Муниципальные правовые акты могут приниматься

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Муниципальные правовые акты могут приниматься". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Муниципальные правовые акты

Вернуться назад на Муниципальный акт

В теории права общепризнано, что правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает, прежде всего, из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты принимаются:

• по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
• по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ или субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Специально муниципальным правовым актам Федеральный закон посвящает гл. 7.

Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);
3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения.

Последние могут быть двух видов:

• устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
• по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, а также глава местной администрации, работающий по контракту, издают постановления и распоряжения. Постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а распоряжения — по вопросам организации работы местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В системе муниципальных правовых актов на первом месте стоит устав муниципального образования как главный нормативный юридический документ по вопросам жизни муниципального образования, деятельности муниципальных органов и развития непосредственной демократии на муниципальном уровне; к тому же по Закону устав — это еще и акт высшей юридической силы в системе муниципального правотворчества. Далее надо поставить решения, принятые на местном референдуме: они также обладают высшей юридической силой, но не менее существенно и то, что, как правило, на местные референдумы выносятся важные вопросы развития муниципальной территории. Вслед за ними следуют решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила поведения (например, принятие муниципального бюджета, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и т.д.).

Говоря о втором виде решений представительного органа, касающихся его собственной деятельности, отметим, что значение для населения может быть скромнее — в связи с формированием органа (например, об образовании постоянных комиссий) и участием в его работе, а это не всегда касается каждого местного жителя.

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца

На следующую позицию могут претендовать акты главы муниципального образования с функциями главы местной администрации и акты главы местной администрации по контракту — постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Более целевое назначение и узкую направленность имеют постановления и распоряжения председателя представительного органа, поскольку они издаются по вопросам деятельности данного органа (например, подготовка и созыв сессии, назначение на должность и увольнение с должности работников аппарата представительного органа и т.д.). То же самое можно сказать о распоряжениях и приказах иных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальное право
Федеральный акт
Нормативный акт
Локальный акт
Трудовой акт

Статья 7. Муниципальные правовые акты

Комментарий к статье 7 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  1. Часть 1 комментируемой статьи наделяет субъектов, решающих вопросы местного значения, правом принимать муниципальные правовые акты.

Нормативные правовые акты – это акты, изданные в установленном порядке управомоченным органом, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы и соответственно меняющие объем прав, обязанностей и ответственности субъектов . Нормативные правовые акты рассчитаны на многократное применение и длительное существование.

Руководитель муниципального образования / Под ред. И.А. Кокина. М., 2006. С. 490.

В отличие от государственных актов, муниципальные правовые акты обладают следующими признаками:

а) в большинстве случаев принимаются по вопросам местного значения, как исключение могут быть приняты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

б) существует два основных способа принятия муниципальных правовых актов: непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе и органом или должностным лицом местного самоуправления;

в) должны быть документально оформлены, т.е. они должны быть приняты в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов, к которым относятся название муниципального образования, наименование правового акта, подпись главы муниципального образования;

г) обязательны для исполнения на территории муниципального образования;

д) устанавливают, изменяют общеобязательные правила или имеют индивидуальный характер.

К субъектам, обладающим правом принимать муниципальные правовые акты, относятся:

– население муниципального образования;

– представительный орган муниципального образования;

– глава муниципального образования;

– глава местной администрации;

– иные органы и должностные лица местного самоуправления (например, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования).

Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципальных правовых актов (см. комментарий к ст. 43). Среди них высшей юридической силой обладают:

– устав муниципального образования;

– оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан.

Устав муниципального образования – основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Иногда устав муниципального образования называют “малой конституцией”, так как и конституция, и устав муниципального образования обладают рядом особенностей:

– предполагают наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав (население муниципального образования);

– имеют учредительный характер (устав придает юридический характер сложившимся муниципальным отношениям);

– имеют всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования (устав регулирует все стороны жизнедеятельности местного сообщества);

– обладают высшей юридической силой среди муниципальных правовых актов (все муниципальные правовые акты должны соответствовать уставу, а также заложенной в нем концепции, принципам и нормам);

– являются основой для дальнейшего нормотворчества (для реализации устава необходимо принятие иных муниципальных правовых актов);

– обладают особым порядком принятия;

– являются одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления (см. комментарий к ст. 44).

