Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Вопрос: Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами? (ответ прокуратуры г. Москвы, ноябрь 2017 г.)

Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами?

Плата за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должна быть уменьшена в порядке, установленном Правительством РФ (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ); раздел IX «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).

Расчет платы за коммунальную услугу за расчетный период (под которым понимается календарный месяц) должен быть уменьшен вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты этой коммунальной услуги, если такая коммунальная услуга предоставлялась:

— с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

— с перерывами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

В случае отсутствия коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета коммунального ресурса размер платы снижается на величину платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (пункт 99 Правил). При этом объем непредоставленной коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии такого прибора учета рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива ее потребления на общедомовые нужды (пункт 100 Правил).

При применении двухставочных тарифов плата за коммунальную услугу снижается:

— при проведении ремонтных и профилактических работ, которые влекут перерывы в предоставлении коммунальных услуг и продолжительность таких перерывов не превышает установленную продолжительность, — только в отношении переменной составляющей платы за коммунальную услугу;

— при предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, — в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.

Помимо требования уменьшить плату за коммунальные услуги в случае их предоставления с перерывами вы вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) (часть 4 статьи 157 ЖК РФ; пункты 150, 157 Правил).

Однако если перерывы связаны с отсутствием технической возможности оказания соответствующих коммунальных услуг без перерывов, штраф не взимается в течение периода, установленного решением органа госжилнадзора и необходимого для приведения качества коммунальных услуг в соответствие с требованиями законодательства.

заместитель прокурора Юго-Западного

административного округа г. Москвы

Прокуратура г. Москвы

22 ноября 2017 г.

[1]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за коммунальные услуги также включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в таком доме либо способ управления не выбран или не реализован (ч. 4, 5 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за предоставляемые коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета за расчетный период, а при их отсутствии — из нормативов потребления коммунальной услуги.

Отметим, что норматив потребления газа в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).

Если собственники помещений в МКД не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Аналогичным образом повышается плата при недопуске исполнителя два раза и более в помещение для проверки приборов учета (п. 60(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; п. п. 4 и 26(1) Приложения N 2 к Правилам N 354).

Следует также учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/04).

Действующее законодательство предусматривает ряд ситуаций, когда возможен перерасчет коммунальных платежей.

Если проверяется состояние приборов учета, с которых потребитель снимает показания, или достоверность показаний приборов, которые потребитель представил для расчета платы за коммунальную услугу.

При проверке может выясниться, что прибор учета находится в исправном состоянии, например пломбы на нем не повреждены, но его показания расходятся с теми, которые потребитель представил для расчета стоимости коммунальной услуги за расчетный период, предшествующий проверке.

В этом случае плата за услугу пересчитывается исходя из показаний прибора учета, которые сняли проверяющие.

После перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае он получит требование внести доначисленную плату, а во втором — уведомление об излишне начисленной плате. Обратите внимание на то, что излишне уплаченные суммы вам зачтут при оплате будущих расчетных периодов (п. 61 Правил N 354).

Читайте так же:  Открыть текущий счет физического лица

Если обнаружено, что нарушен порядок подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.

О несанкционированном подключении составляется акт, на основании которого потребителю направляется уведомление о необходимости устранения такого подключения и пересчитывается плата за коммунальную услугу. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, то плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета. Доначисление возможно не более чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение (п. 62 Правил N 354).

Если обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, находящегося у потребителя, вызвавшее нарушение показателей.

В этой ситуации плата за коммунальные услуги пересчитывается исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Перерасчет производится с даты установления пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, но не ранее чем с даты предыдущей проверки прибора учета и не более чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство (п. 81(11) Правил N 354).

Если потребитель, проживающий в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, временно отлучается на срок более пяти полных календарных дней подряд.

Перерасчет производится по заявлению потребителя. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, пересчитывает плату за них, исходя из количества полных календарных дней отсутствия потребителя. День отъезда и день возвращения домой не учитываются.

По этому основанию не пересчитывается размер платы за отопление, электроснабжение и газоснабжение для целей отопления жилых помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Кроме того, плату за услугу по водоотведению пересчитают, только если пересчитывается плата за коммунальную услугу по холодному или горячему водоснабжению (разд. VIII Правил N 354).

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальные услуги уменьшается. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или по иным основаниям, предусмотренным законом.

При этом факт непредоставления и (или) ненадлежащего предоставления коммунальных услуг может быть подтвержден любыми средствами доказывания, предусмотренными законом, в том числе показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; разд. IX Правил N 354; п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

Если в жилых помещениях нет индивидуальных приборов учета тепловой энергии или полностью или частично отсутствуют индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, но имеются коллективные (общедомовые) приборы учета и при этом жилые помещения оборудованы распределителями.

