Правовые основы защиты информации

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Правовые основы защиты информации". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

ТЕМА 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Информация как объект правоотношений. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации.

Правовые основы защиты государственной тайны. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна.

Тематика докладов и рефератов

1. Юридические свойства информации.

2. Правовые основы обеспечения информационной безопасности России.

3. Коммерческая и служебная тайна.

4. Информационные правонарушения.

1. Раскройте содержание понятий: информация, массовая информация, персональные данные, конфиденциальная информация, информационная безопасность, государственная тайна, допуск к государственной тайне, коммерческая тайна, врачебная тайна, тайна связи, банковская тайна.

2. Выполните тестовые задания:

2.1. Охраняемая информация имеет

а) товарный знак;

б) гриф общего пользования;

в) гриф ограниченного пользования;

г) знак обслуживания.

2.2. Основные принципы отнесения информации к государственной тайне

а) законность, демократизм, объективность;

б) законность, обоснованность, своевременность;

в) законность, формализм, объективизм;

г) законность, гуманизм, оперативность.

2.3. Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в

б) Правительстве Российской Федерации;

2.4. Не могут быть засекречены

а) сведения в военной области;

б) размер золотого запаса;

в) материалы оперативно-розыскной деятельности;

2.5. Не существует такого грифа секретности, как

а) «совершенно секретно»;

б) «абсолютно секретно»;

г) «особой важности».

2.6. Защите подлежит

а) любая информация, собственник которой не желает ее раскрывать;

б) устные и документированные сведения, содержащие тайну, охраняемую законом;

в) информация о деятельности органов власти;

г) любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб.

2.7. В особом порядке (без проведения проверочных мероприятий) допускаются к государственной тайне

а) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи и адвокаты, участвующие в соответствующем процессе;

б) сотрудники органов внутренних дел;

в) послы России за рубежом;

г) ответственные работники министерств и ведомств.

2.8. В соответствии со степенью секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются

а) 2 формы допуска;

б) 3 формы допуска;

в) 4 формы допуска;

г) 5 форм допуска.

2.9. Под информацией понимаются

а) сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

б) сведения конфиденциального характера;

в) документированные материалы;

г) данные на материальном носителе.

2.10. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не распространяется на отношения, возникшие

а) при производстве и распространении информации;

б) при применении информационных технологий;

в) при обеспечении защиты информации;

г) при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.

2.11. В соответствии с Доктриной информационной безопасности к национальным интересам Российской Федерации не относится:

а) информационное обеспечение государственной политики;

б) продажа другим государствам секретной информации;

в) развитие современных информационных технологий;

г) соблюдение конституционных прав и свобод человека.

2.12. Несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на разглашение которой диктуется служебной необходимостью, является

а) государственной тайной;

б) служебной тайной;

в) личной тайной;

г) коммерческой тайной.

2.13. Обладатель информации при осуществлении своих прав должен

а) предоставлять информацию по требованию любого государственного органа;

б) свободно распространять имеющуюся информацию;

в) принимать меры по защите информации;

г) требовать оплаты предоставленной информации.

2.14. Коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны, является

а) межведомственная комиссия;

б) Конституционный Суд;

в) Государственная Дума;

г) Верховный Суд Российской Федерации.

2.15. Законодательством Российской Федерации не регулируется тайна

2.16. Органы государственной власти, обязанные периодически пересматривать сведения, подлежащие засекречиванию, осуществляют это не реже чем через каждые

2.17. Государственные программы в области защиты государственной тайны утверждает

а) Федеральная служба безопасности;

[1]

б) Федеральное Собрание;

в) Президент Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации.

2.18. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют

а) Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание;

б) Президент Российской Федерации и Правительство;
в) Верховный Суд Российской Федерации;

г) Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

2.19. К конфиденциальной информации не относятся

а) персональные данные;

б) адвокатская тайна;

в) сведения, составляющие тайну следствия;

г) сведения о ВВП России.

2.20. Обладатель информации не вправе

а) разрешать использовать информацию;

б) нарушать права других обладателей информации;

в) ограничивать доступ к информации;

г) передавать информацию другим лицам по договору.

2.21 Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается

а) Федеральной службой безопасности;

б) Президентом Российской Федерации;

в) Правительством Российской Федерации;

г) Федеральным Собранием.

