В международном праве под военными преступлениями понимаются

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "В международном праве под военными преступлениями понимаются". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Военные преступления в международном уголовном праве

Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах

1.1. Женевская конвенция 1949 г

1.2. Иные международные акты, содержащие военные преступления

Глава 2. Виды военных преступлений. Международный терроризм как вид военных преступлений

2.1. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

2.2.Виды военных преступлений

2.3. Международный терроризм как вид военного преступления

Глава 3. Суды и трибуналы, регулирующие военные преступления

3.1. Международный уголовный суд

3.2 Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии

Список использованной литературы

Исторический опыт XX в. показывает, что самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных конфликтов. Научно-технический прогресс и связанное с ним совершенствование вооружений, растущий размах военных столкновений к середине прошлого столетия поставили под угрозу само существование человеческой цивилизации» Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального уничтожения в настоящее время не столь велика, в мире насчитывается одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера. И практически все они сопровождаются совершением самых тяжких преступлений, доказательством чего служит деятельность учрежденных уже в новейшее время Советом Безопасности ООН в 1993 и 1994 гг. Международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде.

[2]

То и дело вспыхивающие военные конфликты, их перерастание в Новой и Новейшей истории в тотальные войны, войны на полное уничтожение побудили мировое сообщество не только искать социально-экономические и политические пути их предотвращения, но и определить правила, по которым должны вестись как войны, так и все вообще вооруженные конфликты.

События Первой и Второй мировых войн и стремление мирового сообщества предотвратить повторение гуманитарной катастрофы, ассоциируемой с деяниями нацистов, заставили государства сформулировать нормы, запрещающие подобные деяния и предусматривающие ответственность за их совершение.

В 1945 г. в ст. б Устав Нюрнбергского Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников Европейских стран оси дал определение военных преступлений как «нарушения законов и обычаев войны», включающие убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.[1]

В дальнейшем международное уголовное право развивалось под непосредственным влиянием Нюрнбергского процесса. Его основные принципы были развиты в ряде международных конвенций, в частности в четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним от 8 июня 1977 г., Уставах Международных трибуналов и других международно-правовых актах.

Важнейшим событием в плане формирования источников базы международного права, устанавливающей ответственность за совершение военных преступлений, стало принятие 17 июля 1998 г. Римского Статута Международного уголовного суда, вступившего в силу летом 2002 г.

Целью работы является рассмотрение видов военных преступлений; международных документов, содержащих военные преступления; судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.

Задачами курсовой работы являются:

— описание истории организации и принципов Женевских конвенций;

— рассмотрение видов военных преступлений;

— изучение деятельности судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.

Объектом исследования являются военные преступления. Предметом изучения служит место военных преступлений в международном уголовном праве.

Военные преступления неоднократно становились объектом изучения специалистов в области международного и уголовного права, как в России, так и в других государствах. Однако имеющиеся исследования в основном посвящены анализу причин совершения военных преступлений и процедурных вопросов уголовного преследования лиц, их совершивших.

Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах

1.1. Женевская конвенция 1949 г

Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).

Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной из основных целей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом Красного Креста.[2]

Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.

В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.

Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.

Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.

Читайте так же:  Какие льготы полагаются ветеранам труда

В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г. С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета. Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.

Один из основателей Международного комитета Красного Креста и в течение многих лет бессменный его Президент — Гюстав Муанье, сразу же после окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская конвенция во время франко-прусской войны». Главным выводом было то, что сфера применения международного права и распространение знаний о его принципах оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить излишне жестокие действия комбатантов.

Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.

Международные конвенции представляют собой договорное право, в котором участвуют или могут участвовать все государства и которое содержит нормы, обязательные для всего международного сообщества. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., принятые Организацией Объединенных Наций:

— Конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (I Женевская конвенция);

— Конвенция «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (II Женевская конвенция);

— Конвенция «Об обращении с военнопленными» (III Женевская конвенция);

— Конвенция «О защите гражданского населения во время войны» (IV Женевская конвенция).

