Нормы трудового права регулируют

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Нормы трудового права регулируют". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Правоотношения, регулируемые трудовым правом

Правоотношения, регулируемые трудовым правом, — это общественные отношения, урегулированные нормами данной отрасли права.

Различают следующие виды правоотношений, регулируемых трудовым правом.

[1]

1. Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройства. Они непосредственно предшествуют трудовому отношению. Субъекты — гражданин, подыскивающий работу и обратившийся в службу занятости, органы службы занятости, работодатель.

2. Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником, за плату трудовой функции и подчинении правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным, трудовым договором.

Трудовые отношения — это центральное правоотношение в сфере трудового права. Субъекты — работник и работодатель. Основанием возникновения трудовых отношений является заключение трудового договора. Содержание трудового правоотношения образуют взаимные права и обязанности его субъектов.

3. Социально-партнерские правоотношения отношения, возникающие между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, целью которых является обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам правового регулирования труда.

4. Правоотношения по профессиональной подготовке, ученический договор. Состоят из правоотношений:

  1. между работником-учеником и работодателем;
  2. правоотношения по повышению квалификации, переквалификации.

5. Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. Субъекты — органы надзора и контроля (Гострудинспекция, Госсанэпидемнадзор, Госгорпромтехнадзор и др.) и работодатели.

6. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового отношения. Субъекты — работник и работодатель. Основанием возникновения является причинение вреда работнику или имуществу работодателя. Содержание данного правоотношения образует обязанность виновного субъекта возместить вред, причиненный другому субъекту.

7. Правоотношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Возникают с момента подачи заявления в юрисдикционный орган по трудовому спору. Субъекты — орган, компетентный рассматривать трудовой спор (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж), и участники) трудового спора.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, необходимы для создания благоприятных условий труда.

Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, необходимы для того, чтобы создавать соответствующие благоприятные условия труда, защищать права сотрудников и работодателей, а также регулировать трудовою деятельность граждан. И в первую очередь это является обязанностью государства.

Понятие трудовых отношений

Отношения, возникающие между работодателем и сотрудником в процессе осуществления трудовой деятельности, принято называть трудовыми. И они реализуются с помощью особых социальных норм, то есть определенных правил поведения, которые приняты в обществе. Среди них в том числе находятся и социально-трудовые нормы, которые необходимы для того, чтобы упорядочить поведение обеих сторон в процессе трудовых отношений.

Эти нормы содержат информацию о тех правилах, которые необходимы для определения обязательного поведения работодателя и сотрудников. Именно выполнение и использование этих социально-трудовых норм является их реализация на практике. Актами, содержащими нормы трудового права, в первую очередь являются Конституция рф и Трудовой кодекс. Именно Трудовой кодекс рф регламентирует все трудовые отношения: те, что основываются на соглашении между обеими сторонами о выполнении субъектом трудовой деятельности за установленную плату.

К принципам отношений в сфере труда Трудовой кодекс российской федерации относит:

  • право на труд;
  • запрет на любую дискриминацию;
  • запрет на принуждение к труду;
  • защита со стороны государства от безработицы;
  • право на достойные условия труда;
  • право на своевременную и достойную оплату труда;
  • право на продвижение по службе;
  • право на объединение и участие в профсоюзах;
  • право на возмещение ущерба.

Источники трудового права и система нормативно-правовых актов ТЗ

Естественно, что трудовые отношения регулируются государством. При этом важных источников права существует достаточно много. В первую очередь под это определение попадают нормативные акты органов власти, в компетенции которых находятся соответствующие полномочия. В любом источнике обязательно содержатся также и экономические аспекты жизни общества. И с их изменениями появляются и изменения в самих источниках.

Правовые акты, содержащие нормы трудового права, имеют свою определенную законную иерархию. Естественно, что главным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, является Конституция российской федерации. А далее законодатель указывает на различные федеральные конституционные законы, которые принято считать основными актами, содержащими нормы трудового права. После них идут международные акты, Указы Президента российской федерации, законы субъектов рф и т. д.

