Исполнительский сбор и порядок его взыскания

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Исполнительский сбор и порядок его взыскания". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Статья 112. Исполнительский сбор

Статья 112. Исполнительский сбор

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 112 настоящего Федерального закона

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[3]

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ часть 3 статьи 112 изложена в новой редакции

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ статья 112 дополнена частью 3.1

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в пункт 3 части 5 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 7

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

Информация об изменениях:

Статья 112 дополнена частью 5.1 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 10 и 11 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Определением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N 654-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод заявителя положениями части 7 статьи 112 настоящего Федерального закона как не предусматривающими возможности снижения исполнительского сбора более чем на одну четверть, поскольку cогласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя, при этом размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности

См. также разъяснения названных актов, данные в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

>
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Как будут взыскиваться исполнительские сборы

Высший Арбитражный Суд РФ приступил к рассмотрению вопросов порядка взыскания судебными приставами-исполнителями исполнительского сбора. На днях Научно-консультативный совет при ВАС РФ обсудил проблемы, касающиеся сроков его взыскания.

Читайте так же:  Что предпринять, если после заявления налогового вычета сумму налога в установленный срок

Порядок взыскания исполнительского сбора регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ). Он взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в процессе принудительного исполнения исполнительного документа и являющегося основанием для возбуждения исполнительного производства. Статья 30 Закона № 229-ФЗ предусматривает два варианта взыскания:

  • в процессе основного исполнительного производства, в ходе которого вынесено постановление о взыскании сбора, без возбуждения отдельного исполнительного производства (п. 15);
  • после завершения основного исполнительного производства с возбуждением отдельного исполнительного производства по вынесенному и неисполненному постановлению о взыскании сбора (п. 16).

Вместе с тем Закон № 229-ФЗ не определяет сроков вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения исполнительного производства на основании постановления о взыскании исполнительского сбора, действия этого постановления и срока его исполнения, срока предъявления постановления к исполнению.

Актуальность данного вопроса подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе неоднозначной позицией высших судов. Так, Конституционный Суд РФ классифицирует исполнительский сбор как штрафную санкцию, обладающую признаками административного штрафа (постановления от 01.04.2008 № 419-О-П, от 30.07.2001 № 13-П). В частности, он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно и оформляется постановлением уполномоченного должностного лица. Поэтому постановление о его взыскании должно быть вынесено и исполнено, а исполнительское производство – возбуждено до истечения срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Президиум ВАС РФ придерживается иного мнения. Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в том смысле, которое административное законодательство придает понятию «наказание». А значит, срок исковой давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на него не распространяется (Информационное письмо от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»).

Различные подходы свидетельствуют о неопределенности порядка взыскания исполнительского сбора, разобраться с этим и попытался консультативный совет.

Решение проблемы во многом зависит от статуса исполнительского сбора. На заседании совета было предложено два варианта.

1. Исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, стимулирующей добровольное исполнение исполнительного документа и применяемой в связи с совершением правонарушения в процессе исполнительного производства. В частности, при невыполнении без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Такого же мнения придерживается Конституционный Суд РФ (постановления от 01.04.2008 № 419-О-П, от 30.07.2001 № 13-П) и некоторые федеральные арбитражные суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2008 № Ф04-2599/2008(4108-А46-28), ФАС Поволжского округа от 11.03.2008 № А57-2593/07, ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2008 № А44-1639/2007). Отметим, что эти решения арбитражных судов основаны на позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П.

Как и любой вид публичной ответственности, исполнительский сбор не может существовать без процедуры и сроков его взыскания, которые в настоящее время не установлены. Наилучший выход, по мнению совета, применение срока, указанного в ст. 4.5 КоАП РФ. В этом случае постановление о взыскании исполнительского сбора должно выноситься в течение двух месяцев с момента завершения основного исполнительного производства. Просрочка данного срока приведет к невозможности взыскания исполнительского сбора.

2. Содержание ст. 112 Закона № 229-ФЗ наводит на мысль, что этот сбор относится к платежам, обязательным к уплате при отсутствии у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Однако такой вывод не подтверждается судебной практикой.

