Нормативное регулирование и его виды

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Нормативное регулирование и его виды". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Понятие системы нормативного регулирования

В повседневной жизни каждого человека нередко возника­ет вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе гово­ря, как согласовать свои поступки с интересами общества, госу­дарства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, жела­тельном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.

Следует напомнить, что система нормативного регулиро­вания не совпадает полностью с юридической (правовой) над­стройкой. Юридическая (правовая) надстройка — это совокуп­ность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.

[2]

Система социальных норм выступает лишь частью систе­мы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений.

Система нормативного регулирования — это совокупность социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе, их отношения между собой в рамках объединений, кол­лективов, и социально-технических, регламентирующих их взаи­моотношения с природой. Система нормативного регулирова­ния обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указыва­ют, как человек должен обращаться с орудиями труда, маши­нами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Сле­дует отметить, что пренебрежение техническими нормами мо­жет привести к тяжелым последствиям и именно с необходи­мостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем раз­вития производительных сил и регулируют целесообразное по­ведение человека в таких несоциальных образованиях, как при­рода, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития обще­ственно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение че­ловека, они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стре­мится получить, освоить, и поэтому обменные отношения при­обретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельно­стью, становятся привычными эталонами социального пове­дения.

Объективный характер социальных норм определяется сле­дующими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) норма возникает в процессе человеческой деятельности, субъективно обусловленной способом производства;

3) норма неотделима от отношений обмена, характер кото­рых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения лю­дей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обуслов­лены экономическим базисом общества.

По способам установления и обеспечения они классифици­руются на нормы права, нормы морали (нравственности), обы­чаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц). Такое деление в юридической ли­тературе считается общепризнанным.

Есть и иные критерии классификации социальных норм: по способам образования (складываются стихийно или созда­ются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма). Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включен­ными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и на преобразо­вание.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав

Социальное регулирование и его виды

Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. I Понятие, виды, отличия и структура рекламы
  3. I. Введение. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
  4. I. Общее понятие религии
  5. I. Понятие города и его категории
  6. I. ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
  7. I. Экономический рост: понятие, измерение, типы и факторы.
  8. I.2.1) Понятие права.
  9. II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования.
  10. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого действования. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.

Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное).

В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный – должный – вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствие с этими предписанными, «заданными» стандартами – нормами.

Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.

Примат нормативного регулирования над казуальным очевиден. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.

Важнейшим признаком нормативного регулирования является его системность. Система нормативного регулирования – это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения.

Нормативная система – это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество, отличное от простой совокупности, признаков, свойственных различным видам нормативного регулирования. Общественные отношения подвергаются воздействию ряда социальных норм. В каждом конкретном случае между нормам складывается определенная субординация. Такая иерархическая связь отдельных норм разных видов отражает системный, целостный характер нормативного регулирования.

Элементами нормативного регулирования являются социальные и технические нормы. Технические нормы – это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам. Социальные нормы – это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми.

Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав

Социальные нормы и их виды. Нормативное регулирование. Понятие, свойства, функции, принципы и источники права

Читайте также:

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. I группа. Свойства, характеризующие сущность и сложность системы
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СПОСОБЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
  4. II. Конституционные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
  5. II. Понятие, признаки и функции правового акта управления (ПАУ)
  6. III группа. Свойства, характеризующие методологию целеполагания системы
  7. III. Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры.
  8. III. Использование права.
  9. III. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа.
  10. IV. ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
  11. А нормы в днях определяются по каждому виду оборотных средств по разному.
  12. АВАРИИ НА АТОМНЫХ РЕАКТОРАХ, КАК ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАДИОНУКЛИДАМИ
Читайте также:
  1. I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование
  2. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  3. IV. Регулирование фин-го рынка.
  4. IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль.
  5. Quot;Каролина»: регулирование розыскного (инквизиционного) процесса.
  6. VI. Право на социальное обеспечение и социальную защиту.
  7. VII. Регулирование частоты вращения двигателя
  8. а) Борное регулирование мощности ядерного реактора.
  9. Автоматическое регулирование возбуждения (АРВ). Форсировка возбуждения
  10. Автоматическое регулирование температурного режима
Читайте так же:  Как воспользоваться профессиональным налоговым вычетом лицу, работающему по гражданско-правовому дог

ТЕОРИЯ ПРАВА

Социальные нормы – это всевозможные нормы, правила поведения людей в обществе, которые направлены на регулирование общественных отношений. Это нормы морали, нравственности, религии, права и т.д.

