Конвенция по вопросам гражданского процесса

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Конвенция по вопросам гражданского процесса". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Конвенция по вопросам гражданского процесса

Конвенция по вопросам гражданского процесса

I. Вручение судебных и внесудебных документов

[2]

Ввиду присоединения Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.) и к Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.) статьи 1 — 16 настоящей Конвенции прекратили свое действие в отношениях между РФ и другими странами-участницами

Вручение документов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в Договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба с указанием властей, от которых исходит передаваемый документ, имен и качества сторон, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснения причин, по которым оно не могло состояться.

Все затруднения, возникающие в связи с такой просьбой консула, разрешаются дипломатическим путем.

Каждое Договаривающееся государство может заявить в уведомлении другим Договаривающимся государствам, что оно желает, чтобы просьба о вручении документов, содержащих данные, указанные в первом абзаце, передавалась ему дипломатическим путем.

Ничто в предыдущих положениях не препятствует тому, чтобы два Договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями.

Вручение документов производится при посредстве властей, компетентных по законодательству запрашиваемого государства. Эти власти могут, за исключением случаев, предусмотренных по статье 3, ограничиться вручением документа путем передачи его адресату, если последний примет его добровольно.

К просьбе прилагается копия документа, подлежащего вручению, в двух экземплярах.

Если документ, подлежащий вручению, составлен на языке запрашиваемых властей, или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или если к этому документу прилагается его перевод на один из вышеуказанных языков, запрашиваемые власти, в случае если в просьбе будет выражено о том пожелание, могут вручить означенный документ в порядке, установленном его внутренним законодательством для такого рода случаев, или в особом порядке, если он не противоречит этому законодательству. Если такого пожелания выражено не было, запрошенные власти вручат документ в порядке, предусмотренном статьей 2.

При отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, точность перевода, о котором упоминается в предшествующем абзаце, должна быть удостоверена дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Во вручении судебного документа, предусмотренного в статьях 1, 2 и 3, может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится вручение, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения.

Расписка или свидетельство оформляется на одной из копий документа или в виде приложения.

Положения предыдущих статей не исключают:

1) возможности пересылать документы почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;

2) возможности вручения заинтересованными лицами этих документов непосредственно через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;

3) возможности вручения каждым государством документов, предназначаемых для лиц, находящихся за границей, непосредственно через своих дипломатических или консульских агентов.

Каждый из этих способов вручения может применяться только в том случае, если это допускается соглашениями, заключенными заинтересованными государствами, или, при отсутствии соглашения, если не имеется препятствий со стороны государства, на территории которого вручение производится. Это государство не может препятствовать вручению, если в случаях, предусмотренных пунктом 3 первого абзаца настоящей статьи, документ должен быть вручен не в принудительном порядке гражданину запрашивающего государства.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Гаагские конвенции 1965 и 1970 гг. по вопросам гражданского процесса.

«основополагающая» Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года, в которой с 1967 г. участвовал Советский Союз и затем, следовательно, участвует Россия как государство – продолжатель.

В Конвенции 1954 г. участвуют в основном страны континентальной Европы, в Конвенциях 1965 и 1970г. и США, и Великобритания.

12 февраля 2001 года приняты федеральные законы о присоединении России к двум Гаагским конвенциям: о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 года и о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 года.

Ряд положений Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. закрепляет, в частности, равное право на получение бесплатной правовой помощи в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь, а также раскрыт ряд процедурных вопросов оказания такой помощи. То есть в ряде стран существуют специальные системы, обеспечивающие помощь нуждающимся лицам в доступе к правосудию, в частности, путем снижения либо освобождения от уплаты государственной пошлины, оказания помощи при оплате услуг судебного представителя, прежде всего адвоката, при оплате совершения отдельных процессуальных действий, например при оплате производства экспертизы. Поэтому граждане каждой из стран, подписавших Конвенцию по вопросам гражданского процесса, имеют равные возможности в доступе к такой системе правовой помощи.

