В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Читайте так же:  Договор дарения между юридическими лицами

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Читайте так же:  Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от дтп

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Как получить социальное жилье лицу, признанному нуждающимся в жилом помещении?

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда во владение и в пользование для проживания в нем. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим российским гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 60 ЖК РФ).

Для получения социального жилья лицу, признанному нуждающимся в жилом помещении, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Встаньте на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

Принимает на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях орган местного самоуправления на основании заявлений этих граждан.

Порядок ведения такого учета, а также форма заявления о принятии на учет и перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению, утверждается органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Приказом Минрегиона России от 25.02.2005 N 18.

Заявление о принятии на учет надо подать в орган местного самоуправления по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Примечание. В г. Москве уполномоченным органом, осуществляющим признание граждан малоимущими, является Департамент городского имущества г. Москвы ( ч. 1 ст. 1 Закона от 14.06.2006 N 29; п. 4.2.51 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).

Для принятия на учет жителей г. Москвы в качестве нуждающихся в жилом помещении заявитель и члены его семьи должны быть признаны малоимущими (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ; ч. 1 ст. 11 Закона N 29).

Заявление заполняет заявитель и подписывают все совершеннолетние члены его семьи, желающие быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 11 Закона N 29).

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, принимающим на учет (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ). Перечень таких документов утвержден Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП.

[2]

Все документы представляются в оригиналах и в копиях.

При подаче заявления о принятии на учет вам выдадут расписку в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, принимающим на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам (ч. 4 ст. 52 ЖК РФ).

Шаг 2. Получите на руки решение о принятии на учет или отказ

В течение тридцатидневного срока уполномоченный орган принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган выдает или направляет вам документ (распоряжение), подтверждающий принятие решения (ч. 5 ст. 52, ч. 3 ст. 54 ЖК РФ).

Примечание. Решение уполномоченного органа об отказе в принятии на учет заявитель может обжаловать в судебном порядке ( ч. 3 ст. 54 ЖК РФ).

Шаг 3. Дождитесь своей очереди на получение социального жилья

Если вы приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вам предоставят социальное жилье в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, на основании решения органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ; Письмо Департамента городского имущества г. Москвы от 19.10.2015 N ДГИ-ЭГР-7589/15-1).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются следующим лицам (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ):

  • гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  • гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых эти решения приняты, в течение трех рабочих дней со дня принятия решений (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Шаг 4. Заключите договор социального найма

Основанием заключения договора социального найма является принятое решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в срок, установленный этим решением (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ).

Договор социального найма вы заключаете с собственником жилого помещения либо иными уполномоченными собственником лицами, без установления срока действия. От имени собственника действуют уполномоченные органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ).

Кого можно признать нуждающимся в жилом помещении для получения социального жилья? >>>

В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья? >>>

Официальный сайт Департамента городского имущества г. Москвы — www.mos.ru/dgi/

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (граждан)?

Малоимущим семьям, а также малоимущим гражданам предоставляются различные меры социальной поддержки, в частности государственная социальная помощь, обеспечение жилыми помещениями, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом критерии отнесения нуждающихся лиц к категории малоимущих для разных видов социальной поддержки могут отличаться (ст. 1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; ст. 6 Закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ; ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).

1. Социальная поддержка малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) с доходами ниже прожиточного минимума

Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одинокого гражданина малоимущими исходя из их среднедушевого дохода. Он должен быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для соответствующей группы населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей). Если в субъекте РФ прожиточный минимум не установлен, используется значение, установленное на федеральном уровне (ч. 2, 3 ст. 7 Закона N 178-ФЗ; ст. 1 Закона N 134-ФЗ).

Читайте так же:  Как возместить ущерб, причиненный автомобилю по вине коммунальных служб

Расчет среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина осуществляется органом соцзащиты населения по месту жительства (пребывания) указанных лиц на основании заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят, в частности, социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и не входят уплаченные алименты, государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи, а также единовременные страховые выплаты (ст. ст. 1, 4, 5, 15 Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; Перечень видов доходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).

При расчете среднедушевого дохода семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство — супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы ( ст. 1 Закона N 134-ФЗ; ст. 13 Закона N 44-ФЗ).

В состав семьи не включаются ( ст. 14 Закона N 44-ФЗ):

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных вузах и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, либо в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, либо находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

1.1. Государственная социальная помощь

Малоимущие семьи (одинокие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи (ч. 1 ст. 7, ст. 12 Закона N 178-ФЗ).

