Договор на одн горячее водоснабжение

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Договор на одн горячее водоснабжение". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Содержание

Общедомовые нужды: позиция Водоканала

– Юлия Валерьевна, считаете ли вы целесообразным ограничение нормативом начислений по коммунальным ресурсам, потребляемых при содержании общего имущества дома?

– С точки зрения ресурсоснабжающей организации (РСО), в частности, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», весь объем коммунального ресурса, поступившего в многоквартирный дом (МКД), должен быть оплачен исполнителем коммунальных услуг (ИКУ). Поэтому, исходя из позиции РСО, норму сложно считать целесообразной. Во-первых, такое ограничение искажает картину общего потребления ресурса в многоквартирном доме – невозможно построить реальный баланс водопотребления дома. Во-вторых, РСО поставляет в МКД определенное количество воды. Часть этой воды не учитывается в расчетах между ИКУ и потребителем. Как следствие – у РСО возникают убытки, так как часть воды, поступившей в дом, не подлежит предъявлению к оплате потребителям, и это приводит в большинстве случаев к возникновению задолженности исполнителя перед РСО.

[3]

– Сейчас модно говорить об энергосбережении и энергоэффективности. Способствует ли эта норма повышению энергоэффективности?

– Ограничение нормативом количества ресурса, который используется для содержания общего имущества дома, для оплаты потребителями, имеет обратный эффект. У потребителей отсутствует стимул к оптимизации и снижению потребления коммунального ресурса для содержания общего имущества.

– Предусмотрены ли законом случаи, когда потребители оплачивают весь ресурс, потраченный на ОДН?

– Да, потребители могут оплачивать полностью объем ресурса, используемого на содержание общего имущества многоквартирного дома, если такое решение принимается на общем собрании собственников помещений. Очевидно, что такое решение имеет ограниченную сферу применения, ведь с точки зрения потребителя при ненадлежащем содержании исполнителем коммунальных услуг общего имущества, ограничение нормативом является оправданным. В результате ущемляются интересы РСО – она не получает полной оплаты за фактически поставленный коммунальный ресурс.

[1]

– Согласно Правилам обязательными при заключении управляющей организацией (или ТСЖ, ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с РСО (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124), к коммунальным ресурсам относятся также сточные воды, отводимые от МКД по коммунальным системам водоотведения, в том числе в целях содержания общего имущества дома. Как организован их учет и каким образом определяется стоимость услуги?

– В МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, объем поставляемого коммунального ресурса определяется на основании показаний этого прибора учета, за вычетом объемов ресурса, который потребляется нежилыми помещениями – если по этим помещениям заключены прямые договоры между РСО и собственниками нежилых помещений. Если МКД не оборудован общедомовым прибором учета (а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию такого прибора учета или истечения срока его эксплуатации), объем коммунального ресурса определяется по специальной формуле (ознакомиться с ней можно в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124). Формула представляет собой сумму слагаемых – объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от способа определения объема коммунального ресурса и наличия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

В июне 2016 года Постановлением Правительства РФ № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в пункт 21 Правил № 124 были внесены изменения, согласно которым с 01.07.2016 подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 не подлежал применению для определения объемов сточных вод. С этого момента Водоканал руководствуется положениями Правил № 124, а в части, не урегулированной указанными Правилами, – положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения № 644.

Дело в том, что с момента вступления данных изменений не был урегулирован порядок определения объемов водоотведения от многоквартирного дома. Водоканал в этой ситуации при определении объема водоотведения руководствовался нормами законодательства о водоснабжении и водоотведении (статьи 20 Федерального закона и пункта 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод № 776), из положений которых следует, что объем водоотведения принимается равным объему воды, полученной из всех источников водоснабжения. Учитывая, что порядок определения объема поданной в МКД холодной и горячей воды определен Правилами № 124, объем водоотведения принимается равным объему холодного и горячего водоснабжения.

При наличии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения по показаниям этих приборов. При отсутствии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения, рассчитанный в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124.

Таким образом, с 01.07.2016 по 31.12.2016 определение объема водоотведения от МКД производилось исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленной в МКД. Данная позиция Водоканала подтверждена письмом Минстроя России (№ 28483-АЧ/04 от 02.09.2016).

