Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в рф

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в рф". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 15.1)

Глава I. Общие положения

>
Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания на территории РФ

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

  • определяется сроком действия выданной ему визы;
  • не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1) иметь в собственности имущество;

2) наследовать имущество;

3) самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;

4) совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;

5) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

6) иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);

7) участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Примечание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу ( п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

[1]

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Читайте так же:  Особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.

1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):

1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;

2) медицинскую помощь в рамках ОМС;

3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);

4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.

Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):

1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);

2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;

3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;

4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;

5) не вправе находиться на муниципальной службе;

6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;

7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;

8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).

Примечание. В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России ( п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан

Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ

В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.

МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):

  • документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
  • вид на жительство;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
  • квитанцию об уплате госпошлины.
Читайте так же:  Возмещение подоходного налога за лечение

Размер госпошлины за регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ составляет 350 руб. ( пп. 19 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:

1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

2) место проживания;

3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;

4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);

5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Неисполнение иностранным гражданином обязанности по уведомлению территориального органа МВД России о том, что он продолжает проживать в РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. (в гг. Москве или Санкт-Петербурге — от 5 000 до 7 000 руб.) с административным выдворением за пределы РФ или без такового ( ч. 1 , 3 ст. 18.8 КоАП РФ).

Как получить вид на жительство в РФ? >>>

Каковы основания отказа в выдаче вида на жительство в РФ? >>>

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Правовое положение иностранцев в РФ

С начала 21 века наблюдается приток мигрантов в Россию. Обусловлено это мировой глобализацией, потребностью в иностранных специалистах.

Статус иностранца с точки зрения права

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовой статус иностранца определяется на основании Конституции и ФЗ №115, договоренностей с другими государствами. В законах указано, что иностранцы имеют те же права, что и граждане РФ. Однако есть ряд ограничений:

  • Иностранные граждане не могут занимать посты на госслужбе.
  • Отсутствие избирательного права.
  • Запрет на избрание на должностные посты в госучреждениях.
  • Отсутствие права на участие в референдумах.
  • Иностранные лица не призываются на военную службу. Одновременно с этим иностранец может пойти на контрактную службу.
  • Запрет на командование воздушными судами.

Есть определенный перечень должностей, на которые не примут иностранцев.

К СВЕДЕНИЮ! Большая часть ограничений, применяющихся по отношению к иностранному лицу, относятся к политическим правам. Это обусловлено самим понятием гражданства, предполагающим связь между человеком и государством.

Гость РФ наделяется определенным статусом на основании того, сколько он будет пребывать на территории РФ:

  • Временное проживание. В этом случае лицо пребывает в страну в визовом/безвизовом порядке.
  • Временное проживание с РВП.
  • Постоянное проживание, когда человек получил ВНЖ.
  • Лица, наделенные дипломатическим иммунитетом.
  • Беженцы.

Правовое положение лица зависит от его статуса. К примеру, люди с ВНЖ могут претендовать на пенсии, пособия.

Иностранцы с особым статусом

В ряде случаев иностранное лицо получает особый статус. В частности, это касается профессионалов с повышенной квалификацией. Такие лица могут получить рабочую визу на три года. Они имеют право оформить ВНЖ, не предваряя это оформлением РВП. Критерием для определения повышенной квалификации является, в том числе, размер заработка. В частности, размер ЗП должен составлять не менее 2 млн в год. Если это научные специалисты и преподаватели, размер заработка должен быть не меньше 1 млн.

[2]

Кроме того, подобным статусом наделяются иностранцы с дипломатическим иммунитетом. Под подобным иммунитетом подразумевается предоставление этих прав:

  • Налоговый иммунитет.
  • Обеспечение сохранности дипломатической почты.
  • Неприкосновенность собственности, ТС, защита от арестов и обысков.
  • Преимущества при прохождении таможни. В частности, багаж иностранца не досматривается на стандартных основаниях.

Особые права предоставляются беженцам. Они могут получать бесплатную медицинскую помощь, пенсии.

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

На иностранцев и лиц без гражданства (апатридов), проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах.