Плата за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а если нет сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год — исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом размер платы за отопление корректируется один раз в год. На основании данных корректировки плату пересчитывают (п. 53 Правил N 354).

Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии? >>>

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Порядок проведения перерасчетов при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества

В связи с многочисленными обращениями граждан о правах на перерасчет при предоставлении им коммунальных услуг ненадлежащего качества и порядке проведения перерасчетов Управление Роспотребнадзора по Тверской области информирует об установленных законодательством правах потребителей коммунальных услуг.

Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 29) установлено, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать помимо безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги) также соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Применительно к сфере жилищно-коммунальных отношений уменьшение цены — это перерасчет.

Статьей 4 Закона установлено право потребителя на качество работы, услуги:

Исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

Предоставление гражданам коммунальных услуг регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее — Правила).

В соответствии с п.3 Правил под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие установленным требованиям, в том числе санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Читайте так же:  Как получитьснилс на ребенка

Под отоплением понимается поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха не ниже +18 град. C (в угловых комнатах — +20 град. C).

Холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Должно быть обеспечено соответствие состава и свойств холодной воды санитарным нормам и правилам.

Горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Должна быть обеспечена температура горячей воды в точке разбора не менее 60 град. С для открытых систем централизованного теплоснабжения, не менее 50 град. С для закрытых систем, не более 75 град. С для любых систем.

Водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

Электроснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Должно быть обеспечено постоянное соответствие напряжение, частоты действующим федеральным стандартам.

Газоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.

Должно быть обеспечено давление сетевого газа от 0,0012 МПа до 0, 003 МПа.

Помимо этого пунктом 9 Правил определено качество коммунальных услуг:

«При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

[3]

бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха».

[2]

Изменение размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества также ставится в зависимость от соответствующих параметров, например от поддерживаемой температуры воздуха в жилом помещении, от продолжительности перерывов в отоплении, от отклонений давления во внутридомовой системе более установленных значений:

— за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0.15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры,

— за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления (не более 24 часов суммарно в течение одного месяца и т.д.), размер ежемесячной платы снижается на 0.15% размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,

— за каждый час (суммарно за расчетный период)периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, плата не вносится за каждый день предоставления услуги ненадлежащего качества.

Правилами определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п.п. 64 — 74 Правил):

В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

Причины снижения качества услуги могут быть установлены управляющей организацией, экспертной организацией или Управлением государственной жилищной инспекцией по Тверской области.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанность производить перерасчет возлагается на управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК, или на ресурсоснабжающую организацию при непосредственном управлении домом.

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2019 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Решение Верховного Суда РФ от 29 января 2014 г. N АКПИ13-1156 Об оспаривании абзаца третьего пункта 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, и второго предложения пункта 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 19 сентября 2011 г. N 454

Решение Верховного Суда РФ от 29 января 2014 г. N АКПИ13-1156

Именем Российской Федерации

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 мая 2014 г. N АПЛ14-220 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.E.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдулхаирова М.Р. об оспаривании абзаца третьего пункта 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и второго предложения пункта 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454, установил:

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению N 1 и Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (далее — Методические рекомендации) согласно приложению N 2 . Нормативный акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 2011 г., регистрационный номер 22321, и опубликован в «Российской газете» 5 декабря 2011 г.

В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления авансовых платежей и частичной оплаты без нарушения установленного срока внесения платы за коммунальные услуги согласно подпунктам «в» и «г» пункта 65 Правил, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период. При этом потребителю не рекомендуется вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.

Представитель Правительства Российской Федерации Дулахаева Э.Б., представляющая также интересы Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации, представитель Министерства регионального развития Российской Федерации Белов А.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Касаткина Л.Ю. требования Абдулхаирова М.Р. не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Правил и Методических рекомендаций действующему законодательству не противоречат и права заявителя не нарушают.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Абдулхаирова М.Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, к которым в том числе относятся отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 153 , частью 2 статьи 154 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная плата для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно частям 1 , 2 статьи 155 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила , обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных законоположений следует, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на утверждение оспариваемого нормативного правового акта, определяющего, в частности, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Довод заявителя о противоречии абзаца третьего пункта 118 Правил части 2 статьи 1 Кодекса о том, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, ошибочен, поскольку своевременное и полное внесение платы за коммунальные услуги квалифицируется Кодексом как обязанность граждан, а не принадлежащее им право.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статья 311 ГК РФ закрепляет право кредитора не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. При этом исходя из содержания пункта 6 статьи 3 ГК РФ под иными правовыми актами понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое предписание Правил, устанавливающее при частичной оплате потребителем коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения пропорциональное распределение исполнителем полученной от потребителя платы между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения, согласуется с приведенными нормами ГК РФ. Аналогичное предписание содержит и подпункт «а» пункта 5 требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253, предусматривающий, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере определяется в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Полномочие Правительства Российской Федерации на издание правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), закреплено также в пункте 4 статьи 426 ГК РФ.

