О защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

О защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Принят Государственной Думой 4 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июня 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., , ст. 3174, в журнале «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету», 1999 г.,

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг

1. Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

2. Особенности доминирования на финансовых рынках

3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг

1. Понятие финансовой услуги.

Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:

1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);

2) страховые услуги:

добровольное имущественное страхование;

добровольное страхование ответственности;

3) управление ценными бумагами и денежными средствами;

Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.

Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз.

Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.

2. Особенности доминирования на финансовых рынках

Доминирующее положение финансовой организации — это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.

продуктовых (товарных) границ рынка, т. е. определяется вид финансовой услуги;

географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги — это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрации в налоговом органе этой организации или ее филиалов.

Однако согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ речь идет о постановке на учет в налоговых органах, которая, в свою очередь, проводится по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений. В соответствии со ст. 11 НК РФ место нахождения организации — это место ее государственной регистрации. А согласно Закону о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при регистрации организации ее местом нахождения считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Таким образом, при определении географических границ финансового рынка во внимание принимается формальный критерий, а не экономическая характеристика, которая используется при определении границ товарного рынка (исключение — местом оказания услуг на рынке ценных бумаг считается место заключения договора управляющего с клиентом).

а) региональный рынок финансовой услуги, который соответствует территории субъекта РФ;

б) федеральный рынок финансовой услуги, который соответствует территории Российской Федерации в целом.

Для негосударственных пенсионных фондов (см. Приказ МАП России от 6 мая 2000 г. N 337а) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что НПФ осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика доминирования — это объем сформированного пенсионного резерва.

Для страховых организаций, перестраховщиков и обществ взаимного страхования (см. Приказ ФАС России от 10 марта 2005 г. N 36) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что страховщик имеет не менее двух дочерних (зависимых) обществ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, либо сам страховщик осуществляет деятельность более чем в двух субъектах РФ. Количественная характеристика оборота — это общий объем собранной страховой премии.

Для лизинговых организаций (см. Приказ ФАС России от 23 сентября 2005 г. N 213) норматив доминирования на федеральном рынке определяется при условии, что лизинговая организация осуществляет деятельность не менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота лизинговых услуг является общая стоимость всех действующих договоров лизинга за вычетом лизинговых платежей.

менее чем в двух субъектах РФ. Количественной характеристикой оборота услуг по доверительному управлению ценными бумагами является общая стоимость имущества, находящегося в доверительном управлении, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета.

Для кредитных организаций (см. Приказ ФАС России от 25 октября 2005 г. N 247) специальных условий определения нормативов доминирования не предусмотрено.

Читайте так же:  Не выплатили зарплату при увольнении куда обращаться

Правовые последствия установления факта доминирования:

антимонопольный контроль за злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов;

контроль за концентрацией капитала на финансовых рынках.

на рынке финансовых услуг

Если размер уставного капитала финансовой организации меньше указанного в таблице, то достаточно последующего контроля в форме уведомления.

«РАСШИРЕННЫЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 23 ИЮНЯ 1999 Г. N 117-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ»
(постатейный)
(Л. Н. Борисова, В. А. Ларионова)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

«КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ»
(постатейный)
(А. А. Ткачев)
(Юридический Дом «Юстицинформ», 2002)

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ»

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг

Информация — Экономика

Другие материалы по предмету Экономика

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

1. Понятие финансовой услуги. Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

2. Особенности доминирования на финансовых рынках

3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг

1. Понятие финансовой услуги.

Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг

Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.

К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.

Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.

Аналогичные тенденции наблюдаются и на страховых рынках. Здесь почти половина страховых взносов приходится на 10 компаний-лидеров, а 86% взносов — на первую сотню фирм.

Поэтому в таких условиях необходима правовая основа для антимонопольного контроля на финансовых рынках, которой стал Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Закон распространяется на все финансовые рынки. Финансовой услугой признается деятельность по привлечению и использованию денежных средств физических и юридических лиц. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, приводится в Приказе МАП России от 21 июня 2000 г. N 467. К ним относятся:

1) банковские операции и сделки согласно ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности (привлечение денежных средств во вклады, размещение этих средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов и пр.);

2) страховые услуги:

добровольное страхование жизни и иные виды личного страхования;

добровольное имущественное страхование;

добровольное страхование ответственности;

3) управление ценными бумагами и денежными средствами;

4) негосударственное пенсионное обеспечение;

5) приобретение имущества и передача его в аренду юридическим и физическим лицам (лизинг).

Вряд ли к финансовым услугам можно относить услуги по продаже валюты, включая проведение валютных торгов. Здесь необходимо воспользоваться критерием определения денежного обязательства. Согласно п. 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» не являются денежными обязательства, в которых валюта исполняет роль товара.

