Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Принципы валютного регулирования и валютного контроля". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Статья 3 . Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

>
Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля
Содержание
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование как неотъемлемая часть экономической политики стран, его конечная цель и закономерности, нормативно-правовая база. Определение основных принципов валютного контроля и регулирования, действующие на территории современной России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.04.2013
Размер файла 13,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

[3]

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

валютный контроль регулирование правовой

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

(от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ)

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

(от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ)

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

(от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ)

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Федеральными законами.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением некоторых случаев, установленных Федеральными законами.

4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Федеральными законами, без ограничений.

Читайте так же:  Как взыскать алименты в твердой денежной сумме

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой — свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые, прежде всего, связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Нормативно-правовая база валютного контроля и регулирования. Практическая деятельность ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток» по осуществлению валютного контроля по операциям с иностранной валютой. Проблемы и пути совершенствования валютного контроля в РФ.

дипломная работа [434,5 K], добавлен 21.03.2012

Валютное регулирование: понятие, процесс, формы, методы, нормативно-правовая база. Главные задачи валютной политики. Уровни регулирования валютных отношений. Основные направления валютного контроля. Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 04.03.2012

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля РФ. Методология осуществления валютного регулирования в России. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютных отношений в России. Основные направления валютного контроля в РФ.

реферат [75,8 K], добавлен 14.06.2015

Цель валютного контроля. Характеристика органов валютного контроля. Валютное регулирование Российской Федерации. Ответственность за нарушение валютного законодательства. Различие национального и межгосударственного регулирования валютных курсов.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 30.10.2010

Направления и особенности исследования системы валютного регулирования, действующей в России на современном этапе. Виды и формы валютного контроля, оценка его эффективности и нормативно-правовые основы. Анализ проблем валютного законодательства.

контрольная работа [31,5 K], добавлен 17.07.2013

Принципы и задачи валютного регулирования, регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Организация валютного контроля за поступлением выручки от экспорта и импорта товаров.

реферат [26,0 K], добавлен 14.06.2010

Методы, способы и инструменты валютного контроля и регулирования валютного курса в России. Современная классификация валютного курса и значение его влияния на конкурентоспособность и экономическую свободу РФ. Инструменты валютного регулирования.

курсовая работа [694,1 K], добавлен 23.04.2019

Понятие и виды валютного регулирования — комплекса мер, направленных на создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного контроля; установление определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на валютном рынке.

реферат [29,2 K], добавлен 20.11.2011

Особенность российского валютного законодательства. Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Выбор валюты при проведении расчетов. Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств.

реферат [23,2 K], добавлен 07.02.2013

Изучение сущности валютного регулирования — регламентации государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Анализ функций государства в сфере валютного регулирования. Стратегии валютной политики.

презентация [185,1 K], добавлен 26.04.2010

Валютное регулирование и валютный контроль: инструменты и методы

Валютное регулирование представляет собой деятельность государства по регламентированию порядка проведения операций с валютными ценностями. Валютное регулирование устанавливает основные принципы функционирования валютной системы той или иной страны. Это инструмент валютной политики государства, с помощью законов и подзаконных актов закрепляющий валютные ограничения на осуществление валютных операций.

Валютные ограничения (ашл. foreign exchange restrictions) представляют собой закрепленные законодательно лимитирования или полные запреты определенных валютных операций для определенных участников рынка (резидентов и (или) нерезидентов).

Валютные ограничения можно классифицировать по различным признакам (рис. 3.2.).

По направлению движения капитала валютные ограничения могут лимитировать, контролировать или запрещать отток капитала, приток капитала.

По способу правового регулирования выделяют следующие валютные ограничения:

? обязывающие (например, обязанность уведомления налогового органа об открытии счета в зарубежном банке в течение месяца после открытия);

Рис. 3.2. Виды валютных ограничений

  • ? запрещающие (например, запрет на использование наличной валюты юридическими лицами-резидентами при расчетах за экспорт и импорт);
  • ? ограничивающие (например, ограничение суммы наличной валюты, которую может вывозить резидент, без таможенного декларирования);
  • ? гибридные (сочетающие в себе несколько норм, например, запрещающих и обязывающих).

Валютные ограничения могут либо устанавливаться национальным законом и подзаконными актами в явной форме, либо выглядеть как порядок осуществления валютных операций, установленный в целях национального валютного контроля. Фактически же такой порядок предписывает совершать валютные операции строго определенным способом, т.е. по сути своей он является валютным ограничением.

