Что делать, если налог на имущество рассчитан исходя из завышенной кадастровой стоимости

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Что делать, если налог на имущество рассчитан исходя из завышенной кадастровой стоимости". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости?

Налог на имущество физических лиц рассчитывает сама налоговая инспекция по месту нахождения имущества по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения, после чего направляет вам (не позднее 30 дней до наступления срока платежа) налоговое уведомление, в котором указываются объект налогообложения, налоговая база, сумма налога к уплате и срок уплаты налога. То есть самостоятельно рассчитывать налог вам не нужно (п. п. 2, 3 ст. 52, п. 1 ст. 408, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Несмотря на это, вы должны уметь проверить расчет налоговой инспекции, поскольку налог по ряду причин может быть завышен (учтены не все сведения, использованы недостоверные сведения, допущены технические или арифметические ошибки в самом расчете).

Чтобы проверить правильность расчета налога исходя из кадастровой стоимости, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Установите, верно ли определено имущество, которое облагается налогом

Налогом на имущество физических лиц облагаются (п. п. 1, 2 ст. 401 НК РФ):

1) жилой дом, в том числе дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здания, строения, сооружения, помещения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Примечание. Сведения о таких объектах налоговые органы по месту нахождения имущества получают от территориальных отделений Росреестра ( ст. 85 НК РФ).

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости установлен с 01.01.2015 (гл. 32 НК РФ). В свою очередь указанный порядок определения налоговой базы вводится на соответствующей территории нормативными правовыми актами (далее — НПА) представительных органов муниципальных образований (законами гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 4 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 402 НК РФ).

В таком случае налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) — на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Налог считается по каждому объекту недвижимости в отдельности. Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле. А если квартира (или иная недвижимость) находится в общей совместной собственности супругов и оба они указаны в свидетельстве о регистрации права собственности, то они будут платить налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Кадастровая стоимость может быть пересмотрена в течение календарного года. В общем случае налоговая инспекция не учтет такое изменение стоимости при расчете налога, то есть пересчитывать налог ни за текущий год, ни за предыдущие она не будет (абз. 2 п. 2 ст. 403, ст. 405 НК РФ).

Но есть два исключения, когда налоговая инспекция учтет изменение и пересчитает налог (абз. 3 — 4 п. 2 ст. 403 НК РФ):

1) в целях исправления технической ошибки. В этом случае исправленные сведения о кадастровой стоимости используются начиная с календарного года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) — ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которая ведет к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН ( ч. 1 ст. 61 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ);

2) по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. По общему правилу сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, сведения о ней учитываются при исчислении налога на имущество в этом и предыдущих годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости) (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46181).

Если вы хотите удостовериться в том, что ИФНС при расчете налога использовала верную кадастровую стоимость объекта, информацию о ней по состоянию на 1 января можно узнать на сайте Росреестра, в том числе в личном кабинете, или направив запрос о предоставлении выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости в территориальный орган Росреестра (в том числе в электронной форме через сайт Росреестра), или через МФЦ. Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (ч. 6 ст. 62, ч. 4 ст. 63 Закона N 218-ФЗ; Информация Росреестра от 02.10.2017).

В целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости (п. п. 3 — 5 ст. 403 НК РФ):

  • по квартире — 20 кв. м;
  • по комнате — 10 кв. м;
  • по жилому дому — 50 кв. м.

Данный вычет применяется ко всей кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости независимо от количества сособственников (Информация ФНС России от 03.10.2016).

В отношении нежилых домов на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС начиная с 2015 г. действуют те же правила налогообложения, что и в отношении жилых домов. То есть применяется вычет в размере 50 кв. м, а максимальная ставка налога должна быть не более 0,3%. При уплате налога в большем размере возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы ( п. 1 ст. 78 , п. 2 ст. 401 , п. 5 ст. 403 , пп. 1 п. 2 , п. 3 ст. 406 НК РФ; ч. 18 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

В отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение, налоговая база уменьшается на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Примечание. Местные органы власти (законодательные власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать данные размеры налоговых вычетов ( п. 7 ст. 403 НК РФ).

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, для расчета налога такая база принимается равной нулю и налог платить не нужно (п. 8 ст. 403 НК РФ).

Читайте так же:  Забытые вещи в электричке

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка

Узнать о ставках налога, установленных в конкретном регионе, можно с помощью интернет-сервиса ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайтах региональных управлений ФНС России.

