Норма представительских расходов

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Норма представительских расходов". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Учет представительских расходов

Далеко не все расходы, связанные с деловыми встречами и переговорами, можно учесть при расчете налога на прибыль как представительские. Мнения судов и налоговых инспекторов по вопросу квалификации тех или иных затрат расходятся.

Налоговым законодательством установлен четкий перечень расходов, классифицируемых как представительские 1 . Данный перечень, в частности, включает расходы:

  • на проведение официального приема или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа;
  • транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом не относятся к представительским затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Все представительские расходы нормируются * . Сумма принимаемых расходов не может превышать норматив, равный четырем процентам от расходов на оплату труда. Однако прежде чем рассчитывать норматив, необходимо принять решение, можно ли классифицировать конкретный вид расхода как представительский. Поможет в этом книга «Годовой отчет — 2013».

Представительские или прочие?
На практике организации сталкиваются со многими разновидностями затрат, которые потенциально могут быть включены в состав представительских расходов. Например затраты на визовую поддержку и проживание деловых партнеров, прибывших на официальную встречу. Сможет ли компания признать данные расходы? Официальная позиция контролирующих ведомств такова: «расходы на оформление виз деловым партнерам и представителям руководящего органа, а также оплата их проживания в период проведения официальных мероприятий не относятся к представительским расходам» 2 . Их аргумент: данный вид затрат не указан в перечне представительских расходов, приведенном в статье 264 Налогового кодекса. Тем не менее арбитражные суды подходят к данному вопросу менее формально. Многим компаниям удается доказать, что расходы на проживание прибывших на мероприятие партнеров или владельцев (руководителей) компании могут включаться в представительские расходы 3 .
Кроме того, некоторые суды признают, что, даже если расходы на проживание нельзя отнести к представительским затратам, их можно учесть в составе прочих расходов. Основание — подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса 4 .

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7
Затраты по оказанию содействия в приеме делегации , по мнению инспекции, являются представительскими, но документально не подтверждены (п. 1.7 решения инспекции).
Удовлетворяя требования предприятия в данной части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные затраты обоснованны и документально подтверждены, соответствуют подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Вывод судов правильный, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Итак, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что в общем случае организация может включать данный вид затрат в состав представительских расходов.

Расчет норматива для списания расходов
Показатель, необходимый для расчета норматива (т. е. сумма выручки или расходы на оплату труда), становится известен компании лишь по окончании отчетного года. При этом подобные затраты могут быть понесены значительно раньше (например в начале года). Поэтому нужно ежеквартально корректировать сумму представительских расходов, признаваемых при расчете базы по налогу на прибыль.
Кроме того, на конец I квартала, полугодия и 9 месяцев у фирмы могут возникнуть суммы недосписанного «входного» НДС по представительским расходам.

Сноски:
1 п. 2 ст. 264 НК РФ
2 письма УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 21-11/116748, от 12.04.2007 № 20-12/034115, Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235
3 пост. ФАС МО от 06.04.2009 № А40-42258/08-111-127, ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008 С5-14
4 пост. ФАС МО от 23.05.2011 № Ф05-4094/11, ФАС УО от 08.11.2005 № Ф09-4994/05 С7

Норма представительских расходов

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

от 25 февраля 2013 года N 158

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НОРМАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ И ИНЫХ РАСХОДОВ НА ПРИЕМ И ОБСЛУЖИВАНИЕ РОССИЙСКИХ, ИНОСТРАННЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ

(в редакции постановления администрации городского округа город Воронеж от 29.05.2017 N 302)

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в целях эффективного использования средств бюджета городского округа город Воронеж на прием и обслуживание российских, иностранных делегаций и отдельных лиц, прибывающих на территорию городского округа город Воронеж по приглашению администрации городского округа город Воронеж для проведения переговоров и участия в иных мероприятиях, администрация городского округа город Воронеж постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о нормах представительских расходов администрации городского округа город Воронеж и иных расходов на прием и обслуживание российских, иностранных делегаций и отдельных лиц.

2. Считать утратившим силу постановление администрации городского округа город Воронеж от 11.10.2011 N 898 «Об утверждении Положения о представительских расходах администрации городского округа город Воронеж».

3. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации — руководителя аппарата Глазьева С.А.

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ И ИНЫХ РАСХОДОВ НА ПРИЕМ И ОБСЛУЖИВАНИЕ РОССИЙСКИХ, ИНОСТРАННЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ

Утверждено
постановлением
администрации городского
округа город Воронеж
от 25.02.2013 N 158

(в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 29.05.2017 N 302)

1. Настоящее Положение разработано в целях упорядочения использования средств бюджета городского округа город Воронеж на представительские и иные расходы на прием и обслуживание российских, иностранных делегаций и отдельных лиц.

