Местное самоуправление представляет собой

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Местное самоуправление представляет собой". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Местное самоуправление, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской Федерации с начала 90-х гг. с принятием союзного (1990 г.), а затем российского (1991 г.) законов о местном самоуправлении. Вместе с тем следует иметь в виду, что идеи местного самоуправления получили свое развитие еще в дореволюционной России.

Так, земская (1864 г.) и городская ( 1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления и обеспечить развитие начал местного самоуправления в России.

После 1917 г. в России в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Местное самоуправление (муниципа-лизм) отвергалось как буржуазный принцип организации местной власти, неприемлемый для Советского государства, централизованного по своей природе. Лишь в конце 80-х гг. поднимается вопрос о необходимости реформирования местной Советской власти на основе принципов местного самоуправления.

9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан.

6 июля 1991 г. в РСФСР был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Таким образом, были сделаны первые шаги на пути утверждения принципиально иных начал организации управления на местном уровне, нежели те, что были свойственны советской организации власти.

Конституция РФ 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях (сельского округа, района), которые именуются муниципальными образованиями.

Местное самоуправление представляет собой особый специфический уровень власти в государстве.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть – формы единой публичной власти (власти народа) в государстве.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с дополнениями*.

* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378.

Согласно закону местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Прежде всего, надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования.

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над их реализацией. Однако закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Местное самоуправление – это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная – это формы публичной власти, власти народа.

Читайте так же:  Как исправить невыполненную работу

3. Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в законе. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; содержание и использование муниципального жилищного фонда; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания и др.). Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти, – самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

5. Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

Муниципальная деятельность должна осуществляться исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст. 49).

Местное самоуправление (стр. 1 из 4)

Реферат на тему:

Оглавление

1. Местное самоуправление.. 4

1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений. 4

1.2 Местное самоуправление- институт народовластия. 8

2 Мэры по колено.. 12

Список использованной литературы. 19

Местное самоуправление одна из двух форм организации публич­ной власти в административно-территориальных единицах государ­ства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с де­мократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации оп­ределяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, ко­торое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-быто­вым и иным условиям форму публичной власти. Местное самоуправле­ние есть первичное звено федеративных отношений. И до этого уровня местного самоуправления необходимо довести принцип разграничения предметов ведения и полномочий, тем более что Конституция предус­матривает возможность делегирования властных полномочий органам местного самоуправления (ст. 132), что и реализуется в новом вариан­те закона о местном самоуправлении (2003 г.).

К числу актуальных вопросов совершенствования правовой рег­ламентации организации и деятельности местного самоуправле­ния относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного само­управления — в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

Цель данного исследования: выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

— познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;

— рассмотреть вопро­сы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе территориального управления государства, в частнос­ти;

— выявить проблемы, стоящие сегодня в области формирования и развития местного самоуправления с учетом переходного ха­рактера российского общества

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

1. Местное самоуправление

1.1 Местное самоуправление в системе властных отношений

Местное самоуправление — сложный по природе, многооб­разный по формам и последствиям социально-политический процесс. Оказывая огромное влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов. Признание местного самоуправления в качестве конституци­онного принципа организации и осуществления власти в общест­ве и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления не только на федеральном уровне, но и на внутрирегиональном, включая и уровень местного самоуправле­ния, с передачей его отдельных функций органам территориаль­ного общественного самоуправления.

Местное самоуправление — это и право граждан данной тер­ритории на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обя­занность создавать необходимые условия для их осуществления.

Местное самоуправление можно рассматривать и как способ организации и осуществления населением власти на местах, кото­рая обеспечивает самостоятельное решение гражданам местных жизненно важных вопросов с учетом исторических и иных мест­ных обычаев и традиций. Это означает, что население и форми­руемые им представительные и исполнительные органы власти берут на себя ответственность за реализацию местных проблем.

Читайте так же:  Соглашение на заключение договора купли-продажи

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера­ции «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» местное самоуправление осущест­вляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов и др.). Следовательно, местное само­управление имеет особый субъект — население муниципального образования. Объектом управления местного самоуправления явля­ются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения, обозначенный в Феде­ральном законе, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных обра­зований и органов государственной власти.

Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» функции местного самоуправления имеют следующую специфику:

а) органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти (ст. 21 Конституции РФ);

б) органы местного самоуправления занимают особое место в системе управления; в соответствии со СТ. 17 Федерального закона образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной масти не допускается. Согласно ст. 130 Конституции РФ структу­ра органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; она закрепляется в уставе муниципального обра­зования, который принимается или населением непосредственно, или представительным органом местного самоуправления.

Кроме того, Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также преду­сматривает, что решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействи­тельными по решению суда;

в) согласно СТ. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть: непосредственно; через государственные органы власти; через органы местного самоуправления.

Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой органы власти народа (в этом их общность). Но в одном случае власть реализуется в фор­ме органов местного самоуправления, а в другом — в форме госу­дарственной власти. Значительная часть вопросов деятельности органов местного самоуправления посвящена решению проблем, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправле­ния в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в выполнении государственных функций. Государственные органы власти в таких случаях вправе вести контроль за их реализацией.

Сущность местного самоуправления раскрывается в его само­стоятельности. Муниципальное образование разрабатывает устав, который затем принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образо­вания может быть только противоречие его Конституции РФ, феде­ральным законам и законам соответствующего субъекта Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют мест­ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется го­сударством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает мест­ное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, само­стоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти, что проявляется в организационной обособленности ор­ганов местного самоуправления в системе управления обществом.

