Обеспечение прав граждан на экологическую информацию

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Обеспечение прав граждан на экологическую информацию". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Право граждан на экологическую информацию

Курсовая работа по экологическому праву.docx

В целях обеспечения доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 583 были утверждены «Правила отнесения информации к общедоступной размещаемой в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», «Правила определения периодичности размещения общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков её обновления, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных».

В соответствии с положениями этих законов можно сделать следующие выводы:

• общественность может получать необходимую информацию от органов власти, органов местного самоуправления, судов, юридических лиц, как путём направления запросов, на личных приёмах, так и путём ознакомления с общедоступной информацией, размещенной в СМИ, сети «Интернет», стендах, библиотеках, архивах и др.;

• государственные органы, органы местного самоуправления, суды обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности;

• граждане и организации, желающие получить экологическую информацию, не обязаны обосновывать необходимость её получения, то есть объяснять, для чего она необходима;

• решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд;

• граждане имеют право на возмещение убытков, если такие убытки были, причинены в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного её предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации.

Ограничение доступа к информации

Таким образом, практически любая экологическая информация, заращиваемая общественностью, должна быть предоставлена в предусмотренный законом срок.

Защита прав граждан на экологическую информацию

Однако, несмотря на наличие соразмерных содеянному санкций за указанные правонарушенияпреступления, судебная практика по подобному роду дел крайне невелика. Что, к сожалению, «свидетельствует о латентности некоторых составов»4, незаинтересованности (при всей абсурдности данной формулировки) уполномоченных лиц в выявлении и пресечении рассматриваемых противоправных деяний, преступлений, а также о правовом нигилизме граждан, ведь зачастую именно они при столкновении с нарушением их прав предпочитают промолчать, нежели быть вовлеченными в судебную волокиту.

Заключение

Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации. Но, необходимо отметить, что возникают серьёзные вопросы, касающиеся непосредственной реализации правовых норм в обозначенном направлении. Красноречивым свидетельством этого является отсутствие чёткого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией, а также относительно небольшая судебная практика по данного рода делам. В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называются экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников. Да и суды, в силу своей загруженности, вполне могут оставлять без рассмотрения дела такого рода, принимая во внимание, также, их сложность и определённую политическую окраску.

Как видим, нормативный материал, касающийся затронутой проблемы, достаточно объемен. И если в зарубежном и международном законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды более или менее урегулирован, то в Российской Федерации законодательство устанавливает лишь общие рамки, оставляя неурегулированными вопросы практической реализации провозглашенного права. Однако нельзя не отметить, что законодательное закрепление получили критерии достоверности, полноты и своевременности экологической информации, в силу чего они приобрели статус обязательных для исполнения требований.

Таким образом, необходимость принятия в России законодательного акта об экологической информации очевидна. Закон должен не только закрепить четкое определение экологической информации, порядок ее предоставления, но и предусмотреть ряд исключений и ограничений права граждан на подобную информацию, вызванных необходимостью защитить интересы национальной безопасности, обороны, международной политики, конфиденциальности личных данных и иных установленных законом отношений. Представляется, что перечень ограничительных оснований должен быть исчерпывающим.

В заключение, важно отметить, пожалуй, самый важный аспект, который достаточно далек от права. Речь идет о человеческом факторе. Несмотря на достаточно широкие правовые рамки, в которых могут действовать граждане в сфере надлежащего обеспечения экологической информацией, зачастую на практике они пренебрегают данным правом. К сожалению, к XXI веку люди так и не научились ценить то, что их окружает, а ведь незаинтересованность в вопросах экологии в будущем может сыграть злую шутку с каждым из нас. Следовательно, подводя итоги, важно помнить о том, что Конституцией нам даровано по сути еще одно право на жизнь – жизнь природы. Поэтому важно, чтобы каждый из нас помнил о том, что реализовать «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» можно лишь тогда, когда каждый из нас осознает ценность природы и будет стремиться к ее сохранению.

Список использованной литературы

1 Экологическое право, учебник для бакалавров, ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова, «Проспект», Москва, 2014 год

2 Ю.Я. Якель, Е.Н. Хмелева, И.В. Савельева // Наше право на информацию. 2004. Москва.

3 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ,; 2010.

