Особые случаи пенсионного обеспечения

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Особые случаи пенсионного обеспечения". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Особые случаи при оформлении пенсий.

По законодательству, гражданин может оформить себе пенсию, только достигнув определённого возраста. Тему увольнения по достижению пенсионного возраста затрагивать сегодня не будем. На практике бывают также исключительные случаи, когда выход на пенсию может состояться несколько раньше наступления этого возраста. Итак, на полтора года раньше надлежащего возраста на пенсию имеют право уходить следующие категории граждан.

Во-первых, те работники, которые были уволены со своих предприятий по сокращению. Во-вторых, досрочно выйти на пенсию могут военные, которых также уволили из рядов вооружённых сил без права на пенсию.

Напоминаем, что уволить сотрудника по причине ликвидации, реорганизации, иных изменений на предприятии (например, перепрофилирования), а также сокращения штата возможно, если нельзя перевести работника на другую работу или он не согласен на перевод.

Кроме того, выйти на пенсию раньше положенного срока могут сотрудники, уволенные по сокращению, если они входят в категорию граждан предпенсионного возраста. Для мужчин таковым возрастом считается пятьдесят восемь с половиной лет, для женщин – пятьдесят три с половиной года. Но выход на пенсию возможен только в том случае, если до этого работник-мужчина отработал на предприятии от двадцати пяти лет, а женщина – от двадцати лет.

Чтобы для сотрудников был возможен такой ранний выход на пенсию, предприятие должно правильно оформить их увольнение, если оно происходит в связи с сокращением штата. Увольнение работников в этом случае происходит в следующем порядке.

[2]

Во-первых, предприятие оформляет приказ об увольнении работников, в котором обязательно указывается причина этого увольнения. О существовании этого приказа сотрудники должны узнать минимум за два месяца до, собственно, увольнения. Факт оповещения должен быть зафиксирован письменно, то есть, трудящиеся должны расписаться в том, что оповещены о грядущем сокращении.

Во-вторых, сразу же после выхода приказа об увольнении предприятие отправляет в государственную службу занятости письмо, сообщающее о грядущем сокращении своего штата. Также в письме непременно должно оговариваться, когда и почему работники будут уволены, какие конкретно отделы будут сокращать, какие тарифные ставки установлены на тех должностях, которые подвергнутся сокращению. Кроме того, составляют «Отчёт об увольнении работников» по общей унифицированной форме.

Собственно, в процессе увольнения сотрудник получает копию приказа, ему возвращается его трудовая книжка с соответствующей записью в ней. Затем работника рассчитывают.

Затем уволенный сотрудник встаёт на учёт в службе занятости. Если найти другую работу не представляется возможным, этот работник имеет право испросить в центре занятости ходатайство о выходе на пенсию раньше положенного срока. Затем это ходатайство предоставляется в службу соцзащиты населения.

Получают ли военные пенсионеры накопительную пенсию?

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, независимо от получения лицом иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания. Однако для ее получения необходимо наличие средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица (ст. ст. 4, 6 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ).

Кому полагается накопительная пенсия

Назначение накопительной пенсии зависит от того, является ли претендующее на ее получение лицо застрахованным и имеет ли оно право на страховую пенсию по старости.

Страховая пенсия по старости в 2017 г. назначается при одновременном соблюдении следующих условий (ст. 8, ч. 1 — 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения N N 3, 5 к Закону N 400-ФЗ):

1) страховой стаж составляет не менее восьми лет с последующим его ежегодным увеличением (до 2024 г.) до достижения 15 лет;

2) величина индивидуального пенсионного коэффициента (так называемые пенсионные баллы) составляет не ниже 11,4 с последующим его ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30;

3) гражданин достиг пенсионного возраста (по общему правилу, 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин для лиц, не относящихся к госслужащим).

