Какова роль труда в жизни человека

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Какова роль труда в жизни человека". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Роль труда в развитии человека

Изучение эволюции деятельности мозга в животном мире показывает, что чем сложнее образ жизни и физическая организация животных, тем совершеннее отражение ими внешней среды. Однако даже самые развитые формы отражения, свойственные животным, резко отличаются от высшей формы отражения действительности — от человеческого сознания.

Хотя сознание человека подготавливалось всем предшествующим ходом эволюции и человеческий мозг мог сформироваться только на основе дальнейшего развития мозга высших животных, возникновение сознания представляет собой переход к качественно новой форме отражения объективной реальности.

Чтобы выяснить особенности этой новой формы отражения — особенности сознания, необходимо рассмотреть те изменения в условиях и образе жизни, которые привели к очеловечиванию животных предков людей и породили сознание человека.

Эти изменения наступили в связи с переходом от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, представляющий собой общественный процесс целенаправленного воздействия людей на природу. В процессе труда люди изменяют природу в соответствии со своими потребностями, но изменяя ее в труде, они изменяют также и самих себя. Труд и явился первым и главнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.

Появление труда и образование человеческого общества было результатом постепенного изменения образа жизни той особенно высоко развитой, ныне вымершей породы обезьян, от которой произошел человек. Как и современные человекообразные обезьяны, обезьяны — предки человека обладали хорошо развитыми передними конечностями, которыми они пользовались при лазании, захватывании предметов, ощупывании и т. п. Дальнейшее развитие вело к тому, что передние конечности предков человека все более специализировались на выполнении этих действий и все меньше участвовали в ходьбе, которая, таким образом, постепенно стала функцией исключительно задних конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении.
«Этим, — говорит Энгельс, — был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Рука, полностью освободившись для выполнения действий с предметами, приобретала все большую ловкость движений. В связи с этим совершенствовалось и ее анатомическое строение: изменялось соотношение длины плеча и предплечья, увеличивалась подвижность в плечевом суставе, развитие кисти позволило противопоставлять большой палец каждому пальцу той же руки и т. д.

Развитие руки в свою очередь влияло на развитие всего организма. Особенно большое влияние развитие руки оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, естественно, вызвало быстрое развитие коры больших полушарий, осуществляющей анализ сигналов, идущих от органов движения, в том числе и прежде всего — от руки. Таким образом, рука— этот орган действия с предметами — совершенствовалась вместе с тем и как орган познания их свойств в процессе практики, что имело важное значение для развития всей отражательной деятельности мозга.

Особенно важную роль в развитии трудовых действий играло то обстоятельство, что труд представляет собой процесс, совершающийся посредством изготавливаемых орудий. Чтобы участвовать в труде, люди каждого нового поколения должны учиться пользоваться орудиями, которые создаются в трудовой практике предшествующих поколений. Чтобы применять скребок, например, нужно научиться уже выработанным приемам скобления; чтобы пользоваться пилой, надо научиться приемам пиления и т. д. Еще более сложных умений требует производство самих орудий. Поэтому передача от поколения к поколению орудий, которые становились все более сложными, вызывала к жизни и новую форму передачи опыта — передачи его путем обучения трудовым действиям и навыкам.

В то время как у животных видовой опыт передается только в виде инстинктов, которые являются продуктом медленного процесса наследственного закрепления, у людей передача общественно выработанных способов и приемов труда происходит путем их усвоения в процессе обучения, т. е. в порядке приобретения индивидуального опыта. Понятно, что это создает огромное ускорение исторического развития как двигательных, так и познавательных способностей человека.

Значение труда в жизни человека и общества

Труд имел огромное значение в истории человеческого общества, и без труда невозможно его дальнейшее развитие. «Если бы люди, – утверждал наш великий педагог, – открыли философский камень, то беда была бы еще не велика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека; словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политикоэкономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы и не одна политическая экономия (к чему бы она служила тогда?) была бы вычеркнута из списка человеческих знаний; с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться».

Вне серьезного умственного и физического труда нет развития личности, человек теряет «дорогу в жизни». «Есть и такие господа, – писал К. Д. Ушинский, – которые, не имея уже решительно никакого дела в жизни, придумывают себе занятие ради душевного и телесного моциона: точат, играют в бильярд или просто бегают по улицам, чтобы доконать пышный завтрак и возвратить аппетит к обеду, но такой труд имеет то же значение, какое имело рвотное за столом римского обжоры: возбуждая обманчивую охоту к новым наслаждениям, оно помогает расстраивать душевный и телесный организм человека. Труд – не игра, не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда».

