Конституция рф как нормативный правовой акт план

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Конституция рф как нормативный правовой акт план". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.4. Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Конституция РФ — Основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Действующая в РФ Конституция была принята 12 декабря 1993 года на референдуме — всенародном голосовании.

Отличие Конституции от других правовых актов

  • Имеет основополагающий характер, то есть учреждает государство. Она регулирует широкую наиболее важную сферу отношений в обществе, затрагивающих интересы всех членов общества.
  • Характеризуется верховенством, то есть распространяется на всю территорию государства. Граждане, государственные органы, общественные организации обязаны её соблюдать, подчиняться её требованиям.
  • Обладает высшей юридической силой — то есть все нормативно-правовые акты должны её соответствовать. Конституционные нормы первичны по отношению к другим правовым нормам.

Признаки Конституции

  • Прямое действие – нормы Конституции действуют без учреждения какими-либо органами, должностными лицами, при решении вопросов можно прямо ссылаться на её статьи.
  • Особый порядок принятия и изменения – то есть затруднённый порядок принятия и изменения по сравнению стальными законами.
  • Стабильность – рассчитана на длительный срок
  • Обладает особой защитой со стороны государства – охраняется всем государством. Особая роль принадлежит Президенту и Конституционному Суду.

Структура Конституции РФ

Преамбула — вступительная часть, в которой отмечена, что Конституция принята народом.

Раздел I

Главы (статьи):

  • Основы конституционного стоя( 1-16)
  • Права и свободы человека и гражданина (17-64)
  • Федеративное устройство ( 65-79)
  • Президент РФ (80-93)
  • Федеральное Собрание (94- 109)
  • Правительство РФ (110-117)
  • Судебная власть ( 118-129)
  • Местное самоуправление (130-133)
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (134-137)

Раздел II

Заключительные и переходные положения

Основы конституционного стоя РФ

Конституционный строй РФ – это система общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовных), установленных и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами РФ.

Особенности основных принципов конституционного строя РФ

  • Регулируют все стороны жизни общества и государства
  • Определяют правовое положение личности
  • Являются исходной правовой базой для последующего содержания Конституции и всей системы российского права
  • Являются неизменными, то есть их нельзя пересмотреть, изменить в рамках данной Конституции.

Принципы конституционного строя РФ

1.Основы организации государственной власти
  • Суверенитет народа — народ является единственным источником власти, осуществляя её непосредственно (путём выборов и референдумов) и через органы государственной власти и местного самоуправления (через своих представителей).(Статья 3)
  • Федерализм – разграничение властных полномочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.(Статьи 1,5, 11, 12)
  • Республиканская форма правления – высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок, существует разграничение полномочий между ними.

(Статья 1)

  • Разделение властей – законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют относительно независимые друг от друга органы власти, строгое разграничение их полномочий, невмешательство. Все три ветви власти представлены разными людьми и органами власти.(Статья 10)
  • Правовое государство — верховенство закона, равенство всех перед законом, наличие системы контроля за его исполнением, гарантия защищённости личности, использование ею конституционных прав и свобод. (Статья 1)
  • Приоритет международного права – подписанные и утверждённые (ратифицированные) РФ международные договоры обладают высшей юридической силой, являются частью правовой системы РФ. (Статья 15)
2.Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина.
  • Человек, его права и свободы — высшая ценность государства. Соблюдение и защита прав – главная обязанность государства.(Статья 2)
  • Единый характер российского гражданства. Все граждане РФ равноправны и равны перед законом, независимо от того, как они приобрели гражданство и где проживают.(Статья 6)
  • Демократическое государство. В РФ признаётся и обеспечивается суверенитет народа, его права и свободы.(Статья 1)
3.Основы организации жизни гражданского общества
  • РФ — социальное государство, то есть в нём создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, осуществляется поддержка социально неимущих групп населения.(Статья 7)
  • РФ — светское государство, то есть в нём отсутствует государственная религия, ни одна религия не является обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Статья 14)
  • Идеологический и политический плюрализм, многопартийность. Не существует официальная идеология, в стране- идеологическое многообразие, есть легальная возможность для создания партий.(Статья 13)
  • Многообразие о равноправие форм собственности. В РФ равными признаются государственная, частная, муниципальная и другие виды собственности, все они имеют равную защиту со стороны государства.(Статья 8))

Таковы особенности Конституции, её основные принципы и основы конституционного строя в РФ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Глава 3. Конституция рф в системе нормативно-правовых актов.

