Модели инклюзивного образования детей с овз

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Модели инклюзивного образования детей с овз". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые коллеги! В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.08.2015 года № 01/2384 «О проведении в 2015 году интернет-конкурса программно-методических материалов «Обучение без границ» в период с 07.09.2015 г. по 06.11.2015 г. ГБОУ ДПО ЧИППКРО на портале: http://ikt.ipk74.ru/forum проводит интернет-конкурс программно-методических материалов «Обучение без границ» (далее – интернет-конкурс).

Целью конкурса является обсуждение вопросов, связанных с выявлением и диссеминацией инновационного и профессионально-значимого опыта по актуальным проблемам сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурс организуется при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области в формате интернет-конкурса в заочной форме на добровольной основе с 07.09.2015 г. по 06.11.2015 г. и проходит в два этапа:

  1. первый этап – с 07.09.2015 г. по 09.10.2015 г. – размещение материалов на форуме;
  2. второй этап – с 10.10.2015 г. по 06.11.2015 г. – работа конкурсной комиссии и экспертной группой

Участник конкурса после прохождения процедуры регистрации на форуме самостоятельно размещает подготовленный материал (методические материалы, авторские программы, разработки занятий).

Требования к оформлению конкурсной работы:

  1. Конкурсная работа выполняется в текстовом редакторе Word (версия 97 или выше), Times New Roman, шрифт 14 пт через 1,5 интервала.
  2. Конкурсная работа может состоять из нескольких отдельных файлов: непосредственно конкурсная работа и иллюстративный, необходимый сопровождающий материал (диаграммы, компьютерные программы, видео, рисунки и т.д.). Каждый файл подписывается отдельно. Например, Иванова И.В., авторский урок по русскому языку и т.д.
  3. Максимальный объем каждого файла не должен превышать 6 Мб.
  4. Структура конкурсной работы должна соответствовать условиям конкурса и содержать следующие элементы: название номинации, краткие сведения об авторе (Ф.И.О. полностью), электронный адрес автора, полное название образовательной организации; краткую аннотацию работы: название работы; цели и задачи; ожидаемый или полученный результат (5-10 предложений).

Для педагога

Автор: Маховицкая Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»
Населённый пункт: п. Майский Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Модель системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 16.03.2018
Раздел: дошкольное образование

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОО

Крохина У.В, Неминущая Е.Л., Стародубцева О.А.,

МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский»

Совершенствование современной системы отечественного

образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации

предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и

развитию каждого ребенка. Идеи инклюзивного образования, закрепленные в

основных нормативно-правовых документах:

закон N 273 «Об образовании в

РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью

отвечают потребностям современного общества.

В ФГОС ДО определена стратегия развития дошкольного образования,

жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющим особые условия

дошкольным образованием является одним из основных и неотъемлемых

дальнейшего школьного обучения,

обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4 п. Майский»

организации функционирует 17 групп, из них 10 групп общеразвивающей, 7

– комбинированной направленности, функционирует логопункт,

[3]

Консультационного центра оказывается поддержка семьям, в которых дети-

Основные задачи, которые решает педагогический коллектив в системе

инклюзивного образования связаны, прежде всего:

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.

Образование и дети с ОВЗ

Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны. Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.

Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ. Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

История инклюзивного образования

Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия. В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.

Читайте так же:  Мед заключение форма 002 о у

Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.

В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь. А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому. Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива. Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным. Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др. В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья. Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки. Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Читайте так же:  Брак при изготовлении теплой обуви

Тема 4. Модели инклюзивного образования детей с овз

Задания для подготовки к практическому занятию:

Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.

Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешной интеграции ребенка с ОВЗ.

Разработать проекты (по примерному шаблону):

инклюзия в дошкольном образовании;

инклюзия в общеобразовательной школе;

инклюзия в системе дополнительного образования;

инклюзия в высшем образовании.

Примерный шаблон для проектов:

Какие задачи предстоит решить

Деятельность служб сопровождения (внешних и внутренних)

Особенности организации образовательного процесса

Практическое занятие (2 часа)

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования

Обзор нормативных актов

Условия успешной интеграции ребенка с ОВЗ.

профессиональной деятельности тьютора;

особенности работы педагога в инклюзивном классе;

проблемы вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс.

Модели инклюзивного образования на разных ступенях образования.

Представление проектов инклюзивного образования.

рекомендации и противопоказания для инклюзивного образования ребенка.

Элементы SWOT-анализа: выделение перспектив и трудностей реализации инклюзивных моделей образования детей с ОВЗ.

Условия успешности инклюзивного образования.

Тема 5. Образовательная среда для детей с овз

Задания и вопросы для подготовки к практическим занятиям:

Семинар 1 «Развивающая среда в инклюзивном образовании»

Составить проект образовательной среды для обучения детей с ОВЗ дошкольного (младшего школьного) возраста:

Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.

