Какие федеральные законы регламентируют борьбу с терроризмом

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Какие федеральные законы регламентируют борьбу с терроризмом". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Содержание

  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
    Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года
    Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года

    Закон направлен на конкретизацию правового регулирования деятельности по борьбе с терроризмом, а также на закрепление основных направлений функционирования в сфере предотвращения террористических актов и противодействия терроризму. В связи с этим по-новому определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму и его предупреждения.

    Законом четко распределены полномочия в сфере противодействия и борьбы с терроризмом между федеральными органами исполнительной власти. Соответственно, определяются и лица, ответственные за проведение каждого мероприятия в рамках контртеррористической акции. При этом основным субъектом по проведению мероприятий по пресечению террористической деятельности является ФСБ России.

    Закреплен механизм привлечения Вооруженных Сил РФ к участию в проведении контртеррористических операций. Для пресечения террористических актов в воздушной среде к воздушным судам, не отзывающимся на радиокоманды и не реагирующим на сигналы поднятых по тревоге перехватчиков, Вооруженные Силы РФ вправе применять оружие и боевую технику для пресечения полета данного судна путем принуждения его к посадке, а при отказе подчиниться требованию о посадке — уничтожить воздушное судно. Аналогичные положения применяются в отношении морских и речных судов.

    При проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться режим контртеррористической операции. Введение данного режима предусматривает применение на территории целого ряда специальных мер: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия — доставление лиц в ОВД (иные компетентные органы) для установления личности; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; временное отселение физических лиц в безопасные районы с предоставлением стационарных или временных жилых помещений; и т.д.

    В целях стимулирования общественности к содействию Законом предусматривается возможность выплаты лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, вознаграждения из средств федерального бюджета.

    Существенно ужесточен порядок информирования общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией.

    Четко регламентированы вопросы возмещения вреда лицам, участвующим в проведении контртеррористической операции и лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда статей, вступающих в силу с 1 января 2007 г.

    § 17. Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности»

    Цель противодействия терроризму в Российской Федерации — защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

    Рассмотрим основные положения Конституции Российской Федерации о государственном противодействии терроризму и экстремизму.

    Статья 13

    5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Статья 21

    1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

    2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

    Статья 45

    1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

    2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

    Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

    В Концепции отмечается, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Об основных задачах по противодействию терроризму и направлениях этой деятельности согласно данной Концепции см. в Приложении 1.

    Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии терроризму» (2006) установлены правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимали-зация и ликвидация последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

    В законе указано, что противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

    а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

    Читайте так же:  Какие документы нужны для получения снилс ребенку

    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

    в) по минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Организационные основы противодействия терроризму

    1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму.

    2. Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

    3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

    В законе определён порядок применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, а также по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

    Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта.

    Особо подчёркивается, что являются правомерными лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица при пресечении террористического акта либо осуществление иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешёнными законодательством Российской Федерации.

    В Российской Федерации запрещается создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (см. статьи 205, 206, 208, 21 1, 220, 221, 277-280, 282, 282.1, 282.2, 360).

    Лицам, оказавшим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

    Экстремистская акция может состоять в провоцировании обычных граждан на драку в публичном месте, так как это наносит моральный ущерб личности, обществу и государству

    Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (2002) в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление.

    В законе раскрыты основные понятия:

    • экстремистская деятельность (экстремизм);
    • экстремистская организация;
    • экстремистские материалы.

    [2]

    В законе определены также основные принципы противодействия экстремистской деятельности и основные направления экстремистской деятельности, обозначена профилактика экстремистской деятельности и установлена ответственность за её осуществление.

    В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

    1. К настоящему времени в Российской Федерации создана и действует нормативно-правовая база по противодействию терроризму и экстремизму, которая создаёт возможности для эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом в нашей стране.
    2. Любая террористическая деятельность преступна, а следовательно, неизбежно влечёт за собой соответствующее наказание.
    3. Террористическая и экстремистская деятельность в конечном счёте бессмысленны, так как вызывают ужесточение позиции государства к идеологии терроризма и экстремизма.
    4. Добиться истинных успехов в жизни можно, только соблюдая законы, нормы и правила, принятые в нашем обществе в настоящее время.
    1. Что составляет правовую основу борьбы с терроризмом и экстремизмом?
    2. Какие Федеральные законы регламентируют борьбу с терроризмом и экстремизмом, каково их основное значение?
    3. В чём состоят организационные основы противодействия терроризму?
    4. Какие правовые и организационные основы государственной политики определены в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»?

    Подготовьте сообщение на тему «Общегосударственная система противодействия терроризму.