3.1 Конституция — основной закон РФ

Конституция в любом государстве – это правовой акт высшей юридической силы, обязательный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. В нынешнем понимании конституция – единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально – политическое и государственное устройство. [6. с,59]

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а ее нормы — прямое действие в Российской Федерации. Иные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, не имеют юридической силы.» [7. с,2]

3.2 Юридические свойства Конституции РФ 1993 года.

Юридические свойства Конституции Российской Федерации – это такие качественные характеристики, которые отличают данный нормативно- правовой акт от других актов правовой системы России.

Читайте так же:  Договор коллективной ответственности

Федеральной Конституции России присущи такие юридические свойства, как:

Верховенство и высшая юридическая сила

Юридическая база текущего законодательства

Стабильность, обеспечиваемая особым порядком принятия, пересмотра и внесения поправок

Особая правовая охрана

1.Любая конституция является учредительным юридическим документом. Учредительный характер Конституции Российской Федерации предопределен особым субъектом правотворчества, от имени которого она принимается. Это многонациональный народ России. В Основном законе получает выражение государственная воля народа. Учредительный характер Основного закона проявляется и в том, что нормы федеральной Конституции первичны и устанавливают основы государственного и общественного устройства России, принципы взаимоотношений личности, общества и государства, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами.

2.Одним из юридических свойств Конституции РФ являются ее верховенство и высшая юридическая сила, которые служат проявлением доктрины господства права и означают приоритетное положение Конституции в системе законодательства, ее верховенство на всей территории Российской Федерации. В верховенстве Конституции находит свое выражение идея подчинения государства Конституции, праву.

Высшая юридическая сила Конституции определяет ее место в иерархии правовых актов, действующих на территории Российской Федерации: законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

Верховенство Конституции обеспечивается особым порядком принятия, гарантирующим ее легитимность.

3.Конституция России является нормативным правовым актом прямого действия. Это означает, что положения федерального Основного закона действуют непосредственно. Нормы о прямом действии содержатся в Конституции (ст.15). Физические и юридические лица вправе обращаться в государственные, муниципальные, судебно – прокурорские органы, полицию, непосредственно ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации. Всем участникам правоотношений обеспечивается защита от произвола и правонарушений.

4.Конституция выступает юридической базой текущего законодательства, ядром правовой системы в силу своего учредительного характера, верховенства и высшей юридической силы. Она определяет правовой вектор развития нашего государства и общества, основные направления развития законодательства.

5.Важным юридическим свойством конституции является ее стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний, существующих институтов власти. Гарантией стабильности Российской Конституции служит ее особый порядок ее изменения и принятия новой Конституции. Данный порядок установлен гл. 9 Конституции, положения которой могут быть пересмотрены только путем принятия новой Конституции.

6.К юридическим свойствам Конституции относится особая правовая охрана Конституции. Ее положения обеспечены наивысшей степенью правовой защиты. Гарантом Конституции является Президент Российской Федерации. Исключительно важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд РФ. В обеспечении реализации Конституции РФ участвуют также парламент, правительство, органы отраслевого управления, муниципальной власти, суда, Следственного комитета РФ, прокуратуры, полиции.

Подводя итог работе, можно сказать, что Конституция организует и упорядочивает жизнь страны и определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В ней закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Основной Закон устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Как Основной Закон государства и общества, Конституция имеет свои отличительные, только ей присущие черты и юридические свойства. Устанавливая и законодательно закрепляя основные, образующие понятия отношений государства и личности, она принята народом на всероссийском референдуме и поэтому является наиболее легитимным правовым актом государства и сферу его воздействия отличает всеохватывающий характер.

