щая к ней панель кузо­ва. Это часто быва­ет при недо­ста­точ­но хоро­шем под­бо­ре цве­та. Крас­ки с эффек­том «метал­лик» и «пер­ла­мутр» реко­мен­ду­ет­ся кра­сить с напы­ле­ни­ем (пере­хо­дом) на сосед­нюю деталь, а лаком пере­кры­вать обе дета­ли. Тогда не будет замет­но отли­чия в оттен­ке. Если деталь покра­ше­на без соблю­де­ния это­го пра­ви­ла (а это быва­ет часто), то кра­ше­ная деталь будет отли­чать­ся.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Здесь есть одно «но». Отте­нок крас­ки на пла­сти­ко­вых бам­пе­рах может немно­го отли­чать­ся с заво­да. Это свя­за­но с осо­бен­но­стью мате­ри­а­лов, на кото­рые нано­сит­ся крас­ка. На пла­сти­ко­вых бам­пе­рах цвет крас­ки все­гда немно­го отли­ча­ет­ся от цве­та крас­ки на метал­ли­че­ских дета­лях. Более подроб­но об этом може­те про­чи­тать в дру­гой ста­тье.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Граница по краям окрашенной детали

После визу­аль­но­го осмот­ра нуж­но ощу­пать края всех кузов­ных пане­лей и про­ёмов. Не долж­но чув­ство­вать­ся рез­кой гра­ни­цы на пере­хо­де от лице­вой к внут­рен­ней части. Тоже самое с про­ёма­ми, не долж­но быть рез­кой гра­ни­цы, ощу­ща­е­мой паль­ца­ми, на пере­хо­де от внеш­ней части пане­ли в про­ём. Маля­ры закле­и­ва­ют гра­ни­цу пане­ли кузо­ва маляр­ной лен­той, на кото­рую кле­ят укрыв­ной мате­ри­ал. После покрас­ки и откле­и­ва­ния маляр­ной лен­ты оста­ёт­ся неболь­шая сту­пень­ка (раз­ни­ца меж­ду новым сло­ем крас­ки и ста­рой).

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

p, blockquote 12,0,1,0,0 —>

Сей­час суще­ству­ют спе­ци­аль­ные поро­ло­но­вые лен­ты для про­ёмов, кото­рые исклю­ча­ют появ­ле­ние такой гра­ни­цы. Но мно­гие маля­ры по-преж­не­му исполь­зу­ют маляр­ную лен­ту, так как это дешев­ле.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Опыл от краски

Перед покрас­кой кузо­ва маши­ны или отдель­ных её пане­лей кузо­ва, маля­ры закры­ва­ют дета­ли, кото­рые не долж­ны быть окра­ше­ны. Для это­го исполь­зу­ет­ся маляр­ная лен­та и укрыв­ные мас­ки­ро­воч­ные мате­ри­а­лы. Ино­гда оста­ют­ся не закры­тые места, на кото­рые потом попа­да­ет крас­ка. В нашем при­ме­ре, край уплот­ни­те­ля остал­ся не закры­тым, и на него попа­ла крас­ка. Так­же, белая крас­ка попа­ла на рези­но­вую гоф­ру для элек­три­ки (см. фото).

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Это лег­ко заме­тить, когда цвет маши­ны свет­лый и отли­ча­ет­ся от цве­та чёр­но­го цве­та уплот­ни­те­лей. Если цвет окра­ши­ва­е­мо­го авто­мо­би­ля тём­ный, то такие недо­чё­ты будет слож­нее заме­тить.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Следы от шлифования под краской

Если деталь кузо­ва была повре­жде­на, то при ремон­те была исполь­зо­ва­на шпа­клёв­ка, кото­рую вырав­ни­ва­ли шли­фо­ва­ни­ем. После шли­фо­ва­ния, грун­то­ва­ния и покрас­ки, могут быть вид­ны сле­ды от шли­фо­валь­ной бума­ги. Осо­бен­но хоро­шо их вид­но на тём­ной машине, при ярком све­те. Это быва­ет при несо­блю­де­нии тех­но­ло­гии шли­фо­ва­ния, когда сле­ды шли­фо­ва­ния от гру­бой шли­фо­валь­ной бума­ги не уда­ле­ны более мел­кой шли­фо­валь­ной бума­гой. Это замет­ный при­знак, кото­рый гово­рит о том, что деталь кузо­ва ремон­ти­ро­ва­лась и окра­ши­ва­лась.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Шагрень (эффект «апельсиновой корки»)

