В чем сущность политики просвещенного абсолютизма

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "В чем сущность политики просвещенного абсолютизма". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Просвещенный абсолютизм

Большинство из нас понятие «просвещенный абсолютизм» связывают исключительно с именем Вольтера и его письмами Екатерине II, а ведь это явление затронуло не только государственную жизнь России и философскую мысль Франции. Идеи просвещения абсолютизма получили широкое распространение по всей Европе. Так что же такого привлекательного видели монархи в этой политике?

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

[2]

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая

особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Просвещенный абсолютизм в Российской Империи

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

1.Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Читайте так же:  Базы отдыха мо рф для военных пенсионеров
Видео (кликните для воспроизведения).

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

СУЩНОСТЬ ПРОСВЯЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА

«Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной сферах так и в духовной жизни общества. Основные факторы политики «просвещенного абсолютизма» в России.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. IV. Ордынское иго на Руси, его сущность и последствия.
  3. S53.Сущность психологических методов управления.
  4. А) Сущность техники
  5. Аграрная реформа Столыпина: причины, сущность и результаты
  6. Административные реформы Петра I. Завершение формирования русского абсолютизма. Его особенности.
  7. Административный процесс: понятие и сущность
  8. Анализ земли необходим для того, чтобы определить природу, сущность и особенности дохода от экономической реализации этого фактора производства.
  9. Англия в период абсолютизма.
  10. Аудиторский контроль, его сущность и особенности

Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18 веке широкое распространение.

В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить её с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, также как и в ряде других европейских стран, заключалось в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время.

Сущность политики «просвещенного абсолютизма».
Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так:
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных.

Екатерина в течении двух лет трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить».

Еще в период работы над «Наказом» Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Уложенной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая — о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества — любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».

[3]

Реформы Екатерины Великой Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II:

Реформа Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом;

Секуляризация церковных владений (передача в ведение коллегии экономии);

Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине;

Губернская реформа: «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»;

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»;

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» — расширение дворянских привилегий;

Полицейская реформа: введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль;

Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков;

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений;

Введение свободы предпринимательства.

Екатерина II, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п.

Судебная реформа
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.
Значение эпохи Екатерины II чрезвычайно велико потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше. Способность Екатерины подводить итог, доводить до полного разрешения исторические вопросы , заставляет признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.
Несмотря на всю противоречивость эпохи Екатерины и незавершенности многих ее реформ, она все равно остается одной из ярчайших личностей русской истории, принесших в русскую культуру и жизнь.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав

Екатерина 2. Сущность политики просвещенного абсолютизма

Россия после Петра. Основные тенденции исторического развития.

Вплоть до конца 18в доминирующими тенденциями развития России оставались:

Усиление самовластия и деспотизма(оно отмечается правлением Анны Иоанновны, несмотря на то, что ее вступлению на престол предшествовало подписание кондиций, ограничивающих самодержавие в пользу аристократической верхушки, заседавшей в верховном тайном совете, но разорвала кондиции при поддержке гвардейцев и дворян и провозгласила себя самодержавной императрицей),

ужесточение крепостнических порядков(за счет податей расширилась крепостная зависимость, 1736 указ о прикреплении наемных работников к мануфактурам 1760 ПетрЗ получение права ссылать крестьян в Сибирь, 1765 -на каторжные работыЕк2, в 1767 Ек2 указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещика(уг. наказание), 1783 -крепостное право распростр на вольную Украину.),

усиление позиции дворянства( 1727 -разрешение офицерам и рядовым из дворян увольняться из армии на 3 год, 1732 — корпус кадетов(дворяне-выпускники шли в армию уже офицерами), 1730 -приписка двор детей к полку, 1736 — отмена бессрочной службы дворян в армии(25лет), 1741 винокурение объявлено дворянской монополией, 62 — манифест вольности дворянства. Вывод: расширились и законодательно укрепилиь привилегии дворянства.