Говоря об отличительных юридических свойствах Конституции, прежде всего отмечаем принцип верховенства конституционных установлений над всеми правовыми актами государства, в том числе и над конституциями, принимаемыми субъектами федерации – национальными республиками. Все законы и нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и не противоречить ей, в этом проявляется ее высшая юридическая сила. Являясь ядром правовой системы России, Конституция нуждается в особой охране, важную роль в этом играют Президент – как гарант соблюдения положений Основного Закона и Конституционный Суд. Глава 9 Конституции устанавливает особый порядок пересмотра и изменения текста, это необходимо для законодательного обеспечения стабильности Конституции и, следовательно, порядка в государстве и обществе. Однако если регулируемые Конституцией отношения изменятся настолько, что необходимо будет принять новый Основной Закон, в действующем прописан механизм реализации соответствующего правового механизма.

Несмотря на более чем двадцати двух летний срок с принятия Конституции России, до сих пор существуют пробелы в законодательстве, связанные с отсутствием необходимых для реализации некоторых конституциональных положений правовых актов, в том числе и Федеральных конституциональных законов. Кроме того, есть проблемы с реальным осуществлением принципа прямого действия положений Конституции. Следует не забывать и о том , что меняющийся мир внутри страны и за ее пределами постоянно подкидывает «вводные», реагировать на которые необходимо и путем конституционного развития правовой системы, при этом не следует отходить от общепризнанных демократических принципов.

«О нормативных правовых актах Кыргызской республики» 2009г.

Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества./Под ред. П.Е. Недбайло, В.М.Горшенева.- М.: Юрид. лит. — 2011. — с.85

Теория государства и права: основы науки / С.И. Митина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010.

Правоохранительные органы: учебник / К.Ф. Гуценко – 4-е изд., стер. –М. :КНОРУС, 2015г

ОСНОВЫ ПРАВА (Конспект лекций). Автор: К.Н. Бадиков, редактор: А.А. Ильин 2010г.

Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К65 В.И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2015г.

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993г.

Конституция как основной нормативно-правовой акт (стр. 3 из 6)

Законы как источники правового регулирования в Российской Федерации подразделяются на федеральные законы — законы, действующие на всей территории России, и законы субъектов Российской Федерации — законы, действующие соответственно на территории того субъекта Федерации, где они приняты. Федеральные законы в свою очередь подразделяются на федеральные конституционные законы и на иные федеральные законы. А особенностью законов субъектов Российской Федерации является необходимость их строгого соответствия нормам федеральных законов, регламентирующих отношения в тех же отраслях и сферах общественной жизни.

Читайте так же:  Трудовой договор с дистанционным работником

Конституционные законы Российской Федерации представляют собой особую группу федеральных законов, особенность которых состоит в том, что их принятие предусмотрено Конституцией РФ. Таковых законов, как уже выше отмечено, всего тринадцать. Особенность конституционных законов заключается также и в том, что они касаются основополагающих аспектов жизни российского государства и его граждан, а поэтому и требуют особо жесткого и строгого механизма их принятия. Для принятия таких законов необходимо согласие не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением не менее чем 3/4 членов Совета Федерации РФ.

Федеральные законы в отличие от федеральных конституционных законов принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением также простым большинством членов Совета Федерации РФ.

Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией РФ, а также регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ). Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов: внесение в органы представительной власти предложений об изменении законодательства либо конкретных законопроектов (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование (обнародование) закона. Подробнее эти процессы изучаются в курсе «Конституционное право России».

Важным и наиболее многочисленным видом источников права в Российской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектам государственного управления (их еще обозначают как «текущие» Правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Обязательным условием их принятия является соответствие действующим в стране законам.

Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. (с изменениями от 25.07. 2000 г) № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций»‘: принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст.411-413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР (в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц) ст.56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР.

В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В ст.90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения (последние отличаются ненормативным характером). В п.1 ст.115 речь идет о нормативных указах Президента РФ как об основании для издания актов Правительства, а в п. «а» ст.125 — о разрешении Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. А вот п.3 ст.90 Конституции РФ гласит: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» и ориентирует правотворчество Президента РФ на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы: принципа верховенства законов над иными правовыми актами.

