Охарактеризуйте принципы национальной политики рф

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Охарактеризуйте принципы национальной политики рф". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

Россия – многонациональная страна, в ней проживает более 190 народностей: русские, украинцы, татары, башкиры, чеченцы, даргинцы и др. Среди них есть многочисленные и малочисленные народы (национальные меньшинства: ненцы, манси, коряки и другие). Каждый из народностей России уникален, имеет специфическую духовную и материальную культуру, которую стремится сохранить. Государство же содействует сохранению культурной самобытности народа и проводит национальную политику, представляющую собой совокупность мер по улучшению жизни всех народов России, укреплению межнациональных отношений и сохранению целостности территории страны.

Главным гарантом этнических прав является Конституция РФ. В преамбуле основного закона нашего государства даётся указание на многонациональный характер РФ, соединённых «общей судьбой на своей земле». Рассмотрим конституционные принципы национальной политики РФ:

  • принцип равноправия и самоопределения народов России (преамбула КРФ);
  • гарантия прав и свобод человека независимо от расы, национальности и языковой принадлежности (статьи 2 и 9);
  • запрет действий, нарушающих целостность территории государства, запрет пропаганды национального превосходства (статьи 13 и 19);
  • предоставление права пользования родным языком (статья 26);
  • предоставление права субъектам РФ устанавливать государственный язык на своей территории и употреблять его наряду с русским (статья 68);
  • гарантия прав национальных меньшинств (статьи 71 и 72);
  • другие принципы изображены на интеллект-карте.

Ещё одним важным источником национальной политики является «Концепция государственной национальной политики РФ» 1996г. Концепция закрепляет те же конституционные принципы, а также провозглашает защиту прав и интересов граждан РФ, находящихся за её пределами и необходимость укреплять их связи с Родиной.

‍ Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно здесь или здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Национальная политика– это сложнейшая теоретическая и практическая проблема современности, охватывающая все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система осуществляемых государством мер по учету и реализации национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.

Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонациональных особенностей в жизни общества должен осуществляться в рамках соблюдения прав человека.

В разное время и в разных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид и др.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнической, конфессиональной принадлежности в другую) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Национальную политику Российской Федерации определяют Конституция РФ и принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации». В соответствии с этими документами, национальная политика Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства. Она должна обеспечить равноправные отношения всех народов страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Для нашей многонациональной страны жизненно необходима продуманная, демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также в странах Прибалтики, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России:

[1]

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

— содействие развитию национальных культур и языков народов России;

Читайте так же:  Как получить имущественный налоговый вычет при строительстве жилья

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами. Поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной, в соответствии с нормами международного права.

Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Что такое этнос?

2.Что является объектом и предметом этносоциологии?

3.Перечислите условия формирования этноса.

4.Охарактеризуйте формы этнической общности.

5.Почему этническое самосознание является главной характеристикой

6.Перечислите виды субэтносов.

7.Какие виды межнационального сотрудничества вы знаете?

8.Что такое «шовинизм» и «фашизм»?

9.Перечислите виды национализма.

10.Назовите основные причины возникновения этнических конфликтов.

11. Каковы пути регулирования межнациональных проблем.

12. Что такое «национальная политика»?

13. Назовите основные направления национальной политики в Российской Федерации.

14. В каких документах определена национальная политика Российской Федерации?

15. Назовите основные принципы национальной политики России.

16. Проанализируйте национальные отношения в современной России. Есть ли здесь объективные причины этнонациональных конфликтов? Какие этнические конфликты чаще всего возникают без видимых причин? Можем ли мы говорить об этническом, национальном неравенстве в современной России? Если да, то какие народы объективно или субъективно могут считать себя обиженными, ущемленными в правах и по каким причинам?

17. Ознакомьтесь с основными принципами национальной политики в России. Какие из направлений вы оцениваете как наиболее важные? Какие, на ваш взгляд недостаточно разработаны или по другим причинам неэффективны? Какие

можно было бы предложить еще?

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Какая из характеристик свойственна родовой форме общности?

а) политическая общность

б) экономическая общность

в) кровнородственная общность

2. Укажите термин, который выпадает из ряда:

а) расы д) народности

б) нации е) суперэтносы

в) касты ж) племена

г) тейпы з) национальные группы

3. Форма национализма:

4. Подсознательная и сознательная неприязнь к представителям других народов, основанная на убеждении в их физической и умственной неполноценности – это:

5.Какая из нижеперечисленных характеристик НЕ свойственна нации?

а) общность территории

б) экономическая общность

в) кровнородственная общность

г) культурная общность

6.Какой из этнических процессов наиболее актуален для современной России?

