Посредническая деятельность по усыновлению детей в рф

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Посредническая деятельность по усыновлению детей в рф". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 126.1 СК РФ

1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, который внес существенные изменения в Семейный кодекс, направленные, как указывалось в ст. 1 этого Закона, на «повышение государственного контроля за усыновлением».

Прежде всего в статье предлагается понятие посреднической деятельности по усыновлению детей, которое имеет межотраслевое значение. Под посреднической понимается любая деятельность, осуществляемая в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Посредническая деятельность при усыновлении запрещена.

Исключение из этого правила составляют:

— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей;

— оказание услуг переводчиком;

— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Таким образом, посреднической деятельностью является, например, поиск детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый отдельными лицами или неуполномоченными организациями по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. К таким же действиям относится и налаживание контактов с лицами, имеющими доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью получения и передачи этой информации лицам, желающим усыновить детей. На основании ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не свободен, он осуществляется лишь при условии документирования информации о гражданах, желающих усыновить детей, в порядке, установленном ст. 7 этого Закона (т.е. при условии постановки этих граждан в региональных или федеральном банках данных о детях на учет как кандидатов в усыновители).

Наиболее опасной посреднической деятельностью при усыновлении, вне всякого сомнения, является организация «заочного усыновления», распространенного в случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами. В таких ситуациях будущий усыновитель приезжает на территорию РФ непосредственно перед судебным рассмотрением заявления об усыновлении. Выбор ребенка он осуществляет на основании информации, предоставленной для него посредниками. Личного общения с ребенком, как правило, не происходит либо оно производится с нарушением установленного порядка. Но самым главным нарушением в таких случаях является несоблюдение правила о предварительном принятии мер по устройству ребенка в семьи граждан РФ. Организация такого усыновления сопровождается, как правило, взяточничеством, совершением служебных подлогов и другими противоправными действиями.

Все перечисленные примеры, однако, не исчерпывают число случаев посреднической деятельности при усыновлении, которая, как указывается в п. 1 комментируемой статьи, возможна в виде любых действий.

Следовательно, по общему правилу все действия по усыновлению ребенка должны совершаться самим усыновителем. На практике таких усыновителей принято называть «независимыми», поскольку они не пользуются чьими-либо услугами.

2. Посредническая деятельность по усыновлению наказуема. Статьей 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

3. Комментируемая статья определяет основные положения деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ. Указывая, что такая деятельность не относится к посреднической, СК РФ при этом устанавливает к ней определенные требования.

Первое требование. Деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей может осуществляться на территории РФ или в силу международного договора РФ, или на основе принципа взаимности.

Читайте так же:  Енвд или усн для ип что лучше

Это означает, что Россия прежде всего предоставляет возможность вести такую деятельность на своей территории организациям, созданным в тех государствах, с которыми Российская Федерация заключила соответствующее соглашение. В настоящее время подобных соглашений нет.

При этом на территории РФ допускается деятельность органов и организаций, уполномоченных любыми государствами, однако до того момента, пока не появится необходимость запретить их деятельность в связи с нарушениями прав российских усыновителей или их посредников на территории соответствующего государства (установить реторсии). В этом и выражается принцип взаимности в вопросе о допущении посреднической деятельности иностранных органов и организаций по усыновлению на территории РФ.

Второе требование. Специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей не должны преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Это означает не только то, что их уставная правоспособность должна быть некоммерческой, но и то, что фактическая их деятельность на территории РФ не может быть направлена на извлечение прибыли и на ее распределение между участниками организации.

Третье требование. Допускается деятельность органов и организаций, которые уполномочены не только государством своего происхождения. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями разрешения на открытие представительства на территории РФ.

Деятельность органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ в силу прямого указания закона не считается посреднической.

Представительства иностранных организаций в установленном порядке:

а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;

б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке;

в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;

г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления;

д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы РФ;

е) осуществляют на территории РФ иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством РФ.

Указанное Постановление Правительства РФ N 654 определяет также способы контроля за деятельностью представительств иностранных организаций, а также основания прекращения их деятельности на территории РФ.

Представительства иностранных организаций представляют в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

Не позднее чем через один месяц с даты постановки ребенка на учет в консульском учреждении РФ представительство иностранной организации представляет в орган исполнительной власти субъекта Федерации справку о постановке на учет в консульском учреждении РФ или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на учет в консульском учреждении РФ.

Кроме того, представительства иностранных организаций обязаны представлять в Министерство образования и науки РФ:

а) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ, отчет о своей деятельности по усыновлению;

б) информацию о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, невозможности адаптации их в семье усыновителей, отмене усыновления и (или) переустройства детей в другую семью, а также любую другую информацию о действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей и (или) нанесших ущерб их интересам. Указанная информация представляется в Министерство образования и науки РФ и орган исполнительной власти субъекта Федерации в течение пяти рабочих дней с момента случившегося;

в) по запросу Министерства образования и науки РФ копии договоров, заключенных соответствующей иностранной организацией с компетентными органами государства местонахождения этой иностранной организации, осуществляющими подготовку заключений об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями и принимающими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, по подготовке и предоставлению в эту иностранную организацию соответствующих отчетов и информации о детях, а также представляют иную информацию о деятельности по усыновлению детей.

