Соглашение о разделе продукции

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Соглашение о разделе продукции". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ
«О соглашениях о разделе продукции»

С изменениями и дополнениями от:

7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г., 30 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г., 19 июля 2011 г., 29 июня 2015 г., 5 апреля 2016 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 6 декабря 1995 года

[3]

Одобрен Советом Федерации 19 декабря 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

30 декабря 1995 года

Соглашение о разделе продукции — договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона. Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности. Рассмотрены вопросы транспортировки, хранения и переработки минерального сырья, налогов и платежей при исполнении соглашения, учета финансово-хозяйственной деятельности инвестора и др.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. Государственный контроль за исполнением соглашений осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 11 января 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 18

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Общая характеристика соглашения о разделе продукции

11 января 1996 года на территории России вступил в силу Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции.

В соответствии с соглашением о разделе продукции РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр. В том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

Читайте так же:  Исковое заявление об уменьшении размера алиментов

Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью.

Еще одной особенностью Закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции, другая же поступает в собственность государства.

Отсюда следует, что соглашения о разделе продукции – это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

Одной из важных характеристик Закона служит то, что он отошел от принципа раздельного и установил единое правовое регулирование для иностранных и национальных инвестиций.

Суть соглашения, его особенности и новизна сосредоточены в механизме расчетов, а именно в разделе произведенной продукции.

В российском законодательстве используется индонезийская модель соглашения, которая реализуется в большинстве нефтедобывающих стран.

Разделу между государством и инвестором подлежит «прибыльная продукция», под которой понимается произведенная продукция за вычетом компенсационной, а также продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами. В соглашении устанавливаются условия и порядок раздела «прибыльной продукции» между государством и инвестором.

42. Основные условия соглашения о разделе продукции.Сторонами соглашения являются государство, в нашем случае, Российская Федерация и инвесторы.

От имени государства выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр.

Инвесторами являются «граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения»

В соответствии со ст. 9 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору.

Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

К вывозу подлежит компенсационная, а также часть прибыльной продукции, приходящаяся на долю инвестора, причем та ее часть, которая остается после уплаты налога на прибыль.

К числу основных выгод инвестора, обеспечиваемых Законом «О соглашении о разделе продукции», относится неограничиваемое право экспортировать из России ту продукцию, которая принадлежит ему на праве собственности.

Российское государство гарантирует инвестору защиту его имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На него не распространяются действия нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законов и актов субъектов РФ, а также местного самоуправления, если эти акты ограничивают права инвестора.Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, на условиях данных мероприятий, которые являются обязательными для сторон. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов. Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.Закон предусматривает, что соглашения могут заключаться вне конкурса, и они утверждаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 22 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах)».

Согласно ст. 13 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «при выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), плату за геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

Соглашение о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции (СРП) представляет собой коммерческий контракт между инвестором и государством. В соответствии с СРП, государство предоставляет инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор принимает на себя обязательство вести такую разработку своими силами и на свой риск.[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

СРП, наряду с концессиями, является наиболее распространенным видом соглашений в мировой нефтегазовой промышленности. Индонезия была первой страной, в которой соглашение о разделе продукции стало широко применяться как инструмент, обеспечивающий иностранным компаниям возможность заниматься производством нефти на ее территории. Первое такое соглашение было подписано в 1960 году. На сегодняшний день режим СРП применяется более чем в 60 странах мира.

Регулирующей базойв России для соглашений о разделе продукции выступает Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года, направленный на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции. [4] Сторонами соглашения являются:

1. Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;

2. Инвесторы – юридически лица, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Помимо Закона «О соглашениях о разделе продукции» для регулирования данных отношений является применяются с следующие нормативные акты: Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г.; постановления Правительства РФ, комментирующие основной закон («О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции»; «Об утверждении Правил определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции» и тд.

Читайте так же:  В течение какого времени выплачивается больничный лист

В Российской Федерации действует три проекта на основе СРП: Сахалин-1(оператор — ExxonMobil), Сахалин-2 (оператор — Sakhalin Energy) Харьягинское СРП (оператор — ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»)

Одной из главной преференцией СРП является особый налоговый режим.

К примеру, компания «Сахалин Энерджи» вместо НДС, НДПИ и прочих сборов платит 6 процентов роялти с момента добычи первой нефти. C началом раздела продукции, то есть после возмещения затрат на реализацию проекта, компания «Сахалин Энерджи» выплачивает налог на прибыль по ставке 32 процента и передает российской стороне часть продукции в виде природного газа. Фактический раздел продукции начался с 2012 года, на несколько месяцев ранее первоначально запланированного срока. Таким образом, налоговый режим в рамках проекта «заморожен», налоговое бремя не увеличивается.

