Внедрение профессиональных стандартов в образовании

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Внедрение профессиональных стандартов в образовании". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Внедрение профессиональных стандартов в образовании

Закажите услугу ВНЕДРЕНИЕ ПРОФСТАНДАРТОВ «ПОД КЛЮЧ» у профессионалов

Оказание высокопрофессиональных услуг по внедрению и применению профессиональных стандартов в организациях любого типа, масштаба и отрасли

С 2016 года в России применяются профессиональные стандарты (Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ) и сегодня руководителей организаций и кадровых работников всё больше интересую вопросы:

Как внедрить систему профессиональных стандартов? Когда нужно перейти на профессиональные стандарты? Каковы мероприятия по применению профстандартов? Как сформировать пошаговый алгоритм внедрения профстандартов? Как создать план внедрения профессиональных стандартов? и другие вопросы, связанные с внедрение профстандартов.

Внедрение и применение профессиональных стандартов в организации — это сложный многоуровневый процесс, который требует специальных знаний, умений и навыков, именно поэтому руководители организаций стремятся найти и привлечь к этой работе специалистов, которые смогут на договорных условиях профессионально выполнить работы по внедрению профстандартов и избежать штрафных санкций Государственной инспекции труда (РОСТРУД).

Учреждение «Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации» оказывает высокопрофессиональные услуги внедрению и применению профессиональных стандартов в организациях любого типа, масштаба и отрасли.

В состав работ по внедрению и применению профессиональных стандартов включается:

1.Проведение анализа штатного расписания организации.

2.Составление описания профессионально-квалификационной структуры организации.

3.Выделение перечня должностей, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;

4.Выделение перечня должностей, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ.

5.Проведение сравнительного анализа названия должностей и квалификационных требований к ним в организации с наименованием должностей и требований к ним, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ

6.Приведение в соответствие названий должностей и требований к ним организации, с указанными в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, по которым установлено предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ

7.Проведение сравнительного анализа должностей в организации, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ.

8.Приведение в соответствие требований к должностям в организации, по которым установлены требования к квалификации работников ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ с требованиями профессиональных стандартов.

9.Проведение анализа должностных инструкций, трудовых договоров, составление сравнительной матрицы выполняемых функциональных обязанностей по видам профессиональной деятельности.

10.Определение однородных и специфичных функциональных обязанностей, проведение анализа их соответствия требованиям профессиональных стандартов.

11.Проведение сравнительного анализа требований к образованию и обучению в профессиональных стандартах и уровнем образования и обучения работников организации.

12.Проведение оптимизации профессионально-квалификационной структуры организации (при необходимости).

13.Определение функциональных обязанностей работника с учетом требований технологического процесса в рамках рабочего места и в соответствии с квалификационными требованиями ПС.

14.Планирование и составление графика обучения и развития персонала с учетом идентификации компетенций на соответствие требованиям ПС по квалификационным уровням.

15.Проведения обучающих мероприятий, оценка их эффективности.

16.Направление работников на оценку квалификаций в независимый Центр оценки квалификаций. Оценка соответствия квалификации сотрудников требованиям профстандарта

17. Формирование квалификационных требований, применяемых при найме.

18. Внесение изменение в штатное расписание и другую нормативную документацию организации, разработка типовых должностных инструкции на основе требований профессиональных стандартов.

19. Составление отчета.

Результат внедрения профстандартов для работодателя

Стоимость оказания услуг по внедрению профстандартов

Стоимость оказания услуг по внедрению профессиональных стандартов рассчитывается для каждой организации индивидуально и, как правило, зависит от количества внедряемых в организации профстандартов, численности персонала и вида экономической деятельности организации.

Для определения стоимости оказания услуг Вы можете связаться с нашими специалистами по телефону или оставить заявку.

Телефон/факс: (812) 388-34-33 / (812) 387-03-62

Е-mail: [email protected]

Курсы и семинары по внедрению профстандартов

Одним из вариантов профессионального внедрения профстандартов для руководителей организаций – является обучение внедрению и применению собственных сотрудников. На семинарах и курсах проводимых нашей организацией, сотрудники смогут получить полную аналитическую и методическую базу по внедрению профессиональных стандартов, с учетом всех изменений на текущий момент времени.

