Конституции и уставы субъектов рф

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Конституции и уставы субъектов рф". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Соотношение конституции РФ и конституций республик, уставов других субъектов РФ

12. В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых – Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах – граждане (2% – в Приморском крае, 40 тыс. – в Воронежской области, 25 тыс. – в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область) судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменения конституции.

Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан – при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия – если поддержано 3/4 депутатов Народного Хурала, и затем созывается Конституционное Собрание. В Республике Тыва изменение гл. 1 («Государственное устройство Республики Тыва») производится Великим Хуралом на основе референдума. В республике Северная Осетия – Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Читайте так же:  Вопрос установки счетчика холодной воды

Конституции (уставы) субъектов РФ как источники конституционного права РФ. Устав Калининградской области как источник конституционного права РФ

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации — это основной закон субъекта Российской Федерации, принимаемый им самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливающий систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принципы местного самоуправления, административно-территориальное устройство, экономические и финансовые основы данного субъекта Российской Федерации, а также регулирующий ряд других вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению субъекта Российской Федерации.

Правовая природа конституции (устава) субъекта Российской Федерации проявляется в следующем:

1) конституция (устав) субъекта Российской Федерации является основным законом данного субъекта Российской Федерации. Иные законы субъекта Российской Федерации не могут издаваться в форме конституции (устава);

2) конституция (устав) субъекта Российской Федерации наряду с Конституцией Российской Федерации определяет статус данного субъекта Российской Федерации;

З) конституция (устав) субъекта Российской Федерации имеет прямое действие на всей территории данного субъекта Российской Федерации;

4) конституция..(устав) субъекта Российской Федерации имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным правовым актам данного субъекта Российской Федерации.

Устав Калининградской области был принят 21 декабря 2009 года , является Основным законом на территории Калининградской области и исходя из положений Конституции РФ и федерального законодательства:

определяет статус Калининградской области;

— гарантирует защиту на территории Калининградской области прав и свобод человека и гражданина;

— устанавливает систему органов государственной власти Калининградской области и их полномочия;

— регулирует осуществление в Калининградской области местного самоуправления;

— закрепляет правовые основы решения иных вопросов, относящихся к ведению субъекта Российской Федерации и обеспечения всестороннего развития Калининградской области.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9162 —

| 7241 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

17. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым – относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Во-первых, Конституция закрепила юридическое равноправие всех субъектов федерации. Во-вторых, к числу субъектов федерации были отнесены бывшие до этого лишь административно-территориальными единицами края, области и города федерального значения. Однако, федеральная конституция не смогла до конца однозначно урегулировать вопрос о равноправии всех субъектов Российской Федерации. В данном случае речь идет о противоречии между ч.1 и ч.IV ст.5 Конституции России. Часть первая дает структурную характеристику РФ и устанавливает принцип равноправия ее субъектов, в то время как четвертая — закрепляет такое равноправие лишь в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституции и Уставы субъектов РФ, их особенности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО статус республики в составе РФ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО статус края, области, города федерального значения.

Конституционно-правовой статус автономная область, автономный округ

это национально-территор. государственное образования, обладающие аналогичным статусом с краями, обл. и городами федер. значен. Они имеют свой устав и свое законодат. Однако в отличие от края, обл. и города федер. значен. в отношении каждого из них (автономной обл., конкретного автономного округа) м.б. принят именной ф.з. по представлению законодат. и исполнит. органов этих S. Автономные округа в отличие от др. S РФ входят в состав РФ не непосредственно, а через края и обл., на тер-рии они находятся. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, м. регулир. ф.з. и договором = органами государственное власти автономного округа и соответственно, органами государственное власти края или области.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

Конституции и уставы субъектов рф

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика «имеет свою конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство».
Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции.
Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

(Козлова, Кутафин) В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика «имеет свою конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство».

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Читайте так же:  Как переписать машину на себя

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.

Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием «законодательство».

В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации — федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другим федеральным законам. Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.

Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для закрепления тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает другие вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции.

По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

По своей структуре конституции и уставы имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы — на главы, главы — на статьи. Некоторые акты содержат по два раздела, подобно тому, как это сделано в федеральной Конституции. (Например, Республики Северная Осетия — Алания, Ингушетия.) Однако в некоторых конституциях и уставах насчитывается большее количество разделов. Так, в конституции Республики Карелия 7 разделов, Башкортостан — 6, Татарстан — 8, Саха (Якутия) — 9, в Уставах Воронежской и Калининградской областей — по 8. Подавляющее большинство уставов и некоторые конституции делятся только на главы, а Степное Уложение Республики Калмыкия — только на статьи.

Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела, главы закрепляются нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (например, уставы Курской и Воронежской областей). Некоторые конституции и уставы имеют главы, не типичные для большинства такого рода актов. Так, в конституции Республики Саха (Якутия) есть главы «Внешние связи республики», «Экономическая основа республики», в уставе Приморского края — «Избирательная система», в уставе Саратовской области — «Финансы области», «Социальная сфера», «Обеспечение порядка и безопасности» и проч.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть вынесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых — Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах — граждане (2% — в Приморском крае, 40 тыс. — в Воронежской области, 25 тыс. — в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область); судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.

Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан — при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия — голосованием 3/4 депутатов Народного Хурала, с последующим созывом Конституционного Собрания. В Республике Тыва изменение гл. 1 («Государственное устройство Республики Тыва») производится Великим Хуралом на основе референдума. В Республике Северная Осетия — Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

Читайте так же:  Конструкция огнестрельного оружия предполагает обязательное наличие

В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.

Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5, 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплены нормы о том, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции Республики Конституции РФ действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

[1]

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации, как было показано выше, обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 545 | Нарушение авторских прав

Понятие и значение конституции (устава) субъектов РФ. Предмет конституционного (уставного) регулирования

Конституция (устав) – отрасль российского права, входящая в КПР РФ и представляющая собой совокупность конституционных уставных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти в субъекте РФ.

Устав — основной закон и учредительный акт, который определяет статус конкретного субъекта федерации, с учетом его специфики и на основании прав, предусмотренных КРФ. Устав принимается законодательным органом региона и вступает в силу в порядке установленным субъектом РФ. Устав не нуждается в регистрации федеральными органами государственной власти. Устав, регулирует широкой спектр общественных отношений, складывающихся в конкретном субъекте федерации:

— отношения, характеризующие положения данного субъекта федерации, их права и приоритеты, связанные с их статусом;

Видео (кликните для воспроизведения).

— принципиальные вопросы организации государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной.

— вопросы непосредственного участия граждан в осуществлении государственной власти и мсу

— основы экономической и политической независимости регионов.

Значение: закрепить и обеспечить степень самостоятельности субъектов , которая предоставлена КРФ; создать наиболее благоприятные условия для действия демократических институтов(выборов, референдумов), организации демократического управления – государственного и местного; сформировать основу становления собственного законодательства, его источников и системы; дать гарантию эффективности правоприменительной деятельности на территории соответствующего субъекта.

Предмет. В региональных уставах закрепляются важнейшие правовые нормы, закрепляющие:

— правовой статус, официальные и исторические символы, традиции, награды и почетные звания субъекта федерации

— предмет совместного ведения РФ и субъекта, предметы ведения субъекта федерации

— основы территориального устройства региона

— организация государственной власти в регионе (их систему, деятельность, порядок взаимодействия органов государственной власти): основы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа власти в регионе;

— основы мсу в регионе

— основы и формы осуществления народовластия

— правовое положения и формы собственности в регионе

Предмет: 3 группы отношений.

1. отношения, связанные с построением и деятельностью конкретного субъекта РФ: конст.прав. статус субъекта; территориальное устройство; отношения собственности; порядок принятия и расходования регионального бюджета; правовой статус региональной собственности; порядок организации и деятельности региональных внебюджетных и иных фондов; правовые основы мсу.

2. отношения, связанные с положением человека и гражданин: права и свободы человека и гражданина, установленные КРФ; порядок ограничения прав и свобод, установленные К(уставом) субъекта федерации

3. отношения, закрепляющие правовые основы субъекта РФ: закрепляют статус К(устава) в системе РФ; порядок принятия и действия НПА субъекта РФ; порядок их соотношения федеральным и региональным законодательством.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов

власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Читайте так же:  Выписка из лицевого счета квартиры где получить

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9603 —

| 7570 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституции (уставы) субъектов РФ, как источник конституционного права

В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика «имеет свою конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство».

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции.Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.

В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации — федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ. В конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.

Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для закрепления тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает др. вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции.

По отношению ко всем другим-нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

По своей структуре конституции и уставы (в Республике Калмыкия такого рода акт называется Степное Уложение) имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы — на главы, главы — на статьи.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов РФ федеральной Конституции было много проблем. Некоторые положения названных актов противоречили Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и другие субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации.

93.Конституционно-правовые принципы организации государственной власти в субъектах РФ. Система органов государственной власти субъекта РФ.

В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы — исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти:

1.принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть данного принципа заключается в том, что демократический режим устанавливается в государстве лишь при условии разделения функций — законодательной, исполнительной, судебной, которая исполняется каждая относительно самостоятельно. Данный конституционный принцип получил название «сдержек и противовесов». Это находит свое выражение в следующем: срочность полномочий должностных лиц разного уровня; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате государственного управления; право «вето» на законопроекты; право роспуска парламента; выражение недоверия Правительству РФ со стороны парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей и т.д.

Наличие же принципа разделения властей, закрепление его как конституционной нормы, является важным элементом правового демократического государства.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Соотношение Конституции РФ конституциями республик в составе РФ

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции Российской Федерации закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Читайте так же:  Налоговые льготы ветеранам военной службы

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе Российской Федерации: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочиясубъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

[3]

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции Российской Федерации, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции Российской Федерации действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов ва всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных уставных норм.

Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесобразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РоссийскойФедерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда Российской Федерации, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

[2]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9162 —

| 7241 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Конституции и уставы субъектов рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here