Если ставки не определены местным и региональным законодательством, налог рассчитывается исходя из максимальных ставок, установленных на федеральном уровне (п. 2, пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Шаг 4. Определите, правильно ли указан срок владения имуществом

Если вы владели имуществом менее года, то налог исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев владения имуществом к 12 (числу календарных месяцев в календарном году) (п. 5 ст. 408 НК РФ).

В отношении имущества, перешедшего вам по наследству, налог исчисляется со дня открытия наследства ( п. 7 ст. 408 НК РФ), в остальных случаях — с даты регистрации права собственности.

Количество месяцев владения имуществом зависит от дня оформления права собственности на это имущество (открытия наследства) (п. 5 ст. 408 НК РФ):

  • если такой день — до 15-го числа месяца включительно, то налог исчисляется с начала этого месяца;
  • если после 15-го числа месяца, то налог исчисляется с начала следующего месяца.

[1]

Дата, с которой прекращается исчисление налога, определяется аналогично.

Шаг 5. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу

Полностью освобождаются от уплаты налога, в частности, социально незащищенные граждане (например, инвалиды I и II групп, пенсионеры); люди творческих профессий; владельцы хозяйственного строения или сооружения, площадь которого не превышает 50 кв. м, если такая постройка расположена на земле, предоставленной для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ст. 407 НК РФ).

Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

[3]

Нельзя заявить льготу по недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 млн руб. (пп. 2 п. 2 ст. 406, п. 5 ст. 407 НК РФ).

Независимо от количества оснований льгота предоставляется только в отношении одного объекта каждого вида по вашему выбору (п. п. 3, 7 ст. 407 НК РФ).

Примечание. Информацию о льготах, установленных местными органами власти, вы можете получить через интернет-сервис ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайте УФНС вашего региона.

Чтобы получить льготу по налогу, в налоговый орган нужно представить заявление и подтверждающие документы. В том числе их можно направить через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган может пересчитать налог в связи с применением льготы не более чем за три года, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у вас права на льготу (п. 2 ст. 11.2, п. 7 ст. 78, п. 6 ст. 407, п. 6 ст. 408 НК РФ).

Если в течение календарного года у вас возникло (прекратилось) право на льготу, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Шаг 6. Установите, учтены ли переходные правила расчета налога

В течение первых четырех лет действия нового порядка налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8). В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога (Н1) без учета переходных правил

Сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 г. в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015 (Н2)

Сумма налога (Н2)

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил — по формуле (п. 9 ст. 408 НК РФ):

Сумма налога (Н1)

Налоговая база после вычета

Ставка налога, действующая по месту нахождения объекта

Эта формула применяется, если имущество принадлежало вам весь год (полных 12 месяцев).

Если вы владели имуществом менее года, то сумма налога за год умножается на коэффициент нахождения объекта в вашей собственности (см. шаг 4).

Начиная с пятого года налог будет считаться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Рассчитаем налог на имущество за 2016 г. в отношении квартиры общей площадью 54 кв. м, которая находится в собственности одного физического лица с 10.02.2013 и расположена в г. Москве. Кадастровая стоимость квартиры на 01.01.2016 — 10 500 000 руб.

Поскольку квартира находится в собственности физлица более года, при расчете суммы налога коэффициент, установленный п. 5 ст. 408 НК РФ, не применяется.

С 2015 г. налог на имущество в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества ( преамбула и ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 19.11.2014 N 51).

Сумма налога в отношении квартиры за 2014 г., исчисленная исходя из ее инвентаризационной стоимости, — 5 300 руб. (указана налоговым органом в налоговом уведомлении за 2014 г.).

Сначала определим размер вычета по налогу: 10 500 000 руб. : 54 кв. м x 20 кв. м = 3 888 889 руб. ( п. 3 ст. 403 НК РФ).

Затем рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости квартиры, учитывая, что налоговая ставка в данном случае равна 0,15% ( п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы N 51). Сумма налога составит: (10 500 000 руб. — 3 888 889 руб.) x 0,15% = 9 917 руб.

Поскольку сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости квартиры, больше величины налога за 2014 г., рассчитанного исходя из инвентаризационной стоимости квартиры (9 917 руб. > 5 300 руб.), определяем сумму налога с учетом переходных положений п. 8 ст. 408 НК РФ, в т.ч. применяя понижающий коэффициент, равный 0,4.

Таким образом, сумма налога составит: (9 917 руб. — 5 300 руб.) x 0,4 + 5 300 руб. = 7 146,8 руб.