Обучения позволит:

Анализировать требования законодательства Отслеживать и оценивать изменения в трудовом законодательстве Читать профстандарты и разбираться в их структуре Организовать процедуру внедрения профстандартов в организации Разобраться в процедуре оценки квалификации

Кому целесообразно пройти обучение?

Руководителям и специалистам отдела кадров; Специалистам, занимающимся внедрением профстандартов; Работникам, внедряющим профессиональные стандарты в организации; Специалистам по кадровому делопроизводству.

Курсы и семинары по внедрению профстандартов

Телефон/факс: (812) 388-34-33 / (812) 387-03-62

Е-mail: [email protected]

Полезная информация

Когда профессиональные стандарты обязательны?

Требования к квалификации, необходимой работнику, заданы Трудовым кодексом, федеральными законами,иными нормативными правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.)

Читайте так же:  Особые случаи пенсионного обеспечения

С выполнением работ по должности связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (Третий абзац Второй части 57 ст. ТК РФ)

Устанавливается система оплаты труда работников в государственных и муниципальных учреждениях (ч. 5 ст. 144 ТК РФ)

Требования профстандарта закреплены в локальных нормативных актах организации (ст. 8 ТК РФ)

Организация попадает под действие Постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об утверждении особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения организациями государственного сектора РФ»

План график по внедрению профстандартов:

План внедрения профессиональных стандартов – обязательное требование для государственных учреждений. Коммерческие организации должны составить его применительно к должностям, связанным с ограничениями по допуску или получением льгот.

Подготовка плана внедрения профессиональных стандартов включает:

Создание рабочей группы по внедрению профстандартов и определение ответственных

Определение наличия в штатном расписании должностей, подпадающих под имеющиеся профстандарты

Проверка соответствие уровня квалификации сотрудников требованиям профессионального стандарта

Планирование обучения работников (при необходимости)

Определение потребностей в изменениях в должностных инструкций и трудовых договоров

Сравнение наименований должностей в организации с наименованиями должностей указанными в соответствующих профстандартах.

Установление сроков реализации пунктов плана внедрения профессиональных стандартов

Если в перечне утвержденных профстандарты нет профессий вашей организации, никаких действий предпринимать не нужно до появления подходящих утвержденных профстандартов. Руководствоваться в этом случае нужно действующими ЕКТС или отраслевыми справочниками.

Центры оценки квалификаций

Центр оценки квалификаций в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Официальный сайт ЦОК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности

Официальная страница ЦОК офисных специалистов

Детский сад 4

Внедрение профстандартов

Внедрение профстандартов

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Профессиональные стандарты:

  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель , учитель)»
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  • Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2015 года № 39023)
  • Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-методист» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2014 N 34135)

Документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов

Применение профессиональных стандартов в ГБДОУ детский сад №4 комбинированного вида Пушкинского района СПБ.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(-ов) на обработку персональных данных

* Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников. Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

Внедрение профессиональных стандартов

Применение типовых профстандартов

Профессиональный стандарт – перечень требований к уровню образования, знаний, опыта работника определенной профессии. На данный момент утверждены более 800 таких документов. Среди них – профессии металлургической, деревообрабатывающей, атомной промышленностей и других. Но кроме представителей серьезных производств также присутствуют педагоги, программисты, спортсмены, бухгалтеры и даже специалисты по персоналу.

Правильное название должностей в штатном расписании и раньше было очень важным, особенно для тех категорий работников, которые имели льготы или ограничения, связанные с трудом. Соответствие ЕКТС или отраслевому справочнику было главным требованием в этом случае (ч.2 ст. 57 ТК РФ). Новый документ – профессиональный стандарт, который разрабатывает и утверждает Минтруд РФ, со временем должен полностью заменить ЕКТС.

Важно: применение профстандартов обязательно в следующих случаях:

  • В государственных учреждениях и предприятиях – для всех имеющихся специальностей.
  • В коммерческих и других организациях – для профессий, связанных с вредными или опасными условиями труда и предусматривающих получение в связи с этим льгот.

На практике работодатель должен руководствоваться профстандартами и при отборе кандидатов на работу, и для определения уровня соответствия своих сотрудников существующим требованиям. Несоответствие работника профессиональному стандарту– не повод для его увольнения, но веская причина для повышения уровня его квалификации. В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость обучения определяет работодатель.