3. Решите задачи.

3.1. Гражданин Иванов, десять лет назад допускавшийся по «форме один» к сведениям, составляющим государственную тайну, и прекративший трудовые отношения с закрытым НИИ 6 лет назад, обратился в паспортно-визовую службу с просьбой на получение загранпаспорта и разрешением на выезд из Российской Федерации в Великобританию. В выдаче загранпаспорта и разрешения на выезд ему было отказано. Основанием для отказа явилось заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения, к которым был в свое время допущен Иванов, сохраняют секретность. Иванов посчитал, что его права нарушены. Опираясь на нормы федерального законодательства, дайте правовую оценку ситуации. Что понимается под государственной тайной?

3.2. К руководству акционерного общества «Синтез» обратилась общественная организация «Здоровье» с просьбой представить данные о производственном травматизме на предприятии за последние три года. Руководство акционерного общества отказалось удовлетворить просьбу общественной организации, ссылаясь на то, что, согласно ФЗ «О коммерческой тайне» указанные данные являются секретом производства. Обоснован ли отказ руководства? Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну?

3.3. Журналист Юдин предал гласности закрытые сведения об объемах запасов в недрах стратегического вида полезных ископаемых в России, полученные им в ходе интервью с высокопоставленным лицом из Минэкономразвития. Против журналиста, не прошедшего процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ. Является ли Юдин субъектом разглашения государственной тайны? Является ли субъектом разглашения сведений, составляющих государственную тайну, должностное лицо из Минэкономразвития, в функциональные обязанности которого входит работа с такими сведениями? Можно ли журналиста Юдина привлечь к уголовной ответственности, если в ходе интервью он был предупрежден со стороны интервьюируемого, что сведения, которыми он делится, не подлежат распространению в силу их секретности?

Читайте так же:  Итог актива баланса должен быть

4. Определите, в каких федеральных законах закреплены положения о налоговой тайне, банковской тайне, тайне усыновления, врачебной тайне, тайне связи, тайне завещания, адвокатской тайне, аудиторской тайне.

1. Лебедева Н.Н. Право граждан на информацию: становление и развитие /Н.Н. Лебедева, Н.Н. Федосеева // Государство и право. – 2006. — № 5.

2. Лескова И.В. Информатизация общества: правовые проблемы / И.В. Лескова. // Государство и право. – 2007. — № 8.

[2]

3. Мытарев Ф.Ю. Право и информационная среда хозяйствующего субъекта / Ф.Ю. Мытарев // Государство и право. – 2007. — № 8.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовые основы информационной безопасности

Читайте также:

  1. I. Нормативные правовые акты
  2. I. Нормативные правовые акты и иные официальные материалы
  3. I. Основы применения программы Excel
  4. II . Основы молекулярной физики и термодинамики
  5. II ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
  6. II Подзаконные нормативные правовые акты.
  7. II. Методические основы определения рыночной стоимости интеллектуальной собственности.
  8. II. Основы создания, деятельности, состав и структура поисково-спасательной службы МЧС России
  9. II. Требования безопасности во время занятий
  10. III СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ
  11. VI. Психологические методы повышения безопасности.
  12. VIII. ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Правовые основы информационной безопасности. Национальные интересы России в информационной сфере и угрозы информационной безопасности РФ. Методы обеспечения информационной безопасности. Классификация и характеристика мер защиты информации.

Рассматривая понятие информационной безопасности, необходимо отметить, что основные понятия в данной области даны в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»[268] и Доктрине информационной безопасности РФ[269].

Безопасность

– это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[270].

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Информационная безопасность Российской Федерации

– это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[271].

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей[272].

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Доктрина определила четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере[273].

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

· угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

Читайте так же:  Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

· угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;

· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние[274].

К внешним источникам относятся:

· деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;

· стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

· обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

· деятельность международных террористических организаций;

· увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

· деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

· разработка некоторыми государствами концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Видео (кликните для воспроизведения).