Труд человека преобразует природу, создает машины, добывает хлеб, создает науку, искусство.

Читайте так же:  Можно ли добиться у банка снижения ипотечной ставки

Труд в жизни человека и общества оказывает свое положительное влияние, подчеркивал К. Д. Ушинский, если он свободный, творческий; подневольный труд разрушает достоинство человека. Об этом он писал в 1860 г., накануне отмены крепостного права, в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», когда борьба за освобождение крестьян приняла особо острые формы. Идея о свободном творческом труде была тогда остро социальной, антикрепостнической. Об этом он писал и в последующие годы, когда утратил свои иллюзии свободы, связанные с манифестом 19 февраля, и не ждал ничего хорошего от правительства. «Труд истинный и непременно свободный, – утверждал он, – потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад».

Какова роль труда в жизни человека? (ЕГЭ по русскому)

Какова роль труда в жизни человека? Именно эту проблему поднимает В.Ф Ходасевич в предложенном тексте. Автор раскрывает ее, указывая на Дарью Алексеевну, которая «за десять лет хозяйничанья» в деревне Званке, благодаря своему трудолюбию, смогла расширить имение, успешно решала все бытовые вопросы, вела переговоры с управляющим, хотя «всё это требовало забот и трудов». Также писатель повествует о Гаврииле Романовиче Державине, который не меньше трудился всю жизнь. Сначала он служил трем царям, как пишет автор, а затем, вернувшись в деревню, он всеми силами стремился улучшить жизнь обычного народа. Строя больницы и избы, снабжая людей всем необходимым, он хотел облегчить существование земляков «ради чего и работал не покладая рук».

Автор считает, что труд играет очень важную роль в жизни человека, ведь именно благодаря ему люди могут держать в порядке свои дела и даже попытаться улучшить жизнь окружающих.

Полностью разделяя мнение Ходасевича, хочется отметить, что поистине трудолюбивые люди более приспособлены к жизненным обстоятельствам, так как чаще всего работа закаляет их и делает гораздо сильнее.

Более того, многие находят смысл жизни именно в труде, что помогает им преодолеть любые сложности.

Данная проблема находит отражение во многих произведениях художественной литературы. Например, в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» повествуется о жительнице деревни – Матрене Григорьевне. Женщина видела смысл своего существования в труде и всегда была готова работать без оплаты, невзирая на болезнь и иные недуги. Кроме того, без нее не обходилась не одна пахота огорода, так как все соседи знали, что Матрена никогда не откажет им в помощи. Именно работа была способна вернуть ей расположение духа и помогала позабыть обо всех тяготах жизни.

Другим литературным примером может послужить роман А.И. Гончарова «Обломов». Для Андрея Штольца труд – это образ жизни. С того момента, как герой ушел из дома, он живет работой и именно трудолюбие помогло ему достичь благополучия. А на фразу Обломова, что однажды Штольц перестанет трудиться, он отвечает, что никогда не перестанет. Более того, он стремиться помочь своему другу, занимается его хозяйством, приводит в порядок дела поместья. Труд действительно играет значимую роль в жизни Андрея, в нем он видит основу своей жизни.

Таким образом, мы видим, что люди, которые любят трудиться, всегда пытаются преодолеть сложности и даже помогают окружающим. Именно поэтому очень важно уважать чужой труд и развивать любовь к нему в себе.

Роль труда в развития человека и общества (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Украины

Донбасский государственный технический университет

Кафедра экономики и управления

По дисциплине: «Рынок трудаизанятость»

Перечень используемой литературы

В современных условиях глубоких перемен и непредсказуемых изменений во внешней среде предприятию для того, чтобы завоевать и удерживать конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках, необходимо иметь особенные технологии и выпускать исключительную по потребительной ценности продукцию, а, следовательно, постоянно и целенаправленно проводить наступательную инновационную стратегию развития. Современный корпоративный менеджмент на первое место ставит проблему адаптации к изменением внешней среды путем обретения нового взгляда на будущее организации, принятия нового стратегического курса развития на основе выработки и реализации политики перемен.

При переходе к рыночным отношениям вектор разработанной ЗАО «НКМЗ» стратегии был четко ориентирован на позиции на мировом и внутреннем рынках, достижение устойчивого развития и стабильного финансового положения. Это позволило в сложных макроэкономических условиях хозяйствования обеспечить поступательный рост производства и создать прочный фундамент для его последовательного технического, технологического и организационного ― структурного совершенствования.