К застрахованным лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ (ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ):

  • работающие по трудовому договору (включая руководителей, являющихся единственными участниками (учредителями)) или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой — индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Когда военному пенсионеру могут назначить накопительную пенсию

Поскольку военнослужащие не относятся к застрахованным лицам и в период их военной службы им не перечисляют средства на финансирование накопительной пенсии, этот вид пенсии они не получают.

Но если, например, военный пенсионер — 1967 года рождения и моложе (или 1953 — 1966 года рождения — для мужчин и 1957 — 1966 года рождения — для женщин, за которых с 2002 по 2004 г. уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию во время работы в гражданских учреждениях) работал по трудовым договорам, то накопительную пенсию назначат при соблюдении условий, необходимых для назначения накопительной пенсии (ч. 5 ст. 11 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ).

До 2019 г. действует мораторий на формирование накопительной пенсии, в связи с чем суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию полностью направляются на финансирование страховой пенсии ( п. 4 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ; ст. 6.1 Закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ).

Кроме того, военный пенсионер может получать накопительную пенсию, если он стал участником Программы государственного софинансирования пенсий (ст. 1 Закона N 56-ФЗ) либо являлся владельцем сертификата на материнский (семейный) капитал и направил его средства на будущую пенсию (ч. 3 ст. 7 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Пенсионное обеспечение в РФ. Система пенсионного обеспечения в РФ

Пенсионное обеспечение — важный момент в вопросе поддержки пожилых людей. Если честно, то здесь существует очень много интересных и трудных ситуаций, о который должен знать каждый гражданин. Ведь в этом случае можно будет как-то лишний раз перестраховаться и обеспечить себе в старости достойную жизнь. Что собой представляет пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Давайте попробуем разобраться со всеми нюансами, которые только могут подстерегать будущих пенсионеров.

Кто в ответе

Для начала: куда обращаться для назначения пенсии? Честно говоря, здесь все предельно просто. Ведь органы пенсионного обеспечения граждан — это Пенсионные фонды России. Такие организации имеются в каждом городе. И здесь будет проходить непосредственное оформление пенсий.

Читайте так же:  Как приобрести жилье по программе «жилье для российской семьи»

Так что проблем с тем, куда обращаться, как правило, нет. Пожалуй, это один из немногих моментов, который еще не перетерпел какие-то существенные изменения за последние годы. Пенсионное обеспечение в РФ нынче приносит массу проблем. Но почему? Начинается все с подачи заявления пожилого человека на поддержку со стороны государства.

Документы для пенсий

Чтобы решить первый «острый» момент, достаточно просто быть в курсе того, какие именно условия должны соблюдаться и какие документы предъявляться для назначения пенсии. Пенсионное обеспечение в этом случае не принесет вам массу проблем. Разумеется, ситуаций много и для каждой имеются какие-то свои особые документы для предъявления в Пенсионный фонд. Тем не менее существует и общепринятый список, который необходим всем и всегда. Это:

  • паспорт;
  • 4 фото 3 на 4 см;
  • СНИЛС;
  • заявление на назначение пенсии;
  • документы, подтверждающие ваш стаж и доход;
  • номер счета в банке для пенсионных выплат.

Кроме того, иногда приходится предъявлять:

  • свидетельство о рождении детей;
  • документы о социальном статусе (подтверждение инвалидности);
  • «военник»;
  • «бумаги», указывающие на пребывание в особых климатических условиях.

В принципе, это все. Больше ничего особо от вас не потребуется. Кстати, военный билет необходим только тогда, когда будет назначаться пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу. Для них придумана индивидуальная система расчетов. Еще один момент — вы должны достигнуть определенного возраста. Для женщин это 55 лет, а мужчин — 60. Лишь после этого можно рассчитывать на пенсию. Разумеется, если вы не инвалид с рождения. Плюс у вас должен быть стаж работы. Об этом немного позже.

Типы пенсий

Идем дальше. Не стоит забывать, что пенсионное обеспечение в РФ делится на несколько типов. И граждане вправе сами выбирать, какую именно поддержку им получать. Не всегда, но очень часто. Какие могут быть пенсионные выплаты?

