Под принципами налогообложения понимаются

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Под принципами налогообложения понимаются". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Принципы налогообложения — Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения. Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения. Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества. Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 Налогового кодекса РФ запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера.

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера(содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

Равенство налогообложения не означает подушную систему уплаты налогов, когда все налогоплательщики уплачивают одинаковые налоги. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Принцип соразмерности налогообложения. Соразмерность налогообложения включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ); 3) допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

Требование пропорциональности дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи. Предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. Чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

[1]

Анализ современных принципов налогообложения

Сущность современных принципов налогообложения

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

  • * налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • * взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • * тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • * взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;
  • * способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
  • * существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • * издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
  • * нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
  • * доступность и открытость информации по налогообложению;
  • * соблюдение налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется. В соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

Читайте так же:  Лицензия на медицинскую деятельность для ип

Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени — уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлении. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

  • — каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;
  • — количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
  • — законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг Другу;
  • — тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
  • — при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Один из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не вес поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции,

Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла, Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе ТОГО или иного варианта организационной формы предприятия.

Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности — быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов).

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся; искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране,

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип.

3.1. Общая характеристика принципов налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.

Читайте так же:  Как бывшему работнику колхоза (совхоза) и переоформить его в собственность

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 112.

КС РФ указал, что «. общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации» . При возникновении спорных ситуаций КС РФ, как правило, обращается именно к налогово-правовым принципам.

Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

Пункт 3 ст. 75 Конституции РФ предписывает установление общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации. В п. 2 ст. 3 НК РФ указано, что данный Кодекс устанавливает общие принципы налогообложения и сборов. Но неясно, какие именно положения НК РФ считаются такими принципами.

В НК РФ нет определения и конкретного перечня общих принципов налогообложения и сборов. Таким образом, несмотря на прямое указание в Конституции России о необходимости установления общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом, этого до настоящего времени не сделано, т.е. федеральным законодателем не выполнено прямое конституционное требование, что является нарушением конституционной законности в сфере налогового законотворчества .

Кикабидзе Н.Р. Общие принципы налогообложения и сборов в России и США (понятие, классификация, проблемы формирования) // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. 2007. N 1.

С середины 1990-х годов в России начался процесс конституционализации налогового права, что выразилось в укреплении конституционно-правовых начал в регулировании налогообложения, в решении важнейших проблем налогового права с учетом общих принципов права. Данный процесс положительно влияет на развитие правовой системы государства в целом, ибо переносит на конституционный уровень налоговые отношения между государством и налогоплательщиками, что не позволяет государству произвольно изменять основные юридические условия налогообложения путем изменения текущего налогового законодательства.

Общие принципы налогообложения в России — это правовые принципы, которые закреплены в Конституции РФ и раскрывают свои специфические черты применительно к налогообложению.

В Российской Федерации к общим относятся следующие принципы налогообложения:

— взимание налогов в публичных целях;

— финансовая цель взимания налогов;

— установление налогов только законом;

— установление налогов в особой процедуре;

— запрет обратной силы налоговых законов;

— равное налоговое бремя;

— недопустимость чрезмерного налогообложения;

— разделение полномочий в сфере налогообложения и сборов;

— единство системы налогов и сборов;

— единая налоговая политика и недопустимость установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

Выделяют также основные критерии включения принципов налогообложения в данный перечень. К таким критериям можно отнести следующие:

— принципы налоговых правоотношений должны быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны;

— указанные принципы должны реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации, т.е. такие принципы должны быть закреплены в законодательстве о налогах и сборах;

— указанные принципы должны выражать налоговые правоотношения в Российской Федерации, которое стремится к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Некоторые положения НК РФ, носящие характер общих принципов налогообложения, содержатся в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ.

В странах романо-германской правовой семьи, к которой исторически относится и Россия, принципы права имеют юридическое значение лишь постольку, поскольку они выражены в законе. Однако такой подход к принципам права постепенно меняется. Эволюция принципов права, их теоретическое осмысление и необходимость практического действия привели к тому, что в последние десятилетия они приобрели универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Соответственно изменилась и роль принципов в правовой системе. Сегодня они рассматриваются как своего рода высшее право. Конституционный Суд России констатировал наличие общих принципов права, которые получают воплощение в конституционных принципах. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права. Формой проявления общих принципов права являются конституционные принципы. Складывается следующая иерархия — общие принципы права проявляются в конституционных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в отраслевых принципах .

Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998; Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М.: ФБК-ПРЕСС, 2004.