2. Представительские расходы администрации городского округа город Воронеж (далее — представительские расходы) — расходы администрации городского округа город Воронеж, связанные с проведением официальных приемов и (или) обслуживанием российских, иностранных делегаций или отдельных лиц, прибывающих в городской округ город Воронеж для проведения переговоров с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также с подготовкой и проведением встреч, направленных на развитие взаимоотношений главы городского округа город Воронеж, администрации городского округа город Воронеж с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, организациями Российской Федерации и иностранными организациями.

3. К представительским расходам относятся расходы на:

1) проведение официальных приемов (завтраки, обеды или иные аналогичные мероприятия);

2) буфетное обслуживание (включая переводчиков и сопровождающих лиц);

3) транспортное обеспечение;

4) оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате администрации городского округа город Воронеж, по обеспечению перевода с иностранных языков в соответствии с планом мероприятий по программе пребывания делегации.

Читайте так же:  Льготы маме одиночке с ребенком

4. При проведении съездов, конференций, конгрессов, симпозиумов и других массовых мероприятий расходование средств на проведение официальных обедов и ужинов не производится.

5. Нормы представительских расходов устанавливаются в размерах согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

6. Иные расходы на прием и обслуживание российских, иностранных делегаций и отдельных лиц (далее — иные расходы) — это расходы администрации городского округа город Воронеж, не включенные в представительские расходы, необходимые на прием и обслуживание российских, иностранных делегаций и отдельных лиц.

7. К иным расходам относятся:

1) оплата проживания в гостинице, расходы, связанные с бронированием мест в гостиницах;

2) оплата питания (включая переводчиков и сопровождающих лиц) — расходы, превышающие расходы на проведение официальных приемов;

3) культурное и экскурсионное обслуживание (включая переводчиков и сопровождающих лиц);

4) бытовое обслуживание;

5) приобретение сувениров (памятных подарков), цветов;

6) аренда помещений для проведения мероприятий.

8. Нормы иных расходов устанавливаются в размерах согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

9. При составе делегации свыше пяти человек количество сопровождающих лиц и переводчиков, обслуживающих делегацию, определяется из расчета один переводчик и сопровождающий не менее чем на пять человек.

10. Размер представительских расходов и иных расходов определяется на основании сметы расходов, утверждаемой распоряжением администрации городского округа город Воронеж. К распоряжению прилагаются список членов делегации с указанием должностей, а также программа приема делегации с информацией о времени и месте проведения мероприятий и ответственных лицах.

11. Выделение средств на представительские и иные расходы производится в соответствии с фактическими расходами в пределах норм, указанных в приложениях N 1, 2 к настоящему Положению.

12. Распоряжение администрации городского округа город Воронеж о приеме делегации с утвержденной сметой расходов направляется в управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения планируемых мероприятий.

13. Авансовый отчет о суммах, выданных на представительские и иные расходы, представляется лицом, ответственным за проведение мероприятий, в управление делами, учета и отчетности администрации городского округа город Воронеж не позднее трех рабочих дней после завершения проведения мероприятий.

14. К авансовому отчету прилагаются первичные расходные документы, к которым относятся квитанции, документы, подтверждающие оплату транспортных расходов, счета и чеки организаций питания, другие документы, свидетельствующие о размере произведенных расходов (чеки, счета, корешки к приходным кассовым ордерам и т.п.).

Руководитель управления
делами, учета и отчетности
О.В.ПАТРИНА

Приложение N 1. Нормы представительских расходов

Приложение N 1
к Положению
о нормах представительских расходов
администрации городского округа город Воронеж
и иных расходов на прием и обслуживание российских,
иностранных делегаций и отдельных лиц

Учет представительских расходов

Далеко не все расходы, связанные с деловыми встречами и переговорами, можно учесть при расчете налога на прибыль как представительские. Мнения судов и налоговых инспекторов по вопросу квалификации тех или иных затрат расходятся.

Налоговым законодательством установлен четкий перечень расходов, классифицируемых как представительские 1 . Данный перечень, в частности, включает расходы:

  • на проведение официального приема или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа;
  • транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом не относятся к представительским затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Все представительские расходы нормируются * . Сумма принимаемых расходов не может превышать норматив, равный четырем процентам от расходов на оплату труда. Однако прежде чем рассчитывать норматив, необходимо принять решение, можно ли классифицировать конкретный вид расхода как представительский. Поможет в этом книга «Годовой отчет — 2013».