    Дополнительные материалы к § 17

    Из «Словаря основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма» (издание Антитеррористического центра государств — участников Содружества Независимых Государств)

    Пропаганда терроризма — распространение в письменной, устной и наглядно-демонстрационной форме идей, взглядов, теорий, концепций, оправдывающих терроризм и необходимость осуществления террористической деятельности, а также призывы к её осуществлению, а равно изготовление и хранение в этих целях соответствующих материалов.

    Религиозный экстремизм — нетерпимость по отношению к лицам, исповедующим другие религии, сопровождаемая призывами к совершению или совершением антиобщественных, зачастую противоправных, в том числе насильственных, действий в отношении граждан.

    Экстремист — лицо, придерживающееся крайних взглядов и методов достижения социально-политических, экономических и иных целей и допускающее возможность применения насилия.

    Экстремистская акция — как правило, заранее спланированные и организованные действия лица или группы лиц, приверженных к крайним взглядам и методам деятельности, преимущественно насильственного характера, наносящие материальный, политический или моральный ущерб личности, обществу, государству.

    Экстремистская группа — неформальная социальная группа лиц, придерживающихся крайних взглядов и мер в политической деятельности, во взаимоотношениях с другими социальными группами, политическими партиями и общественными объединениями, допускающих использование насильственных методов с применением или угрозой применения оружия, физической силы, химических и иных средств.

    Экстремистская организация — устойчивая группа лиц, объединённых приверженностью к крайним взглядам и действиям, допускающих возможность применения насилия или угроз такового для достижения своих целей.

    Основные законы по противодействию терроризму. Досье

    В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др.

    Читайте так же:  Как переписать машину на себя

    7 августа 2001 года подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    21 ноября 2002 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается. В августе 2011 года вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов. Согласно постановлению это решают органы, проводящие предварительное следствие.

    После теракта в Беслане 1 сентября 2004 года (тогда погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 11 сотрудников ФСБ, были ранены более 700 человек), принят новый закон «О противодействии терроризму» (6 марта 2006 года). В соответствии с документом и сопровождающим его указом «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, создана координационная межведомственная структура — Национальный антитеррористический комитет (НАК).

    30 декабря 2008 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе речь, в частности, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ («террористический акт»), ст. 206 («захват заложника»), ст.208 («организация незаконного вооруженного формирования»), ранее рассматриваемые судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, в соответствии с принятым законом будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

    5 октября 2009 года президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

    14 июня 2012 года подписан Указ президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

    2 ноября 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность. Согласно закону, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Документ также устанавливает механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов. Помимо этого, нормативный акт вносит поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. В частности, за прохождение обучения с целью занятия террористической деятельностью предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. рублей. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, будут наказываться лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн рублей. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. рублей.

    5 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористического акта». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15-20 лет лишение свободы. Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был утвержден так называемый «Закон о блогерах», который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.

    25 ноября 2014 г. президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафом до 500 тыс. руб.

    31 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещавший руководителем общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы других юридических лиц в течение 10 лет.

    Какие федеральные законы регламентируют борьбу с терроризмом

    Резолюции Совета Безопасности
    Организации Объединенных Наций:

    Региональные соглашения:

    • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 года);
    • Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 года);
    • Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (Страсбург, 15 мая 2003 года);
    • Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 года);
    • Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 года);
    • Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года);
    • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года);
    • Решениями Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года и от 2 июня 2006 года 17 организаций признаны террористическими, и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

    Председателем Национального антитеррористического комитета утверждены:

    • Положение о Федеральном оперативном штабе от мая 2006 года, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации и их аппаратах, а также их структура;
    • Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации от 7 июля 2006 года и регламент ее работы.
    • Организована деятельность АТК в 83 субъектах Российской Федерации. Создано 83 оперативных штаба на территориях субъектов Российской Федерации.
    Читайте так же:  Требуется ли согласие на выезд ребенка за границу или ограниченно дееспособным

    6.2. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

    Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

    Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму» 1 . Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

    Это должен знать каждый

    Законом определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.

    В настоящее время борьбу с терроризмом в Российской Федерации осуществляют:

    • Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);
    • Министерство внутренних дел РФ (МВД России);
    • Служба внешней разведки РФ (СВР России);
    • Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);
    • Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);
    • Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ:
    • Вооруженные Силы РФ;
    • МЧС России.

    Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116) образован Национальный антитеррористический комитет и утверждено Положение о нем, в котором определены основные задачи комитета. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии.

    Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В состав комитета входит министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

    Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб.

    Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

    Кроме того, в документе «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г.» 2 определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

    • выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов;
    • принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
    1. Какие основные нормативно-правовые акты РФ составляют правовую основу борьбы с терроризмом?
    2. Какой основной документ регламентирует борьбу с терроризмом в Российской Федерации?
    3. Какие органы субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом?
    4. Какие задачи решает гражданская оборона по защите населения от террористических актов?
    5. Почему в состав Национального антитеррористического комитета входит министр МЧС России?

