Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Договор материальной ответственности водителя за автомобиль". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Материальная ответственность водителя: образец приказа 2018

Как составить приказ о материальной ответственности водителя? Организацией в служебных целях используются собственные автомобили. Несколько водителей также выполняют обязанности экспедитора. Перед кадровым специалистом встал вопрос о заключении договора о полной материальной ответственности с водителями. Можно ли издать приказ о материальной ответственности водителя? Образец, подготовленный нашими специалистами, будет в помощь кадровику.

Полная и частичная ответственность

Начнем с того, что за причинение материального ущерба имуществу организации (индивидуального предпринимателя) может наступать материальная ответственность.

В общем случае, все сотрудники несут ограниченную материальную ответственность в пределах средней месячной зарплаты (ст. 241, 248 ТК РФ). Однако с сотрудниками, работа которых связана с обслуживанием материальных ценностей, можно заключить договор о полной мат ответственности. В этом случае работник возмещает организации полную сумму ущерба (ст. 242, 243 ТК РФ). Одним из популярных на сегодняшний день вопросов является возможность выпустить приказ о материальной ответственности водителя экспедитора (образец см. ниже).

Мат ответственность не для всех

Действующее законодательство ограничивает возможность применения мат ответственности. Поэтому договор о полной материальной ответственности можно заключать далеко не со всеми работниками организации. Перечислим те категории персонала, с которыми такой договор подписать можно:

  • сотрудники, непосредственно обслуживающие ТМЦ (деньги), принадлежащие работодателю;
  • работники, чьи должности допускают заключение договора о мат ответственности (Перечень должностей и работ утвержден постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85);
  • сотрудники старше 18 лет.

Проверив, не входит ли сотрудник в перечень лиц, полная мат ответственность которых невозможна, можно издавать приказ о материальной ответственности водителя грузового автомобиля, при условии, что он является экспедитором.

Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно лишь с теми работниками, чьи должности указаны в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должности водителя в Перечне нет. Значит, с водителем организации договор о мат ответственности заключить нельзя (определение Верховного суда от 19.11.2009 № 18-В09-72).

В свою очередь, в перечне поименована должность экспедитора. Значит, с водителем, совмещающим данные профессии, можно заключить договор о полной материальной ответственности в отношении перевозимого им груза (постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12.03.2014 №44г-38/14).

Предлагаем приказ о материальной ответственности водителя: образец 2018, подготовленный для читателей нашими специалистами.

Коллективная ответственность

Помимо индивидуального обязательства по возмещению ущерба от порчи (хищения) имущества законодательство предусматривает возможность заключения с персоналом договора о полной коллективной (бригадной) ответственности. Для заключения такого договора должны выполняться следующие условия (ч. 1 ст. 245 ТК РФ):

Коллективная (бригадная) ответственность Условия заключения договора
Сотрудники выполняют совместную работу, в отношении которой трудно разграничить персональную ответственность каждого
Должности сотрудников включены в перечень работ, в отношении которых можно ввести коллективную ответственность (Перечень должностей и работ утвержден постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85)

Ущерб за автомобиль возмещается без договора

Что касается ответственности водителя за вверенную ему машину, то издавать приказ о материальной ответственности водителя за автомобиль не имеет смысла. Объясняется это тем, что в случае ДТП, виновником которого является водитель компании, он должен возместить ущерб в полном объеме вне зависимости от того, заключен договор о мат ответственности или нет (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Договор материальной ответственности водителя

Водитель автотранспортного средства – это не просто человек, который ведет машину из пункта А в пункт Б. Данная профессия настолько многофункциональна, что сочетает в себе несколько специфик. Но когда речь заходит о материальной ответственности водителя, не все могут с уверенностью сказать может ли она быть возложена на данную профессию.

Является ли водитель материально ответственным лицом?

Водители в том или ином количестве как наемные лица есть на любом предприятии. Принимая на работу шофера, ему выдается автомобиль и сразу же возникает вопрос, а в какой мере он несет ответственность за столько дорогое транспортное средство.

Как и с другими наемными лицами с шофером при приеме на работу подписывается трудовой договор. В нем оговариваются условия будущего сотрудничества, график работы и размеры оплаты за произведенный труд. Трудовое соглашение закрепляет тот факт, что стороны принимают на себя обоюдную ответственность, и каждый обязан исправно исполнять свою часть контракта. Кроме соглашения, водителю составляется должностная инструкция, которая полно очерчивает его трудовые обязанности.

В обязанности водителя входят:

  1. Следить за исправностью авто и своевременно оповещать нанимателя о необходимости ремонта или ТО.
  2. Поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи.
  3. Следовать прописанным маршрутам.
  4. Соблюдать правила дорожного движения.
  5. Следить за погрузкой и выгрузкой пассажиров или грузов.