Необходимо отметить, что Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 г.:

— Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

— Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

Протокол I содержит новые нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам, Протокол II — нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера. Оба Протокола значительно повышают эффективность защиты, которую они предоставляют наименее защищенным категориям лиц.

Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, которые прежде развивались по отдельности. Победила точка зрения, согласно которой недостаточно помогать жертвам военных действий. Важнее, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений.

[3]

Хотя Дополнительные протоколы пока еще не приняты всеми государствами, их вполне следует рассматривать в качестве основных источников международного гуманитарного права.

Три из указанных Конвенций посвящены достаточно известным вопросам защите раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и военнопленных; четвертая Конвенция обеспечивает защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника. Ее самый важный раздел касается оккупированных территорий. IV Женевская конвенция свидетельствует о том, что международное сообщество усвоило урок, полученный во время Второй мировой войны. Ведь хорошо известно, что самые ужасные преступления совершались против гражданского населения на оккупированных территориях.

Конвенции и Протокол I применяются в случае объявления войны или любого другого вооруженного конфликта между двумя или более сторонами, подписавшими Конвенции и Протокол I, с начала возникновения конфликта, даже если одна из сторон не признает состояние войны. Эти документы применяются также в случае вооруженных конфликтов, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.[3]

Применение Конвенций и Протокола I прекращается после общего окончания военных действий, а на оккупированных территориях — по окончании оккупации, но не в отношении тех категорий лиц, чье окончательное освобождение, репатриация или устройство будут иметь место после указанных сроков. Эти лица должны находиться под защитой соответствующих положений Конвенций и Протокола I до окончательного освобождения, репатриации или устройства.

Военное преступление в международном праве

Исторический опыт XX в. показывает, что самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных конфликтов. Научно-технический прогресс и связанное с ним совершенствование вооружений, растущий размах военных столкновений к середине прошлого столетия поставили под угрозу само существование человеческой цивилизации» Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального уничтожения в настоящее время не столь велика, в мире насчитывается одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера. И практически все они сопровождаются совершением самых тяжких преступлений, доказательством чего служит деятельность учрежденных уже в новейшее время Советом Безопасности ООН в 1993 и 1994 гг. Международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде.

То и дело вспыхивающие военные конфликты, их перерастание в Новой и Новейшей истории в тотальные войны, войны на полное уничтожение побудили мировое сообщество не только искать социально-экономические и политические пути их предотвращения, но и определить правила, по которым должны вестись как войны, так и все вообще вооруженные конфликты.

События Первой и Второй мировых войн и стремление мирового сообщества предотвратить повторение гуманитарной катастрофы, ассоциируемой с деяниями нацистов, заставили государства сформулировать нормы, запрещающие подобные деяния и предусматривающие ответственность за их совершение.

В 1945 г. в ст. б Устав Нюрнбергского Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников Европейских стран оси дал определение военных преступлений как «нарушения законов и обычаев войны», включающие убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления. 1

В дальнейшем международное уголовное право развивалось под непосредственным влиянием Нюрнбергского процесса. Его основные принципы были развиты в ряде международных конвенций, в частности в четырех Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним от 8 июня 1977 г., Уставах Международных трибуналов и других международно-правовых актах.

Читайте так же:  Оценка рыночной стоимости аренды

Важнейшим событием в плане формирования источников базы международного права, устанавливающей ответственность за совершение военных преступлений, стало принятие 17 июля 1998 г. Римского Статута Международного уголовного суда, вступившего в силу летом 2002 г.

Целью работы является рассмотрение видов военных преступлений; международных документов, содержащих военные преступления; судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.

Задачами курсовой работы являются:

— описание истории организации и принципов Женевских конвенций;

Видео (кликните для воспроизведения).

— рассмотрение видов военных преступлений;

— изучение деятельности судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.

Объектом исследования являются военные преступления. Предметом изучения служит место военных преступлений в международном уголовном праве.