Как составить план график по внедрению профстандартов

Составление плана-графика профессиональных стандартов (профстандартов) является обязательным для государственных учреждений, образец такого плана мы предоставим ниже. Коммерческие организации должны составить его применительно к должностям, связанным с ограничениями по допуску или получением льгот. Для остальных специальностей профстандарты носят рекомендательный характер (ч.2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для начала нужно выделить рабочую группу и определить ответственных. Затем составить перечень мероприятий в план-график внедрения профстандартов, руководствуясь основными задачами:

  • Определить наличие в штатном расписании должностей, подпадающих под имеющиеся профстандарты. Причем наименование должности – не главное, важнее трудовая функция.
  • Проверить соответствие уровня квалификации своих сотрудников требованиям профессионального стандарта.
  • Спланировать обучение работников, если имеется необходимость.
  • Определить, нужно ли внести изменения в должностные инструкции и трудовые договоры.
  • Сравнить названия должностей в организации и профстандартов, при необходимости – переименовать.
  • Обозначить даты для каждого пункта плана-графика по внедрению профессиональных стандартов.
Читайте так же:  Производственный календарь на январь

Как видно, работа предстоит большая и длительная. План-график профстандартов лучше оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. Утвердить документ и состав рабочей группы нужно приказом по предприятию.

Важно: если в имеющемся перечне утвержденных профстандарты нет профессий вашей организации, никаких действий предпринимать не нужно до появления подходящих утвержденных профстандартов. Руководствоваться в этом случае нужно действующими ЕКТС или отраслевыми справочниками.

Как заполнить план-график внедрения профстандартов в организации

Для начала нужно определить цели и задачи мероприятия. А также назначить ответственного за каждый этап работы. Образец план-графика внедрения профессиональных стандартов следует разбить на блоки: подготовительные и основные мероприятия. В них могут войти:

[2]

  • издание приказа о назначении рабочей группы
  • определение соответствия уровня квалификации работников профстандартов
  • составление плана обучения
  • определение документов, требующих внесения изменений
  • переименование должностей при необходимости и т.д.

[3]

При этом каждый блок может иметь столбцы:

Ожидаемый результат (документ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Чем более подробно и доступно будут изложены мероприятия в плане-графике внедрения профстандартов тем понятнее и легче станет его выполнение.

Уклонение от внедрения графика профстандартов в случаях, предусмотренных ст. 57 ТК РФ и ст. 195.3 ТК РФ, может привести в выдаче работодателю предписания, или даже привлечению к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Образец плана-графика внедрения профессиональных стандартов

Максимально быстро внедрить профстандарты поможет наш образец. Скачайте документ по ссылке ниже и заполните в соответствии с примером. За 30 минут проделаете работу, которая будет помогать с внедрением ближайшие месяцы.

Внедрение профессиональных стандартов в образовании

Статьи по теме

С лета 2016 года мы вступили в новую эру, когда профессиональный стандарт в образовании, как и в других сферах применять стало обязательным. Процедура их внедрения в организации — процесс безусловно непростой и занимающий много времени.

Если коммерческие компании могут и не всегда обращаться к стандартам, то для сферы образования они являются обязательными. Какие же бывают виды стандарта профессионального образования и какова процедура внедрения профессиональных стандартов среднего профессионального образования, сейчас разберемся.

План внедрения профессиональных стандартов в образовании

По замыслу разработчиков профессиональный стандарт в образовании должен устанавливать единообразные требования к качеству образования и его содержанию, предъявлять требования к знаниям и квалификации педагогов, периодичности прохождения ими обучения и переподготовки. На их основании учреждения должны разрабатывать должностные инструкции и трудовые договора для учителей и преподавателей. Кроме этого стандарт также регламентирует процедуры подсчета стажа и начисления пенсий. Какие же шаги необходимо предпринять образовательному учреждению, чтобы его деятельность соответствовала стандарту?

Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году>>>

Первым этапом стоит создать рабочую комиссию по внедрению стандартов. Как правило, в рабочую группу включают представителей служб персонала, юристов, а также тех специалистов, которые будут непосредственно работать со стандартами. Председателем такой группы назначается руководитель учреждения. Для создания рабочей группы издается приказ. Составляется он в свободной форме на бланке учреждения. В нем прописывается состав группы (комиссии), цели и задачи внедрения профстандарта, срок завершения всех процедур и результат, который мы хотим получить на выходе. После подписания руководителем, с приказом необходимо ознакомить членов комиссии под роспись и передать приказ на хранение.

Не лишним будет и разработка положения о работе комиссии. В нем необходимо описать цели для которых она создана, задачи, которые необходимо будет решать, ее права и обязанности. А также порядок проведения заседаний и их периодичность. Ввести в действие положение необходимо также приказом руководителя организации. Все заседания рабочей группы должны быть оформлены протоколом, а все принятые решения — актом.

Следующим этапом комиссия утверждает план мероприятий по внедрению стандартов, а также реестр профстандартов образования, которые будут применяться конкретно в этом учреждении. Еще на этапе планирования стоит определиться с исчерпывающим списком стандартов необходимых в процессе деятельности. Не стоит вводить в действие те, которые не нужны Вам в текущий момент и не понадобятся в ближайшем будущем. Так перечень стандартов профессионально технического образования будет существенно отличаться от такого перечня в общеобразовательном учреждении или тем более в детском саду.

В процессе составления списка необходимо соотнести название профессий в штатном расписании с имеющимися профстандартами. Различие в наименованиях может быть расценено как нарушение трудового законодательства и повлечь за собой наложение штрафных санкций. Причем штраф будет выписан за каждый неверно составленный договор в отдельности. Таким образом при значительной численности персонала штрафы могут достигать астрономических сумм.

Соблюдение идентичности названий должностей будет гарантией того, что у работника в момент оформления пенсии не возникнет препятствий. Если трудовой кодекс или другие законодательные акты предусматривают льготы (компенсации) для некоторых профессий, то эта должность должна в точности соответствовать профстандарту. В противном случае льготы не будут действовать. Поэтому в процессе принятия перечня профессиональных стандартов в образовании очень важно сопоставлять названия принятое в учреждении и то, которое допускает профстандарт. Причем в первую очередь стоит опираться на содержание стандарта, а потом уже на название.

Читайте так же:  Проверить наличие задолженности перед фссп

При возникновении разночтений их конечно нужно устранить. Самым доступным является введение в штатное расписание должности с “правильным” названием и перевод работника на вновь введенную должность. А после “старую” должность исключить из штатного.

Основные требования предъявляемые профстандартами конечно не являются требованиями к названию должности. Основным моментом является уровень квалификации трудящегося. Все работники чья деятельность попадает под действие профстандарта должны будут “подтянуть” свои знания до необходимого установленного уровня.

После согласования перечня необходимо определить категории педагогического состава, для которых необходимо провести профессиональную подготовку (переподготовку). Эти категории работников направляются на обучение в учреждения с государственной лицензией с которыми у организации заключен договор на обучение.

После проведенных процедур часто возникает потребность во внесении изменений или дополнений в кадровые документы. Наибольшим правкам подвергаются должностные инструкции. Эти документы не являются обязательными, но как правило есть в любой компании. А если документ есть, то его нужно привести в соответствие новым реалиям. Часто это является единственным документом, где отражены требования к кандидату на должность, а также описывается какие конкретно задачи должен выполнять сотрудник в процессе работы. Стоит отметить, что профстандарт является только основой для разработки Ваших внутренних актов и в нем указаны необходимый минимум по профессии. Из этого можем сделать вывод, что компания вправе установить более жесткие требования к профессии.

Вносить изменения в должностные инструкции (ДИ) придется тем образом, которым они были выпущены. Если ДИ является самостоятельным актом, то это самый простой вариант. Выпускаем новую редакцию и утверждаем ее. Сложнее обстоит дело, если ДИ является приложением к трудовому договору. Тогда необходимо будет издать дополнительные соглашения к трудовым договорам (для каждого сотрудника отдельно). Этот способ значительно увеличивает объем работы. В любом случае с измененной ДИ необходимо будет под роспись ознакомить всех сотрудников, которых затрагивает такие изменения.