На работника данной профессии не должны возлагаться обязанности по ремонту авто, он может производить лишь мелкие починки.

Законодательное регулирование вопроса

Но является ли шофер ответственным за груз и машину? Работодатель для решения данного вопроса обязан ориентироваться на существующие законодательные нормы в Российской Федерации.

В РФ Постановлением Минтруда России в 2002 году утвержден Перечень № 85. В нем приводятся списком все профессии, которые могут по желанию нанимателя привлекаться к полной материальной ответственности. Не внесенные в перечень профессии не могут нести обязательства по возмещению причиненного ущерба в полном объеме. Поэтому заключать такие договоры с работниками, которые работают на местах, не внесенных в Перечень нельзя. А если он будет все же заключен, то его правомерность оспаривается в судебном порядке.

А вот если водитель, по трудовому соглашению является еще и экспедитором, то ситуация сразу в корне меняется. Ведь экспедитор, подолгу своей профессии, отвечает за выданные ему материальные ценности с момента их выдачи до момента доставки их до получателя.

Можно ли заключить договор о материальной ответственности?

Чтобы заключить на постоянной основе договор материальной ответственности водителя за автомобиль, необходимо проставить в его трудовое соглашение приставку экспедитор. При наличии такого уточнения обязательства по возмещению причиненного ущерба наступают после того, как будет подписан договор о материальной ответственности. До момента его подписания действуют общие правила возмещения причиненного ущерба, а именно в размере, не превышающем оклад за один месяц.

Читайте так же:  Калькулятор неустойки за каждый день просрочки по дду (ст. 6 214-фз)

Отсутствие договора с водителем не означает, что на него нельзя возложить некие финансовые обязательства. Например, можно выдавать грузы по доверенности. Доверенность автоматически подразумевает несение полных обязательств по сохранности, доставке, аккуратной погрузке и выгрузке товаров. Этот документ ограничен временными рамками или является разовым до момента передачи груза. Неудобство данного метода заключается в необходимости подготовки лишних бумаг. Если товары перевозятся не на постоянной основе, то доверенность прекрасно решит проблему с возложением ответственности.

Что касается самого транспортного средства, то здесь каждый случай рассматривается отдельно. Принимаются во внимание факторы, повлекшие поломку или аварию, доказывается виновность лица.

Ответственность водителя за причиненный ущерб

Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром. Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого. По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются. Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

  1. Полную матответственность.
  2. Ограниченную матответственность.

Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

Ограниченная ответственность

При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

Статья 241 ТК РФ описывает пределы ограниченных обязательств, они не могут превышать одного среднего месячного заработка работника, по вине которого был нанесен ущерб.

Для взыскания суммы наниматель обязан:

  1. Официально засвидетельствовать факт причиненного ущерба.
  2. Доказать виновность работника.
  3. Составить акт об уроне, приложить справку о его полной стоимости.

По приказу нанимателя с водителя взыскивают указанную сумму.

Полная ответственность

Полное возмещение причиненного ущерба может быть взыскано если:

  1. Водитель в трудовом контракте имеет дополнительно возложенные на него обязанности экспедитора.
  2. Предварительно был подписан договор о полной материальной ответственности.
  3. Доказана вина шофера в нанесенном ущербе.

Ущерб может возмещаться:

  1. Добровольно наличными.
  2. По заявлению удерживаться из зарплаты.
  3. Установленными частями.

И работодатель, и сам водитель-экспедитор имеет право отстаивать свои интересы в суде.

Суд: водитель не может нести полную материальную ответственность за автомобиль на основании соответствующего договора

billiondigital / Depositphotos.com

Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса). В силу ст. 244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне. Должность «водитель» в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).

Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет. Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично. Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.

В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения ст. 248 ТК РФ (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям ст. 241 ТК РФ, ограничивающей размер материальной ответственности работника.

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Работодатель имеет право привлекать сотрудников к материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными Федеральными законами (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК РФ ). Согласно статье 238 ТК РФ , работник обязан возместить нанимателю причиненный ему прямой действительный убыток. С точки зрения должности водителя, прямым действительным ущербом будет являться:

  • затраты на ремонт, восстановление автомобиля после ДТП;
  • стоимость автомобиля в случае невозможности восстановления после ДТП;
  • штрафные санкции за нарушение ПДД;
  • компенсация потерь третьим лицам, если она выплачивается работодателем.

Статья 241 ТК РФ устанавливает пределы материальной ответственности работника в пределах его месячного заработка в том случае, если не заключен договор о полной материальной ответственности.

Можно ли заключить договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль?

