В чем суть нормативного подхода к праву

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "В чем суть нормативного подхода к праву". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Содержание

В чем суть нормативного подхода к праву

1)Суть нормативного подхода к праву заключается в том, что закон и есть право, устанавливаемое государством и требующее обязательного выполнения гражданами. От слова «норма», выражающая главную черту — общеобязательность.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Нормативный подход, рассматривающий право только как систему юридических норм.

2. Социологический подход отождествляет право с регулируемыми им общественными отношениями.

3. Философский связывает право с мерой свободы и справедливости.

Социологический и философский подходы дали широкое понимание права. В 60е–70е годы прошлого столетия внимание правоведов привлекла дискуссия об определении понятия «права», которая развернулась между сторонниками широкого и узкого понимания права. Что же представляет собой «узконормативный» подход к праву? Признавая право сложным явлением, имеющим связи с политикой, экономикой, культурой, сторонники этого подхода, в числе которых такие известнейшие ученые, как Самощенко, Алексеев, Пиголкин и другие, включают в понятие право лишь главные, по их мнению, существенные признаки, и основной акцент делают на таких его свойствах, как формальная определенность, нормативность, обеспеченность государственным принуждением.

1. право состоит из нормативных установок;

2. право выражает идеи справедливости и свободы;

3. право имеет свой предмет отражения;

4. право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли, чувства и т.д.

[3]

Существует две точки зрения на системность права.

1.В настоящее время в свете новых подходов к правопониманию, право делят на три элемента: на естественное право, позитивное право и субъективное право.

Естественное право состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – это возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину (например, право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, право на труд и т.д.). Эти права принадлежат каждому от рождения и государство может закреплять эти естественные права, а может и отрицать.

Позитивное право – это законодательство и другие источники юридических норм, которые получают официальное государственное признание, социально-правовые притязания субъектов права.

Субъективное право – индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности (взаимосвязанности, согласованности). Системность права привносится законодательством. Существующий в сознании, поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.

Сторонники первой точки зрения полагают, что сведение право с совокупностью норм приводят с отождествлением его с позитивным правом и игнорированию естественного права. В прямой связи с вышесказанными признаками находится и другой признак – общеобязательность права (нормы права обязательны к исполнению всеми субъектами правовотношений, в которым эти нормы права обращены). Следующий признак – это государственная обеспеченность права – далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются добровольно. Значительная честь населения подчиняется предписаниям норм права лишь потому, что за правом стоит государство, государственное принуждение.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

Основные черты нормативистского, социологического и философского подходов к пониманию права

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования. Право структурируется, как минимум, на трех уровнях — нормы, идеи и отношения. В связи с этим в современной юридической науке сложились три основных типа правопонимания: нормативный, нравственный (философский) и социологический.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Родоначальником данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с конституционной нормой. Данный тип правопонимания основывается на позитивистской теории права, отождествляющей право и закон.

Представителем современного нормативизма является М.И. Байтин. Основное понимание права в рамках этой теории заключается в следующем:

1) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;

2) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;

3) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

4) само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства;

5) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая получила свое развитие в политико-правовых учениях XVII — XVIII вв. Естественно-правовые взгляды берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме и отражают попытки выявления нравственных, справедливых основ в праве.

Нравственный подход признает важнейшим началом права его духовное, идейное, нравственное начало. Право трактуется как идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), которое отражает идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Наряду с законодательством (позитивным правом), существует право как идеальное начало, соответствующее естественной природе человека. В этом смысле право есть совокупность нравственных требований к закону и государству. Аристотель отмечал, что, будучи регулирующей нормой политического общения, право должно служить критерием справедливости.

Достоинства философского подхода проявляются в следующих аспектах: он утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; различает право и закон, в силу чего последний может быть неправовым; концептуально соединяет право и справедливость, право и равенство. Право трактуется как безусловная ценность, как признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, равенства как выразителя общих принципов и идей нравственности, гуманизма. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.

Критические замечания в адрес данной теории могут состоять в том, что у участников общественных имеются неодинаковое понимание таких ценностей как справедливость, свобода, равенство. Ввиду субъективизма, оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения. Также следует отметить, что при данном правопонимании возникает сложность в отделении права от морали, нравственности, в результате чего обнаруживается расплывчатое, абстрактное представление о праве как критерии правомерного и неправомерного поведения.