Если предположить, что исполнительский сбор считается платежом, то он должен взыскиваться в рамках общего срока исковой давности (три года), установленного ст. 196 ГК РФ.

Однако здесь есть один нюанс. Данный срок может исчисляться двумя способами:

  • с момента возникновения у судебного пристава-исполнителя права на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора (п. 1 и п. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ);
  • с момента возникновения у судебного пристава-исполнителя права на возбуждение отдельного исполнительного производства после прекращения основного исполнительного производства (п. 2 ст. 44 и п. 7 ст. 47 Закона № 229-ФЗ).

При этом постановление о взыскании исполнительского сбора действует до полной его уплаты.

Вопрос о взыскании исполнительского сбора сложный и неоднозначный, чтобы сразу найти ответ на него. Впереди еще множество обсуждений и заседаний. Уважаемые читатели, следите за публикациями, в которых мы обязательно будем информировать вас об их ходе.

4.1. Исполнительский сбор. Порядок взыскания

Исполнительский сбор — это новый в нашем законодательстве и практике принудительного исполнения исполнительных документов вид имущественной ответственности должника, не выполнившего без уважительных причин в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа.

Его назначение — обеспечить добровольное исполнение исполнительного документа. Исполнительский сбор можно рассматривать как своеобразную штрафную санкцию за неисполнение в добровольном порядке исполнительного документа. Он взыскивается только один раз — при первом поступлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю по окончании срока для его добровольного исполнения (п. 2 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Взыскание исполнительского сбора с должника законно только в том случае, если должник в установленный судебным приставом-исполнителем срок без уважительных причин не исполнил исполнительный документ.

В ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, при этом Закон не раскрывает, какие обстоятельства считать чрезвычайными и непредотвратимыми, позволяющими должнику не выполнить в установленный срок требования исполнительного документа. Такие критерии должна выработать практика применения закона. В качестве таких причин могут рассматриваться различные фактические обстоятельства, которые делают невозможным исполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Во-первых, это непреодолимая сила (п. 3 ст. 401 ГК РФ), а также обстоятельства, влекущие отложение исполнительных действий, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта или акта другого органа, изменение способа и порядка его исполнения, обязательное и факультативное приостановление исполнительного производства.

Во-вторых, несвоевременное получение должником постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства с предложением о добровольном или немедленном исполнении также должно расцениваться как уважительная причина.

В-третьих, безусловно, уважительной причиной является отсутствие денег на счетах должника-учреждения в течение срока, предоставленного для добровольного исполнения, поскольку в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение может отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Если учреждению предоставлено право в соответствии с учредительными документами осуществлять приносящую доходы деятельность, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ). В этом случае неисполнение требования исполнительного документа из-за отсутствия денежных средств на счетах не будет уважительной причиной и должно влечь за собой взыскание исполнительского сбора.

Наличие уважительных причин для неисполнения является основанием для отложения исполнительных действий (ст.

День отпадения (устранения, прекращения действия, ликвидации) уважительных причин неисполнения должен рассматриваться как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно собственно принудительное исполнение с взысканием исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора.

Читайте так же:  Какого числа день судебного пристава

Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор по имущественным спорам исчисляется из суммы взыскания, указанной в исполнительном документе, или от стоимости взыскиваемого с должника имущества.

По исполнительным документам неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается в твердых суммах, установленных законом.

Таким образом, размер исполнительского сбора градирован законодателем в зависимости от категории подлежащего исполнения судебных решений и актов других органов:

а) при исполнении исполнительного документа имущественного характера исполнительский сбор составляет 7% взыскиваемой суммы или стоимости имущественного должника. При этом законодатель не устанавливает разницы в размере взыскания исполнительского сбора с должника-организации или граждан;

б) в случае исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается:

— с должника-гражданина — в размере 500 руб.;

— с должника-организации — в размере 5000 руб.;

в) за неуплату периодических платежей исполнительский сбор исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Возврат исполнительского сбора в указанных случаях осуществляется в соответствии с Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550 .

Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий

После изучения главы 7 студент должен:

  • знать:
    • – особенности правовой природы исполнительского сбора;
    • – понятие и порядок взыскания исполнительского сбора;
  • уметь:
  • – определять расходы по совершению исполнительных действий;
  • – выявлять проблемы взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам, должником по которым выступает публичное образование;
  • владеть навыком определения случаев при возмещении расходов по совершению исполнительных действий.

Правовая природа исполнительского сбора

В настоящее время институт исполнительского сбора сравнительно слабо исследован юридической наукой. Это в известной степени служит предпосылкой для возникновения дискуссионности относительно правовой природы исполнительского сбора и появления различных его трактовок.

Отметим, что до принятия в 2007 г. Закона об исполнительном производстве как таковое отсутствовало и легальное определение исполнительского сбора, а это, в свою очередь, расширяло диапазон высказываемых мнений и предлагаемых определений рассматриваемого правового института.

И. Б. Морозова и А. М. Треушников полагают, что исполнительский сбор введен с целью финансирования деятельности по обеспечению принудительного исполнения. По мнению авторов, если взыскатель готов идти на некоторые потери, логичнее бы было взыскивать исполнительский сбор с взыскателя при обращении его к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом о принудительном исполнении. Порядок уплаты исполнительского сбора взыскателем действовал еще в дореволюционной России. Во всех случаях окончательно исполнительский сбор в бесспорном порядке взыскивается с должника [1] . Таким образом, исполнительский сбор рассматривается как определенная плата за принудительное исполнение.

Другой автор, В. Анохин, предлагает рассматривать исполнительский сбор в качестве платы за услуги, оказываемые судебным приставом-исполнителем по реализации имущества во исполнение требований исполнительного листа [2] .

В этом контексте интересна позиция Минюста России, которое в письме от 21 декабря 2000 г. № 06-5893 разъяснило, что исполнительский сбор не является платой судебным приставам за исполнение, а представляет собой правовой инструмент принудительного воздействия на должников в исполнительном производстве, который побуждает своевременно и в полном объеме исполнить требования судебных актов и актов уполномоченных органов.

Вряд ли возможно согласиться с Л. В. Белоусовым в том, что исполнительский сбор является дополнительным видом имущественной ответственности, заключающейся в возложении на должника гражданско-правовой обязанности. Возникающие при уплате исполнительского сбора правоотношения носят сугубо властный характер и соответственно не могут рассматриваться в качестве гражданско-правовых.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что исполнительский сбор является санкцией, призванной побудить должника к исполнению своих обязанностей до направления исполнительных документов в службу судебных приставов. Исполнительский сбор сочетает в себе свойства трех видов платежей в доход государства: сбора, пошлины и штрафа, однако ни к одному из этих видов не относится в полной мере [5] .

7. Очередность взыскания исполнительского сбора

В соответствии со ст. 110 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор из суммы денежных средств (в том числе полученных от реализации имущества), взысканных судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается в третью очередь (после удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, в том числе понесенных им расходов по совершению исполнительных действий и возмещения расходов по совершению исполнительных действий).

Исполнительский сбор по исполнительным производствам неимущественного характера уплачивается во вторую очередь (после возмещения расходов по совершению исполнительных действий).

Представляем читателю интересный взгляд на данные положения Закона об исполнительном производстве в контексте Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П ФАС Поволжского округа, изложенный в Постановлении от 1 июля 2008 г. по делу N А72-6729/07 .

Заявители кассационных жалоб ОАО «Ульяновскэнерго» и ООО «Газпромтрансгаз Самара» не согласились с толкованием Арбитражным судом Ульяновской области положений Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П, в соответствии с которым исполнительский сбор должен удерживаться с должника после полного погашения требований взыскателя.

Из материалов дела усматривается, что при исполнении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем взысканные с должника денежные средства были пропорционально распределены в пользу взыскателя и в погашение исполнительского сбора.