Под самостоятельностью местного самоуправления следует понимать право населения муниципального образования непо­средственно или через своих представителей, без вмешательства каких-либо иных властных структур определять круг вопросов местного значения и решать их в соответствии с законами.

Европейская хартия местного самоуправления, действующая в рамках Совета Европы, членом которого является и Россия, уста­навливает следующие положения:

· органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточны­ми собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при выполнении своих функций;

· финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

· по меньшей мере часть финансовых средств органов мест­ного самоуправления должна формироваться из местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления впра­ве устанавливать в пределах, определенных законом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет систе­му гарантий, призванных обеспечить финансовую и организаци­онную самостоятельность местного самоуправления. Федеральные и региональные органы власти путем закрепления источников до­ходов должны обеспечивать муниципальные образования мини­мальными местными бюджетами для покрытия их минимально необходимых расходов. для того чтобы гарантии местного само­управления быть реальными, принимается ряд законодательных документов различных уровней, к примеру, разрабатываются госу­дарственные минимальные социальные стандарты, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и пр. Обеспечение ис­полнения решений, принятых в пределах своей компетенции орга­нами местного самоуправления, а также населением муниципаль­ных образований непосредственно, гарантируется использованием механизма государственного принуждения, в том числе через ор­ганы судебной власти.

Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В Конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения (например, городской район или территориально отдаленная часть города). Учредительным актом муниципального обра­зования является устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме.

Читайте так же:  Как оформить страховую пенсию по старости лицам, не являющимся гражданами рф

В уставе указываются:

— границы и состав территории муниципального образования;

— вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

— формы осуществления местного самоуправления;

— структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления;

— экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью;

— условия и по­рядок организации муниципальной службы;

— взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы.

Принятый устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ и вступает в силу после его официального опубликования.

Местное самоуправление осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Но основным звеном системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления.

К ним относятся:

а) представительные органы местного самоуправления;

в) иные органы и должностные лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяются уставом муниципального образования или законом субъекта РФ о местном самоуправлении. В отличие от депутатов Государственной Думы РФ и депутатов законодательных органов субъектов РФ депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от основного места работы.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырех лет.

Органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления включают:

— собственные полномочия, т.е. полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Конституцией РФ, федеральным законодательством и законами субъектов РФ;

— отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны об­щественного порядка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8673 —

| 7440 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Местное самоуправление, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской Федерации с начала 90-х гг. с принятием союзного (1990 г.), а затем российского (1991 г.) законов о местном самоуправлении. Вместе с тем следует иметь в виду, что идеи местного самоуправления получили свое развитие еще в дореволюционной России.

Так, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы АлександраIIпреследовали цель осуществить децентрализацию управления и обеспечить развитие начал местного самоуправления в России.

После 1917 г. в России в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Местное самоуправление (муниципа-лизм) отвергалось как буржуазный принцип организации местной власти, неприемлемый для Советского государства, централизованного по своей природе. Лишь в конце 80-х гг. поднимается вопрос о необходимости реформирования местной Советской власти на основе принципов местного самоуправления.

9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан.

6 июля 1991 г. в РСФСР был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Таким образом, были сделаны первые шаги на пути утверждения принципиально иных начал организации управления на местном уровне, нежели те, что были свойственны советской организации власти.

Конституция РФ 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях (сельского округа, района), которые именуются муниципальными образованиями.

Местное самоуправление представляет собой особый специфический уровень власти в государстве.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть – формы единой публичной власти (власти народа) в государстве.

Читайте так же:  Досрочный выход из декрета

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с дополнениями*.

* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378.

Согласно законуместное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

[3]

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Прежде всего, надо отметить, чтоместное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования.

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2.Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над их реализацией. Однако закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Местное самоуправление – это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная – это формы публичной власти, власти народа.

3.Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в законе. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; содержание и использование муниципального жилищного фонда; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания и др.). Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти, – самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 316 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Местное самоуправление представляет собой

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1] В современном мире большое… … Википедия

Местное самоуправление — (local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах – на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть… … Политология. Словарь.

Местное самоуправление — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его … Финансовый словарь

Местное самоуправление — (англ local self government) в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ* самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения,… … Энциклопедия права

Читайте так же:  Кто исполняет завещание

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из… … Юридический словарь

Местное самоуправление — Система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое… … Словарь бизнес-терминов

местное самоуправление — Самостоятельное руководство населением через выборные органы или непосредственно в делах конкретной административного района в пределах прав, установленных государством … Словарь по географии

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и… … Юридическая энциклопедия

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — одна из форм непосредственного народовластия, саморегулирующееся общественное устройство, позволяющее территориальным образованиям решать вопросы местного значения без привлечения органов центральной власти. Во всем мире местное самоуправление… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Местное самоуправление — гарантированное законом право территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно, под свою ответственность решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения. Местное… … Теория государства и права в схемах и определениях

Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление — одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

[2]

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

управление муниципальной собственностью (ст. 132)

обеспечение развития соответствующей территории

охрана общественного порядка (ст.132)

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Органы местного самоуправления

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

Представительные органы самоуправления;

Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления

Территориальная основа местного самоуправления — это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

[1]

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

Экономическая основа местного самоуправления — муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ

  • В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 66-67

    Скопировать библиографическую ссылку:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, са­мо­стоя­тель­ное (в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва) осу­ще­ст­в­ле­ние на­се­ле­ни­ем сво­ей пуб­лич­ной вла­сти по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния.

    Источники


    1. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

    2. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

    3. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
    4. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
    Местное самоуправление представляет собой
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here