Соединить преимущества нравственного и нормативного подхода к пониманию права предпринял В.С. Нерсесянц. Его либертарно-юридический подход различает понятие права и закона, но в отличие от философской теории под правом понимается не естественное право, а нормативное выражение принципа формального равенства. Последний — сущность и отличительный признак права, который трактуется как единство его трех составляющих: 1) абстрактно-формальная всеобщность и мера равенства всех; 2) свобода; 3) справедливость. Таким образом, право выступает формой отношений равенства свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений.

Социологический подход к пониманию права зародился в середине XIX столетия и был направлен на познание права как социального явления, относительно независимое от государства. При данном подходе основное звено в правовой системе занимают правовые отношения. Право следует искать не в действующих нормах, законодательстве, а в реальной жизни, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права не отрицаются, они представляют собой только часть права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Собственно право составляют правовые отношения и складывающийся на их основе правопорядок. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Поэтому при социологическом подходе придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики.

Тема 5. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики

Читайте также:
  1. A) Естественно-правовая теория
  2. D. 20.1.1). — Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
  3. I.1. Римское право в современной правовой культуре
  4. I.2.2) Классификация юридических норм.
  5. I.4.1) Обычное право.
  6. I.4.4) Магистратское право.
  7. II ОБЩИЕ НАЧАЛА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ПОРЯДКА
  8. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  9. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  10. II. Право частной собственности

План

1. Теория естественного права.

2. Историческая школа права.

3. Социологический подход к праву.

4. Нормативистское направление.

5. Марксистское учение.

6. Психологическая концепция права.

1. Сущность естественного права в том, что существуют права, которыми обладают люди в силу факта своего рождения (на жизнь, свободу, собственность). В развитии теории естественного права выделяют этапы: стихийный, религиозный, философский, релятивистский.

На стихийном этапе естественное право пребывает в сознании людей, не выражаясь в письменной форме. Источник права здесь — природа. Задача юриста — придать правовое оформление этому праву. В религиозном этапе источник права — воля Творца. Идеи права отражаются в работах мыслителей (Аквинский Ф., Августин Блаженный и др.). Философский этап характеризуется стремлением создать нормы вечные, повсеместные, применимые ко всем. Источник права — разум человека. Положения этого права были оформлены в соответствующей концепции с основной идеей справедливости и нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и Билле о правах США 1797 г. — Разрыв требований естественного права и жизни привел к тому, что с середины XIX в. о нем стали забывать. Этап релятивистским называется потому, что возрождающееся естественное право оформлялось в виде норм, приспособленных к конкретным историческим условиям.

Естественное право в основных идеях расходилось с учением марксизма, поэтому в советское время оно забыто. Возрождение естественного права — это преодоление классового подхода и ориентация на общечеловеческие ценности. Положения естественного права нашли отражение в Международном билле о правах человека, в России — Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции РФ 1993 г.

Достоинства теории естественного права в том, что оно:

1. Оказало влияние на развитие права, т.е. теснее связало право с человеком, его интересом.

2. Способствовало реформам публичного права, в частности, обратило внимание на стандарты прав человека.

3. Содействовало развитию международного права.

Недостатки теории естественного права заключаются в:

а) игнорировании сил, воздействующих на человека;

б) недооценке исторических условий, атмосферы конкретного общества;

в) недифференцированности права и морали.

2. Историческая школа заявила о себе в Германии в начале XIX в. Поводом к ее возникновению послужил вопрос об издании для Германии гражданского кодекса в противовес гражданскому кодексу Франции. Немецкие юристы (Ф.Савиньи. Г.Пухта) утверждали, что естественное право преувеличивает значение законодательной деятельности. Право нельзя заменить по рецепту Вольтера: уничтожить старые законы и создать новые. Право “не делается”, а образуется примерно так, как развивается язык, национальный дух, т.е. эволюционно, самопроизвольно с учетом национальных особенностей.

Достоинства школы:

1. Право есть результат исторического развития страны.

2. Законодатель не должен творить нормы права по своему усмотрению, а необходимо учитывать особенности развития страны.

3. Эволюционность в изменении содержания норм права.

4. Недопустимость некритического заимствования чужеродных правовых идей и понятий.

5. Обратила внимание на иные источники права и прежде всего на правовой обычай.

Недостатки школы:

1. Идеальный взгляд на право, как на безмятежный самоорганизующий процесс.

2. Националистичность звучания права, умаление международного права.

3. Недооценка законодательства в развитии права, а правовые обычаи уже не справлялись с регулированием рынка.

4. Мистические воззрения на право.