По юридической силе указы Президента РФ подразделяются на нормативные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер, а правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управленческой деятельности (например, указ Президента РФ о назначении на должность какого-либо министра, о присвоении звания или награждении орденом и пр).

Распоряжения Президента (как уже отмечено) ненормативные и принимаются по различного рода оперативным вопросам государственного управления (например, о создании всевозможного рода рабочих комиссий, о выделении средств из резервного фонда на те или иные нужды и пр).

Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.

Постановления Правительства РФ можно охарактеризовать следующими присущими им признаками:

1) отражение многопрофильность деятельности и межотраслевой характер;

2) высшая мера нормативности в системе исполнительной власти в Российской Федерации;

3) прямая связь с законом и строгая подзаконность;

4) общеобязательность действия на всей территории России.

За правительственными постановлениями в череде источников права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами и ведомствами Российской Федерации во исполнение положений и норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников права.

Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 (с последующими изменениями и дополнениями) в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.

Читайте так же:  Приказ об идентификации опо образец

Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов является приказ. Приказами опосредуется различная по своему характеру деятельность, ими утверждаются, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативно-правовым актам, исходящим от того или иного министерства или ведомства.

В ведомственном нормотворчестве довольно широко применяется «воспроизведение» (повторение, дублирование) нормативных актов вышестоящего уровня. Такое дублирование представляется целесообразным лишь в случаях, когда нужно представить нормативные предписания с точки зрения их единой системы. В противном случае оно оказывает негативное влияние на правоприменительную практику, поскольку создает у нижестоящих органов (адресатов правовых актов) иллюзию того, что законы, указы Президент РФ и Правительства РФ начинают действовать не немедленно после принятия или с даты, указанной в них, а только после воспроизведения или указания о его применении «своим» министерством или ведомством.

Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»‘ (с последующими изменениями и дополнениями) необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, Пленения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за дополнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

«Помимо приказов, положений и инструкций руководство министерств и ведомств Российской Федерации издает также всевозможные указания, информационные письма, телеграммы и пр. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм законодательства, их единообразного применения территориальными органами, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников права не входят.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Контрольная Конституция РФ как нормативно правовой акт Тип работы: Контрольная. Добавлен: 2.4.2013. Год: 1012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: 90. * Содержание
Введение …………………………………………………………..…………………3
1. Исторические особенности создания и принятия Конституции Российской Федерации…………………………………………………………………………..5
2. Понятие и основное содержание Конституции РФ…………………..……8
3. Сущность и необходимость охраны конституции……………………….13
Заключение…………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………….18

Список литературы
1.Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство Юрайт, 2011 .- 47

Видео (кликните для воспроизведения).

2.Специальная литература:
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. — 784 с.

2. Голубок С.А. Конституционное право России: учебник. — 5-е изд. — М.: РИОР, 2008. — 161 с.

3. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. 6-е изд. перераб и доп. — М.: Юристъ, 2009. — 492 с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для ВУЗов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2008. — 585 с.

5. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации. Альбом таблиц и схем.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА -М., 2008.- 142 с.

6. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Тамбов: ТГТУ, 2006. — 92 с.

7. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебник для ВУЗов. — М.: Термика, Инфра — М, 2010. — 432 с.

Перейти к полному тексту работы

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Тема 2. Основы конституционного (государственного) права рф. План лекции.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

[2]

Основы конституционного строя России.

Система государственной власти.

[1]

Правовой статус личности в РФ.

Ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.

Конституционное (государственное) право это юридическая наука, которая изучает общественные отношения, лежащие в основе конституционного устройства России, правового положения человека и гражданина, способа организации и деятельности государственных органов и местного самоуправления.

1. Общая характеристика Конституции рф.

Конституция представляет собой основной закон России, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. Действующая Конституция РФ была принята в результате общегосударственного референдума 12 декабря 1993 года. Она состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей.

Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Различают политическую, правовую и гуманистическую функции российской Конституции.

