Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Содержание

  • Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?

    О неправомерности оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения

    размещено с разрешения
    А.В. Саверский
    Общественный совет по защите прав
    пациентов при Росздравнадзоре

    13 января 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление N27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Ст. 1, 4, 7 указанного постановления регламентируют предоставление платных медицинских услуг государственными и муниципальными медицинскими учреждениями.

    Данное постановление и вызвало и одновременно легализовало ту волну платной медицины, которую мы имеем в России сегодня. Можно, конечно, рассуждать о том, что медицина и выжила только за счет платных услуг в темные времена 1990-х, однако, если мы строим правовое государство, подобная логика неприемлема, поскольку в конечном счете она «стоит» гражданам намного дороже, чем создание правовых и понятных механизмов оказания медицинской помощи.

    В ст. 41 Конституции Российской Федерации определенно сказано, что

    Упомянутое выше постановление предлагает нам читать эту статью так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет граждан«. Понятно, что это тавтология, а не норма права, и так Конституцию Российской Федерации читать нельзя.

    Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением (к которым, в частности, относятся государственные и муниципальные медицинские учреждения) признается организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В нашем случае такой функцией следует считать медицинскую помощь гражданам, обеспечивающую реализацию упомянутого конституционного права граждан.

    В 2002 г. М.Ю. Фуркалюк, А.А. Старченко при участии А.В. Саверского пытались обжаловать данное Постановление Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации. Изначально было ясно, что это дело должен рассматривать Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку речь идет о противоречии Постановления Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Однако простой гражданин обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации не может. Именно поэтому дело нами было проиграно (Определение от 25.07.2002 N КАС 02-373 Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации).

    Дело в том, что данное постановление не противоречит закону, но противоречит Конституции Российской Федерации.

    Однако это было не полное поражение.

    Верховный Суд Российской Федерации оставил постановление в силе, установив, что утвержденные

    Тем самым суд подтвердил, что медицинская помощь в рамках государственной программы государственных гарантий является для граждан бесплатной. Это положение вытекает из ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

    Тогда взимание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения средств за виды помощи, входящие в программу государственных гарантий, незаконно. Отмечу, что в базовую программу государственных гарантий входят практически все виды медицинской помощи за редчайшим исключением типа косметической и пластической медицины, да и то, если речь не идет о восстановлении обезображенного лица или тела.

    В то же время Верховный Суд Российской Федерации отмечает:

    С таким утверждением Кассационная коллегия согласиться не может, поскольку, согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан, в России гарантирован объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами»

    Здесь невозможно согласиться с Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Так, если в первом абзаце коллегия упоминает Конституцию РФ и Правила как коллизию, которую требует устранить заявитель (при этом суд напрямую не соглашается с конституционной нормой), то, отвечая ему, суд мотивирует свое мнение Основами законодательства, то есть нормой федерального закона (забыв о том, что федеральная норма ниже конституционной), которая звучит буквально так:

    Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. «.

    Как видно из последней нормы, она ничего не говорит о том, где именно граждане имеют право получить дополнительные медицинские и иные услуги, и, таким образом, данное правило не может быть распространено на государственные и муниципальные учреждения, поскольку такое толкование непосредственно противоречит Конституции РФ, превращаясь в уже указанную тавтологию «бесплатно за счет пациента».

    Поэтому не удивительно, что далее коллегия Верховного Суда Российской Федерации пишет:

    Поэтому Верховный Суд Российской Федерации разрешил этот спор в рамках своей компетенции, забыв о Конституции Российской Федерации, но окончательное слово остается за Конституционным Судом Российской Федерации, и это слово еще не сказано.

    Любое взимание денег в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения может быть обжаловано следующим образом.

    ОБРАЗЕЦ 1
    Межрайонный суд г. N
    От Иванова Ивана Ивановича,
    проживающего по адресу: г. Иваново, ул. Ивановская, д. X
    Ответчик: Поликлиника NX г. N

    ИСК
    о возмещении неправомерно причиненного ущерба

    19.07.2008 года я обратился в Поликлинику NX г. N за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Поскольку я волновался о своем здоровье, я не стал спорить и уплатил 200 рублей за снимок.

    Поликлиника NX г. N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе в поликлинику, что, очевидно, подтверждается также ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

    В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. «

    Читайте так же:  Как разделить недвижимое имущество, оплаченное но зарегистрированное после брака

    Согласно ч.1 ст 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

    Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой NX не может оказываться за счет взимания денег с граждан.

    На основании изложенного прошу обязать ответчика вернуть мне уплаченные Поликлинике NX г. N 200 рублей. Квитанцию об оплате прилагаю.