С 01.01.2017 в случае, если дом не оборудован общедомовым прибором учета, объем коммунального ресурса (в том числе водоотведения) определяется по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498). Подчеркну, что независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета холодной и горячей воды и при отсутствии приборов учета сточных вод, объем водоотведения от дома также определяется по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124.

– Однако сегодня петербургские ИКУ не оплачивают водоотведение на ОДН. Почему?

– По законодательству сведения о количестве ресурса, потребленного в доме, включая сведения об объемах сточных вод, предоставляет исполнитель. Он определяет объемы (количество) ресурса (включая сточные воды) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. При этом объем сточных вод от использованной для содержания общего имущества дома горячей и холодной воды не должен превышать норматива, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

Читайте так же:  Льготы при инвалидности 3 группы для пенсионеров

По состоянию на 01.01.2017 в Санкт-Петербурге не установлены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (согласно требованию федерального законодательства такие нормативы должны быть утверждены не позднее 01.06.2017). До их установления объем сточных вод, использованных для содержания общего имущества дома, принимается равным «0» и в расчете суммарного объема водоотведения дома (по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124) не используется (не включается).

При установлении распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества дома расчет будет производиться в соответствии с такими нормативами.

– Вернемся к ресурсосбережению. Несколько лет назад для стимулирования экономии ресурсов был введен повышающий коэффициент для тех, у кого нет приборов учета при наличии технической возможности. Кому сегодня достаются деньги, собираемые по повышающему коэффициенту и в каких случаях он применяется?

– Как прозвучало ранее, отношения между Водоканалом и исполнителями по определению объема коммунального ресурса, поданного в МКД, регулируются Правилами № 124 и иными нормативно-правовыми актами. Постановлением № 603 применение повышающего коэффициента исключено из положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг № 306.

С 01.07.2016 применение повышающего коэффициента предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 – при расчете платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Таким образом, с 01.07.2016 Водоканал определяет объем коммунального ресурса, поданного в дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124, который предусматривает определение объема, приходящегося на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Отмечу, что с этой же даты распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга №83-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга» из Распоряжения 97-р исключен «повышенный» норматив. Для определения объема, приходящегося на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, РСО вправе «применять» только норматив потребления коммунальных услуг, установленный без учета повышающего коэффициента. Таким образом, с денежные средства, которые исполнитель получает в связи с начислением потребителям (чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета при наличии технической возможности их установки) повышающего коэффициента, остаются у исполнителя.

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

bitpics / Depositphotos.com

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН

С 1 июля 2017 года введены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН), которые определяет уполномоченный орган субъекта Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года. При этом, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома (МКД), а поставщик коммунальных услуг – управляющая или ресурсоснабжающая организация.

Платеж за коммунальную услугу, потребленные на ОДН, ограничивается нормативами, которые устанавливаются отдельно каждым субъектом Российской Федерации. Заплатить сверх этого показателя жильцов обязать не смогут. Только общее собрание собственников всех помещений в МКД уполномочено принять решение об оплате ОДН сверх установленного норматива. Но если такое решение не было принято, превышение ОДН обязан оплачивать исполнитель коммунальной услуги.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

На форумах коммунальщиков разрастаются споры о том, кто должен оплачивать сверхнормативный ОДН. Мы решили внести ясность решение этого вопроса.

Содержание

Кто оплачивает сверхнормативный ОДН

Для начала, нужно понять, кто выступает фактическим исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, поставщиком этих услуг являются организации или предприятия, заключившие договор предоставления коммунальных услуг с конечным потребителем. На него и ложится оплата сверхнормативных ОДН.

До проведения общего собрания владельцев помещений о выборе способа управления домом, заключения договора управления и начала поставки коммунального ресурса по договору, заключенному между УО и РСО, поставщиком коммунальной услуги признается РСО.

При действии договора управления МКД, заключенного между УО и конечными потребителями коммунальных услуг, а также договора поставки коммунального ресурса, заключенного между УО и РСО, исполнителем коммунальных услуг признается УО. Но только с даты фактического отпуска энергоресурса по договору поставки.

При условии что РСО признана исполнителем услуг, она имеет все возможности оптимизировать расходы энергоресурсов, предоставленных на ОДН. Она обязана не просто поставлять услуги, но и отвечать за соблюдение норм ее потребления.