Списки профстандартов со временем дополняются новыми профессиями и компании нужно периодически проверять не выпущены ли новые стандарты.

Образец план – графика внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования

Перечень профстандартов в образовании

Реестр профессиональных стандартов образования в 2016 году включает в себя 4 позиции:

  • Педагог;
  • Педагог-психолог;
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Если в 2016 году в области образования проходила еще только апробация профстандартов в ряде пилотных регионов, то с 1 января 2017 года они станут обязательными к применению для всех образовательных учреждений. Руководствоваться ими работодателю придется не только при разработке ДИ и трудовых договоров, но и при выборе системы оплаты труда.

Наиболее широко используемым будет профессиональный стандарт педагога. В него включают работу не только работу учителей общеобразовательных школ, но также воспитателей детских садов. Профстандарт педагога допускает к работе гражданина только в случае наличия у него высшего или среднеспециального образования в образовательной сфере или по направлению преподавания. Если образование не соответствует этим требованиям, то необходимо пройти дополнительное образования в сфере, которой планируется рабочая деятельность.

Кроме того установлены ограничения к допущению преподавательской деятельности. Так учителем или воспитателем не может работать лицо ранее лишенное права заниматься такой деятельностью, лица ранее судимые, страдающие определенными заболеваниями или недееспособные. А вот требований к стажу профстандарт педагога не предъявляет. Поэтому выпускники, сразу после получения диплома, могут сразу окунуться в преподавательский процесс.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов в образовании конечно является еще не исчерпывающим. На данный момент происходит активная процедура его разработки и дополнения.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональные стандарты

ОБРАЗОВАНИЕ

Приказ Минтруда России № 691 от 06.10. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 39362

Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества (Сторож (вахтер))

Специалист по профессиональной уборке (Уборщик служебных помещений)

Перечень принятых профстандартов, виды деятельности которых есть в МОУ СОШ №50

Основная цель вида профессиональной деятельности

Названия должностей в штатном расписании,

попадающих под действие профстандарта

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством , подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования ФГОС, педагог-организатор

Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухучета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений

Специалист в области управления персоналом

Обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации

Специалист по кадрам

Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией

Реализация обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией

(Согласие на обработку персональных данных получено)

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 28 августа 2018 г. N 52016

[1]

01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38993

01.005 Специалист в области воспитания

Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406

01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования

Дата публикации: 18.05.2016 2016-05-18

Статья просмотрена: 2856 раз

Библиографическое описание:

Григорьева И. А. Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1204-1206. — URL https://moluch.ru/archive/114/29228/ (дата обращения: 13.09.2019).

Организация работы в техникуме по обновлению образовательных программ с учетом профессиональных стандартов (по материалам педагогического совета).

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, рабочие группы.

В Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном техникуме 16.03.2016 года прошел запланированный педагогический совет на тему «Проблемы и перспективы разработки внедрения профессиональных стандартов в сфере образования».

На повестке мероприятия обозначились следующие темы: «Внедрение профессиональных стандартов в систему среднего профессионального образования», «Актуализация основной профессиональной образовательной программы с учетом профессионального стандарта».

«Когда-то профстандарты вывешивались на улице. Во времена Петра I сапоги вывешивались у сапожников. Вот это тоже профстандарты. Сейчас другие времена — другие требования. Нужно подойти к решению задачи самым серьезным образом», — привел пример президент Владимир Владимирович Путин.

Профессиональный стандарт. Все только об этом и говорят! Что это? Это страшно? Это больно? Не так страшен черт… Если перейти из состояния нервной ажитации по отношению к научной терминологии, то стандарт — это своего рода эталон компетентности, измеритель квалификации. «Это будет паспорт при приеме на работу», — отмечает Путин.

«Цель введения профессиональных стандартов — это повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников. Их конечная цель — повышение конкурентоспособности работника на рынке труда». Что может предложить педагогическое сообщество профессионального образования работодателю? Это учитывать при разработке образовательной программы профессионального образования, обучения не только текст утвержденного на федеральном уровне профессионального стандарта, но и требования регионального рынка труда, работодателя, с которым непосредственно взаимодействует организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Таким образом, профессиональный стандарт — это новое приспособление, которое свяжет интересы работодателей, работников и образовательных организаций.

