Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?

Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом обязанность обеспечить приборами учета используемого природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

Собственники, не исполнившие обязанность по оснащению домов приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Полномочиями по приему платежей в оплату таких расходов, как правило, наделяются управляющие организации (ч. 5, 5.1, 5.2, 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ; Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04).

Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявлению потребителя (пп. «у» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются в большинстве случаев следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно — за плату.

Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта (пп. «б» п. 22 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549).

Также бесплатно опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, приборы учета воды. Однако повторное пломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц делается за счет абонента (п. 5 ст. 20 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ; п. 51 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776).

Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию выполняются бесплатно (п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).

С 01.01.2017 отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч руб. ( ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ).

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Как заменить приборы учета воды?

В случае выхода прибора учета из строя, в том числе по истечении межповерочного интервала, указанного в технической документации на прибор учета, потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его ремонт, поверку или замену (п. п. 81(12), 81(13) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Для того чтобы заменить вышедший из строя прибор учета, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Немедленно известите исполнителя коммунальных услуг о выходе прибора учета из строя

Кроме того, сообщите показания прибора учета на момент его выхода из строя. Способы уведомления могут быть любыми, в том числе по телефону, на адрес электронной почты и так далее, если в договоре с исполнителем коммунальных услуг не указан конкретный способ (п. 81(13), пп. «б» п. 34 Правил).

Шаг 2. Известите исполнителя коммунальных услуг о дате и времени проведения демонтажных работ

[1]

Известить исполнителя необходимо не менее чем за два рабочих дня перед тем, как приступить к демонтажу старого прибора учета. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя коммунальных услуг. Исключением является случай, когда представители исполнителя не явились к указанному в извещении сроку демонтажа (п. 81(13) Правил).

Шаг 3. Выполните работы по замене прибора учета

[2]

Деятельность по замене приборов учета не подлежит лицензированию. Для выполнения этих работ не требуется каких-либо допусков или разрешений. Работы по замене приборов учета могут выполняться любым лицом, осуществляющим данный вид деятельности, в том числе непосредственно самим потребителем, с соблюдением следующих условий (п. п. 80, 81(4) Правил):

  • установка прибора учета должна осуществляться в соответствии со схемой монтажа и другими требованиями, указанными в технической документации изготовителя этого прибора учета;
  • прибор учета должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений, иметь знак утверждения типа и индивидуальный номер, соответствующий номеру, указанному в его паспорте.

Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале указываются в сопроводительных документах, например в паспорте прибора учета (п. 80 Правил).

Шаг 4. Подайте заявку на ввод в эксплуатацию вновь установленного прибора исполнителю коммунальных услуг

В заявке должна быть указана следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон;
  • предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
  • сведения о лице, осуществившем монтаж прибора учета;
  • показания прибора учета на момент его установки;
  • дата следующей поверки.

К заявке необходимо приложить копию паспорта на прибор учета.

Установленный прибор должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца со дня, следующего за днем его установки (п. 81 Правил).

Исполнитель коммунальных услуг (либо лицо, указанное как исполнитель коммунальных услуг) обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию. В случае невозможности исполнения заявки в указанный срок он обязан согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

Предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено потребителю не позднее чем через три рабочих дня со дня получения заявки. Предложенная новая дата не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (п. 81(1) Правил).

Читайте так же:  Исковое заявление об изменении формулировки причины увольнения

Если исполнитель коммунальных услуг не выполнит эти условия или не явится в предложенные дату и время, то прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя коммунальных услуг заявки потребителя (п. 81(2) Правил).

Шаг 5. Проследите за тем, чтобы представитель исполнителя коммунальных услуг установил контрольную пломбу на приборе учета

Прибор учета, вводимый в эксплуатацию после его замены (при отсутствии оснований для отказа ввода его в эксплуатацию), должен опломбироваться исполнителем коммунальных услуг без взимания платы с потребителя. За ввод прибора учета в эксплуатацию плата с потребителя также не взимается (п. п. 81(8), 81(9), 81(14) Правил).

