Информация как объект правового регулирования

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Информация как объект правового регулирования". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Информация как объект правового регулирования.

Статья 4. информация как объект правового регулирования. 1. информация является объектом гражданских прав и может свободно использоваться и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлены ограничения на доступ к информации или требования к порядку ее распространения либо предоставления.

2. В зависимости от категории доступа информация делится на:

1) общедоступную информацию;

2) информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

3) информацию, доступ к которой ограничен ее обладателем.

3. В зависимости от порядка распространения либо предоставления информация делится на:

1) информацию, свободно распространяемую ее обладателем;

2) информацию, распространяемую (предоставляемую) по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, в отношении которой федеральным законом установлена обязанность ее распространения либо предоставления;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные правила использования информации в зависимости от ее характера (содержания) либо принадлежности определенным обладателям.

5. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с использованием информации, осуществляется на основе следующих принципов:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) допустимость установления ограничений на доступ к информации только федеральным законом;

3) презумпция открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и обеспечение свободного доступа к такой информации;

4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации при создании и эксплуатации информационных систем и защиты информации в них;

5) своевременность предоставления и достоверность информации, в отношении которой федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации установлена обязанность ее распространения либо предоставления государственным органам или органам местного самоуправления;

6) неприкосновенность частной жизни, ограничение сбора и обработки информации персонального характера (персональных данных) целями, для которых она собирается.

1.1. Информация как объект правового регулирования

Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания и отраслей публичного, и отраслей частного права.

С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса впервые в российском законодательстве информация стала полноправным объектом права, что закреплено в статье 128 «Виды объектов гражданских прав», которая гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) нематериальные блага»[1].

Само определение информации вызывает сегодня большие споры. Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) — как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об информации. » устанавливается, что конфиденциальной информацией является документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ст. 21 устанавливает правило, согласно которому «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». Режим защиты информации устанавливается в отношении:

· сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

· конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего федерального закона;

· персональных данных — федеральными законами.

Законодательно установлена защита сведений о частной жизни лиц и вообще персональная инфа про граждан, а также конфиденциальная инфа юридических лиц и инфа, принадлежащая государству.

Тема 2. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Информационное право составляет правовой фундамент информационного общества и без его формирования невозможно нормальное развитие информационного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само существование информационного общества основано на обращении информации. В связи с этим основным назначением информационного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной сферы — сферы производства, преобразования и потребления информации.

Основным объектом информационной сферы и системы права является информация. Она же является основным объектом правоотношений в информационной сфере. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

| 7412 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

124. Информация как объект правового регулирования. Свойства информации. Документированная информация и документ.

Информация является объектом гражданских прав и может свободно использоваться и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлены ограничения на доступ к информации или требования к порядку ее распространения либо предоставления. ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (ст. 128). Так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективированную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе (бумаге, кассете, диске и др.)-

Читайте так же:  Кто выдает судебный приказ

В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.

Единого понятия документированной информации (документа) не выработано в российской юридической науке.

Выделяются следующие юридические свойства информации. –целостность (существование в неискаженном виде, неизменяемость по отношению к некоторому ее исходному состоянию. 2. Доступность – способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным. 3. Конфиденциальность – свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определенных пользователей.

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать. имеет фиксированный характер. Свойства:

-релевантность (способность информации соответствовать запросам, нуждам, требованиям потребителя)

— ценность, т.е. потребительская значимость, которая выражается, как правило, в соответствии информации своему целевому назначению

— полнота, которую обычно определяют как оптимальное соотношение между необходимой и полученной информацией

— достоверность информации. Она отражает степень объективности в процессе фиксации и передачи информации

— Поскольку документ создаётся человеком, постольку содержащаяся в нём информация всегда субъективна

— доступность, т.е. возможность получения потребителем.

— эргономичность, т.е. оптимальность формы или объёма информации для конкретного потребителя.

— адекватность (определённость), т.е. соответствие отражённых в документе фактов, событий, показателей самому объекту или явлению, а также задаче конкретного документа.

[1]

-наличие материального носителя информации

-идентифицируемость зафиксированных на носителе сведений

-возможность изменения форм закрепления информации (способность представления на различных носителях без угрозы утраты своего содержания и реквизитов, т.е. возможность копирования информации)

Информация приобретает режим документированной в результате прохождения специальной процедуры – процедуры документирования. Она осуществляется в порядке. Устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства и безопасность государства.