В отношении РФ это означает, например, возможность использования иностранными физическими лицами из государств — участников Конвенции по вопросам гражданского процесса льгот, установленных при оплате государственной пошлины, в том числе предоставляемых и по усмотрению арбитражного суда в порядке ст. 333.36 и ст. 333.41 НК РФ.

Читайте так же:  Ходатайство о снижении неустойки

Основным с точки зрения практики является вопрос документального обоснования и доказывания права заявителя на получение юридической помощи с учетом необходимости предоставления документов о нуждаемости, возможности их проверки, различных критериев малообеспеченности в различных государствах.

В некоторых странах законодательством установлено правило о необходимости внесения судебного залога. В данном случае определяются гарантии возмещения судебных расходов от истца, являющегося иностранным лицом, в случае отказа в иске.

В арбитражных судах РФ не предусмотрено взимание судебного залога, как, например, в ст. 58 Закона Грузии о международном частном праве, в ст. ст. 110 — 113 ГПК Германии, § 57 ГПК Австрии (судебный залог требуется лишь при отсутствии соглашения с другим государством об этом либо на основе взаимности).

В то же время практически все двусторонние договоры Российской Федерации о правовой помощи предусматривают равенство правовых возможностей обращения в суды договаривающихся государств, в связи с чем они исключают требования об уплате такого судебного залога.

Участие иностранных лиц в качестве третьих лиц

Иностранные лица могут участвовать в суде не только в качестве истцов и ответчиков. Формой защиты их прав может быть и участие в качестве третьих лиц. В случае если затрагиваются права и интересы иностранных лиц, необходимо их привлечение в уже возникший судебный процесс между двумя российскими лицами (см. п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов»).

[1]

В соответствии со ст. 256 АПК РФ арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.).

Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежат исполнению, если:

— исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку РФ;

— исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в РФ;

— не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Кроме того, арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором РФ или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.

анализ основных положений конвенций 1965 и 1970 годов.

1. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (заключена 15 ноября 1965 года). Конвенция состоит из трех глав: 1-й, относящейся к судебным документам, 2-й — о внесудебных документах (всего одна статья) и 3-й, содержащей общие положения. Заключившие данную конвенцию государства ставили своей целью добиться того, чтобы документы, подлежащие вручению за границей, своевременно доводились до сведения получателя. Положения Конвенции направлены на упрощение и ускорение процедуры. Имелось также в виду выработать правила, которые устраивали бы не только страны континентальной Европы, но и страны общего права, в частности, США, внутреннее законодательство которых в отношении вручения документов существенно отличается от европейской практики (в Конвенции от 1 марта 1954 года, как отмечалось, ни США, ни Великобритания не участвуют).

Главным новшеством в отношении порядка вручения документов (по сравнению с порядком, предусмотренным Конвенцией 1954 г.) является назначение каждой страной-участницей Центрального органа, призванного принимать просьбы о вручении, поступающие из других стран-участниц, и распоряжаться об их исполнении. Подлежащие вручению судебные документы направляются туда органом; они не нуждаются в легализации.Федеративные государства вправе назначить несколько центральных органов. При назначении Центрального органа в России должна быть, очевидно, учтена прежде всего роль Министерства юстиции РФ, в течение длительного времени организующего и контролирующего исполнение в России поручений иностранных судов, Верховного Суда РФ, при котором ныне создан Судебный департамент со сходными функциями, а также роль Высшего Арбитражного Суда РФ (в отношении поручений по экономическим спорам).

2. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 года. Конвенция состоит из трех глав: судебные поручения; получение доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами и общие положения.

Конвенция посвящена вопросам исполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий по гражданским или торговым делам: о допросе свидетелей, производстве судебного осмотра, получении заключений экспертов и т. п.

Вручение документов и возбуждение судебной процедуры в целях принудительного исполнения судебных решений Конвенцией не охватываются.