Все существующие нормативные документы, которые относятся непосредственно к законодательству в сфере труда, издаются на основе Конституции рф.

Но не только одни указы и постановления, принятые на законодательном уровне, являются единственными источниками трудового права. Законодатель относит к ним также и коллективный договор, который заключают между собой стороны трудовых отношений. Он полностью регулирует все действия сторон, и не может противоречить закону. Коллективный договор, также как и акты субъектов российской федерации, приказы руководителей предприятий и другие документы, считается локальным источником права.

Как регулируются трудовые отношения

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, являются незаменимыми для постоянного регулирования трудовых отношений. Именно они содержат общие основы, которые используются для заключения трудовых соглашений. Эти соглашения несут основную нагрузку и необходимы для выполнения двух функций – социальной и экономической.

Актами, содержащими нормы трудового права, являются коллективный и индивидуальный договор, которые могут заключать стороны.

Коллективный договор – это правовой акт, который регламентирует все отношения между сотрудником и работодателем. При этом соглашение может иметь различные формы и содержать информацию с учетом условий и специфики работы. Но права и гарантии, которые содержит коллективный договор, должны соответствовать трудовому законодательству.

Коллективно-договорной способ регулирования этих отношений имеет и свои преимущества. В первую очередь это возможность улучшения условий труда сотрудника, введения дополнительных льгот и т. д. Трудовой кодекс рф позволяет определять в соглашениях следующую информацию:

  • размер оплаты за дополнительную работу;
  • размер выплат за работу в не денежной форме;
  • повышение заработной платы за работу ночью.
Читайте так же:  Как поменять водосчетчики самостоятельно

Отношения, связанные с трудовыми

Законодательство российской федерации содержит не только нормы, регулирующие отношения в сфере труда. Существуют отношения, которые являются напрямую связанными с трудовыми. Это организация и управление трудом, профподготовка кадров и повышение их квалификации, коллективные переговоры, финансовая ответственность сотрудников, контроль за соблюдением всех норм трудового законодательства и многое другое.

Кроме этого, любым трудовым отношениям предшествуют отношения, связанные непосредственно с трудоустройством у определенного работодателя. Эти отношения могут возникать как непосредственно напрямую между работником и будущим работодателем, так и через посредника, в качестве которого выступает служба занятости.

При этому у государства в данном случае возникают отношения как с соискателем, так и с работодателем.

Тесно связано с трудовыми отношениями и так называемое социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы согласовывать интересы всех субъектов трудовых отношений, в том числе и государства.

Также к отношениям, близким к трудовым, относятся контроль и надзор за выполнением норм трудового законодательства со стороны государства. Эти действия выполняют инспекция труда, прокуратура, профсоюзы и т. д. Что касается охраны труда, то государственные органы следят за соблюдением санитарных норм, пожарной безопасностью и эксплуатацией опасных механизмов.

Вопрос-ответ

Спор с главным врачом

Здравствуйте! Имеет ли право главный врач приказом вынуждать беременную женщину(8 недель беременности) Врача УЗИ работать на аппарате УЗИ?

Здравствуйте Мария! Вы можете осуществлять данную работу, только если Ваши условия труда соответствуют СанПиН 2.2.0.555-96.2.2. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Если работа на аппарате УЗИ по показателям в этом СанПиНе противопоказана, то можете обжаловать приказ главного врача в судебном порядке.

