Охрана атмосферного воздуха кратко

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Охрана атмосферного воздуха кратко". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Охрана атмосферного воздуха кратко

Охрана атмосферного воздуха

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ — поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ (оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения и окружающую среду) от стационарных и передвижных источников выбросов. Учитываются все загрязнители, поступающие в атмосферный воздух как после прохождения пылегазоочистных установок (в результате неполного улавливания и очистки) на организованных источниках загрязнения, так и без очистки от организованных и неорганизованных источников загрязнения. Учет выбросов загрязняющих атмосферу веществ ведется как по их агрегатному состоянию (твердые, газообразные и жидкие), так и по отдельным веществам (ингредиентам).

Стационарный источник загрязнения атмосферы — непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества. Сюда же относятся другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).

К установкам для улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов

относятся газоочистные и пылеулавливающие установки.

Очистка газов, загрязняющих атмосферный воздух — удаление загрязняющих веществ из состава газовоздушной смеси, отходящей от источников загрязнения атмосферного воздуха, с помощью специальных устройств, установок и оборудования; сюда же включается обезвреживание, снижение токсичности, нейтрализация, дожиг и т.п. загрязняющих веществ в отходящих (образующихся) газах. Статистическим наблюдением в данном случае не охватываются технологические процессы, при которых улавливание (утилизация) образующихся веществ в соответствии с регламентом осуществляется для получения каких-либо видов сырья, полуфабрикатов или готовой продукции.

Количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих атмосферу веществ включает все виды загрязнителей, уловленных (обезвреженных) на пылеулавливающих (газоочистных) установках из общего их объема, отходящего от стационарных источников.

В статистике охраны атмосферного воздуха кроме объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками, которые отслеживаются на основании отчетности, расчетным путем определяются объемы выбросов от передвижных источников.

Исходными данными для проведения работ по оценке выбросов от отдельных видов передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) являются: количество автотранспортных средств, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации и городах, расположенных на его территории, полученные от Главного Управления ГИБДД МВД России и его территориальных органов, и количество израсходованного дизельного топлива, по данным территориальных управления ОАО «Российские железные дороги» по состоянию на отчетный год. Отчетным годом считается год, предшествующий текущему.

Охраны атмосферы

Воздух, а точнее находящийся в нем молекулярный кислород, является необходимым условием жизни человека и аэробных организмов. Вместе с вдыхаемым воздухом в организм попадают и примеси, содержащиеся в воздухе. В нашей стране в воздух ежегодно выбрасывается около 107 млн. тонн различных химических соединений, что создает угрозу здоровью людей, бесполезное расходование природных ресурсов. Установлено, что в больших промышленных городах до 15% от общего количества смертей вызвано наличием в воздухе загрязнений. Все это делает проблему охраны атмосферы очень важной и актуальной.

Так как основным загрязнителем воздуха является промышленный выброс, который может быть как организованным, так и неорганизованным, и только на промышленный выброс человек может оказывать влияние, основными направлениями природоохранных мероприятий являются: 1) тщательная очистка отходящих газов на действующих предприятиях и 2) создание таких предприятий, на которых выбросы газов в атмосферу отсутствуют.

Краткая характеристика некоторых методов газоочистки

Очистка газа — это отделение от газа загрязняющего вещества, или его обезвреживание.

Выбор метода очистки зависит от природы загрязняющего вещества, экономической целесообразности, требований к степени очистки и других параметров.

Широко применяются механические и физико-химические группы методов газоочистки.


Механические методы газоочистки осуществляются в циклонах, фильтрах, электрофильтрах, абсорберах и состоят в удалении примесей за счет механических сил, вызывающих расслоение системы газ — твердое вещество и газ — жидкость и конденсацию твердых или жидких веществ. Происходит удаление твердых и туманнообразных жидких веществ. В циклонах удаление примесей основано на действии центробежной силы, в фильтрах разного типа (волокнистых, тканевых и зернистых) — на неспособности загрязняющих веществ проходить через поры, а в абсорберах (капельных, пленочных и барботажных) — на поглощении твердых и жидких загрязняющих веществ из объема очищаемого газа (абсорбции), протекающей механически. При механической очистке удалить газообразные загрязнители нельзя, поэтому необходимы физико-химические методы.

