Начало формирования абсолютизма нашло выражение в

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Начало формирования абсолютизма нашло выражение в". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Начало формирования абсолютизма нашло выражение в

26. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

Петр I за четверть века, века XVIII, совсем не столько стремительного, как XIX и уж тем более XX, превратил Россию в великую державу, не уступающую по своей промышленной и военной силе развитым европейским странам того времени. Петр Великий приобщил Россию к прогрессивным достижениям западной культуры, открыл выход к Балтийскому морю, чего желали добиться московские правители начиная с XVI в. Страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала ведущей на востоке и севере континента. Большая часть петровских нововведений продемонстрировала удивительную живучесть. Государственные учреждения, созданные Петром I, функционировали весь XVIII в., а некоторые и далее. Рекрутские наборы, введенные при Петре Великом, просуществовали в России до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, как и сама Российская империя, – до 1917 г.

Российская империя создавалась:

1) при дальнейшем укреплении крепостничества, что приостанавливало формирование капиталистических отношений;

2) при сильнейшем налоговом нажиме на население. 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира (торжества продолжались несколько недель) Сенат вручил Петру I титулы Великого императора всероссийского и «отца отечества». Вместе с принятием Петром I титула императора Россия становится империей. Возросший международный авторитет государства сказался в том, что его признали империей европейские страны: Пруссия, Голландия, Швеция, Дания в 1722–1724 гг., Англия и Австрия в 1742 г., Франция – в 1744 г. И позднее всех Российскую империю признала Польша – в 1764 г.

Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии: 1) царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников; 2) неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, а именно «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает»; 3) внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий»; 4) произошла бюрократизация аппарата управления и его централизация; 5) реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.

Абсолютизм – это высшая форма феодальной монархии.

Характерные признаки абсолютизма:

1) ее возникновение предполагает определенный уровень денежных отношений и крупной промышленности;

2) денежные отношения создают предпосылки для финансирования разросшейся военной и гражданской бюрократии;

3) возникновение крупной промышленности формировало материальную основу для строительства регулярной армии и флота;

4) абсолютная монархия представляет прежде всего интересы дворянства.

Отличие российского абсолютизма от классического западно-европейского:

1) он не возник под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием;

2) российский абсолютизм сформировался на кре-постническо-дворянской основе;

Что такое Абсолютизм? Значение и толкование слова absoljutizm, определение термина

— неограниченная монархия , форма правления , при которой верховная власть всецело принадлежит монарху . Свойственна феодальному государству. При А. государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция . Деятельность органов сословного представительства, как правило , прекращается. Расцвет А. в странах Западной Европы пришелся на XVII—XVIII вв. В России существовал в XVIII— начале XX вв. (см. Самодержавие ). Ликвидирован в большинстве стран буржуазными революциями.

[1]

социально-политическая система, складывающаяся в период перехода от традиционного к индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил в обществе. Для абсолютизма характерно укрепление основных институтов власти и ее централизация .

— форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16- 18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью . В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия , полиция, налоговая служба, суды. Наиболее характерный пример абсолютизма — Франция в правление короля Людовика XIV, который считал себя наместником Бога на Земле.

— тип государственной власти, складывавшийся в различных странах. Для абсолютизма характерны следующие основные черты: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами, существование разветвленного бюрократического аппарата; централизация , унификация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; существование постоянных армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.

Начало формирования абсолютизма во II половине XVII в.

Государственный строй России второй половины XVII в. эволюционировал к абсолютизму, т.е. неограниченной и бесконтрольной власти монарха.

Специфика истории нашей страны состоит в отставании ее экономики от политического устройства. Решающее влияние на создание единого государства оказала внешняя опасность. Эта же опасность, угроза потерять независимость форсировали утверждение абсолютизма. Угроза со стороны более развитых стран с Запада и систематические грабительские набеги с юга вынуждали государство держать в постоянной готовности значительные вооруженные силы, расходы на содержание которых превосходили материальные ресурсы населения. Только неограниченная власть монарха могла принудить население приносить жертвы государству. Имели значение и прочие факторы: огромные размеры территории страны, не прекращавшаяся колонизация, соперничество боярства с основной массой дворян, позволявшее монарху лавировать между ними, городские восстания середины XVII в. и др.

Переход России к абсолютизму прослеживается в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как земские соборы, в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы, в повышении значимости непородных людей в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для светской власти ее соперничества с властью церковной.

Укрепление самодержавия нашло отражение в титуле. Вместо прежнего, «государь, царь и великий князь всея Руси», после воссоединения Украины с Россией он стал звучать так: «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В новом титуле должны быть отмечены два момента: идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.

Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Уложением 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя.

В повседневном обиходе величие царской власти подчеркивалось пышно-торжественными церемониями появления царя перед народом. Использовались все средства для внушения идеи о божественном происхождении царской власти: роскошное убранство помещений, красочность и сказочное богатство одежды, торжественность жестов, походки. Условный ритуал беспредельно господствовал не только в сфере официального представительства, приеме и отпуске послов, но и глубоко проник в будничный быт двора; регламентировалось все — от царской трапезы до отхода ко сну.

Читайте так же:  Если двое детей какой налоговый вычет

Другим свидетельством усиления самодержавия было падение значения земских соборов. Пора их расцвета относится к десятилетиям, когда царская власть после потрясения начала столетия нуждалась в активной поддержке сил, на которые она опиралась, — широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились вопросы, связанные как с внешнеполитическими акциями правительства, так и внутренней жизни страны.

Были годы, когда в напряженной обстановке борьбы с польско-шведскими интервентами и отголосками движений начала века еще не окрепшая верховная власть нуждалась в почти непрерывной деятельности земских соборов. Таковы соборы 1613 — 1615, 1616 — 1619, 1619 — 1622 гг. Земские соборы этого десятилетия обсуждали вопросы мобилизации ресурсов для подавления движения казачества, а также введения чрезвычайных налогов в пользу служилых людей, боровшихся с польско-шведскими войсками, и на ликвидацию последствий разорения страны.

Затем в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв и очередные соборы заседали в связи с внешнеполитическими событиями: Смоленской войной (1632 и 1634), обострением отношений с Крымским ханством (1636 — 1639) и взятием Азова донскими казаками (1642). Два земских собора (1648 и 1650) правительство царя Алексея Михайловича созвало в связи с городскими восстаниями в Москве и Пскове.

Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Это утверждение заслуживает внимания вследствие того, что появились труды, авторы которых открыли множество земских соборов, ранее неизвестных науке. Собор в переводе на современный язык означает совещание. Земскими соборами принято считать совещания с непременным участием в нем трех составных частей или курий: Освященного собора (духовных иерархов), Боярской думы и представителей Земли. Отсутствие одной из курий, прежде всего представителей Земли, лишает права причислять такие совещания к земским соборам, их следует называть просто Соборами.

Угасание этого института в последующие десятилетия выразилось в том, что правительство перешло к практике приглашения на совещания лишь представителей сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. К ним относится совещание с торговыми людьми, вызванными в Москву в 1662 г. в связи с финансовым кризисом: правительство пыталось выяснить причины обесценивания денег и вызванного им Медного бунта.

На так называемом «соборном деянии», утвердившем в 1682 г. отмену местничества, присутствовало две курии — Боярская дума, Освященный собор, но отсутствовали выборные от «третьего сословия». В этом тоже нет ничего удивительного, ибо совещание обсуждало акт, важный для служилых людей по отечеству, но не касавшийся посадских и купечества. Указ о созыве последнего Земского собора был опубликован 18 декабря 1683 г., в связи с обсуждением условий Вечного мира с Речью Посполитой, но его открытие в связи с продолжением военных действий так и не состоялось, и явившимся в Москву выборным было в марте 1684 г. разрешено отправиться по домам.

Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями — приказами, а также Боярской думой, в которой набирали силу дворяне и приказные дельцы.

В Боярской думе во второй половине XVII в. прослеживаются двоякого рода изменения: в Думе повышался удельный вес думных дворян и думных дьяков, т.е. людей, проникавших в аристократическое учреждение благодаря личным способностям. В 1653 г. на долю бояр и окольничих приходилось 89% общего числа членов Боярской думы, в 1700 г. удельный вес их снизился до 71%. Дума, таким образом, становилась на путь превращения феодально-аристократического учреждения в более «демократическое».

Второе изменение относится к увеличению численности Боярской думы. Если в 1638 г. в Думу входили 35 членов, то в 1700 г., несмотря на то что Петр I еще в 1694 г. прекратил пожалования в думные чины, Дума насчитывала 94 человека. Следовательно, Дума превратилась в громоздкое учреждение, практически парализованное своей численностью. Именно поэтому Алексей Михайлович создал при ней государеву комнату, а его сын в 1681 г. Расправную палату — учреждение, состоявшее из узкого круга лиц, предварительно обсуждавших вопросы, выносимые на заседания Боярской думы.

Существенные изменения претерпела и приказная система. XVII в. считается временем ее расцвета. Это была довольно сложная и громоздкая система центральных учреждений, в которой отсутствовали как единые принципы создания приказов, так и четкое распределение функций между ними. Этим объясняется многослойность их классификации.