Социальные — это поддержка от государства, которая оказывается всем гражданам. Размер ее варьируется, в зависимости от положения человека в обществе. Довольно часто выплачивается в качестве обеспечения людям, не имеющим трудового стажа, а также инвалидам. Сумма выплат небольшая, она не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень жизни населению.

Дальше идут пенсии по старости. Пожалуй, это уже более интересный случай. Иногда их называют государственными. Чтобы иметь возможность на получение таких выплат (они как раз помогут «выжить» в России неработающим пенсионерам), вы должны достигнуть пенсионного возраста, а также иметь определенный трудовой стаж. На данный момент он составляет 5 лет. Пенсионная система в РФ учитывает предпринимательскую деятельность. Если гражданин не работал «на дядю», но официально оформил себя когда-то в качестве ИП и «просидел» так 5 лет, это зачтется. В трудовой стаж «вписывают» уход за маленькими детьми и за пожилыми людьми (нужно оформить в Пенсионном фонде соответствующий документ).

Последнее и самое распространенное пенсионное обеспечение — это трудовые пенсии. Как раз они интересуют граждан больше всего. Почему? Ведь подобные выплаты напрямую зависят от каждого гражданина в целом. Чем больше работаете и зарабатываете, тем выше будет пенсия в будущем. Но здесь имеется довольно трудная система расчетов, которая постоянно меняется.

Также имеется еще и военная пенсия. Такое пенсионное обеспечение в РФ есть только у тех, кто проходил службу. И не в армии, а в принципе. Не менее 20 лет, между прочим. Рассчитывается такая государственная поддержка на данный момент по довольно интересному принципу. Его очень легко понять.

Сколько платят инвалидам

А теперь давайте попытаемся с вами разобраться, на какие платежи может претендовать каждый гражданин. Например, неплохим вариантом является пенсия инвалидам. Здесь, как уже было сказано, все довольно просто. Есть и фиксированные платежи, и небольшая система расчетов. Применяется она чаще всего до пенсионного возраста.

Стоит обратить внимание, что пенсионное обеспечение граждан-инвалидов отличается по группам. Самые больше выплаты полагаются 1, а самые маленькие — 3. Плюс ко всему, тут учитывается наличие иждивенцев у инвалида. И, в некоторых случаях, период до наступления пенсионного возраста. Ничего особо трудного тут нет. На что может претендовать в России современный инвалид? Это:

  • дети-инвалиды с рождения — 60% от минимальной оплаты труда;
  • социальная на ребенка-инвалида с рождения — 11 445 рублей и 68 копеек;
  • инвалиды 1 группы, инвалиды II группы с детства — 9538 рублей 20 копеек;
  • инвалиды II группы — 4769 рублей 9 копеек;
  • III группа инвалидности — 4053 рубля 75 копеек.

Пенсии на детей-инвалидов могут быть разными. И большими, и не очень. Во всяком случае, пенсионное социальное обеспечение таких граждан в России имеет место. Не такое большое, как хотелось бы, но это лучше, чем совсем ничего.

Инвалиды-пенсионеры

Но забывать о простых инвалидах (пожилых) не нужно. Им тоже положены социальные выплаты. И, если честно, тут ситуация складывается куда интереснее, чем в прошлом случае. Как уже было сказано, предложена система расчетов отчислений от государства, а также фиксированные платежи. Начнем, пожалуй, со второго варианта. Ведь пенсионное обеспечение в этом случае фиксировано. Разумеется, с учетом некоторых особенностей, таких как наличие иждивенцев и группа инвалидности гражданина. Какую картину мы получаем? Инвалиды 1 группы могут рассчитывать на:

[1]

  • без иждивенцев — 7820 рублей 70 копеек;
  • иждивенец — 9124 рубля и 14 копеек;
  • 2 лица на иждивении — 10 427 рублей 61 копейку;
  • от 3 человек — 11 731 рубль 4 копейки.

