Дополнительные мероприятия налогового контроля

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Дополнительные мероприятия налогового контроля". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля — мероприятия налогового контроля, которые проводятся дополнительно, после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

«Дополнительные мероприятия налогового контроля» иногда называют сокращенно, как ДМНК.

Разъяснение

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Порядок проведения дополнительных мероприятия налогового контроля определен пунктом 6 статьи 101 НК РФ, а также Определением Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О.

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут продолжаться в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться только следующие процедуры:

— истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ (см. Истребование документов при проведении налоговой проверки)

Порядок проведения ДМНК

Порядок проведения ДМНК регулируется п. 6.1. и 6.2. статьи 101 НК РФ.

Результаты ДМНК фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки (п. 6.1. ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик вправе в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (п. 6.2. ст. 101 НК РФ).

п. 6.1. ст. 101 НК РФ:

Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК в случае, если НК предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.

При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

п. 6.2. ст. 101 НК РФ:

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

Письменные возражения по дополнению к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) представляются ответственным участником этой группы (иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) в течение пятнадцати дней со дня получения такого дополнения к акту налоговой проверки.

При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пример из судебной практики

Уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

В период после проведения выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней предприниматель представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации.

По итогам изучения этих деклараций и документов к ним налоговым органом принято решение о доначислении предпринимателю сумм налогов.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого решения, ссылаясь на нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку увеличение суммы взыскиваемых налогов осуществлено не на основании материалов выездной налоговой проверки, а в ходе дополнительных проверочных мероприятий при изучении представленных предпринимателем уточненных налоговых деклараций и приложенных к ним документов.

Решение суда в пользу налоговиков:

Налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам).

Таким образом, уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

Читайте так же:  Выписывают ли из больницы в выходные

Поэтому при представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Определение N 310-КГ16-5041

Дополнительно

Истребование документов при проведении налоговой проверки — форма налогового контроля, применяемая при проведении налоговой проверки, которая заключается в предоставлении налоговому органу заверенных копий или оригиналов первичных учетных документов налогоплательщика.

Допрос свидетеля в ходе налоговой проверки — регулируется статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

«Ваш налоговый адвокат», 2009, N 1

В статье с учетом судебно-арбитражной практики рассматриваются вопросы обоснованности назначения дополнительных мероприятий налогового контроля и правила их проведения.

Дополнительные мероприятия — это специальная форма налогового контроля, их проведение зависит от усмотрения руководителя (его заместителя) налогового органа и от конкретных обстоятельств дела. Эти мероприятия назначаются, чтобы получить дополнительные доказательства наличия или отсутствия в действиях налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) состава налогового правонарушения (абз. 1 п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Как видно, смысл дополнительных мероприятий налогового контроля заключается в сборе достаточной совокупности доказательств по делу о налоговом правонарушении. Назначение мероприятий означает, что сотрудники налоговой службы, проводившие проверку, не в полной мере обосновали свои выводы, изложенные в ее акте. Руководитель (его заместитель) налогового органа, рассматривая материалы проверки, в соответствии с установленной законом процедурой оценивает собранные по делу доказательства и правильность сделанных на их основе выводов.

В Налоговом кодексе РФ не установлены принципы оценки доказательств по делу о налоговом правонарушении, не содержатся критерии, по которым можно определить достаточность собранных доказательств, поэтому обратимся к процессуальному законодательству. Так, согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств по делу.

И если назначение дополнительных мероприятий выступает следствием негативной оценки руководителем налогового органа собранных доказательств по делу, значит, эти доказательства не позволяют принять законное и обоснованное решение.

Доказательства в налоговом процессе появляются при проведении контрольных мероприятий. В п. 1 ст. 82 НК РФ даны определение налогового контроля и примерный перечень контрольных мероприятий. Перечень иных контрольных мероприятий установлен, в частности, в гл. 14 Налогового кодекса РФ.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут выступать только некоторые из контрольных мероприятий. Так, в силу п. 6 ст. 101 НК РФ это могут быть исключительно:

  • истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля является исчерпывающим. Доказательства, добытые инспекцией в результате совершения иных действий, будут считаться полученными с нарушением закона. Их нельзя использовать при рассмотрении материалов проверки. Мероприятия налогового контроля могут быть проведены до принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

В решении о назначении дополнительных мероприятий излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок (предельный — один месяц) и конкретная форма мероприятия (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ). Отсутствие ссылки на данные обстоятельства поставит под сомнение законность самих мероприятий.