По субъектам валютные ограничения могут касаться:

  • 1) операций резидентов или между резидентами;
  • 2) операций между резидентами и нерезидентами;
  • 3) операций нерезидентов или между нерезидентами.

По страновому признаку выделяют следующие виды валютных ограничений:

  • ? по операциям внутри страны;
  • ? операциям за рубежом;
  • ? трансграничные операции.

По видам операций выделяют валютные ограничения:

  • 1) по текущим валютным операциям;
  • 2) инвестиционным операциям (операциям, связанным с движением капитала).

В таблице 3.1 приведены примеры таких наиболее часто встречающихся валютных ограничений.

Международный валютный фонд в своем Уставе рассматривает валютные ограничения как меры, несущие в себе черты протекционизма и дискриминации, и предлагает избегать их своим членам. Количество стран, присоединившихся к VIII статье Устава МВФ, предусматривающей отказ от валютных ограничений по текущим операциям, постоянно растет. В 1965 г. их было 27, а к концу века число этих стран выросло до 147, в том числе с июня 1996 г. к VIII статье Устава МВФ присоединилась Российская Федерация.

Читайте так же:  Дискриминация по национальному признаку

В периоды валютно-финансовых кризисов обычно число используемых государством валютных ограничений растет. Между тем опубликованное в 2014 г. Международным валютным фондом исследование

Effectiveness of Capital Outflow Restrictions [1] , основанное на данных 37 стран за 15 лет, утверждает, что удачными в части ограничений оттока капитала были всего лишь две попытки (Малайзия, 1998 г., а также Исландия, 2008 г.).

Примеры валютных ограничений, используемых в мировой практике

По текущим операциям

По операциям, связанным с движением капитала

Запрет экспорта ряда отечественных товаров за национальную валюту.

Запрет импорта ряда товаров за иностранную валюту.

Лимитирование продажи иностранной валюты, в том числе импортерам.

[1]

Установление заниженного курса для обязательной продажи центральному банку всей или части валютной выручки экспортеров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ограничение сроков обязательной продажи экспортерами валютной выручки или обратной продажи импортерами неиспользованной валюты, купленной для оплаты по импортным контрактам. Ограничение сроков платежей по экспортно-импортным операциям.

Ограничение или запрет операций на срочном валютном рынке.

Моратории на выплату долгов нерезидентам по текущим операциям.

Множественность валютных курсов в зависимости от операций, резидентства и групп товаров

Разрешительный порядок приобретения иностранной валюты для проведения капитальных операций.

Ограничение на покупку внутренних ценных бумаг нерезидентами с помощью системы резервирования или специальных счетов. Запрет или разрешительный порядок на инвестиции нерезидентов внутри страны, а также зарубежных инвестиций резидентов. Ограничение сроков международных кредитов.

Ограничения по использованию национальной или иностранной валюты в международных кредитных операциях.

Моратории на выплату долгов нерезидентам по операциям, связанным с движением капитала.

Ограничения на вывоз национальной и иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, а также драгоценных металлов

Можно выделить следующие этапы национальной валютной политики и соответствующего им валютного регулирования в истории современной России.

Первый этап (1992—1999 гг.) характеризовался проведением жестким контролем трансграничного движения денежных средств, в том числе по текущим валютным операциям. Валютные операции, как резидентов, так и нерезидентов проходили в условиях существенных валютных ограничений. В 1995—1997 гг. произошел переход от регулирования валютного курса к таргетированию валютного курса путем установления валютного коридора, однако дефолт 1998 г. заставил вернуться к регулируемому курсу и вводу дополнительных валютных ограничений, таких как операционная позиция банков, запрещающая покупать иностранную валюту в большем объеме, чем продано, открытие специальных транзитных валютных счетов юридическим лицам-резидентам для покупки валюты и ее обратной продажи в случае неиспользования, а также увеличения норматива обязательной продажи валютной выручки до 75%.

Второй этап (2000—2013 гг.) совмещал в себе регулируемый валютный курс и относительно свободное трансграничное движение валютных ценностей. В начале данного этапа происходит постепенное снятие валютных ограничений с отдельных видов операций, связанных с движением капитала. Ввод в действие в 2004 г. нового Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании и контроле) ознаменовал собой переход от разрешительного порядка осуществления значительного числа валютных операций к уведомительному. В течение нескольких лет после принятия данного Закона происходило поэтапное снятие ограничений на трансграничное движение капитала, отмена таких валютных ограничений, как обязательная продажа валютной выручки, специальные счета нерезидентов и резервирование валютных средств на отдельные виды операций. В регулировании валютного курса произошел переход к таргетированию валютной корзины, а в дальнейшем — постепенное расширение ее коридора.