Теперь, на что могут рассчитывать пенсионеры 2 группы инвалидности? Все фиксированные расчеты производятся по аналогичному принципу. То есть во внимание принимаются иждивенцы. Тут получается:

  • иждивенцев нет — 3910 рублей 34 копейки;
  • 1 человек на «попечении» — 5 213 рублей 80 копеек;
  • 2 на «попечении» — 6517 рублей 25 копеек;
  • более — 7820 рублей 70 копеек.

Третья группа инвалидности, как уже было сказано, самая «низкооплачиваемая». И тут, скорее, пенсии представляют собой лишь малую поддержку. Это правильно в какой-то степени. Ведь при данной группе инвалидности человек остается трудоспособным и может работать для трудовых выплат в будущем, если таких нынче нет. Выходит:

  • одиночки — 1955 рублей 17 копеек;
  • 1 опекаемый — 3258 рублей 63 копейки;
  • 2 лица на иждивении — 4562 рубля 7 копеек;
  • 3 и более — 5865 рублей 53 копейки.

Теория расчетов для инвалидов

Не стоит забывать, что за каждым гражданином остается выбор пенсионного обеспечения. Правда, для его смены придется каждый раз писать заявление установленного образца в Пенсионный фонд. Уже было сказано, что иногда для инвалидов используется особая схема расчета пенсий. Применяется она до наступления пенсионного возраста. Какая именно? Давайте попробуем разобраться в этом. Формула для подсчета выплат от государства будет иметь вид С = К / ((М*СТ) + БВ), где:

  • С — пенсия;
  • К — пенсионный капитал;
  • М — месяцы до пенсионного возраста;
  • СТ — стаж, поделенный на 180;
  • БВ — базовая величина (устанавливается ежегодно государством).

Получается, что инвалид, работая, может увеличить свою пенсию. И, как показывает практика, на довольно «приличную» сумму. Это вовсе не значит, что вам придется работать, не покладая рук. Но и тут же отказываться от трудоустройства, если имеется такая возможность, не надо. Правда, не все так легко, как кажется. Ведь большие проблемы и вопросы возникают тогда, когда предоставляется пенсионное обеспечение обычным гражданам. Например, при трудовом стаже.

Читайте так же:  Ходатайство об уменьшении размера неустойки в суде общей юрисдикции

Но для начала, еще одна небольшая схема расчета выплат. Это пенсионное обеспечение военным. К счастью, здесь очень сильно задумываться не придется. Все, что от вас потребуется — минимум 20 лет службы. Тогда вы сможете получать минимальную военную пенсию. Чем больше служите, тем выше будут выплаты. Почему?

Дело все в том, что пенсионное обеспечение в этом случае рассчитывается по схеме: за первые 20 лет выслуги вы получаете 50% от вашего оклада, а каждый последующий год прибавляет на данный момент по 3% надбавок. Некоторые ограничения здесь есть. К примеру, общая сумма процентов по надбавкам не может превышать 85%. Выходит, если вы «отслужили» порядка 49 лет, то вот вам и будет максимальная пенсия — 85% дополнительной платы за выслугу + 50% от вашего оклада. Легко все и просто.

Идем дальше. Теперь настала очередь взяться за так называемую трудовую пенсию. К сожалению, тут ситуация складывается очень неоднозначная. Ведь в последнее время пенсионное обеспечение изменения претерпевает регулярно. И это только начало. Например, сейчас в РФ используется новая система расчетов. Так называемая, балловая.

На чем она основана? Ваш трудовой страж позволяет получать определенное количество баллов. Точную информацию стоит узнавать ежегодно. Потом сумму полученных «очков» умножают на балловый коэффициент. Он тоже каждый год устанавливается правительством в фиксированной цифре. И, как итог, получается ваша пенсия.