Представительские или прочие?
На практике организации сталкиваются со многими разновидностями затрат, которые потенциально могут быть включены в состав представительских расходов. Например затраты на визовую поддержку и проживание деловых партнеров, прибывших на официальную встречу. Сможет ли компания признать данные расходы? Официальная позиция контролирующих ведомств такова: «расходы на оформление виз деловым партнерам и представителям руководящего органа, а также оплата их проживания в период проведения официальных мероприятий не относятся к представительским расходам» 2 . Их аргумент: данный вид затрат не указан в перечне представительских расходов, приведенном в статье 264 Налогового кодекса. Тем не менее арбитражные суды подходят к данному вопросу менее формально. Многим компаниям удается доказать, что расходы на проживание прибывших на мероприятие партнеров или владельцев (руководителей) компании могут включаться в представительские расходы 3 .
Кроме того, некоторые суды признают, что, даже если расходы на проживание нельзя отнести к представительским затратам, их можно учесть в составе прочих расходов. Основание — подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса 4 .

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7
Затраты по оказанию содействия в приеме делегации , по мнению инспекции, являются представительскими, но документально не подтверждены (п. 1.7 решения инспекции).
Удовлетворяя требования предприятия в данной части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные затраты обоснованны и документально подтверждены, соответствуют подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Вывод судов правильный, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Итак, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что в общем случае организация может включать данный вид затрат в состав представительских расходов.

Расчет норматива для списания расходов
Показатель, необходимый для расчета норматива (т. е. сумма выручки или расходы на оплату труда), становится известен компании лишь по окончании отчетного года. При этом подобные затраты могут быть понесены значительно раньше (например в начале года). Поэтому нужно ежеквартально корректировать сумму представительских расходов, признаваемых при расчете базы по налогу на прибыль.
Кроме того, на конец I квартала, полугодия и 9 месяцев у фирмы могут возникнуть суммы недосписанного «входного» НДС по представительским расходам.

___________________
1 п. 2 ст. 264 НК РФ
2 письма УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 21-11/116748, от 12.04.2007 № 20-12/034115, Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235
3 пост. ФАС МО от 06.04.2009 № А40-42258/08-111-127, ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008 С5-14
4 пост. ФАС МО от 23.05.2011 № Ф05-4094/11, ФАС УО от 08.11.2005 № Ф09-4994/05 С7

Нормирование представительских расходов в 2019

В каком размере нормируются представительские расходы в 2019? Среди обычных расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль в полном объеме, есть затраты, которые запрещено включать в налоговую базу полностью. Сумму, на которую можно уменьшить доходы, определяют специальным образом, ориентируясь на установленные законом показатели. О том, как нормируются представительские расходы, расскажем в материале.

Читайте так же:  Должности в ооо список

Большой список

Налоговое законодательство содержит довольно большой список нормируемых расходов. Помимо представительских в него входят:

  • рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • компенсация за использование личного автомобиля или мотоцикла работника в служебных целях (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • естественная убыль (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ);
  • долгосрочное страхование жизни (подп. 48.2 п. 1 ст. 264, п. 16 ст. 255 НК РФ);
  • пенсионное страхование (п. 16 ст. 255 НК РФ);
  • возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения (п. 24.1 ст. 255 НК РФ);
  • расходы на нотариальное оформление (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • проценты по кредитным (заемным) средствам в рамках контролируемых сделок и по контролируемой задолженности (подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ);
  • расходы на формирование резервов (п. 4 ст. 266, п. 4 ст. 267 НК РФ).

Информацию обо всех нормируемых расходах можно найти в Налоговом кодексе РФ.

Какой норматив

Сразу скажем, что представительские расходы нормируются в размере 4 процентов от суммы расходов компании на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК РФ).

[2]

Затраты на проведение деловых встреч с участием деловых партнеров компании с целью налаживания сотрудничества или расходы на организацию заседаний руководящего органа фирмы считаются представительскими расходами. При соответствующем документальном подтверждении они уменьшают налог на прибыль.

Итак, представительские расходы нормируются в размере 4% в налоговом учете. К ним относятся затраты компании (п. 2 ст. 264 НК РФ):

  • на официальный прием и обслуживание (в том числе, буфетное) представителей других компаний и должностных лиц самой организации;
  • транспортное обеспечение проведения мероприятия (доставка участников к месту проведения мероприятия и обратно);
  • оплату услуг нанятых переводчиков.

Приведем пример, как нормируются представительские расходы в размере 4% в 2019.

