Освобождение от проверок малого и среднего бизнеса

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Освобождение от проверок малого и среднего бизнеса". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Принят закон, направленный на снижение административного давления на малый бизнес

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В числе исключений — лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Кроме того, под действие моратория не подпадут ЮЛ и ИП, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.

Вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности ЮЛ, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.

ЮЛ и ИП предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

О ЗАКОНЕ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Юлия Хачатурян,

генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

[3]

Недавно в одной юридической группе на Фейсбуке увидела пост: «Уважаемые коллеги! Наш клиент не может платить своим сотрудникам большую зарплату (фирма только открылась), какую минимальную заработную плату он должен установить и в каких нормативно-правовых актах это написано?» — на аватарке спрашивающей была изображена барышня с важным выражением лица, явно гордящаяся тем, что она юрист. Ответ: «Платите, сколько хотите! Первые три года вас все равно проверять не будут!» Аккуратно интересуюсь у ответившего: «А почему вы считаете, что три года у них не будет налоговых проверок?». Тут уж в диалог вступает автор поста, явно гордая тем, что, как она думает, догадалась, какой ответ правильный:

«Закон об освобождении малого бизнеса от проверок!».

«А почему вы считаете, что он распространяется и на случаи проведения налоговых проверок?» — задаю я уже следующий вопрос. Повисает длинная пауза. Через час становится ясно, что ответа я на него не получу, ибо оба юриста похоже его не знают и найти, увы, не могут. (Хотя что-то мне подсказывает, что автор поста старательно шуршит нормативно-правовыми актами, ведь ей надо продать свой ответ на вопрос клиенту). «Посмотрите закон 294-ФЗ»- все-таки надо ей подсказать, иначе клиент этой барышни так и останется в неведении…. «При чем здесь закон об антимонопольной деятельности?» — появляется ее вопрос на ветке. В общем, похоже юристу надо все разъяснить, ибо в цифрах она тоже путается. «Закон 26.12.08 г. N 294-ФЗ – это ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. В него были внесены поправки другим Федеральным законом от 13.07.15 N 246-ФЗ), который вы условно назвали законом об освобождении малого бизнеса от проверок.

Действительно в ст. 26.1 данного закона написано, что с 1.01.16 г. по 31.12.18 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (за некоторыми исключениями). Но только в п. 4 п.3.1 ст.1 данного закона прямо указано, что он не распространяется на случаи проведения налогового контроля. Поэтому плановая налоговая проверка может быть проведена у вашего клиента. Конечно, случаи, чтобы с налоговой проверкой приехали в недавно открывшееся предприятие – редкость, но и такое бывает. Да и на зарплатную комиссию налоговики могут вызвать, если заработная плата слишком низкая. «Точно, я номера законов перепутала. Спасибо.», — говорит барышня-юрист и исчезает с ветки.

А я вот думаю о том, что, сталкиваясь с такими ситуациями, становится понятно, почему к нам, юристам, иногда предвзято относятся. Неужели нельзя открыть вначале Трудовой кодекс и выяснить, что заработная плата лица, отработавшего норму времени за учетный период, не может быть меньше МРОТ, что есть федеральный и региональный МРОТ и возможность отказаться от присоединения к региональному соглашению, которым установлен последний (хотя на практике это сделать весьма проблематично). Что есть понятие «среднеотраслевая зарплата», уже из налогового, а не трудового права, и что, если зарплата работников налогоплательщика ей не соответствует, налогоплательщика могут вызвать на зарплатную комиссию. И наконец (даже если новость об освобождении малого бизнеса от проверок публиковалась в налоговых журналах) – найти первоисточник, открыть его и разобраться, распространяется ли соответствующий закон на случаи налогового контроля. И уж точно не стоит гордо заявлять об освобождении малого бизнеса от налоговых проверок и налогового контроля, если этого освобождения не было….

Посетить семинар автора материала:

Госдума освободит малый бизнес от проверок на три года

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий освобождение малого бизнеса от проверок на несколько лет при отсутствии нарушений, сообщает правительственная пресс-служба.

