Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Содержание

  • Государственные гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот

    Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

    Они имеют некоторые обязательные льготы, которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

    Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

    Кто относится к данной категории

    Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

    Первая категория, это дети-сироты. Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

    Закон делит их на две возрастные категории:

    1. Первая, это дети, которым на момент смерти родителей, не исполнилось 18 лет, то есть они фактически были малолетними или несовершеннолетними.
    2. Вторая, это лица, у которых скончались родители (родитель), в возрасте от 18 ти до 23 лет, если последние находились на учебе в образовательных заведениях всех уровней (училище, техникум, университет).

    Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

    Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

    Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца. Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

    Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

    Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

    Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории:

    • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
    • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

    Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

    Законодательное регулирование

    Если говорить о законодательных актах, которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

    1. Конституция нашего государства, которая устанавливает общие принципы прав таких лиц и гарантии их соблюдения.
    2. Второй акт, это Семейный кодекс. В нем дается определение сирот и тех, кто лишен попечительства. Кроме этого, в этом документе определяются основополагающие права таких граждан, а также обязанности государства по их защите.
    3. Третье это различные Федеральные акты. Кроме вышеуказанного сюда можно отнести Законы об образовании, о предоставлении медицинской помощи, о бесплатной юридической защите.
    4. Последняя группа законов и других нормативно-правовых актов это те, которые приняты на местном и региональном уровне. Такие документы регулируют различные социальные надбавки, выплаты и другие льготы. Выдаются они на основании Федеральных правовых документов.

    Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

    Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях

    Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

    Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

    Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

    Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

    Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

    Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

    Перечень мер помощи и компенсаций

    Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

    1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
    2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
    3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
    4. Гарантии, которые дают право на труд.
    5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

    Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

    В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения. К ним следует отнести следующие права:

    • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
    • повышенная социальная стипендия, что больше обычной на 30-50%;
    • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
    • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
    • предоставление бесплатного места в общежитии;
    • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.
    Читайте так же:  Меры валютного контроля в рф

    Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

    Вторая категория, это медицинское обслуживание. Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

    К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

    Третья категория льгот, это обязательное получение муниципального жилья для сирот и тех, кто живет без попечительства родителей. Перечень такого жилья определяется местной властью.

    После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

    Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту. Эти гарантии делятся на такие категории:
    • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
    • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
    • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

    Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи. Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

    Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

    Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

    О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
    «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    С изменениями и дополнениями от:

    8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г.

    Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

    См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

    См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    [1]

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

    Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

    Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

    Президент Российской Федерации

    21 декабря 1996 года

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

    [2]

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Читайте так же:  Меры социальной поддержки малоимущих семей

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

    Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

    Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 году

    Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, законодательно установлены также дополнительные гарантии права на труд и право на бесплатную юридическую помощь.

    Новости по теме

    В Госдуме предложили снизить подоходный налог для работающих многодетных матерей с 13 до 4 процентов.

    Национальная программа развития Дальневосточного федерального округа (ДФО), которая станет одной из ключевых тем предстоящего V Восточного экономического форума (ВЭФ), позволит построить на Востоке стране 1 тыс. социальных объектов. Об этом ТАСС сообщили в четверг в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) РФ.

    В «Единой России» в ноябре запустят всероссийский сервис по сбору данных и информированию граждан обо всех льготах для семей с детьми. Важным элементом сервиса станет контактная информация должностных лиц на местах, у которых семьи смогут узнать о льготах, установленных в каждом регионе. Об этом сообщила координатор партпроекта «Единой России» «Крепкая семья», первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

    Законодательство в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    В соответствии с требованиями норм «Конвенции о правах ребенка» и норм Конституции Российской Федерации, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

    В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

    Законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется различными федеральными законами, основными, из которых являются Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12 1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ № 159), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии.

    Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273), предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

    Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.

    Согласно ФЗ № 159, при медицинском обслуживании детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

    ФЗ № 159, а также Указом Президента Российской Федерации № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты» основными целями и задачами, которой является предупреждение сиротства, своевременное выявление детей-сирот «социального риска». Государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечении условий и гарантий для их интеграции в общество. Социальной и личностной самореализации, формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реформирование системы жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот, ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

    Необходимо отметить, что ФЗ № 159 предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

    Согласно статье 98 Жилищного кодекса Российской Федерации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

    Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

    Читайте так же:  До какого числа сдают ндс

    Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 1360 | Нарушение авторских прав

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
    «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

    Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

    21 декабря 1996 года

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

    Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

    Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

    Президент Российской Федерации Б.Ельцин

    21 декабря 1996 года

    Добавить комментарий к ст.13 ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот ФЗ 159 от 21.12.1996

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
    «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    С изменениями и дополнениями от:

    8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г., 16, 21 ноября 2011 г., 29 февраля 2012 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г.