Политическая функция Конституции заключается в том, что она закрепляет наличие многопартийности, существование в обществе различных идеологических взглядов и концепций.

Правовая функциязаключается в том, что Конституция является ядром правовой системы общества, вокруг нее располагаются нормы других отраслей права России. Такое центральное место Конституции обусловлено тем, что она решает наиболее важные для государства, общества и человека вопросы: политическая модель общества, система государственной власти, порядок формирования и механизм функционирования государственных органов, права и свободы человека и гражданина и др. Кроме этого Конституция России является базой для развития текущего законодательства. Поясним это положение на примере: статья 41 Конституции закрепляет право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это положение служит базой для развития текущего законодательства в сфере здравоохранения, к которому относятся такие нормативно-правовые акты, как «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О донорстве крови и ее компонентов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.

Читайте так же:  Мат капитал как первоначальный взнос по ипотеке

Гуманистическая функция российской Конституции состоит в том, что человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конституция РФ обладает рядом правовых признаков:

она представляет собой нормативно-правовой акт, нормы которого носят

обязательный характер, а исполнение обеспечивается принудительной силой

Конституция это основной закон государства, который базируется на государственной воле общества, поэтому ее можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления воли народа РФ;

Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила. Все другие нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

Конституция является базой текущего законодательства;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения.

Конституция как основной нормативно-правовой акт (стр. 2 из 6)

Итак, нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

1.2. Нормативный акт как источник права

Нормативный акт также является одним из основных источником права. Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. К таким органам относятся, например: Федеральное Собрание-парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ и т.д.

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью, которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Нормативными актами выступающими в качестве источника права являются в РФ: конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, положения, приказы, инструкции, решения, нормативные договоры и пр. Данные виды источников права присущи всем отраслям российского права. Их множественность объясняется необходимостью регулировать различные по характеру, степени важности, кругу субъектов и объему принадлежащих им прав общественные отношения. В зависимости от того, кто издает тот или иной акт они различаются своей юридической силой. Т.е. акт, изданный Президентом РФ, федеральными органами (законодательными и исполнительными) обладают высшей юридической силой на всей территории страны, акты остальных органов находятся в определенной правовой соподчиненности. Всегда в случае расхождения различных актов действует акт высшей власти.

Следует особо отметить, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой НОРМАТИВНЫЙ АКТ. Например: Указы Президента о присвоении различных почетных званий конкретным лицам не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источником права, т. к. не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ. Издаются они всеми государственными органами, но в пределах своей компетенции — например: решение о предоставлении гражданину жилой площади или назначении пенсии и пр. но от этого источниками права не становятся. Только такие правовые акты, которые содержат норму права, а не конкретно-индивидуальное веление, а потому направлены на регулирование общественных отношений определенного вида, т.е. нормативные акты, могут выступать в качестве источников права. Так нормативным актом является, например: Закон о гражданстве РФ, в силу чего он служит одним из важных источников государственного права.

В государствах с устойчивыми правовыми традициями нормы права могут быть выражены в трех основных формах права (источниках права): правовой обычай, правовой прецедент, нормативный акт. В РФ преимущественной формой права является нормативные акты, и очень редко используются правовые обычаи. Что же касается прецедента (судебного, административного и пр) то отечественное право длительное время вовсе не признавало такой формы. Считалось, что суды не создают правовые нормы, а только их применяют, а потому и судебные акты нельзя толковать как источники права. Но ведь судебная власть, являясь одной из ветвей власти, и тоже должна быть, наделена правотворческими функциями.

1.3. Основные особенности нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты имеют ряд отличительных особенностей. Следует четко представлять себе совокупность этих особенностей (атрибутов) правового акта, составляющих его свойства. Они присущи каждому правовому акту, но вместе с тем, в зависимости от видов, обеспечиваются различный порядок и характер их действия. Конкретные виды актов, изданные разными органами, действуют каждый в том порядке и имеют ту форму, которые установлены именно для данного акта, чем обусловлена и степень присущей ему юридической силы.