Информация как объект правового регулирования

Законодательство РФ в области информационной безопасности и защиты информации

Развитие информационных технологий и их широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных действий, объектом или орудием совершения которых являются компьютеры. Путем различного рода манипуляций, т. е. внесения изменений в информацию на различных этапах ее обработки, в программное обеспечение, овладения конфиденциальной информацией нередко удается получать значительные денежные суммы, уклоняться от налогообложения, заниматься промышленным шпионажем, уничтожать программы конкурентов и т.д.

Информационная среда – сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации. Как сфера правового регулирования информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов права, по отношению к которым, или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

В соответствии с действующим законодательством информационные правоотношения – это отношения, возникающие при:

· осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

· применении информационных технологий;

· обеспечении защиты информации (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. При рассмотрении информации в качестве предмета правоотношений в правовой системе, предмета отношений государства, юридических и физических лиц, приходится возвращаться к определению информации в его исходном смысле: под информацией понимается содержание сообщений, сведений и сигналов.

Это верно постольку, поскольку при движении информации в процессе ее создания, распространения, преобразования и потребления подавляющее большинство общественных отношений возникает именно по поводу информации в форме сведений или сообщений. Такой подход к определению понятия “информация” получил название антропоцентрический.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Учитывая социальный аспект, добавим: включаемые в оборот в виде, понятном для восприятия человеком.

Закон вводит также термин «документированная информация» и определяет ее как «зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».

Понятие “документированная информация” основано на двуединстве информациисведений и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация “закрепляется” на материальном носителе, “привязывается” к нему и тем самым обособляется от своего создателя. В итоге, в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом или иных носителях. По сути, документированная информация представляет собой обыкновенные данные, а подход, отождествляющий информацию и данные, носит название техноцентрический.

Согласно приведенному определению, документированная информация есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. На нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное отличие заключается в единстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.

С правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

Обеспечение безопасности информации, в том числе и в компьютерных системах, требует сохранения следующих ее свойств:

Целостность информации заключается в ее существовании в неискаженном виде, неизменном по отношению к некоторому ее исходному состоянию.

Доступность информации – это свойство, характеризующее ее способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.

Конфиденциальность – это свойство информации, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определенного круга пользователей.

Все известные на настоящий момент методы защиты информации можно разделить на следующие виды:

Какое место занимают правовые методы в системе комплексной защиты информации?

В большинстве отечественных работ правовые методы защиты информации принято рассматривать в рамках организационно-правового обеспечения защиты информации. Правовые аспекты организационно-правового обеспечения защиты информации направлены на достижение следующих целей[40]:

Читайте так же:  Исковое заявление об изменении формулировки причины увольнения

· формирование правосознания граждан по обязательному соблюдению правил защиты конфиденциальной информации;

· определение мер ответственности за нарушение правил защиты информации;

· придание юридической силы технико-математическим решениям вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;

· придание юридической силы процессуальным процедурам разрешения ситуаций, складывающихся в процессе функционирования системы защиты.

В современной юриспруденции организационный и правовой подходы не объединяют. Поэтому, на наш взгляд, не следует ограничиваться рассмотрением вопросов правовой защиты информации в рамках правовых аспектов комплексной защиты информации.

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Информационные отношения достигли такой ступени развития, на которой оказалось возможным сформировать самостоятельную отрасль законодательства, регулирующую информационные отношения. В эту отрасль, которая целиком посвящена вопросам информационного законодательства, включается:

· законодательство об интеллектуальной собственности;

· законодательство о средствах массовой информации;

· законодательство о формировании информационных ресурсов и представлении информации из них;

· законодательство о реализации права на поиск, получение и использование информации;

· законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения.

В отрасли права, акты которых включают информационно-правовые нормы, входят конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, предпринимательское право.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Информация и право. Информация как объект правового регулирования.