Настаивая на формировании смешанной экономики, которая сочетала бы государственное регулирование и рыночные отношения (план и рынок), на всесторонней поддержке отечественного производителя, на проведении реформ в интересах развития внутреннего рынка и подъема уровня жизни собственного народа, ученые ― экономисты рекомендуют отказаться от монетаризма, от услуг западных советников и воспользоваться предложениями отечественных специалистов, а также успешным опытом Китая. В последнее время актуализируются проблемы искоренения коррекции, детенизации экономики, ограничения влияния олигархических планов и их сращивания с государственным аппаратом.

В современной мировой практике преобладает позиция не противопоставления малого и крупного предпринимательства, а их разумного сочетания, малые и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органично входят в состав крупных корпораций. Причем последнее часто сами инициируют создание малых структур, особенно на новых научно-технологических направлениях, предоставляя им всестороннюю поддержку.

Такие действия стимулируются государством путем льготной налогообложения капитала, который вкладывается крупными предприятиями в развитие малых структур.

Но реальной является тенденция падения инновационной активности производственной сферы в Украине. Так, есть в 1990 г. на 100 тыс. чел. регистрировалось 35 изобретений, то сейчас – только 3.

Основные показатели инновационной деятельности промышленных предприятий в Украине

Читайте так же:  Как установить видеонаблюдение в жилом доме
Показатели Годы
1994 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2004
Количество предприятий, инноваций 2181 1729 1503 1491 1503 1506 1509 1512
Удельный вес в общем, количестве предприятий% 26,0 19,3 15,1 14,8 14,3 14,6 14,9 15,2

Рыночные преобразования в Украине, вызванные объективной необходимостью трансформации отношений собственности, обусловили, прежде всего, изменение роли государства в экономики общества.

Переход от государственно-плановой экономики и рыночно-конкурентной требовал лишения государства монополии на собственность, введения рыночных институтов и методов хозяйствования, развития отношений собственности, основанных на плюрализме ее форм. Поэтому цель приватизации в Украине заключалась не в корректировке ими улучшении системы, а в коренном изменении принципов функционирования экономики.

Роль труда в развития человека и общества

В самом общем понимании, труд ― это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целеустремленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества.

Современное определение труда как сознательной целеустремленной образовывающей деятельности человека.

Труд — это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человека как носителю живого труда, и только деятельность человека превращает предметы природы в предметы и средства труда, создает технологию и организацию. Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий на результат (к тому же общественно полезный результат) и энергозатраты (расходами физической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит, увеличивает объем нужных ей материальных и невещественных благ.

Труд является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Труд есть также и процессом потребления человеческого капитала как совокупность физических и умственных способностей человека, который выступает личностным фактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель. Вне живого труда, без сочетания с ней материальные факторы производства являются лишь определенным набором вещей.

В процессе исторического, социально-экономического, научно-технического развития роль личностного фактора производства постоянно растет. Научно-технический и социальный прогресс, вооружая человека могучими средствами производства, не только не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, значительно высшие требования к качеству рабочей силы.

Следовательно, сущность труда в контексте теоретико-методологических принципов экономики труда определяется через совокупность функций, которые она выполняет относительно человека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека, необходимо условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей в процессе производственной деятельности.

Производительный труд в сфере материального и невещественного производства — основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами).

Роль и важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащая знание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. То есть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.

Следовательно, сущность труда заключается в том, что труд — это процесс осознанной трудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезного результата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации, а, с другой стороны, — процессом общественного взаимодействия между людьми.

Значение труда в развитии человека

История человечества свидетельствует о весьма существенном, можно сказать, решающем значении труда. Теоретические и эмпирические исследования роли труда свидетельствуют: труд – первое, основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что можно сказать: «Труд создал самого человека».

В цивилизованном обществе деятельность человека направлена на создание машин, механизмов, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими непосредственно в природе, средств передачи и хранения информации, произведений искусства и литературы, совершение научных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей.

Современное производство, осваивая разнообразные ресурсы и преобразуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздействие на окружающую природную среду. В производственные процессы вовлекаются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, мировой океан, космос.

Под влиянием научно-технического прогресса (НТП) происходят такие процессы, как систематическое изменение содержания преимущественно физического труда в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный и культурно-технический уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень и качество жизни населения.

Содержание и характер труда. Характеристика категорий труда

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Содержание труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функций, направленных на производство потребительских стоимостей, характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

Читайте так же:  Какие льготы предусмотрены по транспортному налогу

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественною богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития – формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

Видео (кликните для воспроизведения).