Базируясь на соответствующих положениях Конвенции от 1 марта 1954 года, данная конвенция содержит ряд новых норм, многие из которых связаны с поиском решений, удовлетворяющих и страны общего права. Отметим основные новшества.

1) Установлен, как и в рассмотренной выше Конвенции 1965 г., упрощенный порядок пересылки — через центральные органы стран-участниц. Россия должна назначить у себя такой орган. Российские суды, рассматривающие дела, по которым требуется допросить свидетелей, проживающих в странах — участницах Конвенции, или произвести иные процессуальные действия, будут теперь быстрее получать из-за границы необходимые доказательства.

2) Наряду с оказанием правовой помощи в связи с уже возникшим судебным делом Конвенция предусматривает возможность оказания ее и применительно к «намечаемому» судебному процессу. Цель таких действий — сохранение, например, показаний свидетелей на будущее, если есть основания опасаться, что получение доказательств окажется впоследствии невозможным или затруднительным (тяжелая болезнь, пожилой возраст, отъезд и т. п.).

Читайте так же:  Приложение к трудовому договору образец

3) Уточнены правила об оформлении поручений, в частности, их реквизиты. Документы, посылаемые в связи с поручением, освобождаются от легализации. Такое освобождение предусмотрено и в ряде других международных договоров России, в частности в договорах о правовой помощи, и это облегчает ведение процесса в иностранных судах.

4) Новым является правило о том, что при исполнении поручения лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний согласно законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства. Российское законодательство, устанавливая ответственность за отказ от дачи показаний, сейчас исходит из того, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

[3]

5) Расширена возможность получения доказательств дипломатическими или консульскими представителями и уполномоченными лицами.

Получивший разрешение дипломатический или консульский представитель либо уполномоченный может истребовать все виды доказательств, если это не противоречит законам государства места исполнения или условиям разрешения. Показания могут быть получены и способом, предусмотренным законом страны, где ведется основное производство, если только этот способ не запрещен законами страны места исполнения.

6) Основное правило о языке сформулировано в Конвенции следующим образом: судебное поручение составляется на языке запрашиваемого органа или сопровождается переводом на этот язык.

93.Процессуальное положение иностранного государства

94. Содержание иммунитетов государства:

а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» — «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

Судебный иммунитет государства

ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1954 ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

— один из основных договоров в области гражданского процесса, заключенных европейскими странами. В ней участвуют Австрия, Бельгия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Польша, Франция, Финляндия, ФРГ и др. Для СССР (России) Конвенция действует с 26 июля 1967.

Согласно Гаагской конвенции допускается заключение между странами-участницами двусторонних договоров о правовой помощи. РФ имеет такие договоры (соглашения) с Австрией (1970), Бельгией (1945—46), Венгрией (1958, с изм. 1971), Францией (1936), ФРГ (1956-57), Чехословакией (1982), Польшей (1957, с изм. 1980; в 1996 подписан новый договор, пока не вступивший в силу), Югославией (1962). В отношениях со странами-участницами, заключившими с РФ двусторонние договоры (соглашения) о правовой помощи, следует применять при отсутствии иной договоренности между государствами именно эти договоры; Конвенция применяется постольку, поскольку в договоре отсутствует соответствующее регулирование.

В целях упрощения и ускорения процедуры оказания помощи, улучшения правового положения выступающих в судах граждан стран-участниц, создания правил, направленных на привлечение к сотрудничеству стран англо-американского права (в частности, США), разработаны и заключены три Конвенции (РФ в них не участвует): О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965, О сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 и Об облегчении доступа к правосудию за границей от 25 октября 1980. В отношениях тех стран-участниц Г.к. 1954, которые заключили указанные конвенции, положения Г.к., относящиеся к соответствующей проблематике, перестали действовать.

Основополагающим документом о правовой помощи по гражданским и семейным делам служит Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. Россия подписала этот важный международный документ позже.

