Правовое положение иностранцев в рф

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Правовое положение иностранцев в рф". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Правовое положение иностранных граждан в РФ

Физические лица, находящиеся за пределами своего Отечества (как иностранцы в России, так и российские граждане за рубежом), подчиняются двум правопорядкам: праву своего Отечества и праву государства пребывания. В регулировании правового положения физических лиц на иностранной территории имеют значение принцип национального режима и режим наибольшего благоприятствования, принцип взаимности, а также возможность ответных ограничений (реторсий).

«Право иностранцев» — понятие, употребляемое во многих странах. В некоторых странах это понятие включает нормы права, определяющие особый режим для иностранцев в области публичного права (взаимоотношение с административными органами при поселении, поступлении на работу и т.д.). В других – право иностранцев определяется как сумма норм, ограничивающих права иностранцев в сравнении с гражданами государства пребывания (ограничение права передвижения, занятия определённой профессиональной деятельностью, приобретение недвижимости и т.д.). В большинстве стран, где эта область детально регулируется, право иностранцев составляет подотрасль административного права. Во Франции право иностранцев включается в МЧП, а по мнению ряда авторов составляет самостоятельную отрасль права.

По мнению некоторых российских авторов, следует различать право иностранцев в широком и узком значении. В первом случае оно определяет статус иностранца в России, основанный на предоставлении национального режима, а также тех ограничений, которые устанавливаются законодательством и международными договорами.

В узком значении право иностранцев составляют нормы права (в основном административного), устанавливающие различия в правовом статусе иностранцев и российских граждан.

В российском праве «право иностранцев» не считается самостоятельной отраслью права. Нормы о правовом положении иностранцев в России относятся к различным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому и т.д. МЧП регулирует правовое положение иностранцев в России в частноправовой сфере. Именно об этих правах пойдёт речь в этой лекции.

Основы правового положения иностранцев в России определяются Конституцией РФ.

Статья 17 Конституции устанавливает международные стандарты прав человека и гражданина на территории России: «Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (ч.1).

Статья 18 Конституции содержит принципы реализации прав человека и гражданина: « Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип национального режима провозглашается как конституционный принцип в статье 62 Конституции (ч.3): «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации за изъятиями, установленными федеральными законами или международными договорами РФ».

Этот принцип воспроизведён в отраслевом законодательстве (п.3 ст.2 и п.2 ст.1196 ГК), в ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.[13]

Принцип национального режима в отношении правового положения иностранных граждан в России установлен независимо от взаимности. Однако в некоторых отношениях законодатель предусматривает предоставления прав иностранцам на началах взаимности (в отношении прав на некоторые виды результатов интеллектуальной деятельности, например).

Изъятия из национального режима могут быть установлены только федеральными законами или международными договорами РФ. В частноправовой сфере они могут быть сведены к двум группам:

1. Изъятия в отношении возможности занимать определённые должности или заниматься определёнными видами деятельности.

Так, иностранцы не могут находиться на государственной и муниципальной службе, на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Они не могут замещать должности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом РФ, быть командирами воздушного судна российской гражданской авиации. Они не могут быть участниками сельскохозяйственных кооперативов. Архитектурной деятельностью иностранцы могут заниматься только совместно с российскими гражданами, имеющими лицензию на право заниматься архитектурной деятельностью и т.д..

2. Изъятия из правил, устанавливающих особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы.

Так, иностранцы не могут иметь в собственности (а только на праве аренды) земли сельскохозяйственного назначения на территории России.[14]

В России действует ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. Этот закон устанавливает общие принципы правового статуса иностранцев, их взаимоотношения с органами власти и местного самоуправления, правила пребывания (проживания) в РФ и осуществления ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности. По своей природе – это комплексный нормативный акт, содержащий нормы различных отраслей российского права.

Закон различает три категории иностранцев:

1. Временно пребывающие в РФ по визе или без неё (безвизовый режим) – это те, кто находится в РФ в течение срока действия визы, а без визы – в течение не более 90 суток. Лица, заключившие трудовой договор, – в течение срока действия договора, но не более одного год.