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда

Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т. д.

Содержание труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностям индивида. Это ключевой фактор, характери-зующий возможности развития и самореализации личности в процессе труда. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность им, на степень интереса к труду, на текучесть кадров и уровень производительности труда.

[3]

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и техно-логии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобо-ждается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регули-рования в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строитель-стве, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д.; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера и т. п.; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т. д. может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню развития производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непосредственно на производстве. Крупное машинное производство, углубляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

• отношение работников к труду;

• отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

• степень социальных различий в процессе труда.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневольный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный и др.

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах находит проявление в развитии отрицательных состояний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности.

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд – это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении Маршалла, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

Читайте так же:  Как могут уволить за прогул

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 483 | Нарушение авторских прав

Какова роль труда в жизни человека?

С детства каждый из нас знаком с выражением, что труд сделал из обезьяны человека. Мы знаем, что труд – самая важная часть человеческой жизни. Праздность и леность не развивают человека, а только делают из него податливое существо, которое не способно приносить пользу обществу. Даже в русском фольклоре издревле ценили труд. Подтверждают это пословицы и поговорки: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда» — самая известная из них. Даже чтобы удовлетворить базовую потребность в пище, человек должен приложить какие-то усилия. Я уверена, что без труда жизнь человека немыслима. А что говорят русские писатели?

[2]

Возьмем рассказ Солженицына «Матренин двор». Матрена Григорьевна – главная героиня – всю жизнь прожила в деревне и тяжко там трудилась. Смыслом ее жизни был труд, даже в безвозмездной работе она видела развитие своей души. Болезни и проблемы не могли заставить женщину отречься от труда. Матрена Григорьевна всегда помогала соседям по огороду, ведь она не могла отказать в помощи тем, кто прожил жизнь рядом с ней бок о бок. Работа помогала женщине ощущать радость жизни, позволяла на некоторое время отвлечься от проблем. Даже смерть героини символична: она погибает, когда помогает соседям перевозить избу. Матрена Григорьевна – символ настоящей русской крестьянки, трудолюбивой и помогающей всем, кто находится радом. Солженицын показывает читателям, что на таком человеке держится мир, что трудиться – это почетно.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» главный герой Мелехов относится к труду с безграничным уважением. Хотя значимую часть своей жизни он воюет, герой не теряет надежды вернуться и посвятить себя мирному труду на земле. Григорий видит смысл жизни в труде, он как никто чувствует землю и готов служить ей до последнего вздоха. Он страстно желает защитить свою землю, закончить поскорее войну, чтобы вернуться домой и заняться любым делом всей своей жизни. Крестьянская работа, по его мнению, есть созидание, а война не приносит ничего, кроме разрухи.

Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, не привык трудиться. Смысл его жизни – отдых и праздное времяпрепровождение. Ему скучно, он не знает, чем себя занять. Его скука погубила жизнь молодого поэта Владимира Ленского. Без труда жизнь мрачна и уныла. От безделья человек может совершить много глупостей. Пушкин утверждает, что человек должен быть постоянно занят каким-либо делом, тогда будет меньше горестей в нашей жизни.

В жизни человека труд должен стоять на первом месте. Благодаря разным видам работы, мы развиваемся и реализуем себя в обществе. Никто не утверждает, что отдых – это плохо, но труд облагораживает человека. Каждый человек обязан трудиться даже ради собственного блага.

Сущность и роль труда в обществе

Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду — все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, использует материалы природы, которые позволяют ему добиться более удобных условий существования. Эти материалы он преобразует себе на пользу.

Труд

— это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и используя материалы природы, человек создает новый продукт, т. е. сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда. Таким образом, процесс труда включает три основные составляющие:

· затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда — новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Труд

— источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился:

Ø человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить, перед собой и достигать более высокие цели;

Ø труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.

Изменяется и организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое звучание. Защитить окружающую природную среду от сиюминутной пользы — одно из основных требований организации труда, которая в настоящее время серьезно озабочена проблемами восстановления и сохранения природы.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, — все это называется производством, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, осваивая материальные и культурные ценности, созданные до него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляя продукты труда, проявляя свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.

Труд в современных условиях характеризуется следующими особенностями:

1. Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности.

Читайте так же:  Кто должен менять электросчетчик на лестничной площадке

2. Увеличение доли овеществленной части трудовых затрат, связанного со средствами труда (машинами, оборудованием, механизмами и др.), что обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором роста производительности и эффективности труда.