Существовали постоянные и временные приказы. Последние возникали для решения сиюминутных задач и прекращали существование, как только отпадала в них надобность. К ним относится, например, приказ боярина Н.И.Одоевского, созданный для составления Уложения. Недолговечным был Записной приказ, созданный в 1657 г. для написания истории царствования Алексея Михайловича. Приказ действовал полтора года и прекратил существование в связи со смертью его руководителя. К временным приказам относились также Монастырский приказ, Бархатный приказ и др.

Постоянно действовавшие приказы по чисто формальному признаку, т.е. по их подчиненности, можно разбить на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. Самой многочисленной группой была группа государственных приказов, подразделявшихся по территориальному признаку на общегосударственные и областные (Сибирский, Казанского дворца, Малороссийский, княжества Смоленского).

Число общегосударственных приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века. К ним относятся Посольский приказ, ведавший сношениями с другими государствами, Разряд, в обязанность которого входил учет служилых людей по отечеству, определение их годности и назначение им жалованья. Наделением служилых людей землей, а также регистрацией земельных сделок дворян ведал Поместный приказ.

Ряд приказов общегосударственного значения выполнял финансовые функции. К ним относится приказ Большого прихода, ведавший сбором таможенных пошлин и приказ Большой казны, управлявший казенной промышленностью и торговлей, а также гостями и торговыми людьми гостиной и суконной сотен. В подчинении этого приказа находились денежные дворы, чеканившие монеты.

Группа военных приказов управляла отдельными родами войск и их вооружением. В ведении Стрелецкого приказа находились стрелецкие полки, а также натуральные и денежные сборы, предназначавшиеся на их содержание. Рейтарский приказ управлял созданными в середине столетия полками нового строя, а Иноземский — служилыми иноземцами. Два приказа ведали изготовлением оружия: Оружейная палата — холодного и ручного огнестрельного, а Пушечный — литьем пушек и ядер к ним.

Дворцовые приказы ведали обширным хозяйством царя. Среди них первостепенное значение имел приказ Большого дворца, управлявшего царскими вотчинами. Казенный приказ ведал хранением вещевой казны, в том числе мягкой рухляди (мехов).

Ряд приказов обеспечивал удовлетворение личных надобностей царя и его семьи. К ним относится Конюшенный приказ, распоряжавшийся выездом царя. В штате приказа находилось множество конюхов и мастеровых: каретников, седельников, сыромятников и др.

Царь Алексей Михайлович увлекался охотой, в его хозяйстве содержались сотни кречетов и охотничьих собак. Ловлей кречетов, их обучением, а также псарнями и организацией охоты ведали два приказа: Сокольничий и Ловчий.

Гардероб царя и царицы находились в управлении Царской мастерской палаты и Царицыной мастерской палаты. В подчинении Царицыной мастерской палаты находилась Кадашевская слобода, жители которой ткали полотно «про царский обиход».

Читайте так же:  Если ни разу не платил за капремонт

Менее разветвленную сеть имели приказы, находившиеся в подчинении патриарха. Его двор, как и личные потребности, были значительно скромнее. Среди патриарших приказов важнейшими считались Патриарший дворцовый приказ, управлявший вотчинами, и Патриарший казенный приказ, ведавший всем, что относилось к обслуживанию личных нужд патриарха.

Более важным новшеством в приказной системе было создание таких учреждений, как приказ Тайных дел и Счетный приказ. Приказ Тайных дел отправлял функции контроля за деятельностью остальных приказов, рассматривал подаваемые на имя царя челобитные, ведал царским хозяйством. Он находился в непосредственном ведении царя и не подчинялся Боярской думе. По свидетельству Г. Котошихина, он был создан «для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Контролирующие функции в области финансов выполнял учрежденный в 1650 г. Счетный приказ. Оба приказа прекратили существование после смерти их основателя — Алексея Михайловича. Организация контроля средствами чиновников — один из признаков абсолютизма.

Изменения в местном управлении тоже отражали тенденцию к централизации и падение выборного начала. Власть в уездах, а их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250, сосредоточивалась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов: городовых приказчиков, судных и осадных голов, губных старост. Земское управление сохранилось лишь в Поморье.

Воеводами назначались по традиции отставные военные, многократно участвовавшие в походах, получившие ранения и неспособные нести ратную службу. Служба их считалась «корыстной», т. е. неоплачиваемой государством. Воеводу и его челядь содержало местное население, при вступлении в должность он получал «въезжий корм», а к каждому празднику приношения; челобитчики тоже поощряли усердие воевод подношениями.