2. Временно проживающие в РФ (в пределах квоты Правительства РФ, некоторые без учёта квоты). Срок проживания таких лиц – три года на основании разрешения на временное проживание.

3. Постоянно проживающие в РФ. Основание – вид на жительство. Срок проживания – 5 лет, который может быть неоднократно продлён.

Правовое положение этих категорий иностранцев различно. Самый большой объём прав имеют иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ. Предоставляя иностранным гражданам в России национальный режим, уравнивая их в правах и обязанностях с российскими гражданами (ст.4), закон в целом ряде статей устанавливает ограничения прав иностранцев в России.

Так, статья 11 (Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации), признавая право на свободу передвижения в пределах РФ, исключает возможность посещения иностранцами территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение (перечень таких объектов устанавливается Правительством).

Временно проживающие иностранцы не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ или избирать место жительства вне пределов субъекта.

Сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств, сотрудникам международных организаций право на свободу передвижения предоставляется на основе принципа взаимности.

Согласно статье 12 (Отношение иностранных граждан к избирательному праву) иностранцы не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации, участвовать в референдумах РФ и её субъектов.

Постоянно проживающие иностранцы имеют право в случаях и порядке, установленных ФЗ, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местных референдумах.

Читайте так же:  Калькулятор пени по 1300, 1150, 1130 от ключевой ставки

В соответствие со ст.13 (Участие в трудовой деятельности) иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность только на основании разрешения на работу. Однако целому ряду иностранцев не требуется такое разрешение (закон перечисляет 8 категорий таких иностранцев). Среди них: постоянно и временно проживающие на территории РФ, сотрудники дипломатических представительств и их домашние работники, работники иностранных юридических лиц, выполняющие определённые виды работ, журналисты, аккредитованные в РФ и др.

Временно проживающие иностранцы не вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта, на территории которого они проживают.

Статья 14 устанавливает ограничение в области занятия государственной или муниципальной службой и отдельными видами деятельности.

Изменения, внесённые в ст.15 (Отношение к военной службе) разрешают иностранным гражданам нести военную службу на контрактной основе.

Следует назвать целый ряд законов, имеющих нормы, так или иначе ограничивающие права иностранцев в сравнении с российскими гражданами:

Земельный, Лесной и Воздушный кодексы РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ;

Законы «О континентальном шельфе», «О недрах», «Об архитектурной деятельности в РФ», «Об организации страхового дела в РФ», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

[1]

Таким образом,можно назвать основные принципы регулирования правового положения иностранных граждан в России:

1. Предоставление иностранцам национального режима;

2. Равенство иностранных граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и др. обстоятельств;

3. Возможность ответных ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, которые имеют специальные ограничения прав российских граждан на их территории;

4. Осуществление прав иностранными гражданами не должно наносить ущерб интересам российского общества, государства, правам и законным интересам Гражданам РФ и другим лицам.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; Нарушение авторского права страницы

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В тексте Конституции РФ наряду со словом «гражданин» в ряде случаев употребляется слово «человек». Тем самым подчеркивается, что Конституция РФ даёт права не только нашим гражданам, но и неограниченному кругу иностранных лиц, оказавшимся на территории РФ. Вместе с тем, по пункту 3 статьи 55 «Конституции Российской Федерации», права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1] .

[править] Экономические права иностранных граждан

[править] Политические права иностранных граждан

Политические права граждан, закреплённые в Конституции Российской Федерации, представляют собой юридическую форму политической свободы, которая обеспечивает за всеми гражданами право свободно собираться, обсуждать свои вопросы, влиять на государственные дела, объединяться в общественные организации, реализовать свободу слова, печати, уличных шествий и демонстраций, избирательное право и др [5] . Также и в политической сфере права граждан существенно ограничены.