С 1725 по 1762 к власти пришла Екатерина II Россией справит 6 монархов. Это время власти временщиков. Престолонаследие стало причиной дворцовых переворотов течении 37 лет. С помощью гвардии к власти в 1725 пришла жена Екатерина Петра Великого 1727.Императрица Анна Иоановна- период бироновщины. После ее смерти правит регентша Иона Антоновича анна Леопольдовна, но не долго. Переворот Елизаветы Петровны состоялся 25 ноября 1741г. Настало время «Веселой Елизаветы» лежит между аннинским и екатериниским временами. Восстановила в 1741 Сенат под ним кабинет министров, отмена главы привительство конца 40-ых, таможен. Пошлин внутри гос-ва. В общем проводилась все же продворянская закрепостническая политика. Отмена смертной казни. Семилетняя война 1756-1763. Престол унаследовал Петр Федорович сын ст. дочери Петра Анны стал императором Петром III в 1761. Он уничтожил тайную канцелярии, отправил церковные земли под управлении Коллегии экономики. Однако его жена немка Екатерина совершила переворот и приказала убить Петра III в 1762 став императрицей Екатериной II

Просвещенный абсолютизм – политика, проводимая в 18 веке рядом монархичнских стран и направленная на устранение остатков средневекового феод строя в пользу капиталистических отношений

1) Масштабная законодательная инициатива

2) Ограничение позиций церкви

3) Ослабление сословных перегородок.

4) Активизация политики в сфере образования, просвещения

5) Масштабное переустройство гос-ного аппарата в целях его совершенствования

6) Содействие буржуазному развитию.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

— созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;

— реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);

— принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;

— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования (см. билет № 6).

Читайте также:
  1. Quot;ВЕК ЕКАТЕРИНЫ» И ПРАВЛЕНИЕ ПАВЛА 1
  2. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм».
  3. Власть и управление в России в XVII в. Постепенный переход к абсолютизму
  4. Внутренняя политика Екатерины 2
  5. Внутренняя политика Екатерины II «Просвещённый абсолютизм».
  6. Возникновение абсолютизма в Западной Европе
  7. Время правления Екатерины Великой. «Просвещенный абсолютизм».
  8. ЕКАТЕРИНЫ II и АЛЕКСАНДРА I
  9. Консолидация феодального сословия в период абсолютизма. Указ о единонаследии 1714 года и Табель о рангах 1722 года.
  10. Основные направления внутренней политике правительства Екатерины II.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

19. Россия в эпоху наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

В 1807 г. Александром I и Наполеоном был подписан Тильзитский мирный договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде, обязавшись прервать торговые отношения с Англией. Участие в континентальной блокаде противоречило экономическим интересам России и вызывало недовольство дворянства и купечества. Что касается Наполеона, то он понимал, что успешная война против России позволит ему не только расправиться с Англией, но и добиться главной цели — господства в Европе и в мире

Заграничные походы: янв1812 — поход с целью уничтожения наполеона, окт 1813 — сражение под г. Лейпциг, март 14 — взятие Парижа, 15г-сражение в Ватэрлоу, 20г смерть наполеона. Конец войны: Венский конгресс 14-15гг о разделении границ. У Фр — довоенные границы, к России — герцогство Варшавское. 1815 — договор о свящ союзе между Пруссией, Австрией, Россией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма», ее основные черты и противоречия.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям Нового времени. Политика ПА в России, проводимая Екатериной II, так же как и в ряде других стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя в условиях его начавшегося разложения. Эта политика и получила название «просвещенного абсолютизма». С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с М.Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Ш.Л. Монтескье стала ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о «великой Семирамиде Севера». Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царствования. Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

Секуляризация церковных имуществ.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина в 1764 г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры.

Руская культура 18в.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

Созыв «Уложенной комиссии». Составление наказа Екатерина

Наиболее ярким проявлением политики просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 году Комиссии для составления нового «Уложения» и «Наказ», составленный Екатериной специально для депутатов этой концессии.

Беспорядок действовал в законах. Предшественники Екатерины непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени «Уложения» 1649 года, и не могли с этим сладить.

Главным ее трудом в области политико-правовой мысли является «Наказ» императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения 1767 г., или просто «Наказ».

«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.

Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом — совершенно искажена. Французский философ представлял эти “последующие власти” относительно независимыми от престола, а у

Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха. Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов» к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе «Наказа» проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Уложенной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая — о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества — любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».

Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав

Сущность, понятие и зарождение просвещенного абсолютизма.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.[7, стр.98]

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

· идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

· именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

· все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»;

· просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

· признание свободы слова, мысли, самовыражения.[5,стр 156]

Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).[10]

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —

| 7082 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

[1]

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. III. Сущность и цели инвестиционного менеджмента
  3. V1: > Тема № 1.Понятие и сущность финансов.Деньги.
  4. VI. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
  5. VII. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения
  6. а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  7. А) сущность и основные идеи
  8. Аграрная реформа: сущность, итоги и перспективы.
  9. Административный надзор: понятие, сущность, органы его осуществляющие
  10. Алгоритм применения в компании политики в области качества

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
В чем сущность политики просвещенного абсолютизма
Оценка 5 проголосовавших: 1