Завод­ское лако­кра­соч­ное покры­тие име­ет оди­на­ко­вую струк­ту­ру на всех дета­лях кузо­ва. Если на кузо­ве есть неболь­шая завод­ская шаг­рень, то она долж­на быть такой же и на всех пане­лях кузо­ва. Если шаг­ре­ни нет, то её не долж­но быть на всём кузо­ве. Отли­чие в струк­ту­ре лако­кра­соч­но­го покры­тия (к при­ме­ру, круп­ная шаг­рень) может гово­рить о том, что деталь пере­кра­ши­ва­лась.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Так­же и отсут­ствие шаг­ре­ни на одной дета­ли, может гово­рить о том, что деталь пере­кра­ши­ва­ли.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Дефекты окрашивания

Нуж­но вни­ма­тель­но иссле­до­вать каж­дую окра­шен­ную деталь кузо­ва на нали­чие дефек­тов окрас­ки. Если лако­кра­соч­ное покры­тие име­ет такие дефек­ты, как под­тё­ки, вклю­че­ния мусо­ра в затвер­дев­шую крас­ку, мато­вость и пр., то это пря­мой при­знак не завод­ской окрас­ки.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

На этом фото отсла­и­ва­ет­ся лак, что так­же гово­рит о том, что деталь кра­си­ли и при этом не очень хоро­шо.

p, blockquote 24,1,0,0,0 —>

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Смотрите на отражение лакокрасочного покрытия

Что­бы заме­тить сле­ды кузов­но­го ремон­та и покрас­ки нуж­но обра­тить вни­ма­ние на гля­нец лако­кра­соч­но­го покры­тия. Боко­вые пане­ли кузо­ва нуж­но про­ве­рять, рас­смат­ри­вая их под ост­рым углом. Если смот­реть на поверх­ность под пря­мым углом, то мож­но не уви­деть неко­то­рых неров­но­стей. В отра­же­нии, все линии долж­ны быть ров­ны­ми.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

На фото вид­но, что отра­же­ние на зад­нем левом кры­ле не ров­ное. Так быва­ет, когда деталь была шпа­клё­ва­на, грун­то­ва­на и покра­ше­на. Шпа­клё­ван­ная поверх­ность была недо­ста­точ­но хоро­шо выров­не­на шли­фо­ва­ни­ем. Так­же, шпа­клёв­ка и грунт име­ют свой­ство «про­се­дать», что тоже может дать такие неров­но­сти.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

На этой фото­гра­фии вид­но, что левое зад­нее кры­ло вне­до­рож­ни­ка, в обла­сти над люч­ком, недо­ста­точ­но ров­ное. Так­же, заме­тен дефект недо­ста­точ­но ров­но выве­ден­ной фор­мы вни­зу, у края зад­не­го стоп-сиг­на­ла. Это при­знак про­ве­дён­но­го кузов­но­го ремон­та и окрас­ки.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

Вот при­мер ров­ной поверх­но­сти.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

Проверьте болты

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Нуж­но осмот­реть бол­ты, кото­ры­ми при­кру­че­ны такие дета­ли кузо­ва, как перед­ние кры­лья и капот. Они долж­ны быть того же цве­та, что и дета­ли, при­кру­чен­ные ими. Их слож­но откру­тить, не поца­ра­пав. Цара­пи­ны и сле­ды откру­чи­ва­ния на них – это вер­ный при­знак ремон­та или заме­ны этих эле­мен­тов кузо­ва.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

Проверка толщины краски

Для про­вер­ки тол­щи­ны лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов, нане­сён­ных на металл, исполь­зу­ет­ся Тол­щи­но­мер ЛКП. Нуж­но про­ве­рить все пане­ли кузо­ва, либо сде­лать тест подо­зри­тель­ных мест. Завод­ская тол­щи­на крас­ки и грун­та на кузо­ве авто­мо­би­ля долж­на быть вез­де оди­на­ко­вая.