Нормативное регулирование – это деятельность субъектов общественной жизни, связанная с созданием, реализацией и обеспечением различных социальных норм. В зависимости от того, какая социальная норма создается и действует, выделяют виды нормативного регулирования.


Традиционное регулирование осуществляется посредством выработки и реализации в обществе обычаев и традиций, как правил, складывающихся в результате их многократного повторения, исполнения и отбора в силу привычки как наиболее рациональных форм поведения людей в обществе.

Моральное регулирование осуществляется посредством морально-нравственных идей, обеспечиваемых сил и авторитетом общественного мнения.

Корпоративное регулирование осуществляется посредством системы внутриорганизационных норм, обеспечиваемых самой организацией.

Правовое регулирование – особый вид нормативного регулирования, поскольку оно осуществляется через систему особых правил поведения норм права, непосредственно связано с государством и гарантируется его принудительной силой.

Право – это система общеобязательных формально определенных правовых норм, направленных на упорядочивание жизненно важных общественных отношений в целом и гарантируемых принудительной силой государственной власти.

1. Общая обязательность, т.е. право в равной мере распространяется на всех субъектов.

2. Властный государственно-властный характер. Предписание правовых норм гарантируются принудительной силой властью государства. В санкциях правовых норм закрепляется ответственность за их нарушение, которое и реализуется посредством принудительной силы государства.

3. Формальная определенность. Нормы права формально выражены, закреплены в формах, источниках правах.

4. Системность права. Все нормы находятся во взаимосвязи друг с другом, делятся на отрасли, подотрасли и институты права, составляя систему права.

5. Нормативность права. Право подлежит многократному применению в отношении неопределенного количества однородных общественных отношений, т.е. является типовым регулятором типовых общественных отношений.

Читайте так же:  Вопрос о ремонте в многоквартирных домах

6. Волевой, интеллектуально волевой характер права. Право всегда выражает волю каких-то субъектов социально-общественной жизни.

Сущность права – это то, чью волю оно выражает.

Социальное назначение права – это его способность регулировать общественное отношение.

Функции права — основные направления воздействия права на общественные отношения. Внешние функции вытекают из сфер общественных отношений, на которые право воздействует(экономическая, политическая, идеологическая и т.д.). Внутренние функции права вытекают из способов воздействия права на общественные отношения(регулятивная и охранительная функции). Регулятивная функция – это когда право воздействует на нормальные, позитивные общественные отношения и его задача только упорядочить поведение субъектов, придать им необходимую правовую форму. Охранительная функция – это когда право воздействует на анормальные, негативные общественные отношения, когда совершается правонарушение, причиняется вред лицу, и задача права — восстановить нарушенные права, привлечь виновное лицо к ответственности.

Принципы права – это основополагающие начало, руководящие идеи, лежащие в основе права и правового регулирования. Выделяют общеправовые, отраслевые, подотраслевые и институциональные принципы.

Источники права – официально признанные формы, способы выражения правовых норм, придания им общеобязательного властного характера.

Правовой обычай — сложившееся и часто применяемое в какой-либо человеческой деятельности правило поведения, независимо от того, закреплено оно в каком-либо письменном документе или нет, но признанное санкционированное государством. Обычай становится правовым в результате его санкционирования государством.

Правовой прецедент – это решение правоприменительного органа по юридическому делу, которое становится нормой, при рассмотрении аналогичных дел возникающих в будущем.

Нормативный договор – это соглашение, содержащее нормы права.

Нормативно-правовой акт как источник права. Система и систематизация законодательства. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт – это акт официального правотворчества компетентного органа или лица, направленный на установление, изменение или прекращение действии правовых норм. Черты нормативно-правового актато:

1. официальный письменный документ, содержащий соответствующие атрибуты и отвечающий определенным требованиям.

2. Содержание норм права в нем фиксируется в специальном тексте при помощи специальных правил и приемов правотворческой юридической техники.

3. Специфическая структура изложения и специфический язык.

4. Ясность, доступность, четкость изложения.

5. Обеспечение внутреннего внешнего непротеворечия акта.