Помимо облегченного налогового режима, следует отметить следующее отличие от концессионного соглашения: в рамках концессии частной стороне на правах собственности принадлежит весь объем продукции, в СРП концессионеру принадлежит её часть.Режимом СРП предполагается, что добываемая продукция делится на три основные части. Первая из них остается в распоряжении инвестора как компенсация его затрат. Вторая часть принадлежит государству, и третья — прибыльная часть продукции — подлежит разделу между сторонами по условиям соглашения о разделе продукции. Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Преимущества и недостатки данной формы ГЧП представлены в таблице 1.

Таблица 1. Преимущества и недостатки СРП

Преимущества Недостатки
· Стимулированиеиностранных инвестиций в капиталоёмкую отрасль НГК, в том числе в кризисных условиях · Льготные налоговые условиядля инвесторов, что делает рентабельным проекты с высокими рисками · Механизм СРПспособен привлекать капитал в проекты разработки ТРиЗ, шельфовых месторождений · Система разделенияфинансовых результатов закреплена изначально, частный и публичный партнер работают в «стабильных» условиях · Нерабочая правовая база СРП, несмотря на имеющийся федеральный закон, три действующих проекта были запущены вне данного закона · Непрозрачный механизм определения стоимости проекта, имеется возможность намеренного занижения инвестиционной привлекательности и рентабельности месторождений, которая позволяет инвестору занижать долю прибыльной продукции, принадлежащей государству · Публичный партнер длительное время не получает видимых результатов от применения СРП · Детальная индивидуализация условий СРП для каждого проекта, ряд бюрократических преград (параллелизм и дублирование при получении различного рода согласований, разрешений, сертификатов, лицензий)

По состоянию на сегодняшний день в рамках СРП действуют 3 нефтегазовых проекта, которые были запущены более 20 лет назад вне рамок федерального законодательства. В тот кризисный период механизм СРП позволил привлечь на российский рынок объемный иностранный капитал, предоставив долгосрочные государственные гарантии. Несмотря на множественные судебные делопроизводства, увеличение бюджета проектов, экспертные оценки об «упущенной выгоде», применение инструмента СРП можно считать успешным на российском рынке. Во время запуска СРП другого способа начать разработку сложных месторождений не было, ведь у российских компаний отсутствовали необходимые для этого миллиарды долларов. К тому же, реальный доход государства выше озвученного, поскольку операторы СРП нанимали российских подрядчиков, которые, в свою очередь, выплачивали в бюджет налоги, развивая «сложные» регионы Российской Федерации. Данный косвенный эффект виден на примере проекта Сахалин – 2, включающего, помимо добычи нефти, завод СПГ, продукция которого направляется в страны АТР. Данный проект позволил уменьшить влияние европейских и американских санкций на нефтегазовую отрасль и вывести Россию на мировой рынок СПГ.

16.9. Соглашения о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск (п.

Цель соглашения заключается в том, чтобы разведать, есть ли в недрах участка полезные ископаемые, добыть их и разделить между инвестором и государством продукцию (добытые из недр полезные ископаемые).

Закон о соглашениях о разделе продукции устанавливает два способа раздела.

1. Раздел только прибыльной продукции. Прибыльная продукция — та, которая остается после передачи инвестору части продукции (компенсационная продукция) в целях компенсации затрат инвестора (возмещаемых расходов), состав которых устанавливается соглашением о разделе продукции (далее — соглашением), и в соответствии с нормами главы 26.4 НК РФ. Компенсационная продукция не должна превышать 75 процентов общего количества произведенной (добытой из недр) продукции, а добытой на континентальном шельфе — 90 процентов ее общего количества (п. 1 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции).

За счет компенсационной продукции возмещаются также такие налоги и сборы, как: на добавленную стоимость, единый социальный налог, платежи за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог, акцизы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный способ раздела весьма выгоден инвесторам, цифры 75 и 90 процентов говорят сами за себя: делить приходится из остающихся 25 и 10 процентов продукции.

2. Прямой раздел, исключающий этап определения компенсационной продукции. Пропорции раздела устанавливаются соглашением, при этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов.

Предпосылкой заключения соглашения о разделе продукции является федеральный закон (законы), предусматривающий перечень конкретных участков недр, которые могут передаваться на условиях СРП.

Для включения участка в перечень необходимо обоснование целесообразности этого Правительством РФ, решения по данному вопросу законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр. В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется также решение соответствующего органа местного самоуправления. Разрешается предоставление на условиях СРП не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Закон предусматривает основание для включения участка недр в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Таковым является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий СРП.

Читайте так же:  Как разобраться с налогами

Закон, помимо оснований, предусматривает условия для включения в перечни участков недр. К числу таких условий, определяемых правительством, относятся следующие:

— если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки приведет к негативным социальным последствиям;

— если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

— если разработка данного месторождения требует использования высокозатратных прогрессивных технологий для добычи трудноизвлекаемых, значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Процесс заключения соглашения о разделе продукции — достаточно сложная и длительная процедура. Инвестор по СРП определяется по итогам аукциона. Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, установленных Правительством РФ и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находится участок недр.