а) Этническая консолидация

б) межэтническая интеграция

в) обострение национального вопроса

7.Политика сознательного уничтожения людей по расовому или национальному признакам – это:

8.Субъектами этнополитических конфликтов являются:

а) международные организации

б) социальные группы

г) нации и этнические группы

д) касты и классы

а) Добровольное и постепенное слияние нескольких близких по языку, культуре и совместному проживанию малых народов в единый

б) добровольное или насильственное слияние малого народа с крупным, путем усвоения его языка, культуры и национального самосознания

в) стремление к обособлению, отделению этноса от государственного целого и образование самостоятельного государства

г) социальные перемещения, связанные с изменениями или сохранением социального статуса.

10.Признаком этнической принадлежности могут быть:

а) политические взгляды

б) экономические интересы

в) культурные обычаи

г) общественные настроения

11.Плюралистическими в этническом отношении:

а) стали только современные государства
б) были общества в разные исторические эпохи

в) были только государства древности

г) не являются унитарные государства.

Глава 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОТНОШЕНИЯ.

1. Социальная деятельность и социальное действие.

2. Социальное взаимодействие и его виды.

3. Теория социального конфликта: понятие, типы, функции, технология урегулирования.

4. Социальное поведение.

5. Гражданское общество и общественное мнение.

Основные понятия: социальная деятельность, социальное действие, акционизм, социальные связи, социальные контакты, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная мотивация, кооперация, конкуренция, конформизм, конфликт, девиантное поведение, социальные стереотипы, формы общественного поведения, формы организованного протеста, гражданское общество, общественное мнение.

Конституционные основы национальной политики в РФ

Нормы принятых в последние годы Законов («О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»; «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и другие) регулируют культуру, экономику, права собственности. Однако председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей IV созыва Е. Трофимов отметил, что Законом N 122-ФЗ «было выхолощено все, что касается финансовой поддержки, особенно федеральных национально-культурных автономий», «а Водный и Земельный кодексы выхолостили это (права на землю и природные ресурсы на территориях традиционного проживания. — А.Ю.) до конца» О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. N 17(334). С. 36 — 37..

Тревогу ряда аналитиков вызывает тот факт, что Концепция государственной национальной политики, которая должна была быть по поручению Президента откорректирована, «зависла». А параллельно ей продвигается в качестве основополагающего Закон «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации».

Данный Закон именуют базовым законом, но существует реальная угроза «этнического перекоса» в законодательстве, регулирующем национальную политику. Замена «государственной национальной политики» «государственной политикой в области межэтнических отношений» может оказаться не просто сменой терминологии, но выхолащиванием содержательной стороны национальной политики, сведением всего спектра национального развития и взаимодействия к узкой нише собственно межэтнических отношений и этнокультурного развития.

Читайте так же:  Когда перестанут платить пенсию работающим пенсионерам

Прослеживается связь таких подходов с доминированием мультикультурных конструктивистских дискурсов в отечественной науке и публицистике.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, ряд авторов резко негативно относятся к использованию самого термина «нация» и этнической основе данного понятия. «Одновременное использование слова «нация», — пишет, например, А. Кустарев, — как синонима понятий «государство», «народ», «республика», «общество», «общественность» и, по первоначальному смыслу, как синонима всех понятий, относящихся к этногенетическим общностям («родичи», «племя», «раса»), мешает адекватному пониманию всей связанной с этим проблематики». «Понятие «нация» слишком репрессивно, то есть навязывает обществу и индивиду определенные практики, эффективность которых для общественного блага сомнительна или даже негативна. Неопределенность и эмоциональная нагруженность этого понятия позволяют легко им манипулировать в расистских, ксенофобских и репрессивных риториках. Разумнее всего было бы вообще изъять его из обращения — «забыть о нации», как выразился Валерий Тишков» Кустарев А. Нация: кризис проекта и понятия // Pro et Contra. 2007. N 3(37). С. 71 — 72..

Попытаемся понять логику данной позиции. Избавляясь от понятия нации в этногенетическом смысле, «отменяя» этничность как архаику, фактически целый класс политических проблем объявляется несуществующим. Так, например, это проблемы разделенных наций (русской, осетинской, лезгинской), проблемы статуса русского языка и русскоязычных соотечественников. Соотечественники в рамках этой логики становятся просто невидимыми, превращаясь из дискриминируемых меньшинств и диаспор в материал для гражданских наций в обществах с сильными этнократическими тенденциями. «Забыть о нации» означает на практике забыть об этих и других проблемах.