К внутренним источникам относятся:

· критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

· неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

· недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

· неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

· недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

· недостаточная экономическая мощь государства;

· снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

· недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

· отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ требуется решение следующих задач[275]:

· разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

· развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности РФ, а также системы противодействия этим угрозам;

· разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ;

· разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности РФ, а также сертификации этих систем и средств;

· совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

· установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

· координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности РФ;

· развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности РФ с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;

· разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

· разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

· обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

· разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

· развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

· создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

· расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;

· обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;

Читайте так же:  Объектом финансового контроля являются

· создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Необходимо отметить, что за прошедшие семь лет с момента принятия Доктрины информационной безопасности РФ указанные задачи решались достаточно успешно, однако говорить о решении всех задач пока рано. Большая часть задач реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»[276]. Кроме того, часть задач имеет скорее перспективный характер, рассчитанный на длительный срок.

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 1176 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовые основы защиты информации

Раздел 2. Методы и средства защиты информации

В компьютерных системах

Тема 2.

Методы защиты информации в компьютерных системах.

1. Правовые и организационные методы защиты информации в КС.

1.1. Правовые основы защиты информации.

1.2. Организационные методы защиты информации.

2. Защита информации в КС от случайных угроз и от традиционного шпионажа и диверсий.

2.1. Защита информации в КС от случайных угроз.

2.2. Защита информации в КС от традиционного шпионажа и диверсий.

3. Методы и средства защиты от электромагнитных излучений наводок.

4. Методы защиты от несанкционированного изменения структур КС.

5. Защита информации в КС от несанкционированного доступа.

6. Криптографические методы защиты информации.

С позиции безопасности информации в КС такие системы целесообразно рассматривать в единстве трех компонентов, оказывающих взаимное влияние друг на друга:

— технические и программные средства;

— обслуживающий персонал и пользователи.

Угроза безопасности информации

– потенциально возможное событие, процесс или явление, которые могут привести к уничтожению, утрате целостности, конфиденциальности или доступности информации.

Угрозы безопасности информации в КС:

а) Случайные угрозы:

— стихийные бедствия и аварии;

— сбои и отказы технических устройств;

— ошибки при разработке КС;

— алгоритмические и программные ошибки;

— ошибки пользователей и обслуживающего персонала;

б) Преднамеренные угрозы:

— традиционный шпионаж и диверсии;

— несанкционированный доступ к информации;

— электромагнитные излучения и наводки;

— несанкционированная модификация структур;

Правовые и организационные методы защиты информации в КС.

Правовые основы защиты информации.

Государство должно обеспечить в стране защиту информации как в масштабах всего государства, так и на уровне организаций и отдельных граждан. Для решения этой проблемы необходимо:

— выработать государственную политику безопасности в области информационных технологий;

— законодательно определить правовой статус компьютерных систем, информации, систем защиты информации, владельцев и пользователей информации и т.д.;

— создать иерархическую структуру государственных органов, вырабатывающих и проводящих в жизнь политику безопасности информационных технологий;

— создать систему стандартизации, лицензирования и сертификации в области защиты информации;

— обеспечить приоритетное развитие отечественных защищенных информационных технологий;

— повышать уровень образования граждан в области информационных технологий, воспитывать у них патриотизм и бдительность;

— устанавливать ответственность граждан за нарушение законодательства в области информационных технологий.

Государственной Думой РФ 27 июля 2006 года был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В законе даны определения основных терминов: информация; информационные технологии; информационная система; информационно-телекоммуникационная сеть; конфиденциальность информации; обладатель информации; доступ к информации; распространение информации.

В закон определены права и обязанности граждан и государства по доступу к информации. В нем установлен общий порядок разработки и сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения, а также порядок лицензирования деятельности в сфере информационных технологий. В законе определены цели и режимы защиты информации, а также порядок защиты прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.

Другие документы в области защиты информации:

— Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (в ред. ФЗ от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ);

— Закон РФ «О правой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 г.;

— Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.

— Уголовный кодекс Российской Федерации, глава 28 – определена (впервые) уголовная ответственность за преступления в области компьютерных технологий (ст.272 – за неправомерный доступ к компьютерной информации – от денежного штрафа в размере 200 МРОТ до лишения свободы на срок до 5 лет; ст.273 – ответственность за создание, использование и распространение вредоносных (вредительских) программ для ЭВМ (от одного МРОТ или от 2-х месяцев до 7 лет, в зависимости от последствий); ст.274 – ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ (от 180 до 200 МРОТ или срок до 4-х лет, без права занимать определенные должности до 5 лет).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8673 —

| 7440 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовые основы защиты компьютерной информации

Как известно, главным предназначение компьютера является обработка информации. Исходя из определения данного В.В. Крыловым: «компьютерная информация есть сведения, знания или набор команд (программ), предназначенных для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или машинных носителях, — идентифицируемый элемент информационной системы, имеющей собственника, установившего правила ее использования».