На третьем этапе (конец 2014 г.— настоящее время), в результате отмены валютного коридора, произошел переход к плавающему валютному курсу. Этот этап характеризуется свободным трансграничным движением капитала. При этом даже на данном этапе валютное регулирование и валютный контроль продолжают играть существенную роль. Главными ограничительными мерами валютного регулирования остаются требование репатриации валютной выручки и запрет на осуществление валютных операций между резидентами (исключения прямо указаны в законе), нарушение которых влечет за собой серьезную административную (штрафы до 100% от суммы операции) и в ряде случаев уголовную (до десяти лет лишения свободы) ответственность.

В валютном регулировании можно выделить несколько уровней:

[2]

национальный уровень, определяемый национальными регуляторами: центральным банком страны и ее уполномоченными правительственными органами;

межгосударственный (межстрановой) уровень, регулируемый международными соглашениями между отдельными государствами или группами государств и соответствующими учреждениями: Межгосударственный банк (СНГ и ЕАЭС), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ, англ. Asian Infrastructure Investment Bank, АПВ), Новый банк развития (НБР — БРИКС), региональные банки реконструкции и развития (Европейский, Азиатский, Межамериканский, Африканский);

Схематично структуру валютного регулирования в его взаимосвязи с валютным контролем можно представить следующим образом (рис. 3.3).

Среди методов валютного регулирования принято выделять прямые (непосредственные) и косвенные (общеэкономические) методы. При общих целях для данных методов характерны различные инструменты, используемые национальными регуляторами (в основном центральными банками) и межгосударственными органами.

К косвенным методам и инструментам валютного регулирования относятся меры, определяющие рамочные условия функционирования внутреннего валютного рынка: это разного рода валютные ограничения, режимы счетов для резидентов в иностранной валюте и для нерезидентов — в национальной, режим курса национальной валюты, механизм его установления и регулирования, наличие (или отсутствие) обязательной продажи экспортной выручки или ее части и т.д. Косвенные меры валютного регулирования призваны создать такие условия во внутренней экономике, которые будут стимулировать субъектов внутреннего

Читайте так же:  Как выбрать страховую компанию для заключения договора каско

Рис. 3.3. Взаимосвязь валютного регулирования и валютного контроля и внешнего валютных рынков действовать в нужном для регулятора направлении. Общеэкономические методы валютного регулирования используют объекты (виды операций), подпадающие под валютный контроль: экспортно-импортные операции, операции с ценными бумагами, операции по обмену валют, обязательную продажу части экспортной выручки и т.д. К инструментам косвенного валютного регулирования можно отнести введение (или отмену) лицензирования отдельных видов операций (например, операций с драгоценными металлами и камнями), лимитирование (утверждение нормативов, например, лимита открытой валютной позиции), пошлин, штрафов, налогов, квот и иных ограничений, изменение норм обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке и т.д. Ставя участников валютного рынка в определенные рамки, общеэкономические методы валютного регулирования тем самым косвенно вынуждают их действовать для легального получения прибыли в направлении, определяемом регулятором.

Прямые (непосредственные) методы регулирования предполагают вмешательство центрального банка в рыночный механизм в качестве участника рынка с целью изменения соотношения спроса и предложения национальной и иностранной валют для оказания воздействия на макроэкономические показатели: валютный курс, ставку ссудного процента, ликвидность кредитных организаций — в нужном регулятору направлении. К этим мерам относятся:

  • ? валютные интервенции;
  • ? операции центрального банка на открытом рынке (покупка / продажа государственных ценных бумаг: облигаций и казначейских векселей);
  • ? изменение центральным банком уровня процентных ставок (ставки рефинансирования, учетной ставки);
  • ? введение и изменение норматива отчислений коммерческими банками в Фонд обязательного резервирования (ФОР);
  • ? операции РЕПО (выдача денежных средств на определенные сроки под залог государственных облигаций и казначейских векселей) и обратные РЕПО;
  • ? переучет векселей первоклассных заемщиков;
  • ? выдача ломбардных кредитов;
  • ? проведение кредитных аукционов;
  • ? проведение сделок типа валютного свопа и т.д.