Личными правами

(такими как: право на жизнь, на охрану государством достоинства личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на неприкосновенность жилища и др.) иностранные граждане и лица без гражданства обладают наряду с гражданами РФ. Однако для иностранных граждан имеется ряд ограничений личных прав, установленных федеральными законами: на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Существует утвержденный постановление Правительства РФ перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранцам требуется специальное разрешение.

Наибольшие ограничения существуют в отношении политических прав этих лиц: не могут избирать и быть избранными в органы гос. власти; не могут участвовать в референдумах субъектов РФ; не могут находиться на гос. службе; не имеют права участвовать в отправлении правосудия; не вправе создавать политические партии в РФ или быть их членами. Но! Постоянно проживающие иностранные граждане (имеющие вид на жительство) имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; состоять на муниципальной службе.

Иностранные граждане также могут быть членами и участниками общественных объединений, не преследующих политические цели, т.е. им принадлежит право на объединение. Как члены или участники этих объединений они могут принимать участие в мирных собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

В социально-экономической и культурно-духовной сферах жизни общества иностранцы обладают правами наравне с гражданами РФ: право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд (при наличии разрешения на работу), на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на свободу творчества и т.д.

Основные конституционные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; соблюдать права и свободы других лиц; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры.

Иностранцы не несут воинскую обязанность, не могут быть призваны на военную службу, но могут состоять по контракту.

Читайте так же:  Каковы особенности договора об ипотеке

Есть ряд особых обязанностей, вытекающих из статуса: выехать из РФ по истечении срока действия вызы или иного срока временного пребывания; постоянно проживающий обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания на терр. РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок найма иностранных граждан и лиц без гражданства на работу в РФ? Какие санкции предусмотрены за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности РФ?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арзамасцев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 февраля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы

Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение. Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане. Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.

Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы. Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен. К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.

Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года. Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.

В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.

Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].

В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны. С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания. Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания. Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом. Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации. В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].

Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”. В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.

Читайте так же:  Заявление об утверждении мирового соглашения

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу. Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек. Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется. Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].

С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы. Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений. Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.

В соответствии с действующим законодательством иностранные граждане не имеют права находиться на муниципальной, государственной службе; быть членом экипажа военного корабля РФ, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане обладают большинством социально-экономических прав: имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, право на образование, на использование достижений культуры и другие. Они могут вступать в профсоюзы и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам. Но у иностранных граждан нет права заниматься политической деятельностью, они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами. Сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, следовательно, юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется.

В случае нарушения иностранными гражданами правил пребывания и проживания в России к ним могут быть применены меры административного воздействия. Следует отметить, что с 2007 г. ответственность за совершение административных правонарушений в сфере миграции значительно ужесточилась. Так нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа от 2-5 тысяч рублей, а в отдельных случаях вместе с административным выдворением. При этом, иностранному гражданину, подвергшемуся административному выдворению, въезд в Российскую Федерацию может быть закрыт сроком до 5 лет.

По данным УФМС по городу Москве к административной ответственности в 2008 г. было привлечено 244134 иностранных граждан, а административному выдворению за пределы Российской Федерации подверглись 5008 человек [79, с. 120-123].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обязанности иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

При убытии в другой субъект иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, обязан встать на миграционный учет по месту пребывания не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Уведомление о прибытии в место пребывания подает принимающая сторона. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующее подразделение миграционной службы либо в установленном порядке почтовым отправлением.

Продление срока действия вида на жительство осуществляется на основании заявления о продлении срока действия вида на жительство, составленного в установленной форме. Заявление подается в подразделение миграционной службы по месту жительства иностранного гражданина *не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

*Вид на жительство иностранному гражданину продлевается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. Вид на жительство лицу без гражданства продлевается на 5 лет.