Иностранцы могут создавать собственные общественные объединения, вступать в одни российские общественные объединения (например, в профсоюзы), но не могут состоять в других (политические партии). Только у граждан РФ есть право на участие в управлении делами государства. Иностранцы не могут быть работниками органов суда, прокуратуры, милиции, безопасности, налоговой политики, таможни, пожарной безопасности, не в праве работать нотариусами. Избирательное законодательство устанавливает, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и российские граждане. Иностранцы могут быть также иностранными наблюдателями на российских выборах [6] .

Ограничения обоснованы с позиции пункта 3 статьи 55 «Конституции Российской Федерации». Они направленны на защиту прав и законных интересов других лиц (граждан Российской Федерации), обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовое положение иностранных граждан в РФ (стр. 1 из 6)

Иркутская Государственная Экономическая Академия

Факультет конституционного и международного права

Курсовая по конституционному праву РФ

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Антипина Юлия Валерьевна

В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.

Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее подробно проанализирован.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного го­сударства. В настоящей работе термин «иностранец» применя­ется как адекватный термину «иностранный гражда­нин».

Положение иностранцев определяется прежде всего Конституцией РФ. Статья 62 Конституции устанавли­вает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обя­занности, установленные Конституцией, законами и меж­дународными договорами Российской Федерации».

Поскольку в России в течение определенного вре­мени сохранялось действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., следует проанализировать некоторые его положения, а также заметить, что закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уже находится на заключительной стадии принятия.

Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой Россией. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положений, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории РФ и считающейся иностранным гражданином.

Основной принцип, определяющий правовой статус ино­странных граждан и лиц без гражданства в Российской Феде­рации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанностинаравне с гражданами Российской Феде­рации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закона Российской Федерации, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока еще нет. В бывшем Союзе ССР был принят закон от 24 июля 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР». В нем были закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

Читайте так же:  Как происходит раздел земельного участка и находящегося на нем жилого дома при разводе

Иностранными гражданами признаются лица, не являю­щиеся гражданами Российской Федерации и имеющие дока­зательства своей принадлежности к гражданству иностранно­го государства. Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физичес­кое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с рос­сийским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве[1] ) иного государства.

Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как синоним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцами следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.

В современных условиях имеющиеся несоответствия между за­конами некоторых государств приводят к появлению лиц с двой­ным или даже множественным гражданством. Например, если по российскому законодательству заключение брака гражданином Рос­сийской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств (Бо­ливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражда­нина данного государства, автоматически приобретает гражданство своего мужа.

Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить статус таких лиц в России.

Если лицо является гражданином Российской Федерации и одновременно имеет доказательства принадлежности к граждан­ству иностранного государства, то, находясь в России, оно не мо­жет считаться иностранцем. Такое лицо рассматривается как граж­данин Российской Федерации, и на него распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных граждан. Ведь согласно ст. 11 Закона «О граж­данстве» иностранным гражданином признается лишь тот, кто об­ладает гражданством иностранного государства и не имеет граждан­ства Российской Федерации. Если же лицо с двойным гражданством находится на территории России, в гражданстве которой оно не состоит, то его следует считать ино­странцем. Но в этой связи возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем законодательстве пря­мого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда законодательство связывает определенные юридические последствия с принадлежностью лица к конкретному гражданству.

В юридической литературе говорится, что третье государство может рассматривать лицо с двойным гражданством как граждани­на любого из государств, гражданином которого оно является. По­лагается, что в вопросе о том, гражданству какой страны должен отдаваться «приоритет», необходимо исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек (так называемый принцип наиболее тесной связи).

Аналогичный подход мы можем встретить и в законодатель­стве ряда зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о междуна­родном частном праве, лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается гражданином того государства, с которым оно более тесно связано.[2]

Мы считаем необходимым кратко затронуть данную проблему, так как, несмотря на множественные усилия со стороны миротворческих и гуманитарных организация, политическая ситуация в мире (в некоторых его регионах) по-прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликта привыч­ный уклад жизни любого государства претерпевает значительные изменения. Это касается практичес­ки всех жизненно важных сфер общества, которые начинают работать в особом, чрезвычайном режи­ме. Такой особый режим, связанный с войной, на­прямую влияет на правовое положение иностран­ных граждан и особенно граждан неприятельских государств, а также граждан государств, оказываю­щих различную поддержку неприятелю, находя­щихся на территории воюющих сторон. Такие иностранные граждане могут быть интернирова­ны.