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

Нуж­но обра­тить вни­ма­ние на швы, про­ма­зан­ные гер­ме­ти­ком. Гер­ме­тик дол­жен быть оди­на­ко­во нане­сён с обе­их сто­рон авто­мо­би­ля.

p, blockquote 36,0,0,1,0 —>

Срав­ни­те все зазо­ры с обе­их сто­рон авто­мо­би­ля, зазо­ры долж­ны быть оди­на­ко­вы­ми и ров­ны­ми. Две­ри, капот и крыш­ка багаж­ни­ка долж­ны закры­вать­ся хоро­шо и без зна­чи­тель­но­го уси­лия. На дан­ной фото­гра­фии вид­но, что зазор две­ри и зад­не­го кры­ла не пра­виль­ный. Дверь «утоп­ле­на» внутрь про­ёма. Такая дверь будет закры­вать­ся с уси­ли­ем. Это при­знак нека­че­ствен­но­го кузов­но­го ремон­та.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

На этом фото зазор меж­ду две­рью и кры­лом с одной сто­ро­ны очень боль­шой, а с дру­гой сто­ро­ны слиш­ком малень­кий. Это, опять же, гово­рит о том, что кузов маши­ны ремон­ти­ро­вал­ся и недо­ста­точ­но хоро­шо.

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

В завершение

Доста­точ­но боль­шой про­цент авто­мо­би­лей на доро­гах ремон­ти­ро­ва­лись и окра­ши­ва­лись. Нуж­но пони­мать, что «кра­шен­ная» маши­на не обя­за­тель­но пло­хая. Неко­то­рые авто­мо­би­ли мог­ли окра­ши­вать­ся по при­чине кос­ме­ти­че­ско­го ремон­та. Нали­чие неболь­шо­го коли­че­ства шпа­клёв­ки на пане­ли так­же не при­го­вор.

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

Чем пло­ха «битая» маши­на?

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

Всё зави­сит от того, какие повре­жде­ния имел авто­мо­биль до ремон­та и насколь­ко каче­ствен­но был выпол­нен ремонт. Каче­ствен­ный ремонт кос­ме­ти­че­ских дефек­тов не дела­ет маши­ну хуже. Заме­на и покрас­ка кузов­ных дета­лей так­же не пор­тит авто­мо­биль функ­ци­о­наль­но.

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

Какие, всё таки, отри­ца­тель­ные момен­ты в «кра­ше­ном» авто­мо­би­ле? Может полу­чить­ся так, что Вы купи­те не самый дешё­вый авто­мо­биль, даже хоро­шо отре­мон­ти­ро­ван­ный, как не битый и сто­и­мость он будет иметь как «некра­ше­ный». При после­ду­ю­щей про­да­же поку­па­тель с помо­щью про­фес­си­о­наль­но­го экс­пер­та выявит сле­ды ремон­та, и будет впра­ве тре­бо­вать сни­же­ния сто­и­мо­сти. Тут мож­но поре­ко­мен­до­вать с само­го нача­ла тща­тель­но осмат­ри­вать авто­мо­биль и пони­мать, за что пла­ти­те день­ги. При после­ду­ю­щей про­да­же нуж­но быть гото­вым, что сле­ды ремон­та будут выяв­ле­ны и сто­и­мость будет сни­же­на.

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

Ещё про­бле­ма в том, что покуп­ка «битой» маши­ны – это лоте­рея. Маши­на сна­ча­ла может выгля­деть непло­хо, но потом, через неко­то­рое вре­мя, может появить­ся ржав­чи­на в местах, где про­из­во­дил­ся ремонт.

p, blockquote 45,0,0,0,0 —>

Важ­но, что­бы все гео­мет­ри­че­ские раз­ме­ры кузо­ва были в нор­ме и на сило­вых частях кузо­ва (лон­же­ро­нах) не было сле­дов неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го ремон­та.

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

Спа­си­бо за вни­ма­ние! Наде­юсь, ста­тья была полез­ной!

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

p, blockquote 48,0,0,0,0 —> p, blockquote 49,0,0,0,1 —>

Источники


  1. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  3. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  4. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
Автомобиль некачественно покрасили. что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Что делать, если на фасаде многоквартирного дома размещена реклама без согласия жильцов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here