В частности, в Постановлении от 14 марта 2006 г. по делу N Ф04-994/2006(20446-А03-7) ФАС Западно-Сибирского округа отметил, что решение налогового органа должно быть соответствующим образом мотивировано, а именно в нем должны быть указаны обстоятельства, исключающие возможность принять обоснованное решение по материалам выездной проверки, а также конкретные мероприятия, которые необходимо провести для документального подтверждения совершенного налогоплательщиком правонарушения.

Решение о назначении дополнительных мероприятий является промежуточным актом. Результаты контрольных мероприятий служат средством подтверждения (опровержения) выводов налогового органа, обеспечивая обоснованность его окончательного решения. Производный характер дополнительных мероприятий зависит от выводов, сделанных в акте налоговой проверки. Налоговый орган не вправе проводить дополнительные мероприятия по фактам нарушений, не отраженным в этом акте.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает порядок вручения решения о назначении дополнительных мероприятий налогоплательщику и не предоставляет ему право обжаловать это решение. Также НК РФ не предусматривает обязанности проверяющих составлять по итогам дополнительных мероприятий какой-либо общий документ и направлять его налогоплательщику. По мнению автора, эти вопросы следует урегулировать в Кодексе.

Хотя назначение дополнительных контрольных мероприятий само по себе не нарушает прав налогоплательщика, он может не согласиться с законностью назначенных мероприятий и обратиться в суд с требованием о признании незаконными действий инспекции по их проведению.

Пример 1. Считая незаконными решение инспекции о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в части истребования у налогоплательщика дополнительных документов, а также требование о представлении документов, общество обратилось в арбитражный суд.

Частично удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что запрашиваемые инспекцией документы представлены обществом в полном объеме в ходе выездной проверки. Истребование ранее представленных обществом документов не направлено на получение дополнительных (новых) сведений, необходимых для принятия обоснованного решения по результатам налоговой проверки.

(Постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г. по делу N Ф09-9863/07-С3)

Налогоплательщик вправе обратиться в суд и с заявлением о признании решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий недействительным, если исходя из анализа текста оспариваемого ненормативного акта становится ясно, что мероприятия направлены на выявление новых фактов, которые не были установлены в ходе выездной проверки . В данном случае это будет означать, что налоговый орган проводит дополнительную налоговую проверку, что не допускается налоговым законодательством.

См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/2950.

В Постановлении от 9 августа 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/2950 ФАС Дальневосточного округа отметил: судами обеих инстанций на основе оценки всех представленных лицами, участвующими в деле, материалов проверки сделан обоснованный вывод, что дополнительные мероприятия, перечень которых содержится в решении, направлены не на закрепление или опровержение выявленных в ходе проверки нарушений, а на выявление новых нарушений, что не входит в пределы полномочий, предоставленных налоговому органу в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Тем не менее следует иметь в виду: в судебных актах иногда дополнительные контрольные мероприятия называются дополнительной налоговой проверкой, что является юридически некорректным. По результатам таких мероприятий налоговый орган не может делать новые выводы о наличии (отсутствии) в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения. Дополнительные доказательства, полученные в результате проведения данных мероприятий, либо подтверждают, либо опровергают сформированную ранее точку зрения налогового органа. Цель дополнительных мероприятий — уточнить обстоятельства, связанные с обнаруженными правонарушениями (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 марта 2008 г. по делу N Ф08-1091/08-397А).

Читайте так же:  Как ездить если лишили водительских прав

Мотивом назначения дополнительных мероприятий налогового контроля может быть, в частности, необходимость проверки обоснованности возражений налогоплательщика, поданных на акт налоговой проверки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 мая 2007 г. по делу N А11-6559/2006-К2-19/519). Эти возражения могут поставить под сомнение выводы сотрудников инспекции, проводивших проверку, и вызвать необходимость получить дополнительные доказательства по делу. В такой ситуации налоговый орган обязан назначить дополнительные мероприятия, проверить аргументы, представленные налогоплательщиком. В противном случае решение налогового органа не будет считаться законным и обоснованным.