Использование возможностей сенсорной комнаты в инклюзивном образовании

Семинар 2 «Ресурсы образования детей с ОВЗ»

Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовить обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.

Реферат «Современная инклюзивная школа» (теоретический обзор или описание образовательной практики)

[1]

Заполнить терминологический словарь «Инклюзивное образование».

Практические занятия (4 часа)

Семинар 1 «Развивающая среда в инклюзивном образовании»

Образовательная среда в инклюзивном учреждении

Защита проектов образовательной среды в дошкольной группе ДОУ инклюзивного вида (образовательной среды класса для детей с ОВЗ).

Использование технических средств обучения в образовательном процессе.

Презентация технических средств обучения для разных категорий детей

Групповая работа: Составление рекомендаций по использованию технических средств в образовательном процессе.

Использование возможностей сенсорной комнаты в образовании детей с ОВЗ

Обсуждение возможностей сенсорной комнаты

Семинар 2 «Ресурсы образования детей с ОВЗ»

Терминология инклюзивного образования

Использование современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья.

[2]

Обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.

Обсуждение, определение доступности, выделение достоинств различных технологий.

Значение ДОТ в расширении возможностей инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы и на дому.

Обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.

Групповая работа: составление проекта организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.

Современная инклюзивная школа

Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

Модели инклюзивного образования детей с овз

Известно, что к лицам, имеющим особые образовательные потребности, могут быть отнесены одаренные дети, дети мигрантов, лица с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Среди данных групп обучающихся лица с ОВЗ занимают особое место, так как они имеют более уязвимый социальный статус, в большей степени нуждаются в поддержке и сопровождении. Именно поэтому первоначально инклюзивное образование стало развиваться в отношении данной категории обучающихся [3]. В настоящее время разные страны мира уже накопили определенный опыт реализации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ. Рассмотрим основные модели реализации инклюзивного образования в конкретных европейских странах.

В Финляндии инклюзивное образование закреплено на законодательном уровне. В законе отражена доступность образования для лиц с ОВЗ, предусматривающая создание дифференцированной среды обучения в зависимости от характера нарушения. Внесены специальные изменения в национальный учебный план, обеспечивающие интегрированного обучение лиц с ОВЗ в массовых школах [5]. Кроме того, существует система государственных образовательно-консультативных центров, которые организуют сопровождение и поддержку обучающихся с ОВЗ, их родителей и педагогов. Сотрудниками центра проводятся долгосрочные курсы, организуемые в самом центре, краткосрочные курсы на базе обычных школ, а также мастер-классы по обучению детей с ОВЗ. Педагогов обучают работе с детьми с разными проблемами. Таких центров в Финляндии 7. Но расположены они неравномерно, на севере всего 1. Проблемой является то, что дети попадают в центр поздно, так как нет единой национальной базы данных о детях с ОВЗ.

В стране организуется подготовка кадров для реализации инклюзивного обучения. Так, в Лапландском университете разработан специальный курс «Обучение преподавателей» (60 кредитов). Данная программа рассчитана на обучение любых специалистов, которые хотят стать учителями. Основные принципы подготовки учителя: интерпретирующий, инклюзивного обучения, исследовательский [3].

На муниципальном уровне инклюзия может быть реализована в форме работы в одном классе, созданном из двух групп обучающихся (обычно развивающихся школьников и детей с ОВЗ), двух педагогов (иногда к ним присоединяется специальный педагог или ассистент). Количество детей в таком объединенном классе может достигать 25 учеников.

Поддержка обучающихся осуществляется следующим образом: дети с ОВЗ поступают в школу по месту жительства. В ней с такими детьми работает команда специалистов (директор, учитель, специальный педагог, помощник учителя, медицинские сестры). Регулярно эта группа собирается для обсуждения проблем конкретного ребенка. В случае возникновения проблем родители и учителя могут обратиться к психологу.

Также инклюзивное обучение реализуется в виде существования специальных классов в обычных массовых школах. В таких специальных классах обучаются, как правило, дети с более тяжелыми или со сложными, сочетанными нарушениями. С ними работают 2 — 3 специальных педагога и ассистент. Количество детей — до 10 человек. Каждый ребенок с ОВЗ имеет свой индивидуальный план обучения. По окончании школы они получают справку об окончании школы.

Читайте так же:  Как установить перегородку в общем коридоре многоквартирного дома

Основной проблемой, с которой сталкиваются педагоги массовых школ является недостаточная разработанность методического сопровождения инклюзивных практик обучения. На наш взгляд, новой и перспективной формой сопровождения детей с ОВЗ, разработанной в Финляндии, является взаимодействие учителей, со-учительство.