Военные преступления неоднократно становились объектом изучения специалистов в области международного и уголовного права, как в России, так и в других государствах. Однако имеющиеся исследования в основном посвящены анализу причин совершения военных преступлений и процедурных вопросов уголовного преследования лиц, их совершивших.

Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах

1.1. Женевская конвенция 1949 г

Начало развития международного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием 22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (далее — Женевская конвенция 1864 г.).

Неоценимая роль в работе по подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французских и австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскими войсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению Анри Дюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, так называемый «Комитет пяти», одной из основных целей которого была разработка международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться и готовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во время военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом Красного Креста. 2

Важнейшим нововведением в международное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другой медперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и не подлежат захвату в плен. В Конвенции оговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение и проводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне они сражались.

В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой для дальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивали существенные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признаны нейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральность распространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; если они попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены в собственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению, пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо было обеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знак красного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал для обеспечения им защиты.

Сегодня трудно себе представить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постоянно действующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересах отдельных людей и человеколюбия.

Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи.

В 1867 г. почти все ведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 г., кроме Соединенных Штатов, которые сделали это в 1882 г. С этого времени Конвенция приобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета. Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнение положений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.

Один из основателей Международного комитета Красного Креста и в течение многих лет бессменный его Президент — Гюстав Муанье, сразу же после окончания этой войны изложил свои наблюдения и выводы в работе «Женевская конвенция во время франко-прусской войны». Главным выводом было то, что сфера применения международного права и распространение знаний о его принципах оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить излишне жестокие действия комбатантов.

Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению. Сама идея, или концепция, распространения международного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.

Международные конвенции представляют собой договорное право, в котором участвуют или могут участвовать все государства и которое содержит нормы, обязательные для всего международного сообщества. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., принятые Организацией Объединенных Наций:

— Конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (I Женевская конвенция);

— Конвенция «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (II Женевская конвенция);

— Конвенция «Об обращении с военнопленными» (III Женевская конвенция);

— Конвенция «О защите гражданского населения во время войны» (IV Женевская конвенция).

Необходимо отметить, что Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 г.:

— Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

— Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

Протокол I содержит новые нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам, Протокол II — нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера. Оба Протокола значительно повышают эффективность защиты, которую они предоставляют наименее защищенным категориям лиц.

Читайте так же:  Преференции по 223 фз

Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, которые прежде развивались по отдельности. Победила точка зрения, согласно которой недостаточно помогать жертвам военных действий. Важнее, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений.

Хотя Дополнительные протоколы пока еще не приняты всеми государствами, их вполне следует рассматривать в качестве основных источников международного гуманитарного права.

Три из указанных Конвенций посвящены достаточно известным вопросам защите раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и военнопленных; четвертая Конвенция обеспечивает защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника. Ее самый важный раздел касается оккупированных территорий. IV Женевская конвенция свидетельствует о том, что международное сообщество усвоило урок, полученный во время Второй мировой войны. Ведь хорошо известно, что самые ужасные преступления совершались против гражданского населения на оккупированных территориях.

Международное уголовное право

Определение международного уголовного права.

Истоки международного уголовного права.

Германское уголовное право привязывалось к родовой общине преступника, наказание которого, как правило, определялось законом места совершения преступления. В средние века в автономных городах Ломбардии преступники передавались суду по месту ареста, даже если это не было местом их жительства или местом совершения преступления. Постглоссаторы во главе с Бартолусом энергично отстаивали принцип территориальности, но, принимая в расчет отсутствие у иностранцев правовых знаний, в определенной степени признавали принцип пассивной персональности. Средневековое французское право исходило из положений Гуго Гроция «или выдать или наказать», и принцип закона места ареста применялся только в случае, если преступника не выдавали. Под влиянием естественного права и взглядов Руссо после революции 1789 года во Франции закон места совершения преступления признается в качестве единственного критерия подсудности. В связи с расширением местного судопроизводства в качестве гарантии против необоснованного укрепления королевской власти, английское уголовное право развивалось по территориальному принципу.