Так, в Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается государственная социальная помощь в виде денежной выплаты в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи (одинокий гражданин), и общим доходом семьи (одинокого гражданина). При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2016 г. по Московской области ( п. 1 Постановления Правительства Московской области от 23.03.2017 N 212/9):

— в расчете на душу населения — 11 021 руб.;

[3]

— для трудоспособного населения — 12 214 руб.;

Видео (кликните для воспроизведения).

— для пенсионеров — 8 285 руб.;

— для детей — 10 688 руб.

Также малоимущие семьи (одинокие граждане), попавшие в трудную жизненную ситуацию (например, получившие инвалидность, потерявшие работу), могут получить государственную социальную помощь на основании социального контракта. Она предоставляется не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до года. Ее размер определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60 000 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона N 189/2013-ОЗ).

[1]

Примечание. На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии ( ч. 1 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

1.2. Иные виды социальной поддержки

Малоимущим семьям (одиноким гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, на федеральном и региональном уровнях предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.

1. Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).

2. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).

3. Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

2. Обеспечение жилыми помещениями граждан с учетом их имущественной обеспеченности

Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, приходящийся на каждого члена семьи, но и стоимость налогооблагаемого имущества в их собственности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Так, для указанных целей в г. Москве определяется уровень имущественной обеспеченности гражданина — сумма стоимости имущества (за исключением стоимости жилых помещений или их частей), находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. Малоимущими признаются граждане РФ, проживающие в г. Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилья на одного человека (п. п. 3, 5 ст. 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29; ч. 1, 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7).

В целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в состав семьи включаются ( ч. 3 ст. 1 Закона N 7):

— супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;

— лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении;

Читайте так же:  Мат капитал как первоначальный взнос по ипотеке

— иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Также малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, может быть предоставлено по договору социального найма освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ).

Малоимущие граждане освобождены от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости ( пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

3. Социальная поддержка малообеспеченных семей в г. Москве

С 01.01.2017 уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки в г. Москве. Он определяется в зависимости от наличия недвижимости, транспортных средств, иной техники, денежных средств во вкладах или на счетах в банках (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 N 954-ПП; п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утв. Постановлением N 954-ПП).

Так, например, меры социальной поддержки московской семье не предоставляются при наличии в собственности членов семьи (п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.10 Порядка):

  • более двух жилых помещений, подлежащих госрегистрации;
  • двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих госрегистрации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 кв. м;
  • двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не более трех лет (кроме автомобилей, специально оборудованных для инвалидов, и автомобилей многодетных семей с четырьмя и более детьми, имеющих более пяти мест для сидения).

При оценке имущественной обеспеченности в состав семьи включаются ( п. 2.2 Порядка):

— состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие, и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети;

— одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Малообеспеченным семьям, имеющим доход ниже величины московского прожиточного минимума на душу населения, полагается ежемесячное пособие на ребенка, размер которого зависит от возраста ребенка и состава семьи — от 2 000 до 5 000 руб. (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 67; п. 4 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.12.2004 N 911-ПП; п. 1.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 06.12.2016 N 816-ПП).

Величина прожиточного минимума на душу населения за II квартал 2017 г. в г. Москве составляет 16 426 руб. ( п. 1 Постановления Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП).

Также детям из малообеспеченных семей — жителям г. Москвы безвозмездно предоставляются платные физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, оказываемые госучреждениями, двухразовое горячие питание в школах, бесплатные путевки для отдыха и оздоровления (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона г. Москвы от 15.07.2009 N 27; п. 2.4 Приказа Департамента образования г. Москвы от 30.12.2010 N 2168; п. п. 3.1.4, 3.6 Порядка, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 22.02.2017 N 56-ПП).

Кто имеет право на социальную доплату к пенсии? >>>

В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья? >>>

Как отправить ребенка в лагерь? >>>

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья?

государственные
и муниципальные услуги

Центр телефонного обслуживания: 8 (473) 226-99-99

Время работы с 8:00 до 20:00

Воронежской области

«Многофункциональный

центр предоставления

государственных и

муниципальных услуг»

Директор АУ «МФЦ»

Богдалова Майя Камильевна

Адрес:

Эл.почта: [email protected]

Часы работы филиалов

Часы работы

Планируя свой визит, уточняйте время работы специалистов по телефону горячей линии.

Интерактивная карта Воронежской области

Полное наименование услуги

Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда

Как получить услугу

1. Лично или через своего законного представителя подать заявление и необходимые документы в МФЦ.

2. Лично или через своего законного представителя подать заявление и необходимые документы в администрацию муниципального образования (структурное подразделение администрации, обеспечивающее организацию предоставления данной услуги) по месту регистрации заявителя.