Шаг 6. Подпишите акт ввода прибора учета в эксплуатацию после контрольного опломбирования прибора учета

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем коммунальных услуг в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя (п. 81(7) Правил).

В акте указываются (п. 81(6) Правил):

  • дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
  • фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
  • решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
  • в случае ввода прибора учета в эксплуатацию — показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
  • дата следующей поверки.

Данный акт является основанием для возобновления расчетов за коммунальные услуги исходя из показаний прибора учета — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81 Правил).

Основаниями для отказа ввода установленного прибора учета в эксплуатацию могут являться (п. п. 81(4), 81(5) Правил):

  • неработоспособность прибора учета;
  • несоответствие прибора учета установленным требованиям;
  • ненадлежащее качество установки прибора учета, в том числе несоответствие установленного прибора учета комплектации и схеме монтажа, указанным в технической документации на него.

Примечание. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета одного из коммунальных ресурсов (например, горячей воды) и наличии индивидуального прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается исходя из суммы показаний прибора учета холодной воды и норматива потребления горячей воды (Письма Минстроя России от 02.03.2015 N 5093-ОГ/04 , от 21.10.2015 N 34131-ЛГ/04 ).

Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета? >>>

Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги? >>>

Подготовлено на основе материала

ООО «Институт Управления ЖКХ»

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?

ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПЛОМБИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА?

В Управление Роспотребнадзора по Курской области поступают устные обращения граждан по вопросам установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. В связи с этим Управление считает целесообразным сообщить следующее.

Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома и квартиры приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, вводит индивидуальные приборы учета в эксплуатацию по заявлению потребителя исполнитель коммунальных услуг.

Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно — за плату.

Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 г. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта.

Также бесплатно опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, приборы учета воды. Однако повторное пломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц в соответствии с требованиями п.5 ст.20 Федеральногозакона от 07.12.2011 N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведенииделается за счет абонента.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию в соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. N 442 выполняются бесплатно.

Администрация

Роговского

сельского поселения

Тимашевского района

Краснодарского края

Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?

Все собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом обязанность обеспечить приборами учета используемого природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

Собственники, не исполнившие обязанность по оснащению домов приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Полномочиями по приему платежей в оплату таких расходов, как правило, наделяются управляющие организации (ч. 5, 5.1, 5.2, 12 ст. 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ; Письмо Минстроя России от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04).

Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявлению потребителя (пп. «у» п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются в большинстве случаев следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно — за плату.

Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта (пп. «б» п. 22 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549).

Читайте так же:  Какие документы вправе требовать продавец при возврате или обмене товара

Также бесплатно опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, приборы учета воды. Однако повторное пломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц делается за счет абонента (п. 5 ст. 20 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ; п. 51 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776).

Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию выполняются бесплатно (п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч руб. (ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ).

ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПЛОМБИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА

ПРАВОМЕРНО ЛИ ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПЛОМБИРОВКУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА?

В Управление Роспотребнадзора по Курской области поступают устные обращения граждан по вопросам установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. В связи с этим Управление считает целесообразным сообщить следующее.

Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома и квартиры приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, природного газа, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, вводит индивидуальные приборы учета в эксплуатацию по заявлению потребителя исполнитель коммунальных услуг.

Расходы на установку пломб на индивидуальные приборы учета распределяются следующим образом: первоначально пломба ставится на прибор безвозмездно для абонента, повторно — за плату.

Так, первичная установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 г. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется за счет поставщика газа, последующие оплачиваются абонентом, в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта.

Также бесплатно опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, приборы учета воды. Однако повторное пломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц в соответствии с требованиями п.5 ст.20 Федеральногозакона от 07.12.2011 N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведенииделается за счет абонента.