Судебная коллегия согласилась с выводами суда апелляционной инстанции, указав, что согласно конституционно-правовому смыслу ст. 112 Закона об исполнительном производстве, Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П и разъяснениям, данным в п. п. 26, 30 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции РФ взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в первоочередном порядке (в первую очередь и в полном объеме), но не исключил возможность взыскания исполнительского сбора пропорционально денежной сумме, частично взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, одновременно с удовлетворением соответствующей части требований взыскателя.

Что такое исполнительский сбор: определение, размер и порядок взыскания судебными приставами

Результатом удовлетворения искового заявления или судебного приказа является исполнительный лист. Он передается приставам для получения с ответчика положенной суммы. Если же он не выполняет требования – выписывается постановление о взыскании исполнительского сбора. Что это и как можно опротестовать выставленную сумму?

Определение

Основные положения о правилах формирования сбора, его размере изложены в статье 112 закона №229-ФЗ. Фактически он необходим для компенсации расходов службы приставов, если ответчик не выполняет возложенных на него обязательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности начисления дополнительной суммы:

  • Основание. Прописывается в соответствующем постановлении.
  • Размер штрафа. Для физических лиц он составляет 5 тыс. рублей, для юридических – 50 тыс. рублей.
  • Если спор носил неимущественный характер – выполняется взыскание в размере 7% от общей суммы, но не менее 1 000 рублей.
  • Фактический размер исполнительского сбора может быть увеличен при повторных нарушениях со стороны ответчика.

После формирования документа должник обязан ознакомиться с его содержанием. Если это невозможно, и он скрывается от правосудия – постановление все равно будет действовать.

Читайте так же:  Кому полагается обязательная доля в наследстве

Пристав не вправе самостоятельно дать официальный ход документу. С его содержанием должен ознакомиться непосредственный начальник. Только после его утверждения у должника появляются дополнительные финансовые обязательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Москва и область: +7 (499) 455-09-71
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 317-78-95
Все регионы РФ: 8 (800) 550-92-58
Это быстро и бесплатно!

Основания для взыскания

Узнав, что такое исполнительский сбор, необходимо детально изучить причины его формирования. Они описаны в п.1 статьи 112 закона №229-ФЗ. Одним из условий является нежелание ответчика содействовать государственному исполнителю в выполнении своих обязанностей.

Основания для формирования взыскания:

  • несвоевременное выполнение требований исполнительного листа;
  • создание препятствий судебному приставу в исполнении его обязанностей;
  • ответственному лицу не была вовремя предоставлена информация о невозможности выполнить возложенные финансовые обязательства.

Следствием этих действий будет взыскание исполнительского сбора. Если же со стороны пристава были допущены нарушения действующего регламента – рекомендуется опротестовать штраф.

Важно проверить правильность составления документа, на основании которого будет выполняться взимание исполнительного сбора. Для этого рекомендуется обратиться к опытным юристам.

Законные причины отказа в оплате сбора

На практике у ответчика не всегда получается действовать в рамках исполнительного листа. Если он предоставит неопровержимые доказательства невозможности выполнять предписание – возможно аннулирование исполнительского сбора. Что это такое и как определить факторы, влияющие на положительное решение пристава?

Освобождение должника от оплаты сбора в пользу ФССП возможно в следующих случаях:

  • Появление непреодолимой силы, в результате чего ответчик не может выполнять возложенных обязательств. Очевидные примеры форс-мажора – стихийные бедствия, военные конфликты. Болезнь можно приравнять к ним, но только в том случае, если лечение и состояние здоровья не позволили действовать согласно закону.
  • Истец по собственной инициативе или по решению суда предоставил рассрочку, отсрочку или другим способом изменил денежные обязательства должника. Это должно быть подтверждено документально, изменения отображаются в исполнительном листе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как
решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Москва и область: +7 (499) 455-09-71
Санкт-Петербург и область: +7 (812) 317-78-95
Все регионы РФ: 8 (800) 550-92-58
Это быстро и бесплатно!

Для последнего рекомендуется подать соответствующее заявление с приложением доказательств невозможности заплатить по исполнительному листу – справка о доходах, текущем состоянии банковских счетов и т.д. Также предусмотрена возможность возврата уплаченной суммы по исполнительскому сбору.