4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) – 2-е издание., испр., доп. и перераб./Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И.Чучаева

Право граждан на экологическую информацию

Читайте также:

  1. A) правоохранительные органы
  2. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
  3. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 1 страница
  4. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 2 страница
  5. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 3 страница
  6. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 4 страница
  7. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 5 страница
  8. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  9. F1: Жилищное право
  10. I Нормативно-правова база
  11. I. Гражданские права
  12. I. Гражданское правосудие до образования постоянных органов суда

Тема 15. Право граждан на информацию

Право граждан на экологическую информацию – это один из наиболее четко провозглашенных институтов российского законодательства. Закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, 1 это право воспроизводится в самых разных объемах и формах практически в каждом законодательном экологическом акте. Но, будучи формально-юридическим, оно наталкивается на реальные проблемы при его реализации.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение экологической информации. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» 2 дает понятие информации в целом. Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Определение экологической информации есть в ФЗ «О гидрометеорологической службе»: 3 экологическая информация – это сведения, полученные в результате мониторинга окружающей среды. Но, как видно из этого определения, оно малофункционально и дано лишь для целей данного закона.

Читайте так же:  Договор аренды транспорта с экипажем

Экологическая информация является объектом имущественных отношений, ст. 128 ГК РФ 5 в числе объектов гражданских прав называет информацию.

Принято выделять 2 вида экологической информации:

1. Информация по закону или обязательная информация.

Граждане обеспечиваются такой информацией органами государственной власти и хозяйствующими субъектами без какой-либо просьбы с их стороны, в силу прямого указания закона – активный способ информирования. Например, ст. 19 Основ законодательства об охране здоровья граждан 6 устанавливает, что ОМСУ через систему средств массовой информации предоставляют информацию о факторах, влияющих на состояние здоровья граждан.

Ст. 20 ФЗ «О радиационной безопасности населения» 7 предусматривает обязанность организаций, использующих ионизирующее излучение, в случае радиационной аварии информировать население.

2. Информация по запросам граждан и общественных организаций.

Этот вид информации урегулирован в законодательстве недостаточно четко, что позволяет говорить о декларированности права на экологическую информацию.

Законодательство не содержит конкретных форм запросов, специальных сроков ответов, исчерпывающих оснований отказа в предоставлении экологической информации. Здесь применяются общие начала рассмотрения обращения граждан.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1633 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Обеспечение прав граждан на экологическую информацию

Необходимость формирования экологического мышления и мировоззрения стала общепризнанной, вследствие предпосылок возникновения глобального экологического кризиса, и является одной из важнейших проблем как в рамках отдельно взятых государств, так и на международном уровне.

В развитие п. 4 ст. 29 Конституции РФ, устанавливающей право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» и в целях обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, был принят Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию».

Право на экологическую информацию порождает ряд правоотношений, которые можно условно разбить на две группы — правоотношения по требованию получения экологической информации и правоотношения по предоставлению экологической информации.[1]

Участниками правоотношений являются граждане, органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание права на экологическую информацию раскрывается в реализации нескольких возможностей:

а) волевое определение поведения носителя субъективного права;

б) требование определенного поведения от обязанного субъекта;

в) действия носителя субъективного права, направленные на исполнение юридической обязанности обязанного субъекта (в том числе обращение в вышестоящий компетентный орган власти или в суд).

Вместе с тем, в российском законодательстве возникает неоднозначная ситуация, когда граждане Российской Федерации «имеют право» на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране (один из основных принципов ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ,[2] ст.ст. 5, 6, 63). А органам государственной власти предоставлено лишь «полномочие» (даже не обязанность) в виде обеспечения населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на соответствующей территории.

Таким образом, можно констатировать, что экологическая информация как важнейшая категория эколого-правовой системы России остаётся лишённой правовой оболочки и пока не существует в качестве правового понятия.

В зарубежном и международном законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды более или менее урегулирован, а в Российской Федерации законодательство устанавливает лишь общие рамки, оставляя неурегулированными вопросы практической реализации провозглашенного права.

В этой связи, в процессе реализации права граждан на экологическую информацию, особое внимание следует обратить также и на несколько другой аспект указанной проблемы, приобретающий в последнее время всё большее значение — право на экологическую информированность.

По нашему мнению, необходимо отделение права на информацию и права на информированность, поскольку это в определённой степени поможет разобраться с правомочиями субъектов данных прав в частных случаях, одним из которых и является экологическая информация и экологическая информированность.

Ввиду того, что в последнее время уделяется достаточно много внимания проблемам доступа и распространения экологической информации, очень важно обратить внимание на то, что существуют определенные проблемы в плане соотношения понятий «право на экологическую информацию» и «право на экологическую информированность».