Хозяйствующими субъектами на финансовых рынках признаются: юридические лица, осуществляющие на основе лицензии банковские операции, предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию; негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитный потребительский союз .

Таким образом, хозяйствующими субъектами на финансовых рынках являются организации, обладающие специальной правоспособностью, зачастую осложненной необходимостью получения лицензии. Например, кредитные организации не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Страховщики, напротив, не могут осуществлять банковскую деятельность.

Важно подчеркнуть, что к финансовым организациям не относятся аудиторские компании. Они устанавливают достоверность проведенных финансовых операций, но саму их деятельность нельзя назвать финансовой услугой. Индивидуальные предприниматели также не могут быть признаны хозяйствующими субъектами на рынке финансовых услуг.

2. Особенности доминирования на финансовых рынках

Доминирующее положение финансовой организации — это объем финансовых услуг, которые она предоставляет на рынке, если этот объем услуг дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим организациям. Такова качественная характеристика доминирования.

[2]

Доминирующее положение оценивается с учетом:

продуктовых (товарных) границ рынка, т.е. определяется вид финансовой услуги;

географических границ рынка. В данном случае критерием является место предоставления финансовой услуги потребителям. Согласно п. 2 Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194) место предоставления финансовой услуги — это место нахождения финансовой организации, указанное при регистрац

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг.

[3]

Выполнила студентка 41 группы

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ.

Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….…. 2

Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..…. 4

Создание объединений финансовых организаций……………………………. 4

Недобросовестная конкуренция……………………………………………. ……6

Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..……. 6

Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на

Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых

список используемой литературы………………………………………………. 8

татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.

Читайте так же:  Ходатайство о привлечении соответчика

Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.

На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).

на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.

2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.

Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.

Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.

Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запрещено.

3 . Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.

Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.

технических средств для осуществления основной деятельности, использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных. Кроме того, Правительство может предусмотреть и другие, не подлежащие запрету условия соглашений.

Обо всех заключаемых соглашениях требуется уведомить федеральный антимонопольный орган. Исключение составляют соглашения организаций, доля на рынке финансовых услуг которых составляет менее установленного норматива.

Федеральный антимонопольный орган, рассмотрев представленные вместе с уведомлением документы выносит решение. Решение носит обязательный характер для участников соглашения они обязаны выполнить указанные требования.

Соглашения, приводящие к ограничению конкуренции могут быть признаны судам недействительными по иску антимонопольного органа. В соответствии с Гражданским Кодексом возмещаются все убытки, причиненные заключением соглашения.

4. Создание объединений финансовых организаций может осуществляться только после получения предварительного согласия антимонопольного органа. Закон, не дает каких либо исключений, для которых такое согласие не обязательно.

Антимонопольный орган должен принять в течение 30 дней одно из следующих решений: о признании объединения правомерным либо ограничивающим конкуренцию. В последнем решении могут содержаться обязательные требования о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

5. Нормативные акты государственных органов. Требования, предъявляемые данным актам общие: они не должны быть направлены на ограничение конкуренции, создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций. Исключения устанавливаются законодательством РФ.

путем проведения открытого конкурса.

определяется органом власти соответствующего уровня согласованно с антимонопольным органом.

конкурса. Участники конкурса должны быть ознакомлены с правилами его проведения в приемлемый срок. Ограничения, прекращение доступа, исключение из состава участников допускается только в случае нарушения ими правил проведения конкурса.

Для обеспечения равного доступа к участию в конкурсе ни одному из участников не могут быть созданы преимущественные условия, например доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе. Афилированные лица рассматриваются как один участник.

В целях объективного проведения конкурса и оценки его результатов запрещено совмещать деятельность по организации конкурса с деятельностью по участию в нем в любом качестве.

Открытый конкурс проводится на альтернативной основе, то есть число его участников не может быть менее двух.

6. Недобросовестная конкуренция. В законе “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” сохранен традиционный подход к определению недобросовестности конкуренции.

7. Государственный контроль за концентрацией капитала.

Законом введен термин концентрации капитала. Под концентрацией капитала понимается слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

величину, установленную Правительством. Приобретение может быть результатом одной или нескольких сделок. 2) приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа. Основанием приобретения могут быть договор о доверительном управлении, договор о совместной деятельности, договор поручения и т. п.

В зависимости от того превышает ли размер уставного капитала, активы, акции размер, установленный Правительством, различается порядок контроля за названными сделками. При превышении размера требуется предварительное согласие антимонопольного органа, то есть осуществляется предварительный контроль. Если размер не превышает установленный, то антимонопольный орган уведомляется после совершения сделки, в течение 30 дней.

достоверных документов в ходатайстве о получении предварительного согласия отказывается.

