Законодательные и нормативные правовые акты

Сегодня предлагаем рассмотреть следующую тему: "Законодательные и нормативные правовые акты". Мы собрали и подготовили полную информацию по теме, что позволит решить любую проблему. Если после прочтения статьи остались вопросы, то вы их можете в любое время задать дежурному юристу.

Законодательные и нормативные правовые акты

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России,а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные трудовые соглашения.

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

[2]

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

  • в зависимости от юридической силы:
  • Законы
  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Подзаконные правовые акты:
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
  • Локальные нормативно-правовые акты
  • Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т.д.
  • комплексные

Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

Законодательные и нормативные правовые акты

законодательный акт — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN statute … Справочник технического переводчика

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ — понятие, вызывающее в науке права различные подходы. По мнению одних авторов, 3. а. это только принимаемые парламентом законы государства. По мнению других, в число 3. а. следует включать не только законы государства, но также и иные нормативные… … Энциклопедический словарь конституционного права

законодательный акт по вопросам биотопа — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN biotope order An ordinance or decree regarding an area of ecological habitat that is characterized by a high degree of uniformity in its environmental conditions and in its… … Справочник технического переводчика

Модельный законодательный акт СНГ — Модельный законодательный акт Содружества Независимых Государств законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке в целях формирования и осуществления согласованной законодательной… … Официальная терминология

Кодекс (законодательный акт) — Кодекс (лат. codex книга) законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли. Содержание 1 Возникновение слова «кодекс» 2… … Википедия

Акт — документ, составленный организациями (лицами) и подтверждающий события (факты). Источник: МДС 12 37.2007: Рекомендации по ведению документооборота в строительной организации Акт документ, который составляется в результате проверки. В нем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ, законодательная, законодательное (книжн., юр.). 1. Имеющий право составлять и издавать законы. Законодательный орган. Законодательная власть. Законодательное собрание. 2. прил. к законодательство. Законодательный акт.… … Толковый словарь Ушакова

акт — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? акта, чему? акту, (вижу) что? акт, чем? актом, о чём? об акте; мн. что? акты, (нет) чего? актов, чему? актам, (вижу) что? акты, чем? актами, о чём? об актах 1. Актом называется закон… … Толковый словарь Дмитриева

Читайте так же:  Договор купли-продажи готового бизнеса

Акт о престолонаследии (Великобритания) — Акт о престолонаследии; крупным шрифтом выделено начало: «Вильгельм Третий, Божьей милостью» Акт о престолонаследии или Акт об устроении (англ. … Википедия

Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда

Нормативно правовые акты (НПА) — официальные документы, содержащие общеобязательные правила, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Правовой основой организации работ по ОТ является Конституция, которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Трудовой кодекс (ТК) — основополагающий законодательный акт, определяющий и регулирующий правоотношения в сферах труда и ОТ.

Закон — НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;

02.01.2009 г. вступил в силу Закон РБ «Об охране труда». В законевыстроена вертикаль управления ОТ, определены полномочия на всех уровнях управления ОТ.

Также вопросы ОТ регулируют и другие законы: «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О здравоохранении», «О предприятиях» и др.

Декрет Президента — НПА, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Например, Декрет «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» направлен на усиление социальной защиты граждан, потерпевших в результате травматизма на производстве.

Указ Президента — НПА, издаваемый в целях реализации полномочий главы государства и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы;

Директива Президента — указ программного характера, издаваемый в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение;

Например, директива Президента «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» усиливает ответственность работодателей в области трудовой дисциплины и ОТ.

Постановление Совета Министров — НПА Правительства.

В Постановлении «О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь» определяются источники финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ на разных уровнях государственного управления и хозяйственной деятельности.

Акты различных государственных органов управления — НПА, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений.

НПА можно условно разделить на:

Межгосударственные, государственные и межотраслевые — обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности.

Отраслевые — действительны только для предприятий определенной отрасли.

Локальные — разрабатываются для конкретных предприятий и имеют силу только на этих субъектах (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, стандарты предприятий, технологические регламенты и т.д.).