В воеводских канцеляриях (исполнительных органах воеводы) сидели дьяки и подьячие. Общая численность аппарата местных учреждений страны к концу столетия приближалась к двум тысячам человек. Контроль за деятельностью воевод был крайне слабым. Это способствовало процветанию произвола, мздоимства и разнообразных злоупотреблений, в особенности в уездах, отдаленных от центра, например в Сибири.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды: военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них — Тульский был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Начало формирования абсолютизма нашло выражение в

Основными институтами государственной власти Московского царства в XVII в. были:

I. Государь, царь и великий князь , который одновременно являлся главой государства и всей феодальной иерархии, адресатом податей, верховным законодателем и судьей, а также верховным собственником всей земли и дворцовых (домениальных) вотчин. Процесс абсолютизации власти монарха наглядно выразился:

а) в изменении с 1654 г. царской титулатуры, в которой стала особо подчеркиваться идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер — «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всеа Великие и Малые и Белые Русии самодержец»;

б) в закреплении в Соборном уложении 1649 г. жесткой, вплоть до смертной казни, уголовной ответственности за оскорбление своими действиями или даже помыслами престижа царской власти, личности государя и царского двора.

II. Боярская дума, которая, по меткому выражению академика В.О. Ключевского, была «маховым колесом» всего государственного механизма монархической России, являлась главным совещательным, законодательным и исполнительным органом власти при государе. В ее составе было четыре думных чина: боярин, окольничий, думный дворянин и думный дьяк. Два последних чина, введенных еще Иваном Грозным, стали часто даваться представителям столичного и провинциального дворянства и видным представителям центрального приказного аппарата. Данное обстоятельство некоторые историки (В. Ключевский, С. Платонов) трактовали как падение роли родовой аристократии и усиление влияния московского и провинциального дворянства в этом важнейшем государственном институте, хотя ряд современных авторов (Г. Талина, П. Седов) отрицает этот факт.

Другое новшество касалось беспрецедентного увеличения численности Боярской думы с традиционных 25—30 до 90—95 думных чинов. Как логическое следствие этого процесса, обычной практикой во времена царя Алексея Михайловича стало создание существенно более компактных (не более 5-15 бояр) «государевой комнаты», «ближней думы» или «комиссий на Москве», состав которых зависел исключительно от личной воли царя. Это обстоятельство, по мнению историков (Г. Талина), внесло раскол в некогда единый клан родовой княжеско-боярской аристократии, и избавило монарха от необходимости постоянного согласования своего политического курса со всем составом Боярской думы.

III. Земский собор был общегосударственным органом сословного представительства, состоявший из Боярской думы, Освященного собора и шести выборных курий — 1) московских дворян, 2) московской приказной администрации, 3) городовых уездных дворян, 4) московской гостиной и суконной сотен, 5) московских посадских тяглецов и 6) служилых людей по «прибору», то есть казаков и стрельцов. Такой состав Земских соборов признается большинством его исследователей, в частности, С.Ф. Платоновым, М.Н. Тихомировым, С.В. Юшковым, Л.В. Черепниным, Н.И. Павленко, СО. Шмидтом и другими.

Не все историки разделяли это устоявшееся представление о составе Земских соборов. Например, профессор Б.А. Романов считал, что Земский собор состоял всего из двух «палат»: первую палату составляли бояре, окольничие, дворецкие и казначеи, а вторую — воеводы, княжата, дети боярские и большие дворяне. Однако из кого состояла вторая «палата», не вполне ясно — то ли из тех, кто в это время оказался в Москве, то ли из тех, кто был вызван специально в столицу. Зачастую обсуждение вопросов проходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства и служилых людей. Кроме того, по мнению этих «скептиков» данные об участии посадского люда в работе Земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые ими, были зачастую очень выгодны именно верхушке посада. С середины XVII в. этот государственный институт сначала перестал созываться, а затем и вовсе прекратил свое существование.

В отечественной исторической науке до сих пор продолжается спор по трем ключевым проблемам: 1) какова была специфика Земских соборов, 2) какова была роль Земских соборов и 3) каковы хронологические рамки деятельности Земских соборов.

1) По первой проблеме историки и юристы разделились на два лагеря.

Одни (Б. Чичерин, В. Сергеевич, С. Юшков, Л. Черепнин) говорили об общестадиальном характере Земских соборов, которые ничем не отличались от сословно-представительных учреждений европейских государств.