Примером регулирования такого вопроса государствами — участниками СНГ является ст
т.д.). Исходя из общих правил арбитражного процесса, отказ в исполнении судебного
* См., напр., ст. 13 Конвенции по вопросам гражданского процесса (далее — Гаагская Конвенция 1954 г.

Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским
Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994. Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права.

Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года

Ответчик выиграл судебное делопроизводство в иностранном суде, истцом являлось лицо, которое находится под юрисдикцией Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Гаагской Конвенции по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954:

«Судебные решения об уплате судебных издержек и расходов, вынесенные в одном Договаривающемся государстве против истца или третьей стороны, которые освобождены от обеспечения, залога или уплаты в силу первого и второго абзацев статьи 17 или законодательства государства, в котором начато судебное разбирательство, приводятся в исполнение бесплатно компетентными властями в каждом другом Договаривающемся государстве по просьбам, передаваемым в дипломатическом порядке.

Это же правило применяется и к судебным решениям о последующем взыскании судебных расходов.»

Возможно ли взыскать судебные расходы, которые должен нести истец на территории России(имеется соответствующее судебное решение, принятое в государстве-участнике данной конвенции, где проходило слушание дела)? Если да — какие шаги могут быть приняты?

Ответы юристов ( 1 )

В соответствии со ст. 11 Закона об исполнительном производстве порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами РФ, процессуальным законодательством и Законом об исполнительном производстве.

Гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство указывает на возможность признания и исполнения решений иностранных судов, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 1 ст. 409 ГПК РФ, ч. 1 ст. 241 АПК РФ).

Если решение требует принудительного исполнения (иски о присуждении), то установлена система предварительного признания (экзекватуры), позволяющая впоследствии его принудительно исполнить в рамках компетенции национальных органов государственной власти.

Признание производитсяна основании ходатайства взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда, которое подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника. Если должник не имеет места жительства или места нахождения на территории РФ, либо это место неизвестно, то ходатайство может быть подано по месту нахождения имущества должника (ст. 410 ГПК РФ).

Читайте так же:  Образовательный кредит за рубежом

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.

Вместе с тем, информации для того, что бы более точно ответить на Ваш вопрос — в самом вопросе, на мой взгляд, содержится мало. Так. не понятно, взысканы ли в настоящее время судебные расходы с истца, о чем именно был спор, заявлялось ли требование о взыскании расходов, в какой юрисдикции был суд (какая именно страна), почему не было возможности сразу взыскать с проигравшей стороны судебные расходы и т.д.

Если Вам необходима квалифицированная юридическая помощь — напишите мне в чат.

С уважением, адвокат Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга Штерн Сергей Борисович.

Международные договоры как инструмент упрощающий процесс доказывания в международном гражданском процессе

Международные договоры как инструмент упрощающий процесс доказывания в международном гражданском процессе

Автор статьи: юрист Габдрахманов Денис Габдуллович

ip-and-ul.ucoz.net

С середины прошлого века наблюдается тенденция к развитию институтов международного частного права между развитыми государствами. Такое развитие приводит к упрощению процесса доказывания по гражданским делам в спорах между резидентами разных государств. В частности, был упрощен институт легализации официальных документов.

Чтобы представить в иностранный суд официальный документ нет необходимости проходить сложную процедуру легализации.

Подобные новшества находят своё отражение в международных конвенциях:

— Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954.
— Гаагская Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных документов от 05.10.1961.
— Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по судебным делам от 15.11.1965.

Видео (кликните для воспроизведения).

Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса

Конвенция состоит из следующих основных положений:

— регламента вручения судебных и внесудебных документов по судебным делам (гражданским и экономическим) лицам, находящимся на территории иностранных государств. Процесс вручения осуществляется органами власти под чьей юрисдикцией находится лицо и при взаимодействии консула государства, которое заинтересовано в исполнении поручения;

— регламента направления судебных поручений на осуществление процессуальных действий. К таким действиям Конвенция относит допрос свидетелей и иные действия, перечень которых не раскрывается в Конвенции. Думается, что это может быть любое процессуальное действие не воспрещенное нормами государства на территории которого его необходимо произвести и не противоречащее интересам государства.