Первое — выступает как право собственно самого человека на свободный поиск, получение, передачу и распространение указанной информации, второе чаще употребляется в связи со средствами массовой информации. Обычный человек может реализовать свое право на экологическую информированность, в основном, через средства массовой информации (СМИ), а также, через некоторые другие информационные ресурсы. Таким образом, фактически происходит добровольное делегирование этого права СМИ.

Экологическая информированность представляет собой специфический информационный процесс, основанный на общих принципах законодательства об информации и предполагающий наличие в полной мере всех присущих информационным процессам свойств и характеристик. Это также и уровень знания права, достигнутый в результате воздействия на осознание правовой информации.[3]

На первый взгляд специфика этого явления заключается лишь в субъективных правомочиях в отношении требования предоставления тех или иных сведений. Между тем, право на экологическую информированность тесно связано с правом на экологическую информацию, и фактически, не может существовать без последнего.[4] Эта зависимость очевидна, поскольку мера реализации всех других прав прямо зависит от информированности и требует её максимально высокого уровня. Именно, как право на экологическую информированность и может быть интерпретировано право на экологическую информацию и, соответственно, теоретически разрабатываться, политически декларироваться, юридически закрепляться и практически использоваться. Однако два этих правомочия имеют и ключевые отличия.

Во-первых, право на экологическую информацию — это активное право гражданина, обусловленное его интересами, собственными волевыми мотивами и опирающееся на закон. Право же на экологическую информированность — это, если так можно выразится, пассивное право. Суть оговорки в том, что, несмотря на очевидную «выжидательную» позицию гражданина и ключевую роль в данной ситуации компетентных органов по предоставлению (информированию), гражданин может потребовать осуществления органом своих обязанностей, если они исполняются, например, не своевременно, не в неполном объёме и т.д.

Во-вторых, право на экологическую информацию не всегда сопряжено с обязанностью компетентного органа её предоставить. Например, информация с ограниченным доступом, так как сведения в ней содержащиеся всё равно подпадают под законодательное закрепление прав граждан. И таким образом, люди могут требовать предоставления информации, которая им всё равно в силу закона предоставлена не будет, поскольку ответственности за требование предоставления информации не существует. А в случае с информированностью, компетентный орган осуществляет передачу и распространение только той информации, которую в силу соответствующих нормативных актов обязан передавать и распространять.

Так, например, в ст.19 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ закрепляется, что граждане и общественные организации имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов, отвечающих за проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, данные о её результатах. А федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы в свою очередь обязан предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы (ст. 7,8).

Читайте так же:  Как ввести в эксплуатацию объект индивидуального жилищного строительства

Даже если предположить, что будет введён в действие механизм ответственности за требование предоставления информации, то не без оснований можно предположить, что для его действенной реализации необходим, прежде всего, достаточно высокий уровень правовой культуры граждан и степени информированности о своих правах в этой сфере, а данное обстоятельство представляется нам весьма сомнительным.

В-третьих, что касается правового регулирования, то регламентация права на экологическую информацию представлена целым массивом законодательных актов, правовое содержание которых нередко весьма противоречиво.[5] Большинство из них являются одновременно и нормативной базой для осуществления права на экологическую информированность. Однако положения отдельных документов представляют собой правовую основу исключительно для экологической информированности.

В качестве примера можно привести п.2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года ФЗ № 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 года), в которой говорится о том, что информирование граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок. При этом в случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами граждане Российской Федерации имеют право обращаться в суд (п. 3).

Необходимо отметить, что особую важность представляет собой информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, ст. 19 которых налагает на местную администрацию обязанность предоставления соответствующей информации через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам.

Таким образом, экологическая информация и экологическая информированность — лишь две сущности одного и того же явления, имеющие, однако, собственные специфические особенности.

Важно подчеркнуть, что право на экологическую информацию реализуется лишь при полной информированности человека.

[1] Кутузов В.И., Попов А.А. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. — Москва, 2002. — № 8.- С. 79 — 85.

[2] СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

[3] Соколов Н.Я. Правовая информированность общества: сущность и содержание // Советское государство и право. — 1981. — № 11. — С. 39.

[4] Попов А.А. , Рузаева Е.М., Кутузов В.И. Роль экологической информированности населения в обеспечении экологической безопасности государства // Проблемы правового регулирования в аграрном секторе экономики: Материалы международной НПК. Ч.2. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2003.- С. 175-177.