Орган, предоставляющий услугу

Стоимость и порядок оплаты

Муниципальная услуга предоставляется бесплатно

Сроки оказания услуги

30 рабочих дней

Категории получателей

Основание для предоставления услуги

Заявление гражданина, постоянно проживающего на территории городского округа по месту обращения

Основание для отказа в предоставлении услуги

  • непредставление необходимых документов
  • размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (среднедушевой доход), размер дохода одиноко проживающего гражданина превышает размер дохода, устанавливаемого органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими и представления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда
  • стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, превышает величину, устанавливаемую органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда

Результат оказания услуги

  • уведомление о признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и документ, подтверждающий принятие соответствующего решения
  • уведомление об отказе в признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и документ, подтверждающий принятие соответствующего решения

Необходимые документы

  • заявление о признании гражданина малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (с указанием Ф.И.О., паспортных данных, адреса регистрации, контактного телефона (по желанию) заявления и членов его семьи)
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи
  • документ, удостоверяющий личность представителя заявителя и документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов заявителя (при обращении представителя)
  • документы, подтверждающие факт родства, супружеских отношений
  • документы, подтверждающие перемену фамилии, имени, отчества гражданина и членовего семьи, в случае если перемена фамилии, имени, отчества произошла в течение пяти предшествующих лет
  • выписка из домовой книги или выписка из поквартирной карточки
  • документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи
  • документы, не находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, содержащие сведения о стоимости имущества (домов, квартир, дач, садовых домиков, гаражей, автомобилей, ценных бумаг, вкладов, иного имущества)

Документы, предоставляемые в по­рядке межведомственного информа­ционного обмена (заявитель вправе представить их по собственной ини­циативе):

  • сведения из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах гражданина и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, а также на имевшиеся у них в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о признании гражданина и членов его семьи малоимущими, объекты недвижимого имущества
  • документы из организации (органа) по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства о наличии (отсутствии) недвижимого имущества в собственности у гражданина и членов его семьи, не зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости
  • документы из налоговых органов, подтверждающие сведения о категории принадлежащего гражданину и членам его семьи на праве собственности налогооблагаемого движимого имущества, определяемой для целей исчисления налоговой ставки по транспортному налогу
  • документы, содержащие сведения о стоимости принадлежащего имущества
Читайте так же:  Положение о корпоративном управлении в банке

Уважаемые заявители, обращаем ваше внимание на то, что на сайте размещен типовой перечень необходимых для получения услуги документов. Информацию о перечне документов, которые утверждены администрацией соответствующего муниципального района, уточняйте у специалистов центров «Мои Документы».

Признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и перечень необходимого комплекта документов

Для признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма

В соответствии с ЖК РФ, Законом города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», Законом города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», постановлением Правительства Москвы от 06 июня 2006 года № 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» рассматриваются вопросы о признание граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Условия для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма:

  • подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Законом города Москвы;
  • имеют гражданство Российской Федерации;
  • проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за 5 лет, предшествующих подачи заявлений, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими, в порядке установленном законом города Москвы.

Основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятиях их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (для квартир коммунального заселения).

Членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Таким образом в состав семьи должны быть учтены:

  • все лица, проживающие («прописанные») по одному адресу;
  • супруги, несовершеннолетние дети всех вышеуказанных лици несовершеннолетние дети супругов независимо от места жительства. Несовершеннолетние дети от предыдущих браков, проживающие совместно с бывшим супругом, также учитываются.

ПЕРЕЧЕНЬ документов, представляемых для рассмотрения вопроса о признании граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)

    Заявление установленного образца о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

— полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;
— о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).

Документы, подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе, не представляются заявителями, в отношении которых в установленном порядке принято решение о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также отдельными категориями граждан, установленными федеральным законодательством. Такие заявители подают заявления, предусмотренные настоящим Регламентом, с учетом установленного требования.

Все копии документов для заверения предоставляются с подлинниками.

Для подачи заявления должны прибыть все совершеннолетние члены семьи в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе по адресу: ул.Ельнинская, д.20, корп.1, каб.52.

Общий срок принятия решения и выдачи соответствующего документа заявителю составляет не более 30 рабочих дней со дня, следующего за днем приема соответствующих заявлений с полным комплектом документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прием граждан осуществляется: понедельник, вторник, среда и четверг с 9.00 до 18.00, пятница с 9.00 до 16.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45

Источники


  1. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  4. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here