На данный момент для подобных расчетов приходится иметь стаж в 7 лет и минимум 9 баллов. В 2016 году максимально можно получить около 7,83 балла. Учтите, что каждый год «планка» на необходимые баллы и стаж будет возрастать. Поэтому стоит позаботиться о своем стаже.

Старость не в радость

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации — это огромная проблема для современного общества. Хорошо, с трудовой пенсией разобрались. Но есть и, так называемые, выплаты по старости. На них может претендовать любой гражданин, достигший пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин), а также имеющий трудовой стаж не меньше 5 лет. Сюда входит и стаж предпринимателя, и уход за несовершеннолетними детьми до 3-х лет, и за пожилыми людьми от 80 лет. Обычная работа также засчитывается.

Схема здесь тоже довольно интересная для расчетов. Она была «изобретена» в 2015 году и, конечно же, трудовой стаж здесь тоже играет огромную роль. Часть пенсии по старости будет рассчитываться по формуле: СЧ = ФП х ИК + (КОП х ИК) х СПК, где:

  • СЧ — часть пенсии (страховая);
  • ИК — индивидуальный коэффициент (все страховые взносы/взносы от максимальной запрплаты и все это умножается на 10);
  • ФП — фиксированные выплаты;
  • КОП — коэффициент отсрочки пенсии;
  • СПК — пенсионный коэффициент.

Есть и накопительная часть пенсионных выплат. Она рассчитывается проще. Чтобы узнать, какую сумму «накоплений» вы должны получать по возрасту, придется все деньги от страховых взносов разделить на количество месяцев, в которые будет выплачиваться пенсия. Сейчас это 228. Но можно уменьшить ее, продолжая работать. Получается, именно так вы сможете повысить свою компенсацию от государства по старости.

Подведение итогов

В принципе, это все, что только можно сказать о пенсионной системе в России. Как видите, здесь очень много разных моментов, которые придется учитывать. А современная система расчетов меняется с каждым годом. И нельзя точно сказать, к чему именно готовиться.

Видео (кликните для воспроизведения).

Самым большим шоком стало отсутствие так называемой индексации пенсий для работающих пенсионеров. Раньше повышение выплат производилось всем, независимо от того, есть ли у человека работа, или нет. Но, в связи со случившимся кризисом, теперь приходится отменять данное правило. Чтобы была возможность обеспечить денежными средствами тех, у кого вовсе нет рабочего места. Пока что о возобновлении индексации пенсионной поддержки от государства для пенсионеров-рабочих речь не идет.

Кроме того, полная смена системы подсчета выплат — это еще один момент, который вызвал негодование у большинства населения. Раньше никаких «баллов» не было, все пенсии высчитывались, исходя из трудового стажа, напрямую. А теперь еще и какие-то «очки» появились с новой системой. И, как ни странно, именно эта система снизила в какой-то степени пенсионные выплаты. Необъяснимо, но факт.

Во всяком случае, стоит сделать из всего этого свои выводы. Например, необходимо работать как можно дольше и получать зарплату выше. Да и полностью надеяться на государство не надо. Лучше делать собственные накопления на старость, чтобы в непредвиденных ситуациях не остаться «у разбитого корыта». «Серых» или «черных» зарплат, а также неофициальной работы тоже рекомендуется избегать. Ведь в таком случае у вас не будет ни стажа, ни нормальных отчислений в Пенсионный фонд.

Пенсионное страхование в РФ: виды и особенности

Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

Разновидности страховки

Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования

Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Читайте так же:  Основные положения трудового договора

Особенности негосударственного страхования

В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования

Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет. Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства. Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ — это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения

Аннотация В статье проведён анализ государственного пенсионного обеспечения социальной направленности. Одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества занимает Социальное обеспечение, которое напрямую зависит от развития экономики, и тесно связано с идеей социального благополучия населения.