Относительно решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан (см. комментарий к ст. 45), образуются полярные мнения. Многие специалисты отмечают, что в России население не привыкло участвовать в местном нормотворчестве, не понимает необходимость этого и не стремится к реализации своих прав. Свидетельством тому является, например, низкая явка населения на референдумы. С другой стороны, в законах отдельных субъектов РФ не предусматривается возможность для полноценного участия населения в принятии решений. В частности, закрепляется, что решения схода носят рекомендательный характер (Владимирская область), право граждан на принятие решений путем референдума ограничивается рамками только наиболее важных вопросов (Нижний Новгород, Надым) .

Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2007. С. 85.

Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования оформляются в виде следующих решений:

1) решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (например, нормативные правовые акты, регламентирующие наиболее важные общественные отношения на местном уровне: порядок проведения муниципальных выборов, порядок управления муниципальной собственностью, организация межмуниципального сотрудничества и т.п.);

2) решения по вопросам организации деятельности органов муниципального образования (например, регламент местной администрации, регламент представительного органа муниципального образования, положения о постоянных комиссиях и т.д.).

По общему правилу решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Акты, издаваемые главой муниципального образования, в зависимости от статуса главы муниципального образования могут быть оформлены в двух основных организационных формах:

1) постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае выполнения главой муниципального образования обязанностей главы представительного органа муниципального образования;

2) постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных переданных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации деятельности местной администрации в случае выполнения главой муниципального образования обязанностей главы местной администрации.

Муниципальные правовые акты, издаваемые иными должностными лицами местного самоуправления. К иным должностным лицам местного самоуправления относятся:

– глава (председатель) контрольного органа муниципального образования;

– председатель избирательной комиссии муниципального образования;

Читайте так же:  Виды субъектов гражданских правоотношений

– заместители главы местной администрации;

– руководители структурных подразделений местной администрации и т.д.

Муниципальные правовые акты иных должностных лиц издаются в форме распоряжений и приказов.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи при реализации возложенных на них отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления также могут принимать соответствующие правовые акты, но лишь на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ.
  2. Часть 3 ст. 7 комментируемого Закона закрепляет обязательность муниципальных правовых актов и устанавливает пределы их действия в пространстве – территорию муниципального образования. Юридическая сила муниципальных правовых актов определяется тем, что при решении вопросов местного значения органы и должностные лица местного самоуправления наделены юридически-властными полномочиями, а при реализации отдельных государственных полномочий – государственно-властными.

За неисполнение муниципальных правовых актов на виновных может быть наложена ответственность, которая может носить различный характер (см. комментарий к ст. ст. 71 – 74). Кроме того, неисполнение муниципальными служащими муниципальных правовых актов может повлечь дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ .

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации – Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (постатейный). М., 2007. С. 43.

  1. Российская правовая система в качестве основополагающих принципов провозглашает принцип верховенства закона и иерархичности правовой системы. Часть 4 комментируемой статьи определяет место муниципальных правовых актов в системе правовых актов РФ. Вследствие того, что органы местного самоуправления являются низовым звеном публичной власти, муниципальные правовые акты должны соответствовать положениям всех вышестоящих нормативных актов.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ. Муниципальные правовые акты носят подзаконный характер.

  1. Часть 5 комментируемой статьи регламентирует действия органов местного самоуправления в случае наличия коллизий между различными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ. В таком случае орган местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ, либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ противоречащим закону полностью или частично . Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании акта противоречащим действующему законодательству по следующим вопросам:

Комментарий А.А. Подсумковой, С.Е. Чаннова к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (отв. ред. С.Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации – Ось-89, 2008 (издание четвертое, переработанное).

– организации местного самоуправления;

– установления прав, обязанностей, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

До вступления в силу решения суда органы местного самоуправления не вправе принимать муниципальные правовые акты, противоречащие соответствующим положениям законов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ, содержание которых является предметом судебного рассмотрения.

  1. Часть 6 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 176-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и статьи 7 и 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов”.

Обязательной экспертизе подлежат муниципальные нормативные правовые акты, в которых затрагиваются:

1) вопросы осуществления предпринимательской деятельности,

2) вопросы осуществления инвестиционной деятельности.

Целями экспертизы муниципальных нормативных правовых актов являются:

– оценка регулирующего воздействия органов местного самоуправления на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности;

– выявление и устранение положений, необоснованно затрудняющих осуществление данных видов деятельности, так называемых “административных барьеров”;

– выявление и устранение норм, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, т.е. содержащие “завышенные требования”;

– выявление и устранение положений, способствующих возникновению необоснованных расходов местных бюджетов;

Видео (кликните для воспроизведения).