При утрате вида на жительство или изменении имени и фамилии иностранный гражданин в течении 10 дней обязан обратиться в подразделение миграционной службы по месту жительства, при хищении вида на жительство – в орган внутренних дел, при нахождении в другом субъекте – по месту пребывания – с заявлением об утрате (хищении) вида на жительства. К заявлению прилагаются 2 фотографии. На период рассмотрения заявления иностранному гражданину выдается справка, лицу без гражданства – справка с фотографией. После рассмотрения заявления иностранному гражданину выдается дубликат вида на жительство.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЗАКОННО НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Конституционные права и свободы принято подразделять на четыре группы — личные, политические, социально-экономические и культурные.

Личные права и свободы. Личными правами иностранные граждане обладают наряду с гражданами РФ. Это право на жизнь, право на охрану государством достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и тайну корреспонденции, право на неприкосновенность жилища, право на пользование родным языком, право на указание своей национальной принадлежности, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на свободу передвижения, право на въезд на территорию Российской Федерации и свободный выезд из Российской Федерации.

Однако для иностранных граждан имеется ряд ограничений личных прав, установленных федеральными законами.

Так, при реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства временно проживающий иностранный гражданин не вправе по своему желанию изменять место своего пребывания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. Он также не вправе избирать место своего проживания вне пределов этого субъекта РФ. Данное ограничение не распространяется на постоянно проживающих иностранных граждан.

Читайте так же:  Оформление авансовых отчетов

Постановлением Правительства РФ утвержден перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение 1 . Это:

  • • территории закрытых административно-территориальных образований;
  • • территории с регламентированным посещением для иностранных граждан. Перечень таких территорий утверждается Постановлением Правительства РФ. Это, например, некоторые части полуострова Камчатка, ряд населенных пунктов в Хабаровском крае, в Красноярском крае, в Оренбургской области и пр. [1][2] ;
  • • территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;
  • • территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
  • • территории закрытых военных городков;
  • • территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;
  • • зоны экологического бедствия;
  • • пограничная зона;
  • • объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
  • • объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • • другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Если иностранный гражданин является сотрудником дипломатического представительства или работником консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, сотрудником какой-либо международной организации, а также аккредитованным в РФ иностранным журналистом, то право на свободу передвижения в пределах РФ ему предоставляется на основе принципа взаимности.

Следует также отметить, что Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает условия въезда и выезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации.

Политические права иностранных граждан в Российской Федерации. Политические права и свободы представляют собой возможности участия в политической жизни и в первую очередь в осуществлении государственной власти, в управлении делами государства. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права участвовать в управлении делами государства.

Статья 20 Конституции РСФСР 1918 г.: «Исходя из солидарности трудящихся всех наций Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства».

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Иностранные граждане не могут находиться на государственной службе, не имеют права участвовать в отправлении правосудия. Иностранные граждане также не вправе создавать политические партии в Российской Федерации или быть их членами.

Вместе с тем иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, состоять на муниципальной службе при наличии следующих условий:

  • • являются постоянно проживающими иностранными гражданами. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, получившее вид на жительство;
  • • наличие соответствующего международного договора РФ.

Иностранные граждане в соответствии с Федеральным законом от

27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 18.1) могут состоять на военной службе по контракту.

Иностранные граждане также могут быть членами и участниками общественных объединений, не преследующих политические цели, т.е. им принадлежит право на объединение. Как члены или участники этих объединений иностранцы могут принимать участие в мирных собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

Правительством РФ утверждается также перечень объектов, на которые иностранные граждане не могут быть приняты на работу. Это следующие объекты:

  • — объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
  • — структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
  • — организации (за исключением государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования), в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий;
  • — структурные подразделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

Обязанности иностранных граждан. Помимо прав иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют также обязанности. Обязанности иностранных граждан можно разделить на две группы:

  • 1) обязанности, совпадающие с обязанностями граждан РФ:
    • • соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;
    • • соблюдать права и свободы других лиц;
    • • платить законно установленные налоги и сборы;
    • • сохранять природу и окружающую среду;
    • • беречь памятники истории и культуры.

Следует отметить, что иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, не несут воинскую обязанность. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Вместе с тем иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) обязанности, которые принадлежат только иностранным гражданам и не принадлежат гражданам РФ. К таким обязанностям может быть, например, отнесена обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания. В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Источники


  1. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  3. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here