Чтобы сблизить систему профессионального образования и потребности работодателя, обозначилась потребность обновления образовательных программ с учетом профессиональных стандартов. Практическое применение профессионального стандарта для системы профобразования — разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

«Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется»

Эти строки Николая Рыленкова подчеркивают то особое пространство обучающей деятельности через открытие, организованное на педагогическом совете, в котором педагоги совершили для себя субъективное «изобретение», опираясь на цикл познания, строя и проверяя гипотезы, и самостоятельно нашли верное решение начать работу по приведению в соответствие с профессиональными стандартами и требованиями регионального рынка труда образовательные программы по профессиям и специальностям, реализуемым в техникуме, как решение проблемы по обеспечению производства высококвалифицированными кадрами.

Методика актуализации образовательных программ достаточно сложна, но педагоги и с ней справились. И первые шаги по сопоставлению федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, в части анализа их терминов, конкретно видов деятельности ФГОС и обобщенных трудовых функций ПС, были благополучно осуществлены. Преподаватели поняли, что формулировки требований ФГОС СПО и ПС могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

Наибольшую трудность вызвал поиск профессионального стандарта для разработки программ у тех групп, у которых программа не соответствовала наименованию стандарта. Пришлось приложить усилия по анализу трудовых функций, соответствующих уровню квалификации для подбора профессионального стандарта. На педагогическом совете были созданы комфортные условия для подбора стандартов на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций.

На этапе рефлексии преподаватели техникума отметили важность проведения анализа профессионального стандарта и образовательной программы, что способствует также выявлению соответствия между имеющимися в образовательной организации материально-техническими, методическими, кадровыми ресурсами и условиями, объективно необходимыми для реализации образовательной программы. Отмеченные несоответствия должны стать основой для планирования повышения квалификации педагогических кадров, наставников на производстве, решения вопросов поставки или модернизации учебного оборудования, определения баз практик, закупки или разработки учебно-методических пособий, учебников.

Выполнение всех этих условий при проектировании образовательной программы может привести к достижению качественного результата — профессиональной квалификации выпускников, востребованной сферой труда.

Решением педагогического совета стала организация работы по обновлению образовательных программ через сопоставление. Это позволит выделить составляющие дополнительный вид деятельности профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания, возможны ли и необходимы дополнения, изменения в составе уже имеющихся во ФГОС видов деятельности на уровне профессиональных компетенций, практического опыта, знаний и умений.

Выводом сопоставительного анализа в данном случае может стать обоснование расширения содержания междисциплинарных курсов, видов работ практик в профессиональном модуле или введение дополнительной учебной дисциплины, необходимой для поддержки освоения модулей. В каждом конкретном случае необходимо принимать коллегиальное решение рабочей группы.

Профстандарты изменят образование. Профстандарты изменят нас. А мы изменим профстандарты.

  1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы.
  2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Правительству РФ от 4 декабря 2014 года.
  3. Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
  4. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»
  5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года.
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Внедрение профессиональных стандартов в образовании

Что такое профстандарт ?

Профессиональные стандарты в образовании

Перечень нормативных актов

1. Федеральные документы

2. Краевые документы

Перечень инструктивно-методических и информационных писем

Информация, аналитические материалы

Перечень профстандартов

Номративно-правовой акт, утвердивший стандарт

Дата введения в действие

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Приказ Минтруда России № 514н от 24.07.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 Педагог дополнительного образования Приказ Минтруда России № 613н от 24.09.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38994 Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор)
Приказ Минтруда России № 10н от 10.01.2017 Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406
Педагог-дефектолог (учитель-логопед) В разработке Специалист по информационным ресурсам Приказ Минтруда России № 629н от 08.09.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136 Бухгалтер Приказ Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35697 Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель, секретарь руководителя) Приказ Минтруда России № 276н от 06.05.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2015 г. N 37509
9 Специалист в области управления персоналом Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) (директор, заместитель директора) В разработке В разработке Рабочий по обслуживанию здания В разработке В разработке Гардеробщик В разработке Лаборант В разработке Лаборант ЭВТ В разработке
Читайте так же:  Как снять с учета транспортное средство в связи с утратой или хищением

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  4. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Внедрение профессиональных стандартов в образовании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here