Конституционный контроль и его основные задачи

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Конституционный контроль и его основные задачи". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Данный контроль в основном носит абстрактный характер, так как проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется последующим, поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а также предварительный контроль конституционности не вступивших в силу международных договоров.

Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России.

Конституционный Суд РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС.

С одной стороны, Конституционный Суд – орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий.

Конституционный Суд РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам.

Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. Конституционный Суд как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде).

Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. Конституционный Суд – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы.

В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС и ВАС, председатель КС РФ избирается судьями КС.

Задания для написания контрольных работ. 1. Понятие конституционного контроля и его основные задачи

1. Понятие конституционного контроля и его основные задачи. Шкляр Кирилл.

2. Конституционный Суд РФ – статус, компетенция, место в государственно-правовом механизме. Мамонов В.

3. Становление и развитие органов конституционного контроля в России.

4. Цели конституционного правосудия. Притужалова А.

5. Двуединая функция Конституционного Суда РФ: защита Конституции и защита прав и свобод человека и гражданина. Особенности конституционного судопроизводства в Российской Федерации.

6. Участники конституционного процесса, их правовой статус. Червоненко С.

7. Порядок обращения в Конституционный Суд РФ с запросами и жалобами. Конституционный Суд РФ и международное право.

8. Решения Конституционного Суда РФ: типология, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.

9. Общая характеристика и признаки судов общей юрисдикции. Заирова Ж.

10. Разграничение полномочий между судами общей юрисдикции. Верховный Суд РФ – высший судебный орган, его состав и структура, судебные и организационные полномочия.

11. Суды среднего звена системы общих судов, их структура и компетенция.

[1]

12. Районные суды как основное звено судебной системы судов общей юрисдикции. Полномочия районных судов и их роль в системе общих судов.

13. Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок их назначения.

14. Военные суды в судебной системе Российской Федерации. Особенности военных судов, их задачи и полномочия.

15. Служба судебных приставов и судебных приставов-исполнителей. Ушаков А.

16. Система арбитражных судов, ее место в судебной системе РФ. Крюкова С.

17. Общая характеристика задач и подведомственности арбитражных судов. Смиян С.

18. Основные звенья и инстанции системы арбитражных судов. Особенности арбитражного судопроизводства, апелляционная инстанция.

19. Третейские суды, особенности их статуса и деятельности. Кулакова Ю.

20. Обеспечение исполнения решений арбитражных судов.

21. Служба судебных приставов и судебных приставов-исполнителей.

22. Понятие и основные задачи предварительного расследования. Соотношение предварительного расследования и судебного следствия. Петкогло Ю.

23. Дознание и предварительное следствие: общая характеристика, особенности и взаимодействие. Толеутаев А.

24. Органы дознания. Кобзева Д.

25. Виды дознания. Юридическое значение результатов дознания.

26. Права и обязанности дознавателей. Махамбетов Е.

27. Органы предварительного следствия. Следственные аппараты, формируемые в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности и Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

28. Права и обязанности следователей. Шкляр Андрей.

29. Юридическое значение результатов предварительного следствия.

30. Негосударственная детективная и охранная деятельность как социально-правовое явление.

31. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.

32. Классификация нормативно-правовых актов о частной детективной и охранной деятельности.

33. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности и их особенности в сравнении с оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации.

34. Виды частных услуг по охране и сыску.

35. Организационные формы осуществления частной детективной и охранной деятельности и правила их лицензирования.

[2]

36. Права и обязанности частных детективов и охранников.

37. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.

Понятие и основные задачи конституционного контроля в РФ

Сущность К.к. заключается в решении двух задач: 1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность — это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции); 2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

От понятия «К.к.» необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры. К.к. помимо специализированного судебного органа — Конституционного Суда осуществляют также Президент РФ, парламент, Правительство, суды общей юрисдикции. В некоторых странах К.к. и конституционный надзор объединены, т.е. осуществляются одним государственным органом. Право К.к. дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего Конституции.

Дата добавления: 2015-07-15 ; просмотров: 490 | Нарушение авторских прав

Вопрос 7: Понятие и механизм конституционного контроля и конституционного надзора

В цивилизованных странах спустя некоторое время после принятия конституций было осознано, что необходимо создание институтов для обеспечения реализации конституционно-правовых норм, её высшей юридической силы.