Читайте также:
  1. A) Объективный и системный
  2. A) предложения вправо.
  3. C.) Не является объектом технологических преобразований
  4. DOM — ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ДОКУМЕНТА
  5. E) бақыланатын объекттің бөліп алынған белгілерінің көріну жиілігін тіркеу
  6. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);
  7. I ПОДХОД. Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна)
  8. I. Количественные данные об объекте Мониторинга правоприменения.
  9. I. Объект. Предмет. Задачи.
  10. I. Формы правового регулирования массовых коммуникаций и СМИ в США.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не все виды информации могут быть объектом права, а только те, в которых субъектом выступает человек. Информация как феномен социальной среды относится к области естественного права. В ст.28 ГК РФ под инфой понимается один из видов объектов гражданских прав. В действующем законодательстве обсуждается ряд терминов и понятий по одному и тому же объекту информации, которые различаются между собой.

В ст.2 ФЗ об информации и информатизации понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Дается понятие документированной инфы. ФЗ о государственной дактилоскопической регистрации: под носителем инфы понимаются дактилоскопические карты, носителем в которых являются магнитные носители.

Информационные ресурсы – отдельные документы и массивы документов, документы и массивы в информационных системах

Статья 4. информация как объект правового регулирования.

1. информация является объектом гражданских прав и может свободно использоваться и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлены ограничения на доступ к информации или требования к порядку ее распространения либо предоставления.

Отечественная федеральная и ведомственная нормативная база по защите информации к настоящему времени включает более сотни нормативных документов, относящихся к вопросам информационной безопасности на государственном, региональном, местном, ведомственном уровнях. По своему назначению и содержанию их можно разделить на три группы:

1. Концептуальные документы, определяющие основу защиты информации в России.

2. Федеральные законы, определяющие систему защиты информации в России.

3. Вспомогательные нормативные акты в виде указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных и ведомственных руководящих документов и стандартов, регулирующих процесс и механизмы исполнения положений и требований к системе обеспечения информационной безопасности государства.

Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

4-kurs / Информация как объект правового регулирования

1.1. Информация как объект правового регулирования

Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания и отраслей публичного, и отраслей частного права. Многие вопросы информации, информационных ресурсов являются объектом норм международного права.

Что касается информационных ресурсов или их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим.

Институт правового режима в праве является межотраслевым и применяется к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений.

Триединство информации, технологий и систем связи в практической информатике определяет значение института правового режима не только для информационного ресурса. Этот институт действует и в отношениях, связанных с информационными технологиями, образуемых на их основе информационными системами и обеспечивающими взаимодействие систем средств связи.

С введением в 1996 году нового Гражданского кодекса впервые в узбекском законодательстве информация стала полноправным объектом права, что закреплено в статье 128 «Виды объектов гражданских прав», которая гласит: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) нематериальные блага»[1].

Само определение информации вызывает сегодня большие споры. У разных авторов мы можем найти различные толкования этого термина. Вероятно, было бы ошибкой отметать устоявшиеся понятия и отдавать приоритет лишь какому-то одному из них.

Как уже отмечалось, законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; документированную информацию (документ) — как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 2 закона «Об информатизации »[2]).

Несмотря на кажущуюся простоту данных определений, уяснение фактической сущности понятия «информация» — дело непростое, так как данное понятие весьма широко и не всегда удачно используется и в законодательстве, и в литературе, и в обиходной речи.

Кроме того, используются и более узкие понятия. Компьютерная информация — это информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники. Компьютерная информация может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям (копирование, модификация и т.п.). Понятия собственника, владельца и пользователя также определены указанным законом.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод: любая информация в момент своего создания является тайной или конфиденциальной и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности. Так, в ст. 11 закона «Об информатизации» от 11 декабря 2003 г., № 560-II устанавливается, что конфиденциальной информацией является документированная информация, до ступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Узбекистана, а ст. 20 устанавливает правило, согласно которому «защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». Режим защиты информации устанавливается в отношении:· сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании Закона Республики Узбекистан «О защите государственных секретов»; конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего закона;

Термин «нарушение целостности и конфиденциальности» широко используется в специальной литературе, в которой рассматривается проблема безопасности информационных систем, базирующихся на применении информационной техники. Специалисты обычно имеют в виду конкретные организационные и программно-технические меры, обеспечивающие защиту систем и сетей ЭВМ от действий, которые могут повлечь вредные последствия для хранящейся в памяти компьютеров информации. Говоря о целостности информации, подразумевают защиту данных от разрушения и изменения, в том числе и от вирусов. Конфиденциальность же понимается как предотвращение возможности использования информации лицами, которые не имеют к ней отношения. Появление вслед за специальной литературой и в законодательстве об информации термина «конфиденциальность» наряду с термином «тайна», по-видимому, оправданно[3].