Под интернированием следует понимать санк­ционированное государством временное ограни­чение прав и свобод граждан враждебного государ­ства, исходя из интересов обеспечения государ­ственной безопасности воюющей стороны[3] .

Основанием для интерниро­вания граждан враждебного государства может служить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания или желание властей обеспечить их личную безопасность от послед­ствий военных действий.

Правовое положение иностранных граждан в РФ: закон и его основы, группы иностранцев и их статус

Активный поток внешних мигрантов, выходцев из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, наблюдается в РФ с начала XXI века. Это связанно с целым рядом причин, начиная от мировой глобализации, и заканчивая банальной потребностью в зарубежных кадрах. Поэтому правовое положение иностранных граждан в РФ в настоящее время является весьма актуальной проблемой.

Правовой статус

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ, законом ФЗ-115, а также прочими актами и договоренностями с другими странами.

Начнем с основ правового положения иностранцев. В главном законе России четко прописано, что мигранты имеют одинаковые с россиянами права и обязанности, кроме исключительных случаев:

  • Иностранцы не вправе занимать посты на городской и государственной службе;
  • Иностранцы не имеют избирательного права и не могут сами выбираться на должностные посты в государственные структуры. Эти лица не вправе принимать участие как федеральных, так и региональных референдумах;
  • Иностранцев не призывают на военную или гражданскую службу. Но они могут поступить на контрактную службу или трудиться в ВС РФ и других войсках в качестве наемного персонала;
  • Гражданско-правовое положение иностранцев не позволяет им командовать воздушными судами и входить в состав экипажа военного корабля.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом, есть обширный список должностей, на которые запрещено принимать иностранцев.

Правовые режимы

Согласно федеральному закону, мигранту присваивается один из следующих статусов:

  1. Временное пребывание. Относится к иностранцам, въехавшим в РФ в визовом или безвизовом порядке;
  2. Временное проживание. Такой статус определен для иностранцев с РВП;
  3. Постоянное проживание — иностранцы, оформившие ВНЖ. Эта категория мигрантов имеет аналогичные с россиянами права, вплоть до получения пенсии и разного рода социальных пособий и льгот;
  4. Обладающие дипломатическим иммунитетом;
  5. Получившие статус беженца.

Правовое положение иностранцев в каждой из представленных категорий имеет свои особенности. Всем без исключения иностранцам гарантируется основные права и свободы. Иностранцы с ВНЖ имеют равные россиянами права: на получение пенсий и пособий, на охрану здоровья и прочее. Одними из немногих прав, в которых иностранцы значительно ограничены, являются политические права. Но эти ограничения вытекают из самого понятия гражданства, под которым понимается стойкая связь между лицом и государством.

Въезд в РФ

На законодательном уровне закреплено, что иностранцы вправе приезжать в РФ только с визой. Посетить Россию без обязательного получения въездного документа имеют право граждане ряда стран, с которыми РФ заключила соглашение о безвизовых поездках. Выходцы из Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии вообще могут посещать РФ по своему национальному паспорту.

Виза открывается в дипмиссии РФ после предоставления пакета документации, соответствующей цели путешествия в Россию. При въезде заполняется миграционная карточка, на которой проставляется дата приезда и допустимый срок проживания в РФ.

Читайте так же:  Как оформить пенсию по потере кормильца

Согласно закону «О правовом положении иностранцев» в обязанности мигранта входит обязательная регистрация в течение 3 дней с даты въезда в РФ. Для граждан ряда государств ближнего зарубежья установлены другие сроки. К примеру, гражданам Таджикистана разрешено 15-дневное проживание в РФ без постановки на учет, Казахстана — 30 дней. Особый режим действует для Белоруссии, граница с которой практически отсутствует. Граждане этой страны не заполняют миграционные карты и имеют ряд значительный привилегий в РФ перед другими иностранцами.