Ввод приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, установка пломб или знаков визуального контроля по завершении их ввода в эксплуатацию в соответствии с п. 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. N 442 выполняются бесплатно.

Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2013 г. № КА/50647/13 «Разъяснения о возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета»

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Таким образом, при определении хозяйствующих субъектов, обязанных в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении осуществлять деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета энергоресурсов, необходимо одновременно установить обязательное наличие следующих условий:

— организации осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;

— сети инженерно-технического обеспечения организаций имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее — Порядок). Порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию является существенным условием такого договора (пункт 13 Порядка). При этом цена такого договора определяется соглашением сторон.

Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и вод о отведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Следует отметить, что ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.

Читайте так же:  Как признать супруга ограниченно дееспособным и каковы последствия

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, то установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии и их ввод в эксплуатацию осуществляется указанной организацией в соответствии с заключенным договором на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен иным лицом или ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги.

Согласно положениям Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

На основании изложенного, взимание платы за повторное опломбирование индивидуальных приборов учета возможно только в случае повреждения пломбы и знаков поверки потребителем или третьим лицом.

В иных случаях взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и может содержать признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обзор документа

Приборы учета устанавливают организации, занимающиеся водо-, газо-, тепло- и электроснабжением (а также передачей соответствующих ресурсов). При этом сети таких компаний должны быть непосредственно присоединены к сетям, обслуживающим объекты, оснащаемые приборами учета.

Установка счетчиков производится на основании договора. Если прибор учета установлен лицом, не являющимся исполнителем коммунальных услуг, то за ввод счетчика в эксплуатацию отвечает исполнитель упомянутых услуг.

Прибор учета вводится в эксплуатацию на основании заявки собственника помещения, поданной исполнителю. Срок — не позднее месяца, следующего за датой установки счетчика.

Разъяснено, что плата за опломбирование прибора учета не взимается. Исключение составляют случаи, когда счетчик опломбируется повторно в связи с повреждением пломбы/знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Разъясняем законодательство

За пломбировку счетчиков плата не взимается

Вопрос: Правомерно ли взимание платы за пломбировку счетчиков, в том числе газовых?

Отвечает заместитель прокурора Обоянского района Босых А.В.: Жилищный кодекс РФ не устанавливает платность такой услуги для потребителя коммунальных услуг, как установка и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Пунктом 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Согласно п.п. б) п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Таким образом, взимание платы за пломбировку счетчиков, в том числе газовых, является незаконным.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Имеет ли право жкх брать деньги за опломбировку счетчиков

Надо ли платить за опломбирование счетчика на воду.


При постоянно растущих ценах на энергоносители установка в квартире счетчика на воду может существенно помочь в экономии семейного бюджета. Многие люди, и совершенно законно, покупают и устанавливают такие счетчики самостоятельно.

Самостоятельная покупка и установка прибора учета воды обходится сравнительно дешевле, чем, если бы этим занималась управляющая компания. Однако, установленный счетчик необходимо зарегистрировать, а для этого он должен быть опломбирован.

Опломбировать счетчик также совсем несложно своими руками, но для этого необходим специальный инструмент – пломбиратор, который вряд ли найдется в арсенале домашнего мастера. Проще вызвать специалиста из управляющей компании, и многие люди так и делают, однако нередко управляющая компания требует за это отдельную плату. Надо ли платить за опломбирование счетчиков на воду?

В сентябре 2013 года правительством Российской Федерации было принято постановление, которое уточняет процедуру ввода в эксплуатацию различных бытовых приборов учета энергоресурсов. Согласно этому постановлению ввод в эксплуатацию новых приборов учета производится без взимания платы. Опломбирование счетчика – это одна из операций такого ввода и, соответственно, брать за него деньги незаконно.

Несмотря на незаконность действий, представители некоторых управляющих компаний все-таки требуют плату за опломбирование водяного счетчика и без неё прибор регистрировать отказываются. Что делать в такой ситуации?