Право каждого гражданина РФ на социальное обеспечение закреплено в 39 статье Конституции Российской Федерации. Согласно данной статье каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1]. Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии, которые в отличие от трудовых, не являются частичным замещением утраченного заработка и условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счёт средств государственного бюджета. Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией это нетрудоспособные граждане: – инвалиды (инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени); – инвалиды с детства (не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7], либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8]; – дети-инвалиды; – дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона; – граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); – граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Право на социальную пенсию по возрасту предоставлено только лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается (в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию). Граждане из числа малочисленных народов Севера приобретают право на социальную пенсию по старости раньше (с 55 и 50 лет). К коренным малочисленным народам Севера (далее – малочисленные народы) относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов или органами местного самоуправления. Размер социальной пенсии установлен на уровне 100% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях для граждан, достигших общего пенсионного возраста. Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») [8]. В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям. Льготы касаются как возрастного ценза, так и обычно продолжительности общего трудового стажа.

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое – это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определённого возраста. Обычно многодетной признается женщина, имеющая трёх и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Второе основание – это воспитание матерью ребенка-инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет. Третье и четвёртое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: – инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, – инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т.е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет.

[3]

В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались прежними. В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период. При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Читайте так же:  Квартальный отчет в налоговую для ип

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18- летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») [7]. Социальная пенсия назначается, если её получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении её ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания её получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей. Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Литература 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 21 июля 2014г.). 2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». 5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». 7. Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 8. Федеральный закон от 5декабря 2001 года № 166-ФЗ «О Государственном Пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Национализация пенсий. Куда заведет страну новый виток пенсионной реформы

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина объявила об отказе от дальнейшего продвижения ИПК, заместитель министра финансов Моисеев анонсировал разработку «Гарантированного пенсионного продукта», а Глава ВЭБ РФ Шувалов — покупку доли в АО НПФ «Благосостояние», обслуживающем корпоративную программу РЖД. Чтобы оценить возможное влияние этих событий на пенсионную систему, следует проанализировать основные тренды последних десятилетий.

Реформа длиной в четверть века

Наверное, одно из наиболее драматических последствий распада СССР — потеря ощущения стабильности для значительной части общества. Классическая жизненная траектория школа-институт-работа-пенсия в 90-е годы оказалась разрушенной. Стабильность обеспечивалась простой пенсионной формулой: 55% от последнего заработка плюс 1% за каждый год сверх 25 лет минимально необходимого стажа. Всеобщая занятость позволяла обеспечивать хорошие пенсии: получая заработную плату 120 рублей, гражданин мог рассчитывать на пенсию 80 рублей. Коэффициент замещения составлял 55-75 процентов, хотя было и ограничение: максимальная пенсия не должна была превышать три минимальных.

Высокая инфляция 90-х обесценила эти пенсии. Концепция развития пенсионной системы 1995 года и программа пенсионной реформы 1998 года делали акцент на комбинации государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения, сочетании обязательного пенсионного страхования, обязательных и добровольных пенсионных накоплений. Президентский пакет пенсионных законов 2002 года сформировал новую многоуровневую пенсионную систему, включающую базовую, страховую и накопительную пенсию. Авторы реформы 2002 года — М. Ю. Зурабов, А. П. Починок и М. Э. Дмитриев — с учетом лучших международных практик заложили простую и элегантную пенсионную формулу:

  • Базовая часть пенсии в фиксированном размере на уровне минимального прожиточного минимума выплачивается из федерального бюджета;
  • Страховая часть пенсии зависит от стажа и заработка, с которого уплачивались страховые взносы и фиксировались в системе персонифицированных счетов в ПФР;
  • Накопительная часть пенсии зависит от взносов и инвестиционного дохода, пенсионные накопления наследуются.

К сожалению, на этапе реализации были допущены просчеты, которые впоследствии позволили разрушить, казалось бы, железобетонную конструкцию. Попытка упростить администрирование привела к введению Единого социального налога вместо страховых взносов, тем самым разорвав взносы и будущие пенсионные права, возникающие в рамках социального страхования. Взносы на накопительную пенсию оформлялись как налоговый вычет, что не позволило сделать пенсионные накопления собственностью граждан. Отсутствие развитой инфраструктуры НПФ вызвало появление у ПФР инвестиционного портфеля «молчунов» под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.