При физико-химических способах очистки используют абсорбцию (поглощение газов или паров всем объемом жидкости), адсорбцию (поглощение газообразных или растворенных веществ на поверхности твердых или жидких веществ), термическое или термокаталитическое разрушение загрязнителей-газов. Так удаляются оксиды серы, азота углерода, сероводород, органические вещества, соединения фтора и, хлора. Важное место в физико-химической очистке имеют хемосорбционные методы, которые широко применяются. Примером таких методов является удаление сернистого газа с использованием различных хемосорбентов. Ниже приведены суммарные уравнения некоторых процессов:

Получившийся двуводный сульфат кальция можно утилизировать в качестве сырья для получения различных гипсовых вяжущих (гипса, экстрикс-гипса, ангидрита).

Широкое применение находят методы адсорбции, где в качестве адсорбентов (веществ-поглотителей) применяют активированный уголь, силикагель и другие вещества.

Большое место принадлежит методам каталитического окисления оксидов, что особенно важно для удаления оксидов азота. В качестве катализаторов используют платиновые металлы (например палладий), которые наносят на носитель, изготовленный из огнеупорных материалов; для процессов восстановления применяют водород, метан и некоторые другие восстановители. Примеры схем процессов:

Важно помнить, что очистка газов от загрязнителей является обязательной составной частью технологического процесса, а не его дополнением.

Создание замкнутых газооборотов

Методы очистки газов не всегда позволяют снизить уровень загрязнений до величин, меньших ПДК, поэтому актуальной является задача создания замкнутых газооборотных циклов, которые препятствуют попаданию технологических газов в атмосферу Земли, при этом необходимость очистки и утилизации загрязненных газов остается. Отходящие газы сначала подвергаются очистке, а затем возвращаются в производственный цикл.

[2]

Создание газооборотных циклов представляет собой сложную проблему из-за технологических, технических, экономических и психологических затруднений. Так, воздух не считается дефицитным сырьем, да его зачастую и не считают сырьем, поэтому и не видят необходимости экономного использования и охраны.

Газы труднее локализуются (чем жидкости и твердые тела), они легче теряются в процессе производства. Применение систем высокого давления приводит к попаданию технологических газов в атмосферу, а использование технологий, при которых системы работают при пониженных давлениях, позволяет атмосферному газу проникать в технологическую систему, что создает дополнительные трудности в применении замкнутых газооборотных циклов.

Читайте так же:  Закон о страховой деятельности в рф

На современном этапе развития промышленности воздухо- и газооборотные циклы имеют относительно небольшое применение. Так, их успешно применяют при обогащении асбеста в горно-обогатительных комбинатах, в цехах по производству фосфорных удобрений и в ряде других производств. Очевидно, что система замкнутых газооборотов будет находить все большее применение в технологиях будущего, так как загрязнение воздуха промышленными предприятиями в настоящее время достигает катастрофических размеров.

В решении проблем охраны атмосферы большую роль играют и те общие составляющие природоохранной политики, которые были рассмотрены выше (экологическое образование и воспитание населения, в том числе и руководителей предприятий, различные природоохранные акции разных уровней и т. д.).

Понятие и способы правовой охраны атмосферного воздуха

Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира.

Своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных объектов (лесов, вод), влияющих на ее состояние, а с другой стороны, — путем регулирования хозяйственного воздействия на атмосферу.

Первый способ охраны реализуется посредством обеспечения правового режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством * . Законом об охране атмосферного воздуха регулируются вопросы осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состояние атмосферы.

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет комплекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установление нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выполнения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.

Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха

Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является предусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22 Закона об охране атмосферного воздуха).

Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.

За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям общегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а также составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Наблюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными органами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха).

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного воздуха).

Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и др.

Функции по охране атмосферного воздуха

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное
космическое пространство тесно связаны друг с другом, образуя
некое экологическое единство; законодательства о регулировании
их использования в комплексе пока не существует в целостном виде.
Вследствие технических возможностей и договоренностей правовой
охране подвергается в основном лишь атмосферный воздух.

Двести лет назад А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга
в Москву» писал: «единственное, чего нельзя отнять у христиани-
на, так это воздух». Однако научно-технический прогресс проде-
лал такой путь, что вопрос об изъятии, продаже, загрязнении и
охране воздуха встает на повестку дня.

Задачами законодательства об охране атмосферного воздуха
является регулирование общественных отношений в этой области
Цели регулирования — сохранение в чистоте и улучшение состоя-
ния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных
химических, физических, биологических и иных воздействий на

атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для насе-
ления, народного хозяйства страны, для растительного и животно-
го мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны
атмосферного воздуха.