Конкретные нормы безопасности, гигиены труда, производственной санитарии и пожарной профилактики регламентируются техническими нормативно правовыми актами (ТНПА)

Технический регламент (ТР) — устанавливает обязательные для соблюдения технические требования безопасности ко всему жизненному циклу продукции.

Для выполнения технических регламентов применяются государственные стандарты (СТБ), которые раскрывают требования технических регламентов и устанавливают методы контроля.

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) — содержит требования к процессам разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Одним из аспектов трудового законодательства является охрана труда граждан РФ. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, не только конкретизируют право граждан на труд, но и предъявляют определенные нормативные требования к условиям их работы.

Такие требования закрепляются в государственных нормативных требованиях охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда. В них устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В Российской Федерации действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда. Важнейшим источником трудового права является основной закон РФ — Конституция 1993 г. Конституция РФ закрепляет основные трудовые права всех граждан, основные принципы правового регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной части трудового права, которые направлены в свою очередь на обеспечение юридических гарантий конституционных трудовых прав. Конституция РФ закрепляет принцип законности в сфере труда, ее высшую юридическую силу, равноправие перед законом и судом и устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного правового регулирования труда являются составной частью системы трудового права.

Понятию охраны труда дается определение в основополагающем акте РФ: Федеральном законе «Об основах охраны труда в РФ». Согласно этому документу, охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1.1].

В.Д. Роик в книге «Управление условиями и охраной труда» представляет основную цель трудового законодательства как защиту работающих от воздействия вредных факторов производства, обеспечение лечения и компенсации утрат работоспособности, проведение профессиональной реабилитации пострадавших на производстве и т.д. [2]. А если мы обратимся к ТК РФ (статья 1), то увидим, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. А основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

— организации труда и управлению трудом;

— трудоустройству у данного работодателя;

[1]

— профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

— социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

— участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

— материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

— надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— разрешению трудовых споров;

— обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [3.1].

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Существующее законодательство отводит требованиям охраны труда важное место в системе мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека. Но, к сожалению, в нашей стране дисциплина исполнения законов людьми оставляет желать лучшего [4].

Законодательные и нормативные правовые акты

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию.

Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав (трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство — примеры комплексных нормативно — правовых актов

По объёму и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно-правового акта обладающего высшей юридической силой:

1. законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2. законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

Читайте также:
  1. A. Выбор сохраненного шаблона
  2. I. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
  3. II. Мероприятия по оздоровлению условий труда
  4. II. ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА
  5. L – затраты труда.
  6. Pr.). — Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.
  7. V. Средства труда, в том числе орудия труда
  8. V.2. Правовые категории лиц в зависимости от status libertatis
  9. V.3. Правовые категории лиц в зависимости от status civitatis
  10. V.4. Правовые категории лиц в зависимости от status familiae
Видео (кликните для воспроизведения).

3. законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

5. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строятся и детализируется вся система нормативно — правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.

Подзаконные нормативно — правовые акты.

Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты.

Это нормативно — правовые акты общей компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Пор своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.

Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более подробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.

2. Местные подзаконные акты.

Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомостные нормативно — правовые акты (приказы, инструкции).

В ряде стран определённые структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно — кредитные, и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты.

Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти.

Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

Система законодательных и нормативных правовых актов в области ОТ.

Дата добавления: 2014-10-04 ; просмотров: 1899 ; Нарушение авторских прав

Для эффективного управления ОТ необходима правовая основа, которую составляют законодательные акты и нормативные правовые документы по ОТ, имеющие иерархическую структуру (обладающие различной правовой силой):

— Трудовой кодекс РФ;

— иные Федеральные законы, «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», «О пожарной безопасности», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О радиационной безопасности», «О защите населения и территорий от ЧС ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний»,т.д..

— Указы президента РФ;

— Постановление правительства РФ, министерств и ведомств и пр.

Нормативные правовые акты:

С целью создания безопасных и здоровых условий труда, а также с целью предъявления обоснований по охране труда, разработаны федеральные и отраслевые нормы и правила, а так же стандарты (лишенные отраслевого признака).

