Основания для отказа в регистрации юридического лица

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Основания для отказа в регистрации юридического лица". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации (ст.ст. 23 — 25)

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации

По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя см. Обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направленные письмами ФНС России

>
Отказ в государственной регистрации
Содержание
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в подпункт «а» пункта 1 статьи 23 внесены изменения

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

Об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов см. письмо МНС РФ от 11 мая 2004 г. N 09-0-10/1984, письма ФНС от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253, от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 и от 30 августа 2005 г. N ЧД-6-09/[email protected]

О порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, см. письма ФНС от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в подпункт «б» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в подпункт «в» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «г», вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «д», вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «е», вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «ж»

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в подпункт «з» пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «и»

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «к»

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «л»

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «м»

[3]

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «н»

н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «о»

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Читайте так же:  Инвалидность после инфаркта миокарда и стентирования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «п»

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «р»

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «с», вступающим в силу с 1 января 2015 г.

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «т», вступающим в силу с 1 января 2015 г.

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «у», вступающим в силу с 1 января 2015 г.

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «ф», вступающим в силу с 1 января 2016 г.

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом «х», вступающим в силу с 1 января 2016 г.

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ пункт 1.1 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 3 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 4 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ОСНОВАНИЯ ОТКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

магистрант, кафедра гражданского право и процесса БГУ,

канд. юрид. наук, ст. преподаватель БГУ,

Действующее законодательство закрепило целый ряд оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129). [4] и носит закрытый характер, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания толкуются налоговыми инспекторами порой не совсем однозначно. Полагаем, что следует провести анализ причин отказов в государственной регистрации юридических лиц. Это позволит предложить меры, которые снизят риски отказов в их регистрации.

Читайте так же:  Плоскостопие 3 степени военкомат

Первая причина: неверно заполненные документы или их частичное отсутствие. В Законе это основание называется непредставлением документов. Проблема с документами — наиболее частая причина, по которой инспекция Федеральной налоговой службы (далее — ИФНС) выносит отказ в регистрации юридического лица. Чтобы не рисковать и частично решить эту проблему, заявителям целесообразно пользоваться сервисом по регистрации юридических лиц или подавать заявление Р11001 через специальную форму на сайте ФНС.

Так, например в связи с ошибкой может быть неправильно указаны паспортные или иные данные и т.п. Однако если представляется паспорт или другой документ, на основе которого регистрирующим органом может быть сделан вывод о допущенной ошибке, то очевидно противоправной цели в предоставлении ошибочных сведений нет. Другое дело если сам по себе представляемый документ, например паспорт является поддельным, в этом случае очевидна противоправная цель, и такая ситуация не может рассматриваться как ошибка.

Ошибки в составлении и заполнении документов встречаются. При этом многими нормативными актами предусматривается возможность исправления допущенных описок и опечаток. В частности, Арбитражный процессуальный кодекс в ст. 179 предусматривает возможность исправления допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок [3]. Гражданский процессуальный кодекс РФ в ст. 200 предусматривает возможность исправления допущенных описок и арифметических ошибок [2]. Подобная процедура есть и в других нормативных актах.

Мы солидарны с О.Г. Белкиным в том, что необходимо ввести модель исправления допущенных описок и опечаток при подаче документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В случае обнаружения регистрирующим органом несоответствий в представленных сведениях заявителю предлагается устранить эти несоответствия путем предоставления новых подобных документов устраняющих выявленные несоответствия [7, с. 4-5].

Недостоверный юридический адрес — это вторая по частоте отказа причина. Федеральная налоговая служба активно борется против регистрации фирм-однодневок, которые не находятся по заявленному юридическому адресу, потому что там попросту нет условий для постоянного нахождения исполнительного органа. Периодически судебные инстанции высшего уровня обобщают арбитражную практику по вопросу признания юридического адреса недостоверным. Например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61 можно найти такие причины: адрес, указанный в заявлении, относится к адресам массовой регистрации компаний (проверить это можно через бесплатный сервис ФНС); по адресу находится незавершенный строительный объект; есть заявление собственника объекта недвижимости о запрете регистрации по этому адресу и др. [5].

Хотя в перечне обязательных документов не указаны гарантийное письмо (в случае регистрации по домашнему адресу его заменяет согласие собственника жилья) и копия свидетельства о собственности на объект, их также необходимо представить в инспекцию. Для решения данной проблемы применяется такая мера, чтобы убедиться в том, что юридический адрес, на который регистрируют юридическое лицо, реально существует; налоговые инспекторы связываются с собственником помещений, выдавшим гарантийное письмо. Если собственник помещения не ответит на звонок сотрудника ИФНС, то уже на этом основании возможен отказ в регистрации юридического лица.