4. Порядок получения иностранной организацией разрешения на открытие представительства на территории РФ таков. Иностранная организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании своего представительства и представить в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, подтверждающих ее правоспособность, право на осуществление деятельности по усыновлению детей, свидетельствующих о ее структуре, иных документов, в том числе копии лицензии (или другого документа), выданной (выданного) компетентным органом государства местонахождения иностранной государственной организации на срок не менее одного года и подтверждающей (подтверждающего) ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей.

Министерство образования и науки РФ вправе дополнительно запрашивать подлинные экземпляры учредительных документов соответствующей иностранной организации, информацию о ее деятельности, законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения указанной иностранной организации, а при необходимости и другие документы.

Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешения на осуществление деятельности либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления в Министерство документов, указанных в п. п. 4 и 5 настоящего Положения, при наличии заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ.

Читайте так же:  Номер водительского удостоверения где написан

Представительство иностранной государственной организации считается открытым и правомочно осуществлять деятельность по усыновлению детей со дня выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на открытие представительства.

На основании разрешения на открытие представительства иностранной государственной организации указанное представительство обращается в месячный срок в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и выдает соответствующее свидетельство.

Представительство иностранной некоммерческой организации правомочно осуществлять деятельность по усыновлению на территории РФ с даты выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на осуществление такой деятельности.

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей в РФ и органы, которые могут оказать помощь

В наше время посредническая деятельность при усыновлении стала бизнесом. Большинство будущих родителей имеют вполне благородные помыслы, желая взять малыша из детдома. Но от приюта до семейного счастья существует столько бюрократических препонов, что усыновители зачастую желают прибегнуть к помощи третьих лиц.

Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей в Российской Федерации?

Посредничество при усыновлении запрещено законом РФ. Оказывать какую-либо помощь потенциальным родителям имеют право только специально уполномоченные организации. Независимые посредники часто нарушают права ребенка.

Любой гражданин, действующий в интересах потенциальных усыновителей, является посредником. Сюда относится: сбор и передача информации о детях, видео- или фотосъемка ребенка, дополнительная медицинская экспертиза.

Ответственность

Ответственность за посредническую деятельность неуполномоченных лиц и организаций устанавливается штрафом, который увеличивается почти вдвое для должностных лиц, а также в случае рецидива либо корыстной цели. Как вариант наказания, назначаются исправительные работы сроком до 1-го года или 6 месяцев ареста.

Кто не считается посредником?

Посредническими не считаются специально уполномоченные законом учреждения:

  • органы опеки и попечительства;
  • органы исполнительной власти;
  • представитель будущих родителей, который уполномочен в пределах, допускаемых законом;
  • аккредитованные иностранные организации по усыновлению детей.

Деятельность иностранной организации может осуществляться только по международному договору и согласно принципу взаимности.

Представитель

Граждане, желающие усыновить малыша, обязаны лично участвовать в процедуре усыновления. При этом они имеют право назначать себе представителя. Гражданское процессуальное законодательство определяет права и обязанности данного лица.

Будущие родители должны подавать заявление в суд лично и участвовать в процессе. Деятельность представителей возможна только вне судебного разбирательства.

Они могут собирать и предоставлять доказательства, разъяснять судье различные вопросы по заявлению.

Какие органы оказывают помощь в усыновлении ребенка в РФ?

По закону РФ помощь в усыновлении может быть легальна только на некоммерческих началах. Существуют специальные организации, уполномоченные законом оказывать помощь людям, которые хотят взять сироту из дома малютки.

[3]

В настоящее время идет процесс создания сети агентств, которые будут помогать россиянам в усыновлении. Совет федерации уже одобрил проект.

Портал usinovi.ru собрал ссылки на множество сайтов, где можно найти информацию по медицинским и юридическим нюансам, а также пообщаться на форумах опекунов.

Практика международного усыновления

Для иностранцев, желающих усыновить российского сироту, в РФ действуют специальные уполномоченные организации. Процесс получения аккредитации для подобной деятельности довольно сложный.

За последние годы законодательство РФ сильно ужесточилось по этому вопросу. По данным Минобрнауки РФ, больше трети российских детей до 2012 года усыновлялось иностранцами.

21 декабря 2012 года госдумой РФ был принят “Закон Димы Яковлева”, который запретил гражданам США брать российских сирот на воспитание. Название было взято в память о погибшем мальчике 2-х лет, которого приемный отец в жаркий день запер в автомобиле.

