Принципы борьбы с терроризмом

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Принципы борьбы с терроризмом". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

§ 16. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности

Противодействие терроризму — комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.

К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.

Совет Безопасности ООН 20 января 2003 г. на своём заседании принял декларацию о борьбе с терроризмом, в которой подтвердил, что:

  • терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;
  • любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;
  • существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами;
  • терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • международные договоры Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  • Концепция внешней политики Российской Федерации;
  • Военная доктрина Российской Федерации;
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.

Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой. Содержание некоторых вышеуказанных законов будет подробно приведено в следующих параграфах.

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на таких принципах, как:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  7. приоритет мер предупреждения терроризма;
  8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  11. недопустимость политических уступок террористам;
  12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

На международном уровне определены и сформулированы основные направления противодействия терроризму и экстремизму.

В этой связи Совет Безопасности ООН призывает предпринять следующие шаги:

  1. Все государства должны осуществлять неотложные меры по недопущению и пресечению любой активной и пассивной поддержки терроризма и, в частности, в полном объёме выполнять все соответствующие резолюции Совета Безопасности.
  2. Совет Безопасности призывает государства:
    • стать в безотлагательном порядке участниками всех соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, в частности Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., и поддержать все международные инициативы, предпринятые с этой целью, и в полной мере использовать источники помощи и рекомендации, которые появляются в настоящее время;
    • максимально оказывать друг другу содействие в деле предотвращения, расследования, уголовного преследования и наказания за акты терроризма, где бы они ни совершались;
    • тесно взаимодействовать, с тем чтобы осуществить в полном объёме санкции, направленные против террористов и их пособников, в частности Аль-Каиды и движения «Талибан» и их пособников, как указано в ряде резолюций, принять срочные меры, чтобы лишить их доступа к финансовым ресурсам, которые необходимы им для осуществления их деятельности, и сотрудничать в полной мере с Группой контроля.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, нацеленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
  1. В мировом сообществе и в Российской Федерации сформулированы основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
  2. Мировое сообщество считает, что терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном межгосударственном и межнациональном уровнях.
  3. Борьба с терроризмом в Российской Федерации направлена прежде всего на обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
  4. Определена неотвратимость наказания за осуществление террористической и экстремистской деятельности.
  1. Как реагирует мировое сообщество на проявления терроризма?
  2. Какие принципы лежат в основе организации противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации?
  3. Какие конкретные меры предусмотрены в Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму?
  4. Почему важно знать законы о противодействии экстремизму и терроризму?
Читайте так же:  Правила проведения соревнований по плаванию

Подберите фактический материал и подготовьте сообщение на тему «Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями».

Дополнительные материалы к § 16

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является основным документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она также является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Стратегия национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 г.
(Извлечения)

Государственная и общественная безопасность Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать:

  • усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков;
  • совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
  • расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать:

  • повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

  • совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов.

Правовые основы и принципы борьбы с терроризмом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВсо взрывом

ЕСЛИ ВДРУГ ПРОИЗОШЕЛ ВЗРЫВ

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.

3. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.п.).

4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).

5. Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом).

6. В случае необходимой эвакуации, возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

7. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и взывайте о помощи.

С выходом из дома, отойдите от него на безопасное расстояние и не принимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам или знакомым.

Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С МАТЕРИАЛАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ УГРОЗЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет, и поместите в отдельную жесткую папку.

2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

3. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

Читайте так же:  Отчет об использовании отходов

4. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.

5. Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные и с их распространением, обнаружением или получением.

7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать. При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.

8. Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организаций и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9837 —

| 7412 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принципы правового регулирования международного cотрудничества в области борьбы с терроризмом

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем.

«Вопрос о противодействии глобальному терроризму, — замечает А. Бибилашвили, — перешел из стадии теоретической в стадию практического сотрудничества государств, стремящихся сохранить стратегическую стабильность и не допустить подрыва основ функционирования общественных и гражданских институтов» 1 . Это общее положение было бы верным, если бы не одно обстоятельство: теоретические политико-экономические и правовые проблемы терроризма, диалектическое соотношение его специфической цели и средств ее достижения, его историко-переходящий характер и т.д. все еще мало или совсем не изучены. Ведь терроризм с всеобщей, а не единичной или особенной, точки зрения — это феномен, не имеющий прошлого в историческом масштабе.
[327]

Лишь с 1960–1970 годов теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе, и мировое сообщество было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас почти на все регионы мира. Как естественная ответная реакция — активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного опыта законотворческой и практической работы в данной области назрела необходимость его обобщения и анализа через призму возможного творческого использования при выработке международной и национальной концепций борьбы с терроризмом.

Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) и др. Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.

Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 года в Вене, определила, [328] что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности.

На 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежденность в целесообразности более тесной координации и усиления сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием.

В свою очередь, на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 года) министры стран «большой восьмерки» приняли документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Одна из рекомендаций относится к «улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы».

Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые могут привести к гибели или ранению людей. «Восьмерка» призывала все государства взять под свой контроль неправительственные организации (гуманитарной, культурной или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности. Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются прежде всего частные средства кодирования передаваемой информации.

В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.

Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить [329] юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении. Рекомендовано всем государствам препятствовать передвижениям групп террористов и их отдельных членов и в этих целях ввести более строгий пограничный контроль и правила оформления удостоверений личности и визовой документации.

Читайте так же:  Мат капитал с какого года начали давать

Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами.

Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.

Группа экспертов по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 года приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.

Касаясь ситуации в постсоветских республиках, следует отметить, что криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого правового пространства на территории бывшего СССР быстро консолидировался. Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечался рост числа тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер. Широкое распространение получили различные проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники.
[330]

Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 году Советом глав государств Программы совместных мер борьбы с преступностью на период до нынешнего года.

Однако положения, содержащиеся в вышерассмотренных международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях. В конце 1960-х — начале 1970-х годов США, Италия, Великобритания, ФРГ и другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей приняли [331] ряд законодательных актов, нацеленных на предупреждение и пресечение терроризма, следуя при этом собственной модели законотворческой деятельности.

Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом:

  • во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;
  • во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;
  • в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;
  • в-четвертых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в стране или регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности.

Из вышесказанного очевидно, что для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, усиление социальной несправедливости, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Специальному изучению подлежат следующие вопросы: порождается ли терроризм все более усиливающимся противоречием между [332] Западом и Востоком, Севером и Югом?; не являются ли одной из причин терроризма те локальные войны, которые иногда ведутся благодаря реакционным силам так называемых «цивилизованных» государств против «нецивилизованных» народов?; какова роль торговли оружием и наркотиками в возникновении терроризма? и т.д.

Изживание терроризма — длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм одними только силовыми средствами: насилие неизбежно порождает насилие.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Для вытеснения терроризма из жизни требуется выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать усилия в превентивной деятельности. Необходимы меры по усилению охраны границ, повышению контроля за деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из других стран. Меры, направленные на сокращение безработицы и решение назревших [333] социально-экономических проблем, способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.

Методы борьбы с терроризмом

Понятие террора, его цели, направление организации и основные принципы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, особенности прогрессивной, консервативной стратегии, работа государственных структур и служб безопасности. Действия при захвате заложников.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.06.2014
Размер файла 19,8 K
Читайте так же:  Компенсация пенсионерам за капитальный ремонт

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1. Направление организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации

Терроризмом может считаться любая насильственная деятельность, осуществляемая одним человеком или группой людей с целью устрашения общественной массы, воздействия на государственные структуры и достижения ими поставленных условий, результаты выполнения которых могут оказать влияние на изменение политической, культурно-массовой, экономической ситуаций. Это определение лишь в очень отдаленных чертах может отобразить все стороны явления терроризма. Так как известные истории печальные террористические акты все-таки имеют свои особенности, отличительные черты и не могут быть объединены в единое понятие Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических проблем, с которыми столкнулось человечество. Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население. При этом террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ.

Международный характер терроризма предопределяет необходимость адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Основные принципы борьбы с терроризмом. Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы стерроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) риоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Система мер борьбы с терроризмом. Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»:

1. «Прогрессивная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.). В определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия.

2. «Консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий. Согласно принятому в 1998 году закону «О борьбе с терроризмом», субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются:

— Федеральная служба безопасности — осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

— Министерство внутренних дел — осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

— Служба внешней разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций. терроризм государственный безопасность заложник

— Федеральная служба охраны — осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

— Министерство обороны — обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций. Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности. Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков

— правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

— общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над «рынками» оружия и других средств массового поражения;

— административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

— специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений. Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России. Но наряду с государственными органами немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

Читайте так же:  Кто и на каких условиях может служить по контракту

Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать действенным фактором противодействия распространению терроризма в России, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.