Система законодательства – это взаимосвязанная совокупность всех нормативно-правовых актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках систем законодательства нормативные акты делятся по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты.

Законы – это принимаемые высшими законодательными органами государства по строго определенной процедуре, обладающие высшей юридической силой акты первичного характера, которые дают общую регламентацию правоотношений.

1. Высшая юридическая сила. Их содержанию не могут противоречить другие нормативные акты, а в случае противоречия должны действовать нормы закона.

2. Принимаются высшими законодательными органами власти, входящими в законодательную ветвь власти и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти.

3. Особая процедура порядка принятия. Законы принимаются в законотворческом порядке, который устанавливается Конституцией страны, регламентами законодательных органов, включает в себя указания на лиц, обладающих правом законодательной инициативы, формы обсуждения проекта закона, голосования по нему, принятия, одобрения, подписания, опубликования, вступления в силу и т.д.

4. Содержит первичные правовые нормы, дающие общую регламентацию правоотношений.

5. Законы, как правило, делятся на:

5.1 Конституцию – основной закон гоударства, закрепляющий основы государственного и общественного устройства страны.

5.2 Конституционные законы, принимаемые по предусмотренными Конституцией запросам.

5.3 Обыкновенные, текущие законы.

5.4 Подзаконные нормативные акты – это принимаемые на основании его исполнения законов, акты вторичного характера, содержащие нормы, дающие более детальную регламентацию правоотношений. К ним относятся Указы Президента, Постановления Правительства, Акты министерств и ведомств, подзаконные акты органов субъектов федерации, акты органов местного самоуправлении, локальные подзаконные акты, принимаемые отдельными организациями, должностными лицами. По предмету регулирования нормативные акты делятся на гражданское, уголовное, административное законодательства.

Систематизация законодательства – это упорядочивание, приведение в систему нормативных актов для их наиболее удобного и правильного использования и применения.

Инкорпорация – это внешняя обработка нормативного материала, когда нормативные акты упорядочиваются только внешне по форме, без изменения содержания правовой нормы. Она может быть хронологической и предметной.

Хронологическая инкорпорация – это когда акты упорядочиваются по времени их принятия.

Предметная(отраслевая) инкорпорация – акты упорядочиваются по предмету правового регулирования

Кодификация – это существенная внутренняя переработка нормативного материала, при которой изменяется само содержание правовых норм. Отменяются устаревшие нормы и принимаются новые. Кодификация рассматривается как часть правотворческого процесса, при котором появляется принципиально новый правовой акт, устав, кодекс, положение.

Консолидация – объединение, укрупнение, сведение в один нескольких нормативных актов без изменения их содержания.

Понятие свойство сущность принципы функции права – курсовой.

| следующая лекция ==>
Государственный аппарат | Система права

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 511 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие нормативного регулятора

Нормативное регулирование сложилось в процессе исторического развития общества. Уже на ранних этапах его существования возникли первые правила (нормы) поведения, первые правила общения людей между собой (например, между старшими и младшими). Точно также в тот период возникли правила охоты, рыболовства и других видов добычи пищи. Эти правила складывались стихийно, они постепенно укреплялись, увеличиваясь по мере расширения человеческой деятельности, т.е. — наличие определенных правил (нормативность) присуща человеческому обществу изначально; без них оно не смогло бы прогрессировать в своем развитии.

Нормативность и человеческое общество неразделимы. Общество, в котором отсутствуют должные нормативные регуляторы, обречено на хаос, противоречия и разлад.

Любое общество объективно нуждается в нормативных регуляторах (правилах), поскольку для того, чтобы действия людей направлялись в нужном для этого общества направлении, чтобы общество не было размыто прямо противоположными людскими стремлениями, необходимы правила, регулирующие поступки людей, указывающие приемлемые обществу варианты поведения.

[1]

Источниками этих регуляторов могут быть экономические, классовые, политические, социальные, религиозные и другие факторы (причины). Именно экономический источник необходимости нормативного регулирования имел в виду Ф.Энгельс, когда писал, что уже на весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.

Читайте так же:  Встречное исковое заявление о разделе имущества

Классовые регуляторы (нормы права, определенная часть норм морали и т.д.) выражали прежде всего волю господствующего класса, они были направлены на охрану интересов того класса, который занимал властвующее положение в обществе. Правила, устанавливаемые этим классом, становились обязательными для всего общества. Это были, в основном, императивные (повелительные) регуляторы, предписывающие должное поведение в интересах властвующего (господствующего) класса. Разумеется, в любом классовом обществе устанавливались правила, которые были необходимы всему обществу (санитарные, природоохранные), но бесспорный приоритет принадлежал регуляторам, выражающим волю и интересы господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата).