а) Важным атрибутом правового акта является точное наименование данного акта. Это не формальность. Т.к. в зависимости от того, какой орган издал акт и потому он имеет разную юридическую силу — Закон, указ или постановление.

б) Необходимый признак правового акта — это издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа. Этот признак является условием самой законности правотворческой деятельности. Каждый орган может реализовать лишь свою компетенцию и в пределах этой компетенции издавать свои правовые акты. Например: не может Правительство издавать акты по вопросам. Которые находятся в компетенции Федерального Собрания, а любое министерство не может издавать акты, которые относятся к ведению Правительства и т.д.

Читайте так же:  Дорожный знак жилая зона что означает

в) Нормативный правовой акт отличается определенностью формулирования правовых норм. Т.е. в акте должно все изложено четко и ясно, т. к. если нет четкости и ясности, то можно и толковать его различно и применять ненадлежащим образом.

Г) Общеобязательность нормативно-правовых актов или государственно-властный характер предписаний, охраняемых от нарушения государственным принуждением. Т.к. в правовой акт обязательно входит норма права, а нормы права обязательны для всех и поэтому этот признак распространяется и на само понятие правового акта.

е) Нормативно-правовой акт имеют особый порядок их вступления в законную силу. Этот порядок определен однозначно точно. Как правило — в самих законах, указах, постановлениях и т.д. указан срок их вступления в силу — с такого то числа. Если же в самом акте не указан срок вступления его в силу, но нужно знать что Закон и Указ вступает в силу по истечении 10 дней после публикации, а Постановление Правительства в ступает в силу через 15 дней после публикации и т.д.

2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц

2.1. Виды нормативно-правовых актов и их система

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации является их юридическая сила. Юридическая сила правовых актов есть обязательное требование соответствия актов нижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида. Иными словами, с помощью понятия «юридическая сила правового акта» можно установить его соотносимость и соподчиненность другим правовым актам, выразить их системные взаимосвязи: характеристику всех видов правовых актов вместе и каждого из них в отдельности, их места в правовой системе государства и соотношения между собой. В этой связи систему нормативно-правовых актов в нашей стране можно построить следующим образом:

1) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы взаимоотношении между человеком, обществом и государством в Российской Федерации;

2) законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и устанавливают основные правила поведения в тех или иных сферах общественной жизни в Российской Федерации;

3) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) — издаются органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции с целью развития, дополнения и даже иногда конкретизации законов.

Теперь о каждой группе нормативно-правовых актов более подробно.

Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым актам в Российской Федерации.

План Источники права

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

План развернутого ответа на тему «Источники права».

1. Понятие источник права.

2. Основные формы права:

а) правовой обычай;

[3]

б) судебный прецедент;

в) нормативно-правовой акт;

г) естественное право.

3. Виды нормативно-правовых актов:

б) подзаконные акты.

б) федеральный конституционный закон;

в) федеральный закон;

г) Конституции субъектов РФ;

д) законы субъектов РФ.

5. Виды подзаконных актов:

а) указ президента;

б) постановление правительства;

в) приказы министерств и ведомств;

г) постановление Пленума Верховного Суда.

6. Стадии принятия закона:

а) внесение законопроекта;

б) обсуждение законопроекта;

в) принятие закона в Государственной Думе.

г) одобрение закона в Совете Федерации.

д) подписание закона президентом и обнародование закона.

План ответа конституция РФ

вопрос опубликован 17.01.2017 23:00:15

1. Конституция РФ как нормативно-правовой акт.
а) главные отличия Конституции от других нормативно-правовых актов;
б) особенности Конституции РФ;
в) когда возникает необходимость принятия новой Конституции?
2. Виды Конституций в сравнении с принадлежностью к различным странам.
3. Основные функции Конституции в обществе:
а) политическая;
б) правовая;
в) гуманистическая;
г) учредительная;
д) мировоззренческая.
4. Понятие и особенности Конституционного строя РФ.
5. Основные принципы Конституционного строя РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Обществознание либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Источники


  1. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  4. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
Конституция рф как нормативный правовой акт план
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here