Законопроектом, разработанным Минэкономразвития России, предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении отнесенных к субъектам малого предпринимательства юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом органы госконтроля и муниципалитета вправе включить в план проверки субъекты малого бизнеса, если по итогам предшествующих трех лет в отношении них принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, дисквалификации или они были наказаны за грубое нарушение законодательства.

Кроме того, действие законопроекта не распространится на юрлиц или ИП, занятыми в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в случае если они включены в соответствующий перечень. В частности, запрет на проверки не коснется управляющих и аудиторских компаний. Также предлагается не распространять нормы документа на такие виды госнадзора, как пожарный, экологический, радиационный и контроль в области обеспечения защиты гостайны.

[1]

Как отмечают в кабмине, несмотря на ряд исключений, принятие законопроекта позволит сократить количество плановых проверок и будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Читайте так же:  Запрос в государственный архив

С текстом законопроекта № 814738-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» можно ознакомиться здесь.

Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

С 2016 г. для малого бизнеса начнет действовать трехлетний мораторий на плановые проверки. Освобождение не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, налогового, таможенного, банковского законодательства, а также страхового надзора.

[2]

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 246-ФЗ с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Кто освобождается от проверок

На какие проверки действует мораторий

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/). В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.
Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск-ориентированный подход при государственном надзоре

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Правительство РФ определило форму заявления об исключении субъекта малого предпринимательства из плана проверок и порядок его подачи

Постановление издано во исполнение статьи 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которой введен мораторий на проведение в 2016 — 2018 годах плановых проверок отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.

Утвержденные правила определяют:

порядок подачи заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок, форму такого заявления;

перечень прилагаемых к заявлению документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства;

порядок рассмотрения заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

Кроме того, внесены поправки в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В перечень оснований для внесения изменений в ежегодный план включено принятие органом контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 федерального закона. Также срок уведомления органов прокуратуры о внесенных в ежегодный план изменениях сокращен с десяти до трех дней.

Проверки малого бизнеса: мораторий продлен

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, который должен был закончиться к 01.01.2019, продлили до конца 2020 года (закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Освобождение не касается:

  • Проверок, для которых действует риск-ориентированный подход. Низкая степень риска и так практически гарантия того, что плановой проверки у вас не будет.
  • Видов деятельности из постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (здравоохранения, образования, соцсферы, теплоснабжения, электроэнергетики).
  • Нарушителей — организаций и ИП, которые в последние три года привлекались к ответственности за грубые нарушения, лишались лицензий или были дисквалифицированы.

Есть ли мораторий на налоговые проверки, читайте здесь.

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Читайте так же:  Представление интересов в суде апелляционной инстанции

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Малый бизнес освободили от проверок

Малый бизнес освободили от плановых проверок, а от внеплановых — нет

Он вступит в действие с 1 января 2016 года.

«Закон был разработан и принят во исполнение перечня поручений президента по реализации послания президента Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года. Владимир Путин призвал отказаться от “принципа тотального, бесконечного контроля”», — пояснил председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.

Согласно документу, устанавливается запрет на осуществление в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом орган госконтроля может принять решение о включении в план проверки субъектов МСП, если в отношении них имеется информация о вынесенном ранее и вступившем в законную силу постановлении о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Субъектов малого предпринимательства также будут включать в план проверки, если в отношении них принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет.

Важным дополнением закона стали поправки, касающиеся ввода и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля. Применение системы оценки рисков предполагает установление зависимости интенсивности контрольных мероприятий от потенциальных негативных последствий деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от возможного несоблюдения им обязательных требований. Положения по риск-ориентированному подходу начнут применяться с 1 января 2018 года, однако по отдельным видам контроля правительство получит возможность применить этот подход и раньше, чтобы к 2018 году система полностью была адаптирована и готова к повсеместному применению.

Впрочем, есть и сферы, в которых «надзорных каникул» не будет — это надзор в сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго классов опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны.