В качестве противоположного примера можно назвать политику Венгрии, Китая, Франции, ряда других государств, которые тщательно поддерживают связи с этническими соотечественниками, в законодательном порядке сохраняют их представительство в органах власти, нередко, независимо от гражданства, укрепляют связи соответствующих этнических диаспор с родиной. Практическая польза от такой политики, как показывает международный опыт, слишком высока, чтобы ее можно было игнорировать.

Еще одной актуальной задачей государственной национальной политики является нейтрализация этнических партий, этнократических тенденций в политической жизни.

Этнонационализм, будучи в настоящее время относительно маргинальным политическим явлением, пытается компенсировать собственную слабость повышенной агрессивностью, спекуляцией на реальных проблемах, ошибках и упущениях государственной национальной политики, всячески этнизируя любую проблему.

Тревожит, что этничность сегодня осознается и рассматривается почти исключительно с точки зрения скрытых в ней угроз единству России и предпосылок этнических конфликтов. Представляется своевременным рассмотрение и другой стороны этничности: как конструктивного культурного, морального и политического ресурса развития страны.

Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Национальная политика относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности. Это сложное явление, охватывающее все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система мер, осуществляемых государством, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Национальная поли­тика включает стратегические задачи жизнедеятельности го­сударства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.

Внутренняя политика государства в отношении этни­ческих общностей и межэтнических отношений обычно на­зывается этнической политикой, или политикой в отно­шении этнических меньшинств. Национальная политика — это и целенаправленная деятельность по регулированию этно-политических процессов, содержащая в своей основе цель, принципы, главные направления, систему мер по их реализа­ции.

Главной задачей государственной национальной поли­тики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной осно­вы для их развития на принципах добровольного, равноправ­ного и взаимовыгодного сотрудничества.

В разное время и в различных странах национальная по­литика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассими­ляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнонациональной, конфессиональной и иной принадлежности в другую (соответс­твующую) принадлежность) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Национальная политика в Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного госу­дарства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную по­литику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Рос­сийской Федерации».

Для нашей многонациональной страны значима проду­манная демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Рос­сийской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в госу­дарствах — участниках Содружества Независимых Госу­дарств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской респуб­ликах, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

• Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и обще­ственным объединениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности террито­рии Российской Федерации.

• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципа­ми и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

[2]

• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принужде­ния.

Читайте так же:  Перечень документов для страховой выплаты по осаго

• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв бе­зопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживаю­щих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Социальный конфликт

Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

Теория Спенсера полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание.

социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя.

теория социального конфликта— конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения.

Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально- психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь.

Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Консенсус это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

Виды социальных норм

[3]

. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты.

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Виды социальных норм:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Определение национальной политики, принципы, формы и методы осуществления

Как уже было сказано, национальная политика — система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Из данного определения следует, что для конструирования национальной политики, требуется в первую очередь обнаружение всех представителей нации, проживающих на территории государства. Это достигается во время переписи населения, когда требуется заполнение графы «национальность» (в то же время, в РФ данная процедура не обязательна: имеется доля людей, не указавших национальную принадлежность). Опираясь на данные культурологов, а так же опросы и информацию по обращениям в органы власти, формируется представление об интересах и требованиях наций. Так как государство заинтересовано в сохранении мира и спокойствия и отсутствии конфликтов между нациями, оно пытается найти компромисс в случае столкновения интересов. Национальная политика может быть как общегосударственной, так и, в случае наличия полномочий на региональном уровне, проводится местными органами власти.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам (см. таблицу 1).

Основные виды национальной политики и способы их реализации:

1. Геноцид — намеренное физическое уничтожение определённой нации. Примером геноцида является ликвидация еврейского населения Германии и жителей оккупированных территорий, признанных «неполноценными» с точки зрения официальной идеологии Третьего Рейха. Ключевым в определении геноцида является доказательство умышленного истребления именно по национальному признаку. Методы реализации политики геноцида — самые разнообразные, в зависимости от ситуации, но всех их объединяет требование уничтожения носителей национального сознания другого этноса.

Читайте так же:  Облагаются ли ндфл суммы компенсации ущерба от повреждения личного имущества

3. Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Ассимиляция может происходить как спонтанно, так и преднамеренно ускоряться с помощью определённых методов национальной политики (информационное давление, агитация). Примером ассимиляции является любое изменение национального сознания представителей других этносов — этнический украинец, считающий себя русским; мексиканец, позиционирующий себя как американец и пр.