Расходы на оплату труда в 2018 году составили 12 000 000 руб. Норматив представительских расходов – 4% или 480 000 руб. Таким образом, всю сумму можно учесть при расчете налога на прибыль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Норма представительских расходов в 2019 году

Вернуться назад на Представительские расходы 2019

Нормирование представительских расходов носит обязательный характер и регламентируется НК РФ. Это необходимо для правильного расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Если не соблюсти предельные величины включаемых в расчет издержек, величина налога на прибыль будет занижена. К представительскому виду затрат относятся расходы, связанные с организацией переговорного процесса с бизнес-партнерами (включая трансфер до места встречи сторон, завтраки и обеды, услуги переводчиков).

Расходы могут быть признаны в учете как составляющая представительских издержек, если обсуждение деловых вопросов носило официальный характер. Судебная практика показывает, что расширение указанного перечня затрат допускается. Такой вывод можно сделать на основании Постановления ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-9370/2006(30552-А81-27).

Минфин в своем Письме № 03-03-06/1/176 обозначил, что в качестве представительских затрат можно признавать и расходы на продукты питания, на спиртные напитки, если это использовалось в процессе переговоров и было необходимо для получения экономической выгоды. В то же время, в Письме Минфина № 03-03-06/1/327 по чаю, кофе и продуктам питания, предназначенным для регулярного угощения представителей контрагентов (экспедиторов и т.п.), введен запрет на отнесение их стоимости в состав представительских издержек. Обоснование – угощение клиентов не является формой деловых переговоров.

Представительский тип затрат для целей налогообложения переносится на статью прочих издержек. В каждом налоговом периоде величина признаваемых представительских трат напрямую зависит от средств, выделенных на оплату труда персонала компании. Чем выше фонд оплаты труда, тем большую сумму представительских затрат можно зачесть при расчете налога на прибыль. Если в налоговом учете эти издержки должны причисляться к прочим тратам в пределах «плавающего» лимита, то в бухгалтерском учете они подлежат отражению полностью в составе расходов, связанных с обычными видами деятельности.

Представительские расходы нормируются в размере 4% от общих затрат, направленных на оплату труда в отчетном периоде (п. 2 ст. 264 НК РФ). Расчет по итогам года должен вестись накопительно. Если за один квартал не удалось учесть всю сумму произведенных затрат, то в следующем квартальном интервале можно включить остаток издержек (если позволяет лимит в новом квартале).

Самостоятельно устанавливать норму расходов субъекты хозяйствования не уполномочены, всем организациям необходимо придерживаться фиксированных 4%, привязанных к расходам, понесенным в связи с оплатой труда наемного персонала. Если компания совмещает ОСНО с ЕНВД, то при определении фонда оплаты труда надо ориентироваться только на ту часть зарплаты, которая относится на работников, реализующих свою трудовую функцию в сфере деятельности ОСНО.

Видео (кликните для воспроизведения).

В учреждения образования в целях обмена опытом, заключения контрактов и решения иных задач приезжают представители других организаций, иностранные делегации. С их приемом и обслуживанием связаны определенные затраты — так называемые представительские расходы.

Поскольку в статье рассматривается налоговый учет представительских расходов, подразумевается их осуществление учреждениями образования за счет средств от деятельности, приносящей доход.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительскими расходами в целях налогообложения прибыли являются расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Исходя из данного определения, основным критерием признания расходов представительскими является то, что они связаны с приемом и обслуживанием представителей сторон, участвующих в переговорах. Если учреждение осуществляет расходы по приему иных лиц, например проверяющих органов, эти расходы не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Статьей 264 НК РФ перечислены расходы, которые учреждения образования могут учесть в составе представительских. Напомним читателям состав представительских расходов.

[3]

К ним относятся:

• расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);

• транспортные расходы по доставке лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения мероприятия и обратно. Под действие этого пункта не подпадает оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором состоится официальное мероприятие (Письмо УФНС по г. Москве N 26-12/73173). На основании данной нормы к представительским расходам относится оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например, от места нахождения принимающей организации или от гостиницы;

• буфетное обслуживание во время переговоров;

• оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Читайте так же:  Жалоба в генеральную прокуратуру образец

НК РФ к представительским относит расходы учреждения, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием не только представителей других организаций, но и официальных лиц самого учреждения образования, участвующих в переговорах. В нем также дано понятие официального приема, к которому законодатель относит завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие.

В ст. 264 НК РФ указано, что к представительским расходам не относятся затраты учреждения на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Позиция налоговых органов по вопросу о составе затрат, включаемых в представительские расходы, состоит в том, что перечень затрат, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является исчерпывающим, а все, что в нем не названо, к представительским расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не относится.