Заявление Р11001 подписано неуполномоченным лицом; такая ошибка тоже встречается, как подписание заявления будущим директором или представителем — это основания для отказа в регистрации. Форму Р11001 могут подписывать только лично учредители в присутствии нотариуса или налогового инспектора. Но есть одна особенность: представитель, которому выдана доверенность на регистрационные действия, может только подать и получить документы, но не вправе подписывать форму Р11001. Необходимо также обратить внимание на то, чтобы при регистрации юридического лица несколькими учредителями для каждого из них был заполнен лист Н, который он подписывает лично.

Еще одна из проблем, по мнению Б.В. Ашрафзянова и И.Г. Гараниной когда наименование юридического лица не соответствует требованиям закона. Основания для отказа в государственной регистрации, связанные с фирменным наименованием юридического лица, определены в ст. 1473 ГК РФ [1] (далее – ГК РФ). В первую очередь, в названии компании нельзя использовать обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Кроме того, ГК РФ установил запрет на использование полных или сокращенных наименований иностранных государств, органов государственной власти России, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Но часто на практике встречается дублирование наименования уже зарегистрированной организации — и это не основания для отказа в регистрации. Налоговая инспекция не обязана проверять наименование на уникальность. Однако юридическое лицо с таким же названием, зарегистрированное ранее и действующее в той же сфере бизнеса, вправе через судебные органы добиться того, чтобы компания с тем же именем сменила свое наименование.

При получении необоснованного отказа, если требования по подготовке и подаче документов были соблюдены, можно обжаловать отказ в государственной регистрации юридического лица. В случае отказа в государственной регистрации вернуть уплаченную государственную пошлину будет невозможно. Причина этого в том, что пошлина при регистрации юридического лица уплачивается не за сам состоявшийся факт создания юридического лица, а за регистрационные действия. ФНС настаивает, что действия по приему и проверке документов производились, поэтому в случае отказа никаких оснований для возврата денег нет. В ходе обжалования можно добиться только того, чтобы регистрация юридического лица на основании уже поданных документов все же состоялась.

Необходимо учитывать также, что с 2015 г. установлен обязательный досудебный порядок обжалования, поэтому если необходимо зарегистрировать компанию, возможно, имеет смысл подать документы заново, повторно уплатив пошлину. Если же особой срочности в государственной регистрации нет, то для начала надо подать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. В течение 15 рабочих дней (срок может быть дополнительно продлен еще на 10 рабочих дней) вышестоящая ИФНС обязана дать ответ на жалобу. Если ответ в эти сроки не был дан или он не устроил, то заявитель вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС. И только после неудовлетворительного ответа от Федеральной налоговой службы можно обращаться в суд. Весь процесс обжалования от вынесения первого решения об отказе до судебного решения может занять не менее трех месяцев [6, с. 39-39].

Читайте так же:  Личный кабинет фсс для больничных

Таким образом, при государственной регистрации юридического лица имеются определенные сложности, которые на сегодняшний день постепенно решаются благодаря электронным сервисам ИФНС. Необходимо продолжать совершенствовать российское законодательство, а также на уровне ФНС разработать Методические рекомендации по государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

[1]

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1 , пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона (например, не утратила силу регистрация физического лица);

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов, если она обязательна;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

Видео (кликните для воспроизведения).

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа. Решение об отказе в государственной регистрации принимается регистрирующим органом в срок, предусмотренный для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом.

В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

[2]

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве юридических лиц;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения юридического лица;

(в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица и так далее.

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) ФИО на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) пол; в) дата и место рождения; г) гражданство; д) место жительства в Российской Федерации;

е) данные основного документа, удостоверяющего личность;

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

выписки из соответствующего государственного реестра;

справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается.

Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов осуществляется за плату.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:

а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);

б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

Читайте так же:  Закрытые способы закупок по 44 фз

в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;

ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;

и) запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;

Вопрос №23. Лицензирование отдельных видов государственной деятельности: понятие, цели, задачи, принципы, субъекты. Лицензируемые виды деятельности.

Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

Государство посредством выдачи лицензий выполняет контролирующие функции по отношению к субъектам предпринимательской деятельности

Основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц

Основными основаниями для отказа в государственной регистрации юридических лиц являются:

  • — непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов;
  • — представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • — в случае если предоставленные документы оформлены ненадлежащим образом;
  • — несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
  • — если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
  • — если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • — если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • — при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.

Обращаем внимание, что в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены новые основания для отказа в государственной регистрации:

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

  • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
  • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
  • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
  • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
  • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/[email protected] ).

Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

  • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
  • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.

Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

  • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
  • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.

С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
  • представление документов, содержащих недостоверные данные.

Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Перечень оснований для отказа в регистрации изменений в учредительных документах является закрытым

ФАС Центрального округа в Постановлении № А23-1677/2012 от 12.03.2013 признал, что сомнения налоговой инспекции в достоверности представленных юрлицом сведений не является основанием для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

ФАС отметил, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях: непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Таким образом, законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Отказ в регистрации юридического лица

Содержание статьи

Вопрос о регистрации общества с ограниченной ответственностью (ООО) или акционерного общества (АО) регламентируется одним законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Регистрация новых юридических лиц обычно не вызывает проблем, но бывают исключения, когда приходит отказ из регистрирующего органа.