4. Интеграция — состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование. В отличие от ассимиляции, интеграция может не предусматривать внутреннее согласие индивида с новой национальной идентичностью. Политика интеграции может быть обозначена как «автоматическое» принятие нового члена общества в национальную группу государства. Пример — интеграция во Франции, когда человек, получивший гражданство, сразу же определяется как француз, вне зависимости от предшествующей принадлежности.

5. Поликультурализм — признание и закрепление множественности наций на территории одного государства. Это один из самых сложных способов проведения национальной политики ввиду необходимости учитывать различные, подчас взаимоисключающие национальные интересы и решать национальные конфликты. Государство тем самым отказывается от позиционирования одной из наций как ведущей или определяющей для данной страны. Можно говорить о том, что в некоторых странах Европы на данный момент осуществляется политика поликультурализма.

При разработке национальной политики следует учитывать множество факторов. Требуется обратить внимание на социально-экономическое положение всего государства, принимать в расчет и согласовывать программу с действующей демографической, социальной, культурной и другими политиками. Не будет лишним и учёт мирового опыта в определённых вопросах. «Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного подхода, а субъективистски, неизбежно допускаются ошибки и перегибы.»

В политологическом словаре В.Н. Коновалова перечислены следующие шесть принципов:

Первый принцип — научный анализ и творческое осмысление осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основные положения национальной политики — равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к шовинизму и т.д.

Второй принцип — стабильность территориальных границ национально-государственных образований.

Третий принцип — учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах. Основой национальных отношений является нормально функционирующая экономика и потребительский рынок, денежное обращение, сбалансированный межреспубликанский обмен.

Четвертый принцип — целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации должны быть направлены на уважение чести и достоинства каждого человека.

Пятый принцип — оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

Шестой принцип — формирование этики межнациональных отношений, исключение всех форм насилия, несправедливости.

Простейшим примером области действия национальной политики является регулирование взаимоотношений между народами Северного Кавказа. По историческим причинам, на достаточно небольшой территории проживает множество народов, в прошлом непрерывно конфликтовавшим между собой. Один из отголосков былых времён — напряжённые осетино-ингушские отношения. Задача как государственной, так и региональной власти, сгладить противоречия и как можно дольше сохранять стабильность в регионе.

Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации

Тысячелетиями в отношениях между народами правящая элита провозглашали короткий и жесткий принцип: «разделяй и властвуй». Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Османской и др.). По сути дела, к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный), решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.

Что же такое национальная политика вообще и демократическая в частности? Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации?

Прежде всего, о терминах. Термин «национальная политика» как политика в сфере этнонациональных отношений традиционно употребляется в России (в СССР тоже употреблялся) в научной, политической, правовой литературе. Этот же термин в значении политики в отношении национальных меньшинств и коренных народов используется и в других странах (Китай, Вьетнам). Однако в большинстве государств мира чаще применяется термин «этническая политика» (этнополитика). В, странах Запада термин «национальная политика» является синонимом понятия «государственная политика». Следовательно, смысл понятия «национальная политика» в западных странах иной, совсем не такой, каким он представляется в России. Исходя из этого, в данном разделе употребляется традиционный для России термин «национальная политика».

Читайте так же:  Калькулятор компенсации за задержку зарплаты (ст. 236 тк рф)

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Важной задачей многонационального, полиэтнического государства является оптимизация межнациональных, межэтнических отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным предназначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Целью национальной политики может быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального, национальный суверенитет и т.д.

По содержанию национальная политика бывает гуманистической, интернационалистической, антигуманной, националистической, великодержавно-шовинистической.

По направленности можно говорить о демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной, тоталитарной, разрушительной, реакционной национальной политике.

Среди форм и методов осуществления национальной политики можно отметить насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, «разделяй и властвуй».

Результатами национальной политики могут быть согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь.

Национальная политика, как и всякая другая, структурно может состоять из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В ней следует различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, и задачи ближайшего характера. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий.

При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.

Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.

Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием национальных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.

В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этносов, их государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т.п.

Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу, независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или национальной среде.

Наконец, при формировании национальной политики необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как положительный, так и отрицательный опыт. Вместе с тем, принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

  • Следующая публикация 3.7 Социальный конфликт
  • Предыдущая публикация 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

4.7 Политическая элита

Автор: author · Published 22.01.2017 · Last modified 20.12.2018

3.9 Социальный контроль

Автор: author · Published 22.01.2017 · Last modified 20.12.2018

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

Автор: author · Published 22.01.2017 · Last modified 20.12.2018

Добавить комментарий Отменить ответ

Видео (кликните для воспроизведения).

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источники


  1. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.

  2. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  3. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  4. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
Охарактеризуйте принципы национальной политики рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here