Преференции по 223 фз

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Преференции по 223 фз". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Преференции товарам российского производства по 223-ФЗ

C 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №925 от 16 сентября 2016 года «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Таким образом, с начала 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, принимающие участие в закупках по 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам при рассмотрении конкурскных заявок предоставляется приоритет в размере 15% от цены договора.

КАК РАБОТАЕТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений (т.е. победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора), и есть заявки с указанием страны происхождения РФ и иностранное государство, то оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится по следующему правилу:

цена заявки РФ = предложение — 15%.

Если победилем становится участник из РФ, то договор заключается по предложенной в заявке цене, т.е. без «-15%».

Если проводится аукцион (т.е. определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора на шаг, установленный в документации о закупке) и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и иностранное государство, то в случае победы иностранного товара / услуги, сумма договора определяется следующим образом:

сумма договора поставки иностранного товара / услуги = предложение — 15%.

ПРИМЕР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА

Заявка 1 предлагает поставку товаров российского производства на сумму 1 100 рублей.

Заявка 2 предлагает поставку товаров иностранного производства на сумму 1 000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчиком торгов заявке 1 дается приоритет и цена российского товара за вычетом 15% считается равной 935 рублям. Заявка 1 становится победителем. При этом договор с победителем заключается по цене, указанной в заявке, т.е. 1 100 рублей за единицу товара.

В итоге заказчик вынужден приобрести товар на 100 рублей дороже по причине того, что он является российским. Такая вынужденная поддержка российского производителя не всегда находит одобрение у заказчиков по 223-ФЗ, которые часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

УСЛОВИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТА ТОВАРАМ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Условием предоставления приоритета является включение заказчиком в документацию о закупке следующих сведений:

  • требование об указании участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • заявка на участие в закупке, в которой отсуствует указание страны происхождения поставляемого товара, рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • для целей установления соотношения цены товаров / услуг российского и иностранного происхождения в смешанных заявках (содержащих российские и иностранные товары), цена единицы каждого товара / услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы (НМЦЕ) товара / услуги, указанной в документации о закупке, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора

НМЦЕ товара смешанной заявки = НМЦЕ товара * [Сумма договора по результатам закупки / начальную (максимальную) сумму договора]

  • участник закупки относится к российским или иностранным лицам на основании документов участника, содержащих информацию о месте его регистрации (для юр. лиц и ИП), на основании документов, удостоверяющих личность (для физ. лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым заключается договор;
  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же или лучшие условия после условий победителя закупки, который уклонился от заключения договора;
  • при исполнении договора участником закупки, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда вместо иностранных поставляются российские товары, при этом их качество, технические и функциональные характеристики не должны уступать характеристикам товаров, указанных в договоре.
  • ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКИМ ТОВАРАМ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ В СЛУЧАЯХ, ЕСЛИ:

    • закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
    • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
    • в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
    • при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
    • при проведении аукциона в заявке на участие содержится предложение о поставке товаров и услуг российского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров и услуг российского происхождения составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

    Какие преференции предоставляются участникам закупок по Закону N 223-ФЗ

    При закупках по Закону N 223-ФЗ установлен приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения. В конкурентных закупках отечественная продукция, наряду с продукцией из ЕАЭС, имеет пятнадцатипроцентное преимущество в цене перед иностранными товарами, работами и услугами. Для предоставления такого приоритета заказчики включают соответствующие условия в документы закупки.

    Преимущество предоставляется также субъектам малого и среднего предпринимательства. Оно заключается в том, что некоторые заказчики обязаны провести часть своих закупок среди СМСП и представители крупного бизнеса к основной массе таких закупок не допускаются.

    Как предоставляется преимущество товарам, работам и услугам российского происхождения

    Преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок в размере 15% от предложенной участником цены. Данное правило и порядок применения установлены Постановлением Правительства от 16.09.2016 N 925.

    Наряду с отечественной продукцией указанные преимущества предоставляются также товарам, работам и услугам, происходящим из стран ЕАЭС (см. Письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4261).