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства российской федерации об исполнительном производстве

Статья 112. Исполнительский сбор

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации — пяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.09.2009 N 225-ФЗ)

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

По вопросу, касающемуся возврата должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, см. Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

[1]

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

1. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном статьей 114 настоящего Федерального закона, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

2. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.

3. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.

4. При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности.

Читайте так же:  Отмена ликвидации ооо пошаговая инструкция

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

1. В случае неисполнения в установленный настоящим Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

2. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование и адрес подразделения судебных приставов;

3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении;

4) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении;

6) требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие);

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

[2]

3. Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

4. К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа

1. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

2. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде.

8. Особенности взыскания исполнительского сбора

Целесообразно рассмотреть порядок взыскания исполнительского сбора в отношении некоторых категорий должников.

Порядок взыскания при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

В настоящее время указанный порядок предусмотрен в гл. 24.1 БК РФ, Законе об исполнительном производстве и Приказе ФССП России от 15 мая 2009 г. N 195 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — методические рекомендации).

СПС «КонсультантПлюс». Ранее действовал Приказ ФССП России от 9 ноября 2007 г. N 585 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений» (Бюллетень службы судебных приставов. 2008. N 2).

Так, согласно п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ, если счета должника открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Согласно методическим рекомендациям исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.

С принятием действующей редакции Закона об исполнительном производстве исчез иммунитет у различного вида бюджетных учреждений к взысканию с них исполнительского сбора. Напомним, что в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» указано на неправомерность взыскания исполнительского сбора с департамента финансов субъекта РФ со ссылкой на ст. 143 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год».

Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

Условие, при котором в рамках принудительного исполнения исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, отменено с момента вступления в силу Закона об исполнительном производстве 2007 г.

Примером могут служить Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г. по делу N А21-8098/2007 и ФАС Уральского округа от 19 августа 2008 г. N Ф09-5853/08-С1 . В первом случае исполнительский сбор взыскан с межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду, во втором — с Главного управления исполнения наказаний Минюста России по Управлению исполнения наказаний Республики Башкортостан.

В ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве содержится закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам, в которые не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений.

После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств (п. 3.1 Методических рекомендаций).

При отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, исполнительные производства — окончанию в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве (п. 3.1 Методических рекомендаций).

Однако при наличии указанных обстоятельств постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора долгое время оставались без исполнения, поскольку в соответствии с позицией Федерального казначейства со ссылкой на БК РФ (ст. ст. 7, 29, 165, 239, гл. 24.1) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется исключительно на основании судебных актов. Определением ВАС РФ от 25 июня 2010 г. N ВАС-8176/10 подтверждена правильность выводов судов, которые пришли к выводу, что, поскольку «должник, являясь федеральным бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, то постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника штрафов и исполнительского сбора подлежат исполнению казначейством в порядке, установленном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, действия казначейства по возврату без исполнения. незаконны» .

Определение ВАС РФ от 25.06.2010 N ВАС-8276/10.

В данном случае судебному приставу-исполнителю следует руководствоваться ч. 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, согласно которой возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона об исполнительном производстве. В данном случае в рамках положений, предусмотренных п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и 242.5 БК РФ, судебный пристав-исполнитель, проверив наличие счетов в учреждениях Банка России или в кредитной организации, вправе проводить дальнейшее исполнение по указанному исполнительному документу.

Читайте так же:  Договор купли-продажи акций

В связи с этим интересен вывод, прозвучавший в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 30 июля 2008 г. по делу N Ф03-А16/08-1/2936 , ФАС Волго-Вятского округа от 10 декабря 2008 г. по делу N А31-2002/2008-12 , о том, что Законом об исполнительном производстве не установлена обязанность судебного пристава-исполнителя по выяснению целевого назначения денежных средств, находящихся на расчетных счетах должника. Другими словами, суд счел возможным обращение взыскания на бюджетные средства, выделенные в распоряжение должника с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что выводы должника о том, что списанные с его расчетных счетов денежные средства в коммерческих учреждениях банков являются бюджетными, не подтверждается материалами дела, а из представленных должником документов невозможно установить источники финансирования расчетных счетов, указанных в постановлениях судебного пристава-исполнителя.