1) физическое насилие, в том числе и физическое уничтожение;

2) уничтожение (повреждения) имущества и других материальных объектов;

[2]

3) устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам;

4) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

2. Цели терроризма заключаются в:

1) дестабилизации власти;

2) устрашении населения;

3) уничтожении физических лиц;

4) криминализации общества;

5) нарушении общественной безопасности;

6) нанесении материального ущерба.

3. Взятие заложников означает:

1) уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов;

2) преступление, при котором происходит захват людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники;

3) нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

4) уничтожение физических лиц;

5) применение оружия массового поражения

Соблюдать спокойствие, не паниковать

— Необходимо беспрекословно выполнять требования террористов, если они не несут угрозы моей жизни и моего здоровья.

— Постараться отвлечься от неприятных мыслей.

— Осмотрю место, где нахожусь, мысленно отмечу пути отступления, укрытия.

— Постараюсь не выделяться в группе заложников. Если мне необходимо встать, перейти на другое место, спрошу разрешения.

— При необходимости отдам личные вещи, которые требуют террористы.

— При силовом методе освобождения заложников, буду четко выполнять все распоряжения представителей спецслужб.

Терроризм — постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Список используемой литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. 4.05.2011 года). — М.:Омега-л,2010

2. Безопасность Жизнедеятельности, уч. Пособие./П.Э. Шлендер, В.М. Маслова, С.И. Подгаецкий. (Москва 2006 год).

3. Современные проблемы терроризма. М., 2009. Салимов К.Н.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблемы борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом на внутригосударственном и на международном уровне. Обеспечение всемерного содействия в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием. Особенности международного терроризма.

статья [24,4 K], добавлен 27.03.2013

История развития борьбы с терроризмом. Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий. Нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России. Уголовно-правовые особенности борьбы с терроризмом, способы его предупреждения.

дипломная работа [132,9 K], добавлен 13.03.2011

Виды и цели терроризма. Терроризм как средство распространения государственного влияния на соседние страны. Методы борьбы с терроризмом, мафией и отдельными преступниками. Особенности современного политического терроризма и способы борьбы с ним.

реферат [31,2 K], добавлен 19.08.2011

Общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личности и государства. Основные причины и сущность терроризма, история его возникновения. Деятельность международных организаций в сфере борьбы с терроризмом, проблемы ответственности за него.

курсовая работа [102,1 K], добавлен 28.04.2015

Анализ закрепления понятия «терроризм» в международном и российском законодательстве. Эволюция методов и механизма реализации уголовно-правовой борьбы с терроризмом в России. Юридический анализ преступления, предусмотренного ст. 205 Уголовного Кодекса РФ.

дипломная работа [101,1 K], добавлен 28.07.2010

Терроризм и его правовая характеристика. Идеология, связанная с насилием для воздействия на власти или для устрашения населения. Понятие противодействия терроризму. Криминалистические основы борьбы с терроризмом. Минимизации и ликвидация последствий.

реферат [36,8 K], добавлен 08.04.2011

Понятие и разновидности экстремизма, соотношение данного явления с терроризмом. Предпосылки возникновения в обществе. Анализ проявлений политического экстремизма на примерах экстремистских организаций в Российской Федерации, методы борьбы с ним.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 26.02.2017

Терроризм как форма и способ насильственного разрешения конфликтов. Классификация типов политического насилия. Особенности правового регулирования борьбы с терроризмом. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

курсовая работа [73,2 K], добавлен 29.08.2012

Понятие и сущность терроризма. Анализ террористического акта по уголовному кодексу Российской Федерации. Захват заложника. Ответственность за совершение терроризма в зарубежных странах. Меры предупреждения терроризма. Международное сотрудничество СНГ.

[1]

дипломная работа [86,3 K], добавлен 12.10.2015

Понятие терроризма, его сущность, отличительные черты, виды, и причины. Масштабы терроризма и его межгосударственный характер. Характеристики способа совершения нападения, и формы наказания, прописанные в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

[3]

курсовая работа [54,0 K], добавлен 12.12.2008

Видео (кликните для воспроизведения).

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  2. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  3. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
Принципы борьбы с терроризмом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here