Пример 2. Общество после получения копии акта выездной проверки представило на него свои возражения, приложив необходимые документы. Налоговый орган не реализовал предоставленных ему законом полномочий для проверки указанных обществом сведений о заказчиках. В частности, не были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, в ходе которых возможно было бы установить достоверность или недостоверность заявленных обществом сведений.

Доказательства, опровергающие достоверность сведений о заказчиках, не были представлены и в суд. Как следует из протоколов судебных заседаний, заявления о недостоверности представленных обществом доказательств налоговым органом не делались.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции согласился с решением арбитражного суда о признании частично недействительным решения налогового органа о доначислении налогов и начислении пеней.

(Постановление ФАС Центрального округа от 2 октября 2007 г. по делу N А54-1850/2007)

В силу того что дополнительные доказательства являются составной частью материалов налоговой проверки, налогоплательщик вправе участвовать в исследовании данных доказательств, а налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате рассмотрения указанных материалов. Иначе решение инспекции признается незаконным, так как будет считаться, что оно принято с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, в Постановлении от 6 августа 2008 г. по делу N Ф08-4435/2008 ФАС Северо-Кавказского округа подчеркнул: поскольку налогоплательщик может присутствовать при рассмотрении материалов проверки, лишение его права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.

В заключение отметим, что, к сожалению, в законе не установлены подобные гарантии прав налогоплательщика, вследствие чего судебно-арбитражная практика восполняет пробелы налогового законодательства. По мнению автора, налогоплательщик в связи с приобщением новых доказательств к материалам дела вправе дополнить свои возражения, поданные на акт налоговой проверки, и дать свою оценку полученным налоговым органом дополнительным доказательствам.

Приложение N 29. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 29
к приказу Федеральной налоговой службы
от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1165019

Решение N ____________
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля

Полное и сокращенное наименования

Периоды, за которые проведена проверка

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) Нужное указать.

(3) КПП указывается для организаций

(4) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Кодекса, дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(5) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Кодекса, дополнительно указывается пункт 14 статьи 105.17.

(6) Согласно пункту 6 статьи 101 Кодекса срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не превышает один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

Видео (кликните для воспроизведения).

(7) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

>
N 30. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

сегодня
USD ЦБ 65.19
EUR ЦБ 71.83
BTC/USD 10361.09

калькулятор валют

С 3 сентября меняется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ пункт 6.1 статьи 101 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, инспекция будет оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

В дополнение к акту вносится следующая информация:

— начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

— полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;

— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику это дополнение к акту в течение пяти рабочих дней со дня его оформления.

Если дополнительные мероприятия налогового контроля проводились в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, дополнение к акту налоговой проверки вручается в течение десяти рабочих дней с даты его составления ответственному участнику этой группы. К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться по-новому

HASLOO/ Depositphotos.com

С сегодняшнего дня изменяется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно, по итогам проведения указанных мероприятий налогового контроля, завершенных после 3 сентября 2018 года, налоговики должны будут составить дополнение к акту проверки (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 302-ФЗ). Данное изменение предусмотрено Федеральным законом № 302-ФЗ, который излагает п. 6.1 ст. 101 Налогового кодекса в новой редакции. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России. Отметим, что ранее по результатам проведения мероприятий налогового контроля проверяющие не предоставляли налогоплательщику отдельного документа и все проведенные мероприятия отражались в решении налогового органа о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

[3]

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ, дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий. В дополнение к акту будет отражаться такая информация, как:

  • дата начала и окончания проведения допмероприятий налогового контроля;
  • полученные дополнительные доказательства, которые подтвердят факт нарушения налогового законодательства или их отсутствие;
  • сведения о проведенных допмероприятиях;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
Читайте так же:  Договор безвозмездного пользования жилым помещением

Срок вручения документа составляет пять рабочих дней со дня его оформления. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту вручается в течение 10 рабочих дней со дня его составления ответственному участнику этой группы.

Обоснованно ли осуществление выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы? Узнайте из материала «Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет- версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вместе с составленным дополнением налоговики должны вручить документы, которые получены в ходе дополнительных мероприятий за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик вправе направить возражения на дополнение к акту в течение 15 рабочих дней с момента его получения и приложить к возражениям документы или их заверенные копии для подтверждения обоснованности возражений.

Что входит в мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

[2]

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке

dopolnitelnye_meropriyatiya_nalogovogo_kontrolya_pri_vyezdnoy_proverke.jpg

Похожие публикации

Законодательство предусматривает возможность проведения налоговой проверки в двух формах: камеральной и выездной. В некоторых случаях фискальные органы могут инициировать мероприятия, направленные на получение дополнительных сведений по предмету проверки.

Дополнительные мероприятия налогового контроля: причины

Основу правового регулирования всех взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками составляет Налоговый кодекс РФ. Регламентирует этот документ и порядок проведения проверок, а также дополнительные действия по их результатам (гл. 14 НК РФ). С точки зрения НК РФ, дополнительные мероприятия налогового контроля – это действия, направленные на получение дополнительных сведений (доказательств) по нарушениям, уже выявленным в ходе выездной или камеральной проверки.

О необходимости проведения таких мероприятий руководителем налогового органа выносится специальное решение, в котором указывается:

[1]

Обстоятельство, требующее дополнительной проверки;

Читайте так же:  Кто может въезжать в рф без визы

Форма контрольного мероприятия.

Закон четко определяет, что такие действия должны быть направлены исключительно на получение новой информации по выявленному нарушению, относимого к категории налогового правонарушения. В ходе данного контроля не допускается выявление новых нарушений, за исключением тех, что связаны с нарушением, ставшим поводом для мер дополнительного контроля. Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только при наличии признаков налогового правонарушения и не могут служить средством для их выявления за рамками проверочных действий.

Формы проведения дополнительного контроля

Дополнительные мероприятии налогового контроля проводятся в виде определенных действий, закрытый перечень которых закреплен в НК РФ (п. 6 ст. 101 НК РФ):

Выбор действия зависит от конкретных обстоятельств дела, в том числе в рамках одной дополнительной проверки может быть проведено несколько однотипных мероприятий, например, несколько допросов или экспертиз, а также сочетание разных действий.

Следует учитывать, что в случае отказа налогоплательщика от предоставления документов, в том числе путем уклонения от таких действий, налоговые органы вправе провести выемку истребуемых документов. Это возможно при условии, что предоставленных материалов недостаточно для выявления всех обстоятельств нарушения, либо есть основания полагать, что оригиналы документов могут быть уничтожены или приведены в состояние, не позволяющее установить важные обстоятельства. Для осуществления выемки выносится отдельное решение с обязательным указанием причин для такого действия. Во всех остальных ситуациях проверяющий не вправе изменить перечень мероприятий, обозначенных в решении о проведении допконтроля.

Порядок проведения

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке и аналогичные действия по контролю при камеральной проверке проводятся с учетом требований законодательства о контрольных действиях со стороны налоговых органов и фиксируются в дополнении к акту проверки с учетом положений п. 6.1. ст. 101 НК РФ.

Дополнительные меры фискального надзора проводятся в срок, не превышающий одного месяца с даты принятия решения об их проведении (два месяца – для косолидированных групп и иностранных компаний). По завершении процедуры, в течение 15 дней, выносится дополнение к акту проверки содержащее информацию:

период проведения процедур допконтроля;

перечень выполненных мероприятий;

выявленные доказательства нарушения или их отсутствие;

выводы и рекомендации по итогам проверки.

Данный документ направляется в течение 5 дней налогоплательщику, который может в течение 15 дней после его получения представить свои возражения по сделанным инспектором выводам.

Как и при проведении обычной проверки, допконтроль предусматривает право проверяемого на ознакомление с материалами проверочных мероприятий. Для этого подается письменное заявление в ИФНС, и не позднее двух рабочих дней после его подачи заявитель должен быть ознакомлен со всеми документами.

Ответственность

Законодательство не содержит отдельных норм ответственности за несоблюдение требований в ситуации, когда проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля. НК РФ здесь применяется в том же порядке, что и в случае привлечения к ответственности при проведении проверки или иных нарушениях налогового законодательства (например, п. 4 ст. 193, ст. 126, 128 НК РФ).

Но судебная практика оказывает, что подобные контрольные действия действительно во многих ситуациях позволяют налоговикам выявлять дополнительные обстоятельства по нарушениям, которые были установлены при камеральных или выездных проверках и позволяющие привлечь налогоплательщика к ответственности. Особенно актуально это в случае выездных проверок, когда возможность проведения допроса свидетелей обеспечивает значительную часть доказательной базы.

ВАС РФ поставил точку: дополнительные мероприятия налогового контроля – налогоплательщика уведомлять!

Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008–2011 гг. и посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.» налоговые органы ориентированы сегодня на обеспечение эффективного использования инструментов налогового контроля и на вынесение максимально обоснованных решений.

В связи с этим налоговые инспекции все чаще принимают решения о дополнительных мероприятиях налогового контроля, которые используются для продления проверки, сбора дополнительных доказательств и обоснования доначислений. При этом, как правило, налоговые органы не извещают налогоплательщика о результатах проведенных налоговых мероприятий и не уведомляют его о рассмотрении материалов проверки после проведения таких мероприятий. То есть возможность дать объяснения по существу вменяемых ему налоговых нарушений налогоплательщику не предоставляется.

История проблемы

Дополнительные мероприятия налогового контроля регламентируются статьей 101 НК РФ. Однако в Налоговом кодексе РФ нет определения понятия «дополнительные мероприятия налогового контроля», а до 2007 г. не раскрывалось и их содержание.

Тем не менее в правоприменительной практике была сформирована позиция о том, что принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует, что руководитель налогового органа, рассмотрев материалы проверки, не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности сноска 1 . В Постановлении КС РФ от 14.07.2005 № 9-П указано, что цель дополнительных мероприятий налогового контроля – уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными правонарушениями. Налоговый орган может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если по итогам проведенной проверки исключается возможность вынесения правильного и обоснованного решения на основании имеющихся материалов сноска 2 .

С 2007 г. законодательно закреплено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств нарушения (или его отсутствия) законодательства о налогах и сборах руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ сноска 3 ). Следовательно, с момента введения в действие Налогового кодекса РФ назначение дополнительных мероприятий налогового контроля не изменилось, и их цель – обеспечение полноты, достоверности и объективности результатов проверки, то есть устранение всех имеющихся неясностей относительно совершения налоговых правонарушений для максимально полного соблюдения прав налогоплательщика и защиты его интересов.

Такая цель может быть достигнута только при извещении налогоплательщика о полученных дополнительных доказательствах, а также о существе доводов проверяющих, и обеспечении ему возможности дать свои пояснения.

Вместе с тем до недавнего времени практически не было случаев, когда налоговые органы после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля извещали налогоплательщиков об их результатах и предлагали им представить пояснения. Арбитражные суды ранее также зачастую не рассматривали неизвещение налогоплательщика о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля как существенное нарушение процедуры привлечения к ответственности сноска 4 .

Налоговые органы традиционно полагали, что поскольку Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает извещения налогоплательщика о результатах налогового контроля по результатам дополнительных мероприятий, неучастие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки после проведения таких мероприятий не влияет на законность решения налогового органа о привлечении к ответственности. Данная позиция нашла отражение и в относительно «свежих» судебных актах сноска 5 .

Читайте так же:  В каких случаях возможна бесплатная парковка в москве

Так, в Определении ВАС РФ от 15.01.2009 № ВАС-17489 было отмечено, что неучастие заявителя при рассмотрении материалов проверки после дополнительных мероприятий налогового контроля является нарушением процедуры, однако не привело к принятию неправомерного решения. В Определении ВАС РФ от 11.01.2009 № 14909/08 указывалось, что «довод налогоплательщика о нарушении налоговым органом требований статьи 101 Кодекса отклонен судами, поскольку в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля новые факты налоговых правонарушений установлены не были, кроме тех, которые были отражены в акте проверки».