Тайны имеют градацию по степени секретности. Так, Закон РУз от 7 мая 1993 г. «О защите государственных секретов» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)[4].

устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно» (ст. 8 указанного закона). Собственником информации могут использоваться также гриф «Для служебного пользования».

Информация и собственность на нее. Вопросы конфиденциальности всегда тесно связаны с вопросами собственности на информацию, поскольку именно собственник обычно является жертвой при совершении информационных преступлений.

Известно, что в Узбекистане существует право собственности граждан, юридических лиц и государства (ст. 212 ГК РУз). Это законодательное установление позволяет в дальнейшем определить режим использования различных видов информации. Поэтому собственниками информации являются граждане, юридические лица и государство.

Законодательно установлена защита нескольких видов информации, принадлежащей гражданам и называемой «личной конфиденциальной информацией» или «персональными данным».

Коммуникационные тайны: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РУз; ст. 138 УК РУз); личная тайна (ст. 137 УК РУз, ст. 150 ГК РУз); информация, являющаяся объектом авторских и смежных прав (Закон РУз «Об авторском праве и смежных правах»: ст. 146 УК РУз, ст. 150 ГК РУз); информация, непосредственно затрагивающая права и свободы гражданина или персональные данные (Закон «Об информации. »; ст.140 УК РУз); профессиональная (нотариальная, адвокатская) тайна (ст. 51 УПК); [5]).

Законом защищена конфиденциальная информация юридических лиц: коммерческая тайна (ст. 139 ГК РУз; ст. 183 УК РУз); банковская тайна (ст. 183 УК РУз; ст. 26 РУз «О банках и банковской деятельности»[6]); тайна связи (ст. 1 ФЗ РФ «О почтовой связи»[7]); служебная тайна (ст. 139 ГК РФ).

Конфиденциальной объявляется информация, принадлежащая государству или его субъектам и их образованиям («государственная конфиденциальная информация»). К ней относятся: служебная тайна (ст. 139 ГК РУз); государственная тайна (Закон РУз «О государственной тайне»; сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РУз).

Кроме перечисленных видов конфиденциальной информации, законом отнесены к таковой некоторые специальные разновидности сообщений независимо от воли их собственника. Ограничен порядок предоставления потребителю информации эротического содержания (ст. 37 Закона РУз «О средствах массовой информации»[9]) и запрещена к распространению порнография (ст. 242 УК РУз).

Понятно, что указанный перечень не является исчерпывающим. Однако представляется, что дальнейшее его уточнение и дополнение будет происходить по мере развития криминалистической теории раскрытия и расследования преступлений в области информации на основе обобщения практики.

1.2. Классификация и формирование информационных ресурсов

Для права в его нормативно-функциональном значении важно уяснить место и роль информации и тех ее массивов, которые для конкретных субъектов служат его информационным ресурсом, а также тех трудно поддающихся объемов информации, которые являются информационным ресурсом для страны. Чтобы создать правовую характеристику этого предмета отношений в качестве объекта правового регулирования в наиболее полном составе необходимы критерии структуризации этого феномена и специальные правовые понятия.

Информационный ресурс в структурном, предметном, восприятии представляет собой массив или отдельный документ, иной визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. В законе «Об информатизации»[1], посвященном документированной информации, информационные ресурсы определены как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Первично собираемая информация отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения. Информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях например, количество колец на спиле дерева, свидетельствующих о его возрасте), или информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Сконцентрированный по этому признаку информационный ресурс можно характеризовать как естественный, производственный, социально-экономический. Например, информация о численности населения.

Другой класс информационного ресурса составляют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности любой творческой работы, которая базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям Математическая обработка, логическая и т.д. Сюда же относятся и объекты, создаваемые в области авторского творчества в области литературы, искусства. Это информация, создаваемая в результате интеллектуальной деятельности человека. При этом создается не только вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, но и новая, открывающая то, чего до сих пор человечество не знало Речь идет, например, об открытиях, о прогнозах в различных социальных и природных процессах[2].