Временное пребывание

Этот статус получает гражданин другого государства, въехавший в безвизовом или визовом порядке и не имеющий РВП или ВНЖ. Жить в России данное лицо может либо на протяжении действия визы, либо на время, определенное безвизовым периодом. В последнем случае этот срок ограничен 90 днями в каждом полугодии, кроме некоторых случаев.

Когда действие визы или срок безвизового периода заканчивается, иностранец обязан покинуть пределы России, исключение составляет ряд ситуаций:

  • Мигранту продлили срок визового документа или период безвизового проживания в РФ;
  • Иностранец получил новую визу, РВП или ВНЖ;
  • Мигрант оформил патент или разрешение на работу;
  • Иностранец подал заявление на РВП или ВНЖ и документы у него приняты (то есть он находится в промежуточном статусе);
  • Мигрант трудоустраивается в российскую компанию в качестве специалиста высокой квалификации;
  • Мигрант поступил в образовательное учреждение.

Стоит учитывать, что срок проживания иностранца может быть как продлен, так и сокращен. Последний вариант возможен при разного рода нарушениях, допущенных мигрантом в во время своего проживания в РФ:

  1. Сообщение ложных сведений и предоставление подложных бумаг для выдачи визы;
  2. Два и более раза за три года мигрант привлекался к административной ответственности (сюда относятся и штрафы от ГИБДД);
  3. Во время своего предыдущего приезда мигрант несвоевременно покинул РФ без уважительных причин, то есть нарушил миграционные правила;
  4. Решение о невозможности проживания иностранца принято в связи с обеспечением государственной безопасности;
  5. Принято решение о выдворении или депортации мигранта;
  6. Мигрант имеет непогашенную судимость за преступные деяния, совершенные на территории РФ либо другого государства;
  7. Иностранец своевременно не оформил полис ДМС;
  8. Мигрант не предоставил на границе доказательства наличия у него денежных средств для проживания в РФ;
  9. Иностранец включен в список лиц, которым запрещен въезд в РФ;
  10. Во время своего прошлого приезда в РФ мигрант не оплатил налоги либо расходы, связанные с его выдворением;
  11. Закончился срок допустимого проживания в РФ, то есть иностранец превысил норму в 90 дней на протяжении полугода.

Иностранцы с РВП

Получение РВП — это промежуточный этап между временным пребыванием и постоянным проживанием иностранца или лица без гражданства в РФ, так как следующей миграционной ступенью становится оформление ВНЖ. РВП выдается на 3 года в пределах установленных правительственных квот. Вне системы квотирование его вправе получить некоторые категории иностранцев:

  • Рожденные в РСФСР и имевшие гражданство Советского Союза;
  • Рожденные в России;
  • Имеющие нетрудоспособных родителей или детей — граждан РФ;
  • Состоящих в браке с россиянином;
  • Поступившие на военную службу;
  • Являющиеся участниками Госпрограммы.

РВП не является отдельным документом, а проставляется в виде отметки в паспорте иностранца. Однако апатриды, не имеющие собственного паспорта, получают РВП в виде самостоятельного документа, который в дальнейшем становится их удостоверением личности. В РВП содержатся основные сведения о мигранте: его ФИО, гражданская принадлежность, дата и место рождения, пол, срок действия.

фото: РВП для иностранных граждан (слева) и лиц без гражданства (справа)

Для оформления РВП иностранец обращается:

  1. В ФМС (переименована в ГУВМ МВД) по месту проживания;
  2. Дипломатическое представительство за рубежом;
  3. Консульство в стране проживания мигранта.

При принятии решения направляются запросы в здравоохранительные органы, МВД, службу судебных приставов, ФСБ и другие госструктуры. По полученным ответам рассматривается возможность выдачи РВП конкретному иностранцу. Этот процесс может растянуться на срок до 6 месяцев. При отклонении заявки подать следующую можно только через год.

В обязанности иностранцев, получивших РВП, входит ежегодное подтверждение своего права на проживание в РФ путем информирования ФМС о своих доходах. К бланку уведомления прикладывается справка о доходах или налоговая декларация.