Валютное регулирование тесно связано и дополняется валютным контролем — деятельностью, призванной обеспечивать соблюдение валютного законодательства резидентами и нерезидентами страны.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также органов и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов Российской Федерации в области осуществления валютных операций, является Закон о валютном регулировании и контроле. В соответствии с ним основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • ? приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • ? исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • ? единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • ? единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • ? обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В соответствии с российским валютным законодательством к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги, т.е. бумаги, которые номинированы виностранной валюте и (или) которые были выпущены за пределами Российской Федерации.

Национальное валютное законодательство РФ относит к валютным операциям следующие операции:

44. Принципы валютного регулирования.

В России существует значительное число ограничений на валютные операции, направленных на предотвращение утечки капитала и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Банком России и Правительством Российской Федерации – органами валютного контроля.

Основные принципы валютного регулирования закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;

– полная конвертируемость рубля по текущим операциям;

– предотвращение утечки капитала, мобилизация валютных ресурсов;

– контроль за операциями нерезидентов в рублях;

– контроль за обращением наличной иностранной валюты и валютных ценностей.

Резидентами в Российской Федерации считаются физические лица, постоянно проживающие в России, юридические – созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие на ее территории постоянное местонахождение, а также различные официальные представительства и филиалы этих лиц за рубежом.

К нерезидентам в Российской Федерации относятся юридические и физические лица, имеющие место нахождения или жительства за пределами России и созданные по принципам законодательства иностранных государств. Находящиеся в России иностранные представители и представительства также считаются нерезидентами.

Цели валютного регулирования:

– усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;

– стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;

– стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности.

Объективными возможностями для достижения этих целей являются ценовая стабилизация и реальный курс рубля. Реальный курс рубля обеспечивается товарной массой, соответствующей массе денежного обращения, на уровне сбалансированного спроса и предложения и в пределах паритета его покупательной силы.

Читайте так же:  Позиция защиты по делу

Для ценовой стабилизации необходимо введение института фиксированных цен, прежде всего на энергоносители, и переключение расходов госбюджета на рост производства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к мерам узко бюрократического значения – регламентации расчетов экспортеров с госбюджетом, изъятию наличной иностранной валюты с внутреннего рынка, ограничению действий уполномоченных банков по купле-продаже свободно конвертируемой валюты (далее – СКВ) на внутреннем валютном рынке, установлению валютного коридора. Регламентации открытия счетов нерезидентов, введению правил ввоза-вывоза и пересылки СКВ, а также к валютному контролю.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

— установление порядка проведения валютных операций;

— определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;

3. Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (в ред. от 22.07.2008 года). Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Раздел III Закона урегулировал общие вопросы валютного контроля в РФ, определил ответственность субъектов валютных отношений за нарушение валютного законодательства, права и обязанности должностных лиц, органов и агентов валютного контроля.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

— режим государственной валютной монополии;

— режим валютного государственного регулирования;

— режим свободно-конвертируемой валюты.

Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания — 4 года, возможность повторного избрания — 3 года.

Основные функции совета директоров ЦБР: · утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе; · взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики; · утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР; · принятие решений: а) о величине резервных требований; б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений; в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР; г) об определении лимитов на открытом рынке; д) об участии в деятельности международных организаций; е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения; ж) о контроле над объемом денежной массы; з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

2. Понятие и принципы валютного регулирования

Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю валютных операций, установлению валютного контроля и воздействию на валютный курс, а также ограничению использования иностранной валюты.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования означает, что государство отдает предпочтение не политическим (как было в бывшем СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести: развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц, предоставление им различных льгот (в том числе налоговых), разрешение открытия счетов в банках за рубежом, целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, и др. Государственную политику в сфере валютного регулирования также называют валютной политикой.

Читайте так же:  Вправе ли работодатель привлечь к сверхурочной работе

Валютная политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой законодательно закрепленные меры воздействия государства, направленные на установление порядка обращения валюты внутри страны и за ее пределами. Разработка основных направлений валютной политики государства, как правило, возлагается на Правительство, центральные финансовые органы и национальный банк страны и осуществляется с учетом мировой валютной политики, проводимой международными валютно-финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным и Европейским банками реконструкции и развития).

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерации означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.

Государство, обеспечивая эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливает и единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. В то же время резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Составными частями (элементами) валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

Различают два вида валютного курса: биржевой (гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках (например, ММВБ), т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный курс вытекает из установленного международными организациями или государством валютного паритета, обменного соглашения. Валютный паритет представляет собой твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка формирует валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Валютное регулирование осуществляется специально уполномоченными органами государства. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию. Правительство РФ устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк РФ и Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  2. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  3. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here