Принципы юрисдикции в международном уголовном праве.

В законодательствах различных государств юридические принципы, которые устанавливают сферы применения уголовного права, существенно различаются. Первые три принципа, приведенные ниже, своим появлением вызваны требованиями самосохранения государства как токового. Четыре последних – обеспечивают взаимодействие и доверительные отношения между государствами.

На морских и воздушных судах.

В статье 3 Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 года предусматривается право государства регистрации (помимо других государств) осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту воздушных судов. Согласно статье 4 Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года Договаривающиеся государства обязываются совместно устанавливать свою юрисдикцию над уголовными преступлениями на основании принципа государства регистрации или аренды, принципа территориальности места посадки и принципа «aut dedere aut punire». В Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 года закрепляются те же принципы в более общем виде.

Уголовное право Европейского Союза.

До 2007 года уголовное право было частью третьей опоры ЕС – сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В пределах третьей опоры не применялись принципы верховенства и прямого действия права ЕС – главной формой принятия решений было межправительственное сотрудничество.

Принцип верховенства права ЕС становится основным во всех сферах, в том числе в уголовно-правовой, после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года, ликвидирующего деление Европейского Союза на опоры. Единственным видом основ законодательства Союза в уголовном праве становится директива. Издаются рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении преступных деяний, которые носят «транснациональный» характер или посягают на интересы ЕС, такие как: терроризм, фальшивомонетничество, отмывание денег, торговля людьми, коррупция, незаконный оборот наркотиков и т. д.

Принцип взаимного признания судебных решений означает, что правовое мероприятие, установленное судебным решением в пределах юрисдикции одного государства-члена ЕС, должно быть немедленно признано, а при необходимости, и выполнено во всех других государствах-членах ЕС, обеспечивая в них аналогичный или подобный правовой результат. Принцип взаимного признания указывает на то, что национальное правосудие не помогает, а выполняет решения судебной инстанции другого государства-члена ЕС. В связи с этим, была утверждена Программа мероприятий, направленных на имплементацию принципа взаимного признания по уголовным делам от 12.02.2001 года, которая состоит из 24 мероприятий. Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения о европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами; Рамочного решения об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств; Рамочное решение о европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур.

Развитие субстантивного международного уголовного права.

Концепция правомерных и неправомерных средств и методов ведения войны, разработанная в естественном праве, не могла найти должного применения, так как принцип государственного суверенитета, господствующей во второй половине 18-го века, не признавал надгосударственную компетенцию какого-любого суда. Наполеон после его окончательного разгрома был объявлен общим заключенный всех держав-победительниц, но без какого-либо юридического обоснования. Бисмарк в 1871 году прямо отверг возможность наказание противника за военные преступления. Нечеткая формулировка статьи 227 Версальского мирного договора 1919 года устанавливала общие принципы политической и моральной ответственности, но не обязательную ответственность согласно нормам уголовного права. Во время Второй мировой войны на самом высоком политическом уровне было решено, что конкретные лица должны нести уголовную ответственность за международные преступления, которые были разделены на три категории, а именно: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

Нормы международного уголовного права.

Нормы международного права выражаются в форме международных конвенций или международного обычая. Квалификация и наказание за уголовные преступление, в отличии от международно-правовой ответственности, определяется исключительно нормами договорного права или национального законодательства, следуя классическим римским правовым формам: nullum crimen sine lege (нет преступления, если молчат законы) и nulla poena sine lege (нет наказания, если молчат законы). Основания юрисдикции, базирующихся на приведенных выше принципах, устанавливаются в соответствии с положениями международных конвенций.

Общие положения.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г., в которой подтверждаются Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала. Резолюция имеет только декларативный, а не обязательный характер. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности принятая ООН 26 ноября 1968 г., а также Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г. Они так и не были подписаны западными государствами. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1973 г. – Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (без ссылки на Вторую мировую войну), в которой основными принципами юрисдикции над военными преступниками признаются принцип гражданства и территориальный принцип.