Головным законом является Федеральный закон «Об охране
атмосферного воздуха» 1999 г. В соответствии с ним изданы иные
акты законодательства Российской Федерации и субъектов РФ.
Ими регулируются компетенция государственных и иных орга-
нов в области охраны атмосферного воздуха, государственный
учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разре-
шение споров и ответственность в области охраны атмосферного
воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного
воздуха осуществляется согласно законодательству Правитель-
ством РФ непосредственно или через специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти в области охраны ат-
мосферного воздуха, а также органами государственной власти
субъектов РФ.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области
охраны атмосферного воздуха относятся формирование и прове-
дение единой государственной политики на территории России,
формирование единой нормативно-методической базы, установле-
ние порядка государственного учета выбросов вредных (загрязня-
ющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосфер-
ный воздух и др.

Правительством РФ утверждены постановление о порядке
установления и пересмотра экологических и гигиенических норма-
тивов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых
уровней физических воздействий на атмосферный воздух и госу-
дарственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и по-
тенциально опасных веществ и Положение о государственном уче-
те вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников.
МПР России предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс
в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и пере-
движных источников.

Органы государственной власти субъектов РФ в области охра-
ны атмосферного воздуха участвуют в организации и проведении
государственного мониторинга и государственного контроля, регу-
лируют передвижение транспортных средств на соответствующих
территориях в целях уменьшения выбросов, информируют насе-
ление о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и вы-
полнении программ улучшения качества атмосферного воздуха.

Читайте так же:  Письмо на расторжение договора

Правовая охрана атмосферного воздуха • 179

Предельно допустимые выбросы вредных веществ

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются
нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо-
сферный воздух. Нормативы являются едиными для всей террито-
рии страны. Но с учетом природно-климатических особенностей и
повышенной социальной ценности отдельных территорий (запо-
ведников, заказников, национальных парков, курортных и иных
рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие норма-
тивы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных
веществ стационарными и передвижными источниками загрязне-
ния учитывают производственную мощность конкретных объектов
и их совокупность в пределах города или иного населенного пунк-
та, так чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития
данного района не привела к превышению вредных веществ в ат-
мосферном воздухе.

Выброс вредных веществ стационарным источником загрязне-
ния допускается в каждом конкретном случае на основании разре-
шения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требова-
ния, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах
проживающего на соответствующей территории населения.

Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования —
проводить организационно-хозяйственные и технические меро-
приятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обес-
печивать бесперебойную работу и поддержание в исправном со-
стоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки
выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет
количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмо-
сферу.

Установление экологических нормативов качества атмосферно-
го воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на эко-
логические системы осуществляет МПР России. Министерство
здравоохранения и социального развития РФ устанавливает и пе-
ресматривает гигиенические нормативы качества атмосферного
воздуха.

Проекты конкретных индивидуальных производственных нор-
мативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений
органов местного самоуправления, научных учреждений, общест-
венных объединений, мнения населения. Конкретным предприя-
тиям нормативы выбросов утверждают специально уполномочен-
ные государственные органы в области охраны окружающей сре-
ды и охраны атмосферного воздуха.

Ограничение и прекращение выбросов

В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных
разрешениями, либо когда возникает угроза здоровью населения,
выброс вредных веществ должен быть ограничен, приостановлен
или запрещен по решению органа, осуществляющего государ-
ственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого
может быть прекращена деятельность отдельных промышленных
установок, цехов, предприятий.

При превышении в результате аварийной ситуации установ-
ленных нормативов ПДВ собственники предприятий обязаны не-
медленно сообщить об этом органам государственного контроля за
охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмо-
сферного воздуха и ликвидации причин и последствий загрязне-
ния, а при необходимости предприятие прекращает работу.

При получении предупреждения о возможном повышении кон-
центрации вредных веществ в воздухе (от неблагоприятных ме-
теорологических условий, от аварий на соседних производствах, от
неудачного стечения климатических и антропогенных обстоя-
тельств) предприятия и организации проводят специально разра-
ботанные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу.

Если возникает угроза здоровью людей, то органы общегосудар-
ственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения
природной среды обязаны немедленно сообщить об этом соответ-
ствующим исполнительным органам государственной власти, орга-
нам местного самоуправления, заинтересованным предприятиям и
организациям.

По получении таких сообщений предприятия и организации пе-
реходят на специальный режим работы или временно приостанав-
ливаются с целью снижения интенсивности выбросов и устране-
ния других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случае
осуществляется временная эвакуация населения.