Андрей Чибис, Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:

Обзор судебной практики по сверхнормативному ОДН доказывает, что суд не признает за РСО права перевыставлять счета за превышение установленных нормативов на управляющую компанию или ТСЖ, если до сих пор действуют прямые договоры поставки энергоресурса, заключенные между РСО и конечными потребителями услуги.

Читайте так же:  Частная жалоба на восстановление срока

В каких случаях плата за сверхнормативный ОДН возлагается на РСО

Федеральный закон от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.

В таких случаях сверхнормативный ОДН обязана оплачивать РСО, которая не вправе перевыставлять счета УО.

В настоящее время готовится законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в котором особое внимание уделяется предстоящему переходу к новой системе договорных отношений между РСО и собственниками или арендаторами жилых и нежилых помещений в МКД. В частности, Жилищный кодекс будет дополнен статьей 157, пункт 2 которой предусматривает, что договоры снабжения МКД коммунальными ресурсами «заключаются ресурсоснабжающей организацией с каждым из собственников помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени».

Когда сверхнормативный ОДН оплачивает УК

Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение. Если ОДН превышает установленный норматив – это недоработка УО, которая, руководствуясь требованиями законодательства об энергосбережении должна стремиться к экономии потребляемых ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности во вверенных МКД. Но это снижает прибыль.

Поэтому УК до 30 июня 2015 года прилагали немало усилий, чтобы убедить собственников помещений заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Таким образом, им удавалось распределять сверхнормативный объем ОДН между собственниками помещений в управляемом МКД пропорционально площади этих помещений и не вкладывать собственные средства в модернизацию энергопотребляющих систем.

Как РСО заключить договор с УК

Для того, чтобы РСО заключить договор поставки коммунальных услуг с УК необходимо, прежде всего, расторгнуть существующие договоры с конечными потребителями ресурса – владельцами жилых и нежилых помещений в МКД.

Затем нужно направить в УК предложение о заключении договора поставки ресурса, приложив к нему проект договора, подписанный со стороны РСО.

После подписания договора ресурсоснабжения обеими сторонами договор вступает в силу, и с этого момента РСО приобретает законное основание выставлять счета за ОДН, потребленный сверх установленного лимита, не владельцам помещений в МКД, а УК, которая его обслуживает.

Как снизить ОДН в многоквартирном доме

Эффективным способом снижения потребления энергоресурсов на ОДН является автоматизированный контроль показаний ресурсов по телекоммуникационным каналам, в частности, посредством радио.

Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета:

    точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора; эффективное сокращение времени и ресурсов на обработку данных; доступность полученных показаний с любого компьютера в режиме онлайн; возможность быстро добавить в систему любое количество новых устройств при увеличении количества обслуживаемых МКД.

Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов «СТРИЖ» работает по протоколу LPWAN. Радиус действия одной базовой станции составляет до 10 км без применения концентраторов и ретрансляторов.

Решения по снижению ОДН до 1,5%
для РСО/УК/ТСЖ

О начислении платы за горячую и холодную воду на ОДН при нецентрализованной системе ГВС

Ресурсоснабжающей организацией в дома подается только холодная вода, горячая вода производится исполнителем самостоятельно с использованием бойлера.

Согласно пункту 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) Приложения № 2 к Правилам как сумма 2 составляющих.

Указанными формулами не предусмотрен расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на ОДН. В то же время в приложении № 2 к Правилам имеется формула 20.2, по которой можно определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на ОДН, для i-го жилого помещения или нежилого помещения. При этом объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на ОДН, приходящийся на i-е жилое помещение или нежилое помещение, определяется с помощью формул 12, 11.2 и исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на ОДН, при применении которых, как правило, из объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, вычитается объем коммунального ресурса, потребленный в жилых помещениях и устанавливаемый по индивидуальным приборам учета или нормативам.

Таким образом, в ряде случаев может произойти двойной учет части объема горячей воды, предоставленной на ОДН: при расчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на ОДН, и при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на ОДН.

Прошу высказать свое мнение по вопросу о расчете размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, предоставленные на ОДН, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).

У Вас нет прав на просмотр полного текста.