    Внимательно прочитайте материал данного параграфа и выпишите в дневник безопасности основные понятия, связанные с терроризмом.

    1 Принят Государственной думой 26 февраля 2006 г. Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. Подписан Президентом РФ 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
    2 Утверждено Президентом РФ 5 января 2004 г.

    Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

    Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ
    «О борьбе с терроризмом»

    С изменениями и дополнениями от:

    7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 6 марта 2006 г.

    Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2007 г.

    Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

    Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

    Президент Российской Федерации

    Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 августа 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3808

    Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2007 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ

    Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2002 г. N 144-ФЗ

    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Читайте так же:  Как развестись с супругом, местонахождение которого неизвестно

    Федеральный закон «О противодействии терроризму»

    Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ
    «О противодействии терроризму»

    С изменениями и дополнениями от:

    27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 5 мая, 4, 28 июня, 31 декабря 2014 г., 3, 6 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

    Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года

    Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

    [3]

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Президент Российской Федерации

    6 марта 2006 года

    Федеральный закон разработан в целях совершенствования правовых основ деятельности по борьбе с терроризмом и его предупреждению и предполагает отмену действующего Федерального закона от 25.07.98 г. N130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

    Принятый закон направлен на конкретизацию правового регулирования деятельности по борьбе с терроризмом, а также на закрепление основных направлений функционирования в сфере предотвращения террористических актов и противодействия терроризму. В связи с этим по-новому определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму и его предупреждения.

    Законом четко распределены полномочия в сфере противодействия и борьбы с терроризмом между федеральными органами исполнительной власти. Соответственно, определяются и лица, ответственные за проведение каждого мероприятия в рамках контртеррористической акции. При этом основным субъектом по проведению мероприятий по пресечению террористической деятельности является ФСБ России.

    Закреплен механизм привлечения Вооруженных Сил РФ к участию в проведении контртеррористических операций. Для пресечения террористических актов в воздушной среде к воздушным судам, не отзывающимся на радиокоманды и не реагирующим на сигналы поднятых по тревоге перехватчиков, Вооруженные Силы РФ вправе применять оружие и боевую технику для пресечения полета данного судна путем принуждения его к посадке, а при отказе подчиниться требованию о посадке — уничтожить воздушное судно. Аналогичные положения применяются в отношении морских и речных судов.

    При проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться режим контртеррористической операции. Введение данного режима предусматривает применение на территории целого ряда специальных мер: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия — доставление лиц в ОВД (иные компетентные органы) для установления личности; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; временное отселение физических лиц в безопасные районы с предоставлением стационарных или временных жилых помещений; и т.д.

    В целях стимулирования общественности к содействию Законом предусматривается возможность выплаты лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, вознаграждения из средств федерального бюджета.

    Существенно ужесточен порядок информирования общественности об обстоятельствах, связанных с террористической акцией.

    Четко регламентированы вопросы возмещения вреда лицам, участвующим в проведении контртеррористической операции и лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2007 года.

    Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18, 19, 21 и 23

    Статьи 18, 19, 21 и 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 10 марта 2006 г. N 32, в «Российской газете» от 10 марта 2006 г. N 48, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 11 ст. 1146

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 марта 2019 г. N 16-П часть 6 статьи 21 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, она рассматривается как исключающая возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий как в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», так и на основании пункта 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 82-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    [1]

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

    Читайте так же:  Как разделить долги супругов при разводе

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 96-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    6.2. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

    Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

    Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму» 1 . Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

    Это должен знать каждый

    Законом определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.

    В настоящее время борьбу с терроризмом в Российской Федерации осуществляют:

    • Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);
    • Министерство внутренних дел РФ (МВД России);
    • Служба внешней разведки РФ (СВР России);
    • Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);
    • Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);
    • Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ:
    • Вооруженные Силы РФ;
    • МЧС России.

    Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116) образован Национальный антитеррористический комитет и утверждено Положение о нем, в котором определены основные задачи комитета. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии.

    Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В состав комитета входит министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

    Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб.

    Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

    Кроме того, в документе «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г.» 2 определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

    • выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов;
    • принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
    1. Какие основные нормативно-правовые акты РФ составляют правовую основу борьбы с терроризмом?
    2. Какой основной документ регламентирует борьбу с терроризмом в Российской Федерации?
    3. Какие органы субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом?
    4. Какие задачи решает гражданская оборона по защите населения от террористических актов?
    5. Почему в состав Национального антитеррористического комитета входит министр МЧС России?

    Внимательно прочитайте материал данного параграфа и выпишите в дневник безопасности основные понятия, связанные с терроризмом.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1 Принят Государственной думой 26 февраля 2006 г. Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. Подписан Президентом РФ 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
    2 Утверждено Президентом РФ 5 января 2004 г.

    Источники


    1. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

    2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

    3. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
    4. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
    Какие федеральные законы регламентируют борьбу с терроризмом
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here