[3]

Охрана атмосферного воздуха и почвы.

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах.

Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляемыми государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совершенствования технологических процессов.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходимых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдельных районов.

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. При этом должно выполняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира. При установлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т.д.

В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматриваются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение нормативов ПДВ, предприятия имеющие стационарные источники загрязнения, должны разработать, согласовать с местной администрацией и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.

Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками за­грязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере­движных средств и установок должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допускаются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Читайте так же:  Как определить порядок общения ребенка с бывшим супругом

Охрана атмосферного, воздуха от вредных воздействий должна осуществляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, при размещении и развитии городов и других населенных пунктов, внедрении открытий, изобретений, новых технических систем.

Для планирования и осуществления мероприятий по охране ат­мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздействий, контроля и прогноза состояния атмосферы производится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее.

Государственный учет осуществляется за счет государства по единой для Российской Федерации системе соответствующими органами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями.

Для охраны атмосферного воздуха необходим целый комплекс мер по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, перевод железнодорожного транспорта на электронику.

Очистные установки, задерживающие примеси промышленных выбросов, различны: это пылеуловители, электрические и механические фильтры, конденсирующие и ультразвуковые установки. Должны широко применяться химические нейтрализаторы, газоотсосы, влажные и электрические фильтры. Эти методы и средства должны постоянно совершенствоваться.

В 1999 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного воздуха(N 96-ФЗот 4 мая 1999 г.). Задачей Закона является регулирование общественных отношений в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, био­логических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные по­следствия для населения, растительного и животного мира.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 197 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Правовые меры охраны атмосферного воздуха (стр. 1 из 3)

1. Правовые основы защиты атмосферного воздуха

2. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Атмосферный воздух является существенной частью природной среды[1] . В соответствии со ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха[2] атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Из этого определения видно, что основным признаком атмосферного воздуха служит его непосредственная связь с остальной природой. Соответственно, атмосферный воздух, в отличие от воздуха помещений, постоянно находится под воздействием стихийных сил природы.

Атмосфера обладает рядом других полезных для человека и иных живых видов свойств. Являясь проводником энергии Солнца, она служит барьером, защищающим Землю от космических воздействий[3] . Особенно ее озоновый слой ограждает человеческий организм, другие живые организмы от губительных ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Земной поверхности достигают лишь те компоненты солнечного излучения, которые или не зависят от уровня солнечной активности (солнечный свет), или очень малы по интенсивности. Геомагнитное поле и атмосфера эффективно изолируют биосферу от космической среды[4] .

Целью данной работы является изучение правовых мер охраны атмосферного воздуха.

Соответственно задачами работы стали:

— изучить правовые основы защиты атмосферного воздуха;

— исследовать проблему наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Объектами правовой охраны и компонентами природной среды являются согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды»[5] атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Под атмосферным воздухом в качестве предмета правового регулирования понимается естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами помещений. Атмосферный воздух служит основой климатических и погодных условий, используется в качестве транспортной, звуковой коммуникации, является защитой от космических излучений и средой для выброса газообразных отходов. Главное – без атмосферного воздуха и его кислорода не существует ничего живого на Земле и человек без него не может прожить и нескольких минут[6] .

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство тесно связаны друг с другом, образуя некое экологическое единство; законодательства о регулировании их использования в комплексе пока не существует в целостном виде[7] . Задачей законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование общественных отношений в этой области. Цели регулирования – сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.

Головным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», принятый в 1999 году, с изменениями принятыми 23 июля 2008 года и вступившими в силу 1 января 2009 года. В соответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов в области охраны атмосферного воз­духа, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся формирование и проведение единой государственной политики на территории России, формирование единой нормативно-методической базы, установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воз­действий на атмосферный воздух[8] .

Правительством РФ утверждены: постановление о порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воз­дух и их источников. МПР России предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников[9] .

Органы государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации и проведении государственного мониторинга и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств на соответствующих территориях в целях уменьшения выбросов, информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха.

Читайте так же:  Возврат транспортного налога с физических лиц

Для оценки состояния атмосферного воздуха законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Выброс вредных веществ стационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах проживающего на соответствующей территории населения[10] .

Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования – проводить организационно-хозяйственные и технические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы устанавливает Министерство природных ресурсов РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха. Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения. Конкретным предприятиям нормативы выбросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха[11] .