Какие льготы предусмотрены по налогу на имущество для физических лиц? >>>

Каковы особенности исчисления налога на имущество физических лиц в отношении апартаментов (коммерческой недвижимости)? >>>

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Минфин разъяснил, как рассчитывать налог на имущество по кадастровой стоимости, если объект находится в общей собственности

Организации, которые имеют в общей долевой собственности здание, включенное в перечень объектов, налог по которым определяется по кадастровой стоимости, должны рассчитывать налог на имущество с учетом соответствующей доли в праве общей собственности. Если же объект находится в общей совместной собственности, то налог по нему исчисляется организациями в равных долях. Об этом сообщил Минфин России в письме от 12.04.17 № 03-05-04-01/21781. ФНС, в свою очередь, направила разъяснения в свои территориальные органы для использования в работе (письмо от 18.04.17 № БС-4-21/7363).

Читайте так же:  Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права

Согласно Гражданскому кодексу, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (п. 1 ст. 244 ГК РФ). Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Объект недвижимости, который облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, подлежит налогообложению у собственника такого объекта (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Таким образом, если объект недвижимости находится в общей долевой собственности, то налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости помещения, принадлежащего каждому лицу, пропорционально его доле в общей собственности. Если объект находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях.

Напомним, что, согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости по следующим объектам:

  1. Административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
  2. Нежилые помещения, которые предназначены для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания, либо фактически используются для размещения таких объектов.
  3. Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ.
  4. Жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости только в том случае, если в регионе принят соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень (п. 2, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Налог по кадастровой стоимости vs налог по инвентаризационной стоимости: что победило?

Многие полагают, что кадастровое налогообложение невыгодно для плательщиков и увеличивает сумму налога. Однако бывают ровно обратные ситуации, когда применение кадастровой стоимости для целей налогообложения снижает налог к уплате. ФНС России долго это игнорировала, но Конституционный Суд в 2019 году расставил всё по местам.

В 2013 году многодетная мать купила в Барнауле дом для ведения подсобного хозяйства.

В 2016 году ей начислили налог на имущество в размере 47 572 рубля. Его рассчитали исходя из инвентаризационной стоимости дома с учетом коэффициента-дефлятора и повышенных налоговых ставок.

В результате налог более чем в 2 раза превысил налог, который мог быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Позиция судов

Суды общей юрисдикции не нашли оснований для перерасчета налога, поскольку в Алтайском крае не было принято решение о налогообложении имущества по кадастровой стоимости. То есть – определении налоговой базы на основе кадастровой оценки объектов недвижимости.

Позиция КС РФ

В постановлении от 15 февраля 2019 года № 10-П Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции статью 402 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

В итоге, суд уточнил основания налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости. А точнее, момент начала её применения.

КС РФ разрешил применять кадастровую систему налогообложения (кадастровую стоимость) при расчете налога на имущество до начала ее официального использования в регионе (!) и для всех объектов налогообложения.

Рассмотрев дело, КС РФ отметил, что налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, не может существенно – в 2 раза и более – превышать сумму налога, рассчитанную с учетом кадастровой стоимости этого же объекта за тот же период. Иначе налогоплательщики могут оказаться в неравном положении с собственниками аналогичного имущества в других регионах, где уже используется кадастровая стоимость.

И самое главное, что постановил Конституционный Суд: в тех регионах, где не установлена единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц, плательщики вправе требовать в индивидуальном порядке исчисления налога с учетом сведений о кадастровой стоимости этого имущества.

Главное условие – сумма налога по инвентаризационной стоимости этого имущества существенно превышает величину налога, исчисленную по его кадастровой стоимости без учета понижающих коэффициентов, предусмотренных ст. 408 НК РФ.

Как отреагировали налоговики

ФНС оперативно приняла к сведению рассмотренное постановление КС РФ и выпустила письмо от 19.02.2019 № БС-4-21/2825 о необходимости его исполнения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Разъяснен порядок расчета земельного налога при внесении изменений в кадастровую стоимость участка

Francescoscatena / Depositphotos.com

ФНС России рассказала о применении для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в ответ на обращение налогоплательщиков (письмо ФНС России от 3 сентября 2019 г. № БС-4-21/[email protected]).

С 1 января 2019 года применяются новые положения, касающиеся налоговой базы — кадастровой стоимости налогооблагаемых земельных участков (ст. 391 Налогового кодекса).