3. Возрастание значения социального аспекта процесса труда. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или уровня механизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стимулы труда и играет важную роль в жизни человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8331 —

| 7267 — или читать все.

Сочинение на тему «Какова роль труда в жизни человека?»

Труд – прекрасный источник радости и вдохновения! Благодаря труду человек счастлив, так как в нём заключается великая ценность его полезной и продуктивной деятельности. В труде человек молод душой и телом, стремится к совершенству, достигая больших высот в обществе. Труд на благо родины заслуживает огромного уважения и признания.

[1]

Трудящийся гражданин за свою добросовестную работу получает материальное вознаграждение, почётные грамоты и награды. Ему воздаётся честь за высокую производительность труда. Замечательно, когда у человека есть любимое дело, которому он посвящает своё время. Очень важно найти в жизни призвание. Для того, чтобы работать, нужно получить профессиональное образование: закончить школу, поступить в училище, колледж, далее институт, университет, академию с получением диплома об окончании учебного заведения. Различные курсы тоже помогут выбрать нужную профессию. Тот, что трудится, несёт огромную пользу себе и обществу. В истинном труде рождаются герои.

Руками рабочих людей создан целый мир: построены города, мосты, метрополитен; проложены железные дороги и магистрали; сооружены газопровод, водопровод и электроснабжение страны. Миллионы людей трудятся в педагогических, медицинских, строительных, научных, социальных и концертных организациях. Любое место работы является важной и необходимой частицей общественного дела.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Труд основан на знаниях об окружающем мире, несёт людям моральное и эстетическое удовлетворение, дарит светлую радость творческого процесса. Он очень много значит в жизни человека. Любимая работа может «оживить» упавшего и обессилевшего духом индивидуума, вселить уверенность в своих силах, внести новую свежую струю в профессиональную деятельность, избавить от хворей и недугов, исцелить духовно. Настоящий труд – щедрый подарок его обладателю!

Великолепно раскрывает тему труда, борьбы за жизнь и победы над тяжёлыми обстоятельствами Андрей Платонов в рассказе «В прекрасном и яростном мире». Писатель повествует о машинисте пассажирского паровоза Александре Мальцеве, который всю жизнь отдал любимому делу. Его мастерство было на высшем уровне. Он любил свою работу и отдавался ей целиком. Искусство вождения поезда было для него величайшим счастьем бытия в светлом и добром земном мире. Он много знал, умел, был замечательным наставником для других.

Составы Мальцев всегда вёл уверенно, с особой гордостью, ощущая и чувствуя каждое мгновение длинного пути. Он чётко видел всю дорогу, дома и живописные пейзажи, несущиеся навстречу. Всё это было таким близким и родным. Однажды с ним случилось несчастье, в пути его ослепил разряд молнии, но он стойко и мужественно продолжал вести паровоз. Он видел свет визуально, в своём воображении. Аварии не произошло, так как рядом с ним находился его молодой помощник Константин. Борьба за выживание в трудной ситуации не сломила машиниста Мальцева. Он ослеп вторично, и казалось уже навсегда, но зрение неожиданно вернулось к нему благодаря любимой работе.

Писатель Андрей Платонов сам прошёл нелёгкий жизненный путь, много трудился, был мастером на все руки в любой деятельности. Учился в церковно – приходской школе, писал стихи, работал помощником машиниста, литейщиком, в мастерских, служил фронтовым корреспондентом. Его отец работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Удивительно, как талантливо и ярко писатель переплетает профессии в своём рассказе!

Человек богат славными делами и трудом. Трудолюбие и ответственность – важная составляющая часть человеческой натуры. В труде – смысл нашей жизни, её красота, гармония и великая сила. Без труда земля, на которой мы живём, была бы опустошённой, нищей и бедной духовно, исчезла бы целая цивилизация. Планета должна цвести и процветать! Люди, видящие в труде стержень жизни, обычно целеустремлённые и сильные в своих начинаниях. Они первооткрыватели, пионеры своей Отчизны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такие личности полны вдохновения, огонька, оптимизма, твёрдости и непоколебимости характера. Они всегда впереди, любят и изучают новое, планируют и создают грандиозные проекты, получая отличные плоды своего ценного труда. С ними всегда интересно. Наше будущее – в феноменальном и уникальном труде, который станет для России великим озарением научных изобретений, высоких технологий, свободы и независимости. Мир в руках нового поколения! Пусть он несёт свет, доброту и любовь.

Источники


  1. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  3. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  4. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
Какова роль труда в жизни человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here