При необходимости можем оказать судебную защиту, для этого можете обратиться на консультацию к Петровой Ольге Олеговне.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Приоритет Трудового кодекса РФ в регулировании трудовых отношений

Читайте также:

  1. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  2. II. Знаки приоритета
  3. Акти договірного та локального характеруу сфері трудового права
  4. Акти локального та договірного характеру як джерела трудового права
  5. Акти судової влади як одна з форм трудового права
  6. Акты работодателя, содержащие нормы трудового права, локальные акты
  7. Анализ судебной практики по заключению и прекращению трудовых контрактов.
  8. Анализ трудовых ресурсов организации
  9. Билет 11. Система российского права. Отрасли права. Предмет и метод правового регулирования общественных отношений.
  10. Билет 46. Изменение трудового договора. Переводы на другую работу: постоянные и временные. Отличие перевода от перемещения.
  11. Билет 47. Прекращение трудового договора: общие основания, по инициативе работника, по инициативе работодателя, по обязательствам, не зависящим от воли сторон.
  12. Билет 48. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

Среди федеральных законов о труде основополагающим законом является Трудовой кодекс. Трудовой кодекс имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.Юридическое верховенство ТК в системе нормативных правовых источников трудового права проявляется в следующем:

а) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК;

б) в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (ч. 8 ст. 5);

в) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс (ч. 9 ст. 5);

г) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК (ч. 2 ст. 422).

Трудовой кодекс РФ фактически получил законодательный приоритет в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в сравнении с любыми другими законами и подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного значения.

Юридическое верховенство Кодекса естественным образом распространяется на все подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ (ч. 3 ст. 5), постановления Правительства РФ (ч. 4 ст. 5), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 5), а также на законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 6 ст. 5).

Кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями.

Трудовой кодекс РФ решает многие вопросы, имеющие теоретический и практический интерес. К их числу относятся: разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, расширение договорного регулирования отношений, возникающих в сфере труда, определение предела действия трудового права и его соотношение с гражданским правом, учет особенностей условий труда отдельных категорий работников, регулирование основ отношений, возникающих в сфере социального партнерства, различные положения во многих институтах трудового права, учитывающие интересы работников и работодателей.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства в ТК РФ названы создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

18.Трудовое правоотношение: понятие и признаки

Трудовое правоотношение– это добровольная юридическая связь работника с работодателем. При этом, работник обязан лично выполнять регулярно оговоренную трудовую функцию (работать по определенной специальности, квалификации, должности), подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель обязан своевременно и систематически оплачивать его труд по реальному вкладу и создавать условия труда не ниже предусмотренных законодательством, трудовым и коллективными договорами, соглашениями

Читайте так же:  Как составить и подать исковое заявление о возмещении морального вреда

Трудовые правоотношения отличаются от иных отношений, связанных с применением труда граждан. Можно выделить следующие признаки трудовых отношений:

1) они возникают на добровольной основе в виде юридической связи лица, работающего по трудовому договору (работника), и работодателя;

2) в процессе осуществления трудовых отношений регулируется не результат труда, а процесс труда, то есть работник должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации. Таким образом, труд применяется на условиях определенного режима;

3) труд в трудовых правоотношениях основан на общественной кооперации труда, то есть он, как правило, является коллективным — работник связан своим трудом с другими работниками;

4) данные отношения носят социальный характер, так как государство гарантирует повышенный уровень социальной защиты гражданам, работающим по трудовому договору. .

Субъектами трудового правоотношения являются работник – с одной стороны и работодатель – с другой

. Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотношения является наличие у гражданина и работодателя их трудовой правосубъектности – праводееделиктоспособности

.- У гражданина (в том числе и иностранца) она возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исключением некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст.

— У работодателя трудовая правосубъектность возникает с момента его регистрации в качестве работодателя и наличия у него фонда оплаты труда, расчетного счета в банке, когда он может начать прием на работу.

Трудовое правоотношение надо отличать от правоотношений гражданского права, связанных с трудом (изобретательским, авторским, личного подряда, поручением, комиссией). Это отличие проводится по трем следующим критериям:

– при трудовом правоотношении работник включается в данный трудовой коллектив, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет в гражданском правоотношении, связанном с трудом;

Видео (кликните для воспроизведения).

– предметом трудового правоотношения является сам процесс труда работника по определенной трудовой функции (специальности, должности) в общем процессе данного производства, а предметом смежного гражданского правоотношения – уже продукт труда (изобретение, книга в авторском договоре и т.д.);

– в трудовом правоотношении обязанность организации труда и его охраны лежит на работодателе (его администрации), а в смежном гражданском трудящийся сам организует и свой труд, и его охрану.