5. Этатистские воззрения на право, т.е. расширительное вторжение государства в жизнь человека.

В России идеи исторической школы высказывал Н.М.Карамзин. Взгляды Н.М.Карамзина на право и государство были высказаны по поводу проекта государственного преобразования России, подготовленного под руководством М.М.Сперанского. В “Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях”, Н.М.Карамзин формулирует мысль, что всякое право возникает на основе обычаев и народных верований и лишь после этого на основе законодательства.

3. Социологическая школа права. В основе этой школы лежит изучение “живого права”, т.е. системы правоотношений людей. “Право в книгах” должно быть заменено” правом в жизни”. По мнению видных представителей этой школы С.А.Муромцева, М.М.Ковалевского и др. право — это не только система официальных норм, но и фактический уклад жизни общества. Ряд американских юристов (Д.Холмс)правом считали то, что создано судом.

Достоинства социологической школы:

1. Наполнение права социальным содержанием, т.е. конкретным возникшим в жизни правоотношением.

[2]

2. Придание суду, его решению правотворческого характера.

3. Несводимость права к закону, выделение и иных форм права (юридического прецедента).

4. Развитие социологии права, т.е. познание права в процессе его действия.

5. Связывание права не только с государством, но и с иными организованными силами, например, с профсоюзами, а также деятельностью должностных лиц.

6. Сущность права — уравновешивание различных интересов путем компромисса, что отражает идеи гражданского общества.

Недочеты школы:

1. Отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенность в конечных результатах, т.к. предпочтение отдается не закону, а правоотношению.

2. Опасность некомпетентного решения и произвола должностных лиц.

3. Решение юридических дел в пользу “властьпридержащих”.

4. Недооценка закона, как основного нормативно-правового акта.

В XIX в. нормативизм развивался в рамках юридического позитивизма, т.е. реально действующего права. Представители этой школы в России обосновывали:

1. Право и закон тождественны.

2. Право — это те нормы поведения, которые взяты под защиту государством.

3. Государство является источником права и право — это только функция государства.

4. Государственная власть не подвластна закону.

5. Государство исторически предшествует праву.

В ХХ в. нормативизм развивался в рамках “чистого учения о праве” (Г.Кельзен). Ученый отвергал изучение права во взаимосвязи политики, экономики и морали. Его идея — исключение всего бытия из теории права. Классовую сущность права он отвергал и утверждал, что право универсально. Исходным моментом в теории Г.Кельзена является представление об основной норме права. которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.

Система права в нормативизме имеет ступенчатую структуру, т.е. нормы последовательно выводятся из основной нормы, образуя соподчинение норм по их юридической силе. Задача юриста в том, чтобы в конкретном случае находить место определенной норме в правовой пирамиде.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 41 ; Нарушение авторских прав

Нормативный подход к праву

Понятие нормативного подхода к праву

Нормативный подход к праву представляет собой способ трактовки (правопонимания) сущности права как системы правил, регулирующих общественные отношения и исходящих исключительно от государства.

Нормативный подход к праву основан на теории позитивного права, в рамках которой принято отождествлять право и его формальное закрепление закон. При этом право санкционируется государством, и оно является единственным его источником. Права и свободы личности не являются естественными, присущими ему от природы, а устанавливаются волей государства и закреплены актами государственных органов.

Достоинства нормативного подхода к праву:

Читайте также:
  1. C. 4.35. 13). — Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  2. D) комбинация проектов имеющая наибольше значение суммарной чистой текущей стоимости.
  3. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  4. I. Методологические подходы к построению воспитательной деятельности
  5. I. Подходы к определению стоимости СК.
  6. I. Устройство и условное обозначение на схемах.
  7. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  8. I.2.1) Понятие права.
  9. I.2.3) Система римского права.
  10. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Нормативный подход фиксирует границы дозволенного и противоправного поведения рамками правовых норм.

2. Данный подход подчеркивает формальную сторону права, закрепления правил поведения в рамках нормативных правовых актов.

3. Указывает на тесную взаимосвязь права и государства.

Недостатки нормативного подхода:

1. Отрицание естественных прав и свобод человека.

2. Отрицание внутренней общественной природы права, при этом право рассматривается как порождение государства.

3. Оправдание системы давления государства на личность.

4. Слабое развитие институтов гражданского общества в рамках подхода.