Плюсы получения РВП для иностранцев очевидны:

[2]

  • Легальное проживание в РФ на протяжении 3 лет;
  • Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  • Возможность регистрации ИП или ООО для ведения собственного бизнеса;
  • Свободный въезд и выезд из РФ на протяжении всего срока действия РВП;
  • Получение бесплатного медицинского обслуживания.

Иностранцы с ВНЖ

Стать обладателем ВНЖ мигрант может после года проживания в РФ на основании РВП. Процедура получения ВНЖ начинается со сбора определенной документации и передачи ее в ФМС за полгода до окончания срока действия РВП. Заявка рассматривается на протяжении полугода с даты принятия документации. Но для некоторых групп мигрантов этот вопрос решается в более сжатые сроки:

  1. Участники Госпрограммы и носители русского языка могут получить ВНЖ уже через 60 дней;
  2. Граждане Белоруссии и специалисты высокой квалификации становятся обладателями ВНЖ через 90 дней;
  3. Беженцы — всего через 15 дней.

ВНЖ иностранного гражданина

С момента оформления ВНЖ мигрант приобретает аналогичные с россиянами права, кроме голосования на выборах. Единственным ограничением является необходимость проживать в РФ не меньше 180 дней в году, иначе ВНЖ аннулируется. Иностранцы, получившие этот документ, вправе выезжать из России и возвращаться без ограничений и оформления виз. Для ведения трудовой деятельности не требуются специальные документы. Работодателю, нанимающему иностранцев с ВНЖ, также не нужны дополнительные разрешения.

ВНЖ выдается на 5 лет, в будущем его можно продлить.

Особые категории иностранцев

Ряд иностранцев имеют особые правовые статусы. В первую очередь это специалисты высокой квалификации — иностранцы, имеющие необходимый опыт и знания для работы в определенной сфере деятельности. На таких лиц не распространяется система квотирования, ВКС получают рабочую визу на 3 года и вправе оформить ВНЖ, минуя стадию получения РВП. Основным и по сути единственным условием получения статуса ВКС является размер заработной платы — не меньше 2 млн в год (для научных сотрудников и преподавателей не меньше 1 млн в год).

Еще одна категория иностранцев — лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это работники дипломатических миссий иностранных государств, расположенных на территории РФ. Под дипломатическим иммунитетом понимается право иностранцев не подчиняться решениям другого государства, его представителей или структур, сюда относится:

  • Налоговый иммунитет. Финансовые операции, которые проводят дипмиссии для своих нужд, не облагаются налогами и сборами;
  • Неприкасаемость дипломатической почты;
  • Неприкосновенность помещения, имущества и транспортного средства. Имущество дипработников нельзя арестовать и подвергнуть обыску;
  • Таможенные преимущества. Багаж, направляемый на адрес дипмиссии, не облагается пошлинами, его не досматривают на общих основаниях.
Читайте так же:  Как написать письмо в прокуратуру через интернет

Особыми правами пользуются иностранцы, которые были вынуждены покинуть свою родину и искать убежища в другом месте, — это лица, получившие статус беженцев. Такие граждане работают без спецразрешений, патентов и квот, проходят бесплатное лечение и получают пенсии.

Сфера труда

Иностранцы могут устраиваться на работу в компании или к частным лицам, самостоятельно выбирать себе специализацию, подписывать трудовые контракты. Работодатель, нанимающий иностранца обязан получить соответствующее разрешение, кроме исключительных ситуаций.

На мигранта также возлагается обязанность получить разрешительную документацию на работу. Однако нужно учитывать, это что условие не касается достаточно обширного круга зарубежных сотрудников:

  1. Иностранцев с ВНЖ и РВП;
  2. Специалистов высокой квалификации;
  3. Беженцев;
  4. Участников Госпрограммы по переселению;
  5. Дипломатического персонала;
  6. Аккредитованными журналистами;
  7. Ученых и педагогов, приглашенных в РФ для занятия научной и преподавательской деятельностью.