Эти критерии помогают определить, какое правоотношение возникло по трудовому соглашению. Если трудовое, то на работника распространяется трудовое законодательство, а если гражданское, то трудовое законодательство (в том числе и по отпускам, оплате больничного листа и т.д.) на него не распространяется.

Основанием возникновения трудового правоотношения является такой юридический факт (акт), как заключение трудового договора.

Юридическим фактом наличия трудового правоотношения является и фактический допуск к работе, даже если трудовой договор не был надлежаще заключен (ст. 18 КЗоТ).

Фактом изменения трудового правоотношения является изменение существенных условий трудового договора, а прекращением трудового правоотношения – такой юридический факт, как прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным законом.

Содержание трудового правоотношения – это взаимные трудовые права и обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором, соглашением. Работник обязан точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель – соблюдать трудовое законодательство и все условия труда работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым законодательством

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 5941 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Какие отношения регулируются трудовым законодательством?

Статья 1 ТК, посвященная целям и задачам трудового законодательства, определяет круг отношений, регулируемых этим законодательством. Центральное место среди них занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями.

Помимо трудовых отношений трудовое законодательство регулирует и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких отношений начинается с отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя. Далее ТК выделяет отношения, отличительная особенность которых — наличие коллективного субъекта в лице первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. К ним относятся отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Согласно ч. 2 ст. 1 ТК самостоятельными отношениями, регулируемыми трудовым законодательством, являются отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. ТК отступает от этих традиций и включает их в круг отношений, регулируемых трудовым законодательством.

ТК выделяет среди отношений, регулируемых трудовым законодательством, и отношения по рассмотрению трудовых споров. Эти отношения неоднородны по своему содержанию. Если рассматривается коллективный трудовой спор, то возникающие в связи с этим отношения относятся к отношениям, функционирующим наряду с трудовыми отношениями. В тех же случаях, когда предметом рассмотрения является индивидуальный трудовой спор, эти отношения в одних случаях не выходят за пределы трудовых отношений, а в других — приходят на смену трудовым. Они предусматривают альтернативный порядок рассмотрения споров, за исключением споров непосредственной компетенции судов, определяют механизм исполнения решений КТС, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, завершается отношениями по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права — связь с трудовыми отношениями. ТК подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году». Согласно данному Закону максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности увеличен до 15000 руб., при этом первые 2 дня болезни работнику оплачивает (как и в 2005 г.) работодатель, а остальные дни — фонд социального страхования. Что касается пособий по государственному социальному страхованию за период отпуска по беременности и родам, то они оплачиваются фондом социального страхования с 1-го дня такого отпуска.

Читайте так же:  Как зарегистрировать договор дарения в мфц

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

[3]

Трудовое право

Система трудового права

Система трудового права — совокупность относительно самостоятельных частей трудового права с разделением их на отдельные структурные единицы — институты, субинституты, отдельные нормы.

Система трудового права как и многих других отраслей права, например уголовного, гражданского, административного, включает Общую и Особенную части. Нормы Общей части трудового права регулируют такие вопросы в сфере труда, как: предмет и методы трудового права принципы, субъектный состав участников трудовых отношений, понятие и виды трудового договора нормирование рабочего времени и времени отдыха понятие дисциплины труда и трудового распорядка и др. Они служат правовым фундаментом положений Особенной части трудового права. Особенная часть регламентирует правовое положение не всех работников, а лишь отдельных категорий, а также некоторые отдельные институты трудового права. Здесь конкретизируются и уточняются общие правила.

Институтом трудового права является относительно обособленная совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные отношения, складывающиеся в сфере труда.