Предоставленные документы рассматриваются в течение 30 дней, о результатах рассмотрения сообщается участникам сделок. Антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: об отклонении либо удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия на совершения сделок, решение о признании сделок правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Отклонение ходатайства о получении предварительного согласия возможно, если его удовлетворения может привести к усилению, возникновению доминирующего положения либо ограничению конкуренции. В таком решении могут быть указаны требования, при исполнении которых такое ходатайство удовлетворяется. Ходатайства также могут быть удовлетворены, если несмотря на ограничение конкуренции на финансовом рынке участники сделки докажут, что положительный эффект превысит негативные последствия, или если они докажут, что владение акциями связано исключительно с получением дохода по ним, а не управлением организацией или иным воздействием на ее деятельность.

в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

8. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию осуществляется МАП совместно с соответствующим органом в зависимости от вида рынка. Это Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк, Министерством финансов. МАП и названные органы координируют свою деятельность на основе функционального распределения обязанностей, соответствующей специализации, разграничения ответственности.

Читайте так же:  Кто уплачивает утилизационный сбор

Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ”подтвердил полномочия права и обязанности, указанные в законе “О конкуренции ” и в отношении финансового рынка.

9. Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых услуг.

индивидуальных предпринимателей. Кроме обязанности выполнить законные требования антимонопольного органа на них могут быть наложены штрафы.

Размеры штрафов закон не определяет. По-видимому, конкретные суммы должны быть определены Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме гражданско-правовой и административной ответственности предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” от 23 июня

1999 года “ Российская газета ” 29 июня 1999 года.

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #fff954d0-d5e8-11e9-8caa-db3881381ec4

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #0032db60-d5e9-11e9-b27d-b5a751b2227b

Особенности антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»

Финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

Необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;

Конкурентная цена финансовой услуги — цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

П.7 Ст 5. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ.

Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в РФ товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ.

Существенной особенностью нового закона о защите конкуренции является включение непосредственно в текст закона процессуальных положений о порядке рассмотрения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которые ранее утверждались подзаконными нормативными правовыми актами. В этих целях закон содержит гл. 9 (ст. 39–52), посвященную детальному регламентированию процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Установленная законом процедура применяется одинаково как при рассмотрении дел, возбуждаемых в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, так и в отношении финансовых организаций, предоставляющих услуги на финансовом рынке. Единственная особенность для финансовых рынков заключается в порядке формирования комиссии по рассмотрению дела. Так, если для рассмотрения дела, связанного с товарным рынком, комиссия формируется только из представителей антимонопольных органов, то при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг в состав комиссии на постоянной основе включаются представители Центрального банка РФ, которые составляют половину членов комиссии (п. 3 ст. 40 закона о защите конкуренции).

В случае рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями, имеющими лицензии, выданные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в состав комиссии включаются представители Федеральной службы по финансовым рынкам, которые также составляют половину членов комиссии (п. 4 ст. 40 закона о защите конкуренции). При этом закон содержит требование о том, что количество членов (включая председателя) комиссий по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства на финансовых рынках должно быть четным.

Механизмы защиты конкуренции от противоправных актов, действий (бездействия), соглашений и согласованных действий органов публичной администрации и должностных лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» и иными федеральными законами.

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ

1. Указанным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего ФЗ.

2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (не нашла таких законов).

Читайте так же:  Купля продажа доли в квартире порядок оформления

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено ФЗ от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ФЗ от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия указанного выше большого перечня органов

Запрещаются соглашения между указанными выше органами или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

[1]

В соответствии с ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ (в ред. ФЗ от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ) заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. Согласно примечанию к указанной статье:

1) лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности следующих условий: на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении; лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием;

2) не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

§ 12.5. ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Включает: рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг, рынок иных финансовых услуг.

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции, регулируются Законом о конкуренции на финансовых рынках, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также нормативными актами федерального антимонопольного органа, нормативными актами ЦБ РФ ц нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные антимонопольным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

§ 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации

Финансовая организация — юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг, аффилированное лицо и группа лиц финансовых организаций, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение финансовой организации — объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

Доминирующее положение финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется федеральным антимонопольным органом по согласованию с другими федеральными органами, осуществляющими соответственно регулирование на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынках иных финансовых услуг.

Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг — сумма оборота по виду финансовых услуг, общая сумма финансовых услуг в определенных границах рынка.

Закон о конкуренции на финансовых рынках запрещает злоупотребление финансовой организацией доминирующим положением, в том числе такие ее действия, как:

.включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию — партнера по договору в неравное положение по сравнению с другими финансовыми организациями;

.согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация — партнер не заинтересована;

.установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.