Подключитесь к Порталу и вы получите доступ ко всей информационной базе

Проект «ДОГОВОРА горячего водоснабжения для содержания общего имущества в многоквартирных домах с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения»

Нет доступа к просмотру документа пожалуйста авторизуйтесь в правом верхнем углу сайта

Если вы не являетесь нашим клиентом для просмотра вы можете:
— Подключиться к Порталу Специалиста ЖКХ
— или купить данное издание в нашем интернет магазине

Пояснение о возможных изменениях по проекту договоров по поставке коммунального ресурса для содержания общего имущества в многоквартирных домах (на ОДНы)

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пп. «д» п.18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения устанавливаются обязательства сторон по снятию и передаче показаний ОПУ. Лицо, обязывающее снимать показания ОПУ, определяется в соответствии с пп. «е» п.31 Правил № 354, в соответствии с которым таким лицом именуется исполнитель коммунальной услуги. Соответственно, если в многоквартирном доме, находящемся в управлении УО, исполнителем коммунальной услуги является РСО, то обязанность снятия показаний ОПУ устанавливается за РСО. По указанной причине в проект договоров включены положения об обязанности РСО снимать показания ОПУ.

Однако, положение пп. «д» п.18 Правил № 124 не исключает случая, когда по соглашению Сторон обязанность по снятию показаний ОПУ будет закреплена за УО (в целях обеспечения достоверности сведений об ОПУ для УО). Если Стороны примут такое решение, приводим информацию о заменяемых в указанных целях пунктах по каждому виду проектов договоров и изменение редакции соответствующих пунктов:

Читайте так же:  Что входит в состав наследства

Редакция изменяемых пунктов в проекте договора ОДН_IV:

6.1.1.12. Принимать от Абонента информацию о показаниях общедомовых приборов учета, снятых в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг, и использовать такие показания при определении объемов горячей воды, поставленной по настоящему договору.

Предоставлять Абоненту сведения, необходимые для определения объемов горячей воды, поставленных по каждому многоквартирному дому, в порядке и в сроки, установленные в п.7.6 настоящего договора.

6.2.1.3. Вести учет показаний общедомовых приборов учета для определения объемов горячей воды по настоящему договору, в т.ч. учитывать произведенные организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, перерасчеты таких объемов в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, в случаях и в порядке перерасчета размера платы за коммунальные услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

7.5. В целях определения фактических объемов горячей воды, поставленной по настоящему договору в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, Стороны согласовывают сведения об определении таких объемов, поставленных в каждом расчетном периоде, по форме, указанной в Приложении № 7 к настоящему договору, в срок не позднее, чем за 3 дня до даты составления акта поставки горячей воды за расчетный период.

Формирование таких сведений осуществляется Абонентом, путем сбора и занесения в форму, указанную в Приложении № 7 к настоящему договору, информации о показаниях общедомовых приборов учета, без учета объемов поставленной горячей воды потребителям и субпотребителям, информацию о которых предоставляет Абоненту Организация, осуществляющая горячее водоснабжение. Стороны согласовывают регламент взаимоотношений (ответственных лиц, сроки, формы, способы) по порядку представления информации, необходимой для определения объемов горячей воды, поставленной по настоящему договору.

В целях проверки достоверности предоставленной Абонентом информации о показаниях общедомовых приборов учета, организация осуществляющая горячее водоснабжение вправе направить запрос Абоненту, о предоставлении им подтверждающей информации. Абонент в 2х дневный срок с даты получения такого запроса представляет Организации, осуществляющей горячее водоснабжение подтверждающую информацию, в т.ч. в виде электронного документа, распечаток архива, созданных в соответствии с инструкцией изготовителя приборов учета, либо отчетной ведомости за подписью ответственного лица Абонента. Такая информация может представляться любым способом, как на бумажном или электронном носителе, так и по факсимильной связи или с использованием сети «Интернет». Организация, осуществляющая горячее водоснабжение вправе потребовать предоставления заверенных Абонентом копий указанных документов на бумажном носителе.

10.5. При выходе из строя общедомового прибора учета, Абонент фиксирует время и дату выхода из строя общедомового прибора учета и немедленно (не более чем в течение суток) уведомляет об этом Организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, а также сообщает данные о показаниях прибора учета на момент его выхода из строя. Если дата выхода из строя прибора учета неизвестна, прибор учета считается вышедшим из строя начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет объемов горячей воды путем введения в эксплуатацию соответствующего общедомового прибора учета.