После принятия этого закона, процедуры международных усыновлений по всей России были остановлены. Многие дети, которые уже начали общение с будущими опекунами, остались в домах малютки.

Комментарии к ст. 126.1 СК РФ

В Семейном кодексе говорится, что находить и устраивать детей, оставшихся без опеки родителей, имеют право органы:

[1]

  • исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях;
  • опеки и попечительства;
  • имеющие полномочия от иностранного государства.

Все перечисленные структуры должны работать на некоммерческих основах и соблюдать правила усыновления детей, а также контролировать их воспитание и условия жизни в семье.

Во всех остальных случаях деятельность от имени и в интересах потенциальных усыновителей, считается посреднической и незаконной.

Работая на территории РФ, иностранные госучреждения, а также некоммерческие неправительственные организации, должны получить лицензию на открытие представительства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимым условием для ее выдачи является работа предприятия по делам усыновления на территории своей страны не менее 5-ти лет.

Аккредитованные иностранные организации вправе:

  • помогать кандидатам в приемные родители оформлять документы;
  • принимать и помогать в размещении при визитах в РФ;
  • заниматься поиском информации о ребенке по заявлению потенциальных опекунов;
  • представлять их документы;
  • взаимодействовать с судом: участвовать в заседаниях и получать решение об усыновлении;
  • помогать оформлять свидетельство о рождении и паспорт ребенка для выезда за рубеж.

Кандидаты в приемные родители должны лично принимать участие в процедуре усыновления — присутствовать на заседании, общаться с малышом до судебного разбирательства. Они также имеют право пользоваться услугами переводчика.

Из-за недостатков законодательства, ограничивающего посредничество в России, складывается не совсем здоровая ситуация. Иностранные усыновители могут рассчитывать на помощь аккредитованных агентств, освоивших российскую технологию за годы работы, а россиянам приходится действовать самостоятельно и тратить на борьбу с чиновниками больше времени и сил, нежели иностранцам.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Читайте так же:  Ветеран труда свердловской области условия присвоения

Статья 126.1 СК РФ. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Новая редакция Ст. 126.1 СК РФ

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 126.1 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение посреднической деятельности по усыновлению детей. Более подробно о посреднической деятельности говорится в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанных Правил посредническая деятельность по усыновлению детей — это любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

2. В п. 2 говорится о том, какая деятельность не рассматривается в качестве посреднической деятельности. В частности, изъятия касаются следующих видов деятельности:

— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей.

Кроме того, не признается в качестве посреднической деятельности:

— оказание услуг переводчиком;

— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением. Деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации могут осуществлять как иностранные государственные организации, так и иностранные некоммерческие организации.

Согласно п. 2 Положения для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации иностранная государственная организация должна получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на открытие представительства на территории Российской Федерации.

А в п. 3 Положения сказано, что для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет.

В п. 4 Положения говорится об обязанности лично участвовать в процессе усыновления для лица, желающего усыновить ребенка. Однако это не лишает такое лицо права пользоваться услугами переводчика и юриста для представительства в судебном процессе по усыновлению.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд.

Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

Читайте так же:  Ходатайство о взыскании судебных расходов

В п. 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ также обращается внимание судов при решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика на необходимость выяснения места его работы, жительства, обстоятельств знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей. В случае установления указанных фактов, а также при наличии достаточных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. 16, 18, 19 ГПК РФ).

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится в самом общем виде об ответственности за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей. В данном случае речь может идти как об уголовной, так и административной ответственности. Однако интересно отметить, что конкретных составов, в которых бы говорилось именно о посреднической деятельности, ни в УК, ни в КоАП нет. Вместе с тем есть более общие нормы, в которых говорится об ответственности за незаконные действия по усыновлению.

Так, ст. 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Другой комментарий к Ст. 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 (СЗ РФ, 2000, N 14, ст.1501) утверждено Положение о деятельности органов и организации иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Этим Постановлением на Министерство образования РФ возложен контроль за выполнением условий аккредитации представительствами органов и организации иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления детей на территории РФ.

2. Разрешение на открытие представительства иностранной организации (аккредитация) выдается некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, и их перевод должен быть заверен в установленном порядке. Министерство образования РФ вправе дополнительно запрашивать подлинные экземпляры учредительных документов иностранных организаций, информацию иностранных организаций и компетентных органов государства о деятельности этих организаций, а также законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения иностранных организаций.

4. Вопрос об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, досрочном ее прекращении или продлении ее срока) рассматривается Министерством образования РФ в течение 3 месяцев с даты представления в министерство вышеуказанных документов.

5. Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении ее срока) принимает Министерство образования РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции Российской Федерации. Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социального развития РФ. Указанные федеральные органы исполнительной власти проводят проверку деятельности иностранных организаций в пределах своей компетенции и представляют в Министерство образования РФ заключения о возможности аккредитации представительств иностранных организаций.