Читайте так же:  Какие льготы предусмотрены по земельному налогу

Юристы предлагают два варианта действий. Первый применим в том случае, если жилец не хочет ругаться с представителем УК, а хочет опломбировать прибор побыстрее. В такой ситуации деньги можно заплатить, взять у коммунальщика квитанцию, обязательно указать в ней, что деньги взяты за опломбирование счетчика, а потом написать в управляющую компанию письменную претензию. В претензии должно быть указано, что деньги взяты за услугу, по закону бесплатную

Второй вариант более затянутый во времени. Получив отказ на бесплатное пломбирование счетчика, жилец должен написать заявление в управляющую компанию с требованием все-таки прийти и опломбировать прибор. Если в течение трех суток не будет никакой реакции на него, то можно уверенно обращаться с этой проблемой в государственную жилищную инспекцию.

С показаниями неопломбированного счетчика в такой ситуации можно поступить следующим образом: в присутствии двух соседей написать акт, в котором указать их ФИО, показания прибора и дату. Составленный акт отправить в управляющую компанию, а если там принять его откажутся, то тоже представить его в государственную жилищную инспекцию, он обязательно пригодится при возможном последующем судебном разбирательстве.

Юристы утверждают, что ввод в эксплуатацию новых квартирных приборов учета воды на сегодня является процедурой бесплатной, вернее, она уже оплачена жильцами регулярными ежемесячными платежами в бюджет управляющей компании.

Собирая с жильцов деньги за опломбировку — от 200 до 500 рублей в зависимости от города и аппетитов конкретной управляющей компании, коммунальщики нарушают принятые нормативные акты. В постановлении правительства № 307, которое действовало до 1 сентября 2012 года и обязывало управляющие компании ставить на счетчики защитные пломбы, не было указано, имеют ли они право брать с собственников квартир деньги за эту услугу или нет. «Раз не написано, что нельзя, значит — можно», — рассудили тогда руководители многих УК. Но с сентября работает новое, 354-е постановление, устранившее этот пробел. Тем не менее лишь немногие управляющие компании изменили свою политику в этом вопросе.

[3]

Заподозрившие обман жители области стали обращаться в надзорные органы. Специалисты областного Роспотребнадзора, узнав о подобном случае от жителя Орджоникидзевского района Екатеринбурга, решили, что права потребителей бесстыдно нарушаются, и подали иск в суд в защиту неопределенного круга лиц.

— Так называемые «услуги» по опломбированию счетчиков фактически являются действиями управляющей компании, направленными на недопущение постороннего вмешательства в работу прибора, — поясняет пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталия Лукьянцева. — Поэтому непонятно, с какой стати расходы на установку пломбы должны ложиться на плечи потребителя, а не исполнителя, решившего подстраховаться.

Сомнения надзорного органа в законности действий УК разделил и суд. Разобравшись в материалах дела, судья пришел к выводу, что требование управляющей компании оплачивать опломбировку счетчиков перед вводом их в эксплуатацию противоречит закону РФ «О защите прав потребителей», ряду статей Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об энергосбережении», а также положениям таких документов, как «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» и «Порядок заключения договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета». Поэтому действия коммунальщиков были признаны незаконными. Суд обязал управляющую компанию прекратить брать с людей деньги, а в качестве дополнительного наказания — за свой счет опубликовать это решение в СМИ.

Аналогичные дела мы нашли в судебной практике Краснотурьинска, Нижнего Тагила и Новой Ляли. Правосудие чаще всего вставало на сторону жильцов многоквартирных домов. Многие управляющие компании с решениями районных судов не соглашались и подавали кассационные жалобы в областной суд. Но вторая судебная инстанция, как правило, оставляла решение нижестоящего суда без изменений, а жалобы коммунальщиков — без удовлетворения.