Читайте так же:  Вопрос по возврату налога за ипотеку

Другие (В. Ключевский, И. Беляев) стремились доказать своеобразие Земских соборов и их тесную связь с национальной почвой и «мирскими» традициями.

2) По второй проблеме суть разногласий состоит в следующем.

Одни историки (С. Юшков, Л. Черепнин, М. Тихомиров) утверждали, что Земские соборы с момента своего возникновения были полноценными органами сословного представительства и играли существенную роль в определении политического курса страны.

Другие историки (В. Ключевский, К. Базилевич, Н. Павленко, Р. Скрынников) полагали, что не следует переоценивать роль Земских соборов в истории России, поскольку, в отличие от аналогичных органов европейских государств, они не выбирались и созывались не регулярно, а исключительно по личному усмотрению царя и его ближайшего окружения.

Видео (кликните для воспроизведения).

3) По третьей проблеме также существует две основных точки зрения.

Одни авторы (Л. Черепнин, В. Буганов, А. Богданов) определяли хронологические рамки Земских соборов 1549-1682 гг.

[2]

Их оппоненты (Н. Павленко, Г. Талина) считали, что хронологические рамки работы Земских соборов следует ограничить 1549—1653 гг., поскольку так называемые Земские соборы 1662, 1681 и 1682 гг. были всего лишь расширенными правительственными совещаниями, в работе которых принимали участие только члены Боярской думы и Освященного собора.

IV. Приказы. XVII век по праву считается временем расцвета приказной системы Русского государства. Это была довольно запутанная и громоздкая система центральных правительственных учреждений, в которой отсутствовали как единые принципы их деятельности, так и четкое распределение функций между ними. Этим обстоятельством и объясняется вся трудность их классификации, но, по мнению большинства историков (С. Богоявленский, А. Леонтьев, А. Маньков, Н. Павленко, Н. Демидова), все приказы, число которых к концу правления Алексея Михайловича перевалило за 50 «штук», делились на постоянные и временные.

а) Временные приказы создавались для решения конкретных задач и прекращали свое существование по мере их исполнения, например, приказ боярина Н.И. Одоевского, созданный в 1648 г. для подготовки Соборного уложения.

б) Постоянно действующие приказы по признаку подчиненности делились на три большие группы — государственные, дворцовые и патриаршие.

Самой многочисленной группой были государственные приказы, которые по территориальному признаку подразделялись на общегосударственные (Посольский, Поместный, Разбойный, Стрелецкий) и областные (Сибирский, Малороссийский, Смоленский). Все общегосударственные приказы строились по отраслевому принципу. Посольский приказ ведал сношениями с иностранными державами, Разрядный приказ отвечал за сбор дворянского ополчения и назначение на военные должности и посты, приказ Большой Казны управлял казенной промышленностью и торговлей, Поместный приказ занимался вопросами поместного землевладения и регистрацией земельных сделок дворян, Разбойный приказ выполнял функции уголовного сыска и следствия, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский и Казачий приказы ведали различными родами войск и служилыми людьми «по прибору» и т.д.

Дворцовые приказы ведали обширным хозяйством самого царя и его ближайших домочадцев — супруги и детей. Среди них первостепенное значение имели приказ Большого дворца, который управлял царскими вотчинами, Казенный приказ, который ведал хранением вещевой казны, в том числе драгоценной мягкой рухляди (пушнины), Конюшенный приказ, который распоряжался царским выездом, Царская мастерская палата, ведавшая царским гардеробом, и т.д.

Патриаршие приказы ведали хозяйством патриарха и вопросами его личного обеспечения. Среди них важнейшими считались Патриарший дворцовый приказ, управлявший всеми вотчинами главы Русской православной церкви, и Патриарший казенный приказ, ведавший личными нуждами патриарха.

Особое место в системе центрального управления занимали приказ Тайных дел и приказ Счетных дел. Первый, который поочередно возглавляли окольничий Федор Михайлович Ртищев и думный дьяк Дементий Минич Башмаков, осуществлял контроль за деятельностью всех остальных приказов, а второй, главой которого был думный дьяк Ларион Иванович Иванов, осуществлял жесткий контроль за расходованием всех государственных средств. Оба приказа находились в исключительном ведении самого царя и не подчинялись Боярской думе. Все приказы возглавлялись судьями и дьяками, многие из которых были членами Боярской думы, а приказной аппарат состоял из подьячих, число которых за сто лет возросло с 850 до 2750 человек.