В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо возникновения угрозы здоровью на­селения выброс вредных веществ, согласно законодательству РФ, должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ собственники предприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий загрязнения, а при необходимости предприятие прекращает работу[12] .

При получении предупреждения о возможном повышении концентрации вредных веществ в воздухе (от неблагоприятных метеорологических условий, аварий на соседних производствах, неудачного стечения климатических и антропогенных обстоятельств) предприятия и организации проводят специально разработанные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу.

Если возникает угроза здоровью людей, органы общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения окружающей среды обязаны немедленно сообщить об этом соответствующим исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным предприятиям и организациям. По получении таких сообщений предприятия и организации переходят на специальный режим работы или временно приостанавливаются с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случае осуществляется временная эвакуация населения[13] .

[1]

Охрана атмосферы от загрязнения.

Мероприятия по охране атмосферно воздуха от загрязнения

Современная картина охраны воздушного бассейна включает разработку соответствующих законодательных актов: конституция РБ, закон «об охране окружающей среды» от 26.11.1992г. № 1982-12, закон «об охране атмосферного воздуха» от 15.04.1997г. № 29-3, СанПиН № 3086-84, «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Загрязнение воздуха веществами, содержащимися в промышленных выбросах, должно контролироваться. Для этого необходимы сравнительные критерии содержания примесей, под которыми ГОСТ понимает вещества, не содержащиеся в постоянном составе атмосферы. В качестве установленных критериев качества воздуха используют значения временно допустимых концентраций ВДК. Основным показателем являются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ.

ПДК атмосферного воздуха — это максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного влияния, включая отдаленные последствия и на окружающую среду в целом. Раздельное нормирование предусматривает также разделение ПДК на максимально разовые и среднесуточные. ПДК устанавливаются органами Минздрава на основе стандартизированных исследований и обследований и являются законом, не подлежащим контролю.

Кроме законодательных мероприятий охрана атмосферного воздуха от загрязнения включает в себя:

— экологизацию технологических процессов;

— организацию санитарно-защитных зон;

— очистку выбросных газов от вредных веществ;

— меры по снижению выбросов автотранспорта;

— государственный экологический контроль над охраной атмосферного воздуха.

Очистка выбросных газов от вредных веществ

Основным средством борьбы с вредными выбросами является разработка систем газоочистных сооружений. Для очистки выбрасываемого воздуха от пыли применяются пылеулавливающие аппараты.

К сухим пылеуловителям относятся циклоны, мультициклоны, пылеосадительные камеры, к мокрым — скрубберы, турбулентные пылеуловители, газопромыватели.

Сухие пылеуловители предназначены для грубой механической очистки выбросов от крупной и тяжелой пыли.

Мокрые пылеуловители требуют подачи воды и работают по принципу осаждения частиц пыли на поверхности капель под действием сил инерции и броуновского движения. Они обеспечивают очистку от частиц размером более 2 мкм.

Фильтры (тканевые, зернистые) способны задерживать мелкодисперсные частицы до 0,05 мкм.

Электрофильтры – наиболее совершенный метод очистки газов от взвешенных в них частиц пыли размером до 0,01 мкм при высокой эффективности очистки газов. При встряхивании электродов осажденные частички пыли под действием силы тяжести падают вниз в сборник пыли.

Методом обезвреживания отходящих газов от загрязнений служит их очистка. Все методы очистки можно разделить на две группы: каталитические и некаталитические.

В первой группе примеси выводятся путем конденсации или поглощения жидкими или твердыми поглотителями, во второй — примеси превращаются в другие вещества.

Некаталитические методы очистки делятся по типу процесса на абсорбционные хемо- и адсорбционные, а по характеру процесса на регенерационные и нерегенерационные. Хемосорбция основана на поглощении газа жидкими поглотителями с образованием малолетучих химических соединений. Адсорбция основана на селективном поглощении вредных газов и паров твердыми адсорбентами, имеющими развитую микропористую структуру. Каталитический метод основан на превращении вредных компонентов промышленных выбросов в менее вредные или безвредные вещества в присутствии катализаторов. Термический метод предусматривает высокотемпературное сжигание вредных примесей, которые содержатся в технологических выбросах.

Читайте так же:  Приказ 104 минтранса о транспортной безопасности

Рассеивание газовых примесей в атмосфере используют для снижения опасных концентраций примеси до уровня соответствующего ПДК и осуществляется с помощью высоких дымовых труб, рассеивающий эффект которых зависит от их высоты.