Выдача разрешений на работу строго квотирована как по регионам РФ, так и по профессиям. Также квоты устанавливаются при выдаче работодателю разрешения на наем иностранцев. В некоторых областях экономической деятельности трудоустройство иностранца вообще исключено. К примеру, сейчас зарубежные сотрудники не могут работать в сфере торговли медицинскими препаратами.

Есть некоторые требования для трудовых мигрантов:

  • Совершеннолетний возраст;
  • Подтвержденные знания русского языка;
  • Срок трудового договора ограничен периодом действия документа, позволяющему иностранцу проживать в РФ;
  • Работать разрешается только в регионе, где было выдано разрешение (за некоторыми исключениями).

На работодателя также накладываются дополнительные требования. Компания обязана проинформировать ФМС о приеме на работу или увольнении иностранного сотрудника. За нарушение этого требования работодатель несет ответственность в виде штрафных санкций, их размер составляет:

  1. до 1 млн — для юридических лиц;
  2. до 70 000 — для ответственных лиц;
  3. до 7 000 — для физических лиц.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иных ФЗ. Также правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ.

Ограничения в правах иностранцев: иностранцы не могут поступить на гос. службу (в т.ч. в органы внутренних дел, гос. безопасности), не могут быть судьями, прокурорами, следователями, государственными нотариусами, частными нотариусами, адвокатами, командирами воздушных и морских судов (независимо от того, частное это судно или нет), иностранец не может владеть на праве собственности приграничными участками, землями с/х назначения (могут арендовать с/х участки).

Отдельные права предоставляются на началах взаимности с другими гос-ми. Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан.

Основы правового положения иностранцев в РФ:иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (исключение — случаи, предусмотренные ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью только в разрешенном порядке. Решение двойное – его получает иностранец и организация, которая берет его на работу. Разрешение платное, выдается всем иностранцам (исключение – временно находящиеся или постоянно проживающие на территории РФ).

Иностранцы пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях, наравне с гражданами РФ (применяется принцип национального режима). В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны-иностранца. Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ (искл — определенными профессиями могут заниматься только граждане РФ).

Временно-пребывающих в РФ иностранцы — могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания (работодатель обязан получить разрешение федеральной миграционной службы, а иностранец — подтверждение на право работы в РФ).

Характерной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в РФ иностранцами является их срочный характер. В этих случаях обычно применяется трудовое законодательство РФ в сочетании с законодательством страны иностранца.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации (стр. 1 из 6)

Оглавление

Глава 1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5

1.1. Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан. 5

1.2. Федеральное законодательство, регулирующее правовое положение иностранцев в России. 11

Глава 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

«О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 17

[3]

2.1 Основные понятия. 17

2.2 Основные положения закона. 20

2.3 Нововведения в Законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ «. 23

2.4 Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона. 25

В настоящее время в России постоянно проживает около 7 млн. иностранцев, из них более половины — граждане СНГ, что обусловлено прозрачностью наших границ с государствами из бывших союзных республик.

Эти цифры привел начальник управления Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики РФ Григорий Барабанов, выступая на заседании круглого стола по законопроекту о правовом положении иностранных граждан в России. По его словам, за 10 лет российское гражданство получили 2,5 млн. иностранцев. Григорий Барабанов отметил, что 250 тыс. из числа проживающих на территории РФ иммигрантов занимаются незаконной трудовой деятельностью, ухудшают социально-экономическую и криминогенную обстановку и отрицательно влияют на экономическую и политическую стабильность в стране.

Он добавил, что по оценкам экспертов, количество иностранных работников, в том числе нелегалов, в ближайшие годы в России будет увеличиваться. Он также отметил, что точной статистикой, отражающей положение дел с иммиграцией в РФ, министерство не располагает, так как значительная часть въезжающих на территорию страны иностранцев по причине открытости границ с рядом стран СНГ не фиксируется. Кроме того, далеко не все иммигрирующие в Россию иностранные граждане проходят регистрацию в территориальных управлениях миграционной службы.