Федеративные нормы и правила регламентируют вопросы безопасности во всех отраслях промышленности, во всех регионах (республиках); отраслевые только на п.п. конкретной отрасли. Нормы отражают требования к конкретным параметрам процессов, явлений и т.п. (ПДК, освещенность, ПДУ и т.п.).

Систематизированное изложение норм безопасности при­водится всистеме стандартов безопасности труда (ССБТ) и др. нормативных документах, основной список которых приведен в табл. 1. ССБТ — это комплекс, взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности тру­да, задачей которого является установление общих требова­ний и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований к производственному оборудо­ванию и производственным процессам, требований к средствам защиты работающих и методов оценки безопасности труда.

Структура ССБТ (поясняется на примере ГОСТ 12.1.003-83 «Производственный шум. Общие требования безопасности»).

12. — принадлежность ГОСТа к ССБТ

1.- цифра, характеризующая принадлежность стандарта к той или иной классификационной группе. Например: 1 группа ГОСТов по видам опасностей (шум, воздух рабочей зоны, вибрации, освещение и т.п.); 2 группа ГОСТов по видам технологических процессов; 3 группа ГОСТов по видам производственного оборудования; 4 группа ГОСТов на средства обеспечения безопасности (противогазы, спецодежда, защитное заземление и т.п.); 0 группа ГОСТов основополагающих (термины, определения и т. д.).

003.- указывает порядковый номер ГОСТа в данной классификационной подгруппе;

83- год ввода документа в действие.

Наименование документа Федеральный орган власти, утверждающий документ
Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по ОТ (ТИ РМ) Минтруда Росии
Отраслевые правила по ОТ (ПОТ РО) Типовые инструкции по ОТ (ТИ РО) Федеральные органы исполнительной власти
Правила безопасности(ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации(ПУБЭ), инструкции по безопасности(ИБ) Ростехнадзор и др. органы государственного надзора
Строительные правила и нормы(СНиП), своды правил по проектированию и строительству(СП) Госстрой России
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правили (СН), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) Минздрав России

На основании правил и норм разрабатываютсяинструкции по охране труда, обязательные для рабочих и служащих, устанавливающие правила для безопасного осуществления конкретной работы и поведения в производственных помещениях и на строительных площад­ках.

Инструкции по охране труда

делятся:

· общезаводские, в которых отражаются требования безопасности для работ, выполняемых всеми подразделениями п.п.; составляются, как правило, главным специалистом п.п.; утверждаются руководителем или главным инженером п.п.

· общепроизводственные, которые составляются на работы, выполняемые в конкретном производстве (участок, цех и т.д.); составляются инженерно-техническим работником, уполномоченным соответствующим руководителем подразделения; утверждаются руководителем подразделения.

· по рабочим местам, которые отражают требования безопасности по конкретному рабочему месту, технологической операции и т.п.; составляются инженерно-техническим работником, утверждает руководитель производства, участка, группы и т.п.

Все инструкции обязательно согласуются с отделом охраны труда и профсоюзным комитетом. Без таково согласования они не действительны. Подпись соответствующего руководителя, утверждающего инструкцию, скрепляется гербовой печатью, после чего инструкция приобретает статус закона.

Инструкция по рабочим местам обязательно вывешивается для визуального ежедневного просмотра.

[3]

Текст инструкций должен быть конкретным, не содержать усиливающих слов («строго предупредить»), необходимо избегать запретительных слов, а если это необходимо, то после них дать объяснение результата обратного действия.

В инструкциях, как правило, указываются правильные действия и приводится перечень возможных неправильных действий, с обязательным результатом; указываются средства индивидуальной защиты (СИЗ), необходимые для выполнения работ; действия работника при несчастных случаях (травм, отравлениях и т.п.); номера телефонов экстренного сообщения о возможных нежелательных последствиях. Вся нормативная документация не реже одного раза в 5 лет пересматривается и переутверждается.