В соответствии с концепцией конституционности все нормативные акты должна соответствовать ей, если акт противоречит, то он не имеет высшей юридической силы. На практике первый шаг по защите конституции стало дело 1803 Мэдисона против Мерберри. Было выяснено, что принятый закон о судопроизводстве противоречат конституции, эти положения были отменены, а суд взял на себя полномочия по конституционному контролю.

В современной литературе выделяют два сходных понятия: конституционный контроль и конституционный надзор.

Конституционный контроль – особый вид деятельности государства, заключающийся в проверке законов и иных нормативных актов конституции страны на соответствие конституции. Акт, признанный несоответствующим, аннулируется или не применяется. При конституционном контроле при признании акта несоответствии объявляется недействительным.

Конституционный надзор – это мягкая форма охраны конституции, суть заключается также в проверке актов на соответствии. Однако в данном случае орган, осуществляющий надзор, лишь констатирует несоответствие, и напрямую не может отменить данный акт. Данный орган оповещает главу государства или парламент о несоответствии. Такая форма является не эффективной.

[3]

Объектами контроля надзора могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, некоторые международные договоры, нормативные акты исполнительной власти, оценивается конституционность деятельности политических партий. В федеративных государствах объектом проверки также являются акты субъектов федерации.

Наиболее эффективным механизмом защиты конституции является конституционный контроль, который существует в двух формах:

1. Американская модель – функция по конституционному контролю принадлежит только конституционному суду. Рассмотрение акта на его не соответствие конституции вне конкретного дела нельзя;

2. Европейская (Австрийская) – в Европе функции по охране конституции отделено от судов общей юрисдикции и почти всегда создаются конституционные суды. При европейской модели решение о несоответствии конституции может выноситься отдельно от конкретного дела. Конституционные суды занимают независимое место в структуре судебных органов, как правило, состоят из одной инстанции. При европейской модели суды могут осуществлять абстрактный и предварительный контроль. Признанный закон прекращает свое действие и выводится из системы действующего законодательства. Система конституционных судов относится к европейской модели, так как впервые данная модель появилась в Австрии после краха Австро-Венгерской модели 1921 года, после чего начал процесс конституционализации.

Основные задачи конституционных судов: обеспечить верховенство и прямое действие конституции, устранить дефекты и пробелы в конституционном регулировании, предотвращать произвол власти и согласовывать деятельность между ветвями, защищать права и законные интересы граждан.

По содержанию контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил принятия законов), а также материальным (проверяется с точки зрения содержания). Конституционный контроль может быть абстрактным (осуществляется проверка на предмет конституционности акта по инициативе уполномоченного субъекта без конкретного дела) и конкретным (осуществляется в соответствии с определенным делом). По времени выделяется последующий (проверке подвергаются законы уже вступившие в силу) и предварительный (акты, не вступившие в силу) контроль.

Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акты полностью или частично. Редко бывает, когда закон признается полностью не соответствующим Конституции. Обычно это статья или часть статьи. Вынесенное решение конституционным судом является окончательным и не может быть пересмотрено другим органом, оно не требует одобрения, санкции главы государства.

Судьями конституционных судов являются граждане, обладающие политическими права, юридическим образованием, возраст, как правило, сорок лет, опыт работы – 15 лет и иметь безупречную репутацию.

Действует конституционно-правовая основа, регламентирующая деятельность и статус судов. Об этом сказано в европейских странах, в Японии, применяются отдельные акты о данных судах. Численность судей конституционных судов различна, от 12 до 18. Но, например, в Молдове – 6, в Германии – 16. Наряду с основным составом конституционного суда могут вводиться неординарные судьи для рассмотрения сложных дел. Существуют разнообразные модели формирования конституционных судов. Как правило, конституционные суды избираются или назначаются Парламентом, главой Государства. В России назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В Германии 8 судей избираются на нижней палате, 8 – на верхней (Бундесрат). Срок полномочий судей 9-12 лет. Обычно запрещается назначение судей на второй срок полномочий. Возрастной предел, как правило, 70 лет.

Во Франции конституционного суда нет, конституционный надзор осуществляется Конституционным Советом. Его особенность заключается в том, что в нем существует основная часть и неосновная часть (бывшие французские президенты). Совет Франции вправе рассматривать не только вопросы, касающиеся охраны конституции, но и некоторые вопросы легальности проведения выборов. Основная часть состоит из 9 членов, 3 из которых назначаются Президентом, по 3 члена – от верхней (Сенат) и нижней палаты (Общественная палата). Срок полномочий 9 лет без права повторного назначения, каждые три года обновляется 1/3 состава. Этот орган осуществляет предварительный конституционный надзор, сам не может аннулировать акты.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 490 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Понятие конституционного контроля

ЛЕКЦИЯ 7.

Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

ЧАСТЬ 1

Конституционный Суд Российской Федерации

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о современном месте Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации;

— усвоение основных понятий, раскрывающих организационные и процессуальные особенности деятельности Конституционного Суда РФ;

— усвоение состава, структуры Конституционного Суда РФ и понятия конституционный контроль в России.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны,

— понятие конституционного контроля в Российской Федерации; место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации;

— порядок формирования, структуру, состав и компетенцию Конституционного Суда РФ;

— состав и полномочия аппарата Конституционного Суда РФ; уметь

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию Конституционного Суда РФ;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус Конституционного Суда РФ;

— навыками анализа правоприменительной практики Конституционного Суда РФ.

Ключевые слова; Конституционный Суд РФ; конституционный контроль; аппарат суда; статус судьи[1].

Понятие конституционного контроля

В Конституции РФ 1993 г. закреплены многочисленные принципы демократического конституционного строя, Конституционализма: народовластие; верховенство права и Конституции; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; федерализм; разделение властей; самостоятельность местного самоуправления; признание и равная защита различных форм собственности; свобода экономической деятель­ности; судебный конституционный контроль (гл. 1, 2, 7).

Впервые в истории России в Конституции РФ закреплены принцип высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46), что создает необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции РФ в непосредственно действующее право.

Ответственность за соблюдение и охрану Конституции РФ лежит на всех органах публичной власти и должностных лицах. Гарантом Конституции РФ является Президент РФ (ч. 2 ст. 80).

В деятельности по защите конституционных прав граждан в пределах своей компетенции с использованием соответствующих правовых средств и процедур участвуют Федеральное Собрание, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, иные органы федерального и регионального уровней. В большинстве случаев все эти органы, как правило, опираются в своей деятельности на юридические акты ниже конституционного уровня.

Признание верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ означает, прежде всего, что каждый субъект права — государственный, общественный орган, организация, должностное лицо, гражданин — должен сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией РФ. Это обретает особый смысл в федеративном государстве, каковым является Российская Федерация: и федеральные законы, конкретизирующие конституционные положения, и конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ. Она является реальным правовым основанием для отмены нормативных правовых актов и пресечения действий, которые ей противоречат.

Нормотворческая деятельность государственных органов является объектом специального судебного конституционного контроля.

Судебный конституционный контроль — деятельность Кон­ституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов Государственной власти РФ и субъектов РФ, и иных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, указанных в Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде, осуществляемая посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство — процессуальная форма деятельности Конституционного Суда РФ, в которой применяются и интерпретируются конституционные нормы и решаются различные юридические дела, относящиеся к его компетенции. Результат конституционного судопроизводства — устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного правового акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Иными словами, конституционное судопроизводство — это регламентированная Законом о Конституционном Суде РФ деятельность Конституционного Суда РФ по осуществлению целей и задач конституционного правосудия в соответствии с предоставленными ему правомочиями.

Результаты деятельности Конституционного Суда РФ воплощаются в его решениях, выраженных в них правовых позициях и итоговых выводах. Эти документы, не являясь новым источником российского права, выражают правопонимание Конституционным Судом РФ должного конституционного содержания оспоренного законоположения.

Правовые позиции, содержащиеся в мотивировочной части решения, имеют общий и обязательный характер. Данные позиции как результат судебного конституционного толкования выступают правовым основанием итогового вывода решения о конституционности или неконституционности оспоренного законоположения.

Решения Конституционного Суда РФ общеобязательны в единстве их мотивировочной, содержащей правовые позиции, и резолютивной, формулирующей итоговый вывод, частей. Поэтому знание правовых позиций Суда имеет важное значение при осуществлении органами публичной власти законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, при защите гражданами, их объединениями, предпринимателями, предприятиями, учреждениями и организациями своих прав в судах и иных органах. В конечном счете, это способствует реальному воплощению принципов и норм Конституции РФ в общественных отношениях.