    В том случае, если с пациента требуют деньги в государственном или муниципальном учреждении, а он не готов (и правомерно) их платить, в прокуратуру или суд может быть также направлено заявление об устранении нарушения права следующего характера.

    ОБРАЗЕЦ 2
    Прокурору г. N
    От Иванова Ивана Ивановича,
    проживающего по адресу: Иваново, ул. Ивановская, д. X

    Заявление об устранении нарушения права

    19.07.2008 года я обратился в Поликлинику NX г. И за медицинской помощью в связи с болью за грудиной. Мне было предложено сделать рентгеновский снимок на платной основе. Однако я считаю данное требование неправомерным по следующим основаниям.

    Поликлиника NX г.N является муниципальным учреждением здравоохранения, что видно из ее статуса, указанного при входе на территорию поликлиники, что, очевидно, подтверждается также ее Уставом и свидетельством о регистрации юридического лица.

    В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. «

    Согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

    Таким образом, медицинская помощь муниципальным учреждением Поликлиникой NX не может оказываться за счет взимания денег с граждан, и попытка Поликлиники NX г. N навязать мне платную услугу нарушает мои конституционные права.

    На основании изложенного

    ПРОШУ:

    1. Вынести представление на имя руководства указанной поликлиники об устранении нарушенного права при оказании мне медицинской помощи;
    2. Принять меры к отмене платных услуг в Поликлинике NX г. N в дальнейшем.

    Дата. Подпись.

    Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?

    Медицинские организации вправе предоставлять платные медицинские услуги в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

    При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений. Например, нельзя предоставлять платно скорую помощь, в том числе специализированную, оказываемую государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, а также медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме иными медучреждениями (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

    Примечание. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента ( п. 1 ч. 4 ст. 32 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

    Если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то она имеет право предоставлять платные медицинские услуги (п. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 7 Правил):

    а) на иных условиях, чем предусмотрено программами, по желанию пациента, включая в том числе:

    установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

    применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших (если только их назначение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарств, входящих в указанный перечень), а также применение медицинских изделий, лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

    б) анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

    в) иностранным гражданам, лицам без гражданства (за исключением застрахованных по ОМС) и российским гражданам, не проживающим постоянно на территории РФ и не являющимся застрахованными по ОМС (если иное не предусмотрено международными договорами РФ);

    г) при самостоятельном обращении пациента за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона N 323-ФЗ, и случаев оказания скорой помощи.

    Примечание. Если пациент не желает соблюдать предусмотренный порядок оказания медицинской помощи, например обращается в стационар при отсутствии направления лечащего врача, учреждение может предложить ему платную медпомощь.

    При оказании платных медицинских услуг не должны ущемляться права граждан, получающих такие услуги безвозмездно в рамках программы госгарантий. Однако если другим пациентам за плату предоставляются, например, услуги медицинского персонала более высокой квалификации, это может привести к конфликту.

    Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

    Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения

    Здравствуйте! Какие платные услуги могут оказывать государственные медучреждения?

    Добрый день! Иван, медицинские организации вправе предоставлять платные медицинские услуги в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

    При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений. Например, нельзя предоставлять платно скорую помощь, в том числе специализированную, оказываемую государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, а также медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме иными медучреждениями (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

    Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Оказание платных медицинских услуг осуществляется в свободное от основной работы время.

    В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Согласно ч. 2 ст. 19 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    В силу ч. 1 ст. 84 Закона N 323-ФЗ граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

    [1]

    Как следует из п. 1 ч. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ: медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами.

    Читайте так же:  Как унаследовать квартиру, если наследников несколько

    Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 84 Закона N 323-ФЗ). Так, постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее — Правила).

    Согласно п. 3 Правил платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида (п. 27 Правил).

    Исходя из анализа регионального и муниципального законодательства можно сделать вывод о том, что оказание платных медицинских услуг осуществляется в свободное от основной работы время. В основное же рабочее время допускается оказание платных медицинских услуг только в порядке исключения, если это не создает препятствий для получения бесплатной медицинской помощи имеющим на это право пациентам либо если в силу особенностей процесса оказание медицинской помощи невозможно организовать во внерабочее время (рентгенологические, лабораторные исследования и т.д.). При этом графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно.

    Следует отметить, что платные стоматологические услуги на основании приказа Минздравмедпрома РФ от 6 августа 1996 г. N 312 «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования» могут оказываться в основное рабочее время. В этой связи можно обратить внимание на п. 2.2 распоряжения главы муниципального образования г. Нижневартовск от 9 июня 2003 г. N 549-р «Об утверждении Положения о порядке распределения доходов, получаемых муниципальным учреждением «Детская стоматологическая поликлиника» от оказания платных услуг», приложение к постановлению Администрации города Перми от 5 июня 2012 г. N 254 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения, оказываемые им сверх установленного муниципального задания».