Любопытно, что разрешить конфликт между УК и жителями домов пыталась даже Федеральная антимонопольная служба. Сотрудники управления ФАС по Свердловской области провели глубокий системный анализ жилищно-коммунального законодательства РФ, в частности Жилищного, Градостроительного кодексов, закона «Об энергосбережении» и всех уже упомянутых «Правил». Антимонопольщики тоже пришли к выводу, что «у организаций, осуществляющих деятельность на рынке управления многоквартирными домами (УК, ТСЖ, ЖСК и др.), отсутствуют законные основания для взимания платы как за выдачу технических условий, так и за опломбировку индивидуальных приборов учета». Коммунальным организациям были выписаны предписания о прекращении нарушения законодательства.

Следует отметить, во всех приведенных примерах и надзорные органы, и суд лишь предупреждали дальнейшие нарушения прав жильцов со стороны управляющих компаний. Чтобы вернуть уже заплаченные за опломбировку счетчика деньги, гражданин должен самостоятельно подать исковое заявление мировому судье. Спешим успокоить: на составление документа много времени не уйдет, ведь существует типовая форма иска, в которую достаточно внести персональные данные и название фирмы-ответчика. Более того, в соответствии со статьей 17 закона «О защите прав потребителей» истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины.

Елена Маслова, пресс-секретарь УК «Стандарт», город Екатеринбург:

— Наша управляющая компания перестала взимать плату за опломбировку приборов учета воды еще в сентябре, после вступления в силу новых Правил оказания коммунальных услуг населению (Постановление Правительства РФ №354). Ввод в эксплуатацию установленного сторонней организацией индивидуального (квартирного) прибора учета производится по заявлению жителя, дополнительная оплата не требуется. Аналогично не взимается плата за опломбировку электрических счетчиков, за исключением случаев, когда собственнику квартиры надо перенести электросчетчик на другое место.

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон №416 «О водоснабжении и водоотведении», который исключает возможность возникновения споров, подобных описанным выше, в случае, когда дело касается установки счетчиков на воду. Дело в том, что согласно части 5 статьи 20 этого закона приборы учета воды опломбируются организациями, которые по договору с собственником жилого помещения осуществляют горячее, холодное водоснабжение или водоотведение без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Скачать типовую форму иска к управляющей компании по поводу незаконного взимания платы за опломбировку приборов учета можно на сайте.

Пломбирование счетчика: что делать если вас заставляют платить за установку пломбы на прибору учета воды, электроэнергии или газа?.

Платить или не платить? Пломбировать или не пломбировать? Нет, это не мысленный диалог между врачом-стоматологом и его пациентом в кресле, а настоящая головная боль для многих собственников жилья. Речь идет о пломбировании счетчиков воды, электроэнергии и газа после ремонта или замены. По закону платить за опломбирование должна управляющая компания ( УК), однако многие коммунальщики требуют за эту операцию деньги с жильцов.

Читайте так же:  Порядок разработки должностных инструкций

Взимают ли управляющие компании деньги за опломбирование счетчиков? Результаты опроса

В ноябре портал « ВЧЕРА.com» по просьбе Комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО проводил опрос среди своих пользователей по поводу порядка установки счетчиков. За две недели опроса ( с 18 по 30 ноября) в нем приняло участие 1032 респондента. Ответы на вопрос « Платили ли вы лично за опломбирование счетчиков?» распределились следующим образом: « до 200-300 рублей» — 30,3% опрошенных, « да, 300 рублей и выше» — 30,7%. « Нет, пломбируют бесплатно» — ответили 21,1%, и ничего не знают об этом вопросе 15% респондентов.

Почему проблема стала актуальной именно сейчас? После принятия в сентябре 2009 года Федерального Закона « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все собственники жилья обязаны были установить индивидуальные приборы учета по воде и электрической энергии ( в свою очередь, сроки установки счетчиков газа продлили до 2015 года). И сейчас у многих собственников жилья подходит к концу срок эксплуатации счетчиков воды.