Причины отказа в регистрации юридического лица

В законе предусмотрено обязательное указание регистрирующим органом основания отказа со ссылкой на норму.

Причинами отказа в регистрации юридического лица могут быть:

  • неполный пакет предусмотренных документов для регистрации,
  • документы поданы не в тот регистрирующий орган,
  • документы поданы без обязательного нотариального удостоверения,
  • подпись на заявлении о регистрации поставлена ненадлежащим лицом,
  • наименование юридического лица не соответствует законодательству,
  • сведения о документе, удостоверяющем личность, не соответствуют действительности,
  • поступление письменного возражения относительно регистрации,
  • поступление судебного акта, содержащего запрет на регистрирующие действия,
  • есть документ, устанавливающий ограничения в праве заниматься предпринимательской деятельностью,
  • есть информация о недостоверности сведений в представленных документах и иное.

Отказ в регистрации ООО из-за адреса

Отказ в регистрации юридического лица в связи с проблемами с адресом, который был заявлен в качестве будущего юридического адреса фирмы требует более подробного анализа.

Причины отказа в регистрации юридических лиц могут быть следующие:

  • по данному адресу зарегистрировано слишком много организаций, что приводит к сомнению о нахождении там фирмы;
  • отсутствует гарантийное письмо (договор аренды и т. д.) со стороны собственника, подтверждающее, что фирма действительно расположена по данному адресу;
  • иные причины.

Отказ в регистрации ООО, что делать

Если пришел отказ в регистрации нового общества с ограниченной ответственностью, то здесь есть следующие пути выхода из ситуации:

  1. Снова собрать весь пакет документов, заверить его у нотариуса, заново оплатить госпошлину, исправить все недочеты, которые в отказе указала налоговая, и подать все повторно в регистрирующий орган.
  2. Или же, если вы считаете, что отказ неправомерен, и ваши права на регистрацию ООО нарушены, то вы можете обратиться сначала с жалобой в вышестоящий орган. И если это не даст результатов, то в суд для восстановления справедливости.

Жалоба на отказ в регистрации юридического лица

У заинтересованного лица перед обращением в судебную инстанцию есть право на обжалование отказа в регистрации в вышестоящем регистрирующем органе, а также в органе исполнительной власти на федеральном уровне, в компетенцию которого входит рассмотрение таких жалоб.

Важно! Срок для обращения с жалобой в вышестоящий орган считается с момента, когда заинтересованное лицо получило решение регистрирующего органа об отказе или решение по жалобе.

Жалобу следует направлять через налоговую, которая приняла решение об отказе в регистрации. Если же заявление с жалобой было направлено в вышестоящий орган, то он обязан запросить у нижестоящего все документы по данному вопросу.

Важно! В вышестоящий орган жалобу лицо, права которого нарушены, имеет право подать в течение 3-х месяцев с момента, когда оно узнало о нарушении.

В ситуации, когда срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, вместе с заявлением следует приложить ходатайство о восстановлении срока обращения в вышестоящий орган.

Жалоба на отказ в регистрации юридического лица должна быть в письменной форме и содержать:

  • ФИО заявителя;
  • его адрес или наименование юридического лица и его адрес;
  • данные о решении об отказе в регистрации;
  • наименование регистрирующего органа, принявшего первоначальное решение;
  • нормативные основания своей позиции, требования, которые юридическое лицо предъявляет.

Важно! Жалобу на отказ в регистрации можно предъявить лично, посредством почты или через интернет.

Закон содержит перечень оснований оставления заявления без рассмотрения, но в основном это технические моменты, такие как: заявление подписано не тем юридическим лицом, истек срок подачи, жалоба уже была отозвана или есть решение суда по такому же предмету и основанию.

После получения жалобы на отказ в регистрации вышестоящий орган в течение 15-и дней принимает решение или об удовлетворении заявления заинтересованного юридического лица, или об оставлении решения регистрирующего органа в силе.

Заполнение заявления при регистрации нового общества лучше доверить юристам. Они следят за всеми изменениями в законодательстве и знают все последние внесенные изменения. Это значительно сократит расходы на возможную дальнейшую повторную регистрацию и трату денег на пошлину и нотариуса. Но если все же пришел отказ, то также не помешает обратиться к юристам за консультацией. Они смогут рассказать о вероятности выигрыша дела в суде или обращения с жалобой в вышестоящий орган. Тем более, если в суде будет признана вина регистрирующего органа в неправомерности отказа «открытия» юридического лица, то заявитель сможет взыскать ущерб, который ему был причинен таким отказом.

Видео (кликните для воспроизведения).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Источники


  1. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  4. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
Основания для отказа в регистрации юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here