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

    Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

    *(1) Согласно ч. 1 ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н
    «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 41, ст. 5628) приказываю:

    Утвердить прилагаемый Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2013 г.

    Регистрационный N 28186

    Порядок
    определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации
    (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н)

    1. Настоящий Порядок разработан в целях определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральными бюджетными и казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — учреждения).

    2. Учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

    анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

    прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

    анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

    Читайте так же:  Договор купли-продажи доли в уставном капитале

    анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

    3. Цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 процентов.

    4. Учреждения за выполнение платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздничные дни имеют право применять к утвержденным ценам(тарифам) на эти услуги повышающий коэффициент, но не более чем:

    за оказание платных медицинских услуг в ночное время — 30%;

    за оказание платных медицинских услуг в выходные и праздничные дни — 50%.

    Повышающий коэффициент не применяется при оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.

    5. Перечень оказываемых учреждением платных медицинских услуг, предусмотренных пунктом 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 41, ст. 5628), цены (тарифы) на медицинские услуги, а также изменения в перечень платных медицинских услуг и изменения цен (тарифов) на медицинские услуги утверждаются приказом учреждения.

    6. Копия приказа учреждения об утверждении перечня платных медицинских услуг и цен (тарифов) на медицинские услуги либо о внесении изменений в данный приказ направляются в Министерство здравоохранения Российской Федерации не позднее трех рабочих дней со дня его издания.

    Установлено, как определяются цены (тарифы) на платные медицинские услуги, предоставляемые госучреждениями, находящимися в ведении Минздрава России.

    Учреждения сами определяют цены (тарифы) на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности, а также на содержание своего имущества. Указано, что при этом учитывается.

    Цены (тарифы) устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг. При этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%.

    За оказание платных медицинских услуг в ночное время, а также в выходные и праздники можно применять к ценам (тарифам) повышающий коэффициент, но не более чем 30% и 50% соответственно.

    Повышающий коэффициент не применяется при оказании медпомощи в неотложной форме, в т. ч. женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, новорожденным и детям.

    Перечень платных медицинских услуг, цены (тарифы), а также изменения цен (тарифов) и указанного перечня утверждаются приказом учреждения.

    Копия приказа направляется в Минздрав России не позднее 3 рабочих дней с даты его издания.

    Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2013 г.

    Регистрационный N 28186

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 26 апреля 2013 г. N 92

    Платные услуги: госзадание или приносящая доход деятельность

    Дмитрий Жигалов, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

    Платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, могут выполняться в рамках приносящей доход деятельности, а также включаться в государственное (муниципальное) задание. О том, с какими подводными камнями может столкнуться учреждение, организовывая платную деятельность, читайте далее.

    Уточняем устав

    Общие права по оказанию платных услуг закреплены для бюджетных учреждений в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а для автономных учреждений – в ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В документах говорится, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

    Таким образом, платные услуги должны обязательно соответствовать основным видам деятельности организации, перечисленным в ее уставе.

    Включать ли в госзадание

    Также платные услуги могут включаться в государственное (муниципальное) задание бюджетного и автономного учреждения. Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ задание может содержать «предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ».

    Основное условие, на котором сделан акцент в приведенной норме БК РФ, – платные услуги включаются в задание, если это предусмотрено законодательством. Но в большинстве случаев федеральные законы, регулирующие предоставление услуг в социальной сфере, содержат расплывчатые формулировки по поводу их платности. И указывают лишь на то, что в соответствующей отрасли учреждения могут оказывать платные услуги (без конкретизации).

    [3]

    Проблемы включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание заключаются в следующем:

    1. Общие нормы отраслевых законов не указывают, какие именно услуги учреждений могут быть платными, а какие должны оказываться бесплатно;

    2. Бюджетное и автономное учреждения не могут отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

    Организация деятельности по оказанию платных услуг в учреждениях здравоохранения

    «Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 10

    [2]

    В статье автор, рассматривая нормативные акты (федеральные, субъектов РФ), освещает порядок организации приносящей доход деятельности в учреждениях здравоохранения, финансируемых из разных бюджетов бюджетной системы РФ, и дает ответы на часто задаваемые бухгалтерами вопросы по этой тематике.