По их мнению, нельзя отнести к представительским расходам затраты:

• на приобретение подарков для деловых партнеров (Письмо Минфина России N 03-03-04/4/136);

• на оформление виз для иностранных партнеров (Письмо УМНС по г. Москве N 26-12/6751);

• на оформление помещений для проведения официального приема (Письмо УМНС по г. Москве N 26-08/4777);

• на аренду помещения, в котором проводится официальный прием (Письмо Минфина России N 04-02-03/29).

С такой позицией налоговых органов не соглашаются арбитражные суды. Они, как правило, придерживаются мнения, что перечень представительских расходов не является закрытым и при разрешении вопроса об отнесении расходов к представительским прежде всего следует исходить из их экономической оправданности (Постановление ФАС ВВО N А29-1822/2005а).

В Постановлении ФАС МО N КА-А40/8426-05 рассматривалось дело о правомерности отнесения организацией к представительским расходам затрат на аренду ресторана для проведения официального приема делегации. Организация учла их как представительские расходы. Однако, как следует из материалов дела, при налоговой проверке налоговый орган с этим не согласился.

По его мнению, данные расходы относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха, которые в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ не относятся к представительским расходам. Арбитры заняли сторону организации, указывая, что расходы по аренде ресторана для проведения официального приема являются представительскими расходами, которые подтверждены соответствующими первичными документами. В свою очередь, налоговым органом не было представлено доказательств того, что данные расходы связаны с организацией развлечений и отдыха.

Исходя из вышеизложенного, произведенные учреждением образования представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения запланированных мероприятий. Таким образом, эти затраты могут быть осуществлены как в самом учреждении, так и в арендованном им помещении либо в местах общественного питания (ресторане, кафе, баре и прочих).

В отношении включения в состав представительских расходов таких затрат, как затраты на цветы, конфеты, мнения налоговых органов и арбитражных судей разделяются. Налоговики возражают против учета таких затрат в целях налогообложения прибыли. Поэтому доказывать правомерность их включения в состав представительских расходов, скорее всего, придется в суде. Судебная практика также противоречива.

Одни суды считают, что данные расходы подлежат включению в состав представительских (Постановления ФАС ЗСО N Ф04-2610/2006(22165-А46-40), ФАС ПО N А57-1209/04-16). По мнению других, налогоплательщик обязан доказать экономическую обоснованность расходов на приобретение цветов. В том случае, если он этого сделать не сможет, данные расходы нельзя отнести к представительским (Постановление ФАС ВВО N А29-1822/2005а).

В Письме Минфина России N 03-03-01-04/1/157 рассматривался вопрос о правомерности отнесения к представительским расходам затрат на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера. Финансовые органы указали, что такие затраты должны оплачиваться представителями делегаций, прибывшими на переговоры, за счет суточных либо за счет собственных средств.

Если подобные расходы все-таки произведены за счет средств учреждения образования, то они не могут рассматриваться в качестве представительских, поскольку питание в таких случаях предоставляется не в рамках официальных встреч, и, следовательно, эти затраты учесть при исчислении налога на прибыль нельзя. Аналогичное мнение высказано в Письме УФНС по г. Москве N 20-12/41851.

Нельзя учесть в составе представительских расходов затраты на оплату проживания участников иностранной делегации на том основании, что данный вид расходов не предусмотрен п. 2 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России N 03-03-06/1/235).

Много вопросов возникает по поводу правомерности отнесения к представительским расходов по приобретению спиртных напитков при организации официального приема. В Письме Минфина России N 03-03-04/4/136 разъяснено, что расходы на приобретение продуктов питания для организации официального приема, в том числе спиртных напитков, можно отнести к представительским. Однако сумма затрат на спиртные напитки должна быть ограничена обычаями делового оборота (Письмо Минфина России N 03-03-01-04/2/30).

Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет). Судьи ФАС СЗО в Постановлении N А56-34683/03 также придерживаются мнения, что затраты, связанные с приобретением алкогольной продукции, можно включать в состав представительских расходов, так как Налоговым кодексом не определен перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. В целях обоснования расходов на алкогольную продукцию при проведении официального приема рекомендуем утвердить нормы расходов на алкогольную продукцию.

Потребительская корзина 2019
Пояснительная записка 2019
Право собственности 2019
Предварительный договор 2019
Предпринимательская деятельность 2019

Представительские расходы: норма 2019

Какая норма представительских расходов в 2019 году? Среди расходов компании, которые можно учитывать при расчете налога на прибыль, есть расходы, принимаемые частично по специальному нормативу. К ним, например, относятся расходы на рекламу, затраты на разнообразное добровольное страхование, естественная убыль и т.д. Про актуальную норму представительских расходов расскажем в материале.