Нет, отвечать в полном размере водитель не будет, как бы этого ни хотелось работодателю. Управление транспортным средством не предусмотрено перечнями должностей или работ, при выполнении которых с сотрудниками могут быть заключены договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности. Указанные перечни утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85.

Читайте так же:  Можно ли добиться у банка снижения ипотечной ставки

Если же такой договор был заключен, работник будет освобожден судом от обязанности возместить причиненный по его вине ущерб имуществу работодателя в полном размере.

В каких случаях можно заключить договор о полной материальной ответственности с водителем?

Материальные обязательства в полном размере возлагаются на водителя договором в следующих случаях:

  • умышленного причинения убытков;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения убытков в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, даже факт признания водителя виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления уже является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере.

Взыскать потери с сотрудника нужно в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

В каких еще случаях водитель будет полностью отвечать за ущерб?

Если наш водитель не просто управляет транспортным средством, но и осуществляет функцию экспедитора либо кассира (принимает деньги за проезд, например), то с ним можно и нужно заключить договор о полной материальной ответственности. При этом важно, чтобы договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности или должностная инструкция содержали перечень обязанностей, дающих право на заключение такого договора.

Однако стоит отметить, что в этом случае полностью финансово отвечать сотрудник будет только за вверенные ему ценности, а ситуация с материальной ответственностью за автомобиль останется прежней.

Типовая форма договора полной материальной ответственности предусмотрена Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Работодатель может включить в типовую форму дополнительные условия или отдельные обязанности для сотрудника или использовать собственную форму договора. Издавать приказ по организации при этом не нужно.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль 2019

Несмотря на то, что возможность нанесения ущерба компании ее сотрудником есть всегда, материальную ответственность можно установить только к определенным категориям работников. Полный перечень таких профессий перечислен в Постановлении Министерства труда РФ от 31.12.2002 № 85.

Скачать образец договора материальной ответственности водителя за автомобиль (word)

Скачать образец договора о материальной ответственности водителя грузового автомобиля (word)

Законодательная база

Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.

При взыскании средств в качестве компенсации компания обязана установить причину инцидента и обосновать вину водителя, а также рассчитать сумму ущерба исходя из актуальных цен. Также компания запрашивает письменные объяснения от работника, а при отказе составления объяснительной оформляет соответствующий акт в присутствии 2-3 свидетелей (других сотрудников организации).

Наряду с собственно возмещением ущерба работник может быть привлечен и к другим видам ответственности – административной и уголовной, а также к дисциплинарным взысканиям. Решение о наложении штрафа либо более суровой мере наказания также принимает суд.

Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя

При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:

  1. Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
  2. Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
  3. Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
  4. В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
  5. Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.

При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.

Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств). Судебная практика знает довольно много случаев, когда сотруднику удавалось оспаривать решение компании о возмещении ущерба на основании того, что в договоре он был назван просто водителем. Как уже говорилось, эта должность не перечисляется в соответствующем Приказе Министерства труда РФ, поэтому полная матответственность невозможна.

Получение ущерба без договора

Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК. Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.

Читайте так же:  Договор материальной ответственности

Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника. Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Договор о материальной ответственности с водителем

Ст. 243 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ уточняет: договор о полной матответственности может быть заключен только с определенными категориями работников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, названный договор может быть предложен работодателем к заключению с работником, должность которого или выполняемый трудовой функционал включен в «Перечень должностей и работ…», утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее по тексту – Перечень).

  • в список должностей, указанных в Перечне, водитель не включен (кроме водителя-инкассатора);
  • к лицам, выполняющим получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, водитель может быть отнесен в силу положений заключенного с ним трудового договора и должностной инструкции.

Вывод: договор о полной матответственности может быть заключен с водителем-инкассатором, водителем-экспедитором и водителем, занимающимся получением, заготовкой, хранением, учетом, выдачей, перевозкой матценностей.

В остальных случаях договор о полной матответственности с водителем юридической силы не имеет (см. решение Лениногорского горсуда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу № 2-2225/2014).

Случаи, когда нормы о полной матответственности распространяются на всех без исключения работников в силу закона (т. е. наличие соответствующего договора об ответственности не обязательно), перечислены в ст. 243 ТК РФ.

Типовая форма соглашения о полной матответственности (образец 2018 – 2019)

Типовая форма соглашения о полной матответственности сотрудника утверждена постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование типовых бланков при оформлении названных договоров считается обязательным (например, определение Красноярского краевого суда от 30.01.2013 № 33-814).

Вместе с тем внесение в типовую форму дополнительных уточнений считается допустимым (перечень ТМЦ или иного вверяемого имущества, круг обязанностей и т. д.).