    Читайте так же:  Возражение на возражение на исковое заявление

    Общие положения о порядке предоставления платных медицинских услуг регламентированы Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 (далее — Правила). Этот документ распространяет свою юридическую силу на медицинские учреждения независимо от их формы собственности, в том числе лечебно-профилактические, научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Сведения, содержащиеся в этом документе, носят общий характер, и в них многие аспекты, касающиеся порядка предоставления платных услуг, не освещены. Например, согласно п. 9 данного документа цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. При этом не сказано, следует ли учитывать конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства услуг, степень срочности изготовления заказа (за исключением экстренной медицинской помощи), также из этого документа не следует, вправе ли медицинские учреждения устанавливать для отдельных категорий граждан льготы.

    Для регулирования порядка предоставления государственными медицинскими учреждениями субъекта РФ платных услуг органы власти субъектов РФ разрабатывают более детальные и подробные нормативные акты. В частности, для медицинских учреждений, получающих полностью или частично финансирование из бюджета г. Москвы, разработан Приказ Минздрава Московской области от 23.04.2008 N 204 «Об утверждении Порядка предоставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области» (далее — Порядок предоставления платных услуг в МО), из бюджета г. Санкт-Петербурга — Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2005 N 112-р «О порядке предоставления платных медицинских услуг» (далее — Порядок предоставления платных услуг в СП); а медицинскими учреждения Удмуртской области применяются Правила предоставления платных услуг в УО, утвержденные Приказом Минздрава Удмуртской Республики от 13.11.2006 N 485.

    Несмотря на то что вышеперечисленные нормативные акты, разработаны и утверждены исполнительными органами власти разных субъектов РФ и в разные временные периоды, содержащиеся в них сведения очень схожи. Опираясь на эти и другие подобные документы, можно найти ответы если не на все вопросы, задаваемые бухгалтерами относительно оказания платных медицинских услуг, то по крайней мере на часть из них.

    Какие медицинские услуги могут оказывать учреждения здравоохранения на платной основе и какие документы в связи с этим оформляются? Медицинские услуги предоставляются населению на платной основе при соблюдении следующих условий:

    Что касается документального оформления предоставляемых платных медицинских услуг, то для этого в учреждении должны быть изданы приказы, утверждающие:

    • заведующего отделением или кабинетом по оказанию платных медицинских услуг (при их наличии);
    • правила оказания платных медицинских услуг;
    • положение об оплате труда работников, занятых оказанием платных медицинских услуг;
    • графики (расписания) оказания услуг специалистами;
    • список сотрудников, оказывающих платные медицинские услуги в основное рабочее время.

    Кроме того, согласно отдельным нормативным актам субъектов РФ, в частности п. 2.2 Правил предоставления платных услуг в УО, учреждение должно иметь приказ руководителя, которым утвержден перечень медицинского оборудования (приобретенного как за счет средств от приносящей доход деятельности, так и за счет бюджетных ассигнований), используемого в ходе предоставления платных медицинских услуг населению. Другие изученные автором нормативные акты такого требования не содержат. Часто бухгалтеры спрашивают: можно ли использовать при оказании платных услуг оборудование, приобретенное за счет бюджетных ассигнований или средств ОМС? При отсутствии акта субъекта РФ, запрещающего использование упомянутого оборудования при оказании платных услуг, по мнению автора, препятствий для этого нет.

    Помимо вышеперечисленных документов, на оказание платных медицинских услуг с лицом, их получающим, заключается договор на возмездное оказание услуг. В нем указывается вид оказываемой медицинской услуги или дорогостоящего лечения, номер и срок действия лицензии, стоимость производимых в рамках договора работ. Кроме того, в нем обязательно должна содержаться информация о том, что пациент извещен о возможности получить данную услугу бесплатно (если эта медицинская услуга ему может быть предоставлена в рамках реализации программы оказания бесплатной медицинской помощи).

    Каковы особенности организации работы и планирования оплаты труда медицинского персонала при оказании платных медицинских услуг? Все нормативные акты субъектов РФ содержат требование об отдельном учете рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги.

    При этом требование по распределению полученных от оказания платных медицинских услуг денежных средств содержится только в Порядке предоставления платных услуг в МО. Согласно п. 3.6 данного документа для оплаты труда медицинского персонала, оказавшего амбулаторно-поликлиническую помощь (с учетом начислений), используется 60% указанных доходов, а оказавшего стационарную помощь — 55%. При этом на оплату труда административно-управленческого персонала учреждения направляется не более 10% доходов от платных услуг.

    Что касается материального поощрения руководителя учреждения за организацию работы по оказанию платных медицинских услуг, то его размер должен согласовываться с соответствующим органом управления (п. 3.7 Порядка предоставления платных услуг в МО).