V. Местное управление. Вторая половина XVII в. стала временем коренных изменений в системе уездного управления страной. На смену выборным земским должностным лицам — городовым приказчикам и губным старостам пришел институт воеводства, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти на местах. По традиции уездными воеводами назначались отставные дворяне, получившие серьезные увечья в походах и неспособные в силу этого обстоятельства нести ратную государеву службу. Воеводская должность была «корыстной», т.е. не оплачивалась государством, поэтому воеводу и его челядь содержало местное население: при вступлении в должность он получал «въезжий корм», к праздникам — «приношения», а от челобитчиков — «подношения».

Все делопроизводство в 250 воеводских канцеляриях («приказных» или «съезжих» избах) вели осадные, объезжие, кабацкие и иные головы, общая численность которых к концу XVII в. составляла около 2000 человек. Контроль за деятельностью воевод был крайне слабым, что способствовало процветанию произвола, мздоимства и других тяжких злоупотреблений, особенно в отдаленных уездах страны.

Во второй половине XVII в. дальнейшее развитие получают военно-административные округа — разряды, которые создавались в пограничных (Белгородском, Смоленском, Воронежском) уездах страны. Воеводами разрядов, как правило, назначались бояре, которым подчинялись уездные воеводы. Права и обязанности «разрядных» воевод не были четко определены, но их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора внешнему врагу.

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Абсолютизм Петра I

Корона Российской империи

Николай Шелгунов говорил: «Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я преклоняюсь перед ним как пе­ред диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естест­венный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпа­ли да ляпали целых двести».

Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный). Абсолютная монархия возникает в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Она характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность созданным им и зависимым от него аппаратом.

Особенности абсолютизма

Монарх устанавливает налоги, распоряжается государственными финансами. При абсолютной монархии достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый и многочисленный бюрократический аппарат (налоговый, судебный и др.), постоянная армия, полиция. Социальной опорой абсолютной монархии является дворянство.

На определённом этапе развития государства абсолютизм играет прогрессивную роль: уничтожает политическую раздробленность, содействует экономическому единству, развитию новых отношений и процессу формирования наций и национальных государств.

Политика меркантилизма, которую проводит абсолютная монархия, содействует процессу первоначального накопления, это в интересах дворянства. Оживляется экономическая жизнь, а новые денежные ресурсы используются для укрепления военной мощи государства.

Абсолютная монархия существовала во многих европейских странах, но особенно ярко воплотилась во Франции, достигнув своего расцвета в XVII веке при Ришелье (Людовике XIII) и Людовике XIV. А в Испании абсолютная монархия переросла в деспотизм.

Читайте так же:  Вопрос по льготам для сироты

Во второй половине XVIII века в некоторых странах Европы отмечается Просвещенный абсолютизм.

Формы абсолютизма в различных странах были разными, они зависели от соотношения дворянства и буржуазии и их влияния на политику.

Символы просвещенного абсолютизма

Абсолютизм в России

Абсолютизм в России установился, конечно, не сразу и не по личному желанию правителя. Это был длительный процесс, который начался со второй половины XVI века, со времен Ивана Грозного, с ликвидации удельной раздробленности и закончился насильственным путем в 1917 году.

О характере русского абсолютизма среди российских историков нет единого мнения, мы также не будем в данной статье рассматривать различные точки зрения о причинах перехода России к абсолютизму и другие проблемы русского абсолютизма. Поговорим лишь об абсолютизме Петра I. И если исходить из характеристики понятия «абсолютизм», данной выше, то абсолютизм Петра полностью этой характеристике соответствует.

Абсолютизм Петра I

Форсированное оформление русского абсолютизма пришлось на конец XVII – начало XVIII веков. Петр I начал проводить политику меркантилизма в экономике и торговле, стал формировать новую идеологию и культуру, расширять пределы Российского государства, укреплять и расширять крепостнические порядки. Все эти преобразования требовали сосредоточения полноты власти в одних руках: в руках монарха.
Рационализм и прагматизм Петра проистекал из особенностей его биографии, из особенностей того времени, в котором он формировался и из личных его качеств. А качества эти были: тяга к знаниям, восприимчивость ко всему новому, живой и быстрый ум. Знакомство с иностранцами и европейской культурой пришлось на его отроческие годы, что сыграло немаловажную роль в становлении взглядов и принципов. Но когда Петр фактически уже стал царем, некоторое время непосредственная власть находилась в руках родственников Петра, в основном Нарышкиных, которые мало заботились об интересах государства. По словам Б.И. Куракина, это правление было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная». Умный молодой царь все это понимал.

Император Петр I. Гравюра с картины Беннера

Активная государственная деятельность самого Петра началась с первого Азовского похода в 1695 году. Петр осознавал, что мощную турецкую крепость не удалось взять из-за отсутствия флота, поэтому он начал энергичную подготовку ко второму походу: на верфях Воронежа организовал строительство галер и уже в 1696 взял Азов.

