Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Найдено 5 определений термина ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву т.ж. корреспондирует обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения и всех видов медицинского страхования, содействовать развитию физической культуры и спорта, способствовать обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. П.н.о.з. закреплено в ст. 41 Конституции РФ 1993 г.

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Закреплено в ст. 41 Конституции РФ. Бесплатная медицинская помощь оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Согласно Конституции в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию. Одна из гарантий права на охрану здоровья — своевременная информированность общества о санитарном состоянии населенных пунктов, вспышках инфекций, распространенности заболеваний и т.п. В ст. 41 Конституции РФ указано, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность согласно ФЗ РФ (см. также Страхование медицинское).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Всемирная Организация Здоровья (ВОЗ) определяет здоровье как «физическое, психическое и социальное благосостояние». ВОЗ считает, что основные медицинские услуги, необходимые для обеспечения адекватного здравоохранения, должны включать:

1. Заботу о матерях и детях, включая акушерские услуги.

3. Предупреждение инфекционных заболеваний и контроль за их распространением.

4. Санитарию и водоснабжение.

5. Медицинское просвещение.

6. Предупреждение профессиональных заболеваний.

В Конституции РФ 1993 г. (ст. 41) закреплено примерно как возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. К этому праву также относится обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения всех видов и медицинского страхования, содействовать развитию физической культуры и спорта, способствовать обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ.

Первая часть данного права — права на охрану здоровья — обеспечивается гражданам многими путями, включая создание необходимых условий труда, быта, отдыха, занятий физкультурой и спортом, производство продуктов питания должного качества и т. д.

Вторая часть этого права — права на медицинскую помощь — обеспечивается наличием государственных, муниципальных и негосударственных медицинских учреждений, обязанных оказывать населению такую помощь. Исходя из реальности, т. е- существования различных видов медицинских учреждений, Конституция РФ указывает, что бесплатная медицинская помощь оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно Конституции, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Одной из гарантий права на охрану здоровья является своевременная информированность общества о санитарном состоянии населенных пунктов, вспышках инфекций, распространенности заболеваний и т. п. Поэтому в ст. 41 Конституции РФ указано, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В России принят ряд нормативных актов, специально направленных на защиту интересов граждан и регулирование политики в области здравоохранения, — Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Закон о медицинском страховании граждан РФ от 28 июня 1991 г. и др.(С. А.)

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Принципы и порядок осуществления права на охрану здоровья и медицинскую помощь определяются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993 г. Под охраной здоровья понимается комплекс мер (социально-политического, правового, экономического, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера), направленных на укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Соответственно право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания. В соответствии с Конституцией в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

[1]

Статья 41 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Читайте так же:  Как оформляются результаты испытаний электрооборудования

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», а также Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них — ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ — карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер «больничных» до 18 720 руб.*(554)

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но «изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения»*(560).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», в составе которой были семь подпрограмм («Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика» и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14144 (дата обращения: 26.03.2019).

Читайте так же:  Договор на вывоз медицинских отходов

Часть первая статьи 41 Конституции РФ закрепляет право каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь. В научной литературе данное право традиционно относится к категории социальных прав, которые находятся в основном в стадии становления в отечественной правовой системе. Указанные обстоятельства позволяют проанализировать право на охрану здоровья и медицинскую помощь с позиций закрепления и раскрытия в нормах текущего законодательства.

Конституционная формулировка рассматриваемого права указывает на то, что оно адресовано «каждому», т.е. любому физическому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации, в том числе граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., независимо от возраста, пола, расы, национальной принадлежности, социального и иного положения в обществе и т.п.

В тоже время ст.41 Конституции РФ не дает какой-либо расшифровки понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь». Данные конституционные категории раскрываются в специальном нормативно-правовом акте, а именно Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, действующем в редакции от 25 декабря 2012 года, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323-ФЗ).

В указанном законе под «охраной здоровья граждан» понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Как видно, закон адресует право «на охрану здоровья «гражданам», что отличает его от конституционной формулировки, которая применяет термин «каждому». Считаю, что необходимо расширительное толкование понятия «граждан», используемого в законе, которым охватывается все категории физических лиц.