В «тучные годы» экономического роста было принято политическое решение индексировать пенсии выше темпов роста заработной платы, а затем беспрецедентное решение по валоризации советского стажа. Источником для растущих дополнительных расходов выступил федеральный бюджет. Замедление темпов экономического роста оказалось неожиданностью для Минтруда и Минфина. Пенсионный фонд России оказался в жесткой зависимости от дотаций, которые составили почти половину его бюджета.

Оптимизация госрасходов привела к целой серии вынужденных и непопулярных мер. В 2017 ежегодную индексацию заменили единовременной выплатой пяти тысяч рублей, отменили индексацию пенсий работающим пенсионерам, и в конце концов в 2019 году произошло повышение пенсионного возраста. Единый социальный налог отменили, вернув страховые взносы, базовую пенсию трансформировали в фиксированную часть страховой пенсии, и в конечном счете учет пенсионных обязательств из учета в деньгах вернули к советским трудодням — пенсионным баллам.

Читайте так же:  Возражение на возражение на исковое заявление

Наиболее сложным для демонтажа элементом реформы 2002 года оказалась накопительная часть пенсии. Первые десять лет государство активно пропагандировало накопительный элемент, призывая граждан формировать свою подушку безопасности. Была запущена программа софинансирования. Несмотря на исключение из накопительной компоненты целого поколения (родившихся в 1953/57–1966 годах мужчин и женщин соответственно), сделали выбор и перевели в НПФ свои накопления более половины экономически активного населения РФ.

Ситуация кардинально изменилась после смены правительства в 2012 году. Новая команда социального блока вошла в публичный конфликт с финансово-экономическим блоком и утвердила новую Стратегию развития пенсионной системы РФ, предусматривающую вывод накопительной компоненты из системы обязательного пенсионного страхования. В 2014 году в условиях экономического спада правительство приняло, а затем несколько раз продлевало половинчатое решение: временно «заморозило» новые отчисления на накопительные счета граждан. Одновременно было принято несколько решений, кардинально изменивших бизнес-модель НПФ: пенсионные фонды из специализированных некоммерческих организаций были преобразованы в акционерные общества, была создана система гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ.

Несмотря на «заморозку» новых взносов, на счетах застрахованных лиц оказались сформированы почти 5 трлн рублей пенсионных накоплений, которые оказались объектом интересов ВЭБ, частных УК и НПФ. В отсутствие какой либо стратегии участники рынка продолжили привлечение новых клиентов, борясь за увеличение активов под управлением и зачастую ставя свои собственные интересы выше интересов своих клиентов, что привело к росту недобросовестных практик и мисселинга, а также реальным потерям в форме штрафов за досрочный переход.

На распутье

Концепция ИПК, анонсированная три года назад на Московском финансовом форуме 2016, первоначально предполагала сохранить существенные организационно-правовые механизмы накопительной компоненты ОПС, изменив только источник: если ранее взносы формировались за счет части страховых тарифов, то в анонсированной схеме — из заработной платы. В качестве «вишенок на тортике» под названием ИПК предлагалось внедрить механизм автоподписки (autoenrolment), предоставить налоговые льготы и сохранить систему гарантирования.

Однако концепция ИПК оказалась висящим в воздухе шариком без какой-либо синхронизации с гражданско-правовым и пенсионным законодательством. Были подвергнуты критике предложения заключать пенсионные договоры в режиме «акцепт по умолчанию», а также возможность введения отдельного вида пенсионного обеспечения по ИПК. Кроме того, в качестве мотивации удалось согласовать только льготы по подоходному налогу. Судя по обрывочной информации, доходившей до публики, первоначальная концепция ИПК была существенно переработана в процессе оформления в законопроекты.