Только часть

Некоторые затраты организаций можно учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с установленным нормативом, установленным налоговым законодательством.

Нормативы могут устанавливаться в виде фиксированных сумм или быть привязанными к конкретным показателям.

Вид нормативов Комментарий Пример
Норматив в виде фиксированных сумм Некоторые расходы, нормируемые при расчете налога на прибыль, установлены в виде конкретных сумм. Например, компенсация за использование личного транспорта в служебных целях, расходы на питание экипажей морских, речных и воздушных судов и т.д.
Норматив, привязан к определенным показателям Используются следующие показатели: фонд заработной платы, выручка от реализации и т.д. Нормативы нужно рассчитать в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль: ежемесячно или раз в квартал (п. 2 ст. 285 НК РФ). При этом вести учет доходов и расходов нужно нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ). На практике может сложиться ситуация, когда по итогам одного отчетного периода расходы могут оказаться сверхнормативными, а по итогам следующего станут соответствовать установленному лимиту (письмо Минфина от 06.11.2009 № 03-07-11/285). Например, норма представительских расходов для налогообложения, рекламные расходы, расходы на замену бракованных, утративших товарный вид при транспортировке и (или) реализации и недостающих экземпляров печатных изданий в упаковках и т.д.
Читайте так же:  Ситуация каков порядок ликвидации тсж по решению суда

Текущий год

Как и в прошлые годы норма представительских расходов в 2019 не изменилась. Она составляет 4% от расходов на оплату труда за отчетный или налоговый период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

В составе представительских можно учесть расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ):

  • на проведение официального приема (обеда, ужина и т.д.);
  • на доставку участников приема до места проведения мероприятия (заседания руководящего органа фирмы) и обратно;
  • на буфетное обслуживание во время встречи;
  • на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате компании.

Можно рассчитать норму представительских расходов по формуле:

Максимальная сумма представительских расходов = Расходы на оплату труда за месяц (квартал, год) × 4%

Сравнив реальную сумму понесенных компанией расходов и рассчитанный лимит, можно определить какую сумму включать в расчет налоговой базы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Представительские расходы — это какие расходы?

Представительские расходы — это какие расходы с точки зрения экономического содержания? Представительские расходы — какие это расходы с учетом мнения контролирующих ведомств? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной публикации.

Что входит в понятие «представительские расходы» согласно нормам НК РФ?

Нормы, зафиксированные в п. 2 ст. 264 НК РФ, предполагают выделение среди расходов предприятия особой категории затрат — представительских расходов (ПР). Они могут быть представлены:

  • затратами, связанными с организацией официальных мероприятий (например, деловых завтраков, встреч, переговоров), обслуживанием приглашенных лиц в рамках данных мероприятий;
  • транспортными, буфетными расходами, направленными на обеспечение официальных мероприятий;
  • оплатой услуг, оказанных внештатным переводчиком, если фирма, организующая мероприятие, обращалась к нему за помощью.

Представительские расходы — это указанные выше расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль и понесены налогоплательщиком на организацию приема представителей других организаций, которые участвуют в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества, а также для приема участников, которые прибывают на заседание руководящего органа фирмы.

В понятие представительских расходов для целей уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль НК РФ не относит проведение переговоров с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Однако есть 3 письма Минфина РФ, в которых ведомство допускает возможность отнесения затрат на проведение переговоров с клиентами — физическими лицами к представительским расходам (см. письма от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149, от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351, от 27.03.2009 № 03-03-06/2/64). Полагаем, что, несмотря на разъяснение Минфина РФ, расходы на проведение переговоров с клиентами (потенциальными клиентами) — физическими лицами безопаснее рассматривать не как представительские, а как другие обоснованные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Представительские расходы и налог на прибыль

Представительские расходы — как эти расходы участвуют в расчете налога на прибыль? Главная особенность ПР в том, что они могут быть использованы фирмой, работающей на ОСН, для уменьшения налогооблагаемой базы. Но не полностью: в п. 2 ст. 264 НК РФ установлен лимит их применения в отмеченных целях, составляющий 4% от затрат на оплату труда в соответствующем налоговом периоде.

Как добиться максимально эффективного использования представительских расходов в целях оптимизации налоговой нагрузки на предприятие, читайте в статье «В каком размере нормируются представительские расходы в 2017-2018 годах».