Электричество, потребленное насосами индивидуального теплового пункта МКД, не входит в общедомовые нужды

EdZbarzhyvetsky / Depositphotos.com

Минстрой России высказал противоречивую позицию по вопросу отнесения к ОДН того объема электроэнергии, который потреблен оборудованием индивидуального теплового пункта (ИТП):

  • с одной стороны, по мнению ведомства, эта электроэнергия не может рассматриваться как ресурс, затраченный на содержание общего имущества МКД, – ведь в указанном случае ИТП используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению. Отметим, что раз это электричество не пошло на содержание общего имущества, то, следовательно, оно не может и входить в норматив потребления электричества на содержание общего имущества МКД;
  • с другой стороны, – отвечая на вопрос о том, кто именно должен платить за это электричество, – Минстрой России необъяснимо сослался на п. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса, который посвящен вопросу оплаты ресурсов, затраченных именно на содержание общего имущества МКД. Но если это спорное электричество – не для содержания общего имущества, – то и применять п. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ нет оснований (письмо Минстроя России от 9 августа 2019 г. № 29491-ОГ/04).

Кроме того, «добавить» потребленное ИТП электричество в плату за горячее водоснабжение и отопление тоже нельзя: это прямо запрещают формулы расчета размера соответствующей платы.

Таким образом, ведомство не может однозначно указать на то, кто (и в составе ли регионального норматива или иных платежей?) должен, в конечном итоге, оплачивать электроэнергию, потраченную для работы электрооборудования ИТП.

На практике, как правило, управляющие МКД организации все же подразумевают эту электроэнергию как потраченную на содержание общего имущества. Проблемы возникают из-за того, что при расчете регионального норматива потребления электричества на содержание общего имущества МКД расход электроэнергии в ИТП не принимается во внимание.

Об учете отрицательных объемов ОДН в расчетах между УО и РСО за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества

С 1 января 2017 года, в связи с изменениями жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, а исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, изменилась структура платы за коммунальные услуги: для потребителей коммунальных услуг в таких многоквартирных домах исключена плата за коммунальные услуги, потребленные на ОДН. Одновременно Правила № 124 устанавливают порядок, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, осуществляет продажу коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирные дома, по двум видам договоров ресурсоснабжения:

̶ заключаемому с собственниками помещений в многоквартирном доме, содержащем условия предоставления коммунальных услуг (пп. «в» п.9 и пп. «г», «д», «е» п.17 Правил № 354);

̶ заключаемому с управляющей организацией на продажу коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.1, п 2, п.21.1 Правил № 124)

Соответственно объем коммунальных ресурсов, подаваемых ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, в каждом расчетном периоде делится на две части:

̶ в части объемов предоставленных в многоквартирном доме коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг;

̶ в части объемов коммунальных ресурсов, использованных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (учитываемые ранее в качестве объемов коммунальных услуг, потребленных на ОДН), подлежащих оплате управляющей организацией.

Как установлено пп. «а» п. 21.1 Правил № 124 определение объемов коммунальных ресурсов, подлежащих покупке управляющими организациями в каждом расчетном периоде, непосредственно зависит от объемов коммунальных услуг, потребленных в многоквартирном доме в соответствующем расчетном периоде.

Читайте так же:  Минимальный страховой стаж для получения пенсии

Поскольку Правила № 354 в установленных ими случаях обязывают исполнителя коммунальных услуг производить перерасчеты объемов коммунальных услуг, потребленных в отдельных жилых помещениях в прошедшие расчетные периоды, результатом таких перерасчетов является соответствующее уменьшение или увеличение разницы в объемах коммунальных ресурсов, измеренных ОПУ и потребленных в помещениях в многоквартирном доме в том расчетном периоде, за который произведены перерасчеты.