Согласно ст. 57 Конституции РФ установление налогов и сборов возможно только законом. Это требование относится к федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

Рассматривая общие принципы налогообложения зарубежных стран, можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

принцип справедливости. Под налогами во многих странах понимается законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в интересах общества и государства. При изъятии у налогоплательщика части имущества проявляется принцип справедливости, так как для налоговых органов, которые осуществляют взимание налогов и сборов, изъятие части собственности налогоплательщика считается справедливым, а для налогоплательщиков несправедливым, т.е. данный вопрос является достаточно спорным;

принцип определенности налогообложения. Впервые данный принцип сформулировал Адам Смит: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица». Данный принцип определен в законодательстве о налогах и сборах многих стран мира, в том числе и в российском;

Читайте так же:  Можно ли ездить с ксеноном

принцип удобства налогообложения — заключается в том, налогообложение должно осуществляться удобным для налогоплательщика способом;

принцип экономии — рассматривается как технический принцип построения налога, так как расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. Согласно Адаму Смиту принцип экономии сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»;

финансовые принципы организации налогообложения — выражаются в достаточности налогообложения, эластичности (подвижности) налогообложения;

народно-хозяйственные принципы — определяют надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом; правильную комбинацию различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения;

этические принципы, принципы справедливости — определяют всеобщность и равномерность налогообложения;

административно-технические правила или принципы налогового управления — определяют определенность налогообложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимания.

§ 2 Сущность принципов налогообложения и исторические предпосылки их возникновения

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. Определение и четкое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов налогообложения. Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего либо.

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.

Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения – поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения.

Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.

[3]

В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства.

[2]

Предложенные принципы налогообложения А.Вагнер в конце XIX в.изложил в девяти основных правила, которые он объединил в четыре группы.

1) Финансовые принципы: достаточность налогообложения, эластичность, т.е подвижность налогообложения;

2) Экономико-хозяйственные принципы: надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал), разумность построения системы налогов, считающиеся с последствиями и условиями их предложения.

3) Этические принципы, или принципы справедливости: всеобщность налогообложения, равномерность налогообложения

4) Принципы налогового администрирования: определенность налогообложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Принципы и методы налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы в конце 18 века Адамом Смитом, который считал в их основе справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

Все это было расширено и систематизировано немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, объединившим все принципы налогообложения в четыре группы (табл. 1).

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

ü стабильность налогового законодательства;

ü правовой характер взаимоотношений налогоплательщиков и государства;

ü равномерное распределение тяжести налогового бремени между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

ü соразмерность взимаемых налогов доходам налого-плательщиков;

ü удобство способов и времени взимания налогов;

ü равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

ü минимальность издержек по сбору налогов;

ü нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

ü доступность и открытость информации по налогообложению;

ü соблюдение налоговой тайны.

Система принципов А. Вагнера

Группы принципов Принципы
Финансовые принципы организации налогообложения Достаточность налогообложения Эластичность (подвижность) налогообложения
Народнохозяйственные принципы Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения
Этические принципы (принципы справедливости) Всеобщность налогообложения Равномерность налогообложения
Административно-технические правила (принципы налогового управления) Определенность налогообложения Удобство уплаты налога Максимальное уменьшение издержек взимания

В ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко.

В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.

Далее сформулированы принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщиков, а также необходимость учета возможностей налогоплательщиков по уплате налогов. Принцип всеобщности налогообложения устанавливает обязанность каждого члена общества участвовать в уплате налогов и исключает предоставление индивидуальных льгот и привилегий при уплате налогов.

Читайте так же:  Договор субаренды нежилого помещения

Декларируя «равенство налогообложения», законодатель под этим подразумевает равенство прав налогоплательщиков, а не обязанность государства устанавливать одинаковое налоговое бремя для всех категорий налогоплательщиков. Обязывая каждое лицо уплачивать законно установленные налоги и сборы, НК РФ определяет обязанность государства при установлении налогов учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. Следует отметить, что при этом законодатель не упоминает о необходимости учитывать фактическую способность плательщиков нести обязанности по уплате сборов.

В п. 2 ст. 3 НК РФ декларируется принцип недискриминации обложения налогами и сборами. Следует обратить внимание на то, что законодатель вводит запрет на установление любых особых условий налогообложения в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Данная норма НК РФ не запрещает устанавливать различные условия налогообложения, относящиеся к способу определения налоговой базы, налогового периода, допускает различия в порядке и способах исчисления налога или сбора в порядке, способах и сроках уплаты.

Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации граж-данами своих конституционных прав приводятся в п. 3 ст. 3 НК РФ. Законодатель не разъясняет, что понимается под «экономическим основанием» налогов и сборов. В определенной мере этот вопрос раскрывается в ст. 38 НК РФ, определяющей объект обложения налогом или сбором. Обложение налогами и сборами представляет собой ограничение права собственности, закрепленного в
ст. 35 Конституции РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В п. 4 ст. 3 НК РФ сформулирован принцип единства экономи-ческого пространства РФ. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ, не допускается в РФ установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг, но они могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Пункт 5 ст. 3 НК РФ содержит жесткие правила установления, изменения или отмены налогов и сборов, в которых находит свое выражение принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства. Установление, изменение или отмена федеральных налогов и сборов возможна только путем внесения соответствующих изменений в НК РФ. Установление, изменение или отмена налогов и сборов субъектов РФ возможна только путем внесения соответствующих законов субъектов РФ о налогах и сборах. Установление, изменение или отмена местных налогов и сборов осуществляется принятием нормативных правовых актов о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Запрет на возложение обязанностей по уплате налогов и сборов (также иных взносов и платежей, обладающих установленными
НК РФ признаками налогов и сборов), не предусмотренных НК РФ либо установленных в ином порядке, чем это определено в НК, выражает принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В этой норме закрепляется гарантия обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика.

В п. 6 ст. 3 НК РФ формулируется принцип определенности правил налогообложения. При установлении налогов должны быть установлены все обязательные элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах не должны содержать внутренних противоречий, а также текстуальных и смысловых неясностей. Отдельные акты законодательства о налогах и сборах не должны противоречить друг другу.

В п. 7 ст. 3 НК РФ устанавливается принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. Фиксация соответствующей нормы представляет собой конкретизацию принципа определенности правил налогообложения. Данная норма направлена на обеспечение защиты прав плательщиков налогов и сборов, главным образом, права собственности.

К методам уплаты налога можно отнести следующие:

наличный платёж— плательщик вносит в бюджет государства определённую сумму денег в наличной форме;

безналичный платёж — перечисление через банк со счёта клиента на счёт бюджета;

гербовые марки, то есть оплата налога осуществляется покупкой плательщиком специальных марок и наклейкой их на официальный документ, после чего он имеет законную силу;

продукция, произведенная налогоплательщиком или специальными действиями (например, посадка лесных саженцев в счёт лесного налога).

Метод налогообложения

— порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы

Выделяют следующие методы налогообложения:

Равное налогообложение предполагает установление фикси-рованной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой.

Примером равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. Его платили еще в Китае в XII в. в современных условиях в экономически развитых странах подушный налог используется редко. В Японии, например, взимается 3200 иен в год с каждого жителя, а во Франции этот налог задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов.

Пропорциональное налогообложение предполагает установле-ние для каждого налогоплательщика фиксированной ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.

Большинство российских налогов строится на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли) – 24 %, по НДС установлены две основные ставки — 18 и
10 %. Причем ни та, ни другая не зависит от объемов налоговой базы.

Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообло-жения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества.

При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Читайте так же:  Как вернуть электронный билет

В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение, которое можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предпола-гающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко.

Понятие налога. Принципы налогообложения

Е.Ю. Грачева (2011) отмечает, что финансовое право как самостоятельная отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций в целях реализации общесоциальных потребностей. Основной подотраслью финансового права является бюджетное право, вторая важная подотрасль – налоговое право. С учетом специфики рассмотрения финансовых правоотношений в сфере здравоохранения целесообразно сначала рассмотреть некоторые вопросы налогового права.

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмезд-ный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчужде-ния принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На основании ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» сформулирована правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу об общих принципах налогообложения, согласно которой из Конституции Российской Федерации, а именно из закрепленных в ней равенства прав и свобод человека и гражданина, запрета на их ограничение иначе, как федеральным законом, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, признания и защиты государством всех форм собственности, свободы экономической деятельности, обусловливающих соответственно принципы единой финансовой, в том числе налоговой, политики и единства налоговой системы, установления налогов только законом, равного налогового бремени, вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

В ст. 3НК РФ сформулированы основные начала законодательства о налогах и сборах, которые называют также принципами налогообложения:

принцип всеобщности налогообложения, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ);

принцип равенства налогообложения, не допускающий устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ);

принцип соразмерности налогообложения, предполагающий, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплатель-щика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

принцип конституционности, означающий, что недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

принцип единства экономического пространства, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);

принцип законности налогообложения, состоящий в том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (п. 5 ст. 3 НК РФ);

принцип экономической обоснованности налогообложения, предполагающий, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ);

принцип определенности налоговых норм, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налого-обложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ);

принцип не допущения дискриминации в налогообложении, по которому налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК);

Видео (кликните для воспроизведения).

принцип однократности налогообложения, являющийся преимущественно принципом международных договоров, согласно которым участники договоров (государства) устраняют двойное налогообложение.

Источники


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
Под принципами налогообложения понимаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here