Статья 18 Закона №323-ФЗ раскрывает понятие «право на охрану здоровья», которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Закон ставит в зависимость право на охрану здоровья от множества факторов – политических, экономических, социальных и т.д., что дает возможность оценивать право на охрану здоровья не только как социально-экономического, но и социально-политического, т.к. в зависимости от политической деятельности государства охрана здоровья граждан реализуется положительном или отрицательном аспекте. Одной из гарантий права на охрану здоровья граждан в России является корреспондирующая обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления по его реализации. При этом соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления раскрываются в главе 3 Закона №323-ФЗ.

Конституция РФ говорит о двух правах: во-первых, право на охрану здоровья; во-вторых, право на медицинская помощь. В тоже время Закон №323-ФЗ, раскрывает понятие «охраны здоровья», в том числе используя термин «медицинская помощь», что на мой взгляд является необоснованным, т.к. «охрана здоровья» является более широким понятием.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Полагаю, что правильнее понимать под медицинской помощью только восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, т.к. поддержание здоровья следует относить к более широкой категории «охрана здоровья».

Считаю также необходимым заменить в дефиниции «медицинская помощь» слово «предоставить» на слово «оказать», т.к. оно подразумевает неизбежность предоставления медицинских услуг.

Кроме того ни на Конституционном, ни на законодательном уровне не закрепляется «право на надлежащую медицинскую помощь», а говорится только «о праве на медицинскую помощь». Очевидно, что категория права подразумевает оказание медицинской помощи именно «надлежащего качества», а не только сам факт ее оказания. Считаю, необходимым включить соответствующее дополнение в формулировку закона. В противном случае может повториться ситуация с конституционной гарантией на оказание «квалифицированной юридической помощи», которая фактически сведена к оказанию просто юридической помощи адвокатами, а уровень или квалификация такой помощи вообще не учитывается и никем не контролируется, хотя очевидно что наличие удостоверения адвоката не гарантирует надлежащего или квалифицированного уровня оказываемой им помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обозначенная программа утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что также позволяет сделать вывод об отсутствии четко сформулированной политики государства в реализации данного конституционного права. Кроме этого, 6 марта 2013 года постановлением Правительства РФ утверждены «Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», которые также содержат в себе противоречивые и нечеткие формулировки.

Исходя из содержания пунктов 1 и 3 статьи 56 Конституции РФ, в отношении права на охрану здоровья и медицинскую помощь в определенных случаях могут устанавливаться ограничения. Однако, на наш взгляд, указанное право является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям, так как последние могут повлечь негативные последствия.

В статье 4 Закона №323-ФЗ сформулированы основные принципы охраны здоровья, которые предопределяют дальнейшее развитие текущего законодательства по исследуемой проблематике:

1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3. приоритет охраны здоровья детей;

4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6. доступность и качество медицинской помощи;

7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9. соблюдение врачебной тайны.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущее законодательство в сфере реализации права граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи не сформировано в окончательном виде и находится в стадии становления, что требует дальнейшего научного осмысления и разработки подходов к реализации выявленной проблемы.

Читайте так же:  Как подать жалобу в государственную инспекцию труда

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Видео (кликните для воспроизведения).

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву тж. корреспондирует… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ. Первая часть данного права права на охрану здоровья обеспечивается гражданам многими путями, включая создание необходимых условий труда, быта, отдыха, занятий физкультурой и спортом,… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ (и медицинскую помощь) — одно из основных конституционных социальных прав человека; возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять и укреплять… … Юридический словарь

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву т.ж. корреспондирует … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ — (и медицинскую помощь) одно из основных конституционных социальных прав человека; возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность… … Юридический словарь

Право на охрану здоровья — (термин российской конституции), право на медицинский уход (термин ВДПЧ) или право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (термин МПЭСКП) одно из прав человека второго поколения. Закреплено также в Европейской… … Википедия

право на охрану здоровья — (и медицинскую помощь) одно из основных конституционных социальных прав человека; возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность… … Большой юридический словарь