В Швеции законодательно закреплено право детей с ОВЗ обучаться в массовой школе. При этом государство осуществляет социальную и финансовую поддержку таких школ. В университетах во всех программах подготовки учителей есть обязательные курсы по специальному образованию (15 кредитов). Основы инклюзивного мышления формируются на всех предметах, всеми преподавателями.

На муниципальном уровне существует практика зачисления детей с ОВЗ в обычный класс, при этом, несколько часов в неделю они занимаются со специальным педагогом в отдельной группе. Основной своей задачей педагоги считают подготовку ребенка к тому, чтобы он мог полностью обучаться только в обычном классе. При наличии каких-либо проблем у ребенка с ОВЗ в школе, собирается комиссия (педагогический совет), которая расследует ситуацию и принимает меры (вплоть до направления на лечение в больницу). В классах и группах, где обучаются дети с ОВЗ, работают 2 педагога.

Основные вызовы организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в Швеции заключаются в формировании общего подхода к пониманию и способам реализации такого обучения [4].

В Норвегии существует закон о доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. При этом для детей с ОВЗ существуют государственные центры, специализирующиеся на оказании помощи отдельным категориям (детям с синдромом раннего детского аутизма, с нарушениями слуха, зрения и т.д.)[1].

Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования осуществляется в университетах. Будущие педагоги имеют возможность изучать курс специальной педагогики, который содержит раздел, посвященный инклюзивному обучению, при этом они имеют возможность на практике познакомиться с опытом реализации инклюзивного образования в странах Евросоюза.

На муниципальном уровне инклюзивное обучение реализуется в общеобразовательной школе путем включения ребенка с ОВЗ в классный коллектив. При этом в таком классе кроме учителя работает ассистент, внимание которого направлено на данного ребенка. Как правило, таких детей в школах немного: несколько человек, каждый ребенок в отдельном классе. Ребенок с ОВЗ, обучающийся в общеобразовательной школе, получает поддержку и сопровождение. Школа определяет, какие специалисты, и в каком количестве должны осуществлять такое сопровождение. При возникновении каких-либо проблем у ребенка с ОВЗ в школе, собирается педагогический совет, который анализирует ситуацию и принимает решение.

Курируют систему инклюзивного обучения муниципалитеты (от них школы получают социальную и финансовую поддержку) [5].

На наш взгляд, основные перспективы развития инклюзивного образования в Норвегии связаны с дальнейшей разработкой методического обеспечения инклюзивного обучения, с углублением содержания коррекционной работы с разными категориями детей с ОВЗ.

В Дании инклюзивное образование не только закреплено законодательно, но и создана национальная стратегия реализации инклюзивного образования, которая заключается в том, что национальный ресурсный центр руководит процессом внедрения инклюзивного обучения. Существует оперативная группа из представителей разных университетов страны, которые проводят исследования в области инклюзивного образования, следят за работой муниципалитетов в области внедрения инклюзивного обучения [5].

Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования осуществляется в системе бакалавриата и магистратуры. При подготовке учителя акцент делается на анализ конкретных педагогических ситуаций и действий учителя в них. Разрабатываются методические рекомендации, включающие описание различных проблемных педагогических ситуаций и регламентацию действий учителя в случае их возникновения. Учебный план предусматривает курс специальной педагогики, обязательный для всех студентов колледжа, обучающихся по педагогическим программам. Кроме того, существует возможность углубленного изучения практических аспектов работы с учащимися с ОВЗ. В случае выбора такого курса студент получает дополнительную специализацию в данной области.

В Дании родители имеют право обучать ребенка там, где они проживают. Реализуется это право конкретным образовательным учреждением, которое должно создать все условия для такого ребенка. В муниципальных органах образования есть специалисты (психологи, логопеды, специальные педагоги и т.п.), которые направляются в конкретную школу для поддержки конкретных учащихся. В общеобразовательных школах обучаются как отдельные учащиеся с ОВЗ, так и группы таких детей. Таким образом, реализуется так называемый «дифференцированный подход» в инклюзивном образовании. С детьми с ОВЗ в течение учебной недели проводятся дополнительные виды занятий (вне классного коллектива). В такие группы могут объединяться дети из разных классов одной параллели с учетом их школьных трудностей. В школах создаются педагогические консилиумы, которые обсуждают проблемы реализации инклюзивного обучения конкретного ребенка. Педагоги школ активно вовлекаются в такую систему работы, которая пока только формируется.

В настоящее время, на первый план в системе образования в Дании выходит проблема разработки механизмов реализации инклюзивного обучения на муниципальном и школьном уровнях.