Под собственником информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения понимается субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами.

Владельцем

информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения является субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения ими в пределах, установленных законом.

Читайте так же:  Где получить материнский капитал на второго ребенка

Пользователем (потребителем

) информации признается субъект, обращающийся к ИС или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Действия других лиц, не являющихся собственником или владельцем информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения, а равно не являющихся законными пользователями информации, признаются нарушением и, следовательно, влекут юридическую ответственность. В отдельных случаях действия таких лиц содержат признаки преступления. Предусмотренного ст.272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации). Итак несмотря на ряд особенностей, информация наряду с традиционными материальными объектами может и должна рассматриваться законом как объект права собственности.

Охраняемая законом компьютерная информация

– это информация ограниченного доступа, которая имеет не только специальный правовой статус, установленный соответствующими законами или законами субъектов РФ, но по своему характеру предназначена для ограниченного круга лиц (пользователей), имеющих право на ознакомление и работу с ней.

Под информацией с ограниченным доступом понимаются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну.

Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий защиты права на информацию с ограниченным доступом. Условием правовой защиты информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» указывается следующие цели защиты информации:

· Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки;

· Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию;

· Реализация прав на государственную тайну и конфиденциальность.

Цель обеспечения безопасности информации

заключается в защите прав собственности на нее, а задачи безопасности информации – защита ее от утечки, модификации и утраты.

Создание электронно-вычислительной техники, ее широкое внедрение в экономическую, социальную и управленческую деятельность привело к повышению значимости и ценности информации и информационных ресурсов. Однако позитивные явления всеобщей компьютеризации сопровождаются массой негативных явлений, связанных со злоупотреблениями возможностями вычислительной техники. Особую тревогу сегодня вызывает факт выявления и развития в России нового вида преступлений, связанных с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

Интернет и право

Интернет настолько прочно занял свое место в современном мире, что уже никто, пожалуй, кроме юристов, не задумывается о его природе и не размышляет на тему, что же он из себя представляет. По крайней мере, как пользоваться Сетью, знает почти любой школьник. Однако, оказывается, что с юридической точки зрения Интернет как структура не вписывается ни в один из существующих на сегодня российских федеральных законов.

[3]

И трудности здесь возникают буквально на каждом шагу, начиная с того, что в юриспруденции не существует определения Интернета как такового, и кончая особенностями его регулирования.

В результате сегодня юристы продолжают активно доказывать, что Интернет не является ни субъектом права, вступающим в различные отношения со своими клиентами, ни объектом правоотношений, да и вообще чем-то единым, ведь ни в одной стране мира не существует организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника или владельца данной компьютерной сети. Хотя тут можно и поспорить, ведь компаний-монополистов в Сети предостаточно. Юристы правы и в том, что Интернет не имеет собственного обособленного имущества и не способен иметь какие-либо самостоятельные права и, соответственно, нести какие-либо обязанности, так как за каждым возникающим при работе в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект. В итоге, большинство законодателей склоняются к тому, что Интернет не может являться юридическим лицом.

Встает вполне законный вопрос: если с точки зрения юристов все обстоит именно так, то зачем им вообще задумываться на тему не вписывающегося ни в какие юридические рамки Интернета? Но нет — всемирная Сеть порождает многочисленные правоотношения, ведь каждый из нас может вступать в договорные отношения с провайдерами, пользователями, разработчиками ПО, организациями связи и пр., а также совершать в Сети конкретные сделки: аренды, купли-продажи, передачи каких-либо прав и пр.

В итоге получается, что правовое регулирование Интернету действительно необходимо, и, по большому счету, должно включать в себя коммерческое законодательство, меры по развитию конкуренции, лицензирование и технологические стандарты, регулирование цен, налоговое обложение, защиту интеллектуальной собственности и потребителей, обеспечение ответственности провайдеров, преследование компьютерных преступлений и пр.