Эксперты отмечают, что снижение административной нагрузки на бизнес должно положительно сказаться на его развитии. Однако предупреждают, что полное отсутствие контроля может привести к безответственности и массовым нарушениям, что может быть опасно для здоровья и жизни людей. Например, подобные моратории уже некоторое время действуют в Казахстане и на Украине. И везде с введением моратория выросло количество жалоб от потребителей на заметно упавшее качество товаров и обслуживания. Во избежание этого мораторий вводится только на плановые проверки, а внеплановые, по о

Полная версия материала доступна только подписчикам

Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.

Проверка отменяется

Правительcтвo утвердилo ряд мер, направленных на coкращение админиcтративнoй и фиcкальнoй нагрузки на малый и cредний бизнеc (МСБ). Кoмиccия правительcтва РФ oдoбрила закoнoпрoект, кoтoрым предлагаетcя уcтанoвить запрет на прoведение c 1 января 2016 гoда пo 31 декабря 2018 гoда планoвых прoверoк юрлиц и индивидуальных предпринимателей, oтнocящихcя к МСБ.

Читайте так же:  Как зарегистрировать брак в загсе

Оcвoбoждение малoгo и cреднегo бизнеcа oт планoвых прoверoк

Прoведение прoверoк юрлиц или ИП oтменяетcя не для вcех

  • в здравooхранении,
  • в oбразoвании,
  • в coциальнoй cфере,
  • в cфере теплocнабжения,
  • электрoэнергетики,
  • энергocбережения
  • и пoвышения энергoэффективнocти.
  • в oблаcти прoмышленнoй безoпаcнocти и федеральный гocударcтвенный пoжарный надзoр в oтнoшении юрлиц и ИП, экcплуатирующих oпаcные прoизвoдcтвенные oбъекты;
  • в oблаcти безoпаcнocти гидрoтехничеcких cooружений в oтнoшении юрлиц и ИП, экcплуатирующих их;
  • в oтнoшении cубъектoв предпринимательcтва, экcплуатирующих oбъекты, oказывающие негативнoе вoздейcтвие на oкружающую cреду;
  • в oблаcти oбеcпечения радиациoннoй безoпаcнocти, oбеcпечения защиты гocударcтвеннoй тайны.

Изменитcя ли чтo-тo пocле coкращения чиcла прoверoк

Увеличение внепланoвых прoверoк в cвязи c запретoм на планoвые

Экcперты oтмечают, чтo запрет o прoведении планoвых прoверoк мoжнo oбoйти

От каких проверок малый бизнес освободили на три года

Статьи по теме

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ запретил с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года проводить какие-либо плановые проверки у субъектов малого предпринимательства — организаций и предпринимателей. Исключение сделано только для внеплановых налоговых проверок — они в этот трехлетний период возможны. Как закон работает на практике, мы попросили рассказать представителя налоговой службы.

Комментирует Е.В. Ордынская, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Срочная новость для всех предпринимателей: Банки изменили правила работы с ИП. Подробности читайте в журнале «Упрощенка»

— Начну с того, что большинство «упрощенцев» относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Поэтому каникулы в отношении неналоговых проверок, которые вводятся с 2016 года, будут касаться практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (информацию о том, кого относить к субъектам малого предпринимательства и что это дает, смотрите в материале «Субъектов малого предпринимательства стало больше. Вы среди них?»).

— Елена Валерьевна, поясните для наших читателей, какие именно проверки, на которые вводится запрет, являются неналоговыми?

— Неналоговыми проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок проведения таких проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). То есть с 2016 по 2018 год малые фирмы и бизнесменов не должны проверять трудовые и пожарные инспекции, санэпидемстанции и пр.

— Согласно Закону № 294-ФЗ есть два вида неналоговых проверок — плановые и внеплановые. На какие проверки вводится мораторий?

— С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить именно плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). А вот на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Например, если работник пожалуется в инспекцию по труду о нарушении своих прав, компанию ждет внеплановая проверка.

— А можно заранее узнать о предстоящей внеплановой неналоговой проверке?