    Таким образом, если законодательством субъекта РФ установлены процентные соотношения для распределения полученных от оказания платных услуг средств, направляемых на оплату труда лиц, участвующих в осуществлении этой деятельности, то учреждение должно принять данное требование во внимание при разработке внутреннего положения об оплате труда.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что оказание в основное рабочее время дополнительных услуг, в том числе и платных, путем повышения интенсивности или производительности труда влечет за собой снижение качества медицинской помощи. В действительности, как правило, медицинские работники оказывают платные услуги в часы своей основной работы. При этом сначала обслуживаются пациенты, получающие медицинскую услугу за плату, а затем по программе государственной медицинской помощи. Таким образом, нарушается действующее законодательство субъекта РФ.

    Как формируется и кем утверждается стоимость платной медицинской услуги? В отдельных субъектах (Московской области, г. Санкт-Петербурге) цены на платные медицинские услуги, оказываемые учреждениями, рассчитываются на основе методических рекомендаций, разработанных для этих целей исполнительными органами субъекта РФ (п. 5.1 Порядка предоставления платных услуг в МО, п. 6.1 Правил предоставления платных услуг в УО). В других субъектах РФ цены на медицинские услуги формируются с учетом методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, на основании калькуляции (п. п. 7.1, 7.3 Порядка предоставления платных услуг в СП).

    Читайте так же:  Как вернуть излишне удержанный работодателем ндфл

    Прейскуранты на платные услуги, предоставляемые государственными учреждениями здравоохранения, утверждаются руководителями учреждений и согласовываются с минздравом соответствующего субъекта РФ. Что касается прейскурантов на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, то они устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» (п. 5.3 Порядка предоставления платных услуг в МО).

    Какие формы статистической отчетности обязано представлять учреждение при оказании платных услуг? Учреждения представляют статистическую отчетность по формам: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (ежемесячно), N 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» (один раз в год) . Показатели, отраженные в этих формах, приводятся в фактически действующих ценах, включая налог на добавленную стоимость.

    Формы и Порядок их заполнения утверждены Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 «Об утверждении Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению».

    Бухгалтерский учет доходов и расходов от оказания платных медицинских услуг

    Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете, или получающие доходы от платных медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 6.1 Порядка предоставления платных услуг в МО).

    В учетной политике учреждения должны быть отражены:

    • порядок распределения косвенных расходов;
    • метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
    • метод оценки материальных запасов;
    • момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

    Средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, установленном главным распорядителем. В случае получения дохода в размере большем, чем это было отражено в смете, в нее следует внести изменения.

    Бухгалтерский учет при оказании платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н , которые предполагают ведение бухгалтерского учета по методу начисления. При этом методе доход признается в момент реализации товаров, работ, услуг, а расходы — в тот момент, когда они понесены.

    Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

    Корреспонденция счетов по отражению начисления доходов от приносящей доход деятельности будет следующей:

    Если согласно законодательным актам субъекта РФ денежные средства от потребителей платных услуг зачисляются напрямую на лицевой счет финансового органа соответствующего субъекта, то начисление доходов от приносящей доход деятельности следует оформить следующими бухгалтерскими записями:

    Учет затрат, произведенных при оказании платных услуг. В соответствии с п. 73 Инструкции N 25н операции по формированию фактической стоимости платных услуг отражаются по дебету счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета:

    • 2 302 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками»;
    • 2 104 00 410 «Уменьшение стоимости амортизируемых основных средств»;
    • 2 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»;
    • 2 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
    • 2 105 00 4400 «Уменьшение стоимости материальных запасов».

    Списание произведенных расходов по оказанным услугам осуществляется бухгалтерской проводкой (п. 217 Инструкции N 25н):

    Дебет счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

    Кредит счета 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

    Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) в рамках приносящей доход деятельности формируется с кредита счета 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» с учетом аналитики затрат по их видам, то есть по кодам КОСГУ .

    Классификатор операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н.

    При учете затрат, произведенных в рамках приносящей доход деятельности, сложность вызывает порядок отражения в бюджетном учете расходов, которые в момент их совершения невозможно отнести к конкретному источнику финансирования. Необходимость распределения затрат в соответствии с источником их финансирования продиктована:

    • привязкой всех затрат бюджетных учреждений к источникам их финансирования;
    • требованием ст. 321.1 НК РФ распределять расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонтов основных средств в целях налогообложения прибыли бюджетного учреждения.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Методы распределения затрат в вышеупомянутых Порядках предоставления платных медицинских услуг не установлены. Как уже упоминалось выше, учреждениям следует установить их самостоятельно и отразить в учетной политике.

    Источники


    1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

    2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

    3. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
    4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
    Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here