Решения Конституционного Суда РФ доводятся до всеобщего сведения различными способами. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, а также субъектов РФ, которых касается принятого решение. К федеральным официальным изданиям относятся, в частности, «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях. Ежегодно издается сборник «Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения».

Тема X. Конституционный Суд Российской Федерации

Состав этого Суда. Особенности наделения полномочиями его судей. Пленарные заседания, их состав и полномочия. Палаты Конституционного Суда РФ, их состав, порядок формирования, полномочия.
Судья Конституционного Суда РФ, его основные права и обязанности. Председатель Конституционного Суда РФ, его заместитель и судья-секретарь: порядок наделения их полномочиями, основные права и обязанности.
Решения Конституционного Суда РФ; их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение.
Секретариат Конституционного Суда РФ, его основные функции.
Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ.

Научно-консультативный совет при Конституционном Суде РФ. Вестник Конституционного Суда Российское Федерации.

Понятие и задачи Конституционного контроля

Конституция Республики Казахстан 1995 года, принятая на всенародном референдуме, учредила вместо функционировавшего ранее Конституционного Суда новый государственный орган — Конституционный Совет, задачей которого является обеспечение верховенства Конституции на всей территории Республики.

Впервые попытка учреждения института конституционного надзора в Казахстане была предпринята в 1989 году, когда в Конституцию Казахской ССР 1978 года были внесены изменения и дополнения, предусматривавшие образование Комитета конституционного надзора. Однако как действующий орган названный Комитет так и не был создан. К вопросу о создании органа конституционного надзора наше государство вернулось вновь после обретения суверенитета. Конституционным законом Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О Государственной независимости Республики Казахстан» было установлено, что высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан. В соответствии с этими установками в 1992 году были вначале приняты законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан» и «О конституционном судопроизводстве», а вслед за тем по представлению Президента Республики Н. А. Назарбаева на заседании Верховного Совета были избраны председатель и десять судей Конституционного Суда. В связи с принятием 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новой Конституции Республики Казахстан и учреждением ею нового органа конституционного надзора Конституционного — Совета, в конце 1995 года Конституционный Суд Республики Казахстан был упразднен.

Основные положения правового статуса Конституционного Совета закреплены в самой Конституции Республики, которая новому органу посвятила самостоятельный раздел VI, расположенный после разделов «Президент», «Парламент», «Правительство» и перед разделом «Суды и правосудие». Более детально организация и деятельность Конституционного Совета регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года.

I. Состав и полномочия членов Конституционного Совета.

В составе Совета 7 человек: Председатель и 6 членов. Председатель и два члена Совета назначены Президентом Республики, два Председателем Сената (верхней палаты Парламента Республики) и два Председателем Мажилиса (нижней палаты Парламента). Полномочия членов Совета длятся шесть лет. Но это не значит, что через каждые 6 лет состав Совета меняется полностью. Конституция закрепила преемственность, записав, что половина членов Совета обновляется каждые три года. Для обеспечения такой ротации в 1996 году три члена Совета были назначены на три года и в 1999 году они были замещены. Полномочия тех членов Совета, которые работают с 1996 года, заканчиваются в следующем году. И на их место придут новые люди, которые станут работать совместно с членами Совета, назначенными в 1999 году на шесть лет. Пожизненными членами Совета являются по праву экс-Президенты Республики Казахстан.

В декабре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан вместо безвременно ушедшего из жизни первого Председателя Юрия Алексеевича Кима назначен Хитрин Юрий Александрович, ранее занимавший должность Генерального прокурора Республики.

Членом Конституционного Совета может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати лет, проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Предельный возраст пребывания в должности члена Конституционного Совета действующим законодательством не установлен.

Члены Конституционного Совета обладают особым статусом. Законом гарантируется неприкосновенность Председателя и членов Совета. В течение срока своих полномочий Председатель и члены Совета не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении Председателя и членов Совета может быть возбуждено только руководителем республиканского государственного органа, осуществляющего дознание и следствие. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным прокурором Республики, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение Председателя и членов Совета к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении Председателя и члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду Республики.

В течение срока полномочий члены Конституционного Совета несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только в случаях, предусмотренных законодательными актами, в частности Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан».

Читайте также:
  1. D. Функциональная, организационная, персональная и финансовая независимость органов государственного финансового контроля и их должностных лиц от объектов контроля.
  2. DПонятиеdиdзначение государственных гарантий на гражданской службе
  3. DПонятиеdиdзначениеdгосударственныхdгарантийdнаdгражданскойdслужбе
  4. I Цели и задачи изучения дисциплины
  5. I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2010 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА
Видео (кликните для воспроизведения).