[5] Кутузов В.И., Попов А.А. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. — Москва, 2002. — № 8 — C. 79 — 85.

2. Право граждан на экологически значимую информацию

2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как реакция на эту общественную потребность, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Какую информацию о состоянии окружающей среды можно считать достоверной, полной и своевременной?

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).

2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье

Видео (кликните для воспроизведения).

Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).

В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Обязанность предоставления указанной информации возложена Основами на органы государственной власти и органами местного самоуправления. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (ст. 23) устанавливает право граждан и общественных объединений на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Обеспечению права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Читайте так же:  Заключение гражданско правового договора с физическим лицом

Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

Обеспечение права граждан на экологическую информацию

Читайте также:

  1. A) Возникают гражданско-процессуальные правоотношения.
  2. A) Гражданский процессуальный кодекс РК от 13 июля 1999 г.
  3. A) Президенту, Премьер-Министру, гражданину РК
  4. B) Признании гражданина безвестно отсутствующим.
  5. C) Смерти гражданина-стороны в деле.
  6. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  7. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  8. E) Единство принципов гражданского процесса.
  9. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  10. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  11. I. Аргументы из области частного права
  12. I. Гражданский процесс

Закрепленному в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» праву граждан и общественных экологических объединений направ­лять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране корреспондирует обязан­ность соответствующих органов предоставлять такую информацию.

Правовые основы информационного обеспечения изложены в Федераль­ном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и за­щите информации» [36], п. 3 ст. 10 которого запрещает относить к информа­ции с ограниченным доступом документы, содержащие экологическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом. При этом согласно ст. 12 названного закона доступ физических и юридических лиц к государст­венным информационным ресурсам является основой осуществления обще­ственного контроля, в том числе за состоянием экологии. Предусмотрено также, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам вла­дельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставля­ют пользователям бесплатно.

Органы государственной власти обязаны создавать доступные для каждо­го информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и под­ведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по во­просам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим во­просам, представляющим общественный интерес. Нарушение прав граждан на информационное обеспечение, в том числе путем отказа либо предостав­ления недостоверной информации, может быть обжаловано в суде.

Необходимая информация о состоянии окружающей среды формируется уполномоченными на то государственными органами как на основании организации собственного наблюдения, так и в результате получения ее от природопользователей.

Как уже отмечалось выше, одной из целей проведения государственного мониторинга окружающей среды является обеспечение потребностей насе­ления в достоверной информации. Статья 23 Федерального закона «Об охра­не атмосферного воздуха» среди целей проведения государственного мони­торинга атмосферного воздуха называет, в том числе обеспечение населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Для надлежащей реализации этой функции создана система органов госу­дарственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в которую входят:

— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы;

— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и подчиненные ей территориальные органы;

— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека и подведомственные ей учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Названные органы строят свою деятельность на основании Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 №622 [164].

В свою очередь ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» вменяет в обязанность граждан и юридических лиц, имеющих ста­ционарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух немедленно передавать информацию об ава­рийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровъю людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

На основании получаемой двумя названными путями информации попол­няется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который представляет собой собранные в

— становлением порядке документы, отражающие информацию общего значения и специализированную информацию. Эта сфера регламентируется 11оложением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденным 11 постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 № 1410[155].

Непосредственно деятельность уполномоченных государственных орга­нов по обеспечению прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды осуществляется согласно Положению о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказть негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержден­ному постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 [156].

Специально уполномоченными государственными органами в рамках своей ‘ компетенции более предметно регламентируется деятельность по предоставле­нию информации населению. Так, приказом Минздрава России от 02.12.1999 № 429 утвержден Порядок предоставления гражданам и пользователям (потре­бителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безо­пасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг [254].

Проявляя повышенное внимание к вопросам надлежащего информирования населения, в том числе и в экологической сфере, законодатель установил уго­ловную ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей ли­бо окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать населе­ние такой информацией (ст. 237 Уголовного кодекса РФ). В свою очередь Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях преду­сматривает в ст. 8.5 ответственность в виде наложения штрафа за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресур­сов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природ­ной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 408 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Право на экологическую информацию, в т. ч. на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, основывается на об­щих конституционных нормах, имеющих отношение к информации. Конституция РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), а также свободу массовой информации (ч. 5 ст. 29). Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждою свободно искать, получать, передавать, производить и рас­пространять информацию любым законным способом.