    Страна происхождения товара определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник представил в своей заявке. Для этих целей включите в документы закупки требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара. При этом не требуйте подтверждающих документов, достаточно того, что участник укажет в заявке. Принадлежность участника к стране определяйте на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо на основании документа удостоверяющего личность, если участник закупки физическое лицо (п. 5 Постановления N 925).

    Механизм предоставления преимущества различается в зависимости от способа закупки:

    • при проведении аукциона либо иной конкурентной закупки, в которой участники соревнуются, постепенно снижая начальную цену, если победитель предлагает иностранную продукцию, договор с ним заключается по цене на 15% ниже, чем его предложение о цене. А если аукцион дошел до нуля и проводился на повышение, то договор заключается по цене на 15% выше, чем цена победителя;
    • при проведении конкурса, запроса котировок либо иной конкурентной закупки, в которой победитель выбирается на основании критериев, в том числе по цене, в целях оценки и сопоставления заявок цена участников, предлагающих отечественную продукцию, снижается на 15%. При этом договор заключается по цене, предложенной победителем.
    Читайте так же:  Производственный календарь на февраль

    Указанные правила не применяются в следующих ситуациях (п. 6 Постановления N 925):

    • закупка не состоялась и подана только одна заявка;
    • все заявки содержат предложение к поставке только российской продукции;
    • все заявки содержат предложение к поставке только иностранной продукции;
    • заявка участника содержит предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля последней в стоимостном выражении превышает 50%.

    Для предоставления приоритета включите в ваше положение, а также в документацию о проведении закупки в полном объеме сведения, перечисленные в п. 5 Постановления N 925.

    Если предоставили участнику приоритет, в ходе исполнения договора с таким участником нельзя менять страну происхождения товара. Исключением является только случай, когда иностранный товар меняется на товар из стран ЕАЭС, при этом характеристики новых товаров качественно не хуже товаров, изначально указанных в договоре (пп. «и» п. 5 Постановления N 925).

    Как предоставляется преимущество малому и среднему бизнесу

    Часть заказчиков по Закону N 223-ФЗ должны осуществить определенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим ниже, кто, каким способом и в каком объеме проводит такие закупки.

    Кто должен проводить закупки у СМСП

    Проводить определенный объем таких закупок должны следующие заказчики ( п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ , п. 2 Постановления N 1352):

    • юрлица вне зависимости от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 млн руб., если они сами не являются СМСП;
    • кредитные организации, величина активов которых за прошлый год превысила 500 млн руб.;
    • автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн руб.;
    • госкомпании, их «дочки» и «внучки»;
    • АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

    Какой объем закупок нужно осуществить у СМСП

    Всего за год вы должны закупить у СМСП на сумму не менее 18% от вашего годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом не меньше 15% годового стоимостного объема договоров нужно заключить по результатам процедур, к участию в которых допускаются только СМСП (п. 5 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

    Остальные договоры, которые учитываются в объеме закупок у СМСП, можно заключать любым способом, предусмотренным положением о закупке, в том числе предусмотреть требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП (п. 4 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

    Учтите, что для целей расчета объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме всех ваших договоров не учитываются закупки, перечисленные в п. 7 Положения об особенностях участия СМСП в закупках.

    Предусмотрите указанные объемы закупок у СМСП в плане закупок и контролируйте их объем в течение всего года. По его итогам вам предстоит составлять отчет, в котором необходимо указать фактически выполненный объем закупок у СМСП ( ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ ).

    Каким способом провести закупку у СМСП

    Чтобы выбрать способ закупки, необходимо определить, будет ли закупка только среди СМСП или с участием любых лиц. Для этого утвердите и разместите в ЕИС перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у СМСП. Без него вы не сможете проводить процедуры, участниками которых могут быть только СМСП (п. п. 8, 10 Положения об особенностях участия СМСП в закупках). При составлении указанного перечня исходите из необходимых вам объемов закупок у СМСП с учетом следующих правил (п. п. 18, 19 Положения об особенностях участия СМСП в закупках):

    • если начальная цена договора не превышает 200 млн руб., вы обязаны проводить закупку товаров, работ, услуг из перечня только среди СМСП;
    • при начальной цене договора от 200 до 400 млн руб. вы можете провести закупку товаров, работ, услуг из перечня только среди СМСП;
    • закупку дороже 400 млн руб. проводить только среди СМСП нельзя.