Деятельность Председателя и членов Совета по вопросам конституционного производства не подотчетна. Какое-либо вмешательство в их деятельность не допускается. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. Для свободного и независимого рассмотрения Советом обращения, находящегося в производстве, никто не вправе испрашивать, а Председатель и члены Совета высказывать мнение или консультироваться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Совета, до вынесения по ним итогового решения. Члены Совета не вправе высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Совете в последующем.

Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» установлены круг субъектов, имеющих право на обращение в Совет, и сфера его юрисдикции. Правом обращения в Конституционный Совет обладают: Президент Республики Казахстан, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министр, суды Республики.

Компетенция Конституционного Совета определена в статьях 72-74 Конституции Республики Казахстан. Она включает следующие полномочия:

1. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики и депутатов Парламента, республиканского референдума.

2. Совет осуществляет контроль за конституционностью законодательных и иных нормативных правовых актов. В частности, проверяет конституционность принятых Парламентом законов до их подписания Президентом, а также рассматривает на предмет соответствия Конституции международные договоры Республики до их ратификации Парламентом.

3. Дает официальное толкование норм Конституции.

4. Дает заключение о соблюдении установленных конституционных процедур в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики.

5. Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет конституционные права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, Конституционный Совет ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности.

Конституционный контроль со стороны Конституционного Совета является пассивным. Это означает, что Совет рассматривает дела лишь при наличии обращения. Вместе с тем следует отметить, что в деятельности Конституционного Совета имеются и элементы активности. Так, уже принятое постановление по конкретному делу может быть истолковано Советом не только по ходатайству участников конституционного производства либо по ходатайству государственных органов и должностных лиц, но и по собственной инициативе. По собственной инициативе Совета возможен пересмотр решения в случаях, если Конституционный Совет установит, что:

1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;

2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, неизвестные Конституционному Совету в момент принятия решения.

III. Юридическая сила решений Конституционного Совета

Решения Конституционного Совета являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат. Вместе с тем на решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Совета. При непреодолении возражений Президента решение Конституционного Совета считается непринятым.

Решения Конституционного Совета Республики Казахстан влекут за собой конкретные правовые последствия. Закон и международные договоры Республики, признанные неконституционными, не могут быть подписаны либо ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими конституционные права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Выборы Президента и депутатов Парламента, республиканский референдум, признанные Конституционным Советом не соответствующими Конституции, объявляются недействительными.

В соответствии с Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан о Конституционном Совете нормативные постановления Конституционного Совета признаются частью действующего права и по своей юридической силе не уступают законам, поскольку могут отменить полностью или частично любой противоречащий Конституции закон (в том числе конституционный) и иной нормативный правовой акт.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9602 —

| 7570 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституционный контроль 2 (стр. 1 из 15)

1.1. Конституционный контроль как высшая функция правового государства.

Задачами исключительной важности для гармоничного развития общества являются наличие действенной системы государственной власти, обеспечение взаимосогласованной деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, четкая конституционная регламентация их полномочий и контроль за их осуществлением.

[1] См.: Витрук Н. В. «Конституционное правосудие.» М., 1998, с. 7

[2] См.: Витрук Н. В.«Конституционное правосудие.» М., 1998, с. 9

1.2. Становление и развитие конституционного контроля.

Конституционный контроль имеет многовековую историю. Его характер, философию осуществления, формы и методы, организационные системы пережили серьезные изменения и сегодня находятся на стадии активного совершенствования. Главное здесь состоит в том, что обеспечение гармоничной деятельности органов государственной власти не является чем-то неизменным, а требует постоянного контроля стабильности системы. В этом плане роль конституционного контроля можно сравнить с ролью иммунной системы в человеческом организме. В общественном организме также при возникновении иммунодефицита любой сквозняк может стать причиной развала системы.

Электронная библиотека

Конституционный контроль – особый вид государственной деятельности, который призван обеспечить верховенство Конституции РФ перед другими нормативно-правовыми ак­тами, а также осуществлять проверку соответствия законов и иных нормативных актов самой Конституции РФ.

Выполнение этой функции государство возлагает на соот­ветствующие органы. Так, к примеру, эту деятельность в США, Норвегии, Японии выполняют суды общей юрисдикции, во Франции – Конституционный совет, а в Австрии, ФРГ, Ита­лии и России – специальные конституционные суды.