Читайте так же:  Проверка патента на оплату

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. содержат в себе принципы ответственности физических лиц, соучастников, государства за уголовные преступления, положения об уголовном процессе и исполнении наказаний, а также дается определение и устанавливается международная ответственность за агрессию, геноцид, преступления против человечества и военные преступления В Резолюции «Универсальная уголовная юрисдикция в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений» от 26 августа 2005 г. Институт международного права счел возможным осуществление универсальной юрисдикции в отношении указанных преступлений.

Преступления против мира.

Определение агрессии приводится в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1974 года, которая представляет собой скорее подкрепление решений Совета Безопасности ООН, чем описание состава преступлений. Таким же образом дается определение агрессивной войны и ее правовые последствия в Декларации о принципах международного права принятой ООН 24 октября 1970 года. В преамбуле Международной конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года, апартеид характеризует как серьезное угроза международного мира и международной безопасности.

Военные преступления.

Определение почти всех военных преступлений содержится в четырех Женевских конвенциях 1949 года, в двух Дополнительных протоколов к ним 1977 года. Среди этих преступлений умышленное нападение на гражданских лиц и гражданские объекты, пытки и бесчеловечное обращение, взятие в заложники и т. д. Методы имплементации этих положений на национальном уровне могут широко варьироваться.

Преступления против человечности.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1949 г. охватывает большинство преступления против человечности. Апартеид также определяется как преступления против человечности согласно Конвенции 1973 года по этому вопросу. Генеральная Ассамблея ООН приняла 10 декабря 1984 Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В настоящий момент определение преступлений против человечества дано в Римском статуте Международного уголовного суда, принятом на дипломатической конференции 17 июля 1998 г.; он относит к юрисдикции Суда четыре категории преступлений: геноцид, военные преступления, агрессию и преступления против человечности.

[1]

Уголовные преступления международного характера.

Уголовными преступлениями международного характера считаются следующие умышленные деяния:

Международное право и ответственность за военные преступления (2005)

Капитан юстиции Е. Волох

Окончание периода биполярных международных отношений привело к резкому росту числа вооруженных конфликтов и активизации военного строительства в крупных государствах. Расширилось участие государств, блоков, неправительственных и государственных структур в миротворческой деятельности. Все чаще возникающие конфликтные ситуации на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, Латинской Америке, а также вблизи границ Российской Федерации диктуют необходимость объединения международных усилий для их урегулирования и предотвращения. Это относится и к правовой сфере.

В международном гуманитарном праве (МГП) подробно излагаются нормы, нацеленные на защиту жертв вооруженных конфликтов, а также на ограничение методов и средств ведения войны, определяются механизмы обеспечения соблюдения этих норм. Значительная их часть, относящаяся к международным вооруженным конфликтам, содержится в четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительном протоколе 1 (1977). Государства обязаны пресекать любые нарушения этих договоров, а виновных в их совершении — преследовать и наказывать как преступников. Наиболее серьезные нарушения гуманитарного права определяются как «военные преступления». Их перечень приводится в Женевских конвенциях и Протоколе I 1 .

Из конвенций и протокола однозначно вытекает, что серьезные нарушения подлежат наказанию, однако сами по себе эти договоры не определяют мер наказания и не предусматривают непосредственно учреждения трибунала для судебного преследования правонарушителей. Как правило, уголовное право того или иного государства применяется только к тем действиям, которые совершаются на его территории либо его гражданами.

Международное гуманитарное право в этом смысле более универсально. Оно обязывает государства разыскивать и наказывать всех лиц, совершивших серьезные правонарушения, независимо от их гражданства, места совершения преступления и срока давности. Однако эксперты в этой области отмечают дисбаланс между большим числом серьезных нарушений на национальном уровне и малым количеством эффективных судебных преследований. В связи с этим возникла острая необходимость в создании постоянно действующего органа — Международного уголовного суда (МУС), который правомочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за серьезные нарушения норм МГП. Идея МУС в первую очередь вытекает из существования категории международного преступления: международное сообщество должно иметь механизм правосудия в случае серьезных нарушений своих коренных интересов. При этом предполагается, что наличие такого органа явится сдерживающим фактором для будущих диктаторов, членов их правительств и армий.