8) нарушение иностранными организациями своих обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации, а также по осуществлению контроля за постановкой на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке усыновленного ребенка; 9) ликвидация иностранной организации.

7. Решение об аккредитации представительства иностранной организации (отказе в аккредитации, досрочном ее прекращении или продлении ее срока) выдается Министерством образования РФ в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.

8. Представительства иностранных организаций аккредитуются сроком на 1 год. Для продления срока аккредитации иностранные организации подают заявление в Министерство образования РФ не позднее чем за 30 дней до истечения срока аккредитации. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется Министерством образования РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством юстиции РФ.

9. Иностранная организация, получившая решение об отказе в аккредитации (досрочном ее прекращении или продлении ее срока), вправе обратиться в Министерство образования РФ для повторного рассмотрения вопроса об аккредитации ее представительства.

10. Представительство иностранной организации в РФ считается открытым со дня выдачи Министерством образования РФ решения об аккредитации.

11. На основании решения об аккредитации представительство иностранной организации в месячный срок обращается в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств

18. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно направляет в Министерство образования РФ информацию о работе представительств иностранных организаций, находящихся на его территории и осуществляющих деятельность по усыновлению детей.

19. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 267 (СЗ РФ, 2000, N 14, ст.1500) утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ.

Посредничество по усыновлению детей

В процессе усыновления происходит установление родительских прав в отношении приемного ребенка, а все этапы этой процедуры детально регламентированы Семейным кодексом РФ и подзаконными актами. Помощь в усыновления имеют право оказывать только уполномоченные государственные органы, а любые посредники в усыновлении с 1998 года объявлены вне закона.
Читайте так же:  Как проверить машину на угон арест

Что такое посредничество?

В 1998 году в Семейный кодекс РФ была введена специальная норма, запрещающая любые формы посредничества при усыновлении несовершеннолетних граждан. Согласно ст. 126.1 СК РФ посредничеством признается любая деятельность третьих лиц, направленная на подбор и передачу ребенка для усыновления от имени и в интересах потенциальных усыновителей.

Об усыновлении ребёнка в РФ можно узнать в этой статье.

С чем связан такой запрет?

Государство декларирует приоритет интересов ребенка, поэтому при оформлении их в приемные семьи должны соблюдаться следующие требования:

[2]

    любые действия по учету детей, оставшихся без родных родителей, могут осуществляться только уполномоченными органами опеки и попечительства; процедура усыновления сопровождается доскональной проверкой сведений о личности и образе жизни потенциальных усыновителей, после чего решение об усыновлении должен принять суд; совершение любых действий по усыновлению подразумевает личное участие граждан, а их право иметь представителя не устраняет обязанности соблюдать требования законодательства.

На практике, органы опеки и попечительства также осуществляют деятельность, которая может рассматриваться как посредничество. Однако все полномочия указанного органа зафиксированы в законодательных актах, а деятельность органа опеки по защите прав ребенка осуществляется под надзором прокуратуры и суда.

Помимо этого, органы опеки не имеют право действовать от имени и по поручению потенциальных усыновителей, в их обязанности входит соблюдение прав всех участников процесса усыновления.

Запрет на посредничество при усыновлении обусловлен и правилом статьи 126.1 СК РФ, ограничивающей коммерческие цели при выборе и передаче ребенка приемным родителям. Любые виды пошлин и сборов, которые необходимо уплатить потенциальным усыновителям, могут предусматриваться только нормативными правовыми актами.

Какая ответственность грозит, если будет выявлен факт посредничества?

Статья 126.1 СК РФ предусматривает привлечение посредников к административной ответственности по ст. 5.37 КоАП РФ. Противоправные действия по усыновлению детей влекут применение штрафных санкций в виде штрафа:

    на физических лиц – от 1000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей; на организации – от 200 000 до 500 000 рублей.

Привлечение к административной ответственности осуществляется на основании решения суда, выявление случаев посредничество может осуществляться не только органами опеки, но и сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры и т.д.

На протяжении последнего десятилетия неоднократно поднимался вопрос о необходимости введения уголовной ответственности в отношении посредников по усыновлению. Это связано с усилением роли государства в защите прав несовершеннолетних граждан, а также ввиду постоянного выявления случаев о противоправном поведении должностных лиц и иных посредников в процессе усыновления.

О том, какой пакет документов необходим для усыновления ребенка в 2017 году читайте здесь.

Возможно, вам будут интересны следующие статьи по этой теме

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Семейный кодекс (СК РФ)

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.07.1998

Ст. 126.1 СК РФ в последней действующей редакции от 1 июля 1998 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за её осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Источники


  1. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.

  2. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  3. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  4. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
Посредническая деятельность по усыновлению детей в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here