Если в основе источника нормативного регулятора лежал религиозный фактор, то это означало, что правила поведения даны людям свыше, они божественны, их соблюдение угодно богу, а несоблюдение великий грех и т.д. Причем религиозные нормы нередко регулировали не только чисто религиозные отношения среди верующих, но и семейные, бытовые отношения, т.е. были правилами для всех.

Основной целью нормативного регулирования всегда было, есть и будет сохранение существующей системы, обеспечение ее стабильности.

Любое общество в интересах самосохранения вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила устанавливают определенный порядок во взаимоотношениях членов общества, предписывают (указывают) варианты действий (поступков) для них и тем самым предопределяют должную урегулированность, упорядоченность этого общества. Поэтому нормативные регуляторы считаются не только объективно необходимым, но и целесообразным механизмом обеспечения организованности в общественных отношениях.

Профессор П.Е. Недбайло совершенно правильно характеризовал нормативное регулирование как установление правил, в соответствии с которыми происходит организация, согласованность поведения субъектов общественных отношений, оценка и разрешение фактов общественной жизни с точки зрения этих правил.

Поскольку жизнь современного общества достаточно многогранна и разнообразна, в нем постоянно возникают самые различные жизненные ситуации, а у участников этих отношений имеются различные цели и интересы, то совершенно естественно на протяжении длительного исторического развития человеческого общества в нем сформировалась определенная система нормативных регуляторов, система различных правил поведения. В нее входят правила, основанные на моральных и религиозных установках, экономических и политических интересах, обычаи и традиции, правила для членов сформировавшихся организаций (корпоративные правила) и т.д.

Весь опыт мировых цивилизаций свидетельствует о том, что ни одна из них не может успешно развиваться без наличия адекватных этой цивилизации социальных нормативных регуляторов.

Ценность нормативного регулирования на основе общих правил поведения (норм) состоит в том, что норма — это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовый вариант действия, заранее апробированный и подсказываемый ему обществом, государством, социальной группой и т.д. Именно в этом заключается основная ценность нормативного регулирования.

Таким образом, нормативные регуляторы — это правила, формирующиеся в обществе под воздействием экономических, классовых, социальных, религиозных и др. факторов, направленные на обеспечение нормального (безопасного) существования и прогрессивного развития общества.

Нормативные регуляторы могут выражать волю и интересы всего общества, определенного класса, отдельной социальной группы (партии, организации).

Говоря о нормативных регуляторах, следует сказать, что наряду с ними существуют иные регуляторы — казуальные, ценностные, информационные, директивные и т.п.

Казуальные регуляторы — это необходимые для любого общества регуляторы. Взаимодействие субъектов общественных отношений (граждан, организаций, органов власти и управления) осуществляется не только на основе общих правил поведения. На практике имеется масса конкретных индивидуальных вопросов, для которых нет нормы или для которых она не требуется. При таких обстоятельствах необходимо разовое, персональное решение. Это и будет казуальное регулирование. Например, решение мэрии г. Москвы об установлении памятника конкретному гражданину в определенном месте.

Казуальное регулирование не является масштабным, ему не присущи длительность и многократность действия, но посредством казуального регулирования решаются многие важные жизненные вопросы. Обществу, государству, гражданам оно так же необходимо, как и нормативное. В реальной действительности нередки случаи, когда вопрос решается индивидуальным распоряжением, он не требует нормативного регулятора. Казуальное регулирование — это практическое решение конкретного жизненного вопроса путем правового, морального, корпоративного и т.п. акта (приказа, требования, разрешения, запрета). Отличительные черты казуального регулятора — отсутствие типичности, повторяемости и, напротив, наличие конкретности, индивидуальности, однократности в регулировании общественных отношений.

Ценностный регулятор предопределяется наличием в данном обществе определенных обобщенных представлений о целях и нормах поведения людей, воплощающих исторический опыт и уровень культуры данного общества. Это, прежде всего, представления членов общества, их сознание, устремления, желания, признание необходимости существования данной социальной системы. С субъективной стороны — это оценки и суждения типа: «полезный — вредный», «нравится — не нравится», «добро — зло», «желательный — нежелательный» и т.д.