— регламента взыскания судебных расходов и издержек с проигравшей стороны по судебным делам. При этом решение о взыскании расходов происходит без заслушивания сторон. Имеется оговорка, что за проигравшей стороной остается право на обжалование такого решения в вышестоящий суд.

— регламента оказания бесплатной юридической помощи иностранцам. Нормы конвенции указывают, что иностранец нуждающийся в бесплатной юридической помощи может получить её на таких же основаниях, как она предоставляется гражданам соответствующего государства.

— регламента бесплатного представления сведений из актов гражданского состояния. В положении оговаривается вопрос о том, что иностранцы наряду с местными гражданами могут на тех же основаниях получать бесплатно выписки о регистрации из указанных актов.

Конвенция отменяющая требования легализации иностранных документов

Основные положения Конвенции направлены на отмену сложной процедуры легализации официальных документов через консульских и дипломатических агентов. И предание данной процедуре в некоторых случаях формальное действие посредством проставления апостиля.

Под официальными документами необходимо понимать документы, изготовленные и исходящие от органов госвласти.

Заключение данной Конвенции упростило институт допустимости доказательств. Если ранее, для представления в качестве официальных иностранных документов требовалось прохождение сложной процедуры их легализации. С целью признания таких документов допустимыми доказательствами. То, после заключения Конвенции, такая необходимость отпала. Конвенция была ратифицирована Россией.

И возник интересный судебный прецедент в арбитражном суде, когда арбитры возвратили иск швейцарской компании по причине, что представленные доверенность и документ о регистрации компании не прошли процедуру легализации. Это прямо противоречило нормам ратифицированной Конвенции, которая имеет высшую юридическую силу по отношению к Арбитражному процессуальному законодательству России.

Конвенция не распространяет действие на частные документы, носящие коммерческий и таможенный характер.

Конвенция о вручении на территории иностранных государств судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам

Настоящая Конвенция регламентирует порядок вручения документов по судебным делам (гражданским и экономическим). В частности, к ним могут относиться документы для вызова в суд, в качестве ответчика, свидетеля и т. п. Конвенция имеет приложения, в которых утверждается форма документов необходимых для исполнения положений Конвенции.

Конвенция по вопросам гражданского процесса

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
смотри подробнее

Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.

Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:

  • — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
  • — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
  • — по каким делам?
  • — выиграл или проиграл?

Самая полная база – более 7 000 000 документов

База содержит дела:

  • — гражданского судопроизводства
  • — административного производства
  • — уголовные дела открытого судебного производства

Простой и удобный поиск документов:

  • — по территории
  • — по суду
  • — по дате
  • — по типу
  • — по номеру дела
  • — по сторонам
  • — по судье

Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
смотри подробнее

Читайте так же:  Как получить инн на ребенка

1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
2. Ваш практический источник применения норм права.
3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:

  • — тематике;
  • — дате;
  • — автору;
  • — номеру вопроса;

а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.

Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!

Методические рекомендации по применению Гаагских конвенций по вопросам международного частного права и международного гражданского процесса

    Маргарита Станкевич 2 лет назад Просмотров:

6 5.7. В качестве органа, компетентного обращаться с запросом согласно Конвенции, может также выступать адвокат иностранного государства, зарегистрированный в специальном реестре, указанном в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Однако такой адвокат, с точки зрения заявления России по Конвенции, вправе выступать в качестве указанного органа только в ходе осуществления им адвокатской деятельности именно на территории России Согласно ст. 3 Конвенции запросы направляются органом, полномочным в соответствии с законодательством запрашивающего государства. Ввиду этого следует учитывать, что отсутствие во внутреннем законодательстве России указаний на полномочия российских адвокатов направлять такие запросы, а также отсутствие подробной регламентации таких полномочий не препятствует направлению адвокатами этих запросов с учетом заявления России по Конвенции, а также в свете п. 3 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