[2]

Современная система трудового права включает, в частности, следующие институты:

  1. социальное партнерство в сфере труда;
  2. трудовой договор;
  3. рабочее время и время отдыха;
  4. оплата труда;
  5. защита персональных данных работника
  6. гарантии и компенсации;
  7. трудовой распорядок и дисциплина труда;
  8. профессиональная подготовка и повышение квалификации работников;
  9. материальная ответственность сторон трудового договора;
  10. охрана труда
  11. трудовые споры;
  12. защита трудовых прав работников и др.

Субинституты трудового права представляют собой группу норм трудового права внутри института, регулирующих схожие правоотношения. Так, среди субинститутов трудового договора можно выделить «срочный трудовой договор», «работа по совместительству», «совмещение», «переводы и перемещения» и т.п. При рассмотрении института «рабочее время и время отдыха» можно увидеть субинституты: сверхурочная работа, режим рабочего времени, стаж работы, отпуск и др. Дисциплина труда и трудовой распорядок как институт трудового права включают в себя «правила внутреннего трудового распорядка», «дисциплинарные взыскания», «поощрения» и т.п. В институте профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников выделяется, к примеру, субинститут ученического договора, в институте охраны труда — «медицинский осмотр».

Общая часть. Общая часть трудового права представляет собой совокупность норм и положений, имеющих распространение на все институты, правоотношения и относящихся ко всем без исключения субъектам трудового права.

В Общую часть трудового права входят:

  • предмет, метод трудового права;
  • система и структура трудового права;
  • цели и задачи правового регулирования трудовых отношений;
  • основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • понятие и основания возникновения трудовых отношений;
  • субъектный состав трудовых отношений;
  • права и обязанности сторон трудовых отношений;
  • институт социального партнерства в сфере труда;
  • трудовой договор, его понятие и виды;
  • заключение, изменение и расторжение трудового договора;
  • защита персональных данных работника
  • рабочее время, его режимы;
  • время отдыха;
  • оплата и нормирование труда;
  • общие гарантии и компенсации;
  • дисциплина труда и трудовой распорядок;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
  • охрана труда.

Перечисленные институты (основные положения) служат правовым фундаментом положений Особенной части трудового права.

Особенная часть. Особенная часть трудового права призвана конкретизировать и уточнять общие правила. Здесь систематизированы нормы и положения, касающиеся правового положения не всех работников, а лишь отдельных категорий (в зависимости от профессиональной принадлежности, социальной группы, режима работы и т.п.).

В частности, в Особенной части Трудового кодекса можно выделить четыре структурные группы. Первая группа — это положения, содержащие особенности регулирования труда отдельных профессиональных категорий работников. К ним относятся следующие институты и отдельные нормы:

  1. труд работников транспорта (глава 51 ТК РФ);
  2. труд педагогических работников (глава 52 ТК РФ);
  3. труд спортсменов и тренеров (глава 54.1 ТК РФ);
  4. труд медицинских работников (ст. 350 ТК РФ);
  5. труд творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц. участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений (ст. 351 ТК РФ);
  6. ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Вторая группа — нормы, содержащие особенности регулирования труда работников, осуществляющих свои трудовые функции в специфических органах и организациях, а также на особых должностях. Это следующие институты:

  • труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации (глава 43 ТК РФ);
  • труд работников религиозных организаций (глава 54 ТК РФ);
  • труд работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (глава 53 ТК РФ);
  • труд лиц, работающих в организациях Вооруженных сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу (ст. 349 ТК РФ);
  • труд работников государственных корпораций, государственных компаний (ст. 349.1 ТК РФ).

Третья группа относится к регулированию труда льготных категорий работников:

  • женщин, лиц с семейными обязанностями (глава 41 ТК РФ);
  • лиц в возрасте до 18 лет (глава 42 ТК РФ);
  • работников, занятых на подземных работах (глава 51.1 ТК РФ);
  • работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (глава 50 ТК РФ).