[1]

Несмотря на то что в экологическом и др. законодательстве отсут­ствует понятие экологической информации, в нем содержатся сведе­ния, входящие в ее состав. К ним относятся сведения:

Читайте так же:  В каких случаях возможна бесплатная парковка в москве

— о состоянии окружающей среды и ее компонентов;

— состоянии здоровья населения, безопасности людей, условиях их жизни, связанных с состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов;

— ­загрязнении окружающей среды и ее компонентов или ином нега­тивном воздействии на них и здоровье населения, а также об объектах, источниках такого воздействия;

— об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, мерах по обеспечению безопасности, авариях и причинах их возникнове­ния и принятых мерах;

— о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, принимаемых и принятых мерах:

— состоянии природных ресурсов;

— нормативных правовых и иных актах (их проектах) в области ох­раны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а также мерах и последствиях их реализации;

— соглашениях в области природопользования и охраны окружаю­щей среды;

— государственной экологической и иной политике, экологи­ческих и других прогнозах, программах и планах, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды, здо­ровье, условия жизни и экологические права граждан;

— деятельности государственных органов, органов местного само­управления, юридических и физических лиц, граждан-предпринимателей, связанной с использованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, обеспечением экологической и иной безопасности, реализацией экологических прав граждан и юридических лиц;

— сведения, связанные с защитой экологических прав и законных интересов граждан и др. субъектов.

Эти и др. сведения содержатся в источниках экологической инфор­мации, к которым относятся: кадастры природных ресурсов и при­родных объектов, документы статистического экологическою учета и отчетности, экологические реестры и регистры, материалы эколо­гической паспортизации и экологического мониторинга, ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды в РФ, аналогичные доклады в субъектах РФ и т. д.

Право на доступ к экологической информации, в т. ч. информации о состоянии окружающей среды, обеспечивается нормами экологиче­ского законодательства с учетом требований, предусмотренных инфор­мационным законодательством. Так. ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, которая, однако, является лишь частью экологической информации.

Согласно ст. 7 Закона «О го­сударственной тайне» к сведениям, не подлежащим отнесению к государственной тайне, относятся сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопас­ности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

[2]

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о загрязнении окру­жающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке

Тем самым в законодательстве не решен должным образом вопрос об открытости и общей доступности экологической информации и входящих в ее состав сведений. Вместе с тем законодательное закре­пление получили критерии достоверности, полноты и своевременности экологической информации, в силу чего они приобрели статус обяза­тельных для исполнения требований

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8275 —

| 7910 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Право граждан на экологическую информацию

Курсовая работа по экологическому праву.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

ПРАВО ГРАЖДАН НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

На современном этапе развития общественных отношений наблюдается планомерный рост технического оснащения, постепенный подъем промышленности. Эти факторы говорят о том, что наше общество стоит на пороге нового поколения. В науке оно определяется, как информационное общество, т.е. то, в котором (в том числе) большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерны следующие черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • рост числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общ ества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства.

Немаловажно, что законодатель не обошел стороной данное явление. Как следствие, разработана «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212), принято Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 21.02.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», что свидетельствует о том, что Российская Федерация всячески стремится к созданию современного, развитого общества, которое характеризовалось бы высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Однако нельзя забывать, что в любой ситуации есть обратная сторона медали, и данный вопрос не является исключением. В частности, наряду с изменениями в укладе экономики, наличествует изнашивание и истощение (практически без тенденций к обновлению и возобновлению) многолетне используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной и экологической обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Российской Федерации. Как следствие, в ситуации, когда те или иные гражданские права и свободы нарушаются, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия, сокрытия, искажения или отказа в предоставлении информации. При этом важно понимать, что центральной осью, основой процесса защиты любых гражданских прав и свобод является именно получение необходимой информации. Отсюда следует, что проблема реализации права граждан на экологическую информацию является актуальной особенно в условиях глобальных экологических и технических изменений.

Законодательное закрепление права граждан на экологическую информацию

Основной закон – Конституция Российской Федерации в ст.42 закрепляет право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Немаловажно, что среди нескольких десятков основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, а они согласно ст.2 Конституции России являются высшей ценностью, названо право на экологическую информацию. Однако прежде, чем рассматривать данный вопрос более детально, необходимо понять, что представляет собой информация. Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В соответствии с положениями этого же закона (Статья 5), информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку её предоставления или распространения.