По своему содержанию конституционный контроль сводится к следующему:

1) проверке соблюдения процедуры принятия законов;

2) проверке содержания законов и других нормативных ак­тов на их соответствие конституции;

3) обеспечению верховенства конституции перед другими нормативно-правовыми актами и т.д.

В Российской Федерации конституционный контроль в пределах своей компетенции осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государ­ственной власти (законодательной и исполнительной) субъек­тов РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура. Однако су­дебный конституционный контроль находится в ведении ис­ключительно Конституционного суда РФ.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть – посредством конституционного, гражданско­го, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный суд РФ входит в судебную систему РФ и как судебный орган конституционного контроля осуществ­ляет судебную власть посредством конституционного судопро­изводства.

Значение конституционного контроля для отечественного судопроизводства заключается в том, что конституционный контроль:

· осуществляет защиту основ конституционного строя РФ;

· осуществляет защиту основных прав и свобод человека и гражданина в РФ;

· обеспечивает верховенство и прямое действие Консти­туции РФ на всей территории Российской Федерации.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Конституционный контроль в России

Особое место в обеспечении действия конституции и ее правовой защиты занимает конституционный контроль.

С учетом различных подходов определим конституционный контроль как урегулированную конституционно‑правовыми нормами деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленную на обеспечение соответствия федеральной Конституции всех нормативных правовых актов, действующих в пределах России, и соблюдение прав и свобод личности.

В механизме правовой защиты Конституции классификация видов конституционного контроля может быть проведена по различным основаниям, о чем отмечалось выше (лекция 2).

Главным органом, осуществляющим конституционный контроль в России, является Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Состав, структура, организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

.

Состав Конституционного Суда РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. По решению Конституционного Суда РФ они могут досрочно освобождаться от должности.

Конституционный Суд РФ является постоянно действующим органом и вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее 2/3 от общего числа судей.

До недавнего времени Конституционный Суд РФ состоял из двух палат, включающих соответственно десять и девять судей, рассматривал дела только в порядке устного судопроизводства. Однако в действующем законодательстве разрешение дел в заседаниях палат упразднено, все решения Суд теперь принимает в пленарных заседаниях. Законодатель также установил новый порядок разрешения дел – без проведения слушаний. И еще один интересный момент. Законодатель теперь иначе трактует принцип непрерывности. Конституционный Суд может начинать рассмотрение нового дела до провозглашения решения по ранее начатому делу. Такие преобразования получили во многом обоснованно критическую оценку среди ученых[186].

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает его аппарат, включающий секретариат Конституционного Суда РФ. Секретариат Конституционного Суда включает управления, прежде всего, управления по отраслям законодательства, отделы, пресс‑службу, архив. Секретариат состоит из юристов‑профессионалов (ученых и практиков), специалистов других отраслей знания, а также высококвалифицированного технического персонала (операторы ЭВМ, стенографистки, делопроизводители и т. д.).

Самостоятельными подразделениями аппарата являются секретариаты Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, аппараты конституционных судей, управление делами, отдел кадров, иные подразделения. В структуру Конституционного Суда входят пресс‑служба и научно‑аналитический центр, который действует под непосредственным руководством Председателя Суда и занимается подготовкой рекомендаций, научных исследований, обобщением практики в сфере конституционного правосудия.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России высший орган конституционной юстиции наделяется широкими полномочиями:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ различных нормативно‑правовых актов;

2) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия. В числе иных полномочий Конституционного Суда РФ, например, принятие регламента Конституционного Суда РФ, принятие посланий Конституционного Суда РФ, осуществляет проверку соответствия Конституции РФ вопроса, выносимого на референдум РФ, в соответствии с ФКЗ о референдуме Российской Федерации, международного договора о принятии в состав РФ нового субъекта РФ в соответствии с ФКЗ о порядке принятия и образования в составе России нового субъекта. Наряду с вышеперечисленными полномочиями Конституционный Суд обладает публичными правами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Конституционный суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям. Даже тогда, когда Конституционный Суд разрешает спор о компетенции между конкретными органами государственной власти, он, не входя в фактическую сторону взаимоотношений последних, исследует вопрос о конституционности закрепленных за ними полномочий.

Решения Конституционного Суда РФ.