В чем суть нормативного подхода к праву

1)Суть нормативного подхода к праву заключается в том, что закон и есть право, устанавливаемое государством и требующее обязательного выполнения гражданами. От слова «норма», выражающая главную черту — общеобязательность.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Нормативный подход к пониманию права

При нормативномподходе (его иногда называют этатистским от франц. слова «Etat» – государство) право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивногоправа, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

Достоинство этого подхода видится в том, что он:

1) фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

2) указывает на прямую связь права и государства, его общеобязательность;

3) подчеркивает, что право обладает формальной определенностью, что находит выражение в нормативных правовых актах, в частности в законах;

4) право всегда есть принудительный порядок, установленный государством;

5) право – это волевой акт государства.

Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки:

а) признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, т. е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточно для решения любых социальных проблем;

в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том числе его связь с общественными отношениями. Иначе говоря, не раскрывается право «в действии»;

г) право отождествляется с формой его выражения и воплощения – законодательством.

Естественно-правовой подход к пониманию права (нравственный). С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Естественно-правовой подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственноеначало, т. е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т. е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинноеправо как идеальное начало (идеал), отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

Достоинство

нравственного типа правопонимания состоит в следующем:

2) право трактуется как безусловная ценность – признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, которому при принятии новых норм права надлежит исходить из естественных прав человека;

3) естественное право существует независимо от государства

5) естественное право постоянно и неизменно,

6) различает право и закон. Не любой закон является правовым.

В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать:

4) расплывчатое представление о праве, «высокие, но абстрактные идеалы;

5) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

6) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;

6) возможность субъективной и даже произвольной оценки гражданами, должностными лицами, государственными, общественными органами законов и других нормативных правовых актов;

7) неразграничение норм права и морали.

Cоциологический подход к правубыл направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Он отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право – это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Таким образом, право возникает непосредственно в обществе. Через отдельные правовые отношения оно постепенно превращается в нормы обычаев и традиций. Часть этих норм получает государственное признание и отражается в действующем законодательстве. Следовательно, право – это не нормативное установление государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях. Правовые отношения предшествуют правовым нормам. Право – это то, что реально сложилось в жизни.

Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право – это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

1. В чём суть нормативного подхода к праву? 2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права. 3. Какими путями естественное право становится юридической реальностью? 4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права. 5. В чём гуманистический смысл естественного права?

    Поделиться

4)Позитивистское право = право, как средство закрепления и реального обеспечения естественных прав и свобод человека, гражданина.В свою очередь, позитивное право защищает естественные права человека.

5)Гуманистический смысл естественного права заключается в том, что независимо от того, отражены его положения в юридических законодательных актах или нет, оно является первоосновой нормативного права, подпитывая его идеями справедливости и гуманизма. При этом общество получает возможность оценивать качество принятых законодательных актов. В том случае, когда принятые законы не базируются на положениях естественного права — они перестают быть правовыми.

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность, опирающаяся на принудительную силугосударства. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, — это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Однако не все правоведы согласны с таким подходом. Если право, рассуждают они, сводится к законам, которые творит государство, следует думать, что вне закона нет права. Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их. Получается, что государство является единственным создателем права, оно же является источником прав человека, и, значит, любое государство (а в каждом государстве есть законы) можно считать правовым.

Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В целом же для данного подхода, по мнению его критиков, вопроса о том, что такое право, в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).

Вместе с тем нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.

В целом же в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.

Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права — его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, — это благо для общества.

Другой положительной чертой нормативного подхода является четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы. Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.

[1]

Еще одно достоинство нормативного подхода в том, что в нем четко зафиксированы санкции — средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. В определенных обстоятельствах государство может руководствоваться устаревшими нормами. Или, хуже того, издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт*, который в народе прозвали «законом о трех колосках». Суть его в том, что голодавшим людям запретили после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены драконовские наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишенные гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.

Представители социологической школы права не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия, решения и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонникам рассматриваемого подхода, основными компонентами права или собственно правом.

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

§ любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

§ интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Вспомним, что «сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.

Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?»

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется какволя господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общуюволю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.

Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего класса довольно очевидна). Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством.

Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.

Однако следует отметить, что данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. У них была распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходи !’ в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал его съесть. Такие были представления о добре.

В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.

Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

Каковы современные подходы к пониманию права: особенности, таблица

Для каждого человека понятие права расшифровывается по- разному. Еще в 10 классе ученикам рассказывают о том, что имеются различные подходы к распознаванию. Такое явление считается вполне обычным. Чтобы глубоко распознать права, стоит разобрать подходы, которые предъявляются к его изучению, а также их особенности. Каковы современные подходы к пониманию права? В статье рассмотрена таблица.