Четвертая группа включает в себя — особенности регулирования труда лиц, работающих в особом режиме, в особых условиях:

  • работающих по совместительству (глава 44 ТК РФ);
  • работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (глава 45 ТК РФ);
  • работников, занятых на сезонных работах (глава 46 ТК РФ);
  • лиц, работающих вахтовым методом (глава 47 ТК РФ);
  • работающих у работодателей — физических лиц (глава 48 ТК РФ);
  • надомников (глава 49 ТК РФ).
Читайте так же:  Порядок открытия счета в банке

Помимо Общей и Особенной частей в трудовом праве можно выделить еще одну — Специальную часть.

Специальная часть. Несмотря на то что Трудовой кодекс не знает специального раздела, где были бы сосредоточены нормы и понятия о правонарушении в сфере труда, нормы о дисциплинарных проступках и ответственности за них, нормы о нарушениях законодательства работодателями, наложения о системе защиты нарушенных прав работников и т.п., все эти нормы в Кодексе содержатся, однако разнесены по разным частям и главам Трудового кодекса. Представляется, что все они должны быть сосредоточены в специальном разделе (разделах), которые и составляют Специальную часть трудового права.

Таким образом, в Специальную часть входят нормы:

  • о дисциплинарном проступке и дисциплинарной ответственности;
  • об ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Помимо указанных, сюда следует отнести такие институты, как:

  • трудовые споры;
  • защита трудовых прав работников;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • материальная ответственность сторон трудового договора.

Систему трудового права следует отличать от системы трудового

законодательства которое помимо ТК РФ (базовый источник российского трудового законодательства) включает также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Трудовое право

Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

К источникам трудового права относится и такая группа подзаконных нормативных правовых актов, как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Указы Президента РФ относятся главным образом к вопросам оплаты труда должностных лиц федерального уровня. Примерами таких указов являются указы: от 30 сентября 2004 г. № 1260 «Об оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти»; от 14 января 2011 г. № 40 «Об оплате труда Председателя Следственного комитета Российской Федерации»; от 26 июля 2005 г. № 877 «Об оплате труда Генерального прокурора Российской Федерации»; от 15 ноября 2005 г. № 1332 «Об оплате труда лиц, заметающих отдельные государственные должности Российской Федерации» и др.

Основным правилом при принятии указов является то, что указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам (ст. 5 ТК РФ).

Постановления Правительства РФ. Этому виду источников отводится особая роль, поскольку ряд статей ТК РФ напрямую отсылает к правительственным нормативным правовым актам. В частности, к ведению Правительства РФ отнесено:

К числу источников трудового права относятся и другие постановления Правительства РФ, принимаемые по вопросам труда, к примеру:

  • от 21 мая 2012 г. № 498 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам»;
  • от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» и др.

Здесь также действует правило: постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 5 ТК РФ).

Ведомственные нормативные правовые акты — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых отнесено регулирование вопросов труда.

До недавнего времени федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовом у регулированию в сфере труда, в частности, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы и т.п. были возложены на министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» данное министерство преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ, а функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда) и других переданы Министерству труда и социальной защиты РФ.

Нормативные правовые акты, принимаемые указанными органами, распространяются, как правило, на всех работников и работодателей и регулируют общие вопросы, отнесенные ТК РФ к их ведению. Например, во исполнение ст. 221 ТК РФ приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».

Принятие нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, отнесено к ведению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В развитие указанного Положения, например, распоряжением Минтранса России от 25 апреля 2002 г. № НА-141-р приняты Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда в организациях гражданской авиации.

К ведомственным нормативным правовым актам можно отнести также постановления Главного государственного санитарного врача по вопросам, связанным с требованиями безопасности труда работников, например постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09. Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» и др.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Теория трудового права традиционно относила к системе подзаконных актов, регулирующих трудовые отношения, акты органов местного самоуправления. Однако только с введением в действие ТК РФ это явление приобрело законный статус. К нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, отнесены и акты органов местного самоуправления (ст. 5 ТК РФ). Такое решение законодателя не случайно: конституционная норма о самостоятельном решении местным самоуправлением вопросов местного значения (ст. 132 Конституции РФ) конкретизируется в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором определяется порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе принятие дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, к числу которых относится содействие занятости населения (ст. 20).