Решения Конституционного Суда должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, только в пределах, указанных в обращении.

Итоговые решения Конституционного Суда РФ по существу вопроса в делах о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ именуются постановлениями .

Постановления выносятся именем Российской Федерации. Итоговые Решения Конституционного Суда РФ по делам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, о соответствии Конституции РФ инициативы по проведению референдума РФ, соответствии Конституции РФ международного договора о принятии в состав РФ нового субъекта РФ именуются заключениями .

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями . Определения принимаются по процедурным вопросам: в одном случае Конституционный суд решает судьбу запроса (определение об отказе в рассмотрении дела), в другом случае обеспечивает процесс слушания дела (дополнительный вызов свидетеля или проведения экспертизы, отложение рассмотрения дела и др.).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

.

Законодатель (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе») определил право субъектов РФ создавать конституционные (уставные) суды.

Республики в составе РФ могут создавать свои конституционные суды, а остальные субъекты РФ – уставные суды. Практика создания таких судов не получила широкого распространения. Назначение конституционного (уставного) суда – рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, что не вполне соответствует ст. 124 Конституции РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Решения данных органов носят обязательный и окончательный характер. Конституционный Суд РФ не может признать незаконным постановление конституционного (уставного) суда субъекта федерации. Это объясняется различным предметом исследования этих судов (Конституционный Суд РФ проверяет соответствие правового акта Конституции РФ, а конституционный (уставной) суд – соответствие правового акта конституции (уставу) субъекта РФ).

Таким образом, практику образования конституционных судов в регионах необходимо продолжить, стремясь обеспечить образование таких органов в каждом субъекте РФ, что будет соответствовать идее создания правового демократического государства в России, завершит полноценное распространение принципа разделения властей по горизонтали на всей территории российского государства и обеспечит равные возможности судебной защиты прав жителей всех регионов России.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятия: судебная власть, судебная система, суд, правосудие. Как они соотносятся?

2. Перечислите конституционные принципы правосудия, дайте им подробную характеристику.

3. Какие дела рассматривают суды общей юрисдикции и суды присяжных заседателей, каков порядок их образования?

4. Что включает в себя судебный контроль (надзор) над законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения?

5. Какие судебные органы вправе толковать правовые нормы?

6. В каких нормативных источниках определены полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ?

7. Перечислите полномочия Конституционного Суда РФ.

8. Какова структура Конституционного Суда РФ?

9. Какие акты принимает Конституционный Суд по вопросам своей деятельности?

Дополнительная литература к теме

1. Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы. Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1.

2. Безруков А.В. О необходимости формирования и месте конституционных (уставных) судов субъектов РФ в механизме разделения властей. Журнал конституционного правосудия. 2013. № 1.

3. Гаджиев Г.А. Цели, задачи и предназначение Конституционного Суда РФ. Журнал конституционного правосудия. 2008. № 1–2.

4. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле. Журнал российского права. 2005. № 3.

5. Жеребцова Е.Е. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в имплементации решений Европейского Суда по правам человека. Право и политика. 2011. № 1.

6. Кузьмин А.Г. Создание единого Верховного Суда Российской Федерации: взгляд сквозь призму конституционализма. Российская юстиция. 2014. № 8.

7. Митюков М.А. Конституционный Суд в зеркале конституционно‑правового развития России /М.А. Митюков, А.В. Безруков. Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10.

8. Митюков М.А. Проблемы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации /М.А. Митюков, А.В. Безруков. Российский юридический журнал. 2009. № 4.

9. Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12.

10. Нарутто С.В. Российская модель конституционного правосудия в контексте межцивилизационного диалога. Конституционное и муниципальное право. 2009. № 20.

11. Несмеянова С.Э. Конституционное правосудие в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000.

12. Несмеянова С.Э. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: монография. Екатеринбург, 2004.

13. Саликов М.С. Новеллы конституционного судебного процесса. Российский юридический журнал. 2011. № 4.

14. Татаринов С.А. Некоторые особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сфере осуществления нормо‑контроля. Журнал конституционного правосудия. 2010. № 4.

Видео (кликните для воспроизведения).

15. Юдин Ю.А. Конституционное правосудие в федеративном государстве /Ю.А. Юдин, Ю.Л. Шульженко. М., 2000.

Источники


  1. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.

  2. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  3. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
  4. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Конституционный контроль и его основные задачи
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Если ни разу не платил за капремонт