Ценностный регулятор определяет поведение участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов*(21).

Ценностный регулятор формируется в конкретном обществе (социуме), в его различных социальных слоях, группах, у различных наций и народностей. Поэтому то, что для одних народов ценно, важно, необходимо, для других безразлично, для третьих вредно (обряд обрезания, многоженство, проституция, калым, кровная месть и т.п.).

Ценностный регулятор достаточно весом в жизни отдельных народов, он выполняет у них регулирующую роль достаточно длительное время, поскольку устойчиво сохраняется в памяти народа, оказывает воспитательное воздействие на целые поколения. Это наблюдается в сохранении многих вековых традиций и обычаев, отказе от новых, в особенности навязываемых, ценностей. Например, неприятие мусульманским миром (да и не только) американского образа жизни.

Читайте так же:  Генеральная доверенность

Информационный регулятор играл и играет важную роль в жизни любого общества. Его регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие-либо поступки или, напротив, воздерживаться от таковых. В древние времена роль информационного регулятора выполняли слухи, мифы, легенды.

В настоящее время пресса (газеты, журналы), телевидение, радио, компьютерные технологии стали играть очень важную как положительную, так и отрицательную роль, они позволяют сделать белое черным, а черное белым, побудить массы людей подражать каким-либо примерам или заставить осуждать их.

[3]

Современные средства массовой информации (СМИ) могут привлечь внимание всей страны к важным вопросам жизни общества либо отвлечь от них, используя информационную блокаду данной актуальной темы. Кроме того, многие СМИ являются зависимыми, они подают информацию в интересах тех, кто является их хозяином, т.е. используются в качестве заинтересованного регулятора. Тем не менее технический прогресс свидетельствует о все возрастающем значении информационного регулятора в жизни не только одного конкретного общества, но и всего мирового сообщества.

В юридической литературе выделяются еще некоторые ненормативные социальные регуляторы, например директивный регулятор. Особенность его состоит в том, что посредством определенного способа, специфического приема обществу предписывается (либо предлагается) безальтернативная директива (указания, предписания, программа), которую необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности.

Это может быть директива, направленная на решение важной с точки зрения власти или организации задачи. В СССР это были пятилетние планы развития народного хозяйства, программы КПСС, совместные постановления партии и правительства. В США — сообщение об уровне террористической опасности (зеленый, оранжевый).

Директивный регулятор мало популярен, он не очень согласуется с демократическими методами регулирования.

В заключение необходимо отметить, что общество создает разнообразные регуляторы в целях своего нормального существования и развития. Эти регуляторы нередко взаимодействуют между собой, усиливая влияние каждого из них на общество. В других обстоятельствах они могут противоречить один другому, и тогда общество выбирает более приемлемый для себя регулятор, оставляя другие как бы в тени.

Ненормативные и нормативные регуляторы — объективная необходимость общественного развития. Роль каждого из них на определенном историческом этапе человеческой цивилизации неодинакова (прогрессивна, регрессивна, нейтральна), но без них существование общества невозможно. Все зависит от его способности своевременно избрать для себя наиболее оптимальный регулятор, в наибольшей степени способствующий прогрессивному развитию, и создать преграды для негативных регуляторов или блокировать их влияние на общественную жизнь.

Нормативное регулирование и виды социальных норм.

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Однако следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка — это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм: социально-технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы — это правила социально значимого поведения членов общества. В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы — это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.

В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга : норма — это правило, а правило — это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что «правило» — все же более узкий термин, чем «норма». Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма — не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие — то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом.

В философской и естественнонаучной литературе под нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма — это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма — это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Норма — это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее — патология. Социальные нормы регулируют не все, а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

Читайте так же:  Отказ от иска гпк образец

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это — общепринятая и наиболее распространенная классификация.

Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в » рафинированном » виде.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений — составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат — совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права — родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии — в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско — католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон » О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы » Всеобщей декларации прав человека», итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России » Декларации прав и свобод человека и гражданина » говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В тоже время право не должно быть безучастно к » причудливым » формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли » гуру «, » мастера » и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром » Аум Синрике «.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
Нормативное регулирование и его виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here