Исключение из типовой формы отдельных положений может быть трактовано судом как несоответствие договора установленным законом требованиям, что может повлечь принятие решения в пользу работника (см. определение ВС Республики Башкортостан от 03.03.2011 по делу № 33-2549/2011).

Типовой договор материальной ответственности водителя-экспедитора (образец) представлен ниже:

Материальная ответственность водителя за автомобиль

Заключение договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, используемый названным лицом для выполнения своих трудовых обязанностей, не представляется правомерным даже в том случае, когда сотрудник совмещает в одном лице профессию водителя и экспедитора (т. е. является лицом, с которым теоретически может быть заключен рассматриваемый договор).

Если автомобиль получил повреждения во время выполнения водителем или водителем-экспедитором своих трудовых функций, применение мер полной матответственности по отношению к нему недопустимо по следующим основаниям (см. апелляционное определение Ростовского облсуда от 14.05.2015 по делу № 33-6963/2015):

[2]

  • полная матответственность экспедитора распространяется на вверенные ему ТМЦ, к коим используемое для выполнения трудовых обязанностей транспортное средство не относится;
  • профессия водителя не указана в Перечне.

Разумеется, в регламентированных ст. 243 ТК РФ случаях водитель может быть привлечен к полной матответственности (например, за попадание в ДТП в состоянии алкогольного опьянения и т. д.).

О других нюансах полной мат ответственности сотрудников читайте в статье Полная материальная ответственность работника (нюансы).

Итак, образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, подразумевающий возмещение полной стоимости ущерба, не имеет юридического смысла. Договор о полной матответственности за вверенные ценности с надлежащим лицом составляется в произвольной форме.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Договор о полной материальной ответственности с водителем служебного легкового автомобиля

Можно ли заключить с водителем служебного легкового автомобиля договор о полной материальной ответственности, в соответствии с которым он будет обязан возместить организации ущерб, причиненный автомобилю, в полном объеме?

В соответствии со статьей 244 Трудового кодекса РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечень работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 .

Водители служебных автомобилей в указанный перечень не входят.

Необходимо обратить внимание на то, что, работники, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности, обязаны возмещать работодателю в полном объеме не любой ущерб, а лишь тот, который причинен недостачей вверенного им имущества. Ущерб, причиненный работодателю в результате других действий, в том числе порчи имущества, возмещается в полном объеме при наличии условий, установленных статьей 243 Трудового кодекса РФ, а именно:

    когда в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

умышленного причинения ущерба;

причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
  • В остальных случаях работники несут материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

    Таким образом, с водителем служебного автомобиля договор о полной материальной ответственности заключить невозможно, а ущерб, причиненный организации в случае порчи автомобиля, водитель обязан возместить в полном объеме лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 243 Трудового кодекса РФ.

    Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

    Ограничения

    Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

    В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

    • сотруднику есть 18 лет;
    • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
    • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).

    Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

    Читайте так же:  Модели инклюзивного образования детей с овз

    Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.

    Ответственность водителя-экспедитора

    Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

    Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

    • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
    • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

    Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

    Договор материальной ответственности водителя экспедитора: образец

    Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.

    Договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.

    Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, заключается договор о полной материальной ответственности водителя такси за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.

    Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.

    Механизм взыскания

    До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

    • установить причину, величину убытка от действий виновного ( ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
    • запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

    [1]

    Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

    В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе ( ст. 233 ТК РФ ).

    Если автомобилю нанесены повреждения

    Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

    Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

    Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

    Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

    Водитель — ответственное лицо? Образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль даст ответ!

    Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.

    Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

    Обязанности водителя

    Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

    Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

    Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

    Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

    У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

    Есть и пределы

    Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

    Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

    Исключение из правил составляют два случая:

    1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
    2. Человек является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.
    Читайте так же:  Когда утрачивается право пользования жилым помещением

    Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

    В чем именно заключается МО этой должности?

    Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

    • Техническое состояние транспортного средства;
    • Сохранность и качество перевозимых предметов.

    Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

    [3]

    А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.


    Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

    Теперь непосредственно о грузе.

    Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

    Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

    Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

    Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

    Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

    Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

    Заключение необходимых соглашений

    При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

    Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

    Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.

    Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

    • Трудовой контракт;
    • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
    • Должностная инструкция.

    Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

    Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

    • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
    • Расторгнуть трудовые отношения;
    • Предложить другую должность.

    Составление договора

    При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

    В наличии должны находится следующие разделы:

    • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
    • Предмет – определение обязанностей;
    • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
    • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
    • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
    • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
    • Подписи и печати сторон.

    Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

    Заключение

    Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    +7 (499) 938-46-83 (Москва)
    +7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

    Источники


    1. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

    2. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

    3. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
    4. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
    Договор материальной ответственности водителя за автомобиль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here