Далее Петр создает «Великое посольство», в котором он лично участвовал под именем Петра Михайлова, для более тщательного изучения политической обстановки, экономических и культурных достижений стран Западной Европы. Эта поездка привела к решению царя переориентировать внешнеполитический курс России и создать антишведскую коалицию, пригласить иностранных специалистов на русскую службу, отправить русских дворян на обучение в Европу, закупить вооружение, а после известия о стрелецком бунте в 1698 году он твердо решил проводить коренные преобразования в стране, которую он, побывав в Европе, увидел отсталой и слабой.

Он осознал свое положение монарха как слуги государству и этому отныне подчинил всю свою деятельность. Часто он игнорировал личные интересы ради государственных, за государственные преступления наказывал беспощадно. Он старался «для общего блага» и привлекал к этому всех. А благо для государства он видел в развитии промышленности, активной внешней торговле, внутренней и внешней безопасности. Он думал, что для достижения этих целей народ все время надо подгонять и строго за ним следить, ибо «наш народ – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают…». Этим и объясняется его жестокость.

Абсолютизм характеризуется тем, что прекращает деятельность органов, существующих в сословно-представительной монархии (Земский собор, Боярская дума), и государственная власть получает большую самостоятельность по отношению к обществу, что и делает Петр, заменив Боярскую думу командой единомышленников. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (административно-финансовый контроль в государстве). Ее работой руководил приближенный Петру I Никита Зотов. Заседания все более сокращавшейся Боярской Думы стали происходить в Ближней канцелярии. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало обычно 8 человек, которые управляли различными приказами. Это совещание получило название Консилии министров, фактически это был Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию по три раза в неделю для решения дел.

После образования Сената Консилия министров и Ближняя канцелярия и прекратили свое существование.

Далее Петр изменяет порядок престолонаследия. Указом 1722 г. он утверждает за собой право назначения преемника, отныне престолонаследие не связано с родством. К сожалению, Петр умер, не назначив преемника, и это положило начало длительной борьбе за престол, которую называют эпохой «дворцовых переворотов».

Я. Веникс «Портрет Петра I»

В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, система коллегий предусматривала разделение администрации на определенные ведомства, это создавало более высокий уровень централизации.

Указами от 11 декабря 1717 г. и от 15 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур.

Императору Петру I принадлежала законодательная и исполнительная власть в государстве. Он был последней и высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактически главой русской церкви: в 1721 г. была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю.

Символы Российской империи

Укрепление абсолютизма в России продолжалось и после Петра I, особенно ярко оно воплотилось в царствование Екатерины II. Для характеристики ее времени используют термин «просвещенный абсолютизм», она была привержена идеям Просвещения, по крайней мере, на словах.

Начал формирования абсолютизма в России

Тяжелые последствия Смутного времени заставили передовых людей задуматься о месте России в мире. В конце 17 в. наметились признаки серьезного отставания в экономическом и культурном отношении от западных стран. Сложился общероссийский рынок, и купечество требовало отмены привилегий иностранцев во внутренней торговле. Укрепление самодержавия привело к усилению центральной власти и падению роли Земских соборов и Боярской думы. Создание регулярной армии тормозило наличие стрелецкого войска. Россия была отрезана от внешнего мира отсутствием выхода к морям. Решение этих задач стало основным условием прогресса. Весь ход истории, проблемы, стоящие перед Российским государством, предопределили необходимость будущих преобразовании Петра I.

Царь Федор Алексеевич умер в 1682 г., и по причине его бездетности встал вопрос о наследнике престола. Из двух его братьев слабоумный Иван, которому было 15 лет, не мог занимать престол, а Петру — сыну от второго брака исполнилось только 10 лет.

По решению патриарха Иоакима на царствование был провозглашен Петр, до совершеннолетия которого государством должна была править его мать, Наталья Кирилловна. Однако старшая сестра Ивана, властолюбивая и энергичная царевна Софья и поддержавшие ее бояре Милославские воспользовались недовольством стрельцов и подняли бунт против родственников Петра — бояр Нарышкиных. 15 мая 1682 г. стрельцы, убив нескольких именитых сторонников Нарышкиных, посадили на трон обоих братьев. Иван и Петр были провозглашены царями, а регентство было передано царевне Софье.

Читайте так же:  Возражение на судебный приказ

Петр рос в подмосковном селе Преображенском. Будущий царь проявлял необыкновенную страсть к познаниям. Одаренный от природы, он окружил себя талантливыми, грамотными людьми.