По данным Федеральной иммиграционной службы, сегодня для России чуть ли не главная беда — неконтролируемый приток нелегальных мигрантов: как тех, что едут к нам на заработки, так и тех, что выбирают Россию в качестве транзитной базы для движения на Запад.

В то же время российское государство заинтересовано в иммиграции, притоке населения в страну, пополнении собственных трудовых ресурсов. По словам Владимира Зорина, министра Российской Федерации, курирующего в правительстве РФ вопросы национальной политики, ежегодно «численность постоянного населения России уменьшается на 500-600 тысяч человек». Именно поэтому иммиграция, по мнению Зорина, «является важным ресурсом пополнения численности населения». В то же время, подчеркнул Владимир Зорин, миграционная политика Российской Федерации «должна проводиться только в соответствии с интересами государства и им же регулироваться».[1]

Читайте так же:  Куда подать жалобу на судебных приставов

Правовое положение иностранных граждан на территории России регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового положения иностранных граждан в России, поскольку правоотношения в этой сфере, затрагивающие, в том числе жизненные интересы тысяч и тысяч мигрантов, находящихся в нашей стране, до сих пор регулировались на основе закона СССР от 24.06.1981 N 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года N 5153-Х «О введении в действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» с некоторыми внесенными в них поправками.

Главной задачей курсовой работы является рассмотрение основных положений нового Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вступающего в силу с 1 ноября 2002 года и особенно тех его положений, которые отсутствовали в старом законе.

Глава 1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан

Всеобщая декларация прав человека 1948 года закрепляет право каждого человека свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах каждого государства. Исходя из этого положения, в Конституции Российской Федерации декларируется положение о равных правах граждан РФ, иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства), ограничить которое может только Федеральный Закон.

Конституция России, имея на территории РФ высшую юридическую силу, закрепляет основополагающие принципы и нормы, касающиеся правового положения, как граждан России, так и иностранных граждан, лиц без гражданства.

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»[2] . То есть в статье гарантируется равенство прав граждан России и иностранных граждан, ограничить которое нельзя ни Президенту, ни Правительству, ни какому другому исполнительному органу в РФ.

Основным, не отчуждаемым правом человека, является право на жизнь , закрепляемое статьей двадцатой Конституции РФ. Это право не зависит от цвета кожи, национальности или гражданства, оно едино для всех людей.

В России охраняется достоинство личности , и ничто не может быть основанием для его умаления. Данное положение не только закрепляется ст. 21 Конституции, определяя достоинство личности как одну из высших ценностей, но и закрепляет за государством обязанность охранять это право.

Иностранным гражданам в Российской Федерации также гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Неприкосновенность жилища является важной конституционной гарантией, она означает, что никто не может войти в жилище, а также находиться в нем против воли проживающих там лиц. Тайна переписки и иных сообщений означает, что никакое лицо, в том числе и правоохранительный орган не имеет права получать информацию против воли лица ее передающего. В ст. 23 Конституции четко оговорено ограничение данного права исключительно судебным решением.

Одним из основополагающих является принцип частной собственности. Право собственности принадлежит каждому от рождения: «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» [3] . Термин «каждый» означает, что иностранные граждане также обладают этим правом. Исключением из этого правила является право частной собственности на землю. Статья 36 Конституции РФ закрепляет, что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю». Из этого вытекает, что иностранцы не имеют такого права.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов, могут в соответствии с российским законодательством иметь в РФ жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане пользуются в части наследования такими же правами, как и россияне.

Каждый, в том числе и иностранный гражданин, вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, и это положение включает в себя право исповедовать и распространять религиозные убеждения [4] . Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных документах. «Личным правом является принятие или не принятие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними».[5]

Видео (кликните для воспроизведения).

Подлинно демократическое общество немыслимо без свободы мысли и слова. Мысли являются продуктом внутреннего мира человека, а во внутренний мир человека никто не имеет права вмешиваться. Свобода мысли неразрывно связана со свободой слова и не может определяться связью с государством, «мысль является несвободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий».[6]

Источники


  1. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.

  2. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  4. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
Правовое положение иностранцев в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here