Организация санитарно-защитных зон

Любые объекты, являющиеся источником выбросов вредных веществ, а также источниками шума, вибрации, ультразвука, ЭМП и т.д., должны в обязательном порядке отделяться от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ).

Санитарно-защитная зона представляет собой часть территории вокруг любого источника химического, биологического или физического влияния на среду обитания человека, устанавливаемая с целью минимизации риска воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека. Она должна быть надлежащим образом озеленена и должна удовлетворять специальным гигиеническим требованиям. Граница СЗЗ — линия, ограничивающая территорию, или максимальную из плановых проекций пространства, за пределами которых неблагоприятные факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до установленных гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, и повышение комфортности микроклимата.

Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон: предприятия первого класса — 1000 м; предприятия второго класса — 500 м; предприятия третьего класса — 300 м; предприятия четвертого класса — 100 м; предприятия пятого класса — 50 м.

В границах санитарно-защитной зоны предприятий запрещается размещать: производственные здания и сооружения в тех случаях, когда факторы, выделяемые одним из предприятий, могут оказать вредные воздействия на здоровье или привести к порче материалов, оборудования, готовой продукции другого предприятия; — предприятия пищевой промышленности, а также по производству посуды, оборудования и т.д. для пищевой промышленности, склады пищевых продуктов; — предприятия по производству воды и напитков для питьевых целей, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды; коллективные или индивидуальные дачные и садово-огородные участки; спортивные сооружения; парки отдыха, образовательные учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Меры по снижению выбросов автотранспорта

Основным источником загрязнения городского воздуха является автотранспорт. Мероприятия по охране атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта: градостроительные специальные приемы застройки и озеленения автомагистралей, размещение жилой застройки по принципу зонирования; контроль выброса токсических веществ (установлены нормы выброса токсических веществ с выхлопными газами); изменение состава топлива, получение стойкого к детонации бензина, замена тетраэтилсвинца на менее опасные вещества, введение в топливо присадок; использование энергии торможения с помощью рекуперации (экономия топлива составляет 27 – 40 %, а объем выхлопных газов снижается на 39 – 49 %); перевод автомобилей на сжиженный газ; нейтрализация вредных выхлопов (каталитические, пламенные, термические, жидкостные нейтрализаторы); совершенствование двигателей внутреннего сгорания (карбюратор с раздельным смесеобразованием обеспечивает полное сгорание рабочей смеси, что в свою очередь, позволяет свести до минимума содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах); применение альтернативного топлива (жидкий водород, этиловый, метиловый спирты и их смеси); переход на электромобили; внедрение гибридных двигателей; солнечные автомобили.

Организация борьбы с шумовым загрязнением

Борьба с шумом настолько актуальна и сложна, что во многих городах созданы специальные комиссии, которые координируют деятельность хозяйственных и других организаций в этой области. Профилактика коммунального шума должна начинаться еще с момента составления проекта строительства нового или реконструкции существующего города (микрорайона). Рекомендуется с помощью расчетов составить «шумовую карту», нанося условными знаками прогнозируемый уличный шум на карту города. Аналогичные шумовые карты составляются в существующих городах путем планомерных замеров шума в различных местах населенного пункта. При составлении карты шума города учитывают условия движения транспорта на магистральных улицах, интенсивность и скорость движения, количество единиц грузового и общественного транспорта в потоке, места размещения промышленных объектов, трансформаторных подстанций, внешнего транспорта, плотность жилищного фонда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Борьба с уличным шумом включают законодательные (разработка ДПУ шума в населенных местах), технологические (замена шумных источников или совершенствование оборудования, замена трамваев троллейбусами, гладкое покрытие улиц), санитарно-техническое (применение шумоизолирующих кожухов, шумопоглощающих установок, глушителей выбросов), планировочные (достаточная ширина улиц, экранирование, зонирование населенного пункта, зеленые насаждения, применение замкнутого типа застройки, прокладка транзитных магистралей и размещение аэропортов за пределами населенных мест и мест отдыха, вынос шумных промышленных предприятий за пределы жилой зоны и озеленение санитарно-защитной зоны полосами 30-50 м древесно-кустарниковых растений), организационные мероприятия (ограничение сигналов уличного транспорта, упорядочение движения легкового и грузового транспорта на определенных улицах, соблюдение комплекса мер, ограничивающих квартирный и уличный шум с 23 до 7 час и выходные дни).

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  2. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  3. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  4. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
Охрана атмосферного воздуха кратко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here