Для случая определения объемов коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, оборудованном ОПУ, очевидно, что изменение объемов коммунальных услуг, потребленных в помещениях многоквартирного дома, несомненно приводит к соответствующему изменению объемов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, исходя из порядка определения объемов коммунальных услуг, установленных Правилами № 354, при определении объемов коммунальных ресурсов по формуле, приведенной в пп. «а» п.21.1 Правил № 124, ресурсоснабжающая организация обязана при расчете показателя ѴПОТР учитывать тот объем коммунальных услуг, который считается потребленным потребителями в каждом расчетном периоде в соответствии с порядком его определения, установленным Правилами № 354, а следовательно с учетом перерасчетов объемов коммунальных услуг, проведенных ресурсоснабжающей организацией как исполнителем коммунальных услуг, за соответствующий расчетный период, в том числе в случаях, когда такой расчетный период признается прошедшим относительно расчетного периода, в котором проводится перерасчет.

Соответственно, если ѴПОТР в каком-либо расчетном периоде был определен исходя из объемов коммунальных услуг, которые в последующие расчетные периоды подлежат изменению в соответствии с Правилами № 354, то такие изменения должны быть учтены в целях перерасчетов (корректировки) ѴОДН в соответствующих расчетных периодах.

Так как с 1 января 2017 года определяемая в каждом расчетном периоде разница в объемах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом и измеренных ОПУ, и потребленных в помещениях в многоквартирном доме, не может учитываться в расчетах с потребителями коммунальных услуг, а, более того, подлежит оплате по другому договору ресурсоснабжения, заключаемому с управляющей организацией, условия о перерасчетах объемов коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, по причине перерасчетов объемов коммунальных услуг, производимых ресурсоснабжающей организацией – исполнителем коммунальных услуг в случаях, установленных в Правилах № 354, должны включаться в договор ресурсоснабжения на ОДН.

Если условие о перерасчете объемов коммунальных ресурсов в договор ресурсоснабжения на ОДН не включено, управляющая организация или ресурсоснабжающая организация вправе требовать от другой стороны учета результатов таких перерасчетов на основании использования в расчетной формуле, приведенной в пп.«а» п.21.1 Правил № 124, достоверных сведений об объемах коммунальных услуг, потребленных потребителями в многоквартирном доме в конкретном расчетном периоде. Тем самым, сторона, требующая перерасчеты, обеспечивает определение обязательств управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате достоверных объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Изменение объемов и стоимости коммунальных ресурсов, поставленных по договору ресурсоснабжения на ОДН, относящееся к прошедшим расчетным периодам, подлежит учету в корректировочных актах к актам поставки коммунальных ресурсов, оформленных ресурсоснабжающей и управляющей организацией за соответствующие прошедшие расчетные периоды.

(Подробное разъяснение по данному вопросу, а также по порядку составления корректировочных актов, корректировочных счетов-фактур и последствиям налогообложения по НДС у РСО и УО – представлено в журнале Жилкомаудит № 2-2017г.)

Другие материалы на эту тему:

В ряде регионов РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая органы государственного жилищного надзора, запретили лицам, управляющим многоквартирными домами, включить в плату за содержание жилого помещения расходы на холодную и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения при выставлении платежных документов за январь 2017 г. для случаев отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирное доме.

Считаем, что такие решения контрольных (надзорных) органов не соответствуют новым нормам жилищного законодательства, вступивших в силу с 1 января 2017 года.

Надеемся, что приведенное нами разъяснение позволит управляющим организациям, товариществам, кооперативам принять правильные решения и довыставить за январь 2017 г. плату за содержание жилого помещения с учетом новых правил её определения в целях исключения необоснованных убытков

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расчет размера платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при наличии ОДПУ (формулы 10 и 12)

Расчет размера платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, производится по формулам №10 и №12. По формуле №12 рассчитывается объем горячей воды, по формуле №10 – сумма к оплате.

Формула № 10

Vi одн — объем (количество) горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.

Т кр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс (горячее водоснабжение), установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула № 12

V Д — объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

uVu неж. — объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил.

vVv жил.н. — объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), не оборудованных индивидуальными или общими (квартирным) приборами учета.

wVw жил.п. — объем (количество) горячего водоснабжения, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), оснащенных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета электроснабжения, определенный по показаниям такого прибора учета.

V кр — объем электрической энергии или газа, использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению . (Данный показатель не участвует в данном расчете, то есть будет равен 0).

Siобщая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме.

