Меры валютного контроля в рф

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Меры валютного контроля в рф". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Валютный контроль

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешне-торговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными целями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:

  • представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;
  • в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;
  • устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.

Одно из основных направлений валютного контроля — контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.

Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом/вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.

Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:

а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;

д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.

В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.

За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

Читайте так же:  Вопрос по оформлению паспорта

Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.

При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.

За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий — штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.

Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.

Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних — в судебном порядке.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.

Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст. 180—190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:

  • в ГТК РФ — Управление валютного контроля;
  • в региональных таможенных управлениях — отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);
  • в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;
  • в таможенных постах — ОТО.

Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст. 199 Таможенного кодекса РФ).

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) России

ВЭК России — это центральный орган федеральной исполнительной власти, образованный для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. В основе нормативно-правовой базы ее деятельность лежит Указ Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю».

Главная задача ВЭК России — проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономиеских операций.

Основные направления деятельности ВЭК России следующие:

В целях реализации возложенных на нее задач Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю наделена следующими правами:

Структурными подразделениями ВЭК России, осуществляющими свою деятельность непосредственно в субъектах Российской Федерации, являются территориальные органы по валютному и экспортному контролю (региональные центры, отделения и представительства). Являясь полномочными представителями ВЭК России в субъектах Российской Федерации, территориальные органы в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность и координируют в пределах своей компетенции деятельность других агентов валютного и экспортного контроля в целях реализации общегосударственной политики, направленной на создание единой системы контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Валютный контроль: полезная информация для участников ВЭД

Валютный контроль в РФ ведется государством в обязательном порядке. Этот процесс влияет на экономику, предназначен для обеспечения прозрачности валютного рынка, он же способен порождать теневой сегмент экономики вследствие ошибочных действий регулятора.

Валютный контроль — это комплекс мер, предпринимаемых государственными органами для соблюдения законодательства, которое регламентирует процесс обращения в стране валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций.

Валютный контроль в банке для «чайников»

Работая на внутреннем рынке, достаточно создать конкурентоспособный продукт, найти покупателя, заключить договор и получить доход на банковский счет в рублях.

Выход на международные рынки выводит компанию на новый уровень, вместе с тем требует знаний соответствующего законодательства, ведения валютного контроля в бухгалтерии на предприятии. Для российских компаний, которые сотрудничают с иностранными контрагентами, подобные вопросы всегда «на карандаше».

Государственный валютный контроль (ВК) в РФ осуществляется:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК — Центробанком, Федеральными налоговой и таможенной службами;
  • агентами ВК — коммерческими банками, участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом экспортеры, импортеры проходят как минимум двухэтапную проверку: со стороны таможни и обслуживающего банка. Схема взаимодействия с банком выглядит так:

  • участник ВЭД ставит на учет международный контракт (подробнее это разберем ниже);
  • банк регистрирует договор и присваивает ему уникальный номер, который в дальнейшем вы сообщаете таможенному органу при оформлении экспортной или импортной декларации на товар;
  • после исполнения обязательств контрактодержатель отчитывается банку о поступлениях или списаниях средств со счета — предоставляет справку утвержденной формы и сопровождающие документы;
  • по заявлению клиента контракт снимается с учета.
Читайте так же:  Как получить детские путевки за счет фсс рф

Осуществление валютного контроля в 2019 году происходит по новым правилам

Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

  • отменены паспорта сделок;
  • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
  • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
  • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
  • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.

Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.

Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта. В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД). Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

  • декларация на товары;
  • статистика;
  • акты приема и передачи;
  • информация по счетам, участвующим в сделке;
  • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

Документы для осуществления валютного контроля в банке

Перечень документации утвержден Законом №173-ФЗ с поправками:

  • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
  • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
  • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
  • правовая документация на недвижимость;
  • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
  • банковские выписки;
  • декларации;
  • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.

Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка
Соответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

  • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
  • отсутствует сумма или валюта контракта;
  • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
  • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

  • проведение незаконной операции в инвалюте;
  • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
  • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

Как упростить валютный контроль

Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов Подобрать банк

Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.

Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

Все о валютном контроле простым языком рассказывают специалисты Тинькофф . Банк демонстрирует лояльное отношение к клиентам со счетами в инвалюте, идет в ногу со временем — предлагает электронный документооборот, обеспечивает экономию времени и денег на поездки. Сотрудники оказывают помощь в заполнении установленных форм, писем и справок.

Что представляет собой валютный контроль в РФ

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Читайте так же:  Обязанности ип после регистрации

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.
Видео (кликните для воспроизведения).

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

[2]

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Читайте так же:  Как расторгнуть брачный договор

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Валютный контроль в рф

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

[1]

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

Регистрация и статистический учет валютных операций;

Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

Валютный контроль

Валютное регулирование дополняется валютным контролем. Главная цельвалютного контроля определена законодатель­ством и состоит в обеспечении соблюдения валютного законо­дательства при осуществлении валютных операций.

В РФ валютное регулирование и контроль осуществляется в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10.12.2003г.№173-ФЗ, с инструкциями ЦБ РФ и др.

Валютный контроль— это комплекс норматив­но закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномочен­ными на основании закона государственными органами или ины­ми организациями (например, уполномоченными банками в каче­стве агентов валютного контроля) и направленных на реализа­цию порядка совершения валютных операций и сделок в части ва­лютных ограничений, а также мер по выявлению, предупрежде­нию и пресечению нарушений этого порядка.

Основными направлениями валютного контроля являются:

· Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

· Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

Читайте так же:  Жалоба в налоговую инспекцию на работодателя

· Проверка обоснованности платежей в валюте.

· Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).

Объектами валютного контроля являются: 1) поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта това­ров; 2) обоснованность платежей в иностранной валюте за им­портируемые товары; 3) совершение бартерных сделок, преду­сматривающих перемещение товаров через таможенную грани­цу Российской Федерации либо выполнение работ, предостав­ление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, вы­раженных в материально-вещественной форме; 4) рублевые расчеты резидентов с нерезидентами при осуществлении, экс­портных и импортных операций.

Можно выделить еще один объект валютного контроля – это валютные риски, связанные со всеми вышеперечисленными объектами. Для банков в этом случае валютный контроль означает установление и проверку выполнения ими лимитов открытой позиции.

Основными формами валютного контроля являются:

· регистрация и статистический учет валютных операций;

· контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении сделок и операций с валютными ценностями;

· контроль за исполнением субъектами валютных правоотно­шений своих юридических обязанностей в отношении госу­дарства;

· контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

· контроль за обоснованностью осуществляемых междуна­родных платежей в валюте;

· применение мер юридической ответственности за наруше­ние валютного законодательства;

· сбор, хранение и обмен информацией по валютному конт­ролю между полномочными органами.

Состав органов валютного контроля, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц регламентируются ЗВР и ВК (ст. 22, 23). Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч. 2 ст. 22), которые отвечают за организацию такого контроля и непосредственно участвуют в нем.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Основным органом валютного контроля является Банк России, он функционирует в этом качестве как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Центральный банк как орган валютного контроля в пределах своей компетенции имеет право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за проведением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.

Центральный банк как валютный контролер использует разные методы. При валютном контроле за экспортно-импортными опера­циями применяются лицензирование, паспортизация операций, декларирование товаров (процедура заполнения и представления таможенному органу грузовой таможенной декларации при тамо­женном оформлении товаров), инспектирование.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчётные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Они в соответствии с законом привлекаются к участию в валютном кон­троле.

Согласно статье 23 ч.1 ЗВР и ВК органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

[3]

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  2. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  3. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.
  4. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.
Меры валютного контроля в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here