Антимонопольное законодательство запрещает:

.неправомерные соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг;

.создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг;

.принятие федеральными органами исполнительной власти. Центральным банком РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов и совершение ими действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг;

Закон о конкуренции на финансовых рынках вводит в целях преодоления ограничений в конкуренции:

.контроль за правомерностью соглашений и согласованных действий финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

.конкурсный отбор финансовых организаций, привлекаемых для осуществления операций со средствами соответствующего бюджета.

Контроль за неправомерными соглашениями и согласованными действиями финансовых организаций (схема 12.6). Не допускаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами (за исключением соглашений или согласованных действий финансовых организаций с ЦБ РФ), если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе если они прямо или косвенно направлены на:

Читайте так же:  Как заменить водительское удостоверение через госуслуги

.установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок;

.повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

.раздел рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по видам предоставляемых услуг либо потребителям;

.ограничение доступа на рынок или устранение с него других финансовых организаций;

.установление необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги, чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг.

Обо всех соглашениях или принятых решениях о согласованных действиях финансовые организации направляют уведомления в федеральный антимонопольный орган, за исключением соглашений или согласованных действий, имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на рынке финансовых услуг менее норматива, установленного Правительством РФ.

Схема 12.6. Алгоритм контроля за соглашениями, согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг

ФАО — федеральный антимонопольный орган.

В скобках — статья Федерального закона «О защите

конкуренции на рынке финансовых услуг»

По результатам рассмотрения уведомления федеральный антимонопольный орган принимает мотивированное решение о признании соглашения или согласованных действий финансовых организаций правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг. При необходимости может быть назначена дополнительная проверка уведомления.

В случае признания соглашения или согласованных действий неправильным, его участники обязаны по требованию федерального антимонопольного органа либо расторгнуть заключенное соглашение, либо прекратить совершение указанных согласованных действий, а также выполнить иные законные требования, предусмотренные решением федерального антимонопольного органа о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

Федеральный антимонопольный орган может изменить свое решение по уведомлению или назначить дополнительную проверку в случаях, если:

.произошли изменения в фактах, послуживших основанием для принятия решения;

.участники соглашения или согласованных действий нарушают предъявленные к ним требования;

.принятое решение основывается на недостоверной информации, полученной от участников соглашения или согласованных действий.

Соглашения или сделки, совершенные в результате согласованных действий финансовых организаций, приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны недействительными полностью или частично в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.

Убытки, причиненные в результате заключения соглашения или ведения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и (или) ущемляющих интересы потребителей на рынке финансовых услуг, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за созданием объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций. Создание объединений финансовых организаций осуществляется только после получения по их ходатайству предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

В случае, если при рассмотрении ходатайства и всей необходимой для принятия решения информации будет признано, что создание объединения (ассоциации, союза) ограничивает конкуренцию на рынке финансовых услуг, финансовые организации, участвующие в указанном объединении (ассоциации, союзе), обязаны по требованию федерального антимонопольного органа изменить условия его создания, а также выполнить иные законные требования федерального антимонопольного органа о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

Действия финансовых организаций по созданию объединений (ассоциаций, союзов), приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, могут быть признаны недействительными полностью или частично в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа. Убытки, причиненные в результате таких действий, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

Неправовые действия органов исполнительной власти и управления. Не допускается принятие нормативных правовых актов органов исполнительной власти, ЦБ РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.

Им также запрещается:

.необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

.ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации;

.препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг;

.устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их представляют;

.предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг — это действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота, причиняющие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо наносящие ущерб их деловой репутации. Такими действиями в том числе признаются:

.распространение ложных, неточных или искаженных сведений;

.некорректном сравнение своих услуг с услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;

.получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством.

Закон о конкуренции на финансовых рынках запрещает недобросовестную конкуренцию.

Органы исполнительной власти и управления привлекают финансовые организации для участия в проведении открытого конкурса для осуществления отдельных операций со средствами федерального, регионального, местного бюджета. Порядок проведения такого конкурса соответствующие органы исполнительной власти и управления согласовывают с федеральным антимонопольным органом. Этот порядок должен, в частности, предусматривать, что:

.организаторам открытого конкурса запрещается осуществлять координацию деятельности его участников, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции между участниками или ущемление интересов отдельных его участников;

.ни одному из участников не могут быть созданы преимущественные условия участия в открытом конкурсе, в том числе доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие;

.организаторы и сотрудники организаторов открытого конкурса не могут быть его участниками или аффилированными лицами по отношению к любому из участников;

.участники, являющиеся аффилированными лицами, рассматриваются как один участник;

.число участников должно быть не менее двух.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушения этих и других установленных законом правил являются основанием для признания открытого конкурса несостоявшимся.

Источники


  1. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.

  2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  3. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
О защите конкуренции на рынке финансовых услуг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here