Читайте так же:  Найти штрафы гибдд по водительскому удостоверению

Более того, право на экологическую информацию, в том числе и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, основывается на общих конституционных нормах, имеющих отношение к информации. Так Конституция РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова (ч.1 ст.29), а также свободу массовой информации (ч.5 ст29). Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Как уже говорилось выше, Статьей 42 Конституции РФ гражданам гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую понятие «экологическая информация» рассматривается как «информация об окружающей среде». Такой подход представляется неверным, так как понятие «экологическая информация» намного шире. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (Статья 1) «окружающая среда» определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Понятие «информация о состоянии окружающей среды, её загрязнении» раскрывается в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ (Статья 1), это – сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Этим же законом детально регулируются вопросы использования информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении и информационной продукции (обобщённой информации полученной в результате обработки сведений (данных) и предназначенной для распространения или реализации).

Проанализировав законодательную базу, можно прийти к выводу о том, что определение « экологическая информация» в Российских законах, к сожалению, отсутствует. Единственное упоминание — в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (статья 8.5). Под экологической информацией в данной статье подразумевается: информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; информация об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы; информация о радиационной обстановке; сведения о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды. Тем не менее, перечень указанных прав (пусть ив контексте, когда они могут быть нарушены) всё равно не охватывает тот минимум видов экологической информации, который необходим гражданам для защиты своих прав и интересов. Таким образом, представляется целесобразным дополнить перечень рассматриваемых выше видов информации следующими видами:

Важно, что данные сведения, хоть и разрозненно, но содержатся в некоторых источниках экологической информации, к которым относятся: кадастры природных ресурсов и природных объектов, документы статистического экологического учета и отчетности, экологические реестры и регистры, материалы экологической паспортизации и экологического мониторинга, ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей среды в РФ, аналогичные доклады в субъектах и т.д.

Насколько мы видим, список видов экологической информации, которая может быть доступна гражданам, представляет собой открытый перечень. Это обуславливается тем, что общественные отношения в настоящее время развиваются крайне динамично и мобильно. Отсюда следует, что сегодня, когда заинтересованная общественность стала более активна в вопросах защиты своих прав, понимания обязанности государства охранять и обеспечивать благоприятную окружающую среду для жизни человека, возможностей участия в принятии экологически значимых решений, необходимо, для общего понимания владельцев и пользователей экологической информации иметь в законодательстве более четкие формулировки или закрепить открытый перечень общественных отношений, которые будут регулироваться в области обеспечения граждан экологической информацией. А на сегодняшний день отсутствие такого понятия как «экологическая информация» и различие формулировок в различных законодательных актах вносят неопределённость и приводят к тому, что на практике граждане и некоммерческие организации часто не могут получить информацию, связанную с окружающей средой (например, информацию о выбросах и сбросах предприятий, о воздействии окружающей среды на здоровье населения), но не являющуюся информацией о её состоянии.

Реализация права граждан на экологическую информацию

Итак, достоверность информации, её полнота, своевременность предоставления и доступность являются важнейшими принципами, на которых основано правовое регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации в России. Предоставление экологической информации соответствующей вышеназванным критериям, является гарантией не только экологической безопасности, но и гарантией предупреждения и предотвращения нарушений в области охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан.

Способы и виды обеспечения граждан экологической информацией

Сегодня, в условиях стремительно развивающегося информационного пространства и телекоммуникационных технологий, информацию можно получить из различных источников и, соответственно, разных видов. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Общая информация, попадёт к нам при помощи СМИ, ТВ, интернета, специализированных рассылок, газет, журналов, книг, электронных баз данных, участия в социальных сетях, и других источников. Разобраться в этом потоке информации порой бывает не просто. Поэтому нам необходимо знать, каким образом органы государственной власти, органы местного самоуправления официально предоставляют информацию заинтересованной общественности и в каком виде.

Видео (кликните для воспроизведения).

Способы предоставления информации, установлены статьёй 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 N 8-ФЗ. К ним относятся:

  • обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в СМИ;
  • размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», либо в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
  • ознакомление пользователей с информацией о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
  • присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
  • предоставление информации о деятельности соответствующих органов по запросам;
  • иные способы, предусмотренные законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления – также муниципальными правовыми актами.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Обеспечение прав граждан на экологическую информацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here