Указанный аукцион, таким образом, имеет сходство с конкурсом, победитель аукциона, помимо оплаты цены за право заключения соглашения, обязан соблюдать обязательные условия аукциона: обязательным условием аукциона является также выплата инвестором государству компенсаций при нарушении режима традиционного природопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (п. 1 ст. 6 Закона о соглашениях о разделе продукции).

На наш взгляд, целесообразно было бы проводить не только аукционы, но и конкурсы. Это позволило бы отбирать проекты разработки недр, наиболее выгодные государству. Особенно это касается СРП, предусматривающих компенсацию затрат инвесторов. Аукцион не дает возможность выявить инвесторов, предлагающих реализовать проект с наименьшими затратами.

Условиями конкурса могли бы быть многие условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции и включаемые сейчас в соглашение, заключаемое с победителем аукциона, такие, как: количество (соотношение в процентах) привлекаемых российских и иностранных работников для реализации СРП, предоставление российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве, количество материалов, технических средств, оборудования российского происхождения в стоимостном выражении в общем объеме их закупок инвестором для реализации СРП.

Обратим внимание, что предметом аукциона является не сам участок недр, а право на заключение соглашения о СРП.

В отличие от общих правил ГК РФ о торгах (ст. 447 ГК РФ), предусматривающих максимальный срок 20 дней для заключения договора после завершения торгов и подписания протокола, соглашение о разделе продукции заключается в срок не позднее чем через один год со дня создания специальной комиссии для подготовки проекта соглашения. В свою очередь комиссия, состав которой формируется из представителей федеральных и региональных органов власти, создается Правительством РФ с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ — в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. Таким образом, заключению соглашения о разделе продукции предшествует период — до полутора лет со дня завершения аукциона. Представляется, что этот срок чрезмерно велик для того, чтобы сформировать комиссию и выработать условия СРП с конкретным инвестором.

Содержание соглашения предопределено законом. Условия выполнения работ, указанные в ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции, включаются в соглашение в качестве его обязательных условий.

В порядке, определенном этим соглашением, утверждаются программы, сметы выполняемых работ. При этом под работами Закон имеет в виду как подготовительные работы (например, обустройство участка недр, установка необходимого для добычи полезных ископаемых оборудования), так и саму деятельность по их поиску, разведке, добыче.

В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное количество представителей от каждой стороны — инвестора и государства. При этом обеспечивается и равное представительство со стороны РФ и субъекта РФ, на территории которого находится участок недр (п. 7 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). Помимо координации работ, управляющий комитет утверждает программы работ, сметы расходов инвестора, состав возмещаемых инвестору расходов за счет компенсационной продукции (пп. 5, 8 ст. 346.38 НК РФ).

Сторонами СРП являются:

а) Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченные им лица;

б) инвесторы-организации — юридические лица, а также не являющиеся юридическими лицами их объединения, создаваемые на основе договора простого товарищества (о совместной деятельности), осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Объединение представляет собой группу коммерческих организаций, которые в обязательстве со множественностью лиц, основанном на соглашении, имеют солидарные права и несут солидарные обязанности (ст. 3 Закона о соглашениях о разделе продукции).

Множество лиц на стороне инвестора рассматривается законодателем как единый инвестор прежде всего из соображений практической целесообразности — раздел продукции производится между государством и инвестором как единым лицом, а порядок дальнейшего ее раздела между участниками простого товарищества определяется договором между ними и выходит за рамки регулирования Законом и самим соглашением о разделе продукции. Кроме того, уже на момент проведения аукциона обеспечивается прозрачность в составе инвесторов с точки зрения оценки их финансовых возможностей в реализации СРП, с одной стороны, и своевременного создания объединений, способных к проведению работ и их финансированию, — с другой.

Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по его поручению оператором соглашения. Оператор соглашения, помимо функции заказчика — организатора работ по реализации СРП, ведет учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора по каждому отдельному соглашению, обособленно от учета деятельности, не связанной с соглашением (п. 4 ст. 7, ст. 14 Закона о соглашениях о СРП).

Оператор соглашения не является стороной соглашения о разделе продукции, вся полнота ответственности перед государством за действия оператора возлагается на инвестора: он отвечает за действия оператора как за свои собственные (п. 4 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции). На момент заключения соглашения оператор, если инвестор предполагает привлечь его для реализации СРП, может быть еще не определен.