Читайте так же:  Предварительный договор продажи земельного участка

Прямое указание на акты органов местного самоуправления содержится и в ТК РФ. Так, в ст. 35 «Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» указано, что положения о трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, действующих на территориальном уровне, должны утверждаться представительными органами местного самоуправления. В ряде статей, определяющих взаимоотношения работников с работодателем-организацией, финансируемой из местного бюджета также содержатся бланкетные нормы, отсылающие к актам органов местного самоуправления: ст. 119, 144, 145 ТК РФ. Правило о том, что финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в том числе и за счет средств местных бюджетов, предусматривает ст. 226 ТК РФ.

Трудовой кодекс содержит еще ряд статей, которые прямо не указывают на конкретный акт органа местного самоуправления, но необходимость его существования диктуется логикой самой нормы. Так, ст. 210 ТК РФ предусматривает, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и другими заинтересованными субъектами. Представляется, что на местном уровне должен существовать нормативный документ, регламентирующий компетенцию и порядок участия органов местного самоуправления в обеспечении выполнения указанной государственной функции.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Локальным нормативным актом в области трудового права является документ нормативного свойства принимаемый руководителем организации (работодателем — индивидуальным предпринимателем) в целях регулирования внутренних, текущих вопросов трудовой деятельности работников. Принимаемые работодателем локальные акты не должны противоречить трудовому законодательству, коллективными договорами, соглашениями. Кроме того, при принятии локальных актов необходимо соблюдать требования ч. 4 ст. 8 ТК РФ.

Согласно этой норме не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. ТК РФ предусматривает еще одно правило: принятие отдельных локальных актов должно осуществляется с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). Локальные акты, принятые без согласования с этим органом, не подлежат применению.

Законодательство не предъявляет каких-либо требований к форме локального акта. Исключение составляют формы документов, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», например штатное расписание (форма № Т-3), график отпусков (форма № Т-7), приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1) и др. Работодатель самостоятельно определяет формы остальных локальных актов. Это могут быть инструкции, методики, положения, правила стандарты и т.п. Как правило, работодатель также самостоятельно принимает решение о принятии того или иного акта, однако в некоторых случаях необходимость утверждения локальных актов прямо предусмотрена ТК РФ. Например, порядок хранения и использования персональных данных работников должен быть установлен работодателем (ст. 87).

Акты высших судебных органов. При рассмотрении вопроса об источниках правового регулирования, в частности, в сфере трудового права нередко возникает вопрос, относятся ли акты правоприменительной судебной практики к таким источникам. На этот вопрос нужно ответить отрицательно, ибо деятельность судов не является правотворческой, а следовательно, акты, издаваемые судами любого уровня не могут быть отнесены к источникам трудового права. Так. Конституционный Суд РФ, как следует из ст. 125 Конституции РФ, всего лишь толкует Конституцию РФ (ч. 5), и по жалобам граждан или запросам судов он проверяет конституционность закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4).

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ даст разъяснения по вопросам судебной практике, в том числе о применении действующего трудового законодательства. Конституционный и Верховный суды РФ наделены правом законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ), т.е. они вправе в порядке, установленном законом, внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ соответствующий законопроект, если придут к выводу о несовершенстве законодательства. В то же время умалять достоинства судебной практики не следует, поскольку судебные решения помогают в решении конкретных задач, возникающих на практике.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с этим следует заметить, что ряд ученых-правоведов считают акты Конституционного Суда РФ источниками права. Так, Г.А. Гаджиев полагает: «В мире юридических явлений правовые позиции КС ближе всего находятся к racio dec > 1 Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как источник конституционною права // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3. С. 82. . Развивая эту позицию, Л.B. Лазарев указывает: «Прецедентный характер акта конституционной юрисдикции означает, что выраженная в нем позиция относительно конституционности конкретного акта или нормы является образом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции» 2 Лазарев Л.В. Конституционный Суд и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 4. .

Источники


  1. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  3. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Нормы трудового права регулируют
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here