— Да, сайт proverki.gov.ru предоставляет такую возможность. Это единый реестр плановых и внеплановых проверок МЧС, ФМС, трудовой инспекции и других служб. Чтобы получить информацию, в специальных графах нужно указать ИНН, название компании и нажать кнопку «Найти». Информация о внеплановых проверках появится не позднее трех рабочих дней после издания распоряжения о проверке. Но есть исключение — если контролеры приходят после жалобы потребителей или угрозы чьей-либо жизни и здоровья. Тогда сведения о проверке появятся в реестре уже после того, как она началась.

— А проверки правильности расчета страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС возможны? Ведь это не налоговые платежи, а сборы. И контролирует их не ИФНС, а отделения внебюджетных фондов…

— На плановые проверки внебюджетных фондов запрет не распространяется. Дело в том, что Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ, как я уже упомянула, привязан к нормам Закона № 294-ФЗ. Поэтому «каникулы» применимы только к тем видам контроля, что указаны в этом законе. А на уплату взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС, таможенный, прокурорский и некоторые другие виды контроля ограничения не распространяются (п. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года

Karuka / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса планируют продлить до 2022 года

sergign/ Shutterstock.com

В настоящий момент субъекты малого предпринимательства, не допускавшие нарушений в течение трех последних лет, имеют право на освобождение от плановых проверок с 1 января 2016 года до 31 декабря текущего года включительно. Исключение составляют предприятия и ИП, осуществляющие деятельность в социальной сфере, сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и т. д. (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Как сообщается на сайте Открытого Правительства, заместитель председателя правительства – руководитель аппарата Правительства РФ Сергей Приходько поручил Минэкономразвития России и Генеральной прокуратуре РФ подготовить поправки в законодательство, продлевающие указанный мораторий до 2022 года по видам госконтроля, которые пока осуществляются без применения риск-ориентированного подхода.

Читайте так же:  Лицензионные требования к медицинской деятельности

Как предотвратить неправомерные действия трудовой инспекции в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право «

Также Открытое Правительство приводит данные статистики, согласно которым за время действия «надзорных каникул» от проведения плановых проверок было освобождено свыше 500 тыс. субъектов предпринимательства. При этом риск-ориентированный подход уже применяется по более чем 40 видам и подвидам государственного контроля и надзора, в том числе по 7 видам регионального контроля. Подчеркивается, что в этом году плановые проверки не будут проводиться в отношении около 60% подконтрольных субъектов, которые по экспертным оценкам будут отнесены к низким категориям риска.

Напомним, что с 13 марта определена периодичность проведения плановых антимонопольных проверок в зависимости от категории риска проверяемых лиц. Так, организации, отнесенные к категории среднего риска, будут проверять не чаще одного раза в 3 года; организации, отнесенные к категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет; а организации, отнесенные к категории низкого риска, проверять не будут.

Единый реестр проверок малого бизнеса будет создан к 1 июля 2015 года

Вчера, 10 июня 2015 года, в Генпрокуратуре состоялось заседание коллегии на тему: «О результатах проверки исполнения законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», сообщает пресс-служба > Генпрокуратуры > .

Открывая мероприятие, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка обозначил основные направления деятельности прокуроров по снижению административного давления и ликвидации бюрократических барьеров, мешающих ведению бизнеса. При этом им определены ключевые проблемы, решение которых позволит повысить качество проводимой органами прокуратуры работы.

По словам Юрия Чайки, в прошлом году удалось предотвратить около 15 тыс. неправомерных внеплановых выездных проверок, из которых почти 10 тыс. – в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, уточнил Генеральный прокурор, число нарушений в рассматриваемой сфере практически не сокращается. Начиная с 2012 года прокурорами их выявлено почти 500 тыс.

Прежде всего, это происходит из-за недостатков в нормативном регулировании. Необходимые правовые акты или своевременно не принимаются, или издаются с нарушениями. «За последние три года по протестам прокуроров приведено в соответствие с законодательством 60 тыс. правовых актов федеральных, региональных органов власти и местного самоуправления», – сообщил Юрий Чайка.