А значит, по всей видимости, какой-то специальный «Закон об Интернете» или пакет законов должен существовать. Но пока в России разрабатываются и предлагаются на рассмотрение проекты такого закона, Сеть продолжает развиваться в соответствии со своими нормами и правилами.

Учитывая, что мировые просторы Интернет начал осваивать намного раньше, нежели российские, то не помешает при решении вопроса о юридическом регулировании Сети оглянуться вокруг и посмотреть, какова мировая юридическая практика. И оказывается, что здесь тоже все обстоит весьма непросто.

К примеру, в США с 1997 года юристы активнейшим образом занимаются нормотворческой деятельностью сети Интернет, а в штате Калифорния на сегодня свыше двух десятков нормативно-правовых актов, относящихся к использованию всемирной Сети.

Но ни в одной стране мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернету, а существующие нормативные акты регулируют лишь частные вопросы функционирования Сети. Еще более усложняет ситуацию то, что нормы, которые можно было бы применить к отношениям в Интернете, «разбросаны» по законодательным актам других отраслей права. И в дополнение к перечисленному — практически отсутствует регулирование Интернета на международном уровне, хотя отдельные шаги в этой области и были сделаны.

Что касается степени жесткости регулирования, то тут можно выделить, весьма условно, два направления: западное и восточное. Восточное направление подразумевает принцип ответственности провайдеров за любые действия клиентов и запреты на доступ в отдельные сферы Сети. Западное направление более демократично и предполагает минимальное вмешательство со стороны провайдеров в действия своих пользователей. Оба направления очень тесно переплетаются, и отдельные их аспекты могут иметь место в странах как западного, так и восточного регионов. Например, в США, где громко говорится о демократии, ограничен доступ к взрослому контенту Сети в школах и библиотеках. В то же время Карибские острова и Мексика по числу online — казино давно опередили весь остальной мир. А Европейский парламент, обеспокоенный событиями 11 сентября, принял в мае 2002 года закон, позволяющий правоохранительным органам заниматься мониторингом электронной почты частных лиц. И таких примеров великое множество.

Читайте так же:  Каков порядок присвоения почтового адреса вновь построенному частному жилому дому

По большому счету, весь период с момента появления первых российских пользователей Сети и поныне можно с юридической точки зрения разделить на два этапа: до принятия Федеральной программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы» и после. Поэтому и особенности регулирования Интернета мы рассмотрим именно в этих двух ипостасях.

Однако есть юридические аспекты, имевшие место как до, так и после принятия программы. На начало 2003 года до сих пор в России не существует ни одного федерального закона о Сети, также как и самого юридического понятия «Интернет». В юридической практике, как правило, Интернет подразумевается тогда, когда в законодательных актах речь идет об «информационной» или «компьютерной сети». Очевидно, что под этими терминами можно подразумевать многое — в частности, компьютерная сеть может включать объединенные в сеть не только компьютеры, но сотовые телефоны и пр. Поэтому применение подобных формулировок в юридических документах, где вещи должны однозначно называться своими именами, совершенно недопустимо. Кроме того, в российском законодательстве отсутствует определение понятий: «сайт», «домен», «доменный адрес», «электронная почта», «хостинг» и прочих, повсеместно используемых при описании отношений, возникающих в Сети. В то же время содержащиеся в действующих законодательных актах определения понятий «информационный ресурс», «информационная система», «средство массовой информации», «информационный обмен» и иные — явно отстают от потребностей времени.

Все это понимают и российские юристы. И потому не случайны регулярно проводимые всероссийские конференции «Право и Интернет: теория и практика» (четвертая конференция прошла совсем недавно — 17 декабря 2002 года) и многочисленные законопроекты, переданные на рассмотрение в Государственную Думу.

Основные положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

Феральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий.

· Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)

· Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

· Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

· Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

· Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

· Статья 5. Информация как объект правовых отношений

· Статья 6. Обладатель информации

· Статья 7. Общедоступная информация

· Статья 8. Право на доступ к информации

· Статья 9. Ограничение доступа к информации

· Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

· Статья 11. Документирование информации

· Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

· Статья 13. Информационные системы

· Статья 14. Государственные информационные системы

· Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

· Статья 15.1. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

· Статья 16. Защита информации

· Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

· Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источники


  1. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  2. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
  4. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Правовые основы защиты информации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here