Читайте так же:  Вправе ли работодатель привлечь к сверхурочной работе

В качестве оператора могут выступать в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о СРП филиалы или юридические лица, созданные инвестором для этих целей на территории РФ, либо привлекаемые инвестором другие юридические лица. Филиал — структурное подразделение юридического лица. Деятельность филиала — это деятельность самого юридического лица. Поэтому выполнение функций оператора филиалом означает, что деятельность инвестора и оператора (заказчика) сочетаются в одном лице.

Индивидуальные предприниматели не могут выступать ни в качестве инвесторов по СРП, ни в качестве операторов.

Подрядчики, поставщики, перевозчики и прочие исполнители отбираются инвесторами либо по их поручениям операторами (заказчиками), в том числе на конкурсной основе, самостоятельно. В самом соглашении о СРП их персональный состав не устанавливается. Исполнителями, подрядчиками могут быть и индивидуальные предприниматели.

При этом инвесторы обязаны обеспечивать соблюдение требований ст. 7 Закона о СРП о преимущественном праве российских юридических лиц на участие в работах в качестве исполнителей, подрядчиков, поставщиков на основании договоров с инвесторами, о приобретении не менее 70 процентов общей стоимости оборудования, материалов, технических средств, необходимых для реализации СРП, российского происхождения. При нарушении инвестором этого требования его капитальные затраты на приобретение указанного имущества за счет компенсационной продукции не возмещаются (п. 10 ст. 346.38 НК РФ).

[1]

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Найдено 5 определений термина СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Соглашение о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ, ст.2

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в т. ч. условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами. Правовой основой С. о р. п. является ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 6 декабря 1995 г. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах» в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Правовой основой С. о р.п. является Федеральный закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от б декабря 1995 г. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1991 г. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности — инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. При этом содержание соглашения должно соответствовать ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Перечни участков недр, право пользования которыми возможно на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Проекты их вносятся в ГД совместно Правительством РФ и представительными органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены соответствующие участки недр. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в С. о р.п. Сторонами соглашения являются: а) РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченные им органы, например территориальные органы управления государственным фондом недр; б) инвесторы, которыми вправе быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе догoвоpa о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

Лицензия на пользование участком недр выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней со дня подписания соглашения на срок его действия и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием на то, что данный участник выступает от имени всего объединения. В лицензии указываются все инвесторы (участники объединения).

Соглашение заключается органом, уполномоченным государством, с инвестором — победителем конкурса или аукциона. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, природной среды, безопасном ведении работ соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора: предоставлять юридическим лицам РФ при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.п. на основании отдельных договоров с инвесторами; страховать ответственность в связи с возмещением убытков в случае аварий; вывезти все сооружения и иное имущество после завершения работ. Стороны должны предусмотреть в соглашениях условие: не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки, закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории РФ.

Читайте так же:  Производственный календарь на май

В соглашении определяются условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвесторами. Распределение продукции, полученной государством после раздела с инвесторами, между РФ и субъектами РФ осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами. Инвестор уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и платежи за пользование недрами: разовые (бонусы) при заключении соглашения, ежегодные — за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярные (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи или от стоимости произведенной продукции. Инвестор освобождается от других обязательных платежей: налогов, сборов, акцизов и т.п. За пользование землей и другими природными ресурсами плата производится в соответствии с законодательством РФ. Инвестор не освобождается от обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников — граждан РФ, а также от платежей в Государственный фонд занятости населения РФ.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Соглашение о разделе продукции

Срок действия С. о р.п. устанавливается сторонами в соответствии с законодательством РФ, действующим на день заключения С. о р.п. Действие С. о р.п. по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. Условия и порядок такого продления определяются С. о р.п.

Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью С. о р.п., разрешаются в соответствии с условиями С. о р.п. в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в т.ч. в международных арбитражных институтах). В С. о р.п., заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством РФ отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.

Заключение, исполнение и прекращение С. о р.п. при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме алмазов), осуществляются в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»**.

[2]

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Соглашение о разделе продукции» в других словарях:

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — (англ. Production Sharing Agreement) договор (см. ДОГОВОР), в соответствии с которым государство предоставляет частному подрядчику на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на… … Энциклопедический словарь

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке… … Юридическая энциклопедия

Соглашение о разделе продукции — в РФ договор, в соответствии с которым: РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с… … Финансовый словарь

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке… … Юридический словарь

Соглашение о разделе продукции — является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке… … Словарь юридических понятий

Соглашение о разделе продукции — (СРП) (англ. Production Sharing Agreement) специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и… … Википедия

Соглашение о разделе продукции — 1. Соглашение о разделе продукции (далее соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее инвестор) на возмездной основе и на определенный срок… … Официальная терминология

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — (СРП) договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ — договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и… … Энциклопедия юриста

Видео (кликните для воспроизведения).

соглашение о разделе продукции — договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке… … Большой юридический словарь

Источники


  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  3. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  4. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
Соглашение о разделе продукции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here