    Принят Государственной думой 4 декабря 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

    См. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 настоящего Федерального закона

    См. информацию Минюста России «Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ преамбула изложена в новой редакции

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

    Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Читайте так же:  При разводе штраф 30000

    См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

    Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

    Президент Российской Федерации

    21 декабря 1996 года

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете». Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 декабря 1996 г. N 248, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 482-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 442-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

    Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 апреля 2002 г. N 34-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

    Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    В настоящее время все большую остроту и актуальность приобретает проблема социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как с каждым годом число сирот становиться все больше. На начало 2012 года на учете в Российской Федерации состояло 654 тысячи детей-сирот. За один только 2011 год численность таких детей в нашей стране увеличилась на 82,2 тысячи. При этом 84% из них – это социальные сироты, то есть те, чьи родители (или один родитель) живы, но не могут или не хотят воспитывать своих детей [3]. Таким образом, нарушается одно из основных прав ребенка, закрепленных в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации — право ребенка жить и воспитываться в семье [6].

    Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Конституции РФ [8]; Конвенции ООН «О правах ребенка» [5]; Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее — Закон №159-ФЗ) [7], а также иных федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ, а так же конституциях, законах и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

    Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует отношения, возникшие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На федеральном уровне вышеуказанный закон для данной категории граждан предусматривает следующие гарантии:

    — гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях (ст. 6 Закона №159-ФЗ);

    — бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания (ст. 7 Закона №159-ФЗ);

    — гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

    — социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

    — социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т.е. не достигшие 18 лет, могут находиться на полном государственном обеспечении в специализированных организациях — учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Перечень стационарных учреждений, в которых воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2010 № 240н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1]. К числу таких учреждений относятся учреждения системы здравоохранения, социальной защиты и образовательные учреждения, в которых содержатся и воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дома ребенка, общеобразовательные школы-интернаты и другие);

    Читайте так же:  Декларация прав ребенка кратко

    — право на жилище в соответствии с законодательством РФ (ст. 8 Закона №159-ФЗ);

    — организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

    — организация квалифицированной юридической помощи (ст.10 Закона №159-ФЗ).

    Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе предусматривать дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо, предусмотренных федеральным законодателем. К сожалению, регионы не в полной мере пользуются своим правом на предоставление дополнительных гарантий социальной поддержки. Приведем несколько примеров, повышенного правового регулирования, предусмотренного субъектами РФ. Например, в Санкт-Петербурге существует Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2005 г. №616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4]. В нем, в частности, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, помимо полного государственного обеспечения выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, в то время как в федеральном законодательстве подобная норма отсутствует.

    На территории Омской области действует Кодекс Омской области от 4 июля 2008г. №1061-ОЗ «О социальной защите отдельных категорий граждан» [2]. В данном Кодексе установлено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное пользование услугами материально-технической и учебно-методической базы областных государственных детских оздоровительных организаций, туристических лагерей, пансионатов, детских площадок; посещение областных государственных музеев, картинных галерей, выставок.

    Дополнительные гарантии социальной поддержки, которые предоставляют органы исполнительной власти субъектов РФ нуждаются в доработке, так как не в полной объеме обеспечивают защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и зачастую не реализуются на практике. Государство обязано создать такие условия защиты, которые обеспечивают свободное развитие ребенка, признание и создание гарантий реализации его гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

    В Семейном кодексе Российской Федерации используются понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (статья 121).

    Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

    Дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения.

    Одна из причин социального сиротства заключается, прежде всего, в кризисе института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Рассмотрев данную проблему в курсовой работе, отмечено то, что для Российской Федерации, более характерна другая причина роста социального сиротства, которая заключается в критическом состоянии российской семьи, обусловленное бедностью значительного числа семей, отсутствием эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия, а также с вытеснением детей из семьи из-за ухудшения условий жизни семей.

    В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. Все же, главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности — ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать. «Внутренние» проблемы борьбы с сиротством очень условно можно разделить на экономические, юридические, социально-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.

    Таким образом, в деле борьбы с сиротством существует очень много проблем, и необходимо заниматься их комплексным решением. Для предотвращения проблем необходимо:

    — создание условий обретения несовершеннолетними ответственной позиции по отношению к себе и к миру в школьном и семейном воспитании.

    увеличение средств выделяемых государством: денег на зарплаты специалистов, на переобучение, на создание различных центров поддержки и сопровождения семьи.

    коррекция действующего закона и другие изменения законодательства, направленного на государственную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

    повышение уровня представлений о сиротстве специалистов-медиков, а также повышения уровня обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    повышение уровня осведомленности российского общества, как о самой проблеме сиротства, так и способа ее решения.

    уменьшение функций и персонала органов опеки и попечительства.

    изменение обязанностей такого органа, как комиссия по делам несовершеннолетних, из-за дублирования полномочий органов опеки и попечительства.

    [3]

    законодательная защита прав несовершеннолетних от влияния индустрии, зарабатывающей на сексе как на товаре или услуге.

    На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены международные акты, ряд кодексов, федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты.

    Таким образом, в настоящее время проблемы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ очень актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Социальное сиротство является особым и очень распространённым явлением современного общества. Только объединившись, общество в силах справиться с проблемами социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    опека попечительство сиротство законодательство

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 1209 | Нарушение авторских прав

    Источники


    1. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

    2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

    3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
    4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
    Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here