Самостоятельное значение имеет классификация информационных ресурсов по сферам их использования. В ее основе лежат признаки классификации информации по интересам потребителей. Потребитель или пользователь информационного ресурса видит в информации источник своих знаний, источник формирования субъективного информационного ресурса Прежде всего это связано с получением образования, профессиональной подготовки лица физического, с осуществлением производственной, научной и иной общественно полезной деятельности различных социальных структур, в которых участвуют граждане.

Как правило, происходит формирование информационных ресурсов с учетом потребностей субъектов, использующих уже накопленные ресурсы. Формируются общие, специализированные библиотеки, архивы, различные фонды информации, в условиях информатизации эти источники, депозитарии информационных ресурсов переводятся в электронную форму, создаются электронные информационные системы в качестве накопителей специализированной информации. Это все различные организационные формы представления информационных ресурсов.

Независимо от формы организационного выражения в структуре правоотношений информационные ресурсы являются предметом отношений субъектов. Именно по поводу этого предмета у отдельных субъектов формируется или возникает интерес, который реализуется в отношениях с другими субъектами права. Причем здесь становится важной характеристика информационного ресурса (информации) по видам его источника и области использования. По этому признаку можно классифицировать информационные ресурсы на информацию научно-техническую, социально-экономическую, правовую, социально-культурную, образовательную, развлекательную, просветительную и т.д. Каждое из этих направлений имеет внутреннюю, более предметную классификацию. Проследить это можно на примере каталогов библиотек, архивов.

Область производственной деятельности имеет свои классификации. Классификаторы, созданные ООН, ЕС, отражают состав отраслей экономической деятельности. В Узбекистане это ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) Можно показать и систематизировать информационный ресурс по видам производимой продукции. В этой области используются классификаторы ОКП (классификатор продукции) или комплексные: продукции и деятельности (ОКПД) В настоящее время, когда решается вопрос о вступлении Узбекистана во Всемирное торговое общество (ВТО), неминуемо встанет вопрос об адаптации классификаторов продукции с классификацией продукции по стандартам ВТО. Это огромный массив информации и предстоящей работы.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) установила классификацию объектов интеллектуального творчества в пределах авторского права и смежных прав, а также объектов промышленной (патентной) собственности. По этим же предметным признакам может классифицироваться информационный продукт Важно уяснить, что по сфере создания информации и по сферам потребления информации могут формироваться ресурсы, которые составляют в своей единичности (при важности документа) и в совокупности предмет отношений различных субъектов.

Информация может быть ресурсом самых разных субъектов: отдельного лица (гражданина), юридического лица, органа государственной власти или его подразделений, их служащих в процессе работы, органов местного самоуправления; общественных организаций, государства в целом Эти субъекты производят, создают определенный информационный продукт и потребляют его в разных видах, обращая в информационный ресурс своей деятельности. В настоящее время особое значение приобретают вопросы корпоративного, межгосударственного и глобального интереса к информационным ресурсам. Все это требует тщательного исследования с точки зрения правовой культуры, выработки адекватных правовых механизмов регулирования отношений в данной сфере. Основным правовым институтом для этого является институт правового режима[3].

[1] «Российская газета» от 22 февраля 1995 г.

[2] Сергиенко Л.А., Тиновицкая И.Д. Субъективные права в информационной сфере. //Институты административного права России. — М, 1999. С 21.

[3] Абдуллин А.И. Регулирование отношений в области интеллектуальной собственности Европейский опыт //Проблемы информатизации — 2001. — № 2. С 35-41.

Информация как объект правового регулирования

В самом широком смысле информационное право является правом об информации. Термин «информация» (informatio) переводится с латинского как «ознакомление, разъяснение, изложение».