– выявление и устранение коррупционных факторов.

Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов будет проводиться органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами на основе законов субъекта РФ.

Вместе с тем следует отметить неэффективность проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов самими органами местного самоуправления, разработавшими и принявшими эти акты. В данном случае экспертиза была бы объективнее, если бы ее осуществляли независимые антикоррупционные агентства (сегодня в России отсутствуют), вузы или иные субъекты, не находящиеся в подчинении у органов местного самоуправления (см. комментарий к ст. 46).

Данные нововведения применяются в отношении: городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, – с 1 января 2015 г.; муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения – с 1 января 2016 г.; иных муниципальных образований – с 1 января 2017 г.

Глава І Муниципальные правовые акты в системе российского законодательства

1.1. Понятие и свойства муниципального правового акта

Муниципальный правовой акт – это письменный документ, принятый населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательный для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила или имеющий индивидуальный характер.[1]

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты входят в правовую систему Российской Федерации и являются властными предписаниями населения муниципального образования либо уполномоченных действовать от его имени органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Заявление о предоставлении земельного участка в аренду

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления граждан и органами местного самоуправления в переделах их полномочий, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[2]

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям на виды:


В зависимости от предмета регулирования, от сферы действия, от формы и способа их принятия, от органа или должностного лицах издавшего, по юридическим свойствам и юридической силе и т. д.

В зависимости от сферы действия муниципальные правовые акты можно классифицировать по предметному действию: действию во времени, действию в пространстве, действию по кругу лиц. По характеру содержащихся в правовом акте предписаний муниципальные правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Муниципальный правовой акт – официальный письменный документ, принятый в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами, содержащий нормы права, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение. Кроме того, они обладают рядом определенных особенностей: содержат корпоративные нормы, исходящие из местного сообщества и регламентирующие деятельность этого сообщества, охватывают вопросы местного значения, а так же отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; являются юридическизначимым волеизъявлением.

Муниципальный индивидуальный правовой акт, напротив, имеет неноримотивный, исполнительно – распорядительный характер и устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц либо лица. Они персонифицированы, т. е. их адресатом является отдельные лица.

Видовое разнообразие муниципальных правовых актов обуславливает внутреннюю дифференцированность образуемой ими системы и ее иерархическое построение в зависимости от соотношения правовых актов по юридической силе.

Федеральный законодатель воспроизводит следующую классификацию муниципальных правовых актов, определяя её как систему муниципальных правовых актов:

1. Уставов муниципального образования и правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан)

2. Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

[2]

3. Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

1.2. Порядок разработки и принятия муниципальных правовых актов

Принятие муниципальных правовых актов – это правотворческий процесс, т.е. урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления деятельности управомоченных органов и (или) должностных лиц по изданию правовых актов, состоящий из ряда последовательных этапов на каждом из которых решаются самостоятельные задачи нормотворческой деятельности.

Правотворческой инициативой признается официальное внесение правомочным субъектом в орган местного самоуправления проекта нормативного правового акта, влекущее за собой обязанность органа местного самоуправления рассмотреть и принять либо отклонить его.

Основными стадиями нормотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления являются:

1) планирование работ по разработке муниципального правового акта;

2) подготовка проекта муниципального правового акта;

3) согласование с заинтересованными органами и должностными лицами муниципального образования и правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов;

4) внесение проекта муниципального правового акта в соответствующий правотворческий орган;

5) обсуждение проекта и подготовка к принятию;

6) принятие (подписание) муниципального нормативного правового акта;

7) официальное опубликование (обнародование) муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования;

8) толкование муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных соответствующим нормативным правовым актом;

9) систематизация и учет муниципальных правовых актов;

10) контроль за исполнением муниципального правового акта;

11) отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия.

В целях создания единой системы муниципальных нормативных правовых актов, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений на территории муниципального образования нормотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на плановой основе.

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов, не включенных в план нормотворческой деятельности, по поручению соответствующего нормотворческого муниципального органа.

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов могут быть текущими (рассчитанными на срок не более одного года) и перспективными (рассчитанными на срок до пяти лет).

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов формируются с учетом программ и планов нормотворческой деятельности федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти.

Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется регламентом соответствующего муниципального органа.

Глава муниципального образования, представительный и исполнительный орган муниципального образования (в зависимости от структуры органов местного самоуправления) информируют друг друга об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов в течение 10 дней со дня их утверждения.