Нормативный подход к пониманию права

Суть этого подхода состояла в том, что рассматриваемое право – это юридический термин. Согласно данному подходу можно сделать вывод, что право и закон фактически не отличаются. При нормативном подходе можно сформулировать понятие права. Это показательный закон, акт, в котором отображается воля страны. Эта иерархическая система норм, где вверху установлена главная норма, а уже в плане убывания располагаются нормы, имеющие меньшую юридическую силу. Кроме этого, все они обязаны существовать в соответствии с требованиями главной нормы. В чем суть нормативного подхода к праву расскажет этот материал.

С практической точки зрения нормативный подход считается самым привлекательным. Причина в том, что большинство юристов при решении определенного вопроса могут опираться на норму закона.

На видео-современные подходы к пониманию:

Следующим положительным качеством нормативного отношения является четкость, однозначная выраженность требования к праву, его формулировкам. Этот критерий является очень важным, так как отсутствует двухсменность понимания содержания нормативного акта. Следующим достоинством является четкая фиксация санкции. Это средства принуждения страны при нарушении норм.

Но нормативное отношение к праву не лишен своих минусов. Сюда стоит отнести полное игнорирование гуманистической стороны. Отсюда можно сделать вывод, что совершенно игнорируют насущные интересы населения. На их месте стоят интересы страны.

Подобный недостаток нормативного подхода не предоставляет опасности для человека и самой страны. Очень часто оно может руководствоваться уже устаревшими нормам.

Какие социальные права человека по конституции предусмотрены и что они собой представляют, указано в данной статье.

Что такое деликтные обязательства в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

Особенности наследственного подхода

Суть данного подхода заключается в том, что имеет место теория естественного. Определенной единственной естественной теорией права не существовало никогда, несмотря на то, что различия права и закона были замечены еще в древности. Друды древних философов содержали много информации относительно сходных идей. На основании можно утверждать, что для естественного свойственные определенные общие четы с законом. Придерживаясь данного подхода, каждый гражданин с момента появления на свет уже обладает конкретным набором прав и свобод. Они неотчуждаемые и принадлежат человеку на протяжении всей его жизни. Про характеристику основных особенностей естественного права расскажет эта ссылка.

Если придерживаться естественного подхода, то станет понятно, что право не приравнивается к закону, а обозначает намного большее. Согласно такому понятию права, закон – это одна из форм выражения права.
Причина в том, что законы, которые были установлены государством, относятся к творениям самого человека. Отсюда имеет место такой термин как позитивное право. Другими словами, это положительная и существующая документальная реальность. Но совместно с позитивным имеется то, которые не зависит от воли и желания человека, государства. Название его естественное.

Важно понимать, каким образом происходит уступка права требования гражданское право. Вся информация указана в данной статье.

Юридический современный подход

Наряду с первыми проявлениями буржуазной демократии естественное переходит в государственно-правовую реальность. Подтверждают данную информацию такие известные документы как Декларация независимости, которая была создана в США, или Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.

Благодаря тому, что в содержании государственной документации имелось естественное, оно стало превращаться в актуальные общеобязательные нормы юридического характера. Такие крупные перемены в сфере права и политики наблюдались в первой революции в данной области.

После этого наблюдается продолжительный период спада. Именно период 19-20 века отмечен масштабными социальными катастрофами. Но именно благодаря им человечество стало искать варианты решения такого усовершенствованного права.

Уже в декабре 1948 гола была принята Всеобщая декларация. Это совокупность основных правовых норм, которые создали так называемую Хартию гражданина.

Таблица – главные подходы права

Подходы Суть
Нормативный Предполагает комплекс норм правого характера, которые установлены государством. Ориентируются данные нормы на выполнение законов, позволяет точно дать критерии тем, кто использует.
Философский Рассматривается, как мера свободы и справедливости. Если нормы, установленные государством, не соответствует нормам свободы, то они не являются правом.
Социологический Рассматривается, как нормативные акты, которые формируются и развиваются непосредственно в обществе. Отыскивать право стоит не в нормах, а в жизненных обстоятельствах.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зная рассмотренные нормы права, становится возможным понять, как происходил период его становления. Каждый гражданин определяет сам для себя, какой метод подхода соответствует становлению права, но при этом нужно руководствоваться только подтвержденными фактами.

Источники


  1. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.

  2. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  4. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.
В чем суть нормативного подхода к праву
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Материальная ответственность. дисциплина труда