Законом об исполнительном производстве не установлена обязанность судебного пристава-исполнителя по выяснению целевого назначения денежных средств, находящихся на расчетных счетах должника.

Порядок взыскания в рамках исполнительного производства, связанного с исполнением требований неимущественного характера.

Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора должно предварять наложение штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в силу прямого указания, содержащегося в названной норме права. Нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выражающееся в несоблюдении необходимой совокупности условий взыскания исполнительского сбора и административного штрафа, влечет отмену постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку при привлечении должника к административной ответственности в нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не соблюдаются гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Изложенная позиция поддержана многочисленными судебными решениями .

См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 декабря 2008 г. N Ф03-6077/2008 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Уральского округа от 13 августа 2008 г. N Ф09-5709/08-С1 // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Уральского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф09-9119/08-С1 // СПС «КонсультантПлюс».

Порядок взыскания при заключении мирового соглашения и отзыве исполнительного документа взыскателем.

Под мировым соглашением понимается соглашение сторон о взаимных уступках по правам и обязанностям в спорном или установленном правоотношении. Мировое соглашение может быть заключено как в судебном заседании, так и в процессе исполнительного производства. В любом случае оно подлежит утверждению судом.

С учетом того что исполнительский сбор является санкцией, взыскиваемой с должника за неисполнение требований исполнительного документа, заключение взыскателем и должником мирового соглашения не освобождает должника от ответственности за неисполнение указаний судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении исполнительного документа. Следовательно, постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до утверждения судом мирового соглашения между должником и взыскателем, подлежит исполнению. Аналогичным образом решается вопрос о взыскании исполнительского сбора после окончания исполнительного производства в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа. Отзыв исполнительного документа взыскателем не освобождает должника от ответственности за неисполнение указаний судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении исполнительного документа.

Порядок взыскания при изменении места совершения исполнительных действий.

Согласно ч. 7 ст. 33 Закона об исполнительном производстве, если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения, либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту нахождения отсутствует, то судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве, либо составляет акт, оканчивает исполнительное производство и не позднее следующего дня после дня его составления направляет исполнительный документ и постановление о взыскании исполнительского сбора вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новому месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника.

В данном случае для учета взысканных сумм при взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем по новому месту совершения исполнительных действий исполнительский сбор перечисляется на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России, которым производилось взыскание. Сумма взысканного исполнительского сбора учитывается в отчетности структурного подразделения территориального органа ФССП России, которым производилось взыскание.

Порядок взыскания при зачете встречных однородных обязательств.

Зачет встречного однородного требования на стадии исполнительного производства не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, и уж тем более, если зачет произведен должником по истечении срока для добровольного исполнения исполнительного документа .

См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 августа 2008 г. по делу N Ф04-5079/2008(10116-А67-12) // СПС «КонсультантПлюс».

Порядок взыскания с солидарных должников.

В соответствии со ст. 34 Закона об исполнительном производстве в сводное исполнительное производство объединяются возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

В рамках сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного должника, исполнительский сбор взыскивается после полного удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с очередностью, установленной ст. 110 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

При полном исполнении требований исполнительного документа одним из солидарных должников исполнительные производства в отношении других солидарных должников могут быть окончены по п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве при условии представления одной из сторон исполнительного производства соответствующему судебному приставу-исполнителю финансовых документов, подтверждающих факт полной оплаты задолженности по исполнительному документу.

При решении вопроса о взыскании исполнительского сбора при исполнении требований исполнительных документов в отношении солидарных должников необходимо учитывать, что исполнительский сбор является мерой ответственности должника за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в отношении каждого солидарного должника, а затем взыскивается исполнительский сбор до полного взыскания суммы исполнительского сбора с каждого солидарного должника в размере 7%.

Источники


  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.

  2. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
Исполнительский сбор и порядок его взыскания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here