Законодательный акт: определение, особенности и виды

Термин » законодательный акт » в отечественном правотворчестве раскрывается недостаточно полно. Между тем, правильное его понимание имеет большое практическое значение.

Общие сведения

Как известно, понятие законодательства рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае речь о собрании правовых документов, утвержденных уполномоченным органом. В широком смысле под этим термином следует понимать совокупность разнообразных подзаконных и законодательных актов. Наиболее распространена первая трактовка.

Основные признаки

Законодательные акты Российской Федерации создаются уполномоченными органами, обладающими правотворческой инициативой. Решения, которые они принимают по тем или иным вопросам, выражают государственную волю. Это обуславливает обязательность, авторитарность, официальность документов. Из признаков, которыми они обладают, в первую очередь необходимо отметить правотворческий характер. Отдельные законодательные акты устанавливают, отменяют, корректируют те или иные нормы. Эти документы являются хранителями установленных моделей поведения в государстве и обществе. Стоит сказать, что внесение изменений в законодательные акты , равно как и их отмена или принятие, осуществляются по определенным правилам. Издание тех или иных документов должно производиться исключительно уполномоченными на это органами. В противном случае по одному вопросу в государстве может существовать несколько решений, в том числе и противоречащих друг другу.

Особенности оформления

Законодательный акт – это документ. В нем должны присутствовать обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Вид документа.
  2. Наименование. Как правило, в названии дается краткая характеристика документа. К примеру » О внесении изменений в отдельные законодательные акты «.
  3. Дата.
  4. Место утверждения.
  5. Структура, принявшая законодательный акт .
  6. Номер.

Письменная форма обеспечивает единообразное понимание предписаний. Это очень важно, поскольку несоблюдение требований норм влечет ответственность.

Дополнительно

Каждый законодательный акт должен согласовываться с положениями Конституции. Кроме этого, его нормы не должны противоречить документам, имеющим в сравнении с ним большую силу. Любой законодательный акт должен быть обнародован. Нормативные положения публикуются в официальных изданиях, доступных для организаций и граждан. Только после обнародования государство вправе требовать исполнения предписаний, которые содержит законодательный акт .

Качество изложения

Для того чтобы акты обладали надлежащей регулирующей силой, они должны отражать объективную действительность. Это требование, по большому счету, обладает общим характером. Стоит отметить, что хоть и уполномоченные органы обладают определенной свободой в принятии тех или иных документов, она далеко не безгранична. Если утвержденные акты не будут соответствовать объективной реальности, присутствующие в них положения нельзя будет эффективно применить на практике. При наличии острого противоречия принятие таких документов может спровоцировать внутригосударственные конфликты. Любые, в том числе и очень перспективные мысли, не могут быть реализованы, если общество к ним не готово. Примером можно считать включение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , регламентирующие выборы в Госдуму. В 2005 г. была введена пропорциональная система голосования. Предполагалось представительство в парламенте в отсутствии сбалансированной и развитой партийной системы.

Структурность

Законодательные акты не должны представлять собой беспорядочный набор положений. Обычно, в документе присутствует вводная часть. Она именуется преамбулой. В ряде случаев в ней дается описание общественно-политической обстановки, сложившейся на момент утверждения акта. В обязательном порядке излагается (кратко) цель и задача документа. К примеру, он может быть принят, чтобы откорректировать некоторые международные соглашения Федерации и отдельные законодательные акты , утвержденные для их исполнения.

Схема построения

Первые статьи документа могут раскрывать терминологию, которая используется в нем. После этого формирование акта может осуществляться так:

  1. Субъекты отношений. К примеру, контролирующие органы и налогоплательщики.
  2. Объекты.
  3. Обязанности и права. Например, каждый субъект должен отчислять налоги, контрольные органы имеют возможность проверить точность расчета и так далее.
  4. Льготы и поощрительные меры. К примеру, НК устанавливает возможность освободить образовательные заведения от уплаты ЕСН.
  5. Санкции. Например, за уклонение от отчисления налогов полагается штраф величиной в 20% от недоимки.