Во Франции принят ряд законов, обеспечивающих равенство прав и возможностей граждан, в том числе в области образования. Государство обеспечивает создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде, включая финансирование приобретение необходимых технических средств и оплату работы специалистов (помощников учителя в школьном сопровождении для индивидуальной и коллективной интеграции). Кроме того, существуют государственные ресурсные центры для сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в массовой школе.

Подготовка педагогов для инклюзивного образования реализуется в университетах.

В настоящее время на муниципальном уровне инклюзивное обучение представлено во Франции двумя формами: дети с ОВЗ учатся в обычном классе совместно с остальными детьми под руководством неспециализированного учителя (это класс так называемой «школьной инклюзии»); дети с ОВЗ обучаются в специальном классе для детей-инвалидов под руководством специального учителя («класс педагогической интеграции»).

Читайте так же:  Как выплачиваются дивиденды по акциям

Класс школьной инклюзии является открытым классом, который ученик с ОВЗ может покидать его в определенные моменты школьного дня для индивидуальной или групповой работы со специальным педагогом. Специальные педагоги (как правило) работают в ресурсных центрах, и в соответствии с графиком посещают всех учеников, закрепленных за центром, оказывая им и учителям необходимую помощь.

Время инклюзии постепенно увеличивается, что позволяет ребенку перейти от «класса школьной инклюзии» к полной индивидуальной инклюзии.

Педагоги Франции считают, что такая форма инклюзии весьма эффективна для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Однако для глухих и умственно отсталых детей она оказывается не совсем приемлемой. Для этих категорий детей стали открываться классы педагогической интеграции, которые представляют собой открытую систему, объединяющую время от времени и при необходимости учеников средней и старшей школы для необходимого сопровождения и контроля, требующих больших временных затрат.

Для каждого ученика-инвалида разрабатывается индивидуальный план школьного обучения. Он определяет условия протекания школьного процесса, а также педагогические, психологические, социальные, медицинские мероприятия, адекватные особым потребностям ребенка.

Основные проблемы реализации инклюзивного образования во Франции заключаются в разработке методического сопровождения инклюзивных практик, недостаточная обеспеченность кадрами.

Таким образом, анализ образовательных систем разных стран в аспекте реализации инклюзивных практик показывает, что обязательной базой для осуществления инклюзивного образования является система законодательных актов, предусматривающих как декларацию необходимых прав и свобод, так и механизмы их обеспечения. При этом национальные образовательные системы должны иметь четкую концепцию и стратегию реализации инклюзивного образования, включающую систему подготовки кадров. На муниципальном уровне должно быть обеспечено эффективное научно-методическое сопровождение инклюзивных практик.

Опыт, накопленный в области инклюзивного обучения, свидетельствует о том, что пока система образования ни одной из европейских стран не содержит всех вышеуказанных необходимых компонентов.

Рецензенты:

Васильева Е.Ю., д.п.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск.

Симонова Н.Н., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск.

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

  • интегративной цели,
  • интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо;
  • взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
  • взаимного согласия и договоренности наиболее полного участия в общем деле.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

  • раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
  • наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

  • разработка инклюзивной политики
  • развитие инклюзивной практики
  • создание инклюзивной культуры

Инклюзия в образовании — это

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.
  • Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права учеников на получение образования в школах,

расположенных по месту жительства.

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру о невыплате заработной платы

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

Создание инклюзивной культуры — создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

На Западе в 60-70-е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг. интеграция — это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Презентация «Модели инклюзивного образования»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Модели инклюзивного образования Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Подлинная и формальная инклюзия Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ

  • Практическое отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ;
  • Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы;
  • Недостаток в общеобразовательных учреждениях квалифицированных кадров, владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
  • Отсутствие целенаправленной, систематической, государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток;
  • Несформированность, с одной стороны, адекватного отношения общества к детям с ОВЗ, и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.

Условия успешной интеграции детей с ОВЗ:

  • Демократичное общество и правовая защищенность
  • Приоритет интересов ребенка
  • возможность: выбора модели инклюзии
  • Добровольное согласие родителей детей с ОВЗ
  • Готовность ребенка с ОВЗ
  • Готовность здоровых детей к совместному обучению
  • Доброжелательная атмосфера в сообществе детей, родителей, педагогов
  • Готовность общества в целом
  • Система ранней диагностики отклонений
  • Финансовое обеспечение
  • Подготовка воспитателей, кл. руководителей, учителей-предметников к работе в инклюзивном классе
  • Специальное обустройство пришкольной территории, мест общественного пользования, классов.

Например: пандусы, подъемники, приспособленные для колясочников двери

Специальное учебное оборудование, учебные материалы

Видео (кликните для воспроизведения).

Например: индивидуальная звукоусиливающая аппаратура

Источники


  1. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  2. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

  3. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
  4. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
Модели инклюзивного образования детей с овз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here