Идея создать наднациональную организацию, которая судила бы отдельных лиц за совершение массовых тяжких преступлений, была высказана еще в 1872 году основателем Красного Креста Густавом Муанье в ходе франко-прусской войны. Подобные предложения появлялись и по окончании Первой мировой войны. После Второй мировой войны ООН признала уставы Нюрнбергского и Токийского трибуналов одними из источников общепринятых принципов международного права. Они и легли в основу всего современного международного уголовного права. В 1948 году эта международная организация приняла конвенцию о наказании за геноцид, в которой впервые была высказана идея о создании международного трибунала. В начале 50-х годов даже появился первый проект Статута МУС, но по политическим мотивам работа над ним была прервана.

В конце 70-х годов в США был организован Международный фонд по созданию МУС. Его президентом был избран австралийский юрист Юлиус Стоун, а исполнительным директором стал Роберт Войцел, профессор Католического университета в г. Бостон. Фонд провел несколько международных встреч, в ходе которых были разработаны проекты Статута МУС и перечня преступлений, подпадающих под его юрисдикцию. Большую финансовую поддержку движению по созданию такого органа оказали Фонды Карнеги и Форда. С 1984 года в этом движении стал участвовать представитель советских юристов-международников Игорь Павлович Блищенко, позже избранный вице-президентом фонда.

Поворотным моментом в истории учреждения Международного уголовного суда стало создание ООН двух трибуналов: по преступлениям в ходе войны в бывшей Югославии (1991) и по преступлениям, совершенным на территории Руанды (1993-1994). В 1993 году Комиссия по международному праву ООН возобновила работу над проектом Статута МУС. Затем, в 1995 году, был сформирован специальный комитет ООН с целью доработки этого документа и созыва международной дипломатической конференции для его принятия.

Читайте так же:  Договор на оказание юридических услуг

17 июля 1998 года в Риме на дипломатической конференции полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда 5 тыс. делегатов из 160 стран приняли решение о его создании. Римский статут — Устав МУС, содержащий 128 статей, при тайном голосовании одобрили делегации только 120 стран, но ратифицировали его не все государства. Так, к 11 октября 2002 года число стран-участниц МУС достигло 81 2 . Однако в его составе по-прежнему не было трех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН: США, России и Китая, а также второй по численности страны мира — Индии и еще нескольких значимых государств. Китай и Индия вообще не подписали Римский статут. Россия подписала его, но пока не ратифицировала. Предыдущий президент США Б. Клинтон подписал его 31 декабря 2000 года, за несколько часов до истечения крайнего срока, но действующий президент Дж. Буш 6 мая 2002 года отозвал подпись прежнего главы Белого дома 3 . Не намерен в обозримом будущем присоединяться к Римскому статуту Израиль. Его основной аргумент — боязнь политизации суда.

Несмотря на это, 1 июля 2002 года в общепризнанной столице международного права — г. Гаага начала действовать новая межправительственная организация -Международный уголовный суд (International Criminal Court — ICC), которая по своей важности и значимости может стать второй после Организации Объединенных Наций.

Изначально МУС задумывался как универсальный инструмент международного права, предотвращающий и карающий преступления геноцида, военные преступления, а также преступления против человечности и преступления агрессии. Этот орган предусматривает за такие деяния индивидуальную, а не государственную ответственность и пожизненное тюремное заключение или лишение свободы на срок до 30 лет для любых лиц, включая глав государств и правительств, а также других высших должностных лиц, признанных виновными в совершении упомянутых преступлений. Преступления агрессии пока не вошли в юрисдикцию МУС, так как до сих пор представители государств не пришли к единому мнению в его определении. Суд не рассматривает и правонарушения, совершенные в прошлом.