Подготовка муниципальных правовых актов

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Читайте так же:  Должностная инструкция медицинской сестры поликлиники

Разработка муниципальных правовых актов, внесенных в план нормотворческих работ, осуществляется ответственным органом (структурным подразделением) или должностным лицом местного самоуправления, указанным в плане.

Разработка муниципального нормативного правового акта может также проводиться на конкурсной основе в порядке, установленном для муниципального заказа.

В случае представления проекта муниципального нормативного правового акта муниципальному органу и должностному лицу, к компетенции которых относится принятие представленного проекта, в порядке правотворческой инициативы граждан указанные лица обязаны рассмотреть его в установленном порядке, принять или дать обоснованный отказ.

Для оценки соответствия проекта муниципального нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта РФ, уставу муниципального образования и юридической технике до принятия (издания) правового акта проводиться его правовая экспертиза.

В случае, если реализация муниципального нормативного правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, проводится финансово — экономическая экспертиза проекта правового акта порядке, установленном соответствующим органом (должностным лицом) местного самоуправления.

Для оценки качества внесенного проекта муниципального нормативного правового акта, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов и для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.

Органы и должностные лица местного самоуправления в пределах их полномочий организовывают и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу своих нормативных правовых актов в связи с изменением действующего законодательства и (или) с исключением внутренней противоречивости акта, и в случае необходимости разрабатывают соответствующий проект для принятия.

Вступление в силу муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты принимаются путем их подписания уполномоченными должностными лицами в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

[3]

Датой принятия муниципального правового акта считается день его принятия на заседании представительного органа местного самоуправления, подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Официальным обнародованием муниципального нормативного правового акта считается его доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио, путем оглашения на сходах граждан, размещения на информационных специальных стендах и в иных общедоступных местах, рассылки государственным органам, должностным лицам, организациям с обязательным указанием, что это является официальной информацией органов местного самоуправления.

Муниципальные ненормативные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом муниципальном ненормативном правовом акте.

Текст муниципального нормативного правового акта, в который внесены изменения, по решению нормотворческого органа может быть официально опубликован в соответствующих официальных печатных органах с учетом всех внесенных в него изменений. При этом вместе с датой принятия (подписания) муниципального нормативного правового акта указываются все его источники официального опубликования.

[1]

В случае, если при официальном опубликовании муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником муниципального правового акта в том же издании публикуется официальное извещение органа, принявшего муниципальный правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.

Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Муниципальные нормативные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Муниципальные правовые акты: понятие и система

В теории права общепризнано, что правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления.

Читайте так же:  Трудовой договор с генеральным директором

Муниципальные правовые акты принимаются:

  • по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ или субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Специально муниципальным правовым актам Федеральный закон 2003 г. посвящает гл. 7. Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);
  3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования .

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения . Последние могут быть двух видов:

  • устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
  • по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом 2003 г.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, а также глава местной администрации, работающий по контракту, издают постановления и распоряжения . Постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а распоряжения — по вопросам организации работы местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В системе муниципальных правовых актов на первом месте стоит устав муниципального образования как главный нормативный юридический документ по вопросам жизни муниципального образования, деятельности муниципальных органов и развития непосредственной демократии на муниципальном уровне; к тому же по Закону устав — это еще и акт высшей юридической силы в системе муниципального правотворчества. Далее надо поставить решения, принятые на местном референдуме: они также обладают высшей юридической силой, но не менее существенно и то, что, как правило, на местные референдумы выносятся важные вопросы развития муниципальной территории. Вслед за ними следуют решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила поведения (например, принятие муниципального бюджета, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и т.д.).

Говоря о втором виде решений представительного органа, касающихся его собственной деятельности, отметим, что значение для населения может быть скромнее — в связи с формированием органа (например, об образовании постоянных комиссий) и участием в его работе, а это не всегда касается каждого местного жителя.

На следующую позицию могут претендовать акты главы муниципального образования с функциями главы местной администрации и акты главы местной администрации по контракту — постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более целевое назначение и узкую направленность имеют постановления и распоряжения председателя представительного органа, поскольку они издаются по вопросам деятельности данного органа (например, подготовка и созыв сессии, назначение на должность и увольнение с должности работников аппарата представительного органа и т.д.). То же самое можно сказать о распоряжениях и приказах иных должностных лиц местного самоуправления.

Источники


  1. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.

  2. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Муниципальные правовые акты могут приниматься
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here