Так, если изменения в кадастровую стоимость земельного участка были внесены из-за исправления допущенной технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, то новые данные

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, то новые данные учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Аналогичное правило применяется и в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, а также в случае ее пересмотра по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок действует при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Новые сведения, установленные решением вышеуказанной комиссии судом и внесенные в ЕГРН будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Как напоминает налоговая служба, такие вышеуказанные порядки применяются только к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Объект исключен из «кадастрового» перечня: должна ли организация на УСН заплатить налог на имущество?

Если объект недвижимости по решению суда или уполномоченного органа власти исключен из перечня объектов, по которым налог на имущество организаций рассчитывается на основании кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении этого объекта в соответствующем году определяется как среднегодовая стоимость. Соответственно, организация, которая применяет УСН , в описанной ситуации не должна платить налог на имущество . Такой вывод следует из письма ФНС России от 08.08.19 № СД-19-21/221.

Как известно, организации на УСН освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Исключение составляют объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Такие объекты перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. В частности, это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо фактически используемые для размещения указанных объектов и офисов.

При этом налоговая база по упомянутым выше объектам недвижимости определяется как их кадастровая стоимость при соблюдении следующих условий:

Читайте так же:  Должностная инструкция уборщика служебных помещений в больнице

  • законом субъекта РФ установлены правила исчисления и уплаты налога на имущество организаций по объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ;
  • объект недвижимости включен в специальный региональный перечень (п. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ). Он составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода.

На практике бывают случаи, когда объекты недвижимости попадают в указанный перечень по ошибке. В такой ситуации уполномоченный орган власти субъекта РФ или суд вправе исключить объект из перечня. А если объект недвижимости в течение года был исключен из «кадастрового» перечня, то налоговая база в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость, пояснили авторы письма. Соответственно, в отношении объекта, исключенного из «кадастрового» перечня, организация на УСН не является плательщиком налога на имущество.

Налог на имущество и кадастровая стоимость

Автор: О. В. Давыдова

При каких обстоятельствах и кем налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости? Что делать, если в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость объекта завышена?

С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов напрямую зависит от действий региональных властей и того, кто является владельцем такого имущества.

Действия региональных властей

Последовательность действий, которые должны быть совершены на уровне субъекта РФ для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность по исчислению налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости соответствующих объектов недвижимости, такова.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ[1]). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).

Кто является плательщиком налога на имущество?

В качестве плательщика налога на имущество, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, выступает собственник этого имущества или организация, владеющая имуществом на праве хозяйственного ведения. Положения ст. 378.2 НК РФ распространены на организации, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения, с 01.01.2016 (пп. 3 п. 12 указанной статьи в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770, от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП[2]. Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Над тем, каким образом определяется количество полных месяцев владения объектом недвижимости в ситуации, когда право собственности возникает не с 1-го числа месяца, поработал Федеральный закон от 29.12.2015 № 396-ФЗ. В связи с этим с 01.01.2016 в целях определения коэффициента владения учитывается, произошло ли возникновение права собственности до или после 15-го числа соответствующего месяца. Ранее за полный месяц принималось любое количество дней владения в месяце, в связи с чем за один и тот же месяц налог на имущество мог уплатить и продавец, и покупатель.

Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.

Соответствующий объект не включен в перечень

Как мы уже выяснили, непременным условием для расчета налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость[3]. Причем порой налогоплательщики заинтересованы во включении имущества в такой перечень (если кадастровая стоимость объекта меньше его остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета), а уполномоченный орган этого не делает. Может ли налогоплательщик настоять на включении соответствующего объекта в перечень?

На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
  • нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.
Читайте так же:  Втб мои инвестиции инструкция

При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.

В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).

Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.

Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной

Другая ситуация, с которой могут столкнуться организации, – указание в государственном кадастре недвижимости (ГКН) кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей рыночную стоимость этого объекта. Что можно сделать в такой ситуации?

Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости[4]. В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.

Постановление от 22.05.2015 № Ф01-1363/2015 по делу № А43-11536/2014

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО РАССЧИТАН ИСХОДЯ ИЗ ЗАВЫШЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ?

Рекомендуемые сообщения

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

  • Войти через Вконтакте
  • Войти с помощью Facebook
  • Войти с помощью Twitter

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

При изменении количественных и качественных характеристик объекта

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

[2]

При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

Читайте так же:  Законно ли отключение электроэнергии за неуплату квартплаты

С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Источники


  1. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  2. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  4. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
Что делать, если налог на имущество рассчитан исходя из завышенной кадастровой стоимости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here