    Закупку, участниками которой могут быть только СМСП, проводите конкурентной процедурой в электронной форме только на площадках, отобранных Правительством РФ. Список таких электронных площадок и ссылки на них вы можете найти на главной странице официального сайта ЕИС — zakupki.gov.ru ( ч. 10 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Если вашим положением о закупке конкретная площадка не определена, выбирайте любую из отобранных Правительством, ограничений нет.

    Способ такой закупки определите с учетом правил, установленных вашим положением о закупке. Ее можно проводить в электронной форме любым из четырех классических способов: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений ( ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ ).

    Закупку, участниками которой могут быть любые лица, а также с условием о привлечении субподрядчиков из числа СМСП, проводите любым способом, предусмотренным вашим положением о закупке (п. 4 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

    Преференции для профстандартов.

    Правительство может рассмотреть предложение бизнеса создать систему преференций при госзакупках для компаний, которые подтвердили квалификации своих сотрудников. Однако, по мнению экспертов, пока недавно созданная российская система подтверждения квалификаций не устоялась, такая мера может создать коррупционные риски и рынок для мошенников.

    Правительство готово рассмотреть предложение бизнес-сообщества о предоставлении преимущества в государственных тендерах компаниям, проводящим повышение квалификации сотрудников по современным требованиям, заявила вице-премьер РФ Ольга Голодец. «Если компания заинтересована в развитии, то прежде всего она заинтересована в том, чтобы у нее был квалифицированный персонал,— отметила она в ходе форума «Национальная система квалификаций России».— И мне кажется, что это достаточная мотивация, но, если вы видите, что такой шаг необходим и что он что-то принесет нашей экономике, мы готовы, конечно, рассмотреть». Выступивший с этим предложением глава РСПП Александр Шохин отметил, что наличие в компании соответствующей квалификации у сотрудников является условием допуска к участию в тендерах во многих странах.

    В РФ система профессиональной квалификации была введена в 2016 году, чтобы установить единые требования к работникам на рынке труда, протестировать их навыки в специальных центрах оценки и затем сориентировать работодателей и преподавателей в том, чего именно не хватает специалистам (см. «Ъ» от 14 мая). Полный список стандартов Минтруд планирует разработать к 2018 году — видимо, к этому же моменту окончательно определится степень их обязательности. Работу по оценке профессиональных умений должны взять на себя отраслевые объединения работодателей. Координатором системы выступает Национальный совет при президенте по профессиональным квалификациям, созданный в 2014 году. В 2015 году уже создано 50 центров оценки квалификации, их число планируется довести до 400. Их созданием занимается в том числе и РСПП — на эти цели организация получила в 2016 году из бюджета Фонда социального страхования 300 млн руб.

    Читайте так же:  Как оформляются результаты испытаний электрооборудования

    Предложение стимулировать интерес работодателей к проверке квалификации сотрудников (пока исключительно добровольной) с помощью участия в госзакупках вполне соответствует трендам в этой сфере последних лет. С момента перехода на новое законодательство о госторгах (44-ФЗ, принятый в 2014 году) правительство использовало ресурс закупок государства и госкомпаний для поддержки тех или иных групп производителей достаточно активно. Так, с 2015 года существуют квоты для участия в госзакупках для малого и среднего бизнеса. Поддержку получили и производства: по принципу «третий лишний» (когда при регистрации на торги двух поставщиков из стран ЕАЭС иностранные компании уже не допускаются) проходят закупки техники, продуктов питания, лекарств и медизделий.