С учетом изложенного нет оснований полагать, что Правила в оспариваемой части противоречат пункту 2 статьи 1 и статье 22 ГК РФ.

Из преамбулы приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454 видно, что он принят в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым Министерству регионального развития Российской Федерации было поручено в трехмесячный срок утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению. Таким образом, Методические рекомендации утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах имеющейся у него компетенции.

Второе предложение пункта 5 Методических рекомендаций (не рекомендующее потребителю вносить в платежный документ произвольные суммы за услуги по его усмотрению) не содержит какого-либо императивного предписания (правила поведения), обязательного для потребителя, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя. Несоответствия Методических рекомендаций в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199 , 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Абдулхаирову М.Р. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Прокуратура разъясняет

Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами?

Отвечает заместитель прокурора Юго-Западного административного округа г. Москвы Ольга Петровна Вилкова

Плата за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должна быть уменьшена в порядке, установленном Правительством РФ (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); раздел IX «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354).

Расчет платы за коммунальную услугу за расчетный период (под которым понимается календарный месяц) должен быть уменьшен вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты этой коммунальной услуги, если такая коммунальная услуга предоставлялась:

— с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

— с перерывами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

В случае отсутствия коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета коммунального ресурса размер платы снижается на величину платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (пункт 99 Правил). При этом объем непредоставленной коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии такого прибора учета рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива ее потребления на общедомовые нужды (пункт 100 Правил).

При применении двухставочных тарифов плата за коммунальную услугу снижается:

— при проведении ремонтных и профилактических работ, которые влекут перерывы в предоставлении коммунальных услуг и продолжительность таких перерывов не превышает установленную продолжительность, — только в отношении переменной составляющей платы за коммунальную услугу;

— при предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, — в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.

Помимо требования уменьшить плату за коммунальные услуги в случае их предоставления с перерывами вы вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) (часть 4 статьи 157 ЖК РФ; пункты 150, 157 Правил).

Однако если перерывы связаны с отсутствием технической возможности оказания соответствующих коммунальных услуг без перерывов, штраф не взимается в течение периода, установленного решением органа госжилнадзора и необходимого для приведения качества коммунальных услуг в соответствие с требованиями законодательства.

Перерасчёт коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами

Плата за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должна быть уменьшена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Плата за коммунальную услугу за расчетный период (которым является календарный месяц) должна быть уменьшена вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты этой коммунальной услуги, если такая коммунальная услуга предоставлялась (п. п. 37, 98 Правил; Приложение № 1 к Правилам):

– с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

– с перерывами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

В случае отсутствия коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета коммунального ресурса размер платы снижается на величину платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (п. 99 Правил). При этом объем непредоставленной коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии такого прибора учета рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива ее потребления на общедомовые нужды (п. 100 Правил).

При применении двухставочных тарифов плата за коммунальную услугу снижается (п. 102 Правил):

-при проведении ремонтных и профилактических работ, которые влекут перерывы в предоставлении коммунальных услуг и продолжительность таких перерывов не превышает установленную продолжительность, – только в отношении переменной составляющей платы за коммунальную услугу;

-при предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе в связи с проведением ремонтных и профилактических работ, – в отношении всех составляющих платы за коммунальную услугу.

Помимо требования уменьшить плату за коммунальные услуги в случае их предоставления с перерывами предусмотрено право требования с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. п. 150, 157 Правил).

Однако, если перерывы связаны с отсутствием технической возможности оказания соответствующих коммунальных услуг без перерывов, штраф не взимается в течение периода, установленного решением органа госжилнадзора и необходимого для приведения качества коммунальных услуг в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа госжилнадзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 157 ЖК РФ).

Если исполнитель докажет, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или по вине потребителя, он освобождается от ответственности. При этом к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п. 150 Правил; п. 3 ст. 401 ГК РФ). Также предусмотрено право (ст. ст. 15, 151 ГК РФ; пп. «е» п. 33, п. п. 149, 151, 155 Правил):

-требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя;

-требовать через суд от исполнителя возмещения морального вреда (физические или нравственные страдания).

Одновременно разъясняю, что в силу пп.2.1 п.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2014 №1849, осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, возложено на указанный государственный орган.

В случае нарушений требований законодательства при оказании коммунальных услуг со стороны управляющих организаций собственники помещений многоквартирных домов имеют право обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, прокуратуру района, а также защитить нарушенные права в судебном порядке.

Читайте так же:  Основные нарушения 44 фз при проверке

Источники


  1. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  4. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Каковы особенности перерасчета коммунальных платежей при их предоставлении с перерывами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here