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Дискриминация лиц — Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами, негативно пристрастное отношение к людям, нарушение их прав или ограничение возможностей на основании наличия у них психического… … Википедия

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Читайте также:

  1. I. Правила правописания
  2. II. Государство и право Древней Руси
  3. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  4. II. По принципу организационно-правовых форм предприятий, входящих в состав рыночной инфраструктуры
  5. II. Трудовые правоотношения.
  6. III. Международное энергетическое право (МэнП)
  7. V. Организационно-правовые основы метрологической деятельности
  8. V.7. ПРАВО ВЛАСНОСТІ НА ДОКУМЕНТИ НАФ
  9. V.7. ПРАВО ВЛАСТНОСТІ НА ДОКУМЕНТИ НАФ.
  10. VI. Отзыв банковской лицензии: основания и правовые последствия.
  11. VІІ.2. ПРАВОВІ ЗАСАДИ ЗАРУБІЖНОЇ АРХІВІСТИКИ. ПРОБЛЕМИ ДОСТУПУ ДО АРХІВНОЇ ІНФОРМАЦІЇ
  12. X. Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.). Государственно-политическая система

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно — гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно — диагностическую, реабилитационную, протезно — ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Основным актом, регулирующим отношения в области охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. В них содержатся правовые основы организации охраны здоровья, определяются права граждан и их гарантии, обязанности и ответственность медико — социальных учреждений.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико — социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др., а также гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, как и иностранцам, находящимся на территории России гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Часть 1 ст. 41 устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Граждане имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.

Законом о медицинском страховании граждан определено два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Субъектами страхования являются: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и лечебное учреждение. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пенсионеров и др.) осуществляют органы власти субъектов Федерации за счет своих бюджетов; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Застрахованные граждане получают страховые медицинские полисы.

Читайте так же:  Соглашение при разводе

В системе медицинского страхования граждане имеют право на: обязательное и добровольное страхование; выбор медицинской страховой организации; выбор лечебного учреждения и врача в соответствии с договором обязательного и добровольного страхования; получение медицинской помощи на всей территории страны, в том числе за пределами постоянного места жительства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, лечебному учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, и др.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо. В Основах законодательства об охране здоровья граждан гарантии в области охраны здоровья установлены: семье; беременным женщинам и матерям; несовершеннолетним; военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту; гражданам пожилого возраста; инвалидам; гражданам при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах и др.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждане имеют право на:

[3]

— уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

— выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно — профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

— обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно — гигиеническим требованиям;

— облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами и др.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно — профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

В ч. 2 ст. 41 Конституции определяется общий порядок разработки и финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. В соответствии с Основами об охране здоровья граждан в стране разрабатываются и финансируются федеральные программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию государственной, муниципальной и частной форм здравоохранения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан. Особое значение имеют медико — социальные программы, например Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом (антиСПИД), Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации и др. Субъекты Федерации разрабатывают региональные программы охраны здоровья населения.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Сокрытие — это не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно — эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.

Конкретные меры ответственности за причинение вреда здоровью граждан предусматриваются в различных отраслях законодательства.

| следующая лекция ==>
Конституционные права и свободы в сфере труда | Право на участие в культурной жизни

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 249 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Другое дело — право на медицинскую помощь. Это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Граждане получают защиту права на медицинскую помощь в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 27 июля 2006 г.), а также за счет личных средств в платных медицинских учреждениях.

Конституция указывает (ч. 2 ст. 41) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем самым закладываются правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности органов здравоохранения действуют различные специальные программы и законы: Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об ограничении курения табака», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др. Федеральный закон

«О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в редакции от 9 февраля 2007 г.) запретил изъятие органов и тканей у трупа, если учреждение здравоохранения поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов или тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Целям охраны здоровья людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Это важная гарантия охраны здоровья человека, она призвана предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т. д.

Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Читайте так же:  Договор аренды недвижимости

Дата добавления: 2014-10-22 ; Просмотров: 341 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

42.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с 41 статьей Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права пациента на выбор медицинского учреждения, врача, методов обследования и лечения, получение информации о состоянии здоровья и добровольное согласие на медицинское вмешательство, а также на сохранение тайны о состоянии здоровья и о фактах обращений в медицинские учреждения. Кроме того, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и «Положение о военно-врачебной экспертизе», гарантируют медицинское обследование, освидетельствование и проведение лечебно-профилактических мероприятий для граждан, подлежащих постановке на воинский учет и призывникам. Важно помнить, что в статьях 51 и 53 «Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» закреплено право граждан на производство независимой медицинской экспертизы с правом выбора экспертного учреждения и экспертов.

Право граждан на охрану здоровья и особенности его реализации

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение бесплатной медицинской помощи. Кроме того, государство должно реализовывать программу по охране здоровья своих граждан. Какие нормативные акты регламентируют право человека на получение медицинской помощи? Как реализуется данное право на практике? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

Обзор законодательства

Право каждого гражданина России на получение бесплатной и высококвалифицированной медицинской помощи регламентируется множеством законодательных актов. К таковым относятся Конституция РФ, Федеральные законы и иные нормативные документы, принятые в отдельных субъектах государства (действуют, соответственно, только на территории такого субъекта и не должны вступать в противоречие с Федеральными законами).

Ст. 41 Конституции гласит, что каждый имеет право на медицинскую помощь, которая для граждан РФ является бесплатной, поскольку финансирование идет за счет федерального и регионального бюджета, страховых отчислений и других источников. Ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» трактует реализацию данного права как обеспечение государством:

  • Условий труда, отвечающих всем требований техники безопасности;
  • Возможностей для полноценного отдыха;
  • Надзора за охраной окружающей среды и экологией;
  • Выпуска и сбыта продуктов питания, отвечающих потребностям всех слоев населения (аллергиков, диабетиков и т.п.) и лекарственных препаратов надлежащего качества;
  • Быстрой, высокодоступной и квалифицированной медицинской помощи (последнему пункту уделяется подробное внимание в ст. 19).

Помимо гарантий бесплатного предоставления услуг врачей, граждане также могут обращаться и за получением платной помощи, например, заключив договор на добровольное страхование. Право на медицинскую помощь в отношении иностранных граждан, которые находятся на территории России, регламентируется не только внутренними законами РФ, но и международными соглашениями. В случае возникновения правовой коллизии, когда указанные законодательные акты противоречат друг другу, применяются правила, содержащиеся в международных договорах.

Практическая реализация

Соблюдение прав граждан требует от государства осуществления комплекса мер, направленных на создание правовых и материальных гарантий, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Последовательная реализация программы по охране здоровья позволяет улучшать качество медицинского обслуживания, повышает его доступность для населения, обеспечивает увеличение материального достатка медицинских работников, а также повышение их квалификации. В практическом смысле право на оказание медицинской помощи реализуется путем:

  • Уважительного и доверительного отношения персонала клиник к своим пациентам;
  • Оказания медицинской помощи не только исходя из физического состояния человека, но и с учетом его личных особенностей (например, религиозных или культурных);
  • Соблюдения условий по проектированию медицинских учреждений по всем установленным нормам и санитарно-гигиеническим правилам для создания комфортных условий гражданам, проходящим лечение в данных заведениях;
  • Создания возможностей для посещения родственников и близких людей пациента, с соблюдением при этом противоэпидемического режима.

[2]

Согласно опросам, которые регулярно проводит Министерство здравоохранения РФ в целях мониторинга общественного мнения по вопросам охраны здоровья, наблюдается позитивная динамика удовлетворенности населения медицинской помощью и здравоохранением в целом. С 2012 года существенно выросло доверие к государственным медицинским учреждениям, высоко оценена доступность амбулаторно-поликлинических медорганизаций. Длительность ожидания медпомощи в большинстве случаев соответствует регламентированным срокам.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

В отношении гражданских прав в сфере здравоохранения отсутствуют должные механизмы реализации. По большей части это связано с финансовыми, а не с законодательными проблемами. Примером может служить низкая доступность медицинской помощи в отдаленных регионах страны, нехватка технического и кадрового оснащения больниц и поликлиник, недостаточное обеспечение пациентов-льготников лекарственными средствами.

Источники


  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  2. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  3. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  4. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here