« Счетчик на горячую воду служит три года, на холодную — пять лет. Приходится делать поверку или закупать новые. В любом случае, управляющая компания должна опломбировать счетчик и принять к сведению его данные, — объясняет консультант Комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО Анна Горбенко. — Пользуясь случаем, управляющие компании начали требовать с собственников деньги за составление акта и опломбирование приборов учета энергоресурсов ( холодной и горячей воды, электричества и газа), что незаконно. Опрос подтвердил наши опасения».

Опломбирование счетчика: о чем говорит закон?

19 сентября 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, уточняющее процедуру ввода в эксплуатацию приборов учета воды, электричества и газа после их замены или ремонта. Счетчик считается вышедшим из строя в том случае, если срок его работы истек, он показывает неправильные результаты измерений или же на нем есть механические повреждения. Тогда собственник жилья должен за свой счет заменить или отремонтировать счетчик. Но вот принять новый счетчик в эксплуатацию – постановка пломбы включается в процедуру – управляющая компания должна совершенно бесплатно.

Для ввода в эксплуатацию нового ( либо отремонтированного счетчика) собственник жилья должен направить заявку в УК ( а также ТСЖ, ЖСК либо другое предприятие ЖКХ). Согласно новым правилам, в заявке должны быть следующие сведения о потребителе: ФИО, паспортные данные и контактный телефон. Если же речь идет об организации — название, место государственной регистрации и контактный телефон. В число сведений о приборе, которые необходимо указать в заявке, входят: предполагаемые дата-время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, тип и заводской номер счетчика, место установки, сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета, показания прибора учета на момент его установки, дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета и документов, подтверждающих результаты прохождения последней проверки прибора учета ( это не касается новых счетчиков).

Постановление обязывает коммунальщиков в течение трех дней с момента подачи заявки откликнуться и согласовать дату визита, в течение 15 дней – опломбировать прибор совершенно бесплатно.

Опломбирование счетчика: о чем говорить с коммунальщиками?

Несмотря на то, что новый закон вступил в силу уже со 2 октября, многие УК продолжают брать с жильцов деньги за опломбирование прибора. Что же делать, если ваша управляющая компания требует деньги за проверку счетчика?

« Здесь есть два варианта действий, – объясняет Анна Горбенко. — Если жилец не хочет спорить и ему нужно скорее опломбировать счетчик, он может оплатить услугу и взять у коммунальщиков квитанцию, а затем выставить им письменную претензию в связи с тем, что за бесплатную услугу взимаются деньги. Но в квитанции должно быть обязательно указано, что оплачивалось именно опломбирование счетчиков».

Второй вариант – более длинный. Собственник жилья должен написать письменное заявление на имя компании с требованием прийти и все-таки произвести процедуру. Если в течение трех дней ответа не поступит, можно смело обращаться в государственную жилищную инспекцию.

А что делать со счетчиком в этот период? Можно составить акт ( в присутствии не менее двух соседей), в котором указать дату, ФИО присутствовавших и показания счетчика, и отправлять в управляющую компанию данные по счетчику таким образом. Если коммунальщики не принимают документ, это еще один повод для обращения в жилищную инспекцию и последующего судебного разбирательства.

Опломбирование счетчиков: ни в коем случае не идти на поводу у коммунальщиков в вопросе оплаты

Несмотря на то, что сейчас УК города уже в курсе новых правил опломбирования, проблема остается актуальной – жалобы, звонки и письма от жильцов продолжают поступать в комиссию по недвижимости, рассказывает Анна Горбенко. Эксперт советует ни в коем случае не идти на поводу у коммунальщиков.

« Эта услуга входит в те платежи, которые мы вносим ТСЖ или управляющей компании. То есть, фактически, опломбирование уже оплачено – поэтому в любом случае проводиться оно должно за счет компании».

Источники


  1. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
  4. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
Правомерно ли взимание платы за пломбировку индивидуальных приборов учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here