Играя в военные игры, Петр составил потешное войско, которое стало прототипом будущих настоящих гвардейских полков — Преображенского и Семеновского (по названию сел).

В 1689 г. Петру исполняется семнадцать лет, и становится понятным, что пришло время править молодому, сильному телом и умом, не знающему устали в работе российскому царю. Однако Софья и ее фаворит В.В.Голицын решили организовать новое стрелецкое восстание. Августовской ночью 1689 г. Петра предупредили о грозящей ему опасности, и он бежал из Преображенского в Троицкий монастырь. Окруженный верными войсками, он стал недосягаем для Софьи. Понимая бесполезность борьбы, она отказалась от власти, и была навечно заключена в Новодевичий монастырь.

[3]

Свое царствование Петр начал с борьбы за выход в Азовское и Черное моря. В 1695 г. он предпринимает свой первый поход на крепость Азов. Отсутствие флота в составе русских войск не позволило этой компании стать удачной. Понимая это, царь зимой 1695/96 г. в Воронеже создает верфи, на которых начинает строительство 30 фрегатов. Вторая осада закончилась победой. Взяв Азов, Петр заложил и построил крепость Таганрог.

Весной 1697 г. для переговоров с европейскими державами о заключении союза против Турции выехало Великое посольство, которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. В составе свиты тайно присутствовал царь. В результате визита Петр получил ясное представление о международной обстановке в этот период, своими глазами увидел европейские достижения в науке и технике, присмотрелся к новшествам в кораблестроении. Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.

Расформировав стрельцов. Петр с 1699 г. переходит к системе комплектования армии набором рекрутов — по одному человеку с определенного количества крестьян и посадских дворов. Это стало важнейшим шагом на пути укрепления оборонной мощи России.

В 1699 г. Петр осуществляет городскую реформу. Создаются органы самоуправления — ратуши в Москве и земские избы в провинциальных городах.

В 1701 г. в Москве открытием Навигационной и Артиллерийской школ было положено начало создания сети учебных заведений для подготовки военных специалистов.

10. Петровские преобразования. Противоречивость петровской модернизации.

С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия — это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношении. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм — форма правления, при которой власть принадлежит монарху.

Главным своим противником молодой царь считал духовенство. В 1721 г. он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.

Петр начинает формировать гибкий централизованный аппарат, который строго контролируется центральными органами власти.

В 1711 г. был создан Сенат — верховный орган управления страной, высший распорядительный орган по судебным, финансовым, военным и зарубежным делам. Члены Сената назначались самодержцем. Для контроля и надзора за исполнением государственных законов и распоряжений в 1722 г. во главе Сената была введена должность генерал-прокурора (назначен П.И.Ягужинский). Он осуществлял контроль за деятельностью всех правительственных учреждений и доносил о злоупотреблениях должностных лиц центрального и местного аппарата.

В 1718 г. взамен приказов были созданы 12 коллегий, которые ведали политическими, промышленными и финансовыми делами. Коллегии отличались от приказов структурой и функциями (президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари) и формировалась из представителем дворянства.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждения. В подчинении коллегий находились губернская, провинциальная и уездная администрации.

В целях укрепления власти на местах была произведена реформа системы местного самоуправления. В 1718 г. страну разделили на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Азовскую, Казанскую, Смоленскую, Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды, во главе которых ставились местные дворяне. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций. Во власти губернаторов оставались функции управления городом и командование расквартированными в его пределах войсками. По остальным вопросам решения принимались коллегиями и сенатом.

Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 г. был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов. Они избирались имущим населением для ведения внутригородских дел -сбора налогов и судебного делопроизводства при разбирательстве тяжб между горожанами.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, по которому император сам назначал преемника.

При Петре I сложился многочисленный дворянско-бюрократический аппарат. Консолидации возникшего чиновничьего дворянства способствовала «Табель о рангах». Документ делил гражданские и придворные звания на 14 степеней. От фельдмаршала и генерала армии (в сухопутных войсках и на флоте) и канцлера (на гражданской службе) до самого нижнего, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. «Табель о рангах» поставила на первое место не родовитость, а способности, образованность и деловые качества дворянина. Закон ликвидировал деление господствующего класса на сословия. Он способствовал выделению из среды неродовитого дворянства крупных государственных днятелей: генерал Ф.М.Апраксин, дипломаты П.Л.Толстой, И.И.Неплюев и др.

С 1721 г. Петр I стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю. Этими титулами завершилось оформление русского абсолютизма.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  2. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  3. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Начало формирования абсолютизма нашло выражение в
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here