Указанный выше порядок компоновки применяется обычно в некодифицированных актах. Они принимаются в сравнительно «молодых» юридических отраслях. Что касается давно существующих правовых сфер, то в них ключевыми документами выступают кодексы. Например, гражданские правоотношения регламентирует ГК, уголовное судопроизводство – УПК. Стоит сказать, что уполномоченные органы не только принимают правовые документы, но и следят за их соответствием современным реалиям. Чтобы нормативные положения сохраняли свою актуальность, при необходимости включаются изменения в отдельные законодательные акты. Так, например, относительно недавно корректировке подвергся УК. Некоторые деяния были декриминализированы, отдельные пункты ряда статей утратили силу.

Доступность для понимания

Законодательные акты утверждаются для неограниченного круга субъектов. Они направлены на установление правил, моделей поведения тех или иных лиц. В этой связи акты должны быть доступны для понимания рядовыми гражданами. Органы, принимающие документы, должны ориентироваться не на высокоинтеллектуальную часть населения, а на простых граждан. Содержание актов необходимо излагать ясным языком. Вместе с тем не допускаются просторечия. Документ должен отличаться строгостью изложения, официальностью, соответствовать законам логики, не быть излишне абстрактным, но и не детализировать мелочи.

Классификация

Федеральные законы разделяются по уровню своей значимости на:

  1. Конституционные. Они регламентируют вопросы, касающиеся общественной жизни. К примеру, ФЗ «О судебной системе в РФ». Вопросы, которые регламентируются такими актами, в общих чертах регулируются самой Конституцией. Однако в документах детализируются и раскрываются особенности тех или иных предписаний. Соответственно, конституционные акты должны согласовываться с Основным Законом.
  2. Текущие. Их называют также «обычными». Они принимаются для регулирования прочих актуальных вопросов, касающихся внутренней жизни в государстве. К примеру, ФЗ «Об ООО», УПК РФ, Закон «Об образовании» и так далее. Текущие правовые документы также должны соответствовать Конституции, а также ФКЗ.

Они считаются разновидностью текущих законодательных актов. Кодекс – сложный по составу, систематизированный документ. Обычно в нем в определенном порядке размещаются все либо основные нормы конкретной правовой отрасли. Например, УК содержит все положения, касающиеся преступлений и наказаний за них, ГК регулирует все аспекты гражданских (имущественных) отношений. Каждый кодекс представляет собой своего рода «юридическое хозяйство». В нем присутствует все, что нужно для регулирования определенной группы отношений. При этом весь материал систематизирован, распределен по соответствующим разделам, главам. Как правило, в кодексе присутствует 2 части: Общая и Особенная. В первой содержатся обобщающие положения. Эти нормы имеют значение для реализации любой статьи Особенной части. Проще говоря, они применяются при регулировании любых отношений, на которые распространяется кодекс. В УК, например, в этой части присутствуют положения о возрасте, по достижении которого гражданин может привлекаться к ответственности. Здесь же раскрывается, собственно, понятие преступления, присутствует перечень и порядок применения санкций. Особенная часть устанавливает конкретные наказания за определенные деяния.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законы считаются самыми значимыми видами правовых актов. Они могут утверждаться исключительно уполномоченными на это органами. Принятие законодательных актов осуществляется в рамках особой процедуры. Эти документы призваны регламентировать самые важные общественные отношения. В некоторых странах предусматривается закрытый перечень проблем, решение которых осуществляется путем принятия законов. В России такой список отсутствует. В этой связи уполномоченные органы, в частности ФС, формально вправе принять правовой акт по совершенно любому вопросу. Однако вряд ли законотворцы будут решать проблемы, не имеющие первостепенного значения. Стоит также сказать, что рассматриваемые правовые документы обладают высшей юридической силой. Они имеют преимущество при применении в сравнении с иными типами нормативных актов. Исключение составляют международные соглашения РФ. В установленных законодательством случаях договора, подписанные Россией с другими государствами, имеют преимущественную силу.

Источники


  1. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.

  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  4. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Законодательные и нормативные правовые акты
Оценка 5 проголосовавших: 1