Отметил он и то, что в ряде регионов программы по развитию малого и среднего предпринимательства либо своевременно не принимались, либо недостаточно финансировались, а средства, выделенные на развитие предпринимательства, присваивались должностными лицами фондов и организаций, созданных для содействия малому и среднему бизнесу. Уголовные дела по таким фактам возбуждены в республиках Адыгея, Саха (Якутия), Волгоградской, Кировской областях.

Прокурорами в большинстве регионов установлены массовые нарушения при рассмотрении заявок о выкупе арендуемого имущества. Вопреки закону не соблюдаются сроки заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости имущества, принятия решений об условиях его приватизации. В результате предприниматели несут дополнительные расходы по оплате аренды недвижимости, в то время как они могли бы направить эти деньги на развитие предприятия.

«К сожалению, подобная картина нарушений позволяет сделать вывод, что средний и малый бизнес продолжает испытывать необоснованную нагрузку со стороны органов власти», – сообщил Юрий Чайка, добавив, что и к прокурорам есть претензии. Например, в Камчатском крае более двух лет не принимались меры по обращениям общественной организации о нарушениях прав предпринимателей в связи с расторжением договора аренды на земельный участок и лишением их права продолжать торговлю. В Удмуртской Республике прокуратура не реагировала на введение администрацией г. Ижевска дополнительной процедуры для получения права размещения торгового места на ярмарке.

Многочисленные факты подмены органов Роспотребнадзора, Росприроднадзора, пожарной службы и полиции допускаются прокурорами районного звена (Кировская, Магаданская, Оренбургская области). На этом же уровне проводились проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимости в которых не было.

«Для предупреждения возможных злоупотреблений со стороны контролеров создается единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь свой индивидуальный номер, станет видно, кто ее инициировал и в отношении кого проводится, а главное – ее результаты», – сообщил на заседании первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман. Напомним, что единый реестр проверок был введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. №511-ФЗ. В соответствии с законом, Генпрокуратура наделена полномочиями оператора этого реестра. Закон и соответственно единый реестр проверок малого и среднего бизнеса заработает с 1 июля 2015 года.

Следует учитывать, что к проверкам, которые будут входить в единый реестр и план проверок Генпрокуратуры, не относятся налоговые проверки.

Путин на три года освободил от проверок малый бизнес за исключением управляющих компаний

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым российский малый бизнес на несколько лет освобождается от проверок при условии отсутствия нарушений. Сегодня этот документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Новым законом вводится запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. При этом если компании ранее выносилось наказание за грубое нарушение либо регуляторы приостанавливали ее деятельность, и с момента проверки прошло менее трех лет, то плановые надзорные мероприятия не запрещаются.

Мораторий на проверки, согласно закону, не распространяется на юрлиц или бизнесменов, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, а также на контроль в области промбезопасности и пожарный надзор в отношении объектов I или II класса опасности, в области безопасности гидротехнических сооружений, в сфере экологической безопасности, в области обеспечения радиационной и атомной безопасности, защиты гостайны. Кроме того, запрет не затронет управляющие компании многоквартирных домов и аудиторские организации.

Читайте так же:  Каковы особенности приобретения автомобиля за границей

По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, планируемый мораторий на проверки малого бизнеса коснется порядка 1 млн проверок.

Поправками ко второму чтению в отношении отдельных видов контроля и надзора с 1 января 2018 года ввведен риск-ориентированный подход. При этом закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнится новой статьей. Риск-ориентированный подход представляет собой метод осуществления проверок, при котором форма, продолжительность и периодичность проверки зависят от того, к какой категории риска или опасности относится юрлицо и индивидуальный предприниматель. Эти критерии будут определяться правительством, которое вправе установить периодичность проведения проверок в отношении юрлиц и ИП с определенным уровнем риска либо принять решение не проводить проверки.

С текстом Федерального закона от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» можно ознакомиться здесь.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Калинина Светлана Александровна
Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья опубликова в журнале «Учет в сельском хозяйстве».

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  4. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
Освобождение от проверок малого и среднего бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here