19 го государства-участника Конвенции, то российским адвокатам, занимающимся таким делом, следует, в частности, выяснять: в какой степени такое иностранное государство считает себя обязанным нести расходы на оплату их услуг в таком деле; могут ли эти расходы быть возмещены его системой юридической помощи и консультирования; если да, то в каком порядке и кому. Такое выяснение следует осуществлять в том числе при помощи информации, размещенной на сайте Гаагской конференции по МЧП ( net) и во взаимодействии с доверителем для целей защиты его прав и интересов, в том числе в связи с необходимостью несения им расходов в разумном размере. При разрешении дела российские судебные или административные инстанции будут иметь право возложить на лицо, виновное в перемещении или захвате ребенка, или лицо, препятствующее осуществлению прав доступа к ребенку, необходимые расходы иностранного заявителя, в том числе расходы на оплату услуг российских и/или иностранных адвокатов.

Международные соглашения по вопросам гражданского процесса

Вопросы, связанные с разграничением компетенции судов рассматривать споры международного характера, чаще всего определяются в международных договорах, причем преимущественно — в договорах о правовой помощи.

Не является исключением и часто используемая в настоящем учебнике в качестве примера Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. (далее — Конвенция стран СНГ 1993г.).

Вопросам, связанным с международной подсудностью, в Конвенции стран СНГ 1993г. посвящено несколько специальных статей. Подсудность определяется в зависимости от категорий дел:

— по искам о праве собственности и других вещных правах на недвижимое имущество компетентен суд государства, на территории которого находится имущество;

— по делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным компетентным является суд государства, гражданином которого является это лицо;

— по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим, а также по делам об установлении факта смерти компетентен суд государства, гражданином которого было лицо в то время, когда оно по последним данным было в живых.

Помимо перечисленных категорий, подсудность определяется также по делам в области семейно-брачных отношений: о заключении и расторжении брака, признании брака недействительным, о спорах между супругами, о правоотношениях между родителями и детьми, об установлении или отмене опеки и попечительства, об усыновлении и другим делам.

Согласно Конвенции стран СНГ 1993г., возможно применение договорной подсудности, которая определяется соглашением сторон. При этом подчеркивается, что исключительная компетенция, установленная как в нормах самой Конвенции, так и в национальном законодательстве государств, не может быть изменена соглашением сторон. При наличии соглашения о передаче спора, суд по заявлению ответчика обязан прекратить производство по делу.

Предусмотрен случай рассмотрения одного и того же дела в судах двух государств. В этой ситуации приоритет отдается суду, начавшему ‘первым производство по делу. Суд, принявший дело к своему производству позднее, обязан прекратить производство. Что касается встречного иска, то он подлежит рассмотрению в суде, рассматривающем основной иск.

По некоторым категориям дел устанавливается альтернативная подсудность: например, по делам о расторжении брака компетентным считается или суд государства, гражданами которого являлись супруги в момент подачи заявления, или суд государства, на территории которого проживали супруги в момент подачи заявления.

В правовой системе Российской Федерации при определении подсудности сложность возникает в том, что в гражданско-процессуальном законодательстве основным принципом при определении подсудности является место жительства ответчика, а в международных договорах — признак гражданства сторон, независимо от их места жительства.

Таким образом, на практике получается, что в соответствии с правилами международного договора дело может быть подсудно российскому суду даже в том случае, когда ни истец, ни ответчик в России не проживают. Однако судья в соответствии с п.7 ст-129-ГПК РСФСР 1964г. отказывает в принятии искового заявления, ссылаясь на то, что нарушены правила подсудности, установленные ст.ст. 117-119 ГПК.