    «Идею о преференциях на госторгах по наличию подтверждения профессиональных квалификаций необходимо еще подробно обсудить — например, она пока не соответствует нынешней норме закона о добровольном характере этой процедуры для сотрудников компаний»,— говорит Федор Прокопов, вице-президент РСПП и глава комиссии объединения по профстандартам. По его словам, такая мера могла бы быть эффективной только при требовании строго определенных сертификатов соответствия — например, тех, которые могут выдавать центры, аттестованные отраслевыми советами, подчиняющимися Национальному совету. «Иначе люди будут обращаться к множеству других коммерческих организаций, которые появились за последние два года и ничем не могут подтвердить свою репутацию»,— говорит он. Схожим образом об идее отзывается и Александр Шамрин, проректор Высшей школы экономики: по его словам, нужно подождать, пока механизм подтверждения квалификаций «станет устойчивым». «В противном случае мы можем создать дополнительный механизм для коррупции»,— отмечает он. Самой же системе госзакупок дополнительные требования к квалификациям не нужны: по словам господина Шамрина, у госзакупщиков и сейчас достаточно способов обеспечить качество работы своих поставщиков.

    Автор: Анастасия Мануйлова


    Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

    Аналитические обзоры

    Преференции для российских товаров при закупках по закону № 223-ФЗ

    Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

    VEGAS LEX_Преференции для российских товаров при закупках_09.2016

    Скачать файл

    Файл добавлен 22.09.2016
    Презентация .pdf (1,1 Мб)

    16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

    Сфера применения приоритета

    Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:

    товарам российского происхождения;

    работам, выполняемым российскими лицами;

    услугам, оказываемым российскими лицами, —

    перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

    Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

    [3]

    При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ[1].

    Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

    в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;

    в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

    Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке[2].

    Содержание приоритета и порядок его предоставления

    Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте[3]. Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

    В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

    при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный «шаг»: если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

    при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

    [1]

    Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

    Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона № 44-ФЗ

    Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
    № 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:

    Читайте так же:  Как выписать из квартиры несовершеннолетнего

    Круг товаров, к которым применяются преференции

    Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

    Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

    Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

    Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

    Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

    Обязательность предоставления преференции

    Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

    Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления

    Соотношение с международными договорами, заключенными РФ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ)[4] и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).

    ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО)[5] предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

    В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ[6].

    ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

    В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

    Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

    Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

    Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

    [1] Подпункт «е» пункта 5 Постановления.

    [2] Подпункт «б» пункта 5 Постановления.

    [3] Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.

    [4] Соблюдение ГАТТ обязательно для Российской Федерация в связи с членством в ВТО.

    [5] В ВТО на момент подготовки настоящего материала входит 164 государства.

    [6] Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.

    Какие ограничения и преференции вводит в закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ национальный режим

    Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

    Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

    Читайте так же:  Как оформить страховку осаго через интернет росгосстрах

    Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

    • поддержка российских производителей;
    • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
    • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
    • развитие российской экономики в целом;
    • поддержание обороноспособности страны;
    • обеспечение национальной безопасности.

    Национальный режим ( 44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

    • запреты;
    • ограничения;
    • условия допуска (преференции).

    По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

    • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
    • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

    [2]

    Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

    Ограничения устанавливаются на допуск:

    • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
    • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
    • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
    • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

    При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

    В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей.

    Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

    Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

    Национальный режим по 223-ФЗ

    Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

    В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

    В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

    В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

    Национальный режим и преференции в госзакупках

    Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

    Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:

    условия допуска (преференции)

    Запреты на участие в государственных закупках

    Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

    Их список определяется Постановлениями Правительства:

    продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791);

    товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9);

    Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

    Ограничения в закупках

    Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

    Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289);

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968);

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832).

    Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

    Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

    Подготовка заявки на участие

    и ответа на техническое задание любой сложности

    Предоставление преференций

    Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

    Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящихиз иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.

    Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

    Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.

    При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

    При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.

    Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.

    Читайте так же:  Покупка квартиры у юридического лица риски покупателя

    При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.

    Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ

    Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:

    В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.

    Закупочная процедура признана несостоявшейся.

    В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.

    В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.

    В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.

    *Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.

    Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.

    Преференции в 223-ФЗ

    В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.

    Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.

    Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.

    При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта — заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.

    Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.

    Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.

    Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.

    А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

    Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е. каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе. Участник, который предложит самую большую стоимость — выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров — при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.

    Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.

    Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:

    требование о декларировании страны производства товаров в заявке;

    положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;

    сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);

    и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.

    Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

    Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

    Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

    Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    ©ООО МКК «РусТендер»

    Источники


    1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

    2. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

    3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
    4. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
    Преференции по 223 фз
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here