Перечень затрат на оплату труда определен в ст. 255 НК РФ. Он является закрытым, равно как и перечень собственно представительских расходов, который приведен в НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли представительские расходы должны соответствовать критериям, прописанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:

  • быть экономически обоснованными;
  • быть документально подтвержденными.

Нюансы включения представительских расходов в налоговую базу по прибыли и принятия к вычету НДС, относящегося к этим расходам, рассмотрены в статье «Представительские расходы и налог на прибыль» .

Главный признак экономической обоснованности ПР — их осуществление в целях, определенных п. 2 ст. 264 НК РФ, то есть в целях установления или поддержания деловых связей между фирмой-налогоплательщиком и ее деловыми партнерами. Как документально подтвердить представительские расходы, рассмотрим чуть позже, а сейчас разберем примеры расходов, которые организации иногда ошибочно включают в состав представительских.

Что не входит в состав представительских расходов организации?

Некоторые организации включают в состав рассматриваемых расходов те затраты, которые связаны с официальными мероприятиями, но с точки зрения НК РФ не классифицируются как представительские. В частности, не могут быть отнесены к представительским, исходя из положений п. 2 ст. 264 НК РФ:

  • расходы на организацию развлечения гостей;
  • предоставление гостям медицинских сервисов.

Представительские расходы — как эти расходы не превысить, отнеся к ним неправомерные затраты? В целом при определении перечня ПР можно ориентироваться на простое правило, по которому расходы не следует относить к представительским, если:

1. Они прямо не перечислены в п. 2 ст. 264 НК РФ.

2. Они не разрешены к включению в представительские расходы правовыми актами ФНС или Минфина.

Так, в письме Минфина РФ от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136 указано, что покупка сувениров для гостей официального мероприятия не должна рассматриваться как ПР. Однако для сувениров с нанесенной символикой организации ИФНС и суды Москвы и области делают исключение (см. письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2, постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10 по делу № А40-55061/10-99-250, ФАС Московского округа от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10 по делу № А41-18513/08).

Не могут быть классифицированы как ПР затраты, понесенные в рамках мероприятий, которые не имеют официального характера, например неформальный ужин с партнерами в ресторане (письмо ФНС по Москве от 23.12.2005 № 20-12/95338).

Относят ли расходы к представительским при УСН?

Представительские расходы — как эти расходы могут быть учтены в различных системах налогообложения? ПР могут уменьшить налогооблагаемую базу только для тех фирм, которые работают по общей системе налогообложения. В ст. 346.16 НК РФ, которая содержит перечень затрат, уменьшающих расходы на УСН «доходы минус расходы», представительские расходы не указаны. Это обстоятельство не позволяет уменьшать налоговую базу по УСН на представительские расходы.

О представительских расходах при УСН читайте в статье «Принимаемые расходы при УСН в 2017-2018 годы» .

Представительские расходы — какие это расходы с точки зрения бухгалтерского учета?

Стоит отметить, что ПР — категория, характеризующая только налоговый учет. В бухучете данные затраты никак не квалифицируются. На практике бухгалтерский учет подобных сумм осуществляется с применением норм ПБУ 10/99. В соответствии с ними, расходы фирмы по обычным видам деятельности должны разделяться:

  • на материальные;
  • те, что связаны с оплатой труда и с социальными отчислениями;
  • расходы по амортизации,
  • прочие затраты.
Читайте так же:  В каких количествах физическое лицо может перемещать через границу продукты питания

Итак, представительские расходы — какие это расходы с точки зрения бухучета? По своему экономическому смыслу ПР более всего подходят под категорию прочих затрат. При этом их перечень в бухучете фирма может определять самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99).

А теперь рассмотрим следующий вопрос: «Представительские расходы — какие это расходы с точки зрения отражения проводок по ним в бухучете?» Чаще всего соответствующие проводки регистрируются с применением счетов 26 или 44. Первый счет в основном задействуется промышленными фирмами, второй — торговыми. В НКО чаще всего применяется счет 86. Безусловно, при осуществлении бухгалтерского учета ПР важно также правильно соблюсти последовательность проводок с точки зрения отражения этапов оборота денежных средств. На практике они могут быть представлены:

  • выдачей средств из кассы предприятия подотчетным лицам в целях расходования в рамках официальных мероприятий — Дт 71 Кт 50;
  • оказанием услуг поставщиком — Дт 26 Кт 60;
  • получением авансового отчета от лица, по которому оно потратило полученные денежные средства по назначению (в целях оплаты услуг, перечисленных в п. 2 ст. 264 НК РФ), — Дт 26 Кт 71.