S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Места общего пользования (ОДН)

В квитанции указывают строку «Электроэнергия/ГВС ОДН», почему я должен оплачивать ОДН?

Сокращение ОДН расшифровывается как «общедомовые нужды».

Собственнику (нанимателю) помещения (квартиры, офиса, магазина и т.п.) в многоквартирном доме наряду с помещением принадлежит также доля общего имущества дома, которая пропорциональна размеру общей площади помещения собственника. Поэтому собственник обязан оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии/горячей воды, но и потребление электроэнергии/горячей воды на общедомовые нужды.

Читайте так же:  Социальные гарантии родителей, усыновителей, опекунов

Электроэнергия на общедомовые нужды – это электроэнергия, потребленная на освещение общей собственности всех жильцов: подъезды, лестницы и т.п.; на работу лифтов и прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме; а также потери во внутридомовых сетях.

Горячая вода на общедомовые нужды — это горячая вода, потребляемая при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также включают нормативные технологические потери горячей воды и тепловой энергии.

Собственники жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязаны оплачивать коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, в соответствии с ст. 249 Гражданского Кодекса РФ, ст. 39 Жилищного Кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354.

По какому принципу начисляют плату за ОДН?

Распределение расхода на ОДН осуществляется пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

При наличии общедомового прибора учета объем ОДН определяется по следующему алгоритму: из объема потребления электроэнергии/горячей воды по всему дому, зафиксированного общедомовым прибором учета, вычитается суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений и умножается на площадь помещения для которого рассчитывается ОДН и на установленный тариф. Причем данный объем не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При отсутствии общедомового прибора учета объем ОДН определяется по следующему алгоритму: объем ОДН в размере установленного норматива умножается на площадь общего имущества, далее делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений и умножается на площадь помещения для которого рассчитывается ОДН и установленный тариф. Нормативы на ОДН устанавливаются актами субъектов Российской Федерации.

Учитываются ли долги соседей при распределении общедомового потребления электроэнергии/горячей воды на добропорядочных граждан?

Каждый гражданин оплачивает свое индивидуальное потребление, и свою долю в общедомовом потреблении, определенную в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Долги неплательщиков ни на кого не распределяются. Даже если у жителя или владельца нежилого помещения имеется долг за электрическую энергию/горячую воды, то ему все равно будет выставляться счет за потребленную электрическую энергию/горячую воду в полном объеме с соответствующим распределением на него его доли ОДН.

Что делать, если ОДН кажется высоким?

Для уменьшения размера платы за электроэнергию/горячую воду на общедомовые нужды, следует провести следующие мероприятия:

  • собственникам жилых помещений следует заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет;
  • своевременно и правильно передавать показания индивидуальных приборов учета;
  • выявить совместно с обслуживающей внутридомовые сети компанией недобросовестных потребителей электроэнергии/горячей воды, подключенных к сети в обход приборов учета;
  • сделать ревизию проводки (энергоаудит);
  • с целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

В соответствии с ПП РФ № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 12 (п.13) (при наличии ОДПУ) и 15 (п.17) (по нормативу).

* При наличии общедомового прибора учета определяется суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений, оборудованных и необорудованных приборами учета. Далее из объема общедомового потребления, зафиксированного коллективным прибором учета, вычитается суммарный объем индивидуального потребления жильцов и собственников нежилых помещений. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений и умножается на площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения и установленный тариф.

* При отсутствии общедомового прибора учета норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Полученное произведение делится на общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений и умножается на площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения и установленный тариф.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перерасчет может быть произведен по следующим основаниям:

  • Изменение показаний общедомового прибора учета;
  • Изменение площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, или норматива потребления, определяемого исходя из степени благоустройства дома;
  • Отсутствие начислений за прошлый период.

Граждане, проживающие в многоквартирном доме, обязаны оплачивать расходы на общее имущество дома (ст.30 ЖК, 210 ГК РФ). В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г № 354(ПП № 354), распределение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, осуществляется между всеми собственниками (пользователями) пропорционально размеру занимаемой ими общей площади жилого и нежилого помещения. В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п.88 ПП №354 не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием клиента в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Источники


  1. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  2. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
Договор на одн горячее водоснабжение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here