Читайте так же:  Закон об оценке и оценочной деятельности

Основным универсальным источником по вопросам международного гражданского процесса является Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954г. (далее — Конвенция 1954г.). Российская Федерация входит в число её участников с 26 июля 1967г.

Как следует из преамбулы. Конвенция 1954г. была принята в целях улучшения существовавшей до неё Конвенции по вопросам гражданского процесса 1905г.

Конвенция 1954г. включает 33 статьи, состоит из 7 разделов, регулирующих следующие вопросы:

I — Вручение судебных и внесудебных документов;

II — Судебные поручения;

IV — Оказание бесплатной правовой помощи;

V — Бесплатная выдача выписок из актов записи гражданского состояния;

VI — Тюремное заключение за долги;

VII — Заключительные постановления.

В разделе I Конвенции 1954г. закрепляются следующие способы вручения документов по гражданским делам лицам, находящимся за границей:

1) пересылка документов непосредственно почтой;

2) вручение документов судебными исполнителями (приставами) или другими должностными лицами государства, на территории которого осуществляется вручение документов;

3) передача документов через дипломатических и консульских агентов.

Вручение судебных документов, по общему правилу, происходит без взимания денежных сборов. Вместе с тем предусматривается возможность возмещения расходов, которые, согласно Конвенции, несет запрашивающее государство.

Вывод по вопросу: итак, понятие международного гражданского процесса является интегрирующим, объединяющим в себе широкий круг явлений, непосредственно связанных с разрешением споров в МЧП.

В круг вопросов, изучаемых в теме «Международный гражданский процесс», включаются прежде всего следующие:

— процессуальные права и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц;

— определение международной подсудности и порядок заключения пророгационных соглашений;

— порядок и способы исполнения судебных поручений;

— признание и основания исполнения решений судов на территории иностранных государств.

При изучении международного гражданского процесса, помимо перечисленных, освещают и такие вопросы, как установление содержания иностранного права, совершение нотариальных действий. Это связано с тем, что легитимного понятия «международный гражданский процесс» (т. е. такого, которое имело бы юридическое закрепление), в российском законодательстве не содержится, и выбор вопросов при освещении данной темы в какой-то степени можно назвать произвольным — определяемым позицией ученых.

Основные положения и значение Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г.

Читайте также:
  1. A) Множество пар (имя атрибута, значение атрибута)
  2. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  3. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  4. AND(Логическое значение 1; Логическое значение 2 . Логическое значение 30)
  5. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  6. C.) Документ, занимающийся вопросами регулирования труда педагогических работников называется .
  7. Cущность и общественное значение средств массовой информации
  8. Cущность и разновидность гражданского общества
  9. E) Все указанные положения являются положениями принципа законности
  10. F) Всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса

I. Вручение судебных и внесудебных документов (ст.ст. 1 — 7) II. Судебные поручения (ст.ст. 8 — 16)

III. Залог «Iudicatum» (ст.ст. 17 — 19) IV. Оказание бесплатной правовой помощи (ст.ст. 20 — 24) V. Бесплатная выдача выписок из актов записи гражданского состояния (ст. 25) VI. Тюремное заключение за долги (ст. 26)

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

Так, согласно ст. 17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 г. от граждан одного из договаривающихся государств, имеющих место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого из этих государств в качестве истцов или третьих лиц, не могут быть истребованы залог или обеспечение в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране. Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть истребованы от истцов или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.

В соответствии со ст. 18 Конвенции судебные решения об уплате судебных издержек и расходов, понесенных ответчиком и государством по делу, в котором истец или третья сторона освобождены от внесения обеспечения или залога в силу ст. 17 или законодательства государства, приводятся в исполнение бесплатно компетентными властями в каждом другом договаривающемся государстве по поручениям, передаваемым в дипломатическом порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
  4. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
Конвенция по вопросам гражданского процесса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here