Следующий критерий применения ПР в целях оптимизации налогообложения — их документальное подтверждение.

Подтверждение представительских расходов в 2018 году: документы

Представительские расходы — какие это расходы с точки зрения их документального подтверждения?

Любые расходы в целях уменьшения налоговой базы, в силу положений п. 1 ст. 252 НК РФ, должны быть документально подтверждены. В НК РФ не отражены перечни документов, посредством которых фирма может удостоверять факты совершения соответствующих расходов.

На практике данными документами чаще всего являются:

[1]

  • приказ директора о проведении официального мероприятия;
  • смета расходов в рамках соответствующего мероприятия;
  • отчет о расходах в рамках мероприятия;
  • акт о списании расходов;
  • программа официального мероприятия;
  • договоры с поставщиками услуг, заказанных в целях проведения мероприятия;
  • первичные документы, отражающие расчеты по соответствующим услугам.

В случае если фирма регулярно проводит официальные мероприятия, основным документом, подтверждающим ПР, в ней может быть локальное положение о ПР. Данный документ регламентирует порядок учета соответствующих расходов с конкретной целью — уменьшения налогооблагаемой базы. Если положение о ПР принято в фирме, то указанные выше в списке документы будут дополнять его. При этом они должны составляться на основе форм, утвержденных в качестве приложений к положению о ПР.

Стоит отметить, что перечисленный выше перечень документов, с помощью которых можно подтвердить ПР, сформировался не на основе деловой практики (хотя ее роль в данном случае также важна), а на основе прежде всего нормотворческой. Дело в том, что фактически каждый из рассмотренных выше типов источников был, так или иначе, рекомендован Минфином в письмах, которые ведомство с некоторой периодичностью издает в целях разъяснения порядка учета ПР.

Представительские расходы — как эти расходы отражаются в отчете?

В отчете о представительском мероприятии находят отражение:

  • дата проведения мероприятия;
  • цель проведения официального мероприятия;
  • программа и состав участников мероприятия;
  • итоги проведения соответствующего мероприятия;
  • величина затрат в рамках проведения мероприятия;
  • прочие существенные факты о мероприятии.

Отметим, что на практике многие предприятия предпочитают отражать программу официального мероприятия не в составе отчета, а в отдельном документе.

Представительские расходы — какие это расходы, по мнению судей?

Известны прецеденты, когда представительскими были признаны расходы, совершенные на основании договора на оказание консультационных услуг, заключенного между фирмой и ее партнером (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2006 № А42-8823/04-28).

Есть у фирм шансы и на признание представительскими тех расходов, что понесены в рамках организации презентаций для представителей СМИ. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 12.01.2006 № А62-817/2005 установил, что компания, организующая деловой семинар, правомерно отнесла к ПР расходы на транспортные услуги для журналистов различных СМИ, которые были приглашены на данный семинар, в то время как ФНС отказалась квалифицировать данные затраты как представительские. Однако в данном случае имело значение то, с какой целью приглашались представители СМИ — для установления делового сотрудничества с печатными изданиями и телекомпаниями, в рамках которого предполагалось размещать на соответствующих медийных площадках рекламу и статьи.

Позиция ФНС и судов несхожа также в отношении признания ПР оплаты проживания приглашенных на официальное мероприятие лиц в гостинице. Налоговики не считают эти расходы представительскими по причине того, что они не включены в перечень затрат, определенный п. 2 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235). Но судебный прецедент, по которому ФАС Западно-Сибирского округа вынес постановление от 01.03.2007 № Ф04-9370/2006(30552-А81-27), свидетельствует о том, что арбитраж может иметь иное мнение по данному вопросу. Тогда суд посчитал, что оплата проживания в гостинице приглашенных лиц все же является ПР, поскольку понятие «обслуживание», зафиксированное в п. 2 ст. 264 НК РФ, можно толковать шире, чем в контексте разновидностей ПР, перечисленных в НК РФ, включая в него и оплату мест в гостинице для гостей официального мероприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ на вопрос «Представительские расходы — какие это расходы?» нам дает п. 2 ст. 264 НК РФ. Перечень затрат, определенный в НК, является исчерпывающим: те расходы, что не соответствуют ему, не могут рассматриваться как представительские. Соответствующие затраты фирма может использовать в уменьшение налогооблагаемой базы — в пределах установленных НК РФ норм, а именно 4% от расходов на оплату труда. В рамках бухгалтерского учета ПР включаются в прочие затраты в рамках расходов по обычным видам деятельности.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  3. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  4. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Норма представительских расходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here