На фоне резкой общественной реакции на повышение пенсионного возраста неоднократно откладывалось решение о начале публичного обсуждения законопроектов по ИПК. В свою очередь, отсутствие реальной дискуссии по концепции ИПК вызвало поток критики со стороны социальных партнеров и экспертов. При этом критиковался не конкретный документ, а утечки про его разработку в СМИ. В кулуарах профессиональных конференций уже пошли шутки, что если бы в названии «Индивидуальный пенсионный капитал» убрать раздражающее слово пенсионный, то законопроект мог бы уже быть принят Государственной думой.

Последние заявления официальных лиц свидетельствуют об отказе от дальнейшего продвижения ИПК. Существует логичное объяснение происходящему демаршу. Столкнувшись с негативным отношением к ИПК как внутри правительства, так со стороны общественности, инициаторы решили выйти из зоны риска. Ставшие достоянием СМИ официальные комментарии о контурах нового Гарантированного пенсионного продукта свидетельствует, что вместо создания сложной и комплексной системы ИПК гражданам просто разрешат переводить пенсионные накопления в добровольные пенсионные программы. Будут доработаны требования к типовой пенсионной схеме, возможно, будет расширен механизм налогового вычета и сохранится система гарантирования.

Скорее всего, переход в новую систему будет полностью добровольным. Возможно, будет установлен переходный период в несколько лет. В отношении «молчунов» и неопределившихся существует два сценария: или разрешить сохранять непополняемые пенсионные счета до наступления пенсионного возраста и оформить накопительную пенсию на условиях текущего законодательству, или по окончании переходного периода перевести деньги в страховую часть и конвертировать в пенсионные баллы, что по сути является «мягкой национализацией» пенсионных накоплений.

Государство играет по своим правилам

Последние несколько лет увеличивается доля квазигосударственных НПФ, принадлежащих крупнейшим государственным банкам и корпорациям, работающим с населением в рамках ОПС и НПО. Возможное вхождение ВЭБ РФ в капитал негосударственного пенсионного фонда — это прямое участие государственного института развития в сегменте пенсионных услуг. Существует системный риск, что государство станет не только регулятором, но и фактически ключевым участником этого сектора экономики. В таких условиях будет сложно реализовывать принципы повышения качества услуг в рамках свободной конкуренции. Стоит ожидать переименования «негосударственных пенсионных фондов» в «накопительные».

Решение о ликвидации обязательной накопительной компоненты в системе ОПС — еще один шаг в сторону огосударствления пенсий. Из многоуровневой и многоукладной пенсионной системы мы возвращаемся к модели, в которой государство будет определять, кому и какие пенсии платить, при этом в условиях ограниченных ресурсов. Прямое участие государства и квазигосударственных структур в управлении НПФ закладывает потенциальный конфликт интересов: с одной стороны, государство устанавливает правила игры, с другой — заинтересовано в росте акционерной стоимости и получении дохода.

Постоянные изменения подрывают доверие к пенсионной системе. Размер страховой пенсии зависит от количества накопленных баллов, а стоимость баллов определяет правительство, исходя из возможностей федерального бюджета. Увеличивается количество самозанятых, индивидуальных предпринимателей и фрилансеров, снижается количество наемных работников и, соответственно, база страховых взносов. Сохраняющийся рост продолжительности жизни приведет к росту числа лиц в старших возрастах. Дисбаланс доходов и расходов в пенсионной системе будет возрастать, а трансфер из федерального бюджета на выплату пенсий и организацию долговременного ухода увеличится.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае продолжения текущей политики государство останется единственным игроком в системе пенсионного обеспечения. Если мы хотим сохранить многоуровневую и многоукладную пенсионную систему, необходимо стимулировать широкую экспертную дискуссию с моделированием сценариев развития пенсионной системы. Решения в отношении пенсионной системы нужно принимать не на базе краткосрочных и ситуационных аргументов, а исходя из целей долгосрочного и устойчивого развития России.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  3. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  4. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
Особые случаи пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here