Одним из недавних дел, переданных на рассмотрение МУС, явилось дело о военных преступлениях, совершенных в зоне конфликта в провинции Дарфур на западе Судана. Соответствующая резолюция по этому вопросу была принята Советом Безопасности ООН в Нью-Йорке 5 . По данным экспертов правозащитной организации «Хьюмэн Райте Уотч», за последние два года в районе этнического конфликта в указанном районе в результате боевых действий, а также от голода и болезней погибли по меньшей мере 180 тыс. человек. По мнению министра иностранных дел Германии Йошки Фишера, решение поручить МУС расследование военных преступлений, совершенных в этой провинции, поможет положить конец беззаконию, царящему в регионе.

Другая африканская страна — Центрально-Африканская Республика (ЦАР) также передала Международному уголовному суду в Гааге дела о ряде преступлений на территории страны, подпадающих под его юрисдикцию. Речь идет о преступлениях, совершенных с 1 июля 2002 года, то есть после вступления в силу Римского статута. Теперь в соответствии со статутом и правилами процедуры МУС главный прокурор проведет анализ полученной от правительства ЦАР информации и ситуации в этой стране, чтобы определить, следует ли начинать расследование. На первом этапе требуется выяснить степень серьезности совершенных преступлений, а также соответствие ведения этих дел судом интересам правосудия.

Таким образом, завершение процесса формирования и вступление в действие МУС — международного юрисдикционного органа, призванного проводить судебное расследование и привлекать к уголовной ответственности физических лиц, виновных в совершении особо опасных с точки зрения международного права военных преступлений, можно рассматривать как значительное достижение в области международного правосудия и защиты прав человека.

Вероятнее всего, в недалеком будущем МУС перестанет быть темой обсуждения только для узкого круга экспертов международно-правовой сферы. О нем будет знать значительно больший круг читающих и небезразличных к международной жизни и политике людей, так же как о международных органах по защите прав человека, таких как Комитет ООН по правам человека или Европейский суд по правам человека. Ожидается, что деятельность Международного уголовного суда станет более актуальной и востребованной, нежели указанных выше международных правозащитных органов, ввиду рассмотрения им особо опасных посягательств на права человека, права всего человечества и международный правопорядок. В целом дальнейшее прогрессивное развитие норм и принципов института международной уголовной ответственности физических лиц, несомненно, будет способствовать укреплению существующей системы международного правопорядка.

1 К ним относятся:
а) серьезные нарушения, определяемые в четырех Женевских конвенциях 1949 года (статьи 50, 51, 130, 147 соответственно): преднамеренное убийство; пытки и бесчеловечное обращение; преднамеренное причинение тяжких страданий; причинение серьезного увечья и нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызванные военной необходимостью;
б) серьезные нарушения, определяемые в III и IV Женевских конвенциях 1949 года (статьи 130 и 147 соответственно): принуждение военнопленного или покровительствуемого гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; преднамеренное лишение военнопленного или покровительствуемого гражданского лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное конвенциями;
в) серьезные нарушения, определяемые в IV Женевской конвенции 1949 года (статья 147): незаконное депортирование или перемещение; незаконный арест покровительствуемого лица; взятие заложника.

2 Все члены Евросоюза стали участниками Международного уголовного суда. На сегодняшний день в составе МУС насчитывается 99 государств (в мае последней стала Доминиканская Республика).

4 В данный момент два дела находятся на рассмотрении в Международном уголовном суде. Одно дело касается Уганды, когда 20 тыс. детей были похищены и призваны на военную службу, второе — провинции Турио Демократической Республики Конго, где совершены серьезные преступления (убийства, изнасилования и прочие в широком масштабе).

Видео (кликните для воспроизведения).

5 Поскольку Хартум не является участником Римского статута, юрисдикция МУС может возникнуть только в случае передачи дела Советом Безопасности.

Источники


  1. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  2. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
  4. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
В международном праве под военными преступлениями понимаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here