Таким образом, правоприменительная практика не всегда рассматривала извещение налогоплательщика о рассмотрении результатов дополнительных контрольных мероприятий в качестве существенного нарушения, которое само по себе влечет недействительность решения налогового органа.

Суть спора

После завершения выездной налоговой проверки был составлен акт, на который налогоплательщик представил возражения. На рассмотрение материалов проверки налогоплательщик был приглашен в инспекцию, и после представленных им объяснений руководитель инспекции вынес решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В ходе дополнительных мероприятий налоговый орган опросил свидетелей и запросил информацию у контрагентов налогоплательщика, после чего вынес решение о привлечении его к ответственности (начислены налоги, пени, штраф). По одному из ранее указанных в акте проверки эпизодов налоговый орган снял претензии. В вынесенном решении налоговый орган не сослался на доказательства, полученные в ходе дополнительных мероприятий, то есть эти сведения не были использованы налоговым органом. При этом налогоплательщик не был уведомлен о времени рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных контрольных мероприятий и, соответственно, не смог представить объяснения.

Позиция налогового органа

Налоговый орган полагал, что им не была нарушена процедура принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, в подтверждение чего привел следующие доводы.

Собранные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля доказательства не использовались при вынесении решения о привлечении к ответственности.

При вынесении решения о привлечении к ответственности размер доначислений снизился по сравнению с актом проверки, поэтому права налогоплательщика нарушены не были.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает извещения налогоплательщика о результатах дополнительных мероприятий налогового контроля.

Позиция налогоплательщика

Статьей 101 НК РФ установлено, что рассмотрение материалов налоговой проверки завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

В Постановлении от 16.06.2009 № 391/09 Президиум ВАС РФ указал, что вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля «не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля».

Системное толкование пунктов 1, 6, 7 статьи 101 НК РФ позволяет сделать вывод, что процедура рассмотрения материалов налоговой проверки включает в себя также и рассмотрение материалов, полученных налоговым органом в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (подп. 15 п. 1 ст. 23 НК РФ). На этом основании он вправе участвовать в рассмотрении материалов проверки и по итогам дополнительных мероприятий, а налоговый орган обязан известить его о месте и времени рассмотрения материалов проверки и дать возможность представить свои возражения и доводы.

Аналогичный вывод сделан Минфином России сноска 6 .

Необеспечение налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (в том числе полученных по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля) лично и (или) через своего представителя и представить объяснения признаются нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки сноска 7 .
По мнению налогоплательщика, если бы он был извещен о позиции налогового органа, сформированной по итогам дополнительных мероприятий, до вынесения оспариваемого решения, то имел бы возможность привести аргументы, которые могли бы повлиять на решение налогового органа и не допустить возникновения судебного процесса.

Позиция суда

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, указав, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Необеспечение возможности участия проверяемого налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий является основанием для признания решения инспекции незаконным. При этом не имеет значения, изменилась ли позиция налоговых органов в отношении оспариваемых эпизодов по результатам рассмотрения материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается, если установленные в ходе проверки обстоятельства исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

Цель дополнительных мероприятий налогового контроля – подтверждение выводов о наличии либо отсутствии правонарушения и, соответственно, вынесение налоговым органом правильного и обоснованного итогового решения. Арбитражная практика исходит из того, что дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении обстоятельств, уже установленных в ходе проверки и изложенных в акте (см. текст на полях, с. 50).

Вынесение решения инспекцией о проведении дополнительных мероприятий не является завершающей стадией производства о налоговом правонарушении. Поэтому налогоплательщику должна быть предоставлена возможность ознакомиться с результатами проведенных дополнительных мероприятий, и он вправе представить пояснения по доводам проверяющих. Необеспечение этих гарантий признается безусловным основанием для признания решения налогового органа незаконным.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Статья продолжает тему о праве налогоплательщика участвовать в рассмотрении результатов налоговой проверки по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля. –
См.: Лысенко Е.А., Семкина Е.И., Хачатрян Н.Р. Права налогоплательщика при дополнительных мероприятиях налогового контроля // Налоговед. 2009. № 8. С. 59.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  3. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  4. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here