Современное легальное понятие информации сформулировано в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), согласно которому информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

По возможностям ее распространения информация подразделяется:

1) на свободно распространяемую;

2) предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) подлежащую предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами (информация гарантированного доступа);

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

[3]

Основными формами информации являются:

1. Устная (распространение такой информации может повлечь обязательства из причинения вреда, ответственность за разглашение информации ограниченного доступа, клевету и т.д.);

2. Информация, зафиксированная на материальном носителе. Примером является электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети. При этом возникает дву­единство информации (сведений) и материального носителя, на ко­тором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Тем не менее, следует различать отношения по поводу самой информации и ее материального носителя. Например, приобретая книгу, лицо получает право собственности на экземпляр произведения (материальный носитель), но не получает прав на само произведение (за исключением права на воспроизведение в личных целях).

3. Документированная – зафиксированная на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Наличие реквизитов (к которым могут относиться подпись автора или руководителя организации, печать, время и место создания документа, адресаты, которым он направляется, другие характеристики документа) обеспечивает юридическое значение информации, содержащейся в документе. Конкретный состав реквизитов (требования к документированию) может определяться как законодательством Российской Федерации, так и соглашениями сторон. Именно документированная информация является основным объектом правоотношений и подлежит правовой защите.

Отдельно различается форма электронного документа (подробнее в главе 5).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10274 —

| 7249 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Информация как объект правового регулирования. Модель информационной сферы.

Становление законодательства о рекламе в России

История правового регулирования рекламы в современной России начинается с принятием в 1991 году закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».Это первый антимонопольный закон в нашей стране, который определял понятие «конкуренция», «монополистическая деятельность», «доминирующее положение на товарных рынках», а также «недобросовестная конкуренция».

Другой важный правовой акт был принят 27 декабря 1991 года. Это Закон РСФСР «О средствах массовой информации»,который, во-первых, указывал на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливал ответственность за распространение недостоверной информации и, во-вторых, ограничивал объем рекламы в СМИ, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера.

7 апреля 1992 года вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей»,который:

1) установил требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя;

2) ввел ответственность за нарушение права потребителей на информацию.

В 1994 году по стране прокатилась волна финансовых банкротств. Сотни тысяч пострадавших вкладчиков осаждали здания государственных учреждений с требованием возвратить их вклады. В целях быстрого реагирования на создавшуюся ситуацию 10 июня 1994 года были приняты Указы Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов».В этих указах устанавливались отдельные ограничения для рекламы финансовых услуг, и вводился государственный контроль рекламной деятельности.

Однако этого было явно недостаточно для предотвращения распространения недобросовестной рекламы. 18 июня 1995 года был принят первый Закон РФ «О рекламе». Он являлся центральным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную деятельность в РФ. В то же время продолжали действовать и ряд иных законов и подзаконных правовых актов, содержащих нормы, посвященные регулированию рекламной деятельности.

В период с 1995 по 2005 годы первый закон о рекламе, конечно же, претерпевал изменения пока 13 марта 2006 года не был принят новый закон о рекламе, который вступил в действие 1 июля 2006 года и на сегодняшний день уже претерпел несколько изменений.

Информация как объект правового регулирования. Модель информационной сферы.

Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; Организационные формы представления информации

Документированная информация— зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Обязательный экземпляр документов— экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;

Документ— материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве н целях общественного использования и хранения;

Электронный документ— документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

По роли в правовой системеинформация разделяется на неправовую и правовую (нормативно-правовая и нермативно-правовая). Еще информация подразделяется на открытую и ограниченного доступа.

Свойства информации:физическая неотчуждаемость, обособляемость, тиражируемое ть, организационность формы, экземплярность.

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на области.

1. Область поиска, получения и потребления информации

2. Область создания и распространения исходной и производной информации

3 Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

4.Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения

5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

[2]

Читайте также:
  1. C.) Не является объектом технологических преобразований
  2. DOM — ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ДОКУМЕНТА
  3. E) бақыланатын объекттің бөліп алынған белгілерінің көріну жиілігін тіркеу
  4. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);
  5. I ПОДХОД. Неизмеряемость информации в быту (информация как новизна)
  6. I. Количественные данные об объекте Мониторинга правоприменения.
  7. I. Формы правового регулирования массовых коммуникаций и СМИ в США.
  8. II. Объекты тестирования
  9. II. Оценка объекта мониторинга правоприменения.
  10. III. Интегральная математическая модель расчета газообмена в здании при пожаре